Учет спецоснастки

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей

Запомнить

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 135н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2010 г.) (утратил силу)

Для того, чтобы получить текст документа, вам нужно ввести логин и пароль.
Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь.

Контактный телефон: +7 (495) 972-24-02, email: info@continent-online.com

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 135н
Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды»

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2010 г.)

Утратил силу в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 15 ноября 2019 года № 180н

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

2. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Министр

А.Л. Кудрин

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Утверждены

приказом Минфина РФ

от 26 декабря 2002 г. № 135н

Методические указания

по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального

оборудования и специальной одежды

I. Общие положения

1. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее — Методические указания) определяют порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Настоящие Методические указания определяют особенности бухгалтерского учета активов, которые включены для целей бухгалтерского учета в состав оборотных активов и имеют особый порядок отнесения стоимости в затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг).

Для целей Методических указаний к бухгалтерскому учету в качестве указанных активов принимаются:

специальный инструмент и специальные приспособления — технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг);

специальное оборудование — многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций;

Только мы привыкли к новым понятиям и требованиям в Порядка № 209н, введенным с начала 2019 года, как в него снова планируется внести коррективы. На этот раз изменяющим приказом является Приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н. О нем и о том, как изменится порядок применения бюджетной классификации расскажут в статье эксперты компании «Учет в БГУ».

Компания «Учёт в БГУ» с 1996 года специализируется на оказании профессиональных услуг в сфере бухгалтерского учета и отчетности для учреждений государственного сектора.

Наш блог www.grnt.ru/blog/, наш сайт www.ubgu.ru.

Приказ № 69н: коротко о главном

Приказ № 69н размещен 05.07.2019 на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru). На момент написания статьи этот приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. В то же время специалисты финансового ведомства России в письмах об особенностях составления и представления отчетности указывают на ее составление с учетом положений Приказа № 69н(1). Поэтому даже до официального внесения Приказом № 69н изменений в Порядок № 209н мы решили осветить основные его положения.

К примеру, изменения коснулись уже преамбулы Приказа № 209н. Редакция, действующая в настоящее время, предусматривает применение ряда кодов, поименованных в Порядке № 209н, с 2021 года. Это коды КОСГУ:

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
  • 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности»;
  • 549/649 «Увеличение/уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам»;
  • 569/669 «Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами»;
  • 739/839 «Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Приказ № 69н устанавливает иные сроки применения названных кодов КОСГУ. Использование подстатей КОСГУ, касающихся отнесения расходов в части неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности(2), так же отложено до 2021 года. До этого времени при приобретении неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности применяем подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ(3). А подстатьи КОСГУ, касающиеся расчетов с нерезидентами(4), будут применяться уже с 2020 года.

Изменения в расчетах с контрагентами

Начнем разговор об изменениях с приятной новости. С учетом корректировок согласно положениям Приказа № 69н меняется перечень лиц, относящихся к организациям государственного сектора (пп. 9.5 п. 9 Порядка № 209н). Теперь это:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • публично-правовые компании.

На этом перечень заканчивается. Корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения более к организациям государственного сектора не относятся. Соответственно, сталкиваясь с корпоративным юрлицом, больше не нужно будет выяснять долю участия в нем государства.

Кроме того, Приказ № 69н прямо указывает на отнесение расчетов с индивидуальными предпринимателями на коды:

  • 566/666 «Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг» КОСГУ;
  • 736/836 «Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг».

Изменения при отнесении расходов на выплаты сотрудникам, оплату работ, услуг

Согласно Приказу № 69н приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, официально будет отнесено на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ. Ранее применение кода 214 КОСГУ в такой ситуации было поименовано только в системных письмах Минфина России(5).

Кроме того, перечень расходов, относимых на подстатью 214 КОСГУ, был расширен. В частности, на код 214 КОСГУ относятся:

  • ежемесячные денежные выплаты работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг(6);
  • оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении.

В описании подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ дополнительно разъяснено, что на нее не относятся расходы по обеспечению должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также соответствующая компенсация, если речь идет о служебных командировках.

В настоящее время согласно пп. 10.2.3 п. 10 Порядка № 209н расходы по предоставлению твердого топлива при наличии печного отопления относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. А расходы по оплате договоров на приобретение всех видов топлива (в том числе, дрова, уголь) относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (пп. 11.4.3 п. 11 Порядка № 209н). То есть у бухгалтеров с 1 января 2019 года периодически вставал резонный вопрос о коде КОСГУ, на который нужно отнести расходы по приобретению дров. Исходя из экономического смысла расхода можно было предположить, что если приобретается топливо по договору оказания коммунальных услуг, то следует применять подстатью 223 КОСГУ, а если по договору поставки, то подстатья 343 КОСГУ(6). Приказ № 69н расставляет акценты при приобретении учреждением топлива при наличии системы печного отопления:

  • подстатья 223 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления;
  • подстатья 343 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, используемых для обеспечения функционирования топливных систем.

Изменения в части монтажных работ

Все мы помним, что в прошлые годы работы по оборудованию, требующему монтажа, относились на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В Порядке № 209н появилась новая подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, на которую относятся расходы по монтажным работам по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. В связи с этим долгое время не было понятно, куда же относить расходы по монтажу в отношении не смонтированного сразу оборудования, которые не приводят к капитальным вложениям.

Этот вопрос должен урегулировать Приказ № 69н. Его нормы говорят нам о следующем:

  1. Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, относятся на подстатью 226 КОСГУ. То есть если не идет речи о капитальных вложениях, то при монтаже оборудования следует применять подстатью 226 КОСГУ.
  2. В подстатье 228 КОСГУ будет дано более детальное понятие капитальных вложений. А именно, капитальные вложения в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).
  3. И вообще, подстатья 228 КОСГУ будет применяться в отношении иных расходов, кроме прямо поименованных в ней, по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).

Кроме того, в описаниях подстатей по безвозмездной передаче текущего характера нефинансовых активов появится уточнение, что они относятся к нефинансовым активам, за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. Что еще раз указывает, что капитальный характер относится только к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам.

Изменения при выборе кодов КОСГУ по материальным запасам

В пп. 11.4 п. 11 Порядка № 209н согласно изменениям Приказа № 69н появится общая норма по отнесению к материальным запасам, сформулированная следующим образом. Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Что это означает? То, что при выборе кода КОСГУ при обретении того или иного материального запаса необходимо исходить не только из того, «что» мы приобрели, но и из того, «зачем» мы это приобрели.

Специалисты финансового ведомства уже не раз указывали на то, что о предназначении покупаемого материального запаса нужно задумываться при выборе кода КОСГУ. Это можно проследить и по системным рекомендациям(7), и по выступлениям специалистов Минфина России на семинарах.

Например, для приобретения бутилированной воды могут применяться сразу 3 кода КОСГУ в зависимости от условий(7):

  • подстатья 349 КОСГУ: если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения или вода не соответствует санитарным нормам, о чем есть соответствующее заключение;
  • подстатья 342 КОСГУ: если система централизованного водоснабжения есть, заключения о непригодности воды нет и при этом у учреждения есть обязанность по обеспечению питанием определенного контингента и приобретенная вода используется при приготовлении пищи;
  • подстатья 346 КОСГУ: если система централизованного водоснабжения есть, заключения о непригодности воды нет и при этом у учреждения отсутствует обязанность по обеспечению питанием определенного контингента.

Или ещё один пример — приобретение лампочек:

  • подстатья 344 КОСГУ: при приобретении лампочек в целях строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями;
  • подстатья 347 КОСГУ: при приобретении лампочек в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями;
  • подстатья 346 КОСГУ: для обеспечения выполнения функций учреждения, не связанных с проведением строительно-монтажных работ.

Претерпели изменения и перечни подстатей 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» и 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

А именно, в перечень расходов, относящихся на подстатью 346 КОСГУ включены канцелярские товары и принадлежности.

В то время как из перечня расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ, были исключены примеры подарочной и сувенирной продукции: поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения, цветы. Теперь останется только формулировка, описывающая типы расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ:

  1. Приобретение (изготовление) подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения.
  2. Приобретение (изготовление) специальной продукции.
  3. Приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности.
  4. Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.

То есть перечень расходов, относимых на подстатью 349 КОСГУ — закрытый и ограничивается названными выше целями и типами материальных запасов. Об этом мы уже писали в статье «Приобретение материалов в 2019 году: какой КОСГУ применить».

Обратите внимание: согласно изменениям, вносимым Приказом № 69н в Порядок № 209н, приобретение венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению в целях возложения к памятникам и памятным знакам относится на код 226 КОСГУ.

Мы рассмотрели самые интересные изменения в применении расходных кодов КОСГУ согласно Приказу № 69н в расчетах с контрагентами, при отнесении расходов на выплаты сотрудникам, оплату работ, услуг, в части монтажных работ и при приобретении материальных запасов. Поверьте, Приказ № 69н таит в себе немало интересного. Не верите? Проверьте сами!

Примечания

  1. Смотрите, например, письма Минфина России и Федерального казначейства от 11.06.2019 №№ 02-06-07/43076, 07-04-05/02-12069, от 28.06.2019 №№ 02-06-07/47868, 07-04-05/02-13482. (вернуться)
  2. Подстатьи 352, 353, 452 КОСГУ. (вернуться)
  3. Смотрите пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н. (вернуться)
  4. Подстатьи 549, 649, 569, 669, 739, 839 КОСГУ. (вернуться)
  5. Смотрите Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
  6. Ранее такие расходы были поименованы в Информации Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
  7. Смотрите Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ, доведенные письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, Информацию Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)». (вернуться)
В статье определимся с ключевыми понятиями и особенностями отражения в бухгалтерском учете организаций специальной оснастки.

Что такое спецоснастка

Спецоснасткой называют широкую категорию инструментов, приспособлений и оборудования, которые имеют индивидуальные свойства и характеристики, необходимые для выполнения основных видов деятельности либо для создания необходимых условий.

Спецоснастка в бухучете — это особые технические средства, которые имеют специальное назначение. В соответствии с Приказом Минфина № 135н от 26.12.2002, выделяют два ключевых вида специального оснащения.

Вид

Определение

Примеры

Специальные инструменты и приспособления

Технические средства, которые наделены индивидуальными характеристиками или уникальными свойствами и которые создают специальные условия, необходимые для производства продукции или осуществления конкретного вида деятельности.

Инструментарий, прокатные валки, пресс-формы, штампы и прочее.

Специальное оборудование

Особые средства труда, используемые в производстве многократно, обеспечивающие условия для выполнения специфических этапов производства (деятельности).

Узкопрофильное промышленное оборудование (химическое, сварочное, термическое, металлообрабатывающее), оборудование для получения атомной энергии, авиационное оборудование и прочее.

В то же время инструменты и приспособления, используемые в производстве стандартных категорий продукции или для осуществления стандартных видов деятельности, не признаются специальными. Такие указания закреплены в п. 4 Приказа Минфина № 135н.

Также оборудование, которое применяется для осуществления стандартных операций по производству, созданию, переработке и прочих неспецифических операций, нельзя относить к спецоснастке (п. 6 Приказа № 135н).

Особенности учета спецоснастки

Как отмечено выше, к объектам специального оснащения следует относить особые технические средства, которые отвечают следующим критериям:

  • являются средствами труда;
  • используются для выполнения нестандартных операций;
  • имеют узкопрофильное применение.

Однако каждая организация должна самостоятельно определить, что относится к спецоснастке с учетом особенностей специфики производимой продукции и осуществляемой деятельностью. Такое решение необходимо закрепить в учетной политике.

Способ ведения бухгалтерского учета спецоснастки в организации зависит от срока полезного использования объекта. Методическими рекомендациями № 135н предусмотрены два способа, рассмотрим подробнее каждый.

Вариант № 1. Срок использования меньше года.

Если специальное оснащение не прослужит компании более 12 месяцев, то его целесообразно отнести в состав материально-производственных запасов. Допустимы два варианта списания стоимости МПЗ:

  • единовременно в полном объеме на счет текущих затрат;
  • пропорционально произведенной продукции в течение всего срока использования.

Например, завод приобрел фигурные формы для отлива цветочных горшков для проведения праздничного мероприятия на сумму 60 000,00 руб. Данные формы будут использоваться для производства 100 000 единиц продукции. Производительная мощность завода — 25 000 единиц в месяц. Следовательно, списывать спецоснастку (фигурные формы) следует пропорционально произведенной продукции в течение 4 месяцев (100 000 планируемых единиц / 25 000 единиц мощности).

Типовые проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена покупка фигурных форм для отлива цветочных горшков

10, субсчет 10 «Специальное оснащение и спецодежда на складе»

60 000

Формы переданы в производство

10, субсчет 11 «Спецоснащение в эксплуатации»

60 000

Произведено частичное списание стоимости форм за первый месяц использования

15 000 (60 000 / 4 месяца)

Бухгалтер сделает аналогичные записи в бухучете до полного списания стоимости фигурных форм на счет основного производства.

Вариант № 2. Срок использования больше года.

Если специальное оснащение должно использоваться более 12 месяцев, то учитывать такие объекты нужно иным способом. Действующим законодательством предусмотрены два способа бухучета:

  1. Спецоснастка как объект основных средств. В таком случае компания осуществляет учет в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Отражает объект на балансе в дебете счета 01 «Основные средства», ежемесячно начисляет амортизацию методом, определенным в учетной политике компании.
  2. Спецоборудование как объект материально-производственных запасов. В таком случае объекты специального оснащения приходуются на счет 10 «Материальные запасы». Для учета спецоснастки предусмотрено открытие отдельных субсчетов.

Первоначальная стоимость таких объектов подлежит списанию тремя способами:

  • линейным путем в соответствии с пунктом 24 приказа 135н;
  • пропорционально произведенной продукции;
  • в полном объеме при переводе спецоснастки в производство (п. 25 № 135н).

При единовременном списании на счета основного производства допустимо ведение учета спецоснастки на забалансовых счетах.

Правовые документы
  • Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н
  • Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н

Многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.
Учитывается как специальное оборудование:
— специальное технологическое оборудование (химическое, металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, другие виды специального технологического оборудования), применяемое для выполнения нестандартных операций;
— контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (покупателю);
— реакторное оборудование;
— дезавакционное оборудование;
— другие виды специального оборудования.
Не учитывается как специальное оборудование технологическое оборудование для выполнения типовых (стандартных) операций по механической, термической, гальванической и иной обработке деталей и изделий, стандартное испытательное оборудование для проверки покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов, а также иное оборудование общего применения.
ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *