Закупка у малого предпринимательства по 44 ФЗ

Субъекты малого предпринимательства

Подавляющее большинство участников государственных закупок по 44-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства — СМП.

Государство оказывает значительную поддержку предприятиям из этой категории и предоставляет различные льготы, в том числе и в процессе проведения закупок.

Субъектами малого предпринимательства являются нижеперечисленные категории организаций:

  • хозяйственные общества и товарищества, включая организации на партнерской основе;
  • производственные кооперативы;
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • потребительские кооперативы;
  • индивидуальные предприниматели.

К малым субъектам предпринимательства относят не только акционерные общества, но и предпринимателей, работающих в качестве ИП.

СМП законодательно подразделяются на:

  • микропредприятия — годовой доход без НДС не превышает 120 миллионов рублей, а в штате числится не более 15 сотрудников;
  • малые предприятия — штат сотрудников составляет до 100 человек, а годовой доход достигает не более 800 миллионов;
  • средние предприятия — ограниченны доходом в 2 миллиарда рублей, и количеством сотрудников в 250 человек.

Если дело касается ИП, который не имеет сотрудников, расчет ведется исключительно от годовой выручки для определения категории СМП.

Чтобы организация была внесена в реестр СМП, который ведется ФНС РФ, необходимо соответствовать следующим критериям:

  1. Доля государственного участия в деле инстанции организации должна соответствовать минимум 25% от общего числа акционеров. Исключением являются иностранные организации, для которых установлен порог в 49% и компании, занимающиеся инновационными технологиями и внедрением новых высокотехнологичных товаров. Для них данный пункт вообще не обязателен.
  2. Число работающих специалистов не превышает 100 человек. В противном случае организацию не относят к МСП.
  3. Годовой доход, с учетом налогообложения, не превышает 800 миллионов рублей.

Для внесения в реестр, которым занимается федеральная налоговая служба, используются следующие данные:

  • информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • сведения, предоставленные в ФНС о количестве работников и доходов на основании налоговой отчетности.

На сайте есть поиск с удобными фильтрами.

Социально ориентированные некоммерческие организации

В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.

Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.

К организациям СОНКО относятся следующие:

  • компании по защите животных и окружающей среды;
  • организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
  • организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
  • организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
  • занимающиеся благотворительной деятельностью;
  • предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
  • занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
  • ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
  • организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
  • компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.

Условия участия и преференции

Регулирование норм участия в закупочной деятельности для обоих видов данных предприятий обеспечивает ст. 30 44-ФЗ. В ней указаны все особенности участия субъектов малого и социально-значимого предпринимательства при государственных закупках.

Если СМП или СОНКО соответствует установленным требованиям заказчика, она спокойно может участвовать практически во всех закупочных процедурах, включая:

  • открытые и закрытые типы конкурсов;
  • запросы котировок и предложений;
  • электронные аукционы.

Государственные и муниципальные компании обязаны проводить закупку у субъектов малого предпринимательства. Так, минимальный объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от общей суммы заключаемых контрактов за один календарный год, с максимальной суммой контракта не превышающей 20 миллионов рублей.

При участи в закупочных процедурах поставщик или подрядчик должен декларировать свою принадлежность к СМП или СОНКО, предоставив выписку из реестра.

Выписку можно получить, найдя свою организацию на сайте реестра СМП и нажав «Экспорт» — файл скачается в формате pdf. Там же можно обратиться в поддержку, если организация не была найдена.

В остальном форма участия и заключения контракта ничем не отличается от прочих субъектов бизнес-деятельности.

Все закупки с участием субъектом СМП приводятся только в электронной форме на государственных ЭТП. Гарантийное обеспечение вносится на специальный расчетный счет в банке, а договор заключается в полностью электронной форме. При этом в пунктах контракта, согласно пункту 8 статьи 30 44-ФЗ, должна фигурировать обязанность расчета за поставку в срок, не превышающий 15 дней с момента подписания акта приемки.

Преимущества СМП и СОНКО по 44-ФЗ в государственных закупках следующие:

  • объем гарантийного обеспечения заявки составляет всего 2 процента от НМЦК;
  • сумма обеспечения контракта не превышает 5 процентов от НМЦК;
  • СМП предоставит ЭТП всего 1 процент от НМЦ в случае победы, но не более 2000 рублей;
  • срок оплаты по договору с МСП составляет 15 календарных дней с момента подписания акта приемки, включая участие СМП на подрядных условиях.

Привлечение в качестве субподрядчиков/соисполнителей

Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.

Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.

При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.

Отчет о закупках

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ должен размещаться в ЕИС и подписываться электронной цифровой подписью должностным ответственным лицом.

Сроки размещения отчета, установленные законодательством, не должны превышать даты 1 апреля следующего за отчетным календарного года.

Это значит, что контракты, оплата за которые осуществляется в текущем году, не могут быть включены в отчет за прошлый подотчетный период.

При этом даже если за отчетный период не было совершенно никаких закупок, так называемый «нулевой» отчет все равно необходимо публиковать в ЕИС.

Объемы считаются по сумме заключенных контрактов с субъектами МСП или СОНКО. В отчетный период включаются все контракты с 1 января по 31 декабря. В данную сумму обязаны включаться и контракты, заключенные с единственным участником аукциона, включая:

  • контракты по обеспечению обороны и безопасности;
  • услуги финансово-кредитного плана;
  • работы в атомной отрасли;
  • контракты с единственным поставщиком и победителями закрытых конкурсов.

Если за организацией обнаружат нарушения установленных пропорций закупок, тогда последует административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Данная ответственность регулируется ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Может ли ИП участвовать в госзакупках

Многие индивидуальные предприниматели воспринимают возможность участия в госзакупках с немалой долей скепсиса, а то и вовсе исключат для себя такую возможность. Между тем существующее законодательство если и накладывает ограничения по тендерам для ИП, то лишь в некоторых, специфических секторах рынка. Процедура подготовки и участия в торгах для них проще, чем аналогичная для юрлиц. Статья расскажет, как участвовать в торгах по госзаказу ИП в соответствии с положениями ФЗ №44 от 05/04/13 г., какие преимущества имеет ИП и чем он рискует, участвуя в торгах.

Общая процедура

Согласно правительственному распоряжению №1447-р от 12.07.18 г. существует список электронных торговых площадок для госзакупок. С будущего года все госзакупки станут электронными, создается единая база данных по тендерам в этой сфере – ЕИС. Для участия в торгах по госзаказу предприниматель должен тщательно подготовиться, чтобы его заявка не была отклонена еще на начальном этапе.

Алгоритм действий:

  1. Получение электронной подписи. Законодатель настаивает на использовании особой усиленной подписи, так называемой «квалифицированной» (КЭП).
  2. Аккредитация. Предпринимателю нужно подать в общем случае копию выписки из ЕГРИП и копию документа, удостоверяющего личность ИП, оформить соответствующее заявление. Документы отправляются по электронным каналам связи.
  3. Обеспечение заявки, по сути, залоговая сумма. Она может составлять, в зависимости от начальной цены контракта (НМЦК), от 0,5 до 5%. Вносится на банковский спецсчет, при этом список банков, которые работают с участниками госзакупок, утвержден Правительством.
  4. Подача заявки на участие. При оформлении заявки нужно предоставить следующие сведения:
    • ИНН и ФИО, данные паспорта ИП;
    • подтверждение, что у ИП нет задолженностей перед ФНС, что он не судим за экономические преступления; иные аналогичные сведения согласно ст. 31 ФЗ №44;
    • сертификаты, документы, подтверждающие качества товара, услуг ИП;
    • реквизиты документов, подтверждающих, что ИП ведет свою деятельность на законных основаниях;
    • декларация, документы, подтверждающие, что ИП относится к сфере малого бизнеса при необходимости.

Все действия на электронной площадке подтверждаются КЭП.

После проведения торгов предприниматель может быть признан победителем. Тогда он получает от заказчика проект контракта, который подписывает электронной подписью. При необходимости фиксируются и согласовываются разногласия между сторонами сделки, до подписания документа.

Плюсы

Несомненный плюс участия ИП в госзакупках – меньшее, по сравнению с юрлицом, количество документов, предоставляемых для участия в торговых процедурах. Так, от ИП не требуется документальное подтверждение полномочий руководителя юрлица и пр.

Значительная часть ИП может отнести себя к субъектам малого бизнеса (СМП). Для таких предпринимателей по ФЗ №44 (ст. 30) имеются льготные условия, которые создаются одним из следующих способов:

  • заказчик может организовать торги только для участников – СМП (и социально ориентированных НКО, также упомянутых в ФЗ);
  • заказчик может требовать от исполнителя привлекать малый бизнес к исполнению госконтракта в качестве субподрядчиков.

Заказчик обязан привлекать малый бизнес к закупкам в объеме не менее 15% от всех закупок за год. Закрепленный заказчиком процент привлечения субподрядчиков СМП должен составлять от 5 и выше. На расчет с ними у исполнителя госконтракта есть 15 дней (пост. Прав-ва №1226 от 07/10/17 г.).

При проведении торгов для СМП начальная контрактная цена должна составлять не более 20 млн руб.

Кстати говоря! Согласно данным РБК, в прошедшем году самым успешным ИП – исполнителем госконтрактов стал предприниматель из Москвы. Он заключил 16 контрактов с компанией «РЖДстрой» на сумму около 2,5 млрд руб. На втором месте предприниматель из Челябинска, обеспечивающий продуктами питания госучреждения на сумму более 2 млрд руб.

Ограничения

Существует область торгов по госзаказам, куда индивидуальные предприниматели не допускаются – это «оборонка». Запрет налагает ФЗ №275 от 29/12/12 г. (ст. 3 ч.3). Согласно документу в закупках могут участвовать только юрлица.

Некоторые сферы экономики требуют специальных лицензий для допуска к торгам, в то же время не всякую лицензию может получить индивидуальный предприниматель. Под запретом, например, производство и продажа алкоголя, наркотических препаратов, ядов и пр. Существует ряд лицензий, требующих для их получения определенных условий, больших материальных затрат, которые для ИП затруднительно осуществить.

Из сказанного следует необходимость тщательного анализа условий тендера до подачи заявки на участие в нем. Кроме того, следует помнить, что по заключенным контрактам ИП ответствен всем имуществом, которым владеет.

Итоги

  1. Участие ИП в госзакупках производится на тех же условиях, что и юрлиц.
  2. Не имеют права участия в тендерах индивидуальные предприниматели только в сфере оборонных заказов.
  3. ИП – участникам, бизнес которых можно отнести к категории малого, предоставлен, согласно действующему законодательству, ряд льгот при проведении госзакупок.
  4. Пакет документов, предоставляемых ИП для участия в процедуре, значительно меньше, чем аналогичный, необходимый юридическому лицу.

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

Субъекты малого предпринимательства (СМП)
Хозяйственные общества Хозяйственные товарищества Хозяйственные партнерства Производственные кооперативы Крестьянские (фермерские) хозяйства Потребительские кооперативы ИП
Соответствие п.1 ч.1.1 ст.4 Закона 209-ФЗ в части доли государства/муниципалитета, иностранных лиц и лиц, не являющихся СМСП
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год – не более 100 чел.
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей.
Сведения о данных лицах должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Единый реестр СМСП ведет ФНС России https://ofd.nalog.ru

КТО ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) — некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнац. сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Хотя бы один из указанных видов деятельности должен быть в уставе

Преференции по Закону 44-ФЗ не распространяются на СОНО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования

ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ СМП И СОНО:

Вариант Условия проведения закупки
«Спецзакупки» Проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО
СМП и СОНО — субподрядчики Победитель закупки — поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся СМП или СОНО, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО:

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, проводят закупки у СМП / СОНО только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНО:

Не менее 15% в год от следующей суммы:

СГОЗ – (закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства) — (закупки услуг по предоставлению кредитов) – (закупки у единственного поставщика, кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93) – (закупки работ в области использования атомной энергии) – (закрытые способы закупок).

За неисполнение годового объема предусмотрена административная ответственность по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

Может ли объем закупок у СМП / СОНО составить 0%? Да, может, если, например, заказчик в течение года все закупки осуществлял только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ «СПЕЦЗАКУПОК» СРЕДИ СМП И СОНО:

№ п/п Условие Правило Норма Закона 44-ФЗ
1 Предмет контракта Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг Ст.30
2 НМЦК Не более 20 млн. руб. П.1 ч.1 ст.30
3 Способ закупки Конкурентные закупки – все способы.

Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25-25.3 ч.1 ст.93

Ч.4 ст.30
4 Где указываются ограничения В извещении об осуществлении закупки Ч.3 ст.30

Ст.42

5 Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНО Декларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе.

П.7 ч.6 ст.54.4

П.7 ч.5 ст.66

П.4 ч.9 ст.82.3

П.8 ч.9 ст.83.1

6 Срок оплаты Сокращенный срок оплаты — не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке Ч.8 ст.30
7 Обеспечение исполнения контракта Устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Ч.6 ст.96
Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:

— исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ

— без учета правопреемства

— контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек

— контракты исполнены

— сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении

Ч.6 ст.96
Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом Ч.27 ст.34
8 Антидемпинговые меры Не применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. предыдущий пункт) Ч.6 ст.96
9 Неустойка (штрафы, пеня) Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:

— 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.

Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.

П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042.
Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП И СОНО В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ / СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ:

№ п/п Условие Правило Норма Закона 44-ФЗ
1 Предмет контракта Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг Ст.30
2 НМЦК Нет ограничений П.1 ч.1 ст.30
3 Где указываются ограничения В извещении об осуществлении закупки.

В контракте — с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.

Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта.

Ч.5, 6 ст.30

ПП 1466

4 Обязательные условия контракта Необходимо использовать типовые условия контрактов Ч.7 ст.30

ПП 1466

5 Неустойка Штраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:

— 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.

Штраф начисляется однократно.

Ч.6 ст.30

П.8 Правил, утв. ПП 1042.

6 Если сам победитель является СМП или СОНО Он не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО.

В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.

Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316

Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:

  • наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
  • место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
  • ИНН соисполнителя (субподрядчика)
  • дата заключения и номер контракта (при наличии)
  • предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).

Срок – в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о заключении указанных договоров.

ОТЧЕТ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:

№ п/п Условие Правило
1 Форма отчета Установлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238
Порядок размещения отчета Отчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.

Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.

Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС.

2 Срок размещения отчета До 1 апреля года, следующего за отчетным годом
3 Надо ли размещать «нулевой» отчет Да, обязательно.
4 Как считается объем закупок, осуществленный у СМП, СОНО По сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году — в отчет текущего года.

С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 – п.25.3 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО

За неразмещение годового отчета предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.

ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ПО ЗАКУПКАМ У СМП И СОНО

Как Вы знаете, в ЕИС можно делать отчет по СМП автоматически. Но суммы у большинства госзаказчиков не сходятся, поскольку:

— в ЕИС для отчета используются планы оплат, а не фактические оплаты,

— СГОЗ считается не верно,

— не понятно, как считаются некоторые строки отчета, нет возможности скорректировать.

Поэтому рекомендуем проверить суммы в специальной программе:

1. Перейдите в программу «Эконом-Эксперт.OnLine».

2. Введите ИНН организации, чтобы данные по закупкам подгрузились из ЕИС.

3. Проверьте суммы контрактов с СМП.

4. Обратите внимание на другие функции, ведь доступ к демоверсии открыт на 3 дня!

Крупная сделка для смп по 44 фз сумма

Рассмотрим, обладает ли конкурсная комиссия по 44-ФЗ правом отклонить конкурсную заявку поставщика, обнаружив, что к ней не приложено решение об одобрении крупной сделки.

Алгоритм действий по рассмотрению заявки

Когда в заявке на конкурс по 44-ФЗ комиссией действительно выявлено отсутствие решения, ей необходимо совершить проверку.

Надлежит выявить, во-первых, действительно ли законами РФ и самими учредительными документами юрлица в обязательном порядке требуется наличие решения о возможности совершить крупную сделку.

Во-вторых, следует уточнить, действительно ли для участника в конкурсе по 44-ФЗ выполнение работ по контракту, либо финансовое обеспечение им своей заявки (или контракта с заказчиком) будет являться крупной сделкой.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

«Управление закупками (120 часов)» Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС

44-ФЗ о крупной сделке

Если мы обратимся за советом к Закону №44-ФЗ, то увидим в подпункте «е» п. 1 ч.

Advocatus54.ru

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП.

Меню

Что такое крупная сделка для ооо и как ее посчитать – актуальный вопрос для многих компаний. Разобраться в нем можно лишь после внимательного ознакомления с самим термином и прочими важными аспектами.

Какая сделка считается крупной для ООО В актуальном законе об ооо крупная сделка обозначена как договор, который может считаться крупным для следующих форм собственности: ооо и ао.

Этот термин применим к заключаемой сделке при ее соответствии определенным критериям и с учетом организационно-правовой формы юрлица. Сюда можно причислить и группу объединенных взаимосвязанных сделок.
В роли признаков взаимосвязи этих договоров выступают такие параметры: однородность, достаточная близость по дате их проведения, одинаковый перечень участвующих лиц и один приобретатель, общая хозяйственная цель.

Само понятие крупной сделки для ооо определено в соответствующем Федеральном законе №14, в статье 46.

Принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Максимальная сумма крупной сделки по 44 фз какую можно указать

ИнфоГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

В 2019 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности.

Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. ВажноПри этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных.

Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной.

Критерии малого и среднего бизнеса:

Малый Средний Max количество работников 100 чел. 250 чел. Max выручка в год 800 млн. руб. 2 млрд. руб.

44-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП.

ВниманиеУсловиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год.

В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта.

Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса.
Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу.

Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ.

Пример расчета крупной сделки: Компания «Звезда» собирается приобрести помещение под офис.

Максимальная сумма крупной сделки по 44 ap какую можно указать

В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дата, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения сделки и потребовали внести запись об этом.

Обращаем внимание, что нормы об одобрении не применяются к обществам, которые состоят из одного участника, и он одновременно исполняет функции исполнительного органа (п. 7 ст. 46 № 14 ФЗ). Таким образом, чтоб пройти аккредитацию и участвовать в торгах, рекомендуем использовать образец решения о крупной сделке 44 ФЗ как для общества, которое состоит из одного учредителя, так и для собрания участников, которые отражают все требования законодательства.

ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами (с 1 января 2019 только в электронном виде):

  • Открытый конкурс,
  • Конкурс с ограниченным участием,
  • Двухэтапный конкурс,
  • Электронный аукцион,
  • Запрос котировок,
  • Запрос предложений.

Какие льготы действуют?

  1. Сумма обеспечения заявки в закупках до 20 млн будет не выше 1% от НМЦ контракта.
  2. Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
  3. Заказчик может не требовать обеспечение заявки, если начальная цена контракта меньше 1 млн рублей.

Что упростит жизнь?

С 2019 года все закупки будут проходить в электронном виде.

Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки.

Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для заказчиков

Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам.

И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии.

В число таковых сведений входит, в том числе, и решение об одобрении крупной сделки от совета директоров.

Далее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 того же закона, составляемая заказчиком для конкурса документация, равно как и опубликованное в ЕИС извещение о том, что он проводит открытый конкурс по 44-ФЗ, обязательно должна включать в себя требования к тому, что содержится в заявке участника (эти требования описаны в 51 статье того же ФЗ). В частности, в извещении, равно как и в документации закупки следует расписать в подробностях, как составить описание предложения участника, какова необходима форма и состав заявки для потенциального поставщика, и как ее правильно заполнять.

В данном пункте также отмечается недопустимость установления заказчиком каких-либо дополнительных требований, из которых бы в качестве последствий происходило ограничение либо количества участников, либо их доступа к тому, чтобы принять участие в конкурсе по 44-ФЗ.

☆ Предоставление решения об одобрении или о совершении крупной сделки ИП

☆ Определение размера крупной сделки

Пример решения об одобрении крупной сделки (cкачать образец)

Крупная сделка — это…

Рассмотрим, что такое по сути крупная сделка, и как понять, является ли выполнение контракта, или обеспечение этого контракта, или заявки на участие, крупная сделка для конкретного участника, подавшего заявку.

Документ, подтверждающий готовность принять участие в значительной закупке, поставщик предоставляет в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании на федеральных торговых площадках. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций. Проверяем критерии Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора.

Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется решение единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол.

В нем нужно отразить голоса всех участников.

Проверяем решение об одобрении крупной сделки

Зачем и когда необходимо Бюджетной организации, которая выступает заказчиком закупки, важно знать, что предложения, поступающие в ходе процедуры, согласованы с исполнительными органами поставщика (собрание учредителей, совет директоров и т. д.). Такое требование обусловлено тем, что заказчику важно понимать, что крупная сделка, которая оказывается за рамками обычной хозяйственной деятельности, не приведет исполнителя к банкротству и срыву государственного контракта.

НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:

  • для микропредприятий –120 миллионов рублей;
  • для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
  • доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует.

Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных.

Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и обеспечение контракта или заявки, и сам контракт будут крупными для участника.

При отсутствии этих сведений кандидата могут отклонить на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет ответственность аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44

ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Одобрение крупной сделки у единственного учредителя

ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п.

7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *