Учет материалов ПБУ 5 01

Содержание

ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов — документ, регламентирующий порядок оценки МПЗ и формирования отчетности по хозяйственным операциям с запасами. Рассмотрим особенности применения этого правового акта и дополняющих его источников права, представленных российскими стандартами и МСФО.

ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01

Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Оценка запасов по МСФО

Отчетность по запасам в соответствии с МСФО

Итоги

ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения

Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:

  • задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
  • предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
  • используемые для удовлетворения нужд предприятия.

Единицами учета МПЗ могут быть:

  • номенклатурный номер запаса;
  • партия;
  • группа однородных материалов;
  • иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.

ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.

О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».

Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в ПБУ 05/01, являются оценка МПЗ при принятии их к учету и выбытии, а также правила отражения данных о них в бухотчетности.

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).

Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:

  • оплата по договору поставки;
  • расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
  • вознаграждение посредникам;
  • транспортные расходы;
  • расходы на страхование материальных запасов и др.

В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.

Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.

В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:

  • Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
  • Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
  • Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).

Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.

Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01

Еще одна процедура учета запасов, регламентированная ПБУ 05/01, — это их оценка при выбытии. Она может быть осуществлена исходя:

  • из себестоимости единицы материального запаса;
  • средней себестоимости МПЗ;
  • себестоимости самых первых купленных МПЗ — по методу ФИФО.

В случае если материальные запасы используются фирмой в особом порядке или не являются при обычном использовании взаимозаменяемыми, их оценка может осуществляться исходя из себестоимости каждой единицы запаса.

В случае если в учетной политике определен конкретный способ учета материальных запасов на отчетный год — только он и должен использоваться в течение соответствующего периода. Выбирается способ учета материальных запасов исходя из его применимости к деятельности, осуществляемой юрлицом.

Оценка МПЗ, не относящихся к товарам, учет которых ведется по продажной стоимости, по состоянию на конец отчетного периода осуществляется тем способом, который используется при выбытии соответствующих материальных запасов.

Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01

ПБУ 05/01 регламентирует также порядок отражения сведений о запасах в бухотчетности. Материально-производственные запасы должны отражаться в ней в соответствии с классификацией, учитывающей способ их применения в хозяйственной деятельности.

По состоянию на конец отчетного года МПЗ показывают в балансе по стоимости, которая устанавливается исходя из применяемых способов оценки соответствующих запасов.

МПЗ, морально устаревшие либо утратившие товарный вид, подешевевшие, отражаются в балансе по состоянию на конец года за вычетом резервов, предусмотренных под снижение стоимости матценностей. Соответствующий резерв образуется за счет финрезультатов на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ в случае, если второй показатель выше первого. Данную норму могут не выполнять фирмы, которые ведут упрощенный бухучет (п. 26 ПБУ 5/01).

Находящиеся в пути или же переданные потребителю под залог МПЗ, права на которые перешли к юрлицу, отражаются в бухучете исходя из оценки, предусмотренной договором, с дальнейшим уточнением их фактической себестоимости.

В бухотчетности по запасам должны найти место:

  • способы оценки МПЗ в соотнесении с их группами или разновидностями;
  • сведения о последствиях внесения изменений в данные способы оценки;
  • стоимость МПЗ, переданных в залог;
  • величина и перемещение резервов под снижение стоимости матценностей.

О том, как организуется управленческий учет МПЗ, читайте в статье «Управленческий учет производственных запасов (нюансы)».

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, могут регламентироваться не только российскими, но и международными нормами отчетности. Прежде всего стоит отметить, что законодатель предпринимал попытку адаптации норм МСФО к финансово-хозяйственным правоотношениям в России, разработав проект ПБУ 5/2012, который должен был установить новые нормы учета запасов — вместо определенных в ПБУ 05/01 — с учетом международных стандартов.

Однако данный проект так и не был принят. Тем не менее Министерство финансов России в 2015 году ввело в РФ один из МСФО, регламентирующий обращение с запасами.

О том, что общего у российских и международных стандартов и что их различает, читайте в статье «РСБУ и МСФО — основные сходства и различия».

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Речь идет о принятии Международного стандарта (IAS) 2 «Запасы». Он введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.

Под запасами в данном НПА понимаются активы, которые:

  • предназначены для продажи в процессе обычной деятельности фирмы;
  • изготавливаются на производстве в целях дальнейшей продажи;
  • находятся в виде сырья или же материалов, которые используются фирмой при производстве или в ходе оказания услуг.

Под запасами в МСФО понимаются также:

  • товары, купленные фирмой в целях дальнейшей перепродажи;
  • готовая продукция;
  • остатки незавершенного производства, которые подлежат дальнейшему использованию фирмой в ходе производства.

По аналогии с рассмотренными выше процедурами, регламентируемыми российским ПБУ 05/01, рассмотрим, какие нормы МСФО 2 могут применяться в целях оценки стоимости запасов и формирования отчетности по МПЗ.

Оценка запасов по МСФО

В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:

  • себестоимости;
  • чистой потенциальной цене продажи.

Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:

  • на приобретение МПЗ;
  • их переработку;
  • прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.

В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:

  • закупочную стоимость запаса;
  • пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • транспортные расходы;
  • расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
  • прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.

При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.

Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:

  • зарплату сотрудников, занятых на производстве;
  • различные накладные расходы при переработке сырья.

Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.

Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.

В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.

Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).

При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:

  • по нормативным издержкам;
  • розничным ценам.

Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.

Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.

Отчетность по запасам в соответствии с МСФО

МСФО предписывают фирмам обеспечивать раскрытие в отчетности по запасам:

  • принципов принятой учетной политики в части оценки запасов, а также формулы оценки их себестоимости;
  • общей стоимости всех МПЗ по запасам, а также конкретных разновидностей запасов, которые применяются в организации;
  • балансовой стоимости МПЗ, что учитываются по справедливой стоимости, но за вычетом расходов на продажу;
  • размера запасов, что признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым списаниям стоимости МПЗ, которые признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым восстановлениям списаний, которые признаются в качестве уменьшения размера запасов, что отражены в составе расходов в рамках отчетного периода;
  • обязательств или же событий, в результате которых было осуществлено восстановление списания стоимости МПЗ;
  • балансовой стоимости МПЗ, что переданы в залог в порядке исполнения фирмой обязательств.

Под справедливой стоимостью в контексте МСФО 2 понимается цена, которая могла бы быть получена фирмой при продаже запаса или уплачена в рамках передачи обязательств в процессе обычной сделки с контрагентом на момент проведения оценки актива.

О том, у кого в РФ есть обязанность по составлению отчетности по МСФО, читайте .

Итоги

Один из главных нормативных актов, в соответствии с которым российские бухгалтеры ведут учет МПЗ, — это ПБУ 05/01. Оно регламентирует порядок оценки запасов при поступлении/выбытии и ведения отчетности по ним. Кроме того, в России введены для применения в управлении МПЗ нормы МСФО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Финансовые Бизнес Системы

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 июня 2001 г. N 44н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

«УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПБУ 5/01

(в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н,

от 26.03.2007 N 26н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

2. Признать утратившим силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);

пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);

пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).

3. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

Министр

А.Л.КУДРИН

Утверждено

Приказом

Министерства финансов

Российской Федерации

от 09.06.2001 N 44н

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

«УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПБУ 5/01

(в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н,

от 26.03.2007 N 26н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

4. Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.

(п. 4 в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н)

II. Оценка материально-производственных запасов

5. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

6. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Абзац исключен. — Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н.

7. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

8. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

9. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

10. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

11. В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения.

12. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

13. Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

14. Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

15. Исключен. — Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н.

III. Отпуск материально-производственных запасов

16. При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

абзац исключен с 1 января 2008 года. — Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н.

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

17. Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

18. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

19. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

20. Исключен с 1 января 2008 года. — Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н.

21. По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

22. Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретений.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н)

IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

23. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

24. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

25. Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

26. Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

27. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Учет материально-производственных запасов

Обновление: 12 марта 2020 г.

Объектом бухгалтерского учета являются, в том числе активы организации (ст. 5 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), к которым, в свою очередь, относятся и материально-производственные запасы. Следовательно, организация должна вести учет материально-производственных запасов (далее – МПЗ).

ПБУ 5/01: учет материально-производственных запасов

Минфином утверждено Положение по учету материально-производственных запасов, а также соответствующие методические указания (Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее – ПБУ 5/01), Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее – Методические указания)).

Какие активы относятся к материально-производственным запасам

В качестве МПЗ к бухгалтерскому учету принимаются (п. 2 ПБУ 5/01):

  • активы, которые используются в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ или оказания услуг);
  • активы, предназначенные для продажи (включая готовую продукцию и товары);
  • активы, используемые для управленческих нужд организации.

Оценка материально-производственных запасов

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). При этом то, что понимается под фактической себестоимостью в конкретном случае, зависит от самих МПЗ. Например, если речь идет о купленных материально-производственных запасах, то их фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на приобретение за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 6 ПБУ 5/01). Если же говорить о МПЗ, изготавливаемых самой организацией, то их фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих материально-производственных запасов (п. 7 ПБУ 5/01).

По общему правилу фактическая себестоимость МПЗ, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит (п. 12 ПБУ 5/01).

Отпуск материально-производственных запасов

При отпуске МПЗ (за исключением товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии для их оценки используется один из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).

По каждой группе/виду МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки, который необходимо закрепить в учетной политике.

На конец отчетного периода оценка МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов (п. 22 ПБУ 5/01).

Материально-производственные запасы в бухгалтерской отчетности

МПЗ отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам/видам) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд (п. 23 ПБУ 5/01).

На конец отчетного года МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, которая определяется исходя из используемых способов оценки материально-производственных запасов (п. 24 ПБУ 5/01).

Более подробно об учете материально-производственных запасов можно прочитать в вышеназванных ПБУ 5/01 и Методических указаниях.

Для малых предприятий бухучет сделали еще проще

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 17 июня 2016 г.

Содержание журнала № 13 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Комментарий к изменениям в ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 и ПБУ 17/02

Минфин разработал изменения в бухучете, которые коснутся предприятий, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухучета и составления упрощенной бухотчетности. Поправки внесены в четыре ПБУ: по учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), по учету основных средств (ПБУ 6/01), по учету нематериальных активов (ПБУ 14/2007), по учету расходов на НИОКР (ПБУ 17/02). Все они дают возможность еще больше упростить учет.

Право на упрощенное ведение бухучета имеют субъекты малого или среднего предпринимательствап. 1 ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Но это правило не действует в отношениич. 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  • организаций, чья бухотчетность подлежит обязательному аудиту (к примеру, акционерных обществп. 5 ст. 67.1 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • жилищных (жилищно-строительных) и кредитных кооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • коллегий адвокатов и адвокатских бюро;
  • юридических консультаций.

Новое в учете МПЗ

При приобретении материально-производственных запасов в их стоимость можно включать только цену поставщика. А иные затраты, даже если они непосредственно связаны с приобретением таких МПЗ, можно сразу списывать на текущие расходып. 13.1 ПБУ 5/01.

Стоимость сырья, материалов, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров могут сразу (по мере приобретения) списывать на расходып. 13.2 ПБУ 5/01:

  • микропредприятия (малые предприятия со средней численностью за предшествующий год до 15 человек и выручкой/доходом до 120 млн руб. в годпп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);
  • другие организации, имеющие право на ведение бухучета упрощенными способами, но только в том случае, если у них нет существенных остатков МПЗ. То есть таких остатков, информация о наличии которых в бухотчетности способна повлиять на решения пользователей этой отчетностип. 13.2 ПБУ 5/01.

Стоимость МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, можно списать на расходы по мере их приобретенияп. 13.3 ПБУ 5/01.

Уточнено, что организации, имеющие право на ведение бухучета упрощенным способом, могут отражать в годовом балансе обесценившиеся МПЗ (морально устаревшие, со сниженной рыночной стоимостью, полностью или частично потерявшие свои первоначальные качества) без каких-либо корректировок на сумму резерва под снижение их стоимости. То есть резерв под обесценение МПЗ малые предприятия, составляющие упрощенную отчетность, могут не создаватьп. 25 ПБУ 5/01.

Новое в учете ОС

Первоначальную стоимость основных средств можно теперь определять усеченно:

  • <если>они покупаются — то в нее включаются только цена продавца и затраты на монтаж (если они не учтены в цене);
  • <если>они строятся — то первоначальная стоимость определяется как сумма, уплачиваемая подрядчикам и иным контрагентам по договорам, заключенным на приобретение, сооружение или изготовление основных средств.

Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, можно сразу списывать на расходы текущего периодап. 8.1 ПБУ 6/01.

Амортизацию теперь можно начислять только один раз в год (на 31 декабря). А можно делать это периодически, к примеру ежеквартально или ежегодноп. 19 ПБУ 6/01.

Но будьте осторожны, отказываясь от ежемесячной амортизации основных средств, которые облагаются налогом на имущество исходя из остаточной стоимости. Ведь если начислять по ним амортизацию только в конце года, то сумма налога на имущество вырастет.

По производственному и хозяйственному инвентарю, учитываемому в качестве ОС, амортизацию можно начислять сразу в полной сумме при принятии к бухучету. От единовременного списания на расходы такая амортизация будет отличаться лишь тем, что стоимость инвентаря будет числиться на счете 01 «Основные средства» и, соответственно, полная сумма его амортизации — на счете 02 «Амортизация основных средств»п. 19 ПБУ 6/01.

Новое в учете НМА и расходов на НИОКР

Расходы на приобретение (создание) объектов, которые должны учитываться в качестве нематериальных активов, можно сразу списывать на расходы текущего периодап. 3.1 ПБУ 14/2007.

Затраты на НИОКР тоже можно сразу списывать на текущие расходып. 14 ПБУ 17/02.

Определяемся, с какого числа применять нововведения

Срок вступления в силу рассматриваемых изменений сам Приказ не устанавливает. Поэтому мы обратились за разъяснениями к специалисту Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СУХАРЕВ Игорь Робертович Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России

“Приказ Минфина от 16.05.2016 № 64н вступает в силу в общем порядке, то есть через 10 дней после официального опубликования. Приказ не содержит обязательных норм. Все новые правила представляют собой дополнительные возможности для определенных Законом № 402-ФЗ субъектов упростить бухгалтерский учет. В связи с этим организация после вступления в силу Приказа может применить новые правила, в частности в отношении показателей, формирующихся с 1 января 2016 г.”

Если вы хотите воспользоваться новыми возможностями, упрощающими ваш бухучет, не забудьте внести изменения/дополнения в учетную политику. Это можно сделать и в середине года, ведь они связаны с изменениями в законодательстве. А можете прописать, что нововведения в учетную политику вступают в силу с 2017 г., — тут как кому нравится.

Если же изменения в ПБУ вам не по душе, можно не применять их. Правда, вообще не обращать на них внимания не получится. Ведь поскольку появилось несколько возможных вариантов учета, надо сделать свой выбор и закрепить его в учетной политике. Так что рекомендуем всем организациям, имеющим право на ведение бухучета в упрощенном порядке, внести дополнения в свою учетную политику.

***

Изменения действительно могут облегчить жизнь организациям, ведущим бухучет и составляющим бухотчетность упрощенно. Они будут удобны тем, кто применяет УСН, поскольку позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учет (к примеру, в случае если ОС и МПЗ приобретаются на условиях предоплаты).

Но рассмотренные изменения могут быть и невыгодны, если:

  • <или>в результате редкого начисления амортизации увеличится налог на имущество;
  • <или>организация берет кредит — ведь разовое признание в расходах сумм, которые ранее признавались постепенно, может привести к увеличению расходов в бухучете, снижению прибыли и уменьшению стоимости чистых активов;
  • <или>организация платит налог на прибыль — ведь тогда бухучет еще дальше отдалится от налогового учета. Кстати, нововведения коснулись только бухучета. То есть учет для целей налогообложения надо вести по-прежнему.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Бухгалтерский учет / бухгалтерская отчетность»:

2020 г.

  1. Знакомьтесь: ГИР БО, № 1

2019 г.

  1. Ответы на «бухотчетные» вопросы, № 8
  2. Управленческий ОФР, № 6
  3. Учетная политика — 2020, № 23
  4. «Валютное» ПБУ 3/2006 подправили, № 2
  5. Новый профстандарт для бухгалтеров, № 12 Бухотчетность: вопросы после сдачи, № 12 Памятка по профстандарту «Бухгалтер», № 12
  6. Предоставление акционерам бухотчетности, № 10

Нормативная база учета материально-производственных запасов

Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов

Законодательное регулирование организации учета материально-производственных запасов определено следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11г.;
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
  4. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н – действует до 1 января 2021г.;
  5. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденные приказом №119н от 28.12.01г. – действует до 1 января 2021г.;
  6. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом №135н от 26.12.02г. – действует до 1 января 2021г.;
  7. ФСБУ 5/2019 «Запасы» — вводится в действие с 1 января 2021г.;
  8. Гражданский кодекс РФ;
  9. Учетная политика организации и др.

ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов»

Основным нормативно-правовым документом организации учета МПЗ (материально производственных запасов) на сегодняшний день является положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально производственных запасов». Данное ПБУ было принято в мае 2001г. Минфином РФ. Положение включает в себя 4 раздела:

1) Общие положения. Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации по МПЗ организации. Для целей ПБУ в качестве МПЗ принимаются активы:

  • Используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции;
  • Предназначенные для продажи;
  • Используемые для управленческих нужд организации.

2) Оценка МПЗ (материально производственных запасов). Определяет способы оценки материалов при приобретении, изготовлении внутри предприятия, при безвозмездном получении, получении по договору дарения, а также материалов полученных от выбытия основных средств и иного имущества и др.

3) Отпуск МПЗ. Раскрывает способы оценки материалов при списании в производство и ином выбытии материалов. При отпуске МПЗ их оценка производится:

  • По себестоимости каждой единицы;
  • По средней себестоимости;
  • По способу ФИФО.

Приказом Минфина от 26.03.2007г. №26н. с 1 января 2008 года способ списания материалов по себестоимости последних по времени прибытия МПЗ (способ ЛИФО) отменен.

4) Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Основные элементы, подлежащие раскрытию:

  • О способах оценки МПЗ по их группам;
  • О последствиях изменений способов оценки МПЗ;
  • О стоимости МПЗ, переданных в залог;
  • О величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

ФСБУ 5/2019 «Запасы»

Данный нормативный документ вводится в действие с 1 января 2021 года, согласно приказу №180н от 15.11.2019г. При этом утратившими силу с 1 января 2021 года будут являться:

  1. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
  2. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденные приказом №119н от 28.12.01г.;
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом №135н от 26.12.02г.;

А также изменения и дополнения к данным нормативным документам.

Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 «Запасы» включает в себя 6 разделов:

1) Общие положения. Данный раздел определяет основные требования к формированию информации о запасах организации в бухгалтерском учете. При этом к запасам относятся:

  • сырье, топливо, запасные части и т. д., необходимые для осуществления процесса производства (выполнении работ и услуг);
  • инвентарь, спецодежда, спецоснастка и др.;
  • готовая продукция;
  • товары для продажи;
  • готовая продукция и товары, переданные другим лицам для продажи, до момента признания выручки от их продажи;
  • затраты незавершенного производства;
  • объекты недвижимого имущества и объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации.

Для признания запасов в бухгалтерском учете обязательны к исполнению следующие условия:

  • затраты, понесенные на приобретение материальных ценностей, направлены на получение экономической выгоды в будущем;
  • есть возможность определить сумму затрат на приобретение или создание запасов;

Также в новом федеральном стандарте говорится о необходимости классифицировать запасы, устанавливать каждой организации самостоятельно единицу учета запасов и обеспечивать надлежащий контроль за наличием и движением материальных ценностей.

2) Оценка при признании. Раскрывает способы оценки при приобретении материальных ценностей. Запасы в бухгалтерском учете признаются по фактической себестоимости, в которую кроме затрат на изготовление/приобретение включаются:

  • суммы, подлежащие уплате поставщику при приобретении с учетом всех скидок, премий, льгот, за вычетом возмещаемых сумм налогов;
  • затраты на заготовку и доставку;
  • затраты по доработке, фасовке запасов;
  • величина оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
  • сумма процентов, подлежащая включению в стоимость инвестиционного актива;
  • иные затраты, связанные с приобретением.

Кроме этого, в случае, когда оплата полностью или частично осуществляется неденежными средствами, определяется их справедливая стоимость.

Справедливая стоимость согласно ФСБУ 5/2019 определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом МинФина Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 217н.

3) Оценка после признания.

Оценка материалов на отчетную дату осуществляется по наименьшей из следующих величин:

  • фактическая себестоимость;
  • чистая стоимость продажи запасов;

Понятийная справка! Чистая стоимость продажи – это предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы, за вычетом затрат на подготовку их к продаже.

В случае если фактическая себестоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи – это говорит об обесценении запасов. В результате этого организация создает резерв под обесценение в размере суммы превышения. Балансовая стоимость запасов при этом определяется как фактическая себестоимость за вычетом резерва под обесценение. В случае повышения чистой стоимости запасов балансовая стоимость также увеличивается, путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости).

4) Отпуск и списание запасов. Данный раздел раскрывает способы оценки материалов при списании в производство и ином выбытии материалов. При отпуске МПЗ их оценка производится:

  • По себестоимости каждой единицы;
  • По средней себестоимости;
  • По способу ФИФО.

5) Раскрытие информации в отчетности.

Обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит следующая информация:

6) Изменение учетной политики.

Изменения в учетной политике в связи с введением ФСБУ 5/2019 должны отражаться по выбору организации ретроспективно (как если бы настоящий стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни) либо перспективно (только в отношении фактов, имевших место после начала применения данного стандарта). Выбранный способ указывается в первой составленной бухгалтерской отчетности с применением данного стандарта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *