Закон о самоокупаемости бюджетных учреждений был принят

Откуда шум и как все на самом деле?

«Среднее образование в России станет платным с 2013 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость», — так начинается опус, который на днях появился в Интернете. Якобы отныне ребенок в школе сможет получить бесплатно лишь несколько базовых предметов: русский язык, английский, математику, физическую культуру и историю. Это, мол, 1-2 часа на каждый предмет в неделю, а за все остальное придется платить.

А вот текст, который разгуливал по Cети в 2011 году: «Среднее образование в России станет платным с 2011 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок может получить бесплатно, — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)».

Словом, нынешняя страшилка, говоря языком современной молодежи, — «боян». Два года назад «РГ» уже рассказывала, откуда «росли ноги» у этой фальшивки. Тогда как раз шли бурные дискуссии о 83-м Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он дает госучреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получать больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому — на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход. При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. До сих пор. На сегодня многие школы уже второй год работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи.

— Практически три года назад, когда был принят другой закон, а именно 83-ФЗ, начались рассылки через Интернет этих страшилок, — прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заир-Бек. — Но апокалипсис не наступил. Так вот теперь авторы этой откровенной «дезы» и провокации привязали ее к принятому недавно новому закону об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования.

Еще одна волна возмущений поднялась после того, как был подписан документ, в котором якобы говорится об увольнении в ближайшие годы 140 тысяч преподавателей вузов и 100 тысяч учителей школ. О чем речь?

В минобрнауки «РГ» пояснили: речь идет о так называемой «дорожной карте», правительственном документе «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Главные его исполнители — региональные власти. «В документе нет требований — это лишь общий взгляд на ситуацию, которая может сложиться в стране с учетом реальных демографических прогнозов, — убеждают в министерстве. — Говорить о конкретных объемах сокращения численности учителей или увеличении нагрузки более чем преждевременно. Дело в том, что в настоящее время мы ждем ответа на эту «карту» от регионов. Они должны составить собственные «путеводители» с учетом региональных особенностей — количества учащихся, слияния школ и вузов, ухода части педагогов на пенсию».

Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию:

— Документ, о котором идет речь, утвержден распоряжением правительства и рассчитан на срок до 2018 года. Он отражает инфраструктуру системы образования и ее перспективу с учетом демографической ситуации. Здесь отражены идеи, которые давно обсуждаются в профессиональной среде, в т.ч. по вопросам повышения качества образования, по уровням образования, в частности, заложены сроки апробации и внедрения через 5 лет прикладного и академического бакалавриата, предусмотрены новые подходы к оценке соотношения преподавателей к студентам. В ходе этого 5-летнего марафона какие-то установки могут быть изменены. Но что мы не можем, к примеру, изменить, так это численность нашего населения в возрасте от 17 до 25 лет. Если, конечно, не произойдет чудо, когда в Россию вдруг приедут миллионы граждан из бывших союзных республик или вдруг в стране родится неимоверное количество детей.

Все вычисления в «дорожной карте» сделаны исходя из демографической ситуации. Мы знаем, сколько у нас детей, и просчитали, сколько станет обучаться на каждом уровне образования. Молодых людей от 17 до 25 лет будет не 18, а 13,5 млн. Исходя из этого планируется и число бюджетных мест, и соотношение преподавателей и студентов. Возможно небольшое увеличение нагрузки на преподавателей: если сейчас 10 студентов на одного преподавателя, то предполагается 11,5, или 23 студента на двух преподавателей. Это может привести к изменению числа профессорско-преподавательского состава.

Подчеркиваю, это не норма, не закон и не обязательства, это лишь ориентиры, которые заданы с учетом демографии.

Станет ли школьное образование в 2019 году платным?

О том, что образование в России скоро станет платным давно ходили слухи. Что нам ждать от современного образования? Расскажем в нашей статье.

Слухи

Слухи ходят разные. Кто-то говорит, что бесплатной останется только младшая школа, а с 5 класса родителям придется выкладывать не маленькую сумму в фонд школы, по другой версии только за некоторые предметы придется платить, это касается углубленного изучения определенных предметов, выбранных учеником самостоятельно. Другие «сплетники» говорят, что суммы оплаты в общеобразовательных учреждениях будут разные и отличаться от частной школы. Можно услышать даже конкретные цифры – кто-то говорит про 6 тысяч рублей в месяц, кто-то про 11 тысяч.

Эти слухи внушают страх родителям, хотя и кажутся нереальными. Возникает паника на основе ситуации в стране – налоги растут, нет индексации зарплат. Но давайте успокоимся и во всем разберемся.

Наше право

Конституционный закон РФ об образовании не подвергался изменениям. Главные правила таковы: любой гражданин страны имеет право получить образование; оно является бесплатным и предоставляется в муниципальных и государственных учреждениях; каждый гражданин РФ имеет право получить высшее образование.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что любой ребенок гарантированно может получить бесплатное образование за счет средств государственного бюджета. Возможно, перевести ребенка на домашнее обучение, посещая школу для прохождения аттестации. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в 2018-2019 году образование не будет платным.

Откуда ноги растут

Слухи стали распространятся после того, как внесли изменения в отдельные акты РФ. В частности изменения были внесены в положения учреждений государственной и муниципальной формы собственности. В них идет речь о субсидированном финансировании, но это не говорит о внесении платы за обучение. Это говорит о том, что школы будут сами решать, куда тратить выделенные деньги и станут автономными. А значит, смогут оказывать определенные платные услуги, но брать деньги с учеников и родителей будут только за те предметы, которые выходят за рамки стандартной школьной программы. Также обо всех полученных средствах директора школ обязаны отчитываться перед вышестоящим руководством.

Но новый закон ввел и ограничения для школ. Например, администрации образовательных учреждений нельзя брать деньги наличными, только переводом на счет, а все затраты денежных средств должны быть обоснованными. Платными услугами могут стать только факультативы, кружки и продленки – те мероприятия, которые носят добровольный характер.

По заявлению Алексея Фурсенко – бывшего министра образования, внесение поправок в закон должно пресечь нелегальные сборы в школе. Из бюджета в школы будут поступать субсидии, на которые директора сами решат, что необходимо закупить школе – оборудование, ремонт, организация мероприятий.

Татьяна Нестеренко – заместитель министра финансов также сообщила, что образовательные учреждения обязаны бесплатно обучать детей. А за дополнительные денежные средства могут оказываться лишь факультативные услуги.

Критика

Но такие нововведения не понравились россиянам. Ведь раньше мы могли бесплатно посещать кружки и секции при школе или в ДК. Но теперь за все приходится платить. В Москве уже более 75-80% школьных услуг платные. Причем, не только приходится выкладывать деньги за шахматы или моделирование, но и факультеты по математике или русскому языку.

Нынешний министр образования Ольга Васильева прокомментировала сегодняшнее положение дел. И назвала это школьными уловками, потому что порой рядом с обычным расписанием в школах висит точно такое же, но платное. Поэтому министр считает это недопустимым и предлагает перевести школы из муниципального подчинения в региональное. Но это только пилотное предложение

Школьные поборы касаются и ЕГЭ и репетиторства. В старших классах многие родители отдают деньги своим же учителям, чтобы те позанимались с их детьми. Добавим к этому и ежегодные поборы на ремонт, канцтовары, учебники и многое другое, то может быть, образование в школе уже стало платным?

платная медицина, омс, образование, низовая коррупция, взятки, опрос, социальная политика Фото Gettyimages

Бытовые взятки «среди своих» россияне не считают коррупцией или вообще чем-то предосудительным. В то же время коррупция чиновников считается недопустимой и преступной. Такое противоречие в отношении к коррупции социологи объясняют негативным отношением граждан к несправедливым действиям государства, которое заставляет население платить за «бесплатное» образование и медицину и которое совершенно незазорно обманывать. Исследование о неформальных платежах в образовании и медицине представили специалисты Левада-Центра в кудринском Комитете гражданских инициатив (КГИ).

Около 55% наших граждан констатируют наличие тех или иных неформальных отношений в общественной жизни, говорит руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Алексей Левинсон. Отметим, сам опрос по восприятию гражданами коррупции социологи проводили еще в 2017 году среди 1570 человек. Но подробный анализ полученных данных они представили вчера в КГИ.

Больше половины граждан РФ сталкиваются с той или иной формой коррупции (или так называемых неформальных отношений), они не слишком это осуждают. Можно даже сказать, что граждане смирились с коррупцией и пытаются извлечь из нее какие-то выгоды для себя.

В большинстве своем граждане РФ соглашаются дать взятку в больнице или учебном заведении, но при этом резко отрицательно в целом относятся к коррупции в стране. «Мы полагаем, что «право на бесплатное образование» и «право на бесплатную охрану здоровья» почитались и почитаются россиянами как права прирожденные и неотъемлемые. Исследования, проводившиеся с начала 1990-х годов, когда начались либеральные реформы во многих областях жизни, показали, что вообще рыночные отношения были встречены настороженно. Но когда были введены элементы платности в образовании и здравоохранении, это вызвало в массовых слоях общества очень резкую негативную реакцию», – рассказывает Левинсон. Платность же, пришедшая с реформами 90-х, есть, согласно этой идее, нарушение исходного и справедливого порядка вещей.

При этом виноватым в этой несправедливости граждане считают в первую очередь государство. «Во взаимоотношениях с государством по части здравоохранения и образования россиянин априорно считает государство, отобравшее два главных бесплатных блага, неправым. Идя на неформальную плату, на взятку работнику образования или здравоохранения, этот субъект может считать, что на это нарушение закона его толкнуло государство, которое само совершило дело неправое, создав эту ситуацию платности», – подчеркивает социолог. То есть, сообщает он, взятка по-прежнему оценивается негативно, но вина за это деяние снимается с взяткодателя и переносится на систему.

Заметим, что восприятие свойских отношений в различных госучреждениях оказывается неоднородным. К примеру, самыми погрязшими в коррупции граждане считают сегодня российские больницы – здесь о наличии неформальных связей сообщает свыше 40% респондентов. Чуть меньше в поликлиниках – 36%.

В целом россияне недовольны тем, как сегодня устроена и работает система здравоохранения и медпомощи, рассказывает Левинсон. «Они недовольны разделением на медпомощь по обязательному и добровольному медстрахованию (ОМС и ДМС) или по разовой оплате. Пространство медучреждения, пространство медицины оказывается для пациентов фундаментально чужим», – говорит он.

Попытка преодоления этого отчуждения возлагается сегодня на компьютеризацию медобслуживания. Однако среди населения эта перспектива энтузиазма не вызывает. По мнению респондентов, компьютеризация станет дальнейшим развитием формального отношения к больным, а не включением неформальных отношений в предоставление услуги, на которые в обществе существует сильный запрос.

Ситуация в образовании, по опросам социологов, выглядит несколько лучше. Так, лишь треть опрошенных жалуется на коррупцию в вузах. Однако свойские отношения в школах и детских садах волнуют россиян куда меньше – на такую проблему указывает лишь 15% граждан.

Низкую озабоченность коррупцией в детских садах и школах социологи связывают с тем, что именно в этих учреждениях проявления неформальных отношений зачастую наиболее одобряются людьми. Ситуация с коррупцией в вузах сложнее. «В массовом сознании россиян с начала 1990-х в отношении высшего образования утвердилась идея, что теперь все платное. Появление частных вузов, появление платных мест в госвузах, разнообразные формы взимания платы за поступление – от формально законных до откровенно незаконных – все это покрывалось единым представлением о том, что теперь для того, чтобы ребенок учился, нужны большие деньги», – рассказывает Левинсон.

Граждане просто смирились с низовой коррупцией, потому что иначе решить важные жизненные проблемы у них никак не получается, говорят эксперты «НГ». «Вот вроде бы есть полис ОМС, но все понимают: если будешь уповать на бесплатные услуги, то тебя так залечат, что живым из больницы не выйдешь», – говорит профессор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Татьяна Иларионова. При этом она напоминает, что и сама система здравоохранения сегодня выведена из равновесия. «Никакие поступления высокотехнологичной техники не спасают, потому что врач есть врач – он и никто другой ставит диагноз и назначает лечение. И если нет заинтересованности у врача нормально, спокойно работать, честно выполнять свой долг, – то вот и почва для коррупции. А пациенты это видят, понимают, раскошеливаются», – говорит она, подчеркивая, что схожие процессы протекают и в системе образования.

Причину популярности низовых неформальных отношений эксперты видят в том числе и в непродуманной социальной политике властей. «Государство никак не может определиться: за что же гражданин должен платить, а за что нет. Наше государство имеет перед глазами романо-германский и англосаксонский примеры, стоит на развилке, мучаясь от нерешительности, куда же идти. Романо-германский путь – это путь жестко выстроенной страховой медицины, за работой которой зорко следит власть. Англосаксонский – гражданин за все в ответе сам (платит – лечится, не платит – умирает)», – говорит Иларионова. «Для России после бесплатной советской медицины и образования этот выбор платной модели приводит к большим политическим потерям. В результате мы получили гибридную медицину и гибридное образование. Ну и коррупцию как обязательное приложение ко всему, что существует по нечетким правилам», – резюмирует она.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

(В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 111-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 25.12.2009 № 340-ФЗ, от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 12.07.2011 № 209-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 20.04.2015 № 102-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

1) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц); (В редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 102-ФЗ)

21) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц); (Пункт введен — Федеральный закон от 20.04.2015 № 102-ФЗ)

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

41. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 21, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. (Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ; в редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 102-ФЗ)

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

Статья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

3) категория земель, перевод из которой осуществляется;

4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

Статья 4. Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. (В редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ)

Статья 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

(Наименование в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

1. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

21. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принадлежности земельного участка, предоставленного в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к определенной категории земель или об изменении принадлежности земельного участка к определенной категории земель осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом принятие решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую не требуется. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

3. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков. (В редакции Федеральных законов от 19.07.2011 № 246-ФЗ; от 29.07.2017 № 280-ФЗ)

4. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Статья 6. Перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

2. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

Статья 8. Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов

(Наименование в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ)

3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. (В редакции Федеральных законов от 18.12.2006 № 232-ФЗ; от 13.05.2008 № 66-ФЗ; от 20.03.2011 № 41-ФЗ; от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Статья 10. Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.10.2007 № 240-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *