Внутренний финансовый контроль

Содержание

Утверждено

на заседании Совета директоров

ОАО «Главная дорога»

Протокол № 16

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ЗА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«ГЛАВНАЯ ДОРОГА»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Положение») утверждено в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Общество»), Кодексом корпоративного поведения, рекомендованного ФКЦБ России.

1.2. Настоящее Положение является внутренним документом Общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее внутренний контроль).

1.3. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля.

1.4. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается контроль осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества подразделениями и органами управления Общества.

Понятие, цели, направления и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества

2.1. Внутренний контроль – это система осуществляемых Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Директором Общества, Службой внутреннего аудита и иными сотрудниками Общества процедур, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения Обществом поставленных целей в следующих областях:

— результативность и эффективность хозяйственной деятельности Общества;

— надежность и достоверность всех видов отчетности Общества;

— соблюдение требований нормативных актов и внутренних документов Общества.

2.2. Цели осуществления внутреннего контроля:

  • диагностирование системы управления, выявление резервов повышения ее эффективно­сти;
  • обеспечение органов управления и Директора Общества независимым и объективным мнением и рекомендациями по повышению эффективности управления;
  • обеспечение повсеместного и постоянного контроля финансового состояния, реализации планов финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • обеспечение сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материаль­ных ценностей;
  • проведение мероприятий по охране имущества;
  • принятие мер к возмещению причиненного Обществу материального ущерба;
  • выявление резервов снижения эксплуатационных, сервисных, административных и других затрат;
  • содействие построению оптимальной организационной структуры Общества;
  • установление полноты и достоверности бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  • выявление крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, оценка процедур их совершения;
  • выявление сделок, для которых уставом и/или внутренними документами Общества предусмотрен особый порядок их со­вершения, оценка процедур их совершения;
  • оценка обоснованности и эффективности инвестиционных проектов;
  • оперативное выявление, предотвращение и ограничение финансовых и операционных рис­ков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц;
  • соблюдение требований действующих нормативных актов и внутренних процедур, установленных в Обществе.

2.3. Направления внутреннего контроля:

— оценка эффективности организационной структуры Общества;

— контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ результатов указанной деятельности;

— контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления и должностных лиц Общества;

— обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;

— контроль за исполнением бюджета Общества и его структурных подразделений;

— контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.

2.4. Процедуры внутреннего контроля:

Под процедурами внутреннего контроля понимается совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Советом директоров Общества, Директором Общества, Службой внутреннего аудита, иными лицами и специализированными подразделениями, уполномоченными осуществлять внутренний контроль, и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

— определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;

— распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в Обществе, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников Общества;

— выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;

— контроль за соответствие совершенной операции финансово-хозяйственному плану, выявление и совершение нестандартных операций;

— организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности Общества, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри Общества;

— доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;

— установление эффективной связи Общества с третьими лицами;

— определение критериев и оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;

— использование адекватных способов учёта событий, операций и сделок (например, сквозной нумерации);

— проверка сохранности активов;

— обеспечение утверждения и осуществления операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;

— надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;

— распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждение операций, учёту операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);

— разграничения доступа членов органов управления и контроля Общества, а также иных сотрудников Общества к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ;

— регулярные оценки качества системы внутреннего контроля.

2.5. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивается путем проведения всех видов проверок, ревизий и экспертиз с целью осуществления последующего контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, соответствие ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета нормативным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей.

2.6. Ответственность за функционирование системы внутреннего контроля в Обществе несет Директор Общества.

2.7. Совет директоров Общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет регулярную оценку эффективности системы внутреннего контроля.

2.8. В соответствии с Положением о комитете Совета директоров Общества по аудиту Комитет по аудиту осуществляет оценку эффективности системы внутреннего контроля в Обществе (в том числе на основании сообщений и отчетов Службы внутреннего аудита);

2.9. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется отдельным структурным подразделением Общества – Службой внутреннего аудита.

Организационная структура и порядок работы Службы внутреннего аудита.

3.1. Служба внутреннего аудита создается на основании приказа Директора Общества.

3.2. Деятельность Службы внутреннего аудита контролируется Советом директоров Общества непосредственно и (или) через Комитет по аудиту.

3.3. Службу внутреннего аудита возглавляет Руководитель.

3.4. Руководитель Службы внутреннего аудита и не менее 2/3 (две третьих) ее сотрудников должны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.

3.5. Все сотрудники Службы внутреннего аудита должны быть независимы от исполнительных органов и органов управления Общества и не могут входить в состав органов управления и исполнительных органов Общества, являться участниками, генеральным директором (управляющим), членом органов управления или работником юридического лица, конкурирующего с Обществом.

3.6. Руководитель и сотрудники Службы внутреннего аудита должны иметь безупречную деловую репутацию.

Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость.

Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, которое признавалось виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности или преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления или к которым применялись административные наказания за правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

3.7. Руководитель Службы внутреннего аудита:

— распределяет обязанности между сотрудниками Службы внутреннего аудита и организует работу Службы внутреннего аудита;

— созывает и проводит заседания и совещания для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Службы внутреннего аудита;

— запрашивает у органов управления и структурных подразделений Общества документы и информацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;

— имеет право беспрепятственного доступа во все помещения проверяемых структурных подразделений Общества;

— вправе получать от сотрудников Общества объяснения и комментарии, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;

— вправе требовать от сотрудников Общества представления информации об исполнении решений органов управления Общества, принятых по итогам проверок и служебных расследований финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— по согласованию с Директором Общества вправе привлекать сотрудников иных структурных подразделений Общества к проведению проверок и служебных расследований;

— вносит предложения о применении мер поощрений к сотрудникам Общества;

— вносит предложения по вопросам привлечения к ответственности за допущенные нарушения виновных сотрудников Общества;

— сообщает Совету директоров (Комитету Совета директоров по аудиту) и Директору Общества о нарушениях, выявленных при проведении процедур внутреннего контроля.

3.8. Прочие сотрудники Службы внутреннего аудита осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным Руководителем Службы внутреннего аудита распределением обязанностей.

3.9. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита готовит сообщения, заключения, отчеты, рекомендации и иные документы, которые подписывает Руководитель Службы внутреннего аудита.

Указанные документы (в том числе сообщения о выявленных нарушениях) представляются Комитету Совета директоров по аудиту, Директору Общества и лицу, по поручению которого Служба внутреннего аудита проводит соответствующую процедуру внутреннего контроля.

3.10. По требованию Совета директоров (Комитета Совета директоров по аудиту) и Директора Общества Руководитель Службы внутреннего аудита представляет отчеты об итогах работы Службы внутреннего аудита.

3.11. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита взаимодействует с органами управления и структурными подразделениями Общества, получая разъяснения, информацию и документацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля.

3.12. В своей деятельности Служба внутреннего аудита:

— руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, Положениями об органах Общества, настоящим Положением, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров, приказами, указаниями, распоряжениями, поручениями Директора Общества;

  • неуклонно соблюдает интересы акционеров и Общества, принимает меры к устранению нарушений производственной и финансовой дисциплины, фактов незаконного и непроизводитель­ного расходования денежных средств и материальных ценностей, недостач, хищений и представления недостоверной отчетности;
  • соблюдает объективность, оказывает практическую помощь проверяемым подразделениям, филиалам и представительствам с целью повышения эффективности их производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

3.13. Обязанности по выявлению и предупреждению любых ошибок, нарушений или злоупотреблений в Обществе возлагаются не только на Службу внутреннего аудита, но и на всех должностных лиц и работников Общества в пределах их должностных обязанностей и компетен­ции.

Функции Службы внутреннего аудита.

4.1. Служба внутреннего аудита создается для осуществления следующих функций:

— контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

— контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, проверка целесообразности совершения нестандартных операций, анализ результатов указанной деятельности;

— контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления Общества;

— обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур её подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;

— контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;

— составление и контроль за исполнением бюджета Общества в целом и его структурных подразделений.

— контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.

4.2. Для осуществления возложенных на него функций Служба внутреннего аудита проводит следующие процедуры внутреннего контроля:

— организует и проводит проверки и служебные расследования по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— анализирует и обобщает результаты проверок и служебных расследований по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— анализирует эффективность требований, предъявляемых к деятельности структурных подразделений Общества, готовит предложения по их совершенствованию;

— координирует работу структурных подразделений Общества при проведении внутренних контрольных мероприятий;

— осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок и служебных расследований;

— анализирует результаты аудиторских проверок Общества, осуществляет контроль за разработкой и выполнением планов мероприятий, по устранению нарушений, выявленных в ходе аудиторских проверок;

— анализирует результаты исполнения бюджета и разрабатывает мероприятия по контролю за экономической оправданностью расходной части бюджета Общества.

— анализирует внутренние и иные документы Общества, регламентирующую финансово-хозяйственную деятельность Общества, разрабатывает предложения по совершенствованию указанных документов;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты решений органов управления на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты договоров Общества на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества проверяет коммерческие предложения и обоснованность выбора контрагентов по договорам, готовит предложения по выбору контрагентов Общества;

— готовит предложения по совершенствованию процедур внутреннего контроля;

— разрабатывает документы, регламентирующие деятельность Службы внутреннего аудита.

5. Контроль за совершением хозяйственных операций. Нестандартные операции.

5.1. Финансово-хозяйственные операции Общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю Службой внутреннего аудита.

5.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в Службу внутреннего аудита Общества предоставляются документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану Общества и установленному в Обществе порядку совершения такой операции.

5.3. Служба внутреннего аудита проверяет предоставленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным настоящим Положением, а также наличие в финансово-хозяйственном плане Общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

5.4. Операции, выходящие за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом Общества (нестандартные операции) требуют предварительного одобрения Совета директоров Общества.

5.5. Служба внутреннего аудита проводит предварительную оценку нестандартной операции. Определяет, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить.

По результатам анализа каждой нестандартной операции Служба внутреннего аудита готовит рекомендации для Совета директоров Общества относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости Служба внутреннего аудита может обратиться за дополнительными разъяснениями к Директору Общества.

5.6. Совет директоров, рассмотрев рекомендации Службы внутреннего аудита, вправе принять решение о проведении нестандартной операции и в случае необходимости внести соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план Общества либо запретить Директору Общества совершать нестандартную операцию. При этом такой запрет должен быть мотивирован.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы.

Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями.

2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль.

Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых организаций.

3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.

Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми организациями и должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хозяйственных операций. Целью его является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.

По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.

По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике (проверка сохранности средств организации, обеспечение сохранности и использования оборудования и т.д.). Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный способ контроля часто используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

Экономический анализ – это способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Таким образом, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и определения размера причиненного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. акие споры разрешаются в арбитражных судах.

По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. С него начинается разделение обязанностей (фундамент контроля).

Важнейшие контрольные моменты, используемые на стадии принятия управленческого решения, сводятся к предупреждению незаконных действий отдельных должностных лиц, к пресечению нецелесообразных с экономической точки зрения операций по расходованию товарно-материальных ценностей или денежных средств. Таким образом, предварительный контроль является профилактическим. С его помощью различные должностные лица проводят взаимную сверку целесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб хозяйственной системе.

Если компания имеет сильную структуру внутрихозяйственного контроля, то диапазон объектов предварительного контроля может быть достаточно широким (и наоборот).

Текущий контроль (по другому, оперативный) – это тот контроль, который осуществляется в ходе совершения различных хозяйственных операций. Те ошибки, просчеты и даже не выявленные предварительным контролем попытки злоупотребления, которые могут быть обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, должны быть немедленно исправлены или устранены. При сильной структуре хозяйственного контроля объектами текущего контроля могут быть все хозяйственные операции.

Субъекты текущего контроля еще более разнообразны, чем предварительного. Каждый из вас, пересчитывает полученные деньги одновременно с проставлением своей подписи в расходном ордере или расчетно-платежной ведомости, тем самым, участвуя в осуществлении текущего контроля. Тем более эту функцию постоянно осуществляют и должны осуществлять все должностные лица из состава управляющей системы в рамках их полномочий и рядовые сотрудники, занятые в управляемой системы.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Любые должностные лица и сотрудники компании, участвуя в той или иной хозяйственной операции и оформляя соответствующие документы, хорошо осознают, что эти оправдательные документы и после совершения хозяйственной операции будут неоднократно проверены другими лицами.

Разумеется, любая хозяйственная операция может быть подвергнута тщательному последующему контролю лишь потенциально. Обычно количество контрольных моментов по всей совокупности хозяйственных операций того или иного типа все-таки ограничено. Количество контрольных моментов, а также степень их тщательности каждый раз определяются экономической целесообразностью исходя из соотношения затрат на осуществление таких контрольных моментов и потенциальных результатов проверки.

Среди субъектов последующего контроля различают финансовые и налоговые органы (включая налоговую полицию), органы валютного и таможенного контроля, банковско-кредитной системы и т.д. Но аудит (как внешний, так и внутренний) занимает особое место, поскольку, в отличие от выше перечисленных органов, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности организации, а результаты всей финансово-хозяйственной деятельности в целом. Для этого они должны справиться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, осуществить большое число контрольных процедур и проверок хозяйственных операций по существу. Таким образом, современный аудит можно определить как особую организационную форму контроля.

Положение о внутреннем контроле разрабатывается и утверждается субъектами хозяйствования самостоятельно по произвольному шаблону. Этот документ выполняет роль внутреннего регламента по организации деятельности ответственных лиц в ключевых сегментах работы. В нем соединяется предписывающая функция с контрольными операциями, такое сочетание позволяет очертить круг показателей, подлежащих регулярному объективному оцениванию, и повысить эффективность работы разных отделов компании.

Зачем необходимо положение о системе внутреннего контроля

Внутренний надзор направлен на повышение координации работы структурных подразделений предприятия и на минимизацию рисков деятельности, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц. Контроль должен быть направлен не на одну сферу деятельности, например, распределение финансовых ресурсов, а на разные сегменты, чтобы повысить объективность принимаемых решений и их эффективность.

Внутренний контроль, положение, образец которого представлен в статье, является неотъемлемым элементом комплекса организационных процедур для каждого субъекта хозяйствования. Обязательность создания собственной системы внутреннего контроля установлена нормами ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Законодательство оговаривает необходимость проверки предпринимателями и юридическими лицами каждой совершенной хозяйственной операции на предмет ее экономической целесообразности и полноты отражения в учете. Положение о внутреннем контроле учреждения госсектора имеет более широкий смысл – оно предназначено для сопоставления плановых показателей с фактическими, выявления причин расхождений между ними.

Читайте также: Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Положение о внутреннем контроле предприятия – образец

Контрольные мероприятия должны охватывать деятельность в сфере финансов, охраны труда, рабочей дисциплины. Систему контроля необходимо выстраивать так, чтобы она не ущемляла права наемного персонала, но и не представляла возможности для нанесения ущерба интересам компании.

Положение о внутреннем качестве контроля должно носить разносторонний характер. Это объясняется тем, что его отсутствие в одном из сегментов деятельности может привести к злоупотреблениям и стать причиной материальных убытков. Например, в компании отлажена система контроля над финансовыми потоками, но мало внимания уделяется дисциплинарным вопросам. В итоге может оказаться, что сотрудники тратят рабочее время неэффективно, нарушают график работы, что становится причиной срыва сроков выполнения контрактов, способствует формированию репутации ненадежного контрагента.

Положение о внутреннем контроле разрабатывается каждым субъектом хозяйствования с учетом особенностей его деятельности. Универсального шаблона документа нет. В структуре Положения рекомендуется выделить следующие информационные блоки:

  1. Вступительная часть, обосновывающая необходимость создания этого локального акта. В ней обозначаются цели и задачи контроля, сегменты деятельности, которые должны быть подвергнуты регулярному наблюдению.

  2. Суть системы проверок – какие сферы деятельности она охватывает, что должно регулярно анализироваться.

  3. В следующей части Положение о внутреннем контроле предприятия должно содержать описание алгоритма внедрения и реализации контрольных процедур. В этом информационном блоке можно привести отдельные описания разных стадий контроля – предварительный анализ, текущие проверки и процедуры последующего контроля. Здесь указывается, какие документы подлежат проверке, какими методами может осуществлять оценка эффективности работы разных отделов, что для этого необходимо. В данном блоке фиксируются правила документального оформления всех мероприятий, порядок подведения итогов.

  4. Положение может содержать информацию о перечне субъектов наблюдения, мерах ответственности к нарушителям внутренних регламентов. Обязательно надо выделить особенности правового статуса комиссии, которая будет проводить проверочные мероприятия.

  5. Заключительные положения, в которых оговаривается дата вступления в силу документа и порядок внесения в него изменений.

Положение о внутреннем финансовом контроле 2019 года может содержать требования по достоверности отражения в учете всех хозяйственных операций, по корректности оформляемой отчетности, соблюдению сроков обработки первичной документации, составлению бухгалтерских и налоговых регистров, отчетов. В документе можно предусмотреть пункт, регламентирующий порядок реагирования на жалобы должностных лиц, в том числе на действия проверяющей комиссии.

Пример положения о внутреннем финансовом контроле можно скачать ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *