Заявления

Содержание

Черни ВячеславЗаместитель директора департамента HR-консалтинга компании «Борлас»
Журнал «Финансовый директор», № 11 за 2005 год
      Кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников — одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.

Программа вывода компании из кризиса, как правило, предполагает проведение радикальных преобразований в условиях крайней ограниченности ресурсов, в первую очередь финансовых и временных. Поэтому при проведении антикризисной программы в области управления персоналом необходимо решить две основные задачи: удержание и вовлечение в реализацию мероприятий антикризисной программы одних сотрудников; минимизация рисков возникновения конфликтных ситуаций при увольнении других. В какую группу попадет каждый сотрудник — «удерживаемых» или «увольняемых» — зависит как от общих планов компании по выходу из кризиса, так и от выбранных направлений развития.

Успешное решение указанных задач требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на:

  • обеспечение адекватного понимания всеми сотрудниками текущей ситуации и перспектив ее развития в соответствии с планами руководства по преодолению кризиса;
  • мотивирование сотрудников на необходимые компании действия (работа в прежней или иной должности, увольнение).

Личный опыт
Татьяна Нелюбина, директор по персоналу компании «Уралгазсервис» (Пермь)

В 2003 году на нашем предприятии сменился собственник. Было решено провести реструктуризацию. Ситуация с персоналом на тот момент была очень сложной. Предприятие не могло предложитьконкурентоспособные зарплаты на рынке труда по всем профильным специальностям. Разница в заработной плате по сравнению с предприятиями энергетики и нефтепереработки по некоторым специальностям доходила до 200%. При этом оплату труда иногда задерживали.
Специальная программа антикризисной мотивации не разрабатывалась, но каждый пункт плана реструктуризации включал вопросы мотивации персонала.

Раскрытие информации о планах преодоления кризиса

С точки зрения управления персоналом кризисная ситуация опасна тем, что сотрудники теряют уверенность в своем будущем. Из-за отсутствия достоверной информации о реальной ситуации на предприятии и перспективах ее развития персонал оказывается вовлечен в обсуждение слухов и разнообразных интерпретаций происходящего, что отражается на его работе. Кроме того, многие сотрудники увольняются или собираются это сделать.

Личный опыт
Андрей Бахарев, начальник управления планирования персонала ОАО «Томскнефть»

Честная, без прикрас, информация о текущей ситуации в компании и планах выхода из кризиса, распространяемая среди персонала, может повысить степень лояльности работников и способствовать росту производительности труда. Осведомленность работников о делах компании и осознание своей роли в ней способствуют росту доверия к руководству и, следовательно, большей поддержке антикризисных мер. Напротив, утаивание информации ведет к появлению слухов и дестабилизирует работу в коллективе.

Сотрудникам необходимо предоставить информацию о том, в какой ситуации находится компания, какие действия запланированы менеджментом для выхода из кризиса, какие цели и задачи поставлены перед ними самими.

Поэтому одним из разделов антикризисной программы является разъяснительная работас персоналом, в соответствии с которой информация для сотрудников должна содержать:

  • характеристику ситуации, в которой находится компания;
  • наиболее вероятный вариант развития событий в случае, если не будут приняты антикризисные меры;
  • запланированные меры по преодолению кризиса и ожидаемые результаты от их реализации;
  • программу вывода компании из кризиса и роль сотрудников в ее успешной реализации.

Чтобы обеспечить понимание и облегчить восприятие сотрудниками разъяснительной информации, она должна быть адресной, то есть соответствовать по форме и содержанию той категории и группе персонала, для которой предназначена.

Личный опыт
Юрий Горковенко, заместитель директора по персоналу корпорации «Эконика» (Москва)

Перед разговором важно правильно определить целевую группу. Вряд ли получится разъяснить рабочему, например фрезеровщику, причины кризиса и стратегические планы предприятия — они будут понятны менеджерам. Рабочие же станут судить о ситуации по тому, вовремя ли выплачивается заработная плата и есть ли бесплатный обед.

Выбор способа передачи информации зависит также от статуса сотрудников и размеров компании. Можно использовать личный контакт, обращение, распространяемое по электронной почте, или взаимодействие с «рабочими советами».

Личный контакт. На практике личное общение с ключевыми специалистами или проведение открытых совещаний с участием всех сотрудников, когда есть возможность задать интересующие вопросы руководству, — один из наиболее распространенных способов снижения неопределенности. В такой ситуации менеджмент может лучше понять настроения в коллективе и оперативно решить наиболее важные проблемы.

Личный опыт
Юрий Горковенко

В компании, где работают не более ста человек, сохраняется возможность прямого диалога любого сотрудника с «первым лицом». Если штат больше, то трудно судить о том, насколько коллектив доверяет «первому лицу», так как может его просто не знать. В этом случае бывает лучше делегировать полномочия руководителям структурных подразделений.

Татьяна Нелюбина

В нашу компанию с новым собственником пришла другая управленческая команда, необходимо было завоевать доверие персонала и ориентировать людей на предельно эффективную работу. Филиалы «Уралгазсервиса» расположены по всей Пермской области — на удалении до 800 км друг от друга. Передача информации о текущей ситуации и планах развития компании через директоров филиалов оказалась не совсем эффективной. Поэтому с работниками стали встречаться топ-менеджеры головного офиса. При этом встречи проводились как спонтанно, так и по согласованному графику, ежегодно составляемому для филиалов. Каждая встреча включала несколько блоков — ответы на вопросы сотрудников, совместные совещания, проведение социологических исследований. В результате более трети работников получили возможность прямого общения с менеджментом компании, а напряженность в трудовых коллективах снизилась.

Письменное обращение. Для компаний с большим штатом сотрудников один из наиболее эффективных способов донесения информации — письменное обращение к персоналу по корпоративной электронной почте. Нередко обращение по электронной почте предшествует личным встречам с сотрудниками, чтобы люди смогли подготовиться к предстоящему разговору.

Рабочие советы. Если численность персонала превышает тысячу человек, то, по мнению автора, можно воспользоваться опытом европейских компаний, которые при аналогичном штате обязаны создавать так называемые «рабочие советы». Основная цель создания подобных органов — взаимодействие с руководством и информирование персонала. Рабочие советы формируются из числа сотрудников предприятий разных подразделений и с определенной периодичностью проводят совещания с руководством, на которых обсуждают достигнутые результаты за период, а также перспективы развития и возможные проблемы.

Личный опыт
Ирина Скитяева, консультант компании «ПАКК» (Москва)

Создание комитета по преодолению кризисной ситуации, в состав которого помимо топ-менеджеров входили бы линейные руководители и рядовые сотрудники, пользующиеся доверием среди коллег, может стать удачным решением.

Татьяна Нелюбина

Совещательные органы дают возможность не только открыто и разносторонне обсуждать проблемы предприятия и возможные пути их решения, но и обмениваться опытом и знаниями. Например, в «Уралгазсервисе» после смены собственника прежние совещательные органы закрывать не стали, а создали совет по развитию, который собирается не реже одного раза месяц. В его состав входят директора по направлениям деятельности, директора филиалов и высококвалифицированные ключевые специалисты. Нередко на собрания совета по развитию приглашаются рядовые сотрудники, состав которых определяется в зависимости от повестки. У совета нет права принимать решения по управлению компанией, основная задача — разработка рекомендаций, обмен информацией внутри компании. Кроме того, проводятся профессиональные корпоративные совещания (экономистов, бухгалтеров, специалистов кадровых служб и т. д.), на которых обсуждаются наиболее сложные вопросы, связанные с текущей работой.

Поддержание лояльности к руководству

В кризисной ситуации крайне важно обеспечить лояльность сотрудников по отношениюк менеджменту компании. В противном случае реализация тех или иных антикризисных программ может столкнуться с сопротивлением со стороны персонала.

Личное мнение
Ирина Скитяева

Кризис сам по себе выступает проверкой лояльности сотрудников по отношению к компании и менеджменту. Чаще наиболее лояльны те, кто понимает цели компании. В таких условиях важно публично поощрять этих сотрудников. Если компания испытывает финансовые сложности, поощрением могут служить грамоты, благодарности, недорогие подарки. Лояльность по отношению к компании зависит от целого ряда факторов и достигается не в один день. Значительную роль играют корпоративная культура, уровень удовлетворенности своей работой, поведение руководства, существование сплоченных команд в коллективе и т. д. Негативно сказываются на лояльности пренебрежительное отношение со стороны начальства к работе персонала, непоследовательность в решениях, невыполнение обещаний и т. п.

В ситуации кризиса важно продемонстрировать сотрудникам, что менеджмент готов разделить с ними существующие трудности. Необходимо акцентировать внимание рядовых сотрудников на том, что непопулярные меры, предпринимаемые в компании, распространяются и на руководителей всех уровней. Если кризис вызван внутренними причинами, то есть произошел в результате стратегических или тактических ошибок руководства, лояльность персонала вернуть сложно. В этой ситуации приглашают антикризисных менеджеров.

Личный опыт
Юрий Горковенко

Если до кризиса в компании не был сформирован командный стиль работы и не установлены партнерские отношения руководства и подчиненных, во время кризиса вряд ли удастся мотивировать персонал. Поэтому в нашей компании антикризисная программа заключается, в том числе и в предельно корректном поведении руководства по отношению к сотрудникам, в нормальных условиях работы и формировании партнерских отношений в коллективе. Самое важное — добиться лояльности людей, когда предприятие растет и развивается, в дальнейшем этот кредит доверия может быть использован для преодоления кризиса.

Татьяна Копылова, руководитель отдела персонала компании «ТехноНИКОЛЬ» (Москва)

Когда в каком-либо подразделении нашей компании происходит смена руководства, мы проводим общее собрание коллектива, где рассказываем, почему было принято такое решение и как в дальнейшем будет развиваться ситуация. Цель такого собрания — снизить неопределенность, поддержать коллектив, сохранить командный стиль работы. На следующем собрании сотрудникам представляется новый руководитель. Спустя некоторое время после смены руководства в подразделении организуется и проводится корпоративное мероприятие. Интенсивное общение не только в офисе, но и за его пределами создает доверительную атмосферу и способствует сплочению коллектива.
Если новый руководитель уже работал в компании, то процесс его вхождения в новую должность проходит значительно быстрее, да и доверие к нему со стороны сотрудников изначально выше. Поэтому в «ТехноНИКОЛЬ» вводится в действие программа внутреннего найма, в соответствии с которой в качестве претендентов на ключевые позиции в первую очередь рассматриваются сотрудники, уже добившиеся успеха в нашей компании.

Создание дифференцированной системы вознаграждений

Одним из средств, обеспечивающих необходимую мотивацию сотрудников, является специальная программа оплаты труда и стимулирования, разработанная на основе дифференцированного подхода к различным категориям и группам персонала.

Для мотивации наиболее значимых сотрудников часто требуется введение дополнительных выплат за выполнение задач в рамках антикризисной программы. Формирование списка таких сотрудников начинается обычно с производственных подразделений, а готовые списки обязательно согласуются с генеральным директором, руководителями производств и цехов.

Личное мнение
Юрий Горковенко

Теряя ключевых специалистов во время кризиса, компания упускает шанс благополучно выйти из трудной ситуации. Ведь для того, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов в условиях кризиса, придется предлагать заработную плату, адекватную среднерыночному уровню. Даже если компания найдет необходимые финансовые средства, время может быть упущено, что недопустимо в такой нестабильной ситуации.

Леонид Постников, менеджер по персоналу компании «АББ Автоматизация» (Москва)

К ценным работникам любого ранга и любой специальности необходим индивидуальный подход.
Как правило, материальная мотивация не играет решающей роли. Работник, состоявшийся в свой профессии, скорее оценит признание своей уникальности для компании, внимание к своим проблемам, возможность диалога с руководством на «равных». А финансовые гарантии для квалифицированного специалиста — лишь дополнение, желательное, но не необходимое.

Ирина Скитяева

Вероятность сохранения для компании ценных сотрудников во время острого финансового кризиса очень мала. Важно, чтобы квалифицированные специалисты понимали, что именно на них делается ставка в процессе преодоления кризиса. Выстраивание партнерских отношений, основанных на доверии, открытость информации и предоставление новых возможностей для карьерного роста — основные способы удержания персонала. В любом случае в ситуации кризиса необходимо вести переговоры с ключевыми специалистами, выявлять их потребности и предпринимать необходимые меры для того, чтобы они остались в компании.

Татьяна Нелюбина

В наш перечень ключевых профессий и должностей вошли руководители (от начальников участков до генерального директора), специалисты и служащие (инженер производственно-технического отдела, диспетчер аварийно-диспетчерской службы, экономисты, финансисты, бухгалтеры); рабочие (электрогазосварщики, слесари-водители, монтеры по защите от коррозии и т. п.). Был проведен конкурсный отбор на имеющиеся вакансии, оптимизирован квалификационно-возрастной состав персонала: часть уволили по соглашению сторон, другим предоставили возможность обучения и развития. После отмены компенсаций, не связанных с результатом деятельности (премии к отпуску, за выслугу лет, оплата санаторно-курортных путевок), сэкономленные деньги были направлены на премирование ключевого персонала.

Ирина Бельцева, директор по развитию компании «Эксимер» (Москва)

Несколько лет назад в одной московской торговой компании серьезный кадровый кризис был связан с конфликтом двух собственников. Противостояниезакончилось уходом из компании одного из них. Поскольку ушедший был лидером компании, то существовала большая вероятность последующего массового увольнения по собственному желанию всех руководителей и менеджеров среднего звена. Поэтому главной задачей было удержать ведущих сотрудников. Весь персонал разделили на три группы по степени их важности для компании, критерием отбора послужили квалификация работников, уровень их лояльности к руководству и потенциальная полезность для компании в будущем. Подобное ранжирование не было сложным, так как в компании работало не более 130 человек. Для каждой группы был создан различный набор мотивационных инструментов.
Монетарная мотивация была включена в программу каждой группы (на период кризиса фонд заработной платы был увеличен на 8%), но не являлась главным элементом. Основая задача программы мотивации — вовлечь сотрудников в процесс реструктуризации компании. Во-первых, нескольких работников повысили в должности, отменив на период кризиса систему пошагового карьерного роста. Тогда был объявлен специальный конкурс, по которому коммерческим директором мог стать любой сотрудник отдела продаж, который в течение месяца зарекомендует себя лучше остальных и предложит максимальное количество идей относительно оптимизации работы компании. Во-вторых, работникам предоставили возможность принимать участие в собеседованиях с кандидатами на руководящие должности: проводили «пресс-конференции», где каждый мог задать вопрос кандидату, а потом проголосовать за его назначение. Так сотрудники почувствовали свою причастность к назначению руководителей, поэтому изначально относились к ним с большим доверием. Важно отметить, что финального кандидата, одобренного главой компании, специально готовили к этому разговору. В-третьих, для сотрудников, работающих наиболее эффективно во второй половине дня, пересмотрели рабочий график: они получили возможность приходить на работу позднее. Всего в программу антикризисной мотивации вошло около 20 различных инструментов. Она была рассчитана всего на три-четыре месяца, но благодаря ей удалось удержать более 90% сотрудников.

Очень важно, чтобы материальное стимулирование было увязано с измеримыми показателями, характеризующими выполнение поставленных задач. Так, мотивацию директора по персоналу можно увязать с программами бесконфликтного сокращения работников и удержания ценных сотрудников, финансового директора — с программой выведения финансовых показателей предприятия на запланированный уровень.

Личный опыт
Ирина Скитяева

Традиционно применяемые системы долгосрочной мотивации управленческого персонала, такие как опционные программы и долгосрочные бонусы, рассчитанные на период от шести лет, при кризисе оказываются малоэффективными. Это связано с тем, что люди не знают, каково будет положение компании через год, и не готовы работать на долгосрочные цели. Поэтому в подобных условиях система мотивации должна быть краткосрочной (от трех до шести месяцев), направленной на достижение оперативных целей, необходимых для преодоления кризиса, и предполагать высокие бонусы в случае успеха. Хорошим стимулом для менеджера, эффективно действовавшего в ситуации кризиса, может стать включение в состав партнеров компании.

Для остальных сотрудников мотивирующим фактором служит неукоснительное соблюдение обязательств со стороны менеджмента в части сроков и размера заработной платы. Это позволит избежать саботажа и забастовок. Нередки случаи, когда компании вынуждены брать банковские кредиты на выплату заработной платы. В подавляющем большинстве случаев дополнительные затраты бывают оправданны, так как именно выполнение менеджментом взятых на себя обязательств в условиях кризиса позволяет эффективно мотивировать персонал и обеспечить необходимую стабильность.

Эффективное проведение программы оплаты труда и стимулирования, с одной стороны, позволяет удержать в компании ключевых сотрудников и не допустить существенного снижения производительности труда, а с другой — обеспечивает бесконфликтное сокращение численности персонала.

Когда должна быть разработана программа антикризисной мотивации

Каждая кризисная ситуация уникальна и требует индивидуального подхода к ее преодолению. Поэтому заблаговременная разработка антикризисной программы в области управления персоналом нецелесообразна. Одними из основных задач топ-менеджмента любой компании остаются прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций, а также своевременное проведение необходимых преобразований внутри предприятия, сопровождаемое грамотной работой с персоналом. Однако при наступлении кризиса определение состава мер по его преодолению, в том числе и в области управления персоналом, должно проводиться в кратчайшие сроки и корректироваться по мере развития событий.

Оригинал статьи: Как мотивировать персонал в условиях кризиса
Журнал «Финансовый директор»

Версия для печати

Право граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

В обстоятельствах и при конфликтах при использовании земельного участка:

  • когда невозможно зарегистрировать его границы
  • когда не получается офрмить на него правоустанавливающие документы
  • когда происходит нарушение прав собственности
  • т.д.

любой человек задумывается:

  1. о том, отчего это произошло
  2. как решить проблему
  3. к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснени
  4. с чего начать
  5. каким должен быть план дальнейших действий

Понятны появляющиеся вопросы:

  • чего я хочу добиться?
  • справедливы ли мои требования и претензии?
  • есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • если я посоветуюсь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • кто из должностных лиц может помочь с решением проблемы?

После размышлений о сложившейся ситуации становится ясно, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти.

Нужно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти установлена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33)
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ( № 59-ФЗ от 02.05.2006)

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан называются обращениями. Они являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться:

  • в любой орган власти
  • в государственное или муниципальное учреждение
  • к должностному лицу

имеют право как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие российского гражданства.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение — свободное и добровольное. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Терминология и виды обращений

Должностное лицо

Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее:

  1. или обязанности представителя власти
  2. или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности в государственном органе или органе местного самоуправления

Виды обращений гражданина (граждан)

  1. индивидуальное или коллективное предложение
  2. заявление
  3. жалоба
  4. ходатайство
  5. индивидуальное обращение

Подаются в государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Излагаются в устной, письменной или электронной форме.

Обращения

1. Обращение одного гражданина

2. Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным

Это обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным

2. Коллективное обращение

Это обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей

Заявление

Это просьба гражданина по вопросам:

  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц:
    1. например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении
  2. нарушения законов и иных нормативных правовых актов,
  3. недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц
  4. критики деятельности органов и должностных лиц

Жалоба

Это обращение с изложением требования о восстановлении:

  • прав
  • свобод
  • законных интересов

нарушенных действиями (бездействием):

  1. должностных лиц
  2. государственных органов
  3. иных организаций или граждан

Предложение

Это обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:

  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц)
  2. совершенствования правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни
  3. деятельности местного самоуправления
  4. решения проблем местного значения
  5. реализации прав и свобод граждан
  6. совершенствования экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества:
    • например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности
  7. деятельности на территории муниципального образования:
    • предприятий
    • учреждений
    • организаций

Ходатайство

Это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним:

  1. определённого статуса
  2. прав
  3. гарантий
  4. льгот

с предоставлением документов, их подтверждающих

Петиция

Это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными
  1. излагаются в письменной форме
  2. содержат:
    • подпись гражданина (граждан)
    • указание:
      • фамилии, имени, отчества
      • данных о месте жительства или работы (учебы)
  • устными:

обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме

  1. должностному лицу государственного органа
  2. иной организации
  • повторными:

обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу

  1. в один и тот же государственный орган
  2. в иную организацию (к должностному лицу)

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств.

Заявление

Заявление (коллективное или от частного лица) – письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц:

  • к администрации
  • к должностному лицу

по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу:

  • руководителю администрации, организации
  • заместителю руководителя
  • руководителю структурного подразделения

Текст любого заявления начинается с обращения:

  • прошу разобраться в ситуации
  • прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы
  • прошу проверить состояние
  • прошу обратить внимание на следующую проблему (вопрос)

Далее в тесте уточняется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом
  • при личной передаче в секретариат
  • по электронной почте

На втором экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении должны быть:

  • наименование документа (заявление)
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление
  • полное наименование должности лица, к которому обращено заявление
  • фамилия, имя, отчество заявителя
  • сведения о заявителе:
    • адрес
    • паспортные данные
    • контактный номер телефона
    • т.д.

В правом верхнем углу нужно указать адресат (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью
  • после слова «Приложения» и перед подписью заявителя
  • дата составления заявления
  • личная подпись заявителя с расшифровкой

Примечание:

  • заявление подаётся в двух экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял
  • один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать полностью фамилию, имя, отчество всех заявителей
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются
  • анонимные заявления не рассматриваются

Жалоба

Жалобы – однин из способов борьбы с нарушениями прав граждан и юридических лиц.. Они, вместе с тем, являются средством предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  • о восстановлении прав и законных интересов
  • о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения
  • об обжаловании действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства

Содержание жалоб разнообразно. Люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме:

  • в суд
  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • должностному лицу

Цель и жалоб одна – добиться восстановления или защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают:

  • граждане РФ
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России

О сроке подачи жалобы

Жалобы подаются в случаях

  • права гражданина или граждан уже нарушены
  • требуется восстановление прав

Жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее трёх месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении:
    • к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть:

  • материалов клеветнического характера
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин

При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя
  • данные отправителя
  • указание заинтересованных сторон:
    • обычно для судебных документов
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя:
    • со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа)
  • требования:
    • устранить нарушения
    • привлечь к ответственности
    • выполнить конкретные действия:
    • пересмотреть судебное дело
    • отстранить от работы сотрудника
    • т.д.
  • подпись под текстом жалобы:
    • без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается
  • дату подачи жалобы
  • дополнительные документы, прилагаемые к жалобе:
    • их перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения»
    • разместить перечень документов под содержанием жалобы перед подписью

Нужно учитывать, что:

  1. просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в который подаётся жалоба
  2. требования, выставленные в жалобе, не должны быть взаимоисключающими

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Не будут рассматриваться жалобы, если невозможно установить автров приложенных к ним документов. Такие документы считаются анонимными.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  • в какую-либо общественную организацию
  • в государственный орган
  • в вышестоящую инстанцию

Ходатайство подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия

Ходатайство – один из видов обращений в государственные органы. Подача ходатайства допускается лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ.

Например, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию

  • иностранным лицам
  • лицам без гражданства

получить которое можно на на сайте госуслуг.

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  • выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания
  • обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства

Содержание ходатайства должно быть:

  • значимым для конкретного судебного процесса
  • иметь прямое отношение к делу

Отклонение от рассмотрения ходатайств, поданных по судебным разбирательствам, – нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция

Петиция – официальное прошение. Подаётся индивидуально или в коллективном виде:

  • в органы государственной власти
  • органы местного самоуправления

в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено выдвижение петиций, – один из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

Петиции подаются с помощью ресурса «Российская общественная инициатива».

Этот портал позволяет:

  • охватить немалую аудиторию
  • собрать большое число подписей

Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность – объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция — официальное изложение воли большого числа граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

На сайте РОИ, в разделе «Как это работает?» можно ознакомиться:

  • с условиями подачи петиции
  • с требованием к содержанию что петиции:
    • не должна содержать инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству
  • с интернет-голосованием за выдвинутое предложение

Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений

Современные формы диалога власти с населением:

  • электронная приёмная Президента Российской Федерации
  • приёмная Государственной Думы РФ
  • электронная приёмная исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
    • является электронной приёмной для оправки обращений и сообщений
  • электронная приёмная Правительства Ленинградской области
  • электронная приёмная Правительства Москвы
  • виртуальная приёмная Администрации Красноярска
  • интернет-приёмная Администрации Смоленской области
  • сайт Активный гражданин
    • площадка для электронных референдумов
    • создан по инициативе Правительства Москвы

Такие ресурсы удобны. Они помогают людям:

  • подать предложения по вопросам жизни своего региона
  • выступить с предложением и инициативой
  • получить исчерпывающие консультации и ответы на интересующие вопросы
  • обсудить проекты
  • реализовать лучшие идеи
  • добиться решения проблем, изложенных в обращениях
  • открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам

Традиционные формы обращений и личный приём у руководителей органов исполнительной власти не исключаются.

Права лиц, подавших обращения

При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:

  • предоставлять дополнительные документы и материалы
  • запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну
  • получать:
    • ответ по существу поставленных в обращении вопросов
    • уведомление о переадресации обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения

Гарантии безопасности в связи с подачей обращения

Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением:

  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • к должностному лицу

с критикой:

  • деятельности указанных органов или должностного лица
  • в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.

Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.

Не является разглашением направление сведений, содержащихся в обращении:

  • в государственный орган
  • орган местного самоуправления
  • должностному лицу

к компетенции которых относится решение изложенных в обращении вопросов

Порядок рассмотрения обращений граждан

1. Личный приём граждан должностными лицами

Подать обращение:

  • в государственные органы
  • в органы местного самоуправления

или сделать это в устном порядке можно на личном приёме у руководителей этих органов.

Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются:

  • очевидными
  • не требуют дополнительной проверки

ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приэма. Об этом делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию:

  • государственного органа
  • органа местного самоуправления
  • должностного лица

гражданину даётся разъяснение:

  1. куда ему следует обратиться
  2. порядок обращения

В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

2. Обязательность регистрации письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено непосредственно:

  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • тому должностному лицу

в компетенци которых решение поставленных в заявлении вопросов.

Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится:

  • входящий номер документа
  • дата регистрации
  • фамилия
  • должность и подпись лица, зарегистрировавшего документ

Формы регистрации обращений граждан:

  1. электронная
  2. карточная
  3. журнальная с графами

Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.

Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они:

  • перенаправляют его в другой орган или должностному лицу, в компетенции которых решение поставленных вопросов
  • срок направления – в течение 7 дней со дня регистрации обращения

этом заявителель оповещается в обязательном порядке.

Если решение вопросов, поставленных в письменном обращении, относится к компетенции:

  • нескольких государственных органов
  • нескольких органов местного самоуправления
  • нескольких должностных лиц

копия обращения:

  1. направляется в соответствующие органы или должностным лицам
  2. срок отправления – в течение 7 дней со дня регистрации обращения

Запрещается перенаправлять обращение на рассмотрение в органы или должностному лицу, решение которых или действие (бездействие) обжалуется.

При невозможности перенаправления обращения на рассмотрение в органы или должностному лицу, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений

  • принимать меры для рассмотрения обращений
  • принимать законные и обоснованные решения
  • информировать о решениях:
    • письменно
    • с аргументами принятия решений
  • разъяснять порядок обжалования решений

4. Сроки рассмотрения обращений

  • не позднее 15 дней:
    • обращение не требует дополнительного изучения и проверки
  • не позднее 1 месяца:
    • если решение вопросов относится к компетенции получателя
  • продляется не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан)
    • если рассмотрение обращения нуждается:
      1. в проведение специальной проверки
      2. запросов информации
  • может быть продлен до 6 месяцев:
    • требуется направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации

Если обращение гражданина, поданное:

  • в местные власти
  • в службу судебных приставов
  • в Роспотребнадзор
  • в Федеральную антимонопольную службу
  • в ЖКХ
  • в другие органы

было:

  1. проигнорировано
  2. оставлено без рассмотрения
  3. получен ответ-отписка:
    • со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59

то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры. Туда следует обратиться немедленно.

5. Контроль за рассмотрением обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:

  1. ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
  2. анализируют содержание поступающих обращений
  3. принимают меры:
    • по выявлению нарушений
    • по устранению причин нарушений

При рассмотрении обращений граждан используются:

  • электронная система контроля
  • регистрационно-контрольные карточки
  • журналы

Дальнейшее рассмотрении обращений:

  • выполняется в соответствии с резолюциями руководителей или должностных лиц.
  • делается сообщение заявителю о принятых решениях
  • в ответах и предписаниях вышестоящиз органов указываются:
    • сведения об уведомлении заявителя
    • отметка об исполнителе

Если в обращениях граждан содержатся вопросы, относящиеся:

  • к компетенции нескольких государственных органов
  • к компетенции иных организаций (должностных лиц)

копии обращений:

  1. направляются в соответствующие органы и должностным лицам
  2. с уведомлением об этом граждан
  3. срок направления обращений – 5 дней

6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым

Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:

  1. поставленные вопросы рассмотрены
  2. приняты необходимые меры
  3. письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе

Ответ на обращение подписывается:

  • или руководителем государственного органа
  • или руководителем органа местного самоуправления
  • или должностным лицом

Ответ на обращение, поданное по информационным системам, направляется по электронному почтовому адресу заявителя.

7. Срок хранения обращений

Срок хранения – 5 лет:

  • обращения граждан связаны с рассмотрением
  • при неоднократном обращении:
    • с даты последнего рассмотрения

В ряде случвев может быть принято решение:

  1. об увеличении срока хранения обращения
  2. о постоянном хранении обращения

8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений

  • в письменном обращении не указаны:
    • фамилия гражданина, направившего обращение
    • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
  • в обращении содержатся сведения:
    • о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии
    • о лице, подготавливающем, совершающем или совершившем, противоправное деяние
  • текст письменного обращения:
    • не поддаётся прочтению
    • не подлежит перенаправлению
  • ответ на обращение не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну:
    • об этом делается сообщение заявителю
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение:
    • оно возвращается заявителю
  • в обращении содержатся:
    • нецензурные или оскорбительные выражения
    • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи
    • должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления правом
  • в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы
  • в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства

9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы органов или должностных лиц по его рассмотрению взыскиваются с заявителя по решению суда.

Нужно учесть

Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.

Полезная информация

  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать
  • «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать
  • О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться

Другие дисциплины › Делопроизводство

Как известно, все многообразие документов разделяется, в первую очередь, на официальные и документы личного характера. Документы личного характера включают в свой состав:

  • собственно личные — документы, создаваемые человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей (самая немногочисленная система документов, включает личную переписку, дневники, мемуары, воспоминания и т.д.);
  • деловые документы личного характера — документы, создаваемые человеком в связи с его профессиональной деятельностью и относящиеся к ее осуществлению (автобиография, резюме, анкета, личное заявление, характеристика, рекомендация, доверенность личного характера, расписка и др.).

Умение правильно составлять и оформлять деловые документы личного характера, связанные с профессиональной деятельностью не менее важно, чем правильное составление и оформление официальных деловых документов.

Личное заявление: понятие, реквизиты, образцы оформления

Заявление – документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу. Отсутствие указания в обращении на нарушения прав и интересов обратившихся является основным критерием отличия заявления от жалобы.

В настоящее время не существует требований ГОСТ, регламентирующих правила оформления заявлений. Эти документы, по форме, являются условно-произвольными. Тем не менее, существует несколько разновидностей личных заявлений по расположению реквизитов: в соответствии с существующими типами делопроизводства – угловые и продольные.

Личное заявление выполняется от руки или с помощью технических средств. Личные заявления также могут выполняться на бланке с трафаретным текстом. Как правило, в крупных организациях формы личных заявлений унифицированы и представлены в виде бланков, например, заявление о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении очередного отпуска.

Здесь представлены образцы оформления личных заявлений (о приеме на работу, об увольнении по соглашению сторон, о предоставлении очередного отпуска).

Заявление о приеме на работу – вид обращения гражданина об устройстве на работу в ту или иную организацию (на предприятие). И хотя законодательством не предусмотрено обязательное составление гражданином такого заявления, на практике оно используется довольно часто. Необходимость такого заявления объясняется сложившейся практикой и некоторыми нормативными актами.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» при перечислении документов, входящих в личное дело, первым документом указано заявление.

Правильно составленное заявление должно содержать следующие реквизиты:

  • адресат (при обращении к должностному лицу указывают его должность, фамилию в дательном падеже и инициалы);
  • автор заявления (с указанием адреса места жительства для заявления о приеме на работу);
  • наименование вида документа – ЗАЯВЛЕНИЕ (слово «заявление» может быть написано полностью прописными буквами или иметь только первую букву прописной без точки в конце; допускается, но считается устаревающим способ записи строчными буквами с точкой в конце);
  • текст (в заявлении о приеме на работу необходимо указать должность и название структурного подразделения, куда поступает работник; если оговаривались какие-либо особые условия: по совместительству, на определенный срок, на выполнение конкретной работы, на неполный рабочий день и т.п., — это также пишется в тексте заявления);
  • подпись;
  • дата (указывается в верхней заголовочной части листа ниже реквизита «название вида документа» или после текста заявления от границы левого поля).

Заявление может иметь приложения (например, к заявлению о приеме на работу прилагаются подлинники или копии документов об образовании, анкета, автобиография и др.). В таком случае все приложения, нумеруя, указывают в заявлении.

Заявление подписывается автором и передается (направляется) для принятия решения, которое выражается резолюцией. Заявление с резолюцией является основанием к изданию приказа или другого документа, например, приказа о приеме на работу, приказа о проведении проверки, письма автору о принятии решения, справки о состоянии затронутого автором вопроса.

Другие статьи по данной теме:

  • назад: Справочно-аналитические документы (акт, справка, заключение и др.) — порядок составления и оформления
  • далее: Автобиография и резюме – понятия, особенности составления и оформления
  • Характеристика, рекомендация и представление – понятия, особенности составления и оформления
  • Образцы оформления личных заявлений: о приеме на работу, об увольнениии, опредоставлении отпуска

Список использованных источников

  1. Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащегоРоссийской Федерации и ведении его личного дела»;
  2. Постановление Госстандарта России от 3 марта 2003г. № 65-ст «Унифицированная системаорганизационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
  3. Логинова Н.К. Делопроизводство и корреспонденция. Учебно-методическое пособие. УрГЭУ, 2007.;
  4. Энциклопедия делопроизводства. Информационный сайт «Центр компетенции по вопросам документационного обеспеченияуправления и архивного дела»: edou.ru.

Сделать всё быстро, онлайн и с подсказками системы можно на сайте налоговой. Для тех, кто привык полагаться только на собственные руки, мы написали это руководство. Будьте готовы заполнить бланки несколько раз — ошибки и помарки допускать нельзя.

(А еще у нас есть инструкция о том, как подать заявление в налоговую)

Вам предстоит:

  • распечатать форму № Р21001 с сайта налоговой
  • найти ручку с черными чернилами
  • заполнить заявление

Скачайте и распечатайте бланк. Выбирайте одностороннюю печать.

Заполните заявление ручкой с чернилами черного цвета. Пишите только заглавными печатными буквами. Один символ (буква, цифра, точка, скобка и пр.) — одна клетка.

В пункт 1.1 впишите фамилию, имя и отчество.

Если вы россиянин, пункт 1.2 оставьте пустым. Иностранным гражданам придется указать в нем фамилию, имя и отчество буквами латинского алфавита.

В разделе 2 укажите индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Его выдают раз в жизни, и он у вас наверняка есть. Вспомнить номер помогает сервис налоговой службы. Если ИНН нет, оставьте поле пустым — налоговики присвоят вам номер во время обработки заявления на регистрацию ИП.

В разделе 3 укажите пол, сделать это надо с помощью цифры: поставьте 1, если вы мужчина, и 2 — если женщина.

В раздел 4 впишите дату и место рождения. Данные указывайте так же, как в паспорте, словно под копирку: если в документе в графе «Место рождения» значится «гор. Москва», в заявлении так и пишите: «гор. Москва», а не «г. Москва», «город Москва» или «Москва».

В разделе 5 поставьте «1», если вы гражданин РФ, а 5.1 не заполняйте. Если вы — подданный другого государства, в разделе 5 укажите «2», а в 5.1 впишите цифровой код своей страны.

В разделе 6 укажите адрес прописки (для иностранных граждан — адрес, который указан в документе на право временно или постоянно проживать в РФ).

Индекс для пункта 6.1 найдите на сайте «Почты России».

В пункте 6.2 укажите цифровой код субъекта, в котором прописаны город федерального значения, область, республика или автономный округ.

В пунктах 6.3–6.6 используйте сокращения по правилам (например, район — р-н, поселок городского типа — пгт). Обладателям московской или питерской прописки пункты 6.3–6.5 заполнять не нужно.

В пунктах 6.7–6.9 названия объектов пишите полностью: «дом», а не «д.»; «корпус», а не «корп.», «квартира», а не «кв.».

В пункте 7.1 укажите код 21, если используете паспорт гражданина РФ. Если у вас другой документ, удостоверяющий личность, выясните и впишите его код.

Особое внимание уделите пункту 7.4 «Кем выдан» — перепишите данные точно так же, как указано в документе, буква в букву.

Раздел 8 граждане РФ не заполняют, а эту страницу в заявление не включают. Иностранцы же заполняют все пункты раздела. Снова будьте внимательны с пунктом 8.4 «Кем выдан».

В верхней части листа А укажите стр. 003, если раздел 8 не заполняли. Если заполняли, поставьте 004.

В разделе 1 листа А укажите код основного вида экономической деятельности вашего бизнеса по ОКВЭД (минимум 4 цифры).

В разделе 2 укажите дополнительные коды (каждый состоит минимум из 4 цифр). Если кодов деятельности больше, чем строчек на листе А, распечатайте и заполните несколько листов А и укажите на каждом из них порядковый номер страницы. Раздел 1 «Код основного вида деятельности» заполняйте только на первом листе А.

В верхней части листа Б укажите порядковый номер страницы.

Раздел 1 самостоятельно не заполняйте: фамилию, имя и отчество впишите в присутствии уполномоченного лица — налогового инспектора, если относите документы лично, или нотариуса, если подаете бумаги по почте или через официального представителя.

Поставьте 1, если будете забирать свидетельство о регистрации ИП в налоговой лично; 2 — если за вас бумаги получит кто-то другой по нотариальной доверенности; 3 — если хотите, чтобы налоговая отправила документы почтой по адресу вашей прописки.

Впишите любой ваш номер телефона — домашний или мобильный, а также имейл. Городской номер начинайте с «8», а мобильный — с «+» в первой клетке и «7» — во второй.

Подпись на заявлении не ставьте: сделаете это в присутствии уполномоченного лица — нотариуса или налогового инспектора.

Разделы 2 и 3 не заполняйте.

Не сшивайте листы заявления (да, даже степлером) — просто сложите их по порядку.

Подготовлено при поддержке юридической компании «Шеховцов и партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *