За сколько лет проверяет налоговая инспекция?

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в целях контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Противоречивый налоговый законопроект 1210, стал законом 466-IX, и уже вступил в силу 23.05.2020 года, отдельные его положения вступят в силу 01.07.2020 г. и 01.01.2021 года.

Закон Украины № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» предусматривает множество изменений, направленных на совершенствование и упрощение системы администрирования налогов. Также он вводит международные стандарты налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементации положений Плана действий BEPS.

С текстом Закона № 466-IX и обновленной актуальной редакцией Налогового кодекса можно ознакомиться в ИПС ЛІГА:ЗАКОН.

Кроме того, Закон существенно меняет законодательство, регулирующее порядок проведения, оформления, начисления сумм денежных обязательств и обжалования результатов проверок. Как повлияет на бизнес новый налоговый закон в части проведения проверок, попробуем разобраться.

Обновления плана-графика проверок

Корректировка плана-графика проверок путем включения в него новых налогоплательщиков решен на законодательном уровне, внесением соответствующих изменений в пункт 77.2 статьи 77 НКУ. На протяжении последних лет контролирующий орган вопреки действующему законодательству обновлял план-график проверок включая в него новых налогоплельщиков, а последние оспаривали указанные корректировки.

Фемида была на стороне налогоплательщиков, в постановлении Верховного Суда от 08.10.2019 г. по делу № 826/11217/18 указано, что включение в утвержденный и обнародованный годовой плана-график проведения проверок в текущем году других налогоплательщиков не соответствует нормам пункта 77.1 статьи 77 НКУ и не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Новая редакция пункта 77.2 ст. 77 НКУ предусматривает возможность внесения изменений в план-график на текущий год не чаще одного раза в первом и один раз во втором квартале такого года.

Проверка налогоплательщика, который был включен в план-график на текущий год в результате внесения изменений в первом квартале такого года, может быть начата не ранее 1 июля текущего года, в случае внесения изменений в план-график во втором квартале такого года не ранее чем 1 октября текущего года.

Указанные обновление публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику до 30 числа последнего месяца квартала.

Внесение изменений в план-график, связанные с изменениями наименование налогоплательщика и/или исправления технических ошибок — до 30 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

Учитывая, что эти изменения вступили в силу 23.05.2020 года, контролирующий орган имеет возможность обновить план-график проверок уже во втором квартале 2020 года, включив новых плательщиков в план проверок на четвертый квартал 2020 года.

Узнать попала ваша компания в графики плановых проверок государственных органов надзора и контроля можно также с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Кроме того, вы можете проверить благонадежность контрагента, который вас интересует.

Проверка по решению суда (следственного судьи)

Основание о проведении документальной внеплановой проверки, определенной подпунктом 78.1.11 пунктом 78.1 статьи 78 НКУ получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки, вынесенное ими в соответствии с законом — исключено.

Такое основание для проведения проверки налогоплательщиков у контролирующего органа не была распространённой. По результатам 2019 по основаниям 78.1.11 было проведено только две проверки, а за первый квартал 2020 — ни одной. (По данным ГНС Украины).

Таким образом, существенного облегчения от внесенных изменений, бизнес не получил. Самые распространенные основания для проведения документальной внеплановой проверки остаются неизменный п.п. 78.1.1 и п 78.1.4.

Предоставление налогоплательщиками документов во время проведения проверки

Во время проведении проверок должностные (служебные) лица контролирующего органа имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов.

Обычно контролирующий орган, злоупотребляя своими правами, направлял налогоплательщику соответствующий запрос на получение копии документов в последний день проверки. У налогоплательщика не было физической возможности предоставить запрашиваемые документы. В дальнейшем в акте проверки отмечалось, что налогоплательщиком не предоставлены документы во время проверки.

Пункт 85.4 ст. 85 НКУ дополнен: соответствующий запрос на получение копий документов должен быть представлен должностным (служебным) лицом контролирующего органа не позднее чем за пять рабочих дней до даты окончания проверки.

Подготовиться к проверке поможет ресурс «Искусство обороны». Тестовый доступ можно получить по

Сроки проведения проверки

Новая редакция пункта 82.4 статьи 82 НКУ предусматривает безусловное право контролирующего органа принять решение о приостановлении проведения документальной плановой и внеплановой проверки налогоплательщика, которое оформляется приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику. Предыдущая редакция предусматривала такое право контролирующего органа исключительно по проведению проверок крупных налогоплательщиков.

Также, налогоплательщик вправе обратиться к контролирующему органу с заявлением о приостановлении проведения проверки, в случае нарушения последним сроков предоставления запроса на получение копии документов в порядке, определенном пунктом 85.4 статьи 85 НКУ. Проведение такой проверки должно быть приостановлено на срок не менее чем на пять рабочих дней.

Новые права контролирующего органа

Контролирующий орган вправе получать объяснения от работодателей и/или их работников и/или лиц, труд которых используется без документального оформления, при проведении проверок.

Стоит отметить, что такие права контролируя орган исключительно при проведении проверок, предметом которых является соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), соблюдение налоговым агентом налогового законодательства о налогообложении выплаченной (начисленной) наемным лицам ( в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону.

Оформление результатов проверки

В пункте 86.1 ст. 86 НКУ указано, что акт проверки не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного правонарушения по уклонению от уплаты налогов.

Что именно хотел законодатель сказать этим, не понятно. Акт проверки никогда не рассматривался отдельно как заявление или сообщение о совершении уголовного правонарушения по уклонению от уплаты налогов. Большинство уголовных производств вносится в ЕРДР по статье 212 УК Украины еще до проведения документальной проверки.

Усовершенствованный порядок рассмотрения возражения к акту проверки

Возражения налогоплательщиков рассматриваются комиссией такого контролирующего органа по рассмотрению возражений и объяснений по актам проверок (комиссия по вопросам рассмотрения возражений), которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя контролирующего органа.

Рассмотрение материалов проверки осуществляется в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения возражений к акту проверки.

При рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений

  • устанавливает, совершил налогоплательщик нарушения;

  • рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установленные при рассмотрении представленных налогоплательщиком письменных пояснений и их документального подтверждения;

  • исследует вопрос наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности;

  • определяет размер денежных обязательств;

  • исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса (налогоплательщиком подано в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки в случае, когда налогоплательщик в своих возражениях ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования).

Надеемся, что созданная комиссия по рассмотрению возражений, будет подходить объективно и беспристрастно к рассмотрению возражений налогоплательщиков к акту проверки и защите прав налогоплательщиков на этом этапе наконец-то будет эффективным, а не формальным.

Сроки уплаты суммы денежного обязательства определенного по результатам проверки

Еще с 1 января 2019 вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым срок подачи жалобы, определенный п. 56.3 ст. 56 НКУ составляет 10 рабочих дней, вместо 10 календарных дней.

Однако, срок уплаты суммы денежного обязательства, определенного по результатам проверки, остался без изменений — 10 календарных дней. Налогоплательщик обязан был уплате сумму денежного обязательства в течение этого срока, или начать процедуру обжалования. (Пункт 57.3 ст. 57 НКУ)

Даже ГФС Украины предоставила рекомендации главным управлением ДФС в областях и офисам крупных налогоплательщиков в письме от 27.12.2018 года № 40351/7/99-99-14-03-03-17 о необходимости проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками по вышеприведенных изменений относительно порядка согласования результатов проверок, а также целесообразности придерживаться предусмотренного пунктом 57.3. статьи 57 НКУ срока уплаты или обжалования, а именно в срок в 10 календарных дней, во избежание согласованности сумм начисленных денежных обязательств.

Законом 466-IX были устранении указанные несогласованности и внесены в пункт 57.3. статьи 57 НКУ соответствующие изменения, установлено 10 рабочих дней.

Новый порядок оформления налогового уведомления-решения

В случае если налоговое уведомление-решение принято по результатам документальной проверки и является процессуальным основанием привлечения лица к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения, оно дополнительно к информации, приведенной в пункте 58.1.1 статьи 58 НКУ, должно содержать обоснование выявленных нарушений и детальный расчет штрафных санкций.

Также, вводится Единый реестр принятых налоговых уведомлений-решений.

Восстановлении сроков на обжалование решений в административном порядке

С 23 мая 2020 у налогоплательщиков появилась возможность восстановить пропущенные сроки на подачу жалобы в административном порядке. Налогоплательщик в течение шести месяцев с даты истечения срока на подачу жалобы (10 рабочих дней), имеет право подать жалобу вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока или указанное ходатайство может содержаться в жалобе.

Контролирующий орган высшего уровня, рассматривая ходатайство налогоплательщика, восстанавливает пропущенный срок на подачу жалобы в административном порядке, если признает причины его пропуска уважительными.

Как будет рассматриваться ходатайство о восстановлении сроков на подачу жалобы и какие причины контролирующий орган будет считать уважительными, покажет только время.

Сроки давности

Привычные и предельные 3 года (1095 дней) сроков давности стали практически безграничными.

Проведение проверок и определения контролирующим органом сумм денежных обязательств по налоговым обязательствам налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, военного сбора при выплате заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) физическому лицу в связи с трудовыми отношениями), то есть НДФЛ и ВС возможные за последние 7 лет (2555 дней).

Также, значительно расширены основания для приостановления отсчета сроков давности, давно привычные два основания, как: 1) налогоплательщик находится за пределами Украины, если такое пребывание является непрерывным и равен либо превышает 183 дней и 2) контролирующему органу в соответствии с решением суда запрещено проводить проверку (проверки) налогоплательщика, дополнились:

  • контролирующему органу по закону запрещено проводить проверку (проверки) налогоплательщика;

Итак, если будет введен мораторий на проведение проверок, то в этот период останавливается отсчет сроков давности и в будущем контролирующий орган может провести проверку и осуществить начисление сумм денежного обязательства за период в котором действовал мораторий.

  • контролирующим органом остановлено, продлен, перенесены сроки проведения проверки в порядке, предусмотренном статьями 44, 82 и 85 НКУ Украины или Таможенным кодексом Украины;

Как отмечалось выше, контролирующий орган имеет право приостановить проведение проверки любого налогоплательщика, приняв соответствующее решение, являющееся основанием приостановления течения срока давности.

  • контролирующий орган не может провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в связи с:

составлением акта о невозможности проведения проверки (кроме случая признании незаконными действий по составлению такого акта);

Составление контролирующим органом акта о невозможности проведения проверки налогоплательщика является распространенным злоупотреблением предоставленными правами, поскольку налоговым законодательством четко не урегулирован порядок его составления. Такой акт часто, составляется в связи с отсутствием налогоплательщика по местонахождению. Большинство таких актов не соответствуют действительности, и составляются с целью давления на налогоплательщика. А с 1 января 2021 будут использоваться как основание для приостановления течения срока давности.

недопущением налогоплательщиком должностных лиц контролирующего органа к проверке при соблюдении условий контролирующим органом:

а) определенным подпунктом 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, предусмотренных статьей 81 настоящего Кодекса;

б) определенным подпунктом 41.1.2 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, предусмотренных статьей 349 Таможенного кодекса Украины;

  • обжалованием налогоплательщиком в судебном порядке решение контролирующего органа о проведении проверки (кроме случаев признания противоправным и / или отмены такого решения);

  • осуществляется административное или судебное обжалование налогоплательщиком решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства.

Как мы видим, оснований для приостановления течения сроков давности много и по своему содержанию они предоставляют контролирующему органу определить сумму денежных обязательств налогоплательщикам в срок более 3 лет.

Взыскание налогового долга

Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не ранее чем через 30 календарных дней со дня направления (вручения) такому плательщику налогового требования.

Таким образом, применение мер принудительного взыскания налогоплательщику сокращено в два раза — до 30 дней.

Вывод

На мой взгляд, внесенные изменения Законом 466-IX в НКУ направлены на расширение полномочий контролирующего органа при проведении проверок с целью увеличения сумм начислений и ускорения их взыскания. А эффективность новых инструментов, которыми налогоплательщик может защитить свои права, покажет время.

Особую ставку законодатели поставили на НДФЛ и ВС, с целью увеличить поступления по этим налогам. Увеличены сроки давности до 7 лет в пределах которых возможно проведение проверки и осуществления начислений, исключительно по проверкам НДФЛ и ВС предоставлены полномочия должностным лицам контролирующего органа отбирать объяснения у работодателей и их работников.

Роман Загрия, управляющий партнер PRAVO GARANT

Для построения выигрышной стратегии защиты в суде необходимо много времени уделять изучению правовых прецедентов и норм права. ЛІГА:ЗАКОН разработала комплексное решение LIGA360:АДВОКАТ, которое объединяет главные инструменты для эффективной работы адвоката в единственном рабочем пространстве. Кроме удобного доступа к наибольшей базе НПА, судебным решениям и информации о компаниях и предпринимателях, вы получаете ряд дополнительных преимуществ: извещение об изменениях в законодательном поле, новые судебные решения, состояние контрагентов; создание базы полезных ссылок; персональную ленту новостей по выбранным темам и источникам.

Налоговый кодекс устанавливает ряд ограничений для выездной налоговой проверки: -Не дольше 2х месяцев; -Повторной проверки быть не может; -Не чаще 2 раз в год; -Либо проверка, либо мониторинг

Налоговый кодекс устанавливает ряд ограничений для выездной налоговой проверки.

Не дольше двух месяцев

Выездная налоговая проверка не может длиться больше 2 месяцев. Но в некоторых случаях срок проведения проверки может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Повторной проверки быть не может

В общем случае налоговый орган не может провести повторную выездную налоговую проверку (п.5, п. 7 ст. 89 НК РФ).

Напомним, что повторная выездная проверка — это проверка, проводимая по тем же налогам, за тот же период вне зависимости от времени проведения предыдущей выездной налоговой проверки. При проведении такой проверки налоговый орган может проверить период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, когда вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Не чаще двух раз в год

В течение календарного года налоговая инспекция может провести не более 2 выездных проверок. Причем более двух раз в течение года нельзя проверять как саму организацию, так и ее филиалы и представительства (п. 5, 7 ст. 89 НК РФ).

Самостоятельные проверки филиалов и представительств при этом не учитываются (п. 5 ст. 89 НК РФ). Иными словами, если налоговая инспекция проверила организацию целиком, включая филиал, а затем проверила филиал еще и отдельно, то налоговый орган вправе провести еще одну выездную налоговую проверку организации. Однако если налоговая инспекция дважды проводила выездную налоговую проверку организации в целом, провести отдельную выездную проверку филиала в течение календарного года она не вправе.

Вместе с тем руководитель ФНС может принять решение о проведении выездной налоговой проверки сверх установленного лимита (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Узнайте о предстоящих проверках ФНС, ПФР, ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт

Либо проверка, либо мониторинг

Налоговая инспекция не может провести выездную налоговую проверку за период, когда проводился налоговый мониторинг. Исключением из этого правила являются случаи, когда (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. Выездная проверка проводится вышестоящим налоговым органом для целей контроля за работой ИФНС, которая проводила налоговый мониторинг.
  2. Налоговый мониторинг прекращен досрочно.
  3. Компания не выполнила указания ИФНС в рамках проводимого налогового мониторинга.

Компания представила в ИФНС уточненную налоговую декларацию за период, когда проводился налоговый мониторинг, уменьшив сумму налога, подлежащую уплате.

В отношении контрагента в 2020 году проводится выездная налоговая проверка за 2016 год.
Может ли налоговый орган в рамках встречной проверки истребовать у налогоплательщика документы по данному контрагенту за пределами трехлетней давности?

4 августа 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации действия налогового органа по истребованию в 2020 году у организации документов за 2016 год в рамках встречной проверки являются правомерными.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Существуют следующие виды налоговых проверок: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). Соответственно, истребование документов (информации) по деятельности проверяемого налогоплательщика у иных лиц в соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ может осуществляться налоговыми органами, в частности, при проведении выездных налоговых проверок.
При этом нормы ст. 93.1 НК РФ не устанавливают каких-либо ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519).
В постановлении Тринадцатого АСС от 27.01.2020 N 13АП-34312/19 суд также указал, что НК РФ не установлены ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки. Если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их представления неправомерен. Из этого же исходили судьи и в постановлении Седьмого ААС от 06.02.2017 N 07АП-11298/16, придя к выводу о том, что налоговый орган, проводящий проверку контрагента организации, вправе истребовать у организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. При этом суд указал, что установленное п. 4 ст. 89 НК РФ общее трехлетнее ограничение в отношении периода проведения выездной налоговой проверки*(1) не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Аналогичный подход представлен и в ряде иных материалов судебной практики (постановления Пятнадцатого ААС от 07.11.2018 N 15АП-16143/18, Второго ААС от 05.03.2018 N 02АП-410/18, Семнадцатого ААС от 03.11.2017 N 17АП-14994/17, Четвертого ААС от 05.10.2017 N 04АП-5148/17, АС Западно-Сибирского округа от 27.06.2017 N Ф04-1440/17, Двенадцатого ААС от 30.06.2017 N 12АП-6382/17).
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации действия налогового органа по истребованию в 2020 году у организации документов за 2016 год в рамках встречной проверки являются правомерными. Организация обязана исполнить соответствующее требование в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган о том, что не располагает истребуемыми документами (возможно также продление срока представления документов — п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

13 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Выездная налоговая проверка может проводится и за рамками общего трехлетнего срока, например, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ (пп. 1.3.2), от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *