Закон о ликвидации

Мы помогаем компаниям в успешном проведении процедуры ликвидации. Наша помощь включает целый комплекс услуг:

  • консультации на протяжении всего процесса ликвидации;
  • разработку плана ликвидации;
  • подготовку всех необходимых документов;
  • подачу документов в гос. органы;
  • получение свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Протос Консалтинг — это:

  • Грамотные юристы, обладающие большим практическим опытом.
  • Компания за 12 лет своей деятельности заслужившая доверие многих клиентов (см. Отзывы о нас).
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту (100% ориентация на интересы клиента).
  • Квалифицированная юридическая помощь.

ПОДРОБНЕЕ О ЛИКВИДАЦИИ

В зависимости от оснований различают:

  • Добровольную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»).
  • Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»).
  • Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Процедура ликвидации юридического лица включает следующие этапы

  1. Принятие решения о ликвидации.

Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры):

  • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона «Об акционерных обществах”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством (минимум 3/4 голосов акционеров) владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона «Об акционерных обществах”);
  • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия – это особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп.2, 3 ст.62, п.4 ст.64 ГК, п.4 ст.18 Закона о некоммерческих организациях).

  1. Уведомление регистрирующего органа и фондов о принятии решения о ликвидации юридического лица.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации юридическое лицо обязано подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), заполненные по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». На обеих формах подписи заявителя должны быть нотариально заверены.

Помимо уведомлений в ИФНС необходимо подать протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится на стадии ликвидации. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

В настоящий момент форма уведомления ПФР и ФСС России законодательно не утверждена, поэтому организация может его составить самостоятельно. Аналогично уведомлению о ликвидации юридического лица, подаваемому в налоговый орган, в сообщении фондам рекомендуется указывать: ИНН, КПП, ОГРН, наименование организации в соответствии с учредительными документами; регистрационный номер в органе ПФР или ФСС России; принятое решение о ликвидации; дату подписания уведомления. Сообщение должен подписать руководитель организации или ее уполномоченный представитель.

  1. Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации.

Ликвидируемое юридическое лицо обязано уведомить контрагентов о запуске процесса ликвидации посредством публикации объявления в журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление должно включать информацию о сроках подачи кредиторами требований; полное фирменное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, принявшем решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

На этом же этапе ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

  1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

  • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
  • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа.

Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.

Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.

После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.

  1. Удовлетворение требований кредиторов.

Денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, исключение составляют кредиторы пятой очереди, которые могут получать выплаты через месяц со дня утверждения баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Сначала продается имущество, не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). После чего продаже подлежит готовая продукция, недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

  1. Составление и утверждение ликвидационного баланса.

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после расчета со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у юридического лица к моменту ликвидации и до того, как буду произведены расчеты с учредителями.

Ликвидационный баланс дает представление об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, после чего подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

  1. Расчеты с учредителями.

Имущество, которое осталось у организации после расчета с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Основанием для распределения служит акт, пописанный всеми участниками организации. Акт указывает, кому и что предается.

  1. Закрытие счетов в банках.

Процедура закрытия счетов заключается в подаче соответствующего уведомления в банк. Сообщение о закрытии счета, а также уведомление банка о закрытии счета юридического лица необходимо передать в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

  1. Государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо прекращает свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Справка из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.

Не позднее чем через 5 дней со дня подачи этих документов налоговая инспекция должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

  1. Снятие с учета во внебюджетных фондах

Для этого в фонд подаются следующие документы:

  • Заявление в произвольной форме.
  • Копия протокола о ликвидации.
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности.
  • Нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета.
  • Страховое свидетельство (для ФСС).
  1. Уничтожение печати и сдача документов в архив.

С учетом соблюдения всех установленных требований средний срок ликвидации составляет около полугода. Но, стоит учесть, что ошибки на каком-либо из этапов повлекут за собой увеличение сроков ликвидации, а наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Специалисты нашей компании помогут вам в осуществлении всех процедур, связанных с ликвидацией.

Ликвидация компании — весьма сложная как с юридической, так и с организационной точки зрения процедура, требующая немало времени и опыта. Законодательно она регулируется статьями 61–64 ГК РФ. В них изложено определение ликвидации, а также указаны обязанности лиц, принявших решение о ее проведении, порядок проведения и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации. В отдельных случаях ликвидация компании регулируется Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В зависимости от того, является ликвидация добровольной или принудительной, меняется перечень и последовательность действий, которые должны выполнить собственники. В статье речь пойдет как о добровольной ликвидации, так и о банкротстве компании.

Ликвидация со всеми вытекающими

Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители компании и ее собственники полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения компании из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.

Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону юридическое лицо ликвидируется в связи с истечением срока и/или с достижением цели, ради которой юрлицо создано. Это может произойти при реструктуризации бизнеса или из-за нерентабельности продолжения деятельности.

На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица осуществляется за счет его имущества. В том случае, когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.

Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. Однако в некоторых случаях это может затянуться на срок до одного года.

Порядок добровольной ликвидации предприятия

Этап 1. Принятие решения о ликвидации, назначение ликвидатора и уведомление регистрирующего органа. Сначала проводится собрание участников и принимается решение о ликвидации компании, которое оформляется документально и подписывается всеми учредителями. В рамках данного решения осуществляется назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Затем к членам комиссии переходят полномочия по управлению делами компании. На этом же этапе подготавливается сообщение о начале процедуры ликвидации.

Сообщение о добровольной ликвидации юридического лица подается в ИФНС. Налоговый орган вносит запись о начале ликвидации в ЕГРЮЛ и выдает соответствующий лист записи. Подать сообщение необходимо в течение трех дней с момента принятия решения. О прекращении деятельности следует сообщить и в службу занятости, если в компании оформлено более 15 человек. А вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно — налоговики сделают это сами.

Этап 2. Публикация сообщения о ликвидации в официальных СМИ. Официальным СМИ для публикации считается еженедельный журнал «Вестник государственной регистрации».

Сообщение содержит следующую информацию:

  • полное наименование юридического лица;
  • ИНН;
  • дату и номер решения о ликвидации;
  • сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Этап 3. Уведомление работников организации, ее кредиторов и службы занятости о ликвидации. Работников компании и службу занятости уведомляют о сокращении штата не позднее чем за два месяца. Кредиторам также необходимо дополнительно сообщить о ликвидации не позднее чем за два месяца. Одной лишь публикации в СМИ недостаточно.

Важно!
Для того чтобы кредиторы имели возможность предъявить свои требования, они должны быть уведомлены о предстоящей ликвидации фирмы в письменной форме.

Этап 4. Прохождение налоговой проверки. Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (пункт 11 части 1 статьи 89). Подобная налоговая проверка осуществляется независимо от того, когда и по каким причинам проводилась предыдущая. Проверяется правильность исчисления и своевременность выплаты налогов. При этом анализируются данные за период, который не превышает три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ликвидации компании. Принятие решения о необходимости налоговой проверки закон возлагает на ИФНС, а именно на руководителя налогового органа либо его заместителя. По итогам могут быть начислены дополнительные налоговые платежи, пени и штрафы.

Этап 5. Инвентаризация и составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении. По истечении срока, отведенного на заявление требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он имеет форму обычного бухгалтерского баланса и отражает сведения об имуществе организации, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Решение выносит ликвидатор, после чего уведомление об утверждении ПЛБ направляется в регистрирующие органы.

Важно!
Если ликвидационная комиссия устанавливает, что стоимости имущества компании недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ее ликвидация производится в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Этап 6. Расчеты с кредиторами. На этом этапе ликвидируемая компания производит расчеты с кредиторами, успевшими предъявить свои требования в установленный законом срок. Если имеющихся у ликвидируемого юрлица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает с торгов имущество, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.

После погашения текущих расходов, необходимых для ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов. К ним относится и выплата компенсаций, выходных пособий, платежей в бюджет.

Этап 7. Распределение оставшегося имущества компании и закрытие счета. Проводится после окончательных расчетов с кредиторами. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям, имеющим на него права.

Этап 8. Формирование ликвидационного баланса. Государственная регистрация ликвидации. Ликвидационный баланс формируется после всех расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации. На собрании учредителей принимается решение об утверждении ликвидационного баланса. После этого подготавливается заявление о регистрации факта ликвидации юрлица и оплачивается госпошлина. Также стоит учесть, что с 2019 года при подаче заявления о факте ликвидации через ЭЦП сбор за госпошлину отменен. Затем в регистрирующий орган передается пакет документов. Он включает в себя ликвидационный баланс, решение о его утверждении, квитанцию об оплате госпошлины (если подавали не через ЭЦП). По истечении пяти дней выдается лист записи о ликвидации. Процедура завершена.

Процесс добровольной ликвидации предприятия очень бюрократизирован. И потому высок риск доначисления налогов, штрафов или пеней.

Однако преимуществ у добровольной ликвидации гораздо больше:

  • Процедура не слишком продолжительна по сравнению с процедурой банкротства.
  • Все обязанности ликвидированной организации перед ИФНС и третьими лицами прекращаются.
  • Исключается возможность проведения последующих проверок.
  • После ликвидации кредиторы и уполномоченные органы не вправе настаивать на исполнении своих требований, если не успели заявить о них в процессе ликвидации в установленный законом срок.
  • Претензии потребителей на ликвидированное предприятие также не распространяются.

На что обратить внимание при добровольной ликвидации предприятия?

В первую очередь важно определиться, кого назначить на должность ликвидатора. Именно к этому лицу перейдет руководство предприятием в период ликвидации. Таким человеком может быть и прошлый руководитель компании, и любое третье лицо. Полномочия прежнего руководства прекращаются с момента принятия решения о его увольнении и назначении ликвидатора.

Важно!
Срок проверки ликвидируемого лица налоговым органом фактически остается на усмотрение руководства ИФНС. Хотя, как гласит закон, выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в отдельных случаях — и до шести. Процедуру ликвидации невозможно закончить до момента завершения проверки и урегулирования предъявленных в ее ходе требований налоговых органов.

Важно строго соблюдать регламент процедуры ликвидации, поскольку регистрирующие и налоговые органы выдвигают жесткие условия для выполнения обязательных действий. При нарушении срока или порядка оформления документации в ликвидации компании может быть отказано. Чтобы благополучно завершить процедуру, необходимо тщательно подготовить документы и соблюсти все требования.

Как закрыть фирму с долгами: банкротство не приговор

К ликвидации компании путем банкротства обычно прибегают, когда юридическое лицо не в состоянии погасить свои долги. Основным документом, регламентирующим процедуру ликвидации по этой схеме, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Данный закон определяет понятие банкротства как полную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед персоналом и кредиторами в связи с нехваткой имущества. Заявление о признании юридического лица банкротом принимается арбитражным судом в следующих случаях:

  • компания не производит обязательные выплаты кредиторам по денежным обязательствам, по возмещению выходных пособий или оплате труда либо оказывается не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов и иных) в течение трех месяцев;
  • долговые обязательства юридического лица в совокупности составляют не менее 300 000 рублей.
На заметку
При наличии предпосылок банкротства инициировать процедуру может не только кредитор, но и сам должник.

Признание юридического лица банкротом, так же как и добровольная ликвидация компании, производится в определенном порядке и может включать следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение

Процедура вводится по решению арбитражного суда и предназначена для выявления реальных финансовых возможностей компании, а также для анализа ее положения как состоятельного или несостоятельного участника хозяйственной деятельности. При помощи этой процедуры можно определить, позволяют ли материальные возможности должника осуществлять необходимые платежи в полном объеме. К тому же наблюдение помогает выяснить, достаточно ли принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве.

Процедура наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления предприятия-должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с некоторыми ограничениями. На это время арбитражный суд назначает временного управляющего, который получает доступ ко всей информации компании, включая коммерческую тайну. Для совершения сделок в этот период необходимо согласие временного управляющего, выраженное в письменной форме.

Наблюдение имеет четкие временные ограничения: оно не может длиться более семи месяцев. После завершения процедуры временный управляющий представляет в арбитражный суд заключение о финансовом состоянии должника. Документ содержит подтверждение возможности или невозможности восстановления платежеспособности компании и обоснование целесообразности введения последующих процедур.

На этом этапе отменяются начисления штрафов, пеней, дивидендные выплаты, снимается арест с имущества, приостанавливается производство по исполнительным листам.

Финансовое оздоровление, или санация

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Процедура заключается в утверждении определенного плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности на основании решения собрания акционеров. Кроме того, арбитражный суд назначает административного управляющего.

Должник не вправе совершать крупные сделки и принимать решения о своей реорганизации без согласия собрания кредиторов.

При проведении процедуры санации должны быть соблюдены определенные условия:

  • ее продолжительность не может составлять более двух лет;
  • должен быть сформирован план оздоровления, содержащий график погашения задолженности с объяснением возможности удовлетворения требований кредиторов;
  • график погашения долгов обязательно утверждается арбитражным судом;
  • полное погашение всех требований кредиторов должно быть завершено не позднее чем за месяц до окончания санации.
Важно!
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности обеспечивается залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством либо другими способами.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно. Для этого необходимо ходатайство собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Во время процедуры оздоровления предприятия на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления.

Внешнее управление

На этом этапе все функции руководства компанией берет на себя внешний управляющий. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение данных требований. Исключение составляют требования о взыскании задолженности по заработной плате. Внешним управляющим разрабатывается план управления, который утверждается собранием кредиторов. Для восстановления платежеспособности могут быть предложены меры, включающие:

  • смену профиля деятельности;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • уступку права требования юридического лица;
  • дополнительный выпуск акций;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • продажу организации-неплательщика;
  • замещение активов должника;
  • продажу части имущества компании-должника.
Важно!
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если с даты введения санации до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло больше 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

После завершения этапа внешнего управления подготавливается отчет и принимается решение о начале выплат кредиторам. Если есть возможность полностью удовлетворить все требования, процедура банкротства прекращается. В противном случае приступают к следующему шагу.

Конкурсное производство

Этот этап является окончательным и переход к нему означает, что признание несостоятельности компании произошло на уровне арбитражного суда. В результате собственность компании подлежит продаже на торгах, чтобы удовлетворить требования кредиторов, выплатить судебные издержки и долги персоналу по заработной плате. Процедура конкурсного производства занимает шесть месяцев и может быть продлена еще на такой же срок.

Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку собственности/активов компании, составляет отчет с полным отражением конкурсной массы (имущества должника) и отслеживает ход торгов. В обязанность конкурсного управляющего входит также поиск, выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц.

Конкурсное производство — крайняя мера в процессе банкротства. По итогам торгов сумма средств может не соответствовать размеру долга компании Долговые обязательства в этом случае гасятся не полностью, что не согласовывается с интересами кредиторов. Возможны ситуации, когда полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или же бездействия лица, контролирующего компанию-должника. И законом предусмотрено, что в таких случаях это лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Важно!
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в срок до трех лет со дня завершения конкурсного производства. Это возможно, если человек, имеющий право на подачу такого заявления, узнал о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается прекращением деятельности компании и исключением ее из ЕГРЮЛ.

Мировое соглашение

На любой стадии процедуры банкротства между участниками может быть заключено мировое соглашение. Инициатором выступает любая из сторон, но возможно оно только при согласии всех участников процесса.

На заметку
Ликвидация предприятия-банкрота может проходить по упрощенной процедуре, минуя такие предварительные этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

После заключения мирового соглашения процедура банкротства прекращается. Если одна из сторон не соблюдает условия мировой сделки, то процесс признания несостоятельности возобновляется.

Итак, руководители и собственники вправе сами выбирать, каким способом ликвидировать компанию. Однако эта процедура содержит немало подводных камней, о которых могут знать только профессионалы с большим опытом. Самостоятельно довести ликвидацию до благополучного завершения довольно сложно. Гораздо эффективнее поручить это специалистам, которые сделают все в соответствии с требованиями законодательства и в максимально короткие сроки.

Как правильно подойти к процедуре ликвидации компании?

Этот вопрос мы задали основателю и управляющему партнеру компании Fomix Consulting Group, эксперту в вопросах ликвидации предприятий Дмитрию Сидоренко:

«Самостоятельная ликвидация компании — дело весьма трудоемкое, особенно если речь идет о банкротстве. В этом случае потребуется собрать и проанализировать весьма внушительный пакет документов в установленные сроки и преодолеть несколько сложных этапов. Любое нарушение неминуемо приведет к тому, что компании будет отказано в банкротстве со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим я советую отказаться от идеи проводить процедуру ликвидации собственными силами. Оптимальный вариант — обратиться к профессионалам.

Наша компания имеет богатый опыт в проведении ликвидации всех типов — банкротства от должника, от кредиторов, банкротства физических лиц. Наши сотрудники — квалифицированные специалисты, успешно решающие любые задачи в сфере юридического и бухгалтерского сопровождения наших клиентов. Мы беремся даже за нестандартные ситуации, при этом предлагаем только официальные пути решения, а значит, клиенту обеспечивается защита от любых проблем с законом. Свою работу мы начинаем со всестороннего анализа для определения оптимального пути ликвидации компании. Кроме банкротства мы готовы предложить еще и официальную добровольную ликвидацию юридического лица.

Для каждого конкретного случая наши специалисты могут подготовить план действий, с помощью которого будет проводится оценка всех финансовых и временных затрат еще до начала процедуры. Особенность работы нашей компании заключается в том, что мы решаем задачу, поставленную клиентом, комплексно, не разделяя ее на составляющие. Кроме того, такой подход позволяет нам устанавливать приемлемые цены. Для постоянных клиентов существуют особые условия сотрудничества.

За прошедший год мы успешно ликвидировали 1267 компаний, 118 предприятий находятся на нашем бухгалтерском обслуживании, а еще 53 — пользуются услугой аудита».

P. S. Fomix Consulting Group работает на рынке юридических и консалтинговых услуг с 2008 года.

Ликвидация юридических лиц (прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 .

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

  • заявление о ликвидации юридического лица;
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется));
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае если собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица является иностранная организация.

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Индивидуальный предприниматель

  • заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством
веб-портала ЕГР.

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

Председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников;
2. представить в регистрирующий орган:

  • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Индивидуальному предпринимателю

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников (в случае привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);
2. представить в регистрирующий орган:

  • уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по установленной форме;
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Информация об изменениях:

Статья 1253 изменена с 3 июня 2018 г. — Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1253. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1253 ГК РФ

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *