Зал обслуживания посетителей

Обеденный зал + бар + VIP-зал = площадь зала обслуживания посетителей

Г. К. Габелли

Журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2017

Почему такая схема по определению площади зала обслуживания посетителей в целях исчисления ЕНВД, примененная налоговым органом, не была поддержана судьями?

Именно такую схему применили налоговые органы при определении площади зала обслуживания посетителей в целях исчисления ЕНВД и сделали вывод о неправомерности применения обществом «вмененной» системы налогообложения при оказании услуг общественного питания в кафе. Смог ли налогоплательщик отстоять в суде право на использование спецрежима в виде ЕНВД?

В силу пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ указанную систему налогообложения можно применять при оказании услуг общественного питания через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому такому объекту. Услугами общественного питания в целях применения гл. 26.3 НК РФ являются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Объект организации общепита, имеющий зал обслуживания Здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения

К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные

При исчислении суммы ЕНВД используется физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)».

Площадь зала обслуживания

Площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общепита, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или ИП документы на объект организации общепита, содержащие:

– необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта;

– информацию, подтверждающую право пользования данным объектом.

К таким документам относятся, к примеру, договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке.

Президиум ВАС РФ в п. 14 Информационного письма от 05.03.2013 № 157 указал, что физический показатель базовой доходности «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)» должен включать только те площади, которые фактически могут быть использованы для потребления пищи и проведения досуга. Иные площади, на которых нет условий для потребления посетителями пищи и проведения досуга и которые не влияют на базовую доходность, не должны учитываться при исчислении ЕНВД. К таким площадям относятся, в частности, площади подсобных помещений, предназначенных для приготовления и раздачи пищи, мытья посуды.

В рассматриваемой ситуации налоговые органы посчитали, что, помимо помещения № 16 «обеденный зал», общество при определении площади зала обслуживания посетителей должно было также учесть помещения № 8 «бар» и № 9 «VIP-зал». Определенная таким образом площадь зала обслуживания превышает 150 кв. м.

Судьи же выяснили, что бар во весь проверяемый период был недоступен для посетителей (конструктивно отделен от общей площади обеденного зала, доступ посетителей к бару перекрыт барной стойкой), не предназначен для приема пищи и проведения досуга. Следовательно, площадь помещения № 8 не влияет на доходность услуг общественного питания и не может включаться в физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей» в целях исчисления ЕНВД.

Относительно площади VIP-зала (помещение № 9) налоговым органом не представлено безусловных и достаточных доказательств использования данного помещения обществом при организации общественного питания в кафе. Из материалов дела не следует, что в VIP-зале в проверяемом периоде были созданы условия для потребления пищи и проведения досуга. Из протокола осмотра не следует, что в VIP-зале было организовано предоставление услуг общественного питания и проведение досуга. Само по себе наличие одного стола не подтверждает это обстоятельство. В связи с этим оснований учитывать помещение № 9 в составе физического показателя «площадь зала обслуживания посетителей» в целях исчисления ЕНВД у налогового органа также не имелось.

* * *

В материалы дела не были представлены доказательства фактического использования бара и VIP-зала для потребления пищи и проведения досуга. Поэтому площадь помещений № 8 (бар) и № 9 (VIP-зал) не влияет на доходность услуг общественного питания и не может включаться в физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей» в целях исчисления ЕНВД (Постановление АС ВВО от 06.03.2017 № Ф01-125/2017 по делу № А43-27985/2015).

Кстати, изучив материалы дела № А03-15290/2015, можно узнать о том, почему судьи решили, что ИП обоснованно не учитывал площадь эвакуационного выхода при определении величины физического показателя «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)» и правомерно применял систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД (см. Постановление АС ЗСО от 29.09.2016 № Ф04-4204/2016).

Кто и на каком основании определяет, что точка является общепитом, а не обычной розничной точкой? Что нужно, чтобы зарегистрировать свою точку, как общепит? Каким документом это подтверждается?

Определяете вы сами, а основанием отнесения точки к организации общественного питания является собственно осуществление деятельности по оказанию услуг общественного питания.

Действующее законодательство не предусматривает какого-либо специального порядка регистрации предприятий общественного питания.

Согласно Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, в том числе, деятельности по предоставлению услуг общественного питания организациями общественного питания.

К услугам общественного питания в соответствии с Постановлением Правительства от 16.07.2009 № 584, Общероссийским классификатором услуг населению относятся, в частности:

— услуги питания ресторана,

— услуги питания кафе, — услуги питания столовой,

— услуги питания закусочной,

— услуги питания бара,

— услуги питания предприятий других типов.

Указанное уведомление должно быть подано в уполномоченный орган — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) до начала оказания соответствующих услуг.

В уведомлении о начале осуществления деятельности в области общественного питания указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Уведомление подается в 2 экземплярах в уполномоченный орган непосредственно (либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) или направляется заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.

Зарегистрированное уведомление является основанием для включения сведений о подавшем его лице в реестр уведомлений, являющий открытым и общедоступным.

За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр уведомлений и предоставление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.

При этом лицо, оказывающее услуги общепита, несет ответственность как за неподачу такого уведомления, так и за соблюдение при осуществлении деятельности всех необходимых (весьма и весьма жестких и пространных) требований – начиная с наличия лицензий (например, в отношении розничной торговли «крепким» алкоголем), и заканчивая соответствием объектов общепита, производственных процессов, производимой продукции, персонала и т.д. нормам санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.

Нормативное обоснование:

1) статья 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции от 13.07.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 25.07.2015);

2) Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (в редакции от 17.12.2014) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»);

3) код 122100 «ОК 002-93. Общероссийского классификатора услуг населению», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (в редакции от 17.10.2013).

Сегодня ни для кого не секрет, что выгоднее уплачивать ЕНВД, чем налоги общего режима или УСН. Поэтому стать “вмененщиками” хотят многие, но не у всех это получается. Тот факт, что осуществляемая налогоплательщиком деятельность, упомянута в заветном перечне “вмененных” видов деятельности, еще не является гарантией перехода на ЕНВД. Вполне может оказаться, что род занятий налогоплательщика (хоть он и называется так же, как в перечне) не соответствует определению понятия этого вида деятельности, приведенному в главе 26.3 НК РФ.

И. Кирюшина

Рассмотрим вышесказанное на примере общепита.

Система ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общепита:

– с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому такому объекту ( подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

📌 Реклама Отключить

– не имеющие зала обслуживания посетителей (подп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Иначе говоря, возможность применения ЕНВД по этому виду деятельности Налоговый кодекс РФ связывает с наличием двух обстоятельств:

1) оказанием услуг общественного питания как таковых;

2) оказанием данных услуг через зал обслуживания посетителей или иной объект, не имеющий зала обслуживания посетителей (киоск, палатку и т.п.).

К услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

Что представляет собой процесс изготовления кулинарной продукции, известно всем, и в разъяснениях он, как правило, не нуждается. Хотя бывают и исключения.

📌 Реклама Отключить

Например, организация, которая изготавливает и продает свежевыжатые соки, засомневалась в том, какой вид деятельности она осуществляет.

В ответ на ее запрос Минфин России совершенно справедливо отнес ее деятельность к оказанию услуг общественного питания (письмо от 28.04. 2007 № 03-11-05/85).

Отметим, что конкретного перечня услуг общественного питания глава 26.3 НК РФ не содержит. Поэтому в случае возникновения затруднений при квалификации осуществляемой организацией деятельности Минфин России предлагает обращаться к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (письмо от 15 .06. 2007 № 03-11-04/3/218).

Например, организации, которые кормят и обслуживают клиентов в пути следования пассажирского транспорта, оказывают услуги общепита (код 122308 ОКУН).

📌 Реклама Отключить

О том, что подразумевается под созданием условий для потребления готовой кулинарной продукции, мы уже писали в номере 5 журнала “Малая бухгалтерия” за 2006 год.

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

Если у предприятия нет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, то оно оказывает услуги общепита через объект, не имеющий зала обслуживания посетителей. К данной категории относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания (ст. 346.27 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Не вызывает сомнений, что переводу на ЕНВД подлежит деятельность тех организаций и предпринимателей, которые кормят посетителей в ресторанах, кафе, столовых, закусочных, барах и т.п. То же самое можно сказать и о тех, кто изготавливает кулинарную продукцию и продает ее потребителям – физическим лицам.

Но в этой статье речь пойдет о “нестандартном” общепите. Этим термином мы решили объединить всех тех, кого нельзя отнести к общепиту в его общепринятом смысле. Кроме того, будут рассмотрены “необычные” ситуации, в которые может попасть обычный общепитовец.

Кушать хочется всем, всегда и везде: на работе и в школе, в будни и в праздники, в круизе и на конференции. Список этот можно продолжать до бесконечности.

Соответственно находятся компании, которые готовы за определенную плату приготовить еду (из своих продуктов или из продуктов заказчика), доставить ее в нужное место (либо приготовить ее в месте, указанном заказчиком), организовать потребление кулинарных изделий (сервировать стол, раздать блюда и т.п.), обслужить клиентов.

📌 Реклама Отключить

А Ваша деятельность – предпринимательская?

На ЕНВД переводится общепит как вид предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).

В том случае, если оказание услуг общепита отвечает признакам предпринимательской деятельности, в отношении этих услуг может применяться ЕНВД.

По мнению Минфина России, изложенному им в письме от 17.04.2007 № 03-11-04/3/118, одним из таких признаков является взимание платы с работников за обеды.

Из этого следует вывод: оказание услуг общепита для работников организации, которое производится за плату путем удержания стоимости обедов из заработной платы, признается предпринимательской деятельностью и при определенных условиях может подлежать обложению ЕНВД.

📌 Реклама Отключить

  • стоимость обедов удерживается из заработной платы работников;
  • столовая обслуживает только работников предприятия и создана исключительно с этой целью;
  • столовая находится на территории предприятия, что исключает возможность доступа в нее посторонних лиц;
  • целью деятельности столовой не является извлечение прибыли.

Заказчик услуг – юридическое лицо

📌 Реклама Отключить

Договор на услуги общепита заключается, как правило, между предприятием общепита и юридическим лицом, в то время как пользуются предоставляемыми услугами физические лица (специфика общепита такова, что иное просто невозможно).

На наш взгляд, не имеет значения, кто выступает заказчиком по договору: юридическое или физическое лицо. Важным представляется содержание оказываемых услуг.

В данном случае характер деятельности предприятия общепита не меняется: ему все равно кого обслуживать – посетителей “с улицы” или участников семинара (туристов, работников предприятия и т.д.).

Таким образом, предприятие общепита может быть переведено на ЕНВД при условии, что остальные требования, предъявляемые главой 26.3 НК РФ к этому виду деятельности, соблюдены.

📌 Реклама Отключить

Пример

Организация заключила договор с кафе на проведение банкета по случаю юбилея организации. Площадь зала обслуживания кафе составляет 120 кв.м. Лицам, приглашенным на банкет, кафе оказало стандартный набор услуг.

В этом случае данная деятельность кафе подлежит переводу на ЕНВД.

Безналичные расчеты

Как быть, если заказчик оплатил услуги общепита по безналичному расчету? Может ли этот факт препятствовать переводу организации на ЕНВД?

Нет, не может.

Таким образом, для целей применения ЕНВД годится любая форма оплаты: наличными средствами по безналичному расчету, смешанная форма расчетов (часть денег в оплату поступает от клиента наличными, а другую часть он вносит по безналичному расчету).

📌 Реклама Отключить

А есть ли объект? – Вот в чем вопрос

При оказании предприятием общепита полного комплекса услуг (от изготовления кулинарной продукции до обслуживания посетителей) режим его налогообложения зависит от того, где готовая кулинарная продукция потребляется.

Если услуги оказываются через объект организации общепита, отвечающий требованиям главы 26.3 НК РФ, то в этом случае организация подлежит переводу на ЕНВД по данному виду деятельности.

Обратите внимание! Организация должна иметь этот объект на каком-либо правовом основании (например, в собственности или в аренде).

Если же услуги общепита оказываются предприятием через объект, находящийся в пользовании (владении) сторонней организации, то у этого предприятия отсутствуют основания для применения ЕНВД (см., например, письмо Минфина России от 14.05.2007 № 03-11-04/3/156).

📌 Реклама Отключить

Пример

На балансе предприятия числится столовая, но поваров в штате предприятия нет. Для того чтобы организовать питание работников, предприятие заключает договор с комбинатом питания. В функции работников комбината входит приготовление обедов, обслуживание посетителей. Помещение столовой комбинат не арендует.

Если следовать позиции Минфина России, то комбинат должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом или УСН.

Объекта нет

Тем общепитовцам, которые оказывают свои услуги не через объекты организации общепита, ЕНВД “не светит”.

Если деятельность предприятия общепита ограничивается лишь приготовлением блюд и доставкой их до места потребления (например, “обеды в офис”, “пицца на дом”), то такая деятельность не рассматривается в качестве “вмененного” вида деятельности.

📌 Реклама Отключить

Однако с аргументами, которые Минфин России приводит в ее обоснование, можно и поспорить.

Предприятие изготавливает кулинарную продукцию и реализует ее потребителям. Его деятельность, по нашему мнению, соответствует определению услуг общественного питания. Но реализуется эта продукция не через объект организации общепита (его у предприятия нет). Именно по этой причине предприятие не подлежит переводу на ЕНВД по виду деятельности “оказание услуг общественного питания”.

По мнению же Минфина, при доставке обедов на дом или в офис не выполняются условия для применения ЕНВД в отношении розничной торговли (см. письмо от 20.12. 2005 № 03-11-05/122).

📌 Реклама Отключить

Возьмем другой случай.

Предприятие общепита изготавливает кулинарную продукцию и поставляет ее в школы и изоляторы временного содержания.

Минфин считает, что предприятие не оказывает услуг общественного питания, как их определяет глава 26.3 НК РФ, потому что школы и изоляторы временного содержания не имеют специально оборудованных помещений для потребления изготовленной кулинарной продукции (столовых), а также обособленных объектов для ее реализации (киосков, палаток и т.п.) (п. 2 письма Минфина России от 03.07.2006 № 03-11-02/150).

На наш взгляд, определение режима налогообложения предприятия никоим образом не зависит от наличия (отсутствия) объекта организации общепита у заказчика (школы). А вот что действительно важно, так это есть ли такой объект у самого предприятия.

📌 Реклама Отключить

И если такого объекта у предприятия нет, то его деятельность по оказанию услуг общепита на ЕНВД не переводится.

Пример.

Предприятие общественного питания (ресторан) заключает договор с компанией о том, что будет обслуживать участников семинара в течение трех дней его проведения. Услуги общепита будут оказываться в одном из помещений здания, арендованного компанией для проведения семинара.

В отношении таких услуг общественного питания ресторан не может быть переведен на ЕНВД. Он должен уплачивать налоги по общему режиму налогообложения или по УСН.

Некоторые организации оказываются в очень несправедливой ситуации.

Это те организации, которые оказывают услуги общепита в специально предназначенном для этого месте – в ресторане. Но их беда заключается в том, что ресторан находится на теплоходе или в поезде. Следовательно, он не является частью здания или сооружения, как того требует определение объекта организации общепита. Поэтому деятельность по оказанию услуг общественного питания на транспортных средствах не может быть переведена на уплату ЕНВД (письма Минфина России от 15.06.2007 № 03-11-04/3/218, от 05.12.2006 № 03-11-04/3/524).

📌 Реклама Отключить

Закон суров, но это закон. Будем надеяться, что законодатели со временем устранят существующее недоразумение.

* * *

В том случае, если организация закупает готовую кулинарную продукцию у других предприятий общепита и доставляет ее физическим лицам, она наш взгляд, не занимается оказанием услуг общепита. Следовательно, организация не может быть переведена на уплату ЕНВД. Это связано с тем, что в данном случае отсутствует главная составляющая услуг общественного питания: организация сама ничего не изготавливает.

Представители Минфина России, разъясняя аналогичную ситуацию (см. письмо от 25.07.2007 № 03-11-04/3/295), считают, что деятельность организации не может быть отнесена к услугам общепита, так как она не соответствует определению этого понятия, приведенному в главе 26.3 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Они продолжают настаивать на том, что отличительным признаком услуг общепита является потребление готовой кулинарной продукции на месте, что следует из положений ст. 3 Государственного стандарта РФ “Общественное питание. Термины и определения” ( ГОСТ Р 50647-94).

Такой подход представляется нам более чем спорным, поскольку при наличии определения услуг общепита в главе 26.3 НК РФ нет никакой необходимости обращаться к ГОСТу.

Розничной торговли в смысле, который придает этому понятию глава 26.3 НК РФ, деятельность организации также не образует, так как у нее отсутствует объект организации торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *