Внутренний и внешний аудит

особенности внутреннего и внешнего аудита

2020-11-20 5351

Внутренний и внешний аудит — две стороны одной медали. И медаль эта — компания. Аудит проводят специалисты разного уровня и разного подчинения. Но все они призваны найти в компании слабые места и тех, кто использовал их ради собственной выгоды, а также определить остальные участки, которые можно оптимизировать. Часто результаты работы внутреннего аудита используют для проведения внешнего аудита. В этом материале собраны различия внешнего и внутреннего аудита.

Что такое внутренний аудит

Внутренний аудит — это вид независимой оценки работы компании или ее составляющих. Результаты внутреннего аудита помогают руководству увидеть эффективность работы менеджмента по определенным показателям. Также позволяют проверить достоверность финансовой отчетности, качество и соблюдение порядка ведения бухучета, сохранность активов, недоработки по документообороту, соблюдение буквы закона при выполнении операций и любую другую деятельность департаментов или функционирование системы компании по заказу руководства.

Внутренний аудит проводят сами сотрудники предприятия. В это подразделение должны входить специалисты, не имеющие отношения к бухучету или любому другому проверяемому направлению. Иначе это противоречит принципу незаинтересованности.Интересно, что принцип независимости для отдела внутреннего аудита носит внешний характер, поскольку проверяющие все же находятся в подчинении у руководства компании.

Департамент внутреннего аудита может существовать в компании отдельной единицей на постоянной основе или работать в формате комиссии. Приоритеты работы этого отдела определяет руководство компании.

Преимущества внутреннего аудита состоят в том, что его проводят сотрудники компании, которые погружены в ее процессы и хорошо ориентируются в них. Они заинтересованы в обнаружении ошибок и недоработок, а их заключения могут влиять на управленческие решения и процессы в компании для улучшения результатов.

Недостатки внутреннего аудита заключаются в том, что сотрудники фирмы работают на определенном участке и не могут дать объективную оценку при проверке. Чаще всего проведение внутреннего аудита связано с передачей материальной ответственности, поиском схем мошенничества, обнаружением или предотвращением хищений, повышением эффективности работы определенного участка компании.
Услугами службы внутреннего аудита пользуются открытые акционерные общества с филиалами и структурными подразделениями, холдинги с несколькими юридическими лицами, региональные компании, а также фирмы, ведущие отчетность по МСФО.

взаимосвязь внешнего и внутреннего аудита

Что такое внешний аудит

Внешний аудит — это независимая оценка работы компании. Ее проводят специалисты аудиторской фирмы. Специалистов, которые проводят внешний аудит в компании, не должны связывать никакие родственные связи с руководством проверяемой компании, должности в ней или другие обязательства, кроме указанных в договоре на проверку.Его проводят по требованию собственников и акционеров компании, а также согласно законам.

Внешний аудит проводят:

  • для проверки достоверности данных в финансовых отчетах или, чтобы доказать их недостоверность
  • чтобы проконтролировать следование требованиям законодательства по ведению учета и подготовке отчетности
  • для определения участков оптимизации и более эффективного использования ресурсов компании
  • для более узких целей, которые определяет заказчик (корректировка ведения бухучета, оптимизация баз налогообложения, анализ финансовой или хозяйственной деятельности, консультации по управленческим вопросам и пр.)

Процесс проведения внешнего аудита тщательно планируется, его ход и участки работы прописывают в договоре с компанией-клиентом. Сам коллектив уведомляют о грядущей проверке и знакомят с ее целью. Конечным результатом работы внешнего аудита выступает аудиторское заключение в письменной форме. Оно содержит полные данные об аудиторе, сроке проверки, ее объекте и результатах. Эти данные могут использоваться для управленческих решений в дальнейшем.

Преимущества внешнего аудита заключаются в том, что специалисты, которые его выполняют, независимы от руководства компании и работают в интересах заказчика. Они предоставляют оценку состояния компании, дают «взгляд со стороны” и могут также, кроме проверки документов, провести опрос сотрудников, анкетирование, проверить рабочие процессы на местах.

Недостатки внешнего аудита кроются в трактовке обнаруженных ошибок и несоответствий в документах и отчетах. Так сказано в исследовании, опубликованном в журнале The Accounting Review сотрудниками факультета EY Эрин Гамильтон и Джейсоном Смитом из Университета Невады, Лас-Вегас.
«Фундаментальное различие между ошибкой в ​​бухгалтерском учете и мошенничеством заключается в намерении, лежащем в основе искажения, поэтому, если менеджеры совершают мошенничество способами, которые кажутся непреднамеренными, аудиторы могут ошибочно полагать, что полученные искажения являются невинными ошибками, а не попытками мошенничества», — говорит Смит.
Интересно, что в 2-х проведенных исследователями экспериментах выяснилось, что менеджеры склоняются чаще опускать расходы, чем завышать доходы компании.

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита

В фокусе внимания внутреннего и внешнего аудита находится компания и ее функционирование. Их отличают между собой специалисты, которые проводят аудит, а также заказчики, частота и тип проведения этих работ.
Список отличительных черт внутреннего и внешнего аудита представлен в сравнительной таблице.

Таблица. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Характеристика Внутренний аудит Внешний аудит
Вид работ Подготовка информационных материалов о состоянии подразделения или процесса на предприятии Подготовка соответствующих заключений о достоверности данных, соблюдении требований законодательства, анализ деятельности
Исполнители Сотрудники предприятия Специалисты независимой организации
Специальные требования к исполнителям Отсутствуют Наличие квалификационного аттестата (для аудитора). Членство в саморегулируемой организации аудиторов (для аудиторской организации)
Объект аудита Любой процесс, функциональное направление или система деятельности в организации Финансовая отчетность организации, другие объекты по запросу заказчика
Цель работ Оценка эффективности, экономичности и соответствия законодательству Оценка достоверности финансовой отчетности организации, контроль соблюдения законодательства, поиск возможностей оптимизации ресурсов
Нормативная база Внутренние документы компании Законодательные акты и международные стандарты
Оплата услуг По должностному окладу На основании договора
Срок выполнения Непрерывно, по запросу 1 раз в год или чаще, по запросу
Влияние на организацию Высокое. Есть возможность внести корректировки в принятые управленческие решения ради повышения эффективности Низкое, поскольку проверяют результаты принятых управленческих решений
Уровень независимости Низкий. Подчиняется руководству предприятия Высокий. Осуществляют деятельность на договорной основе
Пользователи заключений Руководство предприятия Акционеры, инвесторы, налоговые службы, банки, бизнес-партнеры, органы власти

Внешнему аудитору важно защищать интересы клиентов компании. Внутреннему — интересы самой компании. Второй будет более ценным специалистом, поскольку работает на своей территории и сканирует компанию на наличие ошибок, «пробоин” и мошенничеств. Если вы хотите расширить карьерные перспективы и научиться эффективно работать в качестве специалиста по непрерывному улучшению процессов компании, то вам подойдут курсы по внутреннему аудиту.

Выберите подходящую программу по внутреннему аудиту и пройдите 1-й урок бесплатно, чтобы оценить, насколько комфортно повышать квалификацию онлайн!

Насколько вам близка область внутреннего и внешнего аудита?

Сфера взаимодействия внешнего и внутреннего аудита

Сфера взаимодействия внешних и внутренних аудиторов в ходе независимой (внешней) проверки установлены РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита», а также ФПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Основные положения этих стандартов соответствуют Международному стандарту аудита МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Другие ФПСЛД также указывают на необходимость координации действий внутренних и внешних аудиторов в процессе аудита. Так, согласно ФПСАД № 3 «Планирование аудита» в общем плане аудита должны быть отражены характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, в том числе существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита. ФСА № 2 «Документирование аудита» указывает на необходимость включения в рабочие документы доказательств, подтверждающих факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы.

Независимые аудиторы в России пока взаимодействуют с отделами внутреннего аудита не так тесно, как их зарубежные коллеги. Причин этому несколько. Так, согласно действующим нормативным документам внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость определяется как законодательными, так и этическими нормами аудиторской деятельности. Целью проведения обязательного аудита является формирование мнения и последующее его выражение во всех существенных аспектах о достоверности аудируемой бухгалтерской отчетности. Аудиторские организации обязаны следовать в своей практической работе установленным федеральным стандартам аудиторской деятельности. К квалификации независимых аудиторов предъявляются единые общероссийские требования, данная деятельность лицензируется в установленном нормативными актами порядке. Перечисленные требования в отношении российских внутренних аудиторов отсутствуют. В настоящее время российский внутренний аудит существенно отличается не только от внешнего аудита, но и от внутреннего аудита своих зарубежных коллег. Основные отличия, по мнению специалистов вызваны тем, что:

  • 1) независимость внутренних аудиторов условна, ибо определяется его подчиненностью в организации — непосредственно директору или его заместителю, правлению или собранию акционеров. Отсутствуют как законодательные, так и этические нормы, подчеркивающие независимость внутренних аудиторов от непосредственного влияния руководства хозяйствующего субъекта и его подразделений;
  • 2) отсутствуют профессиональные стандарты деятельности внутренних аудиторов;
  • 3) отсутствуют единые требования к профессиональному и образовательному уровню внутренних аудиторов.

Однако главное отличие внутренних и внешних аудиторов в России состоит нс в целях и задачах, которые они призваны решать, а в том. что на практике внутренним аудитом на российских предприятиях называются службы и подразделения, которые не в состоянии выполнить функции и задачи, присущие этому понятию. Необходимость роста профессионализма внутренних аудиторов проявляется во все возрастающих потребностях и собственников, и менеджмента, и акционеров предприятий, и внешних аудиторов.

Как правило, во внутреннем аудите нуждаются организации, имеющие:

  • o сложную организационную структуру;
  • o осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами.

Выделяемое специалистами применение внутреннего аудита исключительно для предприятий, имеющих систему обособленных структурных подразделений, отвечает первому направлению.

Ко второму направлению можно отнести финансово-промышленные группы, дочерние общества, полные товарищества, товарищества на вере, простые товарищества. В аудите все перечисленные организации объединяются понятием «связанные стороны».

Однако создание адекватного внутреннего стандарта осложняется тем, что во мнениях специалистов отсутствует единство относительно того, что представляет собой внутренний аудит, каковы его цели и функции, как реализуются функции внутреннего аудита и каковы его методы.

Даже исходя из названия, цели внутреннего и внешнего аудита не могут различаться значительно, так как задача аудита, с одной стороны, состоит в раскрытии преднамеренных или непреднамеренных ошибок, проникших в проверяемый аудитором бухгалтерский отчет, и защите собственности владельцев предприятия; с другой стороны, в проверке и улучшении внутреннего контроля на проверяемом предприятии; с третьей — в анализе эффективности работы организации и его менеджеров с вытекающими из этого анализа рекомендациями. Поскольку понятие «эффективность работы организации» чрезвычайно широко, то в него попадает большинство сопутствующих аудиту услуг. Одновременное следование всем трем задачам расширяет сферу действия и возможности аудиторских организаций.

Внутренний стандарт — методика оценки действий внутреннего аудита — основан на сходстве в целях, функциях, методах и прочих аспектах внутреннего и внешнего аудита, так как именно оно позволяет внешнему аудитору использовать результаты работы внутреннего аудита.

По мнению большинства специалистов, внутренний аудит имеет следующие особенности: это независимая деятельность, проводимая внутри организации; это деятельность, направленная на оценку эффективности работы организации.

К особенностям целевой направленности внутреннего аудита, выделяемой всеми авторами, можно отнести следующие: более эффективное управление организацией; защита законных интересов предприятия и его собственников; выявление текущих проблем предприятия.

Все эти цели, несомненно, имеют место, однако в контексте взаимодействия внешнего аудита с аудитом внутренним не они являются определяющими. Для внешнего аудита наиболее важной является цель, состоящая в обеспечении достоверности данных бухгалтерской отчетности. Другая цель внутреннего аудита — помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций, неоднократно отмечавшаяся автором, которая совпадает с аналогичной целью внешнего аудита.

Согласно РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита» под внутренним аудитом следует понимать организованную хозяйствующим субъектом, действующую в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированную внутренними документами систему контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Таким образом, во-первых, для того чтобы оценить возможность полагаться на работу внутренних аудиторов, внешним аудиторам необходимо выяснить цель (цели) деятельности внутренних аудиторов для установления аналогичности их цели (целям) внешних аудиторов.

Внутренний аудит даст информацию высшему звену управления всей организацией о се финансово-хозяйственной деятельности; повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений; подтверждает достоверность отчетов се обособленных структурных подразделений.

Свойственные внутреннему аудиту функции по мнению различных специалистов, перечисленные в табл. 10.1, имеющей вид рабочего документа аудита, который заполняется в процессе оценки деятельности службы внутреннего аудита (если службе внутреннего аудита присуща какая-либо функция, указанная в табл. 10.1, аудитор ставит знак «+», если служба внутреннего аудита наделена какой-либо функцией, нс указанной в табл. 10.1, рабочий документ — таблица — дополняется новой строкой. Впоследствии служба методологии аудита аудиторской организации должна проанализировать это дополнение и расширить стандартный набор функций службы внутреннего аудита).

Таблица 10.1. Функции, присущие службе внутреннего аудита аудируемой организации

Функции, присущие службе внутреннего аудита аудируемой организации

Однако все функции могут быть сведены к четырем основным направлениям деятельности внутренних аудиторов: оценке и контролю эффективности системы управления; собственно аудиту; консультационной деятельности; функциям, связанным с внешним контролем и оценкой деятельности организации.

Первое из перечисленных направлений получило отдельное название — управленческий аудит, под которым подразумевается изучение деловых операций в целях выработки рекомендаций по рациональному использованию ресурсов, достижению конечного результата и определению политики организации. Он помогает руководителям в выполнении их функций и приводит к повышению прибыльности организации.

Аудиторы службы внутреннего аудита могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и иные задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации. Таким образом, граница между отдельными направлениями деятельности внутреннего аудита более чем условна, и внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач. Функции и задачи конкретного подразделения внутреннего аудита определяет создавший его управляющий орган.

Из перечисленных в табл. 10.1 функций, выполняемых внутренними аудиторами, внешних аудиторов интересуют исключительно функции, направленные на обеспечение достоверности информации, учитываемой и формируемой в системе бухгалтерского учета, а именно:

  • o проверка соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам процедур контроля при совершении хозяйственных операций;
  • o проверка наличия, состояния и правильности оценки активов;
  • o экспертиза правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности;
  • o проверка достоверности учета доходов и расходов, точности формирования финансовых результатов, порядка неиспользования прибыли.

Следовательно, во-вторых, при оценке возможности полагаться на работу внутренних аудиторов внешним аудиторам необходимо установить, на внутренних аудиторов функции, аналогичные функциям внешних аудиторов.

Большинство специалистов сходятся во мнениях относительно того, что внутренний аудит может принимать различные организационные формы. Функции внутреннего аудита могут выполнять назначаемые собственниками и (или) руководством хозяйствующего субъекта ревизоры, ревизионные комиссии; специальные службы внутреннего аудита; отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта; привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы. Форма зависит от различных факторов, определяющих вид деятельности, объем экономических показателей, сложившуюся систему управления.

Внутрихозяйственный контроль может проводить служба (отдел, группа) внутреннего аудита, являющаяся самостоятельным подразделением аппарата управления. Такая служба создастся для проверки эффективности контрольных методов и процедур на предприятии, оказания помощи администрации в контроле за работой всех подразделений и защиты законных имущественных интересов собственников.

Таким образом, внутренний аудит — это структура, дополняющая структурно-функциональную систему внутреннего контроля и входящая в се конфигурацию у некоторых организаций.

Внутренний контроль в его структурно-функциональной форме присущ каждой организации, так как сотрудники этой организации наделены должностными (и в том числе контрольными) обязанностями. Система внутреннего контроля не может быть заменена внутренним аудитом. Дополнительно созданная в организации служба внутреннего аудита может только укрепить, усилить систему внутреннего контроля, но никак не подменить ее. Внутренний контроль в отличие от внутреннего и управленческого аудита — понятие более широкое, и. кроме того, он должен присутствовать в той или иной мере в каждой организации независимо от вида деятельности, численности работников, формы собственности, организационно-правовой формы и других факторов. Внутренний аудит — это дополнительный эшелон контроля, предшествующий аудиторскому, за достоверностью бухгалтерской отчетности и эффективностью функционирования имеющейся системы внутреннего контроля. Поэтому формой внутреннего контроля может быть структурно-функциональная при наличии службы внутреннего аудита.

Внутренний аудит присущ крупным и некоторым средним организациям; характеризующимся большим количеством подразделений, филиалов, дочерних и зависимых организаций; разными вилами деятельности; стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления. По мнению других специалистов, внутренний аудит характерен исключительно для предприятий, имеющих систему обособленных структурных подразделений, третьи высказываются о необходимости организации службы внутреннего аудита во всех организациях. В настоящее время совершенствование внутреннего аудита является одним из способов повышения эффективности системы управления предприятием.

Сходство внутреннего и внешнего аудита проявляется также в использовании одинаковых методов для достижения заданной цели — обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности.

При внутреннем и внешнем аудите применяются аналогичные методы, в частности, анализ систем внутреннего контроля и проведение выборочных проверок при аудиторском тестировании.

Таким образом, внешним аудиторам при оценке возможности полагаться на работу внутренних аудиторов необходимо ознакомиться с методами работы внутренних аудиторов, чтобы установить их адекватность цели.

Внутренний и внешний аудит объединяет информационная база их деятельности. Она является единой — внутренние и внешние аудиторы при проверках используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности. Конструктивное взаимодействие внешних и внутренних аудиторов способно принести положительные результаты всем участникам процесса. Гак, внешние аудиторы могут пойти на сокращение своих аудиторских процедур и глубины тестов по подтверждению бухгалтерской отчетности, используя работу внутренних аудиторов. При этом большее внимание внешние аудиторы могут уделить консалтинговым услугам в области учета, налогов и финансов. Руководство проверяемых хозяйствующих субъектов может сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества получаемых услуг, и использовать профессионально функционирующую службу внутреннего аудита, которая может предоставлять информацию не только по вопросам бухгалтерской отчетности, но и по другим вопросам.

Мнение о деятельности внутреннего аудита формируется аудиторской организацией на стадии планирования предстоящей проверки. В процессе рассмотрения работы внутреннего аудита изучают:

  • o организационный статус: положение о службе внутреннего аудита в системе управления проверяемого предприятия, се возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, наличие ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками аудируемого липа на внутренний аудит;
  • o компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, кадровая политика в области найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих перед ними задач;
  • o профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание рабочих программ и рабочей документации;
  • o функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
  • o уровень значимости: рассмотрение и принятие к исполнению руководством и (или) собственниками аудируемого лица рекомендаций внутреннего аудита.

При принятии решений использовать работу службы внутреннего аудита как основы для модификации объема и характера планируемых процедур должны быть согласованы с руководством хозяйствующего субъекта и службой внутреннего аудита вопросы более детального ознакомления с интересующими отчетами внутренних аудиторов и совместным планом действий. Содержание и объем конкретной работы внутренних аудиторов, используемой внешним аудитором, зависят от оценки аудиторского риска, существенности рассмотренного объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита.

Практика показывает, что основная причина отказа внешних аудиторов от использования работы внутренних аудиторов состоит не в том, что внутренние аудиторы работают неэффективно, а в том, что фактически выполняемые ими функции нс связаны с обеспечением достоверности бухгалтерской отчетности. Внешний аудитор принимает решение полагаться на работу внутреннего аудита, когда уверен, что его цель, функции и методы направлены на обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности на основе применяемых средств системы внутреннего контроля. Если аудиторской организацией принято решение об использовании работы внутреннего аудита, то работа и рабочие документы внутреннего аудита детально изучаются.

При оценке работы внутренних аудиторов внешние аудиторы должны убедиться в том, что:

  • o программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;
  • o работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
  • o выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
  • o зоны повышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;
  • o отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

По завершении каждой П1юцсдуры аудитор документирует сделанные выводы и рассматривает вопрос о целесообразности дальнейшего тестирования. В случае признания (по результатам предварительного тестирования) специалистов внутреннего аудита компетентными и достижения взаимопонимания между внешними и внутренними аудиторами может быть решен вопрос о непосредственной помощи внутренних аудиторов при проведении процедур внешнего аудита. Порядок привлечения внутренних аудиторов к этой работе следует согласовывать с руководством аудируемого лица.

Качество работы внутреннего аудита оказывает определенное влияние также на проведение аудиторских проверок внешними аудиторами.

Эффективная работа отдела внутреннего аудита:

  • o позволяет внешним аудиторам не проводить детальной проверки, так как внешний аудитор может в определенной мере доверять внутренним;
  • o помогает внешним аудиторам в раскрытии ошибок и нарушений. При этом существенно снижаются затраты времени на проверку в связи с сокращением объема независимых процедур;
  • o повышает степень надежности средств внутреннего контроля проверяемого предприятия и, следовательно, как одна из составляющих влияет на оценку аудиторского риска, принимаемого внешними аудиторами.

Однако ответственность внешнего аудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемой организации нс может быть уменьшена или разделена с внутренними аудиторами.

Выводы, которые сделал независимый аудитор в процессе изучения системы внутреннего аудита проверяемого предприятия, отражаются в рабочей документации аудита.

Приведенный внутренний стандарт изучения службы внутреннего аудита отличает несколько иной подход, чем в ранее представленных стандартах, — он скорее напоминает «информацию к размышлению» в части теоретических выкладок и обобщения мнений специалистов, но с другой стороны снабжен блоками-схемами технологического процесса исследования.

Для дальнейшего совершенствования представленной методики исследования организации внутреннего аудита аудируемых лиц, следует выделить два направления:

  • 1) проверку организации службы внутреннего аудита;
  • 2) проверку организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля в условиях функционировании внутреннего аудита.

Основными элементами таких стандартов-методик проверки должны стать: опенка влияния факторов на надежность контрольной среды; описание системы бухгалтерского учета; описание и оценка организованных для этих целей средств внутреннего контроля; состав тестов средств внутреннего контроля.

Аннотация. Государственный финансовый контроль в РФ возложен на Счетную палату при Президенте РФ, Федеральное казначейство, Государственную налоговую службу, Федеральную службу налоговой полиции, Министерство финансов, Центральный банк и др. Основные задачи государственного финансового контроля – проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведение бухгалтерского учета; Эффективности и экономности расходования государственных средств; правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из бюджета, коммерческие структуры в части уплаты налогов в бюджет. Аудит, является методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличии от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся отработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок. В этой работе рассматривается внутренний и внешний аудит их организация, основные этапы проведения аудиторских проверок, их отличие и взаимосвязь. Содержание. Введение …………………………………………………………………. 4 Организация внутреннего аудита на предприятии …………………… 6 Цели и основные принципы внутрихозяйственного контроля ………. 6 Сущность и функции внутреннего аудита …………………………….. 9 Оценка эффективности системы внутреннего контроля …………….. 11 Организация внешнего аудита ………………………………………… 12 Основные этапы аудиторской работы ………………………………… 12 Подготовка аудиторской проверки ……………………………………. 13 Планирование аудита. Аудиторский риск ……………………………. 14 Проведение аудиторской проверки …………………………………… 16 Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок Документирования ……………………………………………………… 16 Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской проверки) ……………………………………………………………….. 17 Аудиторская выборка ………………………………………………….. 18 Оформление результатов аудита ……………………………………… 19 Информация для руководства проверяемого предприятия …………. 19 Виды, структура и порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности …………………………………………….. 20 Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита ……………. 22 Заключение …………………………………………………………….. 24 Список использованной литературы ………………………………… 25 Введение. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита. Система внутрихозяйственного контроля предприятия включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете. Среда контроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. При оценке среды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов. Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремление избегать любых форм риска, соблюдении высшими руководителями этнических норм поведения либо нарушении финансовой дисциплины. Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения на предприятии, регламентирует области полномочий и ответственности сотрудников, порядок составления отчетов. Распределение полномочий и ответственности между персоналом предприятия призвано гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для контроля за работой предприятия администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений и др. Важное значение имеет порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей. Целью работы с персоналом является наличие на предприятии необходимого количества сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижение по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала. Внешние факторы, как правило, не является объектом контроля со стороны администрации, но также могут воздействовать на работу предприятия. Прежде всего это требования действующего законодательства, которым должна в целом соответствовать хозяйственная деятельность предприятия. Учетная система – это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях предприятия. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение. Для понимания учетной системы предприятия необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности: • учетная политика и основные принцип ведения бухгалтерского учета; • организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности; • распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии; • порядок подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; • средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета. Концептуально система учета стоит отдельно от процедур контроля. Но на практике трудно разделить вклад каждого элемента в достижение целей контроля. Поэтому приемлемость процедур контроля во многом зависит от состояния системы бухгалтерского учета (выбранной учетной политики, применяемых средств обработки данных, объема хозяйственных операций и др.). Процедура контроля – это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности, защите активов и файлов данных, будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация. На практике осуществляются самые различные процедуры контроля: полноты данных, точности данных, разрешения операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки. Процедуры контроля полноты данных предназначены для уверенности в том, что данные по всем хозяйственными операциям внесены в учетные регистры и приняты на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильной регистрации данных по хозяйственным операциям. Процедуры контроля точности данных необходимы для уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам. Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов, общей стоимостью, добавлениями и классификацией счетов. Процедуры контроля разрешения операций направлены на обеспечение законности операций. К ним относятся: • проверка правильности осуществления документооборота; • выдача разрешения на совершение отдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности их совершения уполномоченными сотрудникам администрации; • осмотр товарно-материальных ценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания, количества и состояния с данными первичных документов. Процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам предприятия лиц, не имеющих на то полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы на предприятии, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройство оборудованных складских помещений и т.п., а также периодическое проведение внутренних ревизий и инвентаризаций. Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей. Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных показателей с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений. Сущность и функции внутреннего аудита. Эффективность системы внутреннего контроля в известной степени зависит от его места в организационной структуре предприятия. На предприятии в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или служба внутреннего аудита. Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство может игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчетности. Иначе обстоит дело, когда внутрихозяйственный контроль осуществляется службой (отделом, группой) внутреннего аудита, являющейся самостоятельным подразделением аппарата управления. Такая служба создается с целью проверки эффективности контрольных методов и процедур на и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Если по результатам такого изучения будет сделан вывод о ненадежности системы внутреннего контроля, низком ее уровне, то полагаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если, по мнению аудитора, можно доверять системе внутреннего контроля предприятия, он приступает к следующему этапу. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется аудитором на основе собственных методик и приемов. При этом следует учитывать, что для проверки надежности средств контроля нужно изучить учетную и хозяйственную документацию не выборочно, а за весь отчетный период. Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля осуществляется в процессе проверки. Доверяя в определенной степени системе внутреннего контроля предприятия, аудитор в ходе проверки должен проводить процедуры подтверждения ее надежности (тесты средств контроля), используя различные методы и приемы. Организация внешнего аудита. Основные этапы аудиторской работы. Аудит представляет собой прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Каждая аудиторская проверка ограничена во времени, поэтому аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Так, ряд зарубежных авторов (2) выделяют следующие этапы аудита: • начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагает планирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности) и аудиторского риска; • оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку риска неэффективности системы контроля, документирование данных об этой системе, определение аудиторских процедур проверки системы контроля; • завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется формирование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту. Некоторые российские специалисты (3,6) с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки: • подготовка и планирование аудита. На этом этапе производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оценивается существенность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатывается общий план и программа проверки; • документирование и оформление результатов аудиторской проверки. Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения. Выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения. Подготовка и планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирование. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству. Подготовка аудиторской проверки. Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторов и аудиторских фирм. Это создает возможность выбора предприятием того аудитора, который окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы, в свою очередь, должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудитора. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности. К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом относятся следующие: • определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов; • предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений; • знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок; • предварительная оценка трудоемкости и сложности аудитора, а также аудиторского риска; • оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т.д. Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимает на обслуживание. Если же проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» в содержании письма должны быть раскрыты: цель аудита и его объекты; сроки проведения проверки; ответственность аудитора перед клиентом и его обязательство о сохранении коммерческой тайны. Если соглашение разовое, то письмо-обязательство аудита на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом РФ может служить договором между сторонами. В том случае если между сторонами заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство не требуется или же содержать дополнительную информацию. При достижении между аудитором и клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг. Общие положения договора определяются ГК РФ в нем учитываются: уровень аудиторского риска, т.е. разделение ответственности между аудитором и клиентом, а так же учет интересов Аудиторские доказательства бывают трех видов: — внутренние, включающие информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде; • внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде; • смешанные, состоящие из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в письменном виде. Наибольшую ценность для аудитора представляют внешние доказательства, затем следует смешанные и внутренние. Источники получения аудиторских доказательств является первичные документы клиента и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета клиента, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента. Полученные в ходе аудита доказательства следует обязательно документировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита». К рабочей документации аудита относятся планы и программы проведения аудита; копии учредительных и других внутренних документов клиента (протокол, договор, контракт и др.); материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.); копии бухгалтерских и иных финансовых документов клиента; выводы и рекомендации аудита и т.д. Состав, количество и содержание рабочих документов аудитор определяет самостоятельно с учетом характера и сложности проводимой работы. Рабочие документы должны, как правило, иметь следующие реквизиты: наименование и дата составления документа; наименование клиента; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, проверившего документ. После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудитора (аудиторской фирмы), где хранится комплектованной в папки не менее пяти лет. Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской проверки). Для сбора аудиторских доказательств применяется различные процедуры. Аудиторская процедура – это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. К числу основных методов получения аудиторских доказательств относятся следующие: 1. Проверка арифметических расчетов клиента, заключающаяся в проверке арифметической точности данных документов и учетных записей путем независимого выборочного пересчета. 2. Инвентаризация – прием, позволяющий получить точную информацию о состоянии имущества и финансовых обязательств клиента. 3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, дающая возможность аудитору проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией клиента. 4. Подтверждение (сверка расчетов) – прием, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности. 5. Устный опрос персонала, руководства предприятия и третьих лиц, проводимый на всех стадиях проверки и имеющий цель познакомиться с особенностями работы отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень их квалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и т.д. 6. Проверка документов, заключающаяся в установлении реальности определенных документов и правильности оформления. 7. Прослеживание (сканирование) – эта процедура, в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильности указанной корреспонденции счетов. 8. Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудиторской информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей предприятия-клиента с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений. 9. Подготовка альтернативного баланса, используемая для оценки реальности полноты отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг). Аудиторская выборка. Выборочные проверки применяются даже в тех случаях, когда нет необходимости в абсолютно полной проверки ввиду очевидной незначительности возможных неточностей и ошибок. При этом применении метода выборочного контроля не должно снижать эффективности аудита в целом. Таким образом, цель выборочной проверки – сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества. Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятностей, согласно которым можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части. Порядок формирования выборки и оценки ее результатов определяется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка». Важное требование, которое должно быть выполнено при формировании выборки, — обеспечение ее репрезентативности. То есть равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудитор должен использовать один из следующих методов: 1. Случайный отбор. Может проводится по таблицам случайных чисел. 2. Систематических отбор. Предполагает отбор элементов через постоянный интервал начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов или на стоимостной их оценке. 3. Комбинированный отбор. Представляет комбинацию различных методов случайного отбора. На практике аудиторы нередко используют нестатистические методы отбора. Объем выборки определяется ими в соответствии с интуицией и опытом. Различают два вида выборочных проверок: • на соответствие (выборочная проверка для тестирования процедур внутреннего контроля); • по существу (выборочная практика правильности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам). Задача выборочной проверки на соответствие заключается в установлении, как часто в проверяемом периоде нарушались нормы внутреннего контроля. Проверка проводится по его основным направлениям (полнота отражения в учете всех без исключения операций, законность совершения операций и т.д.). Такую проверку еще называют качественной или атрибутивной. Задача выборочной проверки по существу состоит в оценке правильности учета конкретных сумм по отдельным операциям, оборотов и сальдо по счетам. Такая проверка называется количественной. Для интерпретации результатов выборочной проверки аудитор должен: 1.Проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку. Если в выборке нет денежных ошибок, следовательно, можно сделать вывод о достоверности проверяемой совокупности. 2.Экстраполироватьполученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность. При этом методы распространения результатов выборки на всю совокупность должны соответствовать методам построения выборки. 3.Оценить риск выборки. Аудитору необходимо убедится, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины. Аудитор должен фиксировать в своей рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ ее результатов. ее выдавшего, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, банковские реквизиты, Ф.И.О. аудиторов, принимавших участие в аудите, данные их квалификационных аттестатов). 2. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы предприятию об основных результатах проверки состояния внутреннего контроля, учета и отчетности, а также соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. В аналитической части могут быть приведены результаты анализа финансового состояния предприятия (финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности, эффективности деятельности). 4. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторских фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и должна включать: название данной части, кому адресована, название предприятия, объект аудита, распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы за подготовку отчетности, указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит. Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская отчетность должна быть составлена по установленной форме и в целях идентификации должна быть помечена подписью аудитора. Если в ходе аудита выявлены существенные искажения отчетности, то в прилагаемую к аудиторскому заключению отчетности предприятием должны быть внесены поправки, предложенные аудиторами. Аудиторская фирма должна предоставить проверяемому предприятию в установленные в договоре на проведение аудиторской проверки сроки: • не менее одного экземпляра аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговых частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита (предназначен исполнительному органу); • не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности (предназначен для предоставления в налоговую инспекцию, акционерам и другим заинтересованным пользователям). Указанные экземпляры сброшюровываются и заверяются печатью аудиторской фирмы. Предприятие несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям. Аудиторская фирма не имеет права и не обязана этого делать , кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях. Однако между внутренним и внешним аудитором имеются и существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и находятся полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудиторского предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе. Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего аудита на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением (внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы. Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из основных задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти. Внутренний аудит, является составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Периодичность внешнего аудита, как правило, — один раз в год. Заключение. Ведущей формой внешнего контроля в условиях рыночных отношений является независимое аудиторство. Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлена потребность внешних пользователей информации в качественных данных о деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволили обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки. Расширении объекта аудита в современных условиях позволяет говорить об аудите инвестиционных проектов и кризисных предприятий.

Сергей Уткин, внутренний аудитор, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Понятие внутреннего аудита

В настоящее время существует разная литература о внутреннем аудите, в которой можно встретить различные понятия внутреннего аудита, его определения и толкования. Кто-то считает внутренний аудит процессом, подчиненным внутреннему контролю, или его элементом, кто-то – контрольной или оценочной деятельностью, кто-то – деятельностью по обеспечению руководства качественной информацией и т.д.

Всё международное сообщество признаёт определение международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, или The IIA): «Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления».

Данное определение полным образом охватывает основные характеристики внутреннего аудита в его современном понятии и дает его точное понимание. Исходя из него, очевидно, что внутренний аудит является одной из функций управления.

Руководство и собственники организации ожидают и хотят быть уверены, что поставленные цели будут достигнуты, а плановые показатели будут выполнены, и при этом деятельность организации и действия сотрудников соответствуют действующему законодательству, установленным технологиям, принятым принципам и правилам и т.п. Для обеспечения этого в организации создаются и внедряются системное управление рисками и постоянно повышается эффективность системы внутреннего контроля и аудита.

Соответственно, объектом работы подразделения внутреннего аудита может стать любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, например: снабжение товарно-материальными запасами, управление персоналом, процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), управленческой отчетности, информационные технологии, корпоративная культура и пр.

Отличительными особенностями внутреннего аудита являются:

  1. Независимость: внутренние аудиторы не принимают непосредственного участия в проверяемом процессе и организационно не подчинены руководителям процесса.

  2. Объективность: беспристрастность оценок и выводов внутренних аудиторов.

  3. Системность и последовательность подхода: какие направления/ вопросы исследовать/ проверять; что проверять в первую очередь, как часто; широта и глубина охвата деятельности организации исследованиями/проверками и пр.

Приоритетность в работе внутреннего аудита определяется собственниками и руководством организации, как правило, на основе понимания и оценок существующих рисков и видения проблемных вопросов деятельности.

Необходимость существования внутреннего аудита для бизнеса давно признана в России. Для некоторых отраслей и организаций наличие выделенной функции внутреннего контроля и аудита является обязательным, что регулируется законодательством РФ. Речь идет о банковской и страховой отраслях, государственной компании «Росавтодор», государственных корпорациях (Росатом, Роскосмос и др.)). Например, в законодательстве РФ существуют следующие нормативные акты, регулирующие внутренний аудит в различных отраслях и отдельных организациях (перечень не является полным; актуален на 2018 год):

Внутренний контроль и внутренний аудит страховщика

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Внутренний аудит в ЦБ РФ

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Внутренний аудит в Агентстве по страхованию вкладов

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Внутренний аудит в Банке Развития

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Внутренний аудит в Росавтодоре

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Внутренний аудит в Росатоме

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Внутренний аудит в Роскосмосе

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Задачи по совершенствованию корпоративного управления, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Меры по совершенствованию методологической базы осуществления внутреннего государственного (муниципального) контроля (в составе государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Планируемые меры по развитию систем внутреннего контроля и аудита (в составе Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

Планируемые Правительством РФ меры по законодательному закреплению организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками

В рамках Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления» (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Различие между внешним и внутренним аудитом

При всей схожести работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам/правилам и т.п.) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.

  1. Объект и результат аудита

    а. Для внешнего аудита объектом работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, и результатом работы внешнего аудита является заключение о ее достоверности. Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, что, в свою очередь определяет, каким будет заключение (согласно Международным стандартам аудита) – модифицированным, не модифицированным, отказ в подтверждение ФО; заключение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой.

    б. Для внутреннего аудита объектом работы является абсолютно любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, с целью оценки эффективности и экономичности операций, а также соблюдения требований законодательства. Например:

  • Снабжение товарно-материальными запасами: план закупок, выбор поставщика, складское хозяйство (приемка-хранение-выдача в производство) и проч.

  • Управление персоналом, включая процессы найма, повышения квалификации, оплаты труда и мотивации сотрудников.

  • Процесс подготовки финансовой (бухгалтерской), а также и управленческой отчетности, включая контроли полноты, своевременности и точности отражения в учете выполненных операций.

  • Информационные технологии, начиная от вопросов внедрения до проверки контролей правильности работы алгоритмов.

  • Работа конкретных производственных объектов от соответствия выработки продукции утвержденным планам до эффективности загрузки отдельных производственных мощностей – предприятий, цехов, участков, вплоть до конкретных станков, если необходимо.

  • Корпоративная культура, начиная от следования сотрудниками установленным в организации принципам и правилам работы и поведения, вплоть до деловой этики и контроля конфликтов интересов.

Результатом работы внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности проверенного процесса, функционального направления, системы и, через это, организации в целом.

  1. Периодичность работы и специфика

    а. Внешний аудит проверяет совершённые операции и деятельность организации по завершении отчетного периода (как правило, год, иногда полугодие, 9 месяцев), когда еще существует возможность внести корректировки в учётные регистры и изменить показатели отчетности, но нет никакой возможности исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и эффективность/результаты деятельности.

    б. Внутренний аудит выполняет работу непрерывно в ходе осуществления организацией деятельности и операций. Соответственно, еще имеется возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые управленческие решения, чтобы обеспечить должную эффективность и результаты деятельности.

    Основные пользователи

    а. Пользователями результатов работы внешнего аудита (заключения о достоверности отчетности) являются в основном внешние для организации пользователи: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.

    б. Пользователями результатов работы внутреннего аудита являются руководители и специалисты организации, непосредственно участвующие в процессах, и собственники (через Совет директоров/Комитет по аудиту).

Основные различия между внешним и внутренним аудитом кратко сведены в таблице ниже:

Внешний аудит

Внутренний аудит

Результат

Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности организации.

Повышение эффективности деятельности компании, уверенность в достижении организацией поставленных целей, результатов.

Основные
пользователи результата

Инвесторы, акционеры, кредиторы, государственные органы.

Совет директоров (Комитет по аудиту), руководство организации, в первую очередь, высшего уровня.

Объект
аудита

Финансовая, бухгалтерская отчетность организации. Система внутреннего контроля в части подготовки финансовой, бухгалтерской отчетности.

Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления.

Специфика

Фокусируется на уже выполненных операциях и событиях, способных оказать существенное воздействие на финансовую, бухгалтерскую отчетность организации; не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений.

Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению организацией поставленных целей; дает оценку экономической обоснованности управленческих решений.

Периодичность

Проверка операций и данных, как правило, уже по окончании отчетного периода.

Непрерывная проверка систем, процессов, операций и данных на основе годового плана аудитов, а также срочных заданий Совета директоров/ Комитета по аудиту и руководства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *