Выполнение госзадания

2. Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат. Структура государственного финансового механизма.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — покрытие затрат за счет финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства. Осуществляется в трех формах:

— самофинансирование — покрытие затрат за счет собственных финансовых ресурсов организации. При их недостатке снижаются расходы либо привлекаются заемные средства;

— кредитование — расходы организаций покрываются за счет ссуды, предоставляемой на условиях платности, срочности, возвратности и гарантированности;

— бюджетное финансирование на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов разных уровней власти и управления.

На практике все формы применяются одновременно при их оптимальном сочетании.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

— финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

— финансовые показатели — параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

— правовое обеспечение — законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

— нормативное обеспечение — нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

— информационное обеспечение — бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.

3. Содержание и состав финансовой системы РФ.

Финансовая система — система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие банки;

2) Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

3) Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

4) Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом:

4. Основы организации финансового рынка.

Формирование и эффективное использование финансовых ресурсов осуществляется в рыночной экономике посредством финансового рынка. Финансовый рынок — форма организации движения денежных средств в экономике. Реализует функции:

— аккумулирование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, государства;

— осуществление посредничества их движению от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Состояние финансового рынка определяется инфляционными ожиданиями, денежно-кредитной политикой государства и другими факторами.

Его субъектами выступают: сберегатели — юридические и физические лица, чаще население, которые осуществляют инвестирование своих сбережений индивидуально или через финансово-кредитные институты; инвесторы — субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, вкладывающие денежные средства в какое-либо предприятие, инфраструктуру; эмитенты — субъекты хозяйствования и органы власти различных уровней, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

Структура финансового рынка характеризуется 2 признаками:

1) временной: рынок денег (денежные ресурсы как средства платежа, используемые в краткосрочном периоде — до 1 года); рынок капиталов (денежные ресурсы как средства накопления, используемые в долгосрочном периоде более 1 года);

2) институциональный: кредитная система как совокупность кредитных организаций; рынок ценных бумаг, включающий первичный и вторичный рынок и рынок государственных и корпоративных ценных бумаг.

Рынок денег является первичной стадией развития финансового рынка, более простой по организации, его примерами выступают рынок Межбанковского кредитования и валютный рынок.

Рынок капиталов — вторичная стадия развития финансового рынка, более сложная по организации, достаточно слабо развитая в РФ на сегодняшний момент.

Лекция 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. осударственная финансовая политика. Государственное егулирование финансов

1. Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

2. Основные функции и принципы организации централизованных финансов.

3. Содержание и основные направления финансовой политики.

4. Государственное регулирование финансов.

1. Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

Предметом курса являются финансы, поступающие в распоряжение органов власти и управления различных уровней. Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:

1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.

2) Система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

Информация о работе «Государственные и муниципальные финансы»
Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 407279
Количество таблиц: 22
Количество изображений: 5

Похожие работы

54019
25
0

… анализа. Ответ на задание №2 1-1) 2-1) 3-2) 4-2) 5-1) 6-1) 7-2) 8-1,4 9-3) 10-1) 11-3) 12-2) 13-1) 14-1,2,3 15-3) 16-1) 17-3) 18-2) 19-1) 20-1,2 21-2) 22-2,4 23-2) 24-2) 25-3) Часть 2 «Государственные и муниципальные финансы» Вопрос №1 1. Выберите вариант правильного ответа на вопрос: 1.Что составляет муниципальную казну? а) средства местного бюджета и …

110830
0
0

… решения данной задачи необходимо разрабатывать и широко обсуждать перспективы развития муниципальных финансов, оценивать их соответствие современным требованиям развития Российской Федерации, обоснованность выбора направлений и механизмов государственно­го финансового регулирования социально-эконо­мических процессов в условиях проведения широ­комасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня …

67429
4
8

… Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление населения. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ РОССИИ ЗА 2001-2010 ГГ. 2.1 Анализа бюджета России По данным Минфина России предполагалось, что в 2008 г. …

38202
0
0

… о рассогласованности усилий, архаичности подходов и недостаточной системности при разработке решений в развитии бюджетного федерализма и публичных финансов. Прежде всего, необходима разработка моделей управления муниципальными финансами, призванных обеспечивать устойчивое финансово-бюджетное равновесие в муниципальных образованиях, организация рационального движения потоков финансовых ресурсов, …

Переход на работу в рамках государственных (муниципальных) заданий открыл перед бюджетными учреждениями культуры новые перспективы и прибавил головной боли. Надо освоить принципы работы в новых условиях, научиться правильно определять плановые показатели и держать отчет за их выполнение. О методологических проблемах формирования и выполнения госзаданий, а также организации приносящей доход деятельности рассказывает эксперт номера.

— Одна из задач перехода бюджетных учреждений в новый статус — создание условий, при которых они смогут оптимизировать свое финансовое положение — сократить издержки и привлечь дополнительные средства. Однако на практике часто наблюдается обратная ситуация: средств, направляемых на финансовое обеспечение заданий, не хватает, а заработать дополнительные деньги за счет платных услуг учреждения не могут. В чем причина такой ситуации и есть ли из нее выход?

📌 Реклама

— Не думаю, что ситуация настолько критичная. Собственно, никогда не стояла задача заставить бюджетные учреждения самостоятельно зарабатывать деньги, забрав у них бюджетное финансирование, т. е. слить их с коммерческими организациями. Это противоречит логике бюджетных учреждений, которые создаются с целью оказания услуг (выполнения работ) для государственных и муниципальных нужд. Для финансового обеспечения учреждениям предоставляется субсидия. То есть, если нет потребности оказания соответствующих госуслуг (выполнения работ), то нет и бюджетного учреждения. Если бюджетное учреждение существует, значит, есть потребность государства в его услугах, (работах) и государство должно эти услуги (работы) финансировать.

Единственное существенное отличие новых бюджетных учреждений от старых — наличие госзадания. Объем бюджетного финансирования не мог быть уменьшен, за исключением объемов госзадания. Другое дело, что финансовое обеспечение теперь связано с перечнем оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ). Образно говоря, государство определяет услуги, оказываемые учреждением населению и юридическим лицам, и закупает именно их. Здесь, по сути, действует принцип государственного заказа, с помощью которого идет попытка создания здоровой конкуренции на рынке госуслуг. В перспективе, кто выиграет госзаказ (бюджетное учреждение или коммерческая организация), тот и получит задание на оказание соответствующих госуслуг населению (юридическим лицам). В отдельных субъектах РФ можно увидеть постепенное внедрение данного принципа. Например, в г. Москве существует практика предоставления субсидий образовательным некоммерческим организациям по тем же нормативам, по которым работают государственные образовательные учреждения, в целях размещения в них части госзаказа на предоставление детям общего образования.

📌 Реклама

При этом учреждению вовсе не обязательно глобально расширять список платных услуг. Гораздо важнее научиться грамотно распределять и использовать имеющиеся ресурсы, планировать затраты и повысить качество и эффективность оказания услуг, что в конечном счете приведет к увеличению количества потребителей. Важно, чтобы на каждый выделенный государством рубль оказывалось больше качественных услуг и они были доступнее для общества. Потребитель должен знать, какие именно бесплатные услуги он может получить, обратившись в соответствующее государственное (муниципальное) учреждение. Ведь зачастую мы не знаем, что конкретно можно требовать от обслуживающих нас учреждений.

Еще одна идея состоит в том, чтобы привлекать в наши учреждения население. Мы создаем и содержим учреждения за счет средств налогоплательщиков и для удовлетворения их потребностей. Конечно, одной из основных целей создания, скажем, музеев является сохранность фондов, но это не может быть единственной деятельностью. Основная задача учреждений культуры состоит во взаимодействии с

📌 Реклама

населением. При этом их миссия — не только в удовлетворении запросов населения, но и в формировании определенной потребности у людей.

Усилия учреждений должны быть направлены в т. ч. и на привлечение населения, зрителей (например, организация дополнительных услуг, фестивалей, форумов и т. п.).

Безусловно, специфика учреждений культуры подразумевает наличие у них платной деятельности. Данные нормы закреплены законодательно. Так, согласно ст. 52 Основ законодательства в Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая стоимость билетов, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Бюджетным и автономным учреждениям культуры не рекомендуется включать в госзадание платные услуги. Предметом госзадания лучше устанавливать результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. п.), а количество посетителей применять как один из показателей качества.

📌 Реклама

Учреждение производит самостоятельный расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредителем порядку. Наверно, именно здесь возникает основная проблема — в определении оптимальной цены. Зачастую при определении цены на билеты учреждения руководствуются принципом «спроси у соседа и сделай как он». То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения определенной местности. Ведь понятно, что театр где-нибудь в провинциальной глубинке не может выставить стоимость билетов аналогично московскому «Ленкому». За такую цену к ним просто никто не придет. Да и объем конкурентных услуг в провинции намного меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где много негосударственных музеев, театров и др.

— Чтобы обеспечить учреждению достойное финансирование, необходимо в т. ч. правильно рассчитать стоимость единицы услуги. А с этим могут справиться далеко не все учреждения культуры ввиду специфики своей деятельности. Почему происходит так, что на одну и ту же услугу в аналогичных организациях установлена разная стоимость?

📌 Реклама

— Работа по правильному расчету стоимости единицы услуги должна в первую очередь осуществляться органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, а не учреждением. Как раз для такой работы учредитель должен был определить так называемые первоначальные нормативы затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы). И ответить на следующие вопросы: сколько стоит одна и та же услуга у подобных учреждений? Что влияет на разницу в стоимости? Можно ли привести расчет у всех подобных учреждений к сопоставимому виду? В идеале результатом такой работы должно быть установление единой стоимости каждой услуги (работы). Естественно, здесь не обойтись без системы повышающих (понижающих) коэффициентов, но это в перспективе, когда удастся ответить на все вышеизложенные вопросы. Конечно, в отношении учреждений сферы культуры данный вопрос решается тяжелее, чем, например, в образовании, где не первый год применяется нормативно-подушевое финансирование. Однако уже сегодня можно увидеть разницу в стоимости государственных (муниципальных) услуг и, соответственно, спросить у учредителя, чем она вызвана.

📌 Реклама

На мой взгляд, подобные коллизии (а они наблюдаются повсеместно) -зачастую результат неправильной политики учредителей, их предвзятое отношение к тем или иным учреждениям, когда многое зависит от возможности руководителя «выбить» финансирование.

Сейчас идет работа по созданию единого перечня государственных (муниципальных) работ и услуг, иными словами — их стандартизации. Этот проект должен быть реализован в ближайшие годы. В перспективе, когда появится данный перечень, возможно будет дать единые рекомендации по расчету нормативов затрат, что, в свою очередь, должно привести стоимость определенного вида услуг к общему знаменателю.

— Как соотносятся устремления законодателей к тому, чтобы приблизить бюджетников к рыночным отношениям, и специфика работы учреждений культуры. Готовы ли учреждения «работать на прибыль»? Или без поддержки государства им не обойтись?

📌 Реклама

— Существует несколько мировых моделей финансирования культуры, определяемых по различным критериям. Например, типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева, где основным критерием является как раз соотношение источников финансирования организаций культуры. Указанная типология различает три типа финансирования: романский, германский, американский.

В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов — 35-40%.

Конечно, в реальности происходит сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.

📌 Реклама

Как мы видим, наша модель скорее относится к германскому типу, учитывая, что финансовое обеспечение лежит на учредителе, который осуществляет его за счет средств соответствующего бюджета, а основная масса учреждений культуры у нас действует на муниципальном уровне.

Как я уже отмечала, в нашей стране без участия государства бюджетные учреждения культуры существовать вряд ли смогут. Более того, государство изначально создавало их для того, чтобы они выполняли некий набор государственных услуг (функций). Как свидетельствует международный опыт, фактически все государства в той или иной форме дотируют культуру. Возможно, не напрямую через учреждения, а через какие-то фонды, куда перечисляется часть бюджета. Но, так или иначе, культура — занятие не прибыльное, и отрасль не сможет существовать без поддержки со стороны государства.

📌 Реклама

— Вернемся к вопросам ценообразования. Существуют ли сегодня методические рекомендации по определению стоимость платных услуг?

— Общих методических рекомендаций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену — не такая уж проблема. Например, в Налоговом кодексе РФ четко прописано, что включается в расходы. Должна учитываться экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и контингента посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в музей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо помнить, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

📌 Реклама

Подчеркну, что учреждению совершенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации платных услуг, в структуру госзадания. Задание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило миллион рублей, а общая стоимость государственного задания — два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге — объем задания останется прежним, а его обеспечение — уменьшится вдове. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод — платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.

📌 Реклама

— По каким критериям осуществляется оценка качества выполнения госзаданий в учреждениях культуры? Применимы ли здесь количественные показатели, ведь гарантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?

— К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не совсем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учреждению выставляют порой странные показатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили — вы отчитайтесь.

Например, те же спектакли на стационарной сцене и на выезде (на гастролях) должны иметь различные показатели. Ведь условия предоставления услуги — разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнаруживается в готовом госзадании, приходится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчитаны, объем финансирования и стоимость услуги определены. Внесение изменений в задание — достаточно трудоемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.

📌 Реклама

Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учредитель определяет показатели в зависимости от того, как он хочет замотиви-ровать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специализированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показателем. Примеры показателей объемов и качества государственных (муниципальных) услуг можно найти в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина России. Можно устанавливать показатель в процентном соотношении. Например, заполняе-мость зала не менее 60%. А вот подробная детализация в этом случае -100-200 человек — не всегда оправдана. Лучше брать обобщенные либо динамические показатели (в течение года планируется увеличение потока посетителей на 30% и т. п.).

📌 Реклама

— Многие беды учреждений культуры исходят из неумения планировать свою деятельность. Изменилось ли что-то в лучшую сторону за последний год? Насколько эффективнее работать с планом финансово-хозяйственной деятельности, в отличие от бюджетной сметы?

— Учреждения лукавят, когда говорят, что система планирования им не знакома. Ранее они составляли смету доходов и расходов и по приносящей доход деятельности, и по бюджетным средствам. Значит, навыки по составлению плана у них есть.

План, конечно, создавать труднее, чем смету. Он более детальный, требует проработки и анализа, регулярных корректировок. Но в сметы мы тоже постоянно вносили изменения. Другой вопрос, что это новая форма, для многих непривычная. Вероятно, большинство проблем именно из-за этого.

Грамотное планирование зависит не только от бухгалтеров и экономистов, но и от состояния управленческого руководства учреждения в целом. Должна быть внутренняя организация у персонала, а также стремление выйти за стереотипы, некий творческий и одновременно рациональный подход к организации деятельности. Поиск новых нетрадиционных решений. Умение не боясь вносить коррективы в уже налаженный процесс. Это, безусловно, трудно. Куда проще работать в строго заданных рамках, как было со сметой.

📌 Реклама

Кроме того, смету строго контролировало казначейство. А план — самостоятельный продукт бухгалтера (финансиста, плановика). Отсюда — страх наделать ошибок, оформить что-то не так, забыть внести какие-то исправленные показатели.

Но, в принципе, можно вносить изменения несколько раз в год, по мере их накопления, это не столь проблематично. План — это документ между учреждением и учредителем. Главное, чтобы они понимали друг друга, общность поставленных задач.

— По истечении определенного времени с момента выхода Закона № 83-ФЗ можете оценить, правильно ли было относить учреждения культуры в статус бюджетных? Может быть, их следовало оставить казенными, на полном гособеспечении?

— Было бы странно, если бы учреждения культуры перевели в статус казенных. Это противоречит их природе (вернемся к той же приносящей доход деятельности). А вот в автономные — вполне возможно. Разница между бюджетными и автономными учреждениями сейчас минимальна, плюс — счет можно в коммерческом банке открыть. У автономных учреждений легче организована система госзакупок в связи с принятием Закона № 223-ФЗ1. А для учреждений культуры, которым приходится производить много закупок, это очень важно.

📌 Реклама

-Как будет развиваться реформа дальше, к каким нововведениям готовиться учреждениям?

— Сейчас внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ с целью оптимизации государственного (муниципального) контроля, реализации программного бюджета, а также приведения в порядок нормативной базы в целом. Предполагается внести изменения (дополнения) в Постановление № 6712, которые направлены на приведение его в соответствие с начавшейся правоприменительной практикой.

Еще одно направление — разработка государственных программ, увязанных с госзаданиями. Должна быть выстроена некая вертикаль: от государственного задания учреждения — к государственной программе Российской Федерации, когда задания являются «кирпичиками», из которых формируется госпрограмма. Наверно, в этом направлении и будет развиваться дальше законодательство и подзаконная база.

Добрый день.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Казенные учреждения формируют государственные (муниципальные) задания согласно пунктам 3, 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Для казенных учреждений государственное (муниципальное) задание может не формироваться, так как оно утверждается не для всех казенных учреждений, а только для тех, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.
Если государственное задание учреждения не доведено федеральным органом исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета – сведения «Информация о государственном (муниципальном) задании и его исполнении» в составе структурированной информации об учреждении на Официальном сайте не предоставляется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *