В течении какого срока проводят внеплановую СОУТ

Внеплановая специальная оценка условий труда

Согласно правилам федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ осуществление специального контроля условий труда обязательно для большей части предприятий. Исключение составляют те из них, которые сотрудничают только с надомными или дистанционными работниками. Рассматриваемый нормативный документ дифференцирует очередное и внеочередное выполнение этой процедуры. Плановая спецоценка организуется каждые пять лет. В каких случаях проводится внеплановая СОУТ, описывает статья 17 426-ФЗ.

Что такое спецоценка вне графика

Согласно 426-ФЗ внеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится вне утвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходят существенные изменения, определяющие условия их работы. Порядок ее организации аналогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ, руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а также отдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ее осуществления. Он включает следующие шаги:

  • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
  • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
  • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
  • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
  • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
  • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
  • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

Кроме этого, данные, полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фонду социального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховых тарифов фирмы.

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Согласно статье 17 426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

  • создании новых рабочих мест;
  • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
  • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
  • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
  • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
  • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
  • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

В зависимости от того, какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки ее выполнения.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

  • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
  • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

Рассматриваемые сроки отсчитываются с момента наступления соответствующего основания организации специальной оценки.

Когда внеплановая СОУТ не требуется

Иногда наступившие обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда внеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить статью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
  • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

Большинство перечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, что вследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места не изменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться. Однако конкретное решение по этому вопросу должно приниматься оценочной комиссией, которая действует на основании приказа руководителя. Если на основании анализа наступивших обстоятельств она придет к выводу, что уровень негативного воздействия для работников подвергся существенному росту либо снижению, она может принять решение о необходимости выполнения процедуры.

Ответственность за непроведение внепланового контроля

В случае, если предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

Изменение порядка проведения аттестации рабочих мест

С 26 февраля 2013 г. вступили в силу поправки, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные изменения.

Сразу отметим, что на необходимость корректировки действовавшего без изменений с момента утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок аттестации) еще в мае 2012 г. указывало Минэкономразвития России. В Приказе Минтруда России от 12.12.2012 № 590н (далее — Приказ № 590н) было учтено большинство замечаний, высказанных Минэкономразвития России.

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ АТТЕСТАЦИИ?

С учетом норм Приказа № 590н в настоящее время работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны проводить аттестацию не всех своих рабочих мест, как это было ранее. Теперь аттестация будет проводиться только в отношении тех рабочих мест, где при выполнении определенных видов работ (трудовой функции) имеется вероятность причинения вреда здоровью работника:

  • работа с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника (уровень опасности определяется аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда);
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

При этом Приказ № 590н фактически освобождает от проведения аттестации рабочих мест тех работодателей, чьи работники работают только за персональными компьютерами и используют офисную технику. С учетом новых правил, не требуется аттестация рабочих мест, на которых работники заняты работой исключительно на электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

ЧТО ТАКОЕ «ВНОВЬ ОРГАНИЗОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА»?

Еще одно новшество заключается в том, что Минтруд России дал определение понятию «вновь организованные рабочие места», которое неоднократно используется в Порядке аттестации.

Вновь созданными признаются рабочие места:

  • организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса.

Отсутствие легального определения данного понятия до внесения рассматриваемых изменений затрудняло применение работодателями на практике Порядка аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н установлен более продолжительный срок, в течение которого работодателю необходимо провести аттестацию вновь организованных рабочих мест. Аттестация таких рабочих мест должна проводиться после достижения показателей и характеристик, предусмотренных проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники (технологии), но не позднее одного года с момента создания рабочих мест.

В соответствии с ранее действовавшими требованиями аттестацию таких рабочих мест необходимо было проводить не позднее чем через 60 дней после ввода рабочих мест в эксплуатацию.

Кроме того, Приказом № 590н изменены сроки проведения повторной аттестации. Например, если в результате предыдущей аттестации рабочих мест условия труда признаны безопасными, то работодателю не нужно проводить повторную аттестацию. До внесения этих изменений работодатель должен был проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание! Положение об отсутствии необходимости в проведении повторной аттестации рабочих мест после вступления в силу Приказа № 590н, то есть с 12 декабря 2012 г., распространяется на все уже прошедшие аттестацию рабочие места, на которых условия труда признаны безопасными.

Однако даже в том случае, если рабочие места были признаны безопасными, в отношении них возможно проведение повторной аттестации. При наличии определенных оснований будет осуществляться внеплановая аттестация рабочих мест (например, в случае замены производственного оборудования или изменения технологического процесса).

Если по результатам аттестации рабочих мест аттестационной комиссией будет установлено, что условия труда являются вредными и (или) опасными, или если имеются основания для обязательного проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), то повторная аттестация таких рабочих мест будет проводиться так же, как и раньше, — раз в пять лет.

НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Приказом № 590н изменены основания для внеплановой аттестации рабочих мест. Новыми основаниями проведения внеплановой аттестации рабочих мест являются:

  • обращение работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
  • выдача работодателю предписания Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (на сегодняшний день действует редакция от 12.12.2012).

Заключение Минэкономразвития России от 12.05.2012 «Об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”».

Пункт 4 Порядка аттестации.

Примечание 1 к п. 4 Порядка аттестации.

Абзац 4 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Абзац 1 п. 8 Порядка аттестации (в редакции, действовавшей до 12.12.2012).

Пункт 47 Порядка аттестации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *