УСН 15 НК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 по делу N 309-КГ17-68, А60-63435/2015Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Обстоятельства: Решением налогового органа предпринимателю начислены НДС и штрафа. Заявитель считает требование об уплате начисленных сумм незаконным.Решение: Требование удовлетворено в части признания недействительным решения по эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость, пеней, штрафа, поскольку для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено их освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

В частности, специальные налоговые режимы установлены главами 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.5 «Патентная система налогообложения», и каждый из этих специальных режимов предусматривает освобождение применяющих их лиц от уплаты ряда налогов по общей системе налогообложения, в том числе, налога на добавленную стоимость (пункт 3 статьи 346.11 и пункт 45 статьи 346.43 Налогового кодекса).

Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 722-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав абзацем шестым пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации»

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), установил возможность выбора налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14), определил налоговым периодом календарный год (пункт 1 статьи 246.19), а также предусмотрел ряд особенностей уплаты данного налога в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.

Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2017 N 307-КГ16-21003 по делу N А52-149/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, может уменьшить сумму налога на сумму фиксированного платежа только за тот налоговый период, в котором данный платеж был произведен.

Рассматривая настоящий спор, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из анализа положений статьи 346.17 Налогового кодекса, согласно которым для признания расходов в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса применяется кассовый метод, соответственно расходы учитываются налогоплательщиком после их фактического несения.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 137-О-Р»Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Якимова Федора Федоровича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 487-О»

В своем ходатайстве заявитель просит разъяснить данное Определение, пояснив, имеет ли физическое лицо после прекращения статуса индивидуального предпринимателя при продаже недвижимого имущества, которое использовалось им в предпринимательской деятельности, возможность учесть расходы, непосредственно связанные с приобретением такого имущества в порядке, предусмотренном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» или главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2017 N 301-КГ16-16143 по делу N А38-7494/2015Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Обстоятельства: Оспариваемым решением предпринимателю предложено уплатить недоимку по НДФЛ, пени, а также предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ штраф.Решение: Требование удовлетворено, поскольку в спорный период предпринимателем применялась упрощенная система налогообложения, общая сумма полученных им доходов не превысила порогового значения, установленного п. 4 ст. 346.13 НК РФ, на основании п. 1 ст. 346.14 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ при утрате права на применение патентной системы налогообложения предприниматель правомерно учел все полученные им доходы при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения.

В частности, специальные налоговые режимы установлены главами 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.5 «Патентная система налогообложения», и каждый из этих специальных режимов предусматривает освобождение применяющих их лиц от уплаты ряда налогов по общей системе налогообложения, в том числе, налога на доходы физических лиц (пункт 3 статьи 346.11 и пункт 19 статьи 346.43 Налогового кодекса).

Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 309-КГ16-14303 по делу N А76-16749/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения налогового органа.Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку установлено, что технические характеристики спорных объектов не предполагают возможность их использования в личных целях, доходы от сделки по переуступке права требования нежилых помещений квалифицированы как доходы от предпринимательской деятельности.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), установив, что технические характеристики указанных объектов не предполагают возможность их использования в личных целях, квалифицировав доходы от сделки по переуступке права требования нежилых помещений как доходы от предпринимательской деятельности, суды признали обоснованным доначисление по спорному эпизоду сумм единого налога по упрощенной системе налогообложения и соответствующих сумм пеней.

Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2016 N 303-КГ16-11247 по делу N А16-879/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в декларациях за спорный период предприниматель отразил доходы в меньшем размере, чем фактически получил.

Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суды, руководствуясь положениями главы 26.2 Налогового кодекса и установив, что в декларациях за спорный период предприниматель отразил доходы в меньшем размере, чем фактически получил, признали обоснованным доначисление предпринимателю спорных сумм налогов, начисление соответствующих сумм пеней и штрафа.

Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2016 N 306-КГ16-10512 по делу N А72-5785/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления налога, взимаемого с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как деятельность заявителя не подпадала под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Отказывая в удовлетворении заявленных в данной части требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 249, 346.11, 346.12, 346.14, 346.15, 346.26 Налогового кодекса, пришли к выводу о том, что спорный доход получен от продажи движимого имущества, приобретенного и используемого при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель должен был исчислить и уплатить налоги в соответствии с применяемой УСН согласно главе 26.2 Налогового кодекса, учитывая, что данная деятельность не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1459-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Туманиной Елены Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации»

Особенности использования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима предусмотрены положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Лица, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, освобождаются, по общему правилу, от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), налога на добавленную стоимость, при этом для налогоплательщика переход на упрощенную систему налогообложения (в случае его соответствия установленным критериям) является добровольным (статья 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2016 N 304-КГ16-8892 по делу N А45-22528/2014Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения таможенного органа.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что истец документально не подтвердил затраты, учтенные в целях обложения налогом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 122, 252, главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа. По мнению судов, общество документально не подтвердило затраты, учтенные в целях обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, поскольку не представило достаточных доказательств стоимости созданных основных средств (газопроводов).

Новая редакция Ст. 346.11 НК РФ

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2010 г.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2010 г.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 346.11 НК РФ

Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование недрами и водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие.

Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Однако выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, придется и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.

Другой комментарий к Ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации

ФНС России в письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 пришла к выводу, что суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885.

Однако в письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 изложена противоположная позиция, а именно в случае, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то вычет сумм налога на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).

Минфин России в письме от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 разъяснил, что при совмещении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с упрощенной системой налогообложения доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.

В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы определяются нарастающим итогом с начала года, доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также необходимо определять нарастающим итогом с начала года.

Следует учитывать, что организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся субъектом упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком только тех налогов, которые прямо указаны в статье 346.11 НК. Об этом говорит и Минфин России в письме от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

Из пункта 4 статьи 346.11 НК также следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

«Слететь с упрощенки» — так в народе называют потерю права на применение УСН. Для этого нужно превысить как минимум один из показателей деятельности налогоплательщика:

  • средняя численность работников — 100 человек;
  • стоимость ОС —150 млн руб. в 2018-2019 годах;
  • установленный предел доходов в 2017-2019 годах — 150 млн руб.;
  • начать заниматься деятельностью, несовместимой с УСН, например производить подакцизные товары, организовать ломбард (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • обзавестись филиалом (при этом наличие представительства или иного обособленного подразделения с 2016 года применению УСН не мешает);
  • превысить 25-процентную долю участия юрлиц в УК фирмы-упрощенца;
  • стать участником в договоре простого товарищества или доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019)

НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие положений абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
(п. 8 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

При утрате права на применение УСН нужно рассчитать и уплатить налоги, используемые при ОСНО. Это делают по правилам, которые прописаны в НК РФ для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП. Штрафы и пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на ОСНО, платить не придется.

В переходный период от УСН к ОСН придется определить:

  1. Величину дебиторской задолженности, т. к. при кассовом методе и при методе начисления доход будет отличаться.
  2. Кредиторскую задолженность по налогам, зарплате работников, перед поставщиками.
  3. Непогашенную кредиторскую задолженность.
  4. Остаточную стоимость имущества.

Все эти показатели помогут при подсчете налогооблагаемых баз и самих налогов.

Лимиты по УСН на 2019 год (таблица)

Не каждый налогоплательщик вправе переходить и применять упрощенную систему налогообложения. Чтобы перейти на УСН и потом на ней работать, нужно соблюдать лимиты по доходам и лимиты по основным средствам, а также ряд ограничений. В статье расскажем про лимиты по УСН на 2019 год: для применения и для перехода.

Переход на УСН с 2019 года

Если доходы компании по итогам 9 месяцев 2018 года не превысили 112,5 млн. руб., то она вправе перейти на этот налоговый режим (ст. 346.12 НК РФ).

При этом необходимо, чтобы соблюдались лимиты по остаточной стоимости основных средств на конец 2018 года (150 млн. рублей) и численности персонала (100 человек).

Условия применения УСН в 2019 году

Упрощенную систему налогообложения (УСН) могут применять налогоплательщики (компании и ИП), которые соответствуют требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ, а именно:

  • доход за налоговый (отчетный) период — не более 150 млн. руб.
  • остаточная стоимость основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учета — не более 150 млн. руб.
  • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период — менее 100 человек

Для компаний установлены дополнительные требования:

  • доля участия в уставном капитале других организаций – не более 25%
  • отсутствие филиалов (представительства разрешены)

Лимиты по УСН для перехода и применения упрощенки в 2019 году (таблица)

Критерии использования УСН в 2019 году для АО, ООО и ИП

1) Число работников

Не более 100 человек

2) Остаточная стоимость ОС — для перехода на УСН и для применения УСН.

Внимание! ИП применяют этот лимит только для применения УСН. ИП переходят на УСН даже если стоимость их ОС первышает предел.

Не более 150 млн руб

3) Доля участия других юрлиц (для ИП нет)

Не более 25%

4) Лимит для применения УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (2019 год) — для применения УСН в 2018 году

Не более 150 млн. рублей

5) Лимит для АО и ООО по доходам для перехода на УСН, полученным за январь-сентябрь 2018 года — для перехода на УСН с 1 января 2019 года

Внимание! Этот лимит для ИП не применим, они переходят на УСН даже если их доходы первышают предел.

Не более 112,5 млн. рублей

6) Наличие филиалов

Не должно быть филиалов (представительства разрешены)

При невыполнении какого-либо критерия — применять УСН нельзя.

Лимиты по УСН устанавливаются, как на компании, планирующих переход на спец режим, так и для уже действующих организаций. Переход на «Упрощенку» зависит от величины доходов, которые не должны быть выше установленного предельного значения.

Стоит обратить внимание, что данное ограничение распространяется только на организации. Индивидуальных предпринимателей оно не касается в соответствии с письмами Минфина России. (от 11.12.2008 г. № 03-11-05/296, 05.11.2013 г. № 03-11-11/47084 и др.)

Кому запрещено применять УСН

Упрощенная система под запретом для:

  • компаний с филиалами
  • банков
  • страховщиков
  • ломбардов
  • негосударственных пенсионных фондов
  • инвестиционных фондов
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • ломбардов
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и продажей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых)
  • компаний, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр
  • нотариусов, занимающихся частной практикой
  • адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
  • компаний, являющихся участниками соглашений о разделе продукции
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог
  • компаний, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за исключением:
  • организаций, уставный капитал которых состоит на 100% из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в расходах на оплату труда — не менее 25%
  • некоммерческих организаций (в том числе организации потребительской кооперации), хозяйственных обществ, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы
  • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учрежденных бюджетными и автономными научными учреждениями
  • образовательных организаций, учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющихся бюджетными и автономными учреждениями
  • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным организациям, учрежденным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющимися бюджетными и автономными учреждениями
  • компаний и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек
  • компаний, остаточная стоимость основных средств которых согласно данным бухгалтерского учета превышает 150 млн. руб.
  • казенных и бюджетных учреждений
  • иностранных организаций
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не уведомивших налоговые органы о переходе на УСН, в установленные Налоговым кодексом РФ сроки
  • микрофинансовых организаций
  • частных агентств занятости, осуществляющих деятельности по предоставлению труда работников

Расшифровка лимитов по УСН

Теперь подробнее поговорим о лимитах по доходам и условиям для перехода на упрощенку ООО, АО и ИП. Существуют два лимита по доходам.

1) Лимит для применения УСН

Доход упрощенцев не должен превышать установленный лимит — УСН. Если в каком-либо из периодов 2018 года доходы организации превысят установленный максимальный оборот, упрощенец теряет возможность работать на УСН.

До 2020 года лимит по УСН установленный на 2019 год для ООО в части общей величины годового дохода (150 млн. руб.) будет применяться, не подвергаясь индексации.

При подсчете доходов для проверки соответствия с лимитом, стоит отметить, что учитываются только доходы от реализации, поступившие авансы и внереализационные доходы. Другими словами – доходы, которые отражаются в книге учета.

Не учитываются:

  • доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ;
  • временные доходы;
  • поступления от контролируемых ин. Компаний, облагаемые налогом на прибыль и др.

2) Лимит для перехода на УСН с 1 января 2019 года

Переход на спецрежим с ОСН возможен с 1 января 2019 года. Вновь созданная компания вправе перейти на УСН со дня создания.

Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организации необходимо учитывать, что существует особый регламентированный доход, устанавливаемый Налоговым Кодексом.

Лимит УСН на 2019 год для ООО таков: доход организации за 9 месяцев 2018 года – не должен превышать 112 500 000 рублей (максимальная выручка). Это правило вступило в силу и воспользоваться им смогут те организации, которые планируют переход на «упрощёнку» в 2019 году. Как уже было замечено ранее, данный лимит не будет подвергаться индексации вплоть до 2020 года. А это значит, что не смотря на текст ст. 346.13 и 346.12 НК РФ применение коэффициента- дефлятора к значениям лимита УСН на 2019 год для ООО не осуществляется.

Коэффициент-дефлятор по УСН

Лимит выручки УСН на 2019 год исходит из статьи 346 НК РФ. Согласно п 4 ст. 346.13 НК РФ лимит выручки (доходов) для организаций индексируется на определенный коэффициент-дефлятор, устанавливаемый каждый год в РФ и учитывающий изменение потребительских цен на товары и услуги.

В 2016 году коэффициент-дeфлятoр был равен 1,329, согласно приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 №772. Для того чтобы посчитать лимит по УСН на 2016 год необходимо было умножить, максимально разрешенный доход (60000000) на коэффициент-дефлятор (1,329).

60 000 000 руб .× 1,329 = 79 740 000 руб.

Итого, полученный лимит по УСН на 2016 год был равен 79 740 000 руб.

В 2017 году коэффициент-дефлятор равен 1,425, согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698. А с 1 января 2017 года предельный доход по УСН увеличился до 150 млн рублей. Если действовать по схеме применяемой в 2016 году – для того, чтобы узнать лимит по УСН на 2018 год, необходимо умножить предельный доход на коэффициент-дефлятор. НО! С 1 января 2017 года произошло приостановление действия п. 2 ст. 346.12 НК РФ до 1 января 2020 года. А это значит, что индексация на коэффициент-дефлятор не применяется, а соответственно умножать на него предельный доход в 2019 году не нужно.

Ограничения по выручке при УСН в 2019 году

Установленные лимиты по выручке в 2019 году выглядят так: компания только переходящая на «упрощенку» должна иметь определенный лимит, не превышающий 112 500 000 рублей.

Сравнивая ограничения по выручке при УСН в 2019 году с предыдущими годами, можно сказать, что система стала намного лояльнее, благодаря тому, что лимит увеличился практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Данные изменения можно увидеть в абзацах, расположенных выше.

Если предприятие за отчетный период превысит установленный лимит УСНО по выручке, то необходимо перейти на общую систему налогообложения с начала отчетного года, пересчитав налоги, от которых освобождает УСНО: налог на прибыль для организаций НДФЛ для предпринимателей, НДС и налог на имущество. Для того, чтобы избежать данной ситуации каждой компании необходимо составить четкий финансовый план, предусмотреть все возможные варианты развития событий и составить предположительные способы их решения.

Сроки подачи уведомления для перехода на УСН

1 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку в налоговую инспекцию одновременно с документами для постановки на учет.

2 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку позднее, нежели документы на регистрацию. Если второй вариант оказался предпочтительнее, то уведомление подается в налоговую инспекцию в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

3 вариант — налогоплательщик переходит на упрощенку с другого режима налогообложения. В таком случае уведомление о переходе на УСН подается до 31 декабря текущего года, так как переход на упрощенку возможен лишь со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

4 вариант — на упрощенную систему налогообложение переходит плательщик ЕНВД.

Переход на УСН с ЕНВД осуществляется с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление должно быть представлено в налоговые органы не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате налога на вмененный доход.

Бланк уведомления о переходе на УСН

Налогоплательщику надо заполнить и подать до 31 декабря 2018 года форму бланка уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание, что те, кто вписываются в лимиты по УСН теперь не сдают декларацию по УСН.

Зобова Е. П., редактор журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 9/2020

С 2021 года формат применения УСНО изменится: будут действовать новые предельные размеры доходов и средней численности работников, новые ставки налога. Мы изучили новшества, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ в гл. 26.2 НК РФ, и готовы поделиться результатами с вами.

Поправки к главе 26.2 НК РФ.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ начал действовать 31 июля 2020 года. Он принципиально обновил «упрощенку». Но основные изменения вступят в силу только с 1 января 2021 года – с нового налогового периода по УСНО.

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, рассматриваемые новшества разработаны на основании п. 1.4 разд. 4.1 Паспорта федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», являющегося частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которым предусмотрено мероприятие по законодательному закреплению переходного налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства, утративших право на применение УСНО в случае превышения максимального уровня выручки и (или) среднесписочной численности работников.

Новый предельный размер выручки.

В 2020 году предельный размер доходов, при превышении которого организация (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на применение УСНО, равен 150 млн руб.

С 2021 года к утрате права на применение «упрощенки» приведет доход, превысивший 200 млн руб. Но это не означает, что, как в действующей редакции гл. 26.2 НК РФ, можно получить доход в 200 млн руб. и облагать его, например, по ставке 6 % (объект «доходы»). Одновременно законодатель ввел отдельный порядок налогообложения доходов, превышающих 150 млн руб. (об этом далее).

Новый предельный размер средней численности работников.

С 2021 года средняя численность работников может превысить 100 человек, но не более чем на 30 работников. В этом случае «упрощенец» сохранит право на применение данного спецрежима. Одновременно введен отдельный порядок налогообложения в случае превышения средней численности работников, установленной в 100 человек.

Новый порядок утраты права на применение УСНО.

Корректировки внесены в ст. 346.13 НК РФ.

Теперь п. 4 ст. 346.13 НК РФ гласит, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн руб., и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

Это означает, что если «упрощенец» получит доходы более 200 млн руб. или средняя численность работников превысит 130 человек, то он больше не вправе применять данный спецрежим.

Уточнено, что все размеры доходов, обозначенные в гл. 26.2 НК РФ, в том числе указанные в п. 4, 4.1 ст. 346.13, п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 и абз. 2 п. 4 ст. 346.21 НК РФ величины доходов налогоплательщика, будут индексироваться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Напомним, что на сегодняшний день индексация приостановлена (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Но если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн руб., в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде.

Новые налоговые ставки при УСНО.

Изначально основными налоговыми ставками при УСНО были:

  • 6 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • 15 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Затем субъектам РФ дали право снижать приведенные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков:

  • до 1 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • до 5 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

С 2021 года при применении УСНО будут действовать дополнительные налоговые ставки 8 % (объект «доходы») и 20 % (объект «доходы минус расходы»). Соответствующие поправки внесены в ст. 346.20 НК РФ.

Но сразу скажем: это не означает, что действующие сегодня ставки 6 и 15 % больше не будут применяться. Они остаются.

Одновременно внесены поправки в ст. 346.21 НК РФ – в порядок исчисления и уплаты налога.

По общему правилу налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении налогоплательщиков, у которых доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

В этом же порядке исчисляются авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО.

Объект налогообложения «доходы».

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Законами субъектов РФ, как и сегодня, могут быть установлены пониженные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом если «упрощенец» получил доходы более 150 млн руб., но не более 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, то применяется налоговая ставка в размере 8 % в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8 % для этого налогового периода.

Поясним сказанное на примере (страховые взносы не учитываем).

Пример 1.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы», за девять месяцев 2021 года получила доход 120 млн руб. По итогам 2021 года доход составил 180 млн руб. Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 7,2 млн руб. (120 млн руб. х 6 %).

За налоговый период 2021 год сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 12 млн руб. (7,2 млн руб. + (180 — 120) млн руб. х 8 %).

Объект налогообложения «доходы минус расходы».

Налоговая ставка устанавливается в размере 15 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Законами субъектов РФ также могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20 % в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20 % для данного налогового периода.

Пример 2.

Организация, применяющая объект налогообложения «доходы минус расходы», за девять месяцев 2021 года получила:

  • доходы – 120 млн руб.;

  • расходы – 50 млн руб.

По итогам 2021 года были получены следующие результаты:

  • доходы – 180 млн руб.;

  • расходы – 60 млн руб.

Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 10,5 млн руб. ((120 — 50) млн руб. х 15 %).

За налоговый период 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 20,5 млн руб. (10,5 млн руб. + ((180 — 60) — (120 — 50)) млн руб. х 20 %).

Уточнение налоговой базы.

Пункт 2 ст. 346.18 НК РФ дополнен нормой, которой установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. Данная поправка касается только «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы».

Кардинально нового в этом случае ничего нет: если расходы, учитываемые по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ, превышают полученные доходы, то уплачивается только минимальный налог в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей продлены.

До 1 января 2024 года для индивидуальных предпринимателей продлены налоговые каникулы, которые должны были закончиться 31 декабря 2020 года. Соответствующие поправки внесены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ, который определяет применение п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

Отметим, что налоговые каникулы продлены как для «упрощенцев», так и для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО.

Напомним, что суть налоговых каникул заключается в том, что может быть установлена налоговая ставка по налогу, уплачиваемому при УСНО, в размере 0 % и минимальный налог также не уплачивается.

Но воспользоваться налоговыми каникулами могут только индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим требованиям:

  • физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя впервые;

  • физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя после вступления в силу закона субъекта РФ;

  • индивидуальный предприниматель должен применять УСНО с момента регистрации;

  • индивидуальный предприниматель должен осуществлять предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. При этом по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 %, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 %.

И применять нулевую налоговую ставку индивидуальные предприниматели, соответствующие всем установленным требованиям, вправе со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 %, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ и законом субъекта РФ, индивидуальный предприниматель утратит право на ее применение и обязан уплатить налог по общим правилам.

Аналогичные правила установлены для предпринимателей, выбравших ПСНО.

* * *

С 2021 года вступят в силу внесенные в гл. 26.2 НК РФ поправки, которые позволят продолжать применять УСНО налогоплательщикам, превысившим предельный размер доходов в 150 млн руб. и среднюю численность работников в 100 человек. Новыми пограничными значениями станут доход в 200 млн руб. и средняя численность работников 130 человек. При превышении новых предельных значений по доходам и численности работников налогоплательщик утратит право на применение данного спецрежима.

Но за выход за пределы действующих сегодня пограничных значений – 150 млн руб. и 100 человек – «упрощенцу» придется заплатить налог по повышенным ставкам. Доходы, полученные в квартале, в котором произошло превышение 150 млн руб. и (или) 100 человек, будут облагаться по следующим ставкам:

  • 8 % – объект «доходы»;

  • 20 % – объект «доходы минус расходы».

Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО, будут рассчитываться также по приведенным правилам.

По мнению разработчиков рассмотренных новшеств, данный переходный налоговый режим позволит налогоплательщикам, у которых доходы и средняя численность работников превысили установленные ограничения, продолжать применять упрощенную систему налогообложения и не восстанавливать налоговый учет и налоговые обязательства с начала отчетного (налогового) периода, в котором произошло указанное превышение.

Налогоплательщики, особенно представители малого и среднего бизнеса, ждали поправок в гл. 26.2 НК РФ. Ожидания усиливались еще и тем, что с 2021 года прекращает действовать спецрежим в виде ЕНВД и надежд на то, что он будет продлен, не осталось.

Но думается, что многие «упрощенцы» будут разочарованы принятыми поправками, поскольку ограничение по доходам, поднятое до 200 млн руб., принципиально ситуацию не изменит. Да еще и за превышение порогового значения в 150 млн руб. придется заплатить налог по повышенной ставке.

Продолжают действовать двойные стандарты: сегодня предельное значение дохода, позволяющее отнести субъект хозяйствующей деятельности к малым предприятиям, равно 800 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265). «Упрощенцы» о таком предельном размере доходов могут только мечтать.

Также остался без внимания законодателей еще один критерий для целей применения УСНО – остаточная стоимость основных средств, которая не должна превышать 150 млн руб. и действует с 2017 года. Для субъектов хозяйственной деятельности, имеющих на балансе значительные объемы основных средств, это непреодолимое препятствие для применения УСНО.

Зато до 1 января 2024 года продлены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавшихся в этом статусе и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Отметим, что налоговые каникулы продлены как для «упрощенцев», так и для индивидуальных предпринимателей, выбравших ПСНО.

«О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

«О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *