Услуги транспортной экспедиции

Содержание

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Обратите внимание! В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Еще больше информации о транспортной экспедиции вы найдете в путеводителе по сделкам КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Важно! В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Важно! Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

Важно! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Много полезной информации по теме вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

***

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Оформление ТН транспортной накладной

Минфин России письмом от 17.08.2011 №03-03-06/1-499 разъяснил порядок применения транспортной накладной.

Специалисты сообщили, как подтвердить затраты организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки в различных случаях. Разобраны три ситуации: когда есть договор перевозки груза, когда документа нет (самовывоз груза покупателем) и когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя. В документе, в частности, говорится:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации затраты, понесенные налогоплательщиком.

В случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.

Напомним, транспортная накладная – это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Об этом сказано в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. Одновременно продолжают действовать «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Кто оформляет транспортную накладную

Согласно п.6 Правил, транспортная накладная оформляется грузоотправителем, (если иное не предусмотрено договором перевозки груза). Так, например, может сложиться ситуация, когда заказчиком перевозки является грузополучатель, либо экспедитор. В этом случае логично, если транспортную накладную оформит перевозчик, так как он обладает всей необходимой для этого информацией.

Однако такая «постановка вопроса» может встретить непонимание со стороны транспортной компании, поэтому во избежание лишних недоразумений рекомендуем вопрос с оформлением транспортной накладной в таких ситуациях оговаривать непосредственно в договоре перевозки.

Отдельно отметим ситуацию, оговоренную в самих Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (п.21). Оформление транспортной накладной в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляет перевозчик по согласованию с грузоотправителем, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Количество экземпляров

Правилами предусмотрено оформление трех экземпляров транспортной накладной, причем исходя из буквальных формулировок пункта 9 Правил, они строго «адресные» — первый для грузоотправителя, второй для грузополучателя, третий для перевозчика. Допускается и иное количество экземпляров, если это предусмотрено договором перевозки груза, поэтому при необходимости может быть оформлено и большее число экземпляров.

Также отметим, что в соответствии с п.9 Правил транспортная накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве. При этом под партией груза понимается груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (п.10 Правил).

Это следует учитывать, если, например, на одном транспортном средстве перевозится груз в адрес нескольких грузополучателей, так как ТОРГ-12 оформляется на каждую партию товара (на каждого покупателя). Соответственно перевозка каждой такой партии перевозчиком будет оформлена отдельной транспортной накладной.

Нумерация

Такой казалось бы простой вопрос в данном случае вызывает сложности. В форме транспортной накладной просто не предусмотрен соответствующий реквизит. Реквизит «экземпляр №» на наш взгляд подразумевает именно указание номера выписываемого экземпляра накладной (напомним, что их «по умолчанию» три), а не ее порядковый номер в системе нумерации первичных документов.

Отметим, что и в ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» номер документа не поименован в числе обязательных реквизитов первичного учетного документа (обязательно наличие его наименования и даты составления). Вместе с тем в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) при необходимости можно вносить дополнительные реквизиты («Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации», утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20).

При этом все реквизиты утвержденных нормативными актами унифицированных форм первичной учетной документации должны остаться без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Об этом в частности напомнил Минфин РФ в Письме от 08.07.2011 № 03-03-06/1/414.

Также заметим, что вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (и закреплены в учетной политике – п.4 ПБУ 1/2008″Учетная политика организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н).

В отношении возможности дополнения формы транспортной накладной новыми реквизитами в аналогичном порядке, учитывая, что упомянутое Постановление Госкомстата РФ № 20 к данной форме, утвержденной непосредственно Правительством РФ, не относится, вопрос однако является спорным.

Что касается собственно нумерации, то нормативно установленные требования на настоящий момент отсутствуют, поэтому она осуществляется в соответствии с принятой конкретной организацией (индивидуальным предпринимателем) системой. Как правило, нумерация каждого вида первичных документов начинается каждый год заново и ведется в течение года в хронологическом порядке.

Если обратиться к «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст), то регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. (п.3.12 ГОСТ Р 6.30-2003).

Дата составления документа

Дата составления документа указывается в конце формы, раздел 16 «Дата составления, подписи сторон»

Наименование сторон

Обращаем ваше внимание, что формой транспортной накладной предусмотрено указание полного наименования юридического лица или ФИО для грузоотправителя и грузополучателя (одноименные разделы 1 и 2). Отметим, что на основании ст.54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Так, например, согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах (ст.52 ГК РФ, п.2 ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ и т.д.) Соответственно в упомянутых разделах 1 и 2 должно указываться именно полное наименование грузоотправителя и грузополучателя и в строгом соответствии с учредительными документами. В то же время для перевозчика указывается просто «наименование» (одноименный раздел 10), то есть возможно указание сокращенного наименования в соответствии с его учредительными документами.

Кто подписывает

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика, а в случае если грузоотправитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, — также печатью грузоотправителя.

Любые исправления заверяются подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

Таким образом, при отгрузке товара в ней проставляются отметки о передаче груза перевозчику (раздел 6 «Прием груза» и 16 «Дата составления, подписи сторон»), в том числе проставляется роспись и расшифровка подписи МОЛ (например, кладовщика), сдавшего груз к перевозке, печать грузоотправителя, роспись и расшифровка подписи водителя, принявшего груз, печать перевозчика.

При этом в соответствии с п.25 Правил при подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест. Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон.

Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в разделе 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза (п.26 Правил) При доставке грузополучателю проставляется роспись и расшифровка подписи МОЛ, принявшего груз, печать грузополучателя, роспись и расшифровка подписи водителя, сдавшего груз (раздел 7 «Сдача груза»).

При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест (п.68 Правил).

Наименование груза

В форме предусмотрено указание «отгрузочного наименования груза» (для опасных грузов — в соответствии с ДОПОГ (Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов), для скоропортящихся грузов — в соответствии с СПС (Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок)).

То есть не требуется указания наименования материальных ценностей в строгом соответствии с товаросопроводительными документами. Поэтому в иных случаях указывать наименование груза можно произвольно и в обобщенном виде.

Количественные характеристики груза

Они также указываются в разделе 3 «Наименование груза» транспортной накладной.

При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах (п.53 Правил).

При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной (п.78 Правил).

Таким образом, количественные характеристики груза в транспортной накладной могут не совпадать и информацией товаросопроводительных документов, где товар измеряется, например, в штуках.

Кроме того, масса груза может определяться следующими способами (п.54 Правил):

  • а) взвешивание;
  • б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.

Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза (п.55 Правил).

По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем (п.55 Правил).

Если груз опломбировывается, то сведения об этом (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной (п. 57 Правил).

Сопроводительные документы на груз

Информация о них указывается в одноименном разделе 4. Сюда вписывают перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ, перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, наличие которых установлено законодательством РФ.

Отметим, что указание в данном разделе информации о товаросопроводительных документах (товарной накладной по форме ТОРГ-12, накладной на отпуск материалов на сторону М-15, акта приемки-передачи ОС-1 и т.д.) не предусмотрено.

Стоимость перевозки

Что касается собственно стоимости услуг перевозки, то в транспортной накладной предусмотрен раздел 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». Однако по «замыслу» разработчиков транспортной накладной в основном ее разделы выполняют роль договора на перевозку, кроме того, из Правил не совсем ясен порядок заполнения этого раздела. Так графа «размер провозной платы», как помечено в самой форме, заполняется после окончания перевозки, но должны ли стороны заполнить ее совместно, или же ее может заполнить каждый сам в своем экземпляре, в Правилах не уточняется. В связи с этим рекомендуем этот момент оговаривать непосредственно в договоре перевозки.

Поэтому, по нашему мнению, заполнение раздела 15 не может однозначно свидетельствовать об оказании услуг перевозки и размере ее стоимости. Факт выполнения перевозки будет удостоверять полностью заполненный экземпляр транспортной накладной (с подписями грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя). Однако даже такой экземпляр не свидетельствует об отсутствии у заказчика перевозки претензий к качеству оказанных услуг.

В связи с этим рекомендуем все же оформлять акты приемки выполненных услуг по перевозке либо на каждую перевозку, либо если с перевозчиком заключен долгосрочный договор на перевозку и услуги оказываются по вашим заявкам, то возможно оформление сводного акта за период (например, месяц) с расшифровкой по каждой поездке.

Данные акты в комплекте с транспортными накладными позволять однозначно подтвердить факт оказания услуг по перевозке и правомерность отнесения соответствующих расходов на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Прочие условия

Значительное число разделов содержат информацию об условиях договора перевозки (например, раздел 5 «Указания грузоотправителя», раздел 8 «Условия перевозки», раздел 13 «Прочие условия»).

Изменение условий перевозки груза, в том числе изменение адреса доставки груза (переадресовка), в пути следования отмечается перевозчиком (водителем) в транспортной накладной (в частности в разделе 14 «Переадресовка) (п.28 Правил).

Если был составлен акт (в соответствии с порядком, предусмотренным п.79 – 86 Порядка), то в транспортной накладной должностные лица, уполномоченные на составление актов, делают соответствующую отметку о составлении акта, содержащую краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа (п.81, 86 Порядка).

Отметим, что согласно п.79 Правил акт составляется в следующих случаях:

  • а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
  • в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
  • г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
  • д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
  • е) просрочка доставки груза;
  • ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
  • з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (п.80 Правил).

В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа (п.84 Правил).

В случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (п.82, 83 Правил).

В заключение напомним, что в случае перевозки груза на основании договора об оказании транспортных услуг необходимо оформить следующие первичные документы:

  • Товарные накладные ТОРГ-12 (или иные товаросопроводительные документы) на каждую партию товара, доставляемую в адрес каждого грузополучателя,
  • Отдельные транспортные накладные на каждую партию товара, перевозимую перевозчиком,
  • Акты приемки оказанных услуг перевозки.

Бланк транспортной накладной Скачать

Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.

Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов, т.к. именно этот документ является подтверждением расходов по прибыли. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:

  • номер ТТН;
  • дату ее составления;
  • информацию о товаре;
  • реквизиты участников сделки;
  • прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Форма 1-Т

Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?

Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.

Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:

  1. Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
  2. Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).

В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:

  • В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
  • Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).

Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:

  • Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
  • Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.

О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».

Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?

Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:

  • Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
  • Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах — один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.

Итоги

Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

г.
«» 2021 г.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с » » 20 г. по » » 20 г.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее » » 20 г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

ОБЯЗАННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор обязуется:

  • организовать перевозку груза транспортом по следующему маршруту: ;
  • заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза;
  • обеспечить
  • обеспечить получение документов, требующихся для экспорта или импорта груза;
  • обеспечить выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверить количество и состояние груза;
  • обеспечить погрузку и выгрузку;
  • уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;
  • обеспечить хранение груза и его получение в пункте назначения;

2.2. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

3.3. В случае не предоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору Экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК.

4.2. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора.

5.3. Договор составлен в экземплярах.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

КлиентЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:
ЭкспедиторЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________
Экспедитор _________________

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами.

3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.

4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«транспортно-экспедиционные услуги» — услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

«экспедитор» — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

«клиент» — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

«договор транспортной экспедиции» — гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

«груз» — любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

«грузоотправитель» — лицо, предъявившее груз к перевозке;

«грузополучатель» — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

«перевозчик» — лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

5. Экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.

14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

17. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.

18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *