В штатном расписании

Содержание

В конце статьи есть шпаргалка

Ошибка 1. В штатное расписание включены внештатные работники

Понятия «внештатный работник» нет в Трудовом кодексе. Несмотря на то что его можно встретить в иных нормативно-правовых актах, это не является основанием включать таких работников в штатное расписание.

  • Как правильно. Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, который четко дает представление, потребность в каких должностях, профессиях испытывает работодатель.
  • Если «вне штата», то речь идет только о заключении договора ГПХ.

Как принять работника на временный период? Например, если временно расширяется объем работы в летний период и организация принимает дополнительных работников по срочным трудовым договорам:

  • в штатное расписание организации необходимо внести соответствующие изменения по увеличению количества единиц по соответствующим должностям (профессиям).

Нельзя возложить на работника дополнительную работу по должности, которая отсутствует в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ).

Ошибка 2. Неверно указано наименование должности (профессии) в организации, связанной с тяжелыми условиями труда или предоставлением дополнительных льгот

  • Как правильно. Если нормативно-правовыми актами для работников предусмотрены льготы и/или ограничения, то наименования должностей нужно разрабатывать с учетом следующих документов:
  1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367).
  2. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ — 08) (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст).
  3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).
  4. Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.
  5. Профессиональные стандарты (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ).

Например, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. В таком случае наименование должности или профессии работника должно быть определено в соответствии с указанными выше документами.

Ошибка 3. В графе «Количество штатных единиц» указываются только полные штатные единицы

Не все работники работают на полную ставку. Например, неполное рабочее время устанавливается совместителям или женщинам, которые работают во время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

  • Как правильно: если какая-то должность предусматривает работу по совместительству, то в штатном расписании в графе «Количество штатных единиц» будет указываться ½ или 0,5.

Некоторые работодатели сразу указывают полную единицу, мотивируя тем, что на другую половину ставки будет принят еще один работник. В таком случае следует понимать, что предусматривать наличие вакантных мест в штатном расписании не запрещается. Но у работодателя, который это предусмотрел заранее, возникает обязанность ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Ошибка 4. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» работникам по одноименным должностям необоснованно устанавливают разные оклады

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Если работникам с одноименными должностями установить разные оклады, возможны споры с контролирующими органами. Это может быть расценено как дискриминация при установлении условий оплаты труда.

  • Как правильно: при указании в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует определять одинаковые. Так называемая надтарифная часть заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (Письмо Роструда от 27.04.2011 № 1111-6-1).

Если работодатель установил все же разные оклады по одинаковым должностям, но при этом может документально доказать и обосновать такой подход, то в такой ситуации суды могут встать на сторону работодателя.

Если у работников, которым определены должности с одинаковыми наименованиями, круг должностных обязанностей отличается, включает дополнительные ответственность и объем работы, то именно это и может служить для работодателя доказательством того, что разные оклады установлены обоснованно.

Ошибка 5. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» оклад необоснованно указывается ниже МРОТ

  • Как правильно: указание в штатном расписании оклада менее МРОТ может быть правомерным и обоснованным только в том случае, если с учетом надбавок итоговая сумма заработной платы работника будет более МРОТ, установленного для соответствующего субъекта.

Пример: в субъекте минимальный размер заработной платы составляет 12 130 руб. Если
в графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» указать оклад в размере 10 000 руб., но при этом в графе 7 штатного расписания — надбавку в размере 3 000 руб, то в совокупности видно, что заработная плата работника не ниже минимального размера. Такая ситуация правомерна. В ином случае могут быть претензии со стороны контролирующих органов.

Ошибка 6. В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» оклад указывается с учетом районного коэффициента

Вот этого делать никогда нельзя. Это прямое нарушение действующего законодательства.

  • Как правильно: районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на заработную плату в целом, а не на отдельные ее составляющие (Письмо Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424).

Ошибка 7. Для филиалов, обособленных подразделений разрабатывается и утверждается отдельное штатное расписание

  • Как правильно: представительства и филиалы не являются отдельными юридическими лицами (ч. 3 ст. 55 ГК РФ). Штатное расписание должно быть одно для всей организации в целом.

Пример: руководителю филиала предоставлено право утверждать лично штатное расписание по причине того, что филиал осуществляет все функции юридического лица. С целью избежать претензий со стороны контролирующих органов нужно указать в графе «Наименование организации» штатного расписания название головной организации, а не филиала. При этом наименование филиала должно найти свое отражение в графе «Структурное подразделение».

Ошибка 8. Штатное расписание не содержит всех обязательных реквизитов или часть реквизитов не заполнена

  • Как правильно: все обязательные реквизиты поименованы в ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). Если организация применяет унифицированную форму штатного расписания № Т-3, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1, то здесь все необходимые реквизиты есть.

Самое главное, что нужно проверить, чтобы реквизиты были заполнены. И были заполнены правильно.

Когда форма штатного расписания разрабатывается самостоятельно, то здесь обязательно нужно посмотреть, чтобы форма документа содержала все реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона №402-ФЗ, и была утверждена приказом руководителя организации.

Курсы для бухгалтеров и кадровиков
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе.

Расписание курсов

Штрафы. Отсутствие штатного расписания у работодателя может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства. Организацию могут привлечь к административной ответственности по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Штраф составит:

  • на организацию — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на ИП — от 1 000 до 5 000 руб.

Штатное расписание. Чек-лист для самопроверки

  1. Есть ли в организации штатное расписание.
  2. Какая форма штатного расписания. С 1 января 2013 года форма штатного расписания в негосударственных организациях может быть своя, необязательно по форме Т-3. Главное, чтобы она была утверждена учетной политикой.
  3. На какой период утверждено штатное расписание.
  4. Есть ли приказы об утверждении штатного расписания.
  5. Если численность работников превышает 50 человек, проверьте, есть ли в штатном расписании специалист по охране труда (ст. 217 ТК РФ).
  6. Если на воинском учете состоят не менее 500 человек, должен быть минимум 1 специалист, ведущий воинский учет (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»).
  7. Вилки в окладах по одной должности вызывают споры с проверяющими и работниками
    (ст. 22, ст. 132 ТК РФ).
  8. Срок хранения штатного расписания — постоянно (ст. 71 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»,
    утв. Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец приказа по штатному расписанию и Чек‑лист для проверки кадровика 509.8 КБ

Лауреат премии НОС-2012 поэт и эссеист Лев Рубинштейн, один из основоположников московского концептуализма, вот уже
полтора десятка лет пишет тексты в периодику. Многие из этих колонок воспринимаются нынешним «креативным классом» почти как политический манифест. За сборник таких текстов, вышедший под названием «Знаки внимания», поэт и был отмечен жюри премии. В интервью для сайта Фонда Михаила Прохорова Лев Рубинштейн рассказывает о сходстве языка публицистики и авангарда и коварности понятия «нового».

IMG_8831.jpg

Когда несколько лет назад Эдуарду Лимонову задали вопрос из области художественного творчества, он ответил довольно резко «Я больше не живу литературой». Вы можете сказать про себя что-то подобное?

Конечно, я живу литературой. Или, широко говоря, искусством. Меняются обстоятельства жизни, меняются мои социально-культурные статусы, но не меняется мое отношение к литературе. Я, как мне кажется, такой, какой был.

Но нет ли противоречия между тем, что вы писали раньше и теперь? Для многих оно даже слишком очевидно: раньше была литература, теперь – политика.

Я так не считаю. Когда я начинал занятия литературой, я вполне сознательно вошел в тот круг, который позже стал называться «неофициальная-«, или «вторая-«, или «параллельная культура». И в то время – начало-середина 1970-х годов – когда я сформировался как автор, именно этот круг был на переднем плане сопротивления.

Мы выросли при советской власти, с которой мы не боролись в открытую, а воспринимали как климатическое явление: мы считали, что живем в стране с плохим климатом. Если дождь идет – надо взять зонтик, если холодно – надо одеться и так далее. Мы родились и выросли в той ситуации и никогда не воспринимали себя причастными к ней. В отличие от поколения наших родителей и тем более дедушек, к которым у нас в подростковом возрасте, что называется, были вопросы.

Сейчас я занял такую позицию, чтобы у моих внуков не было ко мне вопросов. Так что нет никаких противоречий. Я всегда делал то, что считал в данный момент важным. В 1970-е годы такой остротой обладало авангардное искусство. Я к нему сознательно примкнул и долгое время этим жил. Собственно, никогда и не прекращал.

Но все же язык авангарда сложнее, чем язык публицистики.

Он не сложнее, он более закрытый. Для меня всегда было важно, кто составляет мою аудиторию. В 1970-е аудитория была очень узкая, и я не оскорблял ее разжевыванием того, что мне казалось очевидным. Моя тогдашняя литература была для тех, кто читал примерно то же, что и я, примерно так же был осведомлен в истории искусства. Кто так же, как и я, знал, что такое поп-арт или музыка Джона Кейджа. Когда я стал писать тексты в медиа, я понимал, что тут аудитория совсем другая. И все равно, я ориентируюсь на круг людей, которым не надо объяснять, откуда та или иная цитата или скрытая пародия.

Но для количественно иного читателя я считаю правильным какие-то вещи разбавлять. Вообще я не считаю, что то, чем я занимаюсь сейчас – это совсем другое. Мне кажется, что моя поэзия и моя проза соотносятся примерно как концентрат и раствор. Вещество то же, но градус меньше.

И даже разбавленными ваши тексты неадекватно воспринимает огромное количество читателей тех же «Граней.ру».

С самого начала тексты в медиа я стал писать с намерением не менять стиля, не учитывать специфики издания и т. д. Кстати говоря, мутация в социально-политическую сторону произошла не сразу — просто такое время пришло. Как совершенно справедливо сказал на дебатах Максим Кронгауз, — раньше писателю все это было малоинтересно, а теперь противоестественно игнорировать то, что происходит вокруг.

Тут мы понемногу переходим к книге, за которую я получил премию. Получается, что хотя я пишу эссеистику по какому-то конкретному поводу, в результате я все равно пишу книжку, у которой принципиально иной контекст, чем у медиаиздания. Все свои медийные тексты я оцениваю по двубальной шкале: войдет — или не войдет в книгу. Больше половины входит. И, конечно, к тексту я
подхожу как литератор, а не как журналист, хотя бы потому, что большую часть времени я думаю не о главном пафосе своего сочинения, а о порядке слов.

Кстати о порядке слов. Вы получили премию за «новую словесность». Однако в жанровом смысле колонки – вполне традиционная вещь. В чем же здесь новизна?

«Новое» вообще коварное слово. Мы живем не в авангардную эпоху, а в постмодернистскую, где понятие новизны очень размыто. Во
времена модерна было ясно, что «Черный квадрат» более нов по отношению к импрессионистской картине. Сейчас все уравнено в правах. В каком-то смысле, нынешняя ситуация категорию нового выводит за скобки. Что новое, что старое, понять совершенно невозможно.
Является ли моя проза ретроградной по отношению к моей же поэзии – не знаю. Кажется, что нет. Мне лично больше нравится слово
«современный». Хочется думать, что то, что я делаю – это современно. Тем более что современность тоже каждый может понимать так, как хочет.

Интервью: Михаил Шиянов

 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСКОМВУЗ РОССИИ 6 декабря 1995 г. (БКВШ 96-6) I. Общие положения 1. Библиотека является одним из ведущих структурных подразделенийвуза, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательныйпроцесс и научные исследования, а также центром распространениязнаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Высшее учебное заведение как учредитель библиотеки финансирует еедеятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью всоответствии с действующим законодательством. Учредитель не вправевмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключениемслучаев, предусмотренных уставом (положением) и действующимзаконодательством. 2. Библиотека в своей деятельности руководствуется федеральнымизаконами о библиотечном деле и об информации, информатизации и защитеинформации, постановлениями, приказами и иными нормативными правовымиактами органов управления высшими учебными заведениями, уставом вуза. 3. Библиотека в своей деятельности отражает сложившееся вобществе идеологическое и политическое многообразие; не допускаетсягосударственная или иная цензура, ограничивающая право читателей насвободный доступ к библиотечным фондам. 4. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия ихпредоставления библиотеками определяются в правилах пользованиябиблиотекой. 5. Общее методическое руководство библиотекой, независимо отведомственной подчиненности, осуществляет Центральнаябиблиотечно-информационная комиссия Государственного комитетаРоссийской Федерации по высшему образованию. Республиканским методическим центром для библиотек высших учебныхзаведений является Научная библиотека Московского государственногоуниверситета им. М.В.Ломоносова. II. Основные задачи 6. Полное и оперативное библиотечное иинформационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся,аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза всоответствии с информационными запросами на основе широкого доступа клюбым фондам (сноска 1. Ограничение доступа к отдельным фондамрегулируется законодательством об охране государственной тайны изаконодательством об обеспечении сохранности культурного достояниянародов Российской Федерации). 7. Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилемвуза и информационными потребностями читателей. Организация и ведениесправочно-библиографического аппарата и баз данных. 8. Воспитание информационной культуры: привитие навыковпользования книгой, другими средствами обучения, библиотекой.Подготовка читателей для работы со справочным аппаратом, в том числе вавтоматизированном режиме. 9. Расширение репертуара библиотечных услуг, повышение ихкачества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризациибиблиотечно-информационных процессов. 10. Проведение научных исследований и методической работы повопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. 11. Координация и кооперация деятельности с библиотеками,органами научно-технической информации и другими учреждениями дляболее полного удовлетворения потребностей читателей в литературе. 12. Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизациибиблиотечного обслуживания. III. Основные функции 13. Организует дифференцированное обслуживание читателей вчитальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единомучитательскому билету, применяя методы индивидуального и групповогообслуживания. 14. Бесплатно обеспечивает читателей основными библиотечнымиуслугами: - предоставляет полную информацию о составе библиотечного фондачерез систему каталогов, картотек и другие формы библиотечногоинформирования; - оказывает консультативную помощь в поиске и выборе произведенийпечати и других документов; - выдает во временное пользование произведения печати и другиедокументы из библиотечных фондов; - получает произведения печати и иные документы помежбиблиотечному абонементу из других библиотек; - составляет в помощь научной и учебной работе вузабиблиографические указатели, списки литературы; выполняеттематические, адресные и другие библиографические справки; проводитбиблиографические обзоры; организует книжные выставки; - выявляет, изучает и систематически уточняет информационныепотребности студентов вуза, руководства,профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников,аспирантов. 15. Предоставляет читателям другие виды услуг, в том числеплатные, перечень которых определяется правилами пользованиябиблиотекой. Организует библиотечное обслуживание предприятий,кооперативов, ассоциаций и других организаций, созданных при высшемучебном заведении, на коммерческой основе, по договорам. 16. Прививает навыки поиска информации и ее применения в учебномпроцессе и научной работе, умение ориентироваться всправочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационныхсистемах и базах данных. Организует для студентов и аспирантов занятия по основаминформатики, библиотековедения и библиографии. 17. Обеспечивает комплектование фонда в соответствии собразовательно-профессиональными программами, учебными планами итематикой научных исследований в координации с другими библиотекамирегиона. Приобретает учебную, научную, периодическую, справочную,художественную литературу и другие виды изданий. Самостоятельно определяет источники комплектования фондов.Осуществляет международный книгообмен с библиотеками и инымиучреждениями и организациями иностранных государств. 18. Изучает степень удовлетворения читательского спроса сцелью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпускалитературы вузом и приведения в соответствие информационныхпотребностей читателей и состава фондов. 19. Осуществляет учет и размещение фондов, обеспечивает ихсохранность, режим хранения, реставрацию и консервацию, копирование имикрофильмирование. 20. Изымает и реализует документы из библиотечного фонда согласнопорядку исключения документов, согласованному с учредителем библиотекив соответствии с действующими нормативными и правовыми актами.Осуществляет перераспределение непрофильной и излишне дублетнойлитературы. Организует в установленном порядке продажу книг населению. 21. Библиотеки, имеющие в фондах особо значимые издания иколлекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают ихсохранность и несут ответственность за их своевременный учет всводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояниянародов Российской Федерации, а также за их включение вавтоматизированные базы данных в рамках федеральных программсохранения и развития культуры (сноска 2. Рукописные материалы,входящие в состав фондов библиотеки, являются составной частьюАрхивного фонда Российской Федерации). 22. Ведет систему библиотечных каталогов и картотек натрадиционных и машиночитаемых носителях с целью многоаспектногобиблиографического раскрытия фондов. 23. Участвует в создании сводных каталогов региона, в том числеэлектронных, позволяющих оперативно предоставлять читателям различныеуслуги в автоматизированном режиме. 24. Проводит научно-исследовательскую, методическую работу(аналитическую, организационную, консультационную)по совершенствованию всех направлений деятельности библиотеки. 25. Внедряет передовую библиотечную технологию, результаты научно-исследовательских работ. Проводит социологические исследования сцелью изучения читательских интересов. 26. Организует систему повышения квалификации библиотечныхработников. 27. Координирует работу с кафедрами, научными обществами,общественными организациями вуза. Принимает участие в работеинтегрированных библиотечных комплексов и объединений региона. 28. Взаимодействует с библиотеками, органами научно-техническойинформации, архивами, другими предприятиями, учреждениями,организациями, которые имеют информационные банки данных всоответствии с действующим законодательством, федеральнымигосударственными программами, а также договорами, заключенными междуучреждениями и организациями. 29. Ведет хозяйственную деятельность в целях расширения перечняпредоставляемых читателям услуг и социально-творческого развитиябиблиотеки при условии, что это не наносит ущерба основнойдеятельности. IV. Управление. Структура и штаты. Материально-техническое обеспечение 30. Руководство библиотекой осуществляет директор (заведующий),который назначается учредителем и является членом ученого советавысшего учебного заведения. Директор (заведующий) несет полную ответственность за результатыработы в пределах своей компетенции, издает распоряжения и указания,обязательные для всех работников. Сотрудники библиотеки принимаются наработу путем заключения договора (контракта). 31. Библиотека привлекает читателей к управлению и к оценке ееработы. При библиотеке создается в качестве совещательного органабиблиотечный совет для согласования работы библиотеки с другиминаучными и учебными подразделениями учебного заведения. Состав советаучреждается ректором вуза по представлению директора (заведующего)библиотеки. Библиотека периодически отчитывается перед читателями.Читатели принимают участие в деятельности попечительских советов илииных объединений читателей, создаваемых по согласованию с учредителембиблиотеки. 32. В библиотеке создаются органы профессиональногосамоуправления: методический совет, совет дирекции, совет молодыхспециалистов и иные общественные объединения в целях содействияразвитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации,защиты социальных и профессиональных прав библиотекарей. 33. Руководство высшего учебного заведения обеспечиваетгарантированное финансирование комплектования, обеспечивает библиотекунеобходимыми служебными и производственными помещениями в соответствиис действующими нормами, электронно-вычислительной икопировально-множительной техникой, коммуникационной техникой иоргтехникой. 34. Библиотека ведет документацию и предоставляет отчеты и планыработы и иную информацию о своей деятельности в установленном порядке. V. Права и обязанности 35. Библиотека имеет право: - самостоятельно определять содержание и конкретные формы своейдеятельности в соответствии с целями и задачами, указанными вположении; - разрабатывать структуру, штатное расписание и правилапользования библиотекой (сноска 3. Структура и штатное расписаниебиблиотеки разрабатываются на основе примерных и утверждаются ректоромвуза); - распоряжаться предоставленными библиотеке ассигнованиями; - определять должностные оклады на основе единой тарифной сетки впределах фонда оплаты труда; надбавки и доплаты к должностным окладампорядок и размеры премирования работников; - определять сумму залога при предоставлении читателям редких иценных изданий, а также в других случаях, определенных правиламипользования библиотекой; - определять в соответствии с правилами пользования библиотекойвиды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки; - определять условия использования библиотечного фонда на основедоговоров с юридическими и физическими лицами; - привлекать в порядке, установленном законодательством,дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счетпредоставления платных дополнительных услуг, а также добровольныхпожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в томчисле иностранных (сноска 4. Привлечение библиотекой дополнительныхсредств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеровее финансирования из бюджета вуза); - знакомиться с образовательно-профессиональными программами,учебными планами, тематикой НИР вуза. Получать от его структурныхподразделений материалы и сведения, необходимые для решенияпоставленных перед библиотекой задач; - представлять высшее учебное заведение в различных учреждениях,организациях: принимать непосредственное участие в работе научныхконференций, совещаний и семинаров по вопросам библиотечной иинформационно-библиографической деятельности; - вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками,организациями; - входить в библиотечные объединения в установленном действующимзаконодательством порядке; - участвовать на конкурсной или иной основе в реализациифедеральных и региональных программ развития библиотечного дела; - осуществлять в установленном порядке сотрудничество сбиблиотеками и иными учреждениями и организациями иностранныхгосударств, в том числе вести международный книгообмен, вступать вустановленном порядке в международные организации, участвовать вреализации международных библиотечных и иных программам; - совершать иные действия, не противоречащие действующемузаконодательству. Библиотека имеет преимущественное право наприобретение документов, выпускаемых по федеральным государственнымпрограммам книгоиздания, и первоочередное приобретение документовликвидируемых библиотек. 36. Библиотека ответственна за сохранность фондов. Библиотекавуза несет в установленном законодательством порядке ответственностьна невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции. 37. Работники библиотеки, виновные в причинении ущербабиблиотечным фондам, несут ответственность в порядке,предусмотренном действующим законодательством. 38.Трудовые отношения работников библиотеки регулируютсязаконодательством Российской Федерации о труде. Работники библиотеки подлежат периодической аттестации, порядоккоторой устанавливается Правительством Российской Федерации. Примерные правила пользования библиотекой высшего учебного заведения 1. Примерные правила пользования библиотекой высшего заведенияразработаны в соответствии с Положением о библиотеке высшего учебногозаведения (сноска 5. Утверждено ЦБИК Госкомвуза России 6 декабря 1995г.) и распространяются на библиотеки государственных высших учебныхзаведений, независимо от их ведомственной принадлежности. 2. Примерные правила пользования библиотекой регламентируют общийпорядок организации обслуживания читателей высших учебныхзаведений, права и обязанности библиотеки и читателя. Читатели, их права, обязанности и ответственность 3. Студенты, учащиеся, аспиранты, профессорско-преподавательскийсостав, научные работники, сотрудники высшего учебного заведения имеютправо бесплатно пользоваться основными видамибиблиотечно-информационных услуг: - получать полную информацию о составе фондов библиотеки черезсистему каталогов и картотек и другие формы библиотечногоинформирования; - получать из фонда библиотеки для временного пользования вчитальных залах и на абонементах любые издания, неопубликованныедокументы или их копии (сноска 6. Ограничение доступа к отдельнымфондам регулируются законодательством об охране государственной тайныи законодательством об обеспечении сохранности культурного достояниянародов Российской Федерации); - получать консультационную помощь в поиске и выборе произведенийпечати и других документов; - получать издания по межбиблиотечному абонементу; - продлевать срок пользования литературой в установленном порядке. 4. Дополнительные услуги читатели могут получить за плату.Перечень дополнительных платных услуг и их стоимость разрабатываются вкаждой отдельной библиотеке и утверждаются ректором высшего учебногозаведения (приложение 1). 5. Библиотечное обслуживание предприятий, кооперативов,ассоциаций и других организаций, созданных при высшем учебномзаведении на коммерческой основе, осуществляется по договорам. 6. Студентам и учащимся других учебных заведений и специалистамгорода предоставляется право обслуживания в читальных залах на платнойоснове или по договорам. 7. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другимпроизведениям печати и иным материалам, полученным из фондовбиблиотеки; возвращать в установленные сроки; не выносить их изпомещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляреили других учетных документах; не делать в них пометок, подчеркиваний;не вырывать и не загибать страниц; не нарушать расстановки в фондахоткрытого доступа; не вынимать карточек из каталогов и картотек. 8. При получении книг, других произведений печати и иныхматериалов читатели должны тщательно просмотреть их и в случаеобнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурномубиблиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу книг несетчитатель, пользовавшийся изданием последним. 9. Читатели не имеют права передавать читательский билет другомулицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В случаенарушения этого правила читатели несут ответственность в порядке,установленном администрацией библиотеки. 10. Ежегодно читатели обязаны перерегистрировать читательскиебилеты с предъявлением всей числящейся за ними литературы вустановленные библиотекой сроки. Читатели, не прошедшиеперерегистрацию, библиотекой не обслуживаются. 11. При выбытии из вуза читатели обязаны вернуть в библиотекучислящиеся за ними издания и сдать читательские билеты. 12. Читатели обязаны соблюдать правила пользования библиотекой.Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой или причинившиебиблиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном правиламипользования библиотекой (сноска 7. Перечень нарушений и размеркомпенсации определяются администрацией вуза в каждой отдельнойбиблиотеке), а также несут иную ответственность в случаях,предусмотренных действующим законодательством. 13. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчуизданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, илипризнанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены -возместить реальную рыночную стоимость изданий. Права и обязанности библиотеки 14. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию правчитателей, установленных пунктами 3, 4, 5. 15. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положениемо библиотеке высшего учебного заведения и правилами пользования. 16. Библиотека обязана: - информировать читателей о всех видах предоставляемыхбиблиотекой услуг; - обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондамибиблиотеки; - популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги; - совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическоеобслуживание читателей, внедряя компьютеризацию и передовую технологию; - в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателямизданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из другихбиблиотек; - обеспечить высокую культуру обслуживания; оказывать читателямпомощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов,проводя занятия по основам библиотечно-библиографических знаний,устные консультации, предоставляя в их пользование каталоги, картотекии иные формы информирования, организуя книжные выставки,библиографические обзоры, дни информации, дни кафедр, и другиемероприятия; - осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотекувыданных книг, других произведений печати и иных материалов; - создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия дляработы читателей; - отчитываться в своей деятельности перед читателями всоответствии с уставом и установленными правилами. Порядок записи читателей в библиотеку 17. Для записи в библиотеку читатели обязаны предъявитьудостоверение личности. На этом основании им выдается единыйчитательский билет, заполняется читательский формуляр. Читательский билет является единственным документом, дающим правопользоваться библиотекой. 18. При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться справилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнениисвоей подписью на читательском билете и читательском формуляре. Порядок пользования читальными залами 19. При заказе литературы в читальном зале читатели предъявляютчитательский билет, заполняют читательское требование и по полученииизданий расписываются на книжном формуляре и читательском требовании.Книжный формуляр и читательское требование являются документами,удостоверяющими дату и факт выдачи читателю и приема библиотекаремкниг и других произведений печати. 20. Число книг, других произведений печати и иных материалов,выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается. Приналичии единовременного повышенного спроса число выдаваемыхэкземпляров может быть ограничено (по решению администрациибиблиотеки). 21. Литература, выданная в читальный зал из основногокнигохранилища, может быть забронирована на определенный срок. 22. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, атакже издания, получаемые по МБА, выдаются только в читальном зале. 23. Не разрешается входить в читальные залы с личными ибиблиотечными книгами, журналами, газетами, вырезками из печатныхизданий и другими печатными материалами. 24. Выносить литературу из читальных залов запрещено. В случаенарушения этого правила читатели могут быть лишены права пользованиябиблиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки. Правила пользования абонементом 25. Для заказа и получения изданий на абонементах читателипредъявляют читательский билет, заполняют читательское требование ирасписываются на книжном формуляре и читательском требовании. 26. Срок пользования литературой для различных категорийчитателей и количество выдаваемых изданий на абонементах (учебной,научной и художественной литературы) определяются дифференцированоадминистрацией библиотеки и фиксируются в правилах пользованиябиблиотекой. 27. Не подлежат выдаче на дом редкие и ценные издания. В случаеих выдачи с читателя взимается залог, сумма которого определяетсяадминистрацией библиотеки. 28. Читатели могут продлить срок пользования взятыми на домкнигами, другими произведениями печати и иными материалами, если наних нет спроса со стороны других читателей, в установленном порядке. Приложение 1 Примерный перечень платных услуг 1. Библиотечное обслуживание предприятий, кооперативов,ассоциаций, созданных при высшем учебном заведении на коммерческойоснове или по договорам. 2. Запись в библиотеку и обслуживание специалистов города вчитальных залах. 3. Пользование литературой сверх установленного срока. 4. Определение классификационного индекса научной работы. 5. Библиографическое обслуживание преподавателей и специалистовпо тематике, не связанной с учебным процессом и научнымиисследованиями вуза (составление библиографических списков и справок,помощь в оформлении списков к диссертационным работам и др.),организация выездных выставок, обзоров и др. 6. Организация выездных выставок, обзоров. 7. Ксерокопирование печатных материалов, утраченных страниц. 8. Переплет изданий. Примерная структура библиотек высших учебных заведений I группа по плате труда руководящих работников и специалистов 1. Отдел комплектования с секторами: - комплектования отечественной литературы; - комплектования литературы на иностранных языках; - учета; - периодических изданий; - обменных фондов. 2. Отдел научной обработки литературы с секторами: - систематизации, предметизации; - библиографического описания; - каталогов; - технической обработки (сноска 8. Сектор технической обработкиможет быть в структуре отдела комплектования). 3. Отдел хранения фондов с секторами: - отечественных изданий; - изданий на иностранных языках; - периодических изданий. 4. Отдел редких книг и рукописей с секторами: - хранения; - читальных залов. 5. Отдел обслуживания научной литературой с секторами: - абонементов по категориям читателей, отраслям знаний и видамлитературы; - МБА. 6. Отдел обслуживания учебной литературой с секторами: - абонементов по категориям читателей, отраслям знаний и видамлитературы; - читальных залов по категориям читателей, отраслям знаний ивидам литературы; - библиотечных пунктах обслуживания в подразделениях вуза: накафедрах, в филиалах, общежитиях, лабораториях и др. 7. Отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами: - выставочной работы; - абонемент художественной литературы (сноска 9. Может бытьвыделен в самостоятельный отдел); - устной пропаганды литературы. 8. Отраслевые отделы. 9. Научно-библиографический отдел с секторами: - справочно-библиографического обслуживания; - текущей и ретроспективной библиографии; - информационного обслуживания (сноска 10. Может быть выделен всамостоятельный отдел); - пропаганды библиотечно-библиографических знаний. 10. Научно-методический отдел с секторами: - организационно-методической работы; - научно-методической работы (сноска 11. В библиотеках -зональных и областных методических центрах); - маркетинга. 11. Отдел компьютеризации библиотечно-информационных процессов ссекторами: - эксплуатации; - программного обеспечения. 12. Отдел материально-технического обеспечения с секторами: - микрофильмирования и ксерокопирования; - реставрационных и переплетных работ; - хозяйственных работ. II группа по оплате труда руководящих работников и специалистов 1. Отдел комплектования с секторами: - комплектования отечественной литературы; - комплектования литературы на иностранных языках; - периодических изданий; - учета. 2.Отдел научной обработки литературы с секторами: - библиографического описания; - систематизации, предметизации; - каталогов; - технической обработки. 3. Отдел хранения фондов. 4. Отдел редких книг и рукописей. 5. Отдел обслуживания научной литературой с секторами: - абонементов по категориям читателей, отраслям знаний и видамлитературы; - МБА. 6. Отдел обслуживания учебной литературой с секторами: - абонементов по категориям читателей, отраслям знаний и видамлитературы; - читальных залов по категориям читателей, отраслям знаний ивидам литературы. 7. Отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами: - выставочной работы и устной пропаганды литературы; - абонемент художественной литературы. 8. Отраслевые отделы. 9. Научно-библиографический отдел с секторами: - информационного обслуживания; - справочно-библиографического обслуживания; - пропаганды библиотечно-библиографических знаний; - текущей и ретроспективной библиографии. 10. Научно-методический отдел с секторами: - методической работы; - маркетинга. 11. Отдел компьютеризации библиотечно-информационных процессов. 12. Отдел материально-технического обеспечения с секторами: - микрофильмирования и ксерокопирования; - переплетных и реставрационных работ. III группа по оплате труда руководящих работников и специалистов 1. Отдел комплектования и научной обработки литературы ссекторами: - комплектования и учета; - библиографического описания, систематизации, предметизации; - каталогов. 2. Отдел хранения фондов с сектором: - редких книг. 3. Отдел обслуживания с секторами: - абонементов по категориям читателей , отраслям знаний и видамлитературы; - читальных залов по категориям читателей, отраслям знаний ивидам литературы; МБА; - пропаганда литературы. 4. Научно-библиографический отдел с сектором: - информационного обслуживания. 5. Отраслевые отделы. 6. Методический отдел. 7. Отдел компьютеризации библиотечных процессов. 8. Отдел материально-технического обеспечения. IV группа по оплате труда руководящих работников и специалистов 1. Отдел комплектования, научной обработки и каталогов. 2. Отдел обслуживания и хранения фондов. 3. Отдел справочно-библиографической, информационной иметодической работы. 4. Отдел материально-технического обеспечения и компьютеризации. ПРИМЕРНЫЕ ШТАТЫ БИБЛИОТЕК ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ I группа ----------------------------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Число читателей (по единому п/п ¦ должностей ¦ читательскому билету)(тыс.чел.) ¦ ¦--------------------------------- ¦ ¦ 12 - 15 ¦ 16 - 20 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Директор ¦ 1 ¦ 1 2. ¦ Заместитель директора ¦ 3 ¦ 3 3. ¦ Ученый секретарь ¦ 1 ¦ 1 4. ¦ Заведующий отделом ¦ 17 ¦ 20 5. ¦ Заведующий сектором ¦ 25 ¦ 30 6. ¦ Начальник отдела ¦ 1 ¦ 1 7. ¦ Методист ¦ ¦ ¦ - ведущий ¦ 3 ¦ 4 ¦ - I категории ¦ 2 ¦ 2 8. ¦ Редактор ¦ ¦ ¦ - I категории ¦ 4 ¦ 5 9. ¦ Библиотекарь ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 15 ¦ 20 ¦ - ведущий ¦ 26 ¦ 30 ¦ - I категории ¦ 15 ¦ 20 ¦ - II категории ¦ 8 ¦ 10 10. ¦ Библиограф ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 5 ¦ 8 ¦ - ведущий ¦ 10 ¦ 15 ¦ - I категории ¦ 6 ¦ 9 ¦ - II категории ¦ 3 ¦ 5 11. ¦ Инженер ¦ 3 ¦ 4 12. ¦ Инженер-электронщик ¦ 2 ¦ 3 13. ¦ Переплетчик ¦ 3 ¦ 4 14. ¦ Реставратор ¦ 3 ¦ 4 15. ¦ Экономист ¦ 1 ¦ 1 ¦ Всего ¦ 156 ¦ 200 -----------------------------------------------------------------(Примечание 1: 1. Учитывать читателей при определении штатов по единомучитательскому билету: студентов дневной и вечерней форм обучения,преподавателей, научных работников, рабочих и служащих, учащихсяколледжей и лицеев, слушателей школ, подготовительных отделений,факультетов повышения квалификации и др. - в физических лицах;студентов заочной формы обучения - с коэффициентом 0,4. 2. На каждую 1000 читателей сверх 20000 выделяется дополнительноштатная единица. 3. На каждые 100 тыс. экз. фонда сверх 1 млн. экз. выделяетсядополнительно штатная единица. 4. На каждый отдельно расположенный отраслевой отдел свыделенным фондом выделяется дополнительно 3 штатных единицы. 5. Библиотекам, являющимся зональным методическим центром,дополнительно выделяется 5 штатных единиц; являющимсяобластным методическим центром - 2 штатные единицы. II группа ----------------------------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Число читателей (по единому п/п ¦ должностей ¦ читательскому билету)(тыс.чел.) ¦ ¦--------------------------------- ¦ ¦ 8 - 10 ¦ 10 - 12 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Директор (заведующий) ¦ 1 ¦ 1 2. ¦ Заместитель директора ¦ ¦ ¦ (заведующего) ¦ 2 ¦ 2 3. ¦ Ученый секретарь ¦ 1 ¦ 1 4. ¦ Заведующий отделом ¦ 11 ¦ 13 5. ¦ Заведующий сектором ¦ 15 ¦ 17 6. ¦ Начальник отдела ¦ 1 ¦ 1 7. ¦ Методист ¦ ¦ ¦ - ведущий ¦ 2 ¦ 2 8. ¦ Редактор ¦ ¦ ¦ - I категории ¦ 2 ¦ 2 ¦ - II категории ¦ 1 ¦ 1 9. ¦ Библиотекарь ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 7 ¦ 10 ¦ - ведущий ¦ 19 ¦ 19 ¦ - I категории ¦ 7 ¦ 8 ¦ - II категории ¦ 5 ¦ 6 10. ¦ Библиограф ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 1 ¦ 2 ¦ - ведущий ¦ 5 ¦ 5 ¦ - I категории ¦ 2 ¦ 3 ¦ - II категории ¦ 1 ¦ 1 11. ¦ Инженер ¦ 1 ¦ 1 12. ¦ Инженер-электронщик ¦ 1 ¦ 1 13. ¦ Переплетчик ¦ 1 ¦ 2 14. ¦ Реставратор ¦ 1 ¦ 2 15. ¦ Экономист ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 88 ¦ 101 ----------------------------------------------------------------- (Примечание 2: 1. Учитывать читателей при определении штатов по единомучитательскому билету: студентов дневной и вечерней форм обучения,преподавателей, научных работников, рабочих и служащих, учащихсяколледжей и лицеев, слушателей школ, подготовительных отделений,факультетов повышения квалификации и др. - в физических лицах;студентов заочной формы обучения - с коэффициентом 0,4. 2. На каждую 1000 читателей сверх 12 000 выделяется дополнительноштатная единица. 3. На каждые 100 тыс. экз. фонда сверх 1 млн. экз. выделяетсядополнительно штатная единица. 4. На каждый отдельно расположенный отраслевой отдел с выделеннымфондом выделяется дополнительно 3 штатных единицы. 5. Библиотекам, являющимся зональным методическим центром,дополнительно выделяется 5 штатных единиц; являющимся областнымметодическим центром - 2 штатные единицы. III группа ----------------------------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Число читателей (по единому п/п ¦ должностей ¦ читательскому билету)(тыс.чел.) ¦ ¦--------------------------------- ¦ ¦ 4,5 - 6 ¦ 6 - 8 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -------¦-----------------------¦---------------¦----------------- ¦ ¦ ¦ 1. ¦ Директор (заведующий) ¦ 1 ¦ 1 2. ¦ Заместитель директора ¦ ¦ ¦ (заведующего) ¦ 1 ¦ 1 3. ¦ Заведующий отделом ¦ 6 ¦ 8 4. ¦ Заведующий сектором ¦ 6 ¦ 8 5. ¦ Начальник отдела ¦ 1 ¦ 1 6. ¦ Методист ¦ ¦ ¦ - ведущий ¦ 1 ¦ 1 7. ¦ Редактор ¦ ¦ ¦ - I категории ¦ 1 ¦ 2 8. ¦ Библиотекарь ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 5 ¦ 6 ¦ - ведущий ¦ 9 ¦ 9 ¦ - I категории ¦ 6 ¦ 7 ¦ - II категории ¦ 5 ¦ 6 9. ¦ Библиограф ¦ ¦ ¦ - главный ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ведущий ¦ 2 ¦ 3 ¦ - I категории ¦ 2 ¦ 2 10. ¦ Переплетчик ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 48 ¦ 59 ----------------------------------------------------------------- (Примечание 3: 1. Учитывать читателей при определении штатов по единомучитательскому билету: студентов дневной и вечерней форм обучения,преподавателей, научных работников, рабочих и служащих, учащихсяколледжей и лицеев, слушателей школ, подготовительных отделений,факультетов повышения квалификации и др. - в физических лицах;студентов заочной формы обучения - с коэффициентом 0,4. 2. На каждый отдельно расположенный отраслевой отдел с выделеннымфондом выделяется дополнительно 3 штатных единицы). IV группа ----------------------------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Число читателей (по единому п/п ¦ должностей ¦ читательскому билету)(тыс.чел.) ¦ ¦--------------------------------- ¦ ¦ 1 - 4,5 -------¦-----------------------¦--------------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 -------¦-----------------------¦--------------------------------- ¦ ¦ 1. ¦ Директор (заведующий) ¦ 1 2. ¦ Заместитель директора ¦ ¦ (заведующего) ¦ 1 3. ¦ Заведующий отделом ¦ 4 4. ¦ Редактор ¦ ¦ - I категории ¦ 1 5. ¦ Методист ¦ ¦ - I категории ¦ 1 6. ¦ Библиотекарь ¦ ¦ - I категории ¦ 8 ¦ - II категории ¦ 9 7. ¦ Библиограф ¦ ¦ - I категории ¦ 3 ¦ - II категории ¦ 2 ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 30 ----------------------------------------------------------------- (Примечание 4: 1. Учитывать читателей при определении штатов по единомучитательскому билету: студентов дневной и вечерней форм обучения,преподавателей, научных работников, рабочих и служащих, учащихсяколледжей и лицеев, слушателей школ, подготовительных отделений,факультетов повышения квалификации и др. - в физических лицах;студентов заочной формы обучения - с коэффициентом 0,4. 2. На каждый отдельно расположенный отраслевой отдел с выделеннымфондом выделяется дополнительно 3 штатных единицы). 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *