Учет драгоценных металлов

Алексеева М., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2020

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

  • Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

  • Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

  • Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

  • запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

  • создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н:

  • приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

  • инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

  • в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

  • в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства», п. 51 Инструкции № 157н списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431 расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н и 209н такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Стоимость услуги аффинажной организации по договору составила 2 500 руб.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны научные приборы

4 104 34 411

4 101 34 410

500 000

Оприходованы по справедливой стоимости детали (микросхемы), содержащие золото

2 105 36 346

2 401 10 172

60 000

Переданы детали аффинажной организации

2 105 36 346

2 105 36 346

60 000

Начислен доход от реализации драгметалла на основании паспорта, представленного аффинажной организацией

2 205 74 564

2 401 10 172

50 000

Скорректирована методом «красное сторно» стоимость ранее принятых на учет деталей исходя из фактического содержания в них золота

(60 000 — 50 000) руб.

2 105 36 346

2 401 10 172

(10 000)

Списана стоимость реализованного драгметалла

2 401 10 172

2 105 36 446

50 000

Начислены расходы за оказанные услуги по аффинажу деталей, содержащих драгметалл

2 109 80 226

2 302 26 734

2 500

Поступили на лицевой счет денежные средства от аффинажной организации (за вычетом расходов за оказанные услуги)

2 201 11 510

Забалансовый счет 17

2 205 74 664

47 500

Отражен зачет взаимных требований

2 302 26 834

2 205 74 664

2 500

Порядок проведения инвентаризации драгметаллов.

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, а также в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего аффинажа, проводится в порядке, установленном разд. III Инструкции № 231н.

По правилам п. 28 этой инструкции данное мероприятие осуществляется один раз в год (по состоянию на 1 января).

Также инвентаризация обязательна:

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия. Этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации (п. 30 Инструкции № 231н).

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, под отчетом у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Перед началом инвентаризации у них берется расписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию основных средств вносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии проверяемых ценностей и изделий из них, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 35 Инструкции № 231н).

Фактическое наличие драгметаллов при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб.

Наличие драгметаллов, находящихся в составе основных средств, при невозможности в момент инвентаризации проведения проверки в натуре устанавливается по учетным документам, технической документации или инвентаризационной комиссией на основании сведений об их содержании в аналогичной продукции или на основании произведенных комиссией расчетов.

Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Последние в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи фактического наличия драгметаллов по каждому материально ответственному лицу передаются в бухгалтерию для сличения фактических сведений с данными бухгалтерского учета (п. 38 Инструкции № 231н).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений составляется соответствующая ведомость (ф. 0504092).

По всем отклонениям от материально ответственных лиц должны быть получены письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в сроки, предусмотренные локальными документами учреждения, разработанными с учетом специфики его деятельности (п. 40 Инструкции № 231н).

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений,
утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

«О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней».

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Работа с драгоценными металлами

При работе с драгоценными металлами необходима постановка на учёт в Пробирной палате. Это условие обязательно для следующих видов деятельности:

  • производство драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий;
  • торговля драгоценными металлами, камнями и изделиями из них;
  • скупка драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий;
  • ремонт часов и ювелирных изделий из драгоценных металлов;
  • производство драгметаллов;
  • обработка драгоценных и полудрагоценных камней и ювелирных изделий;
  • диагностика и экспертиза драгоценных металлов;
  • участие в выставках драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий.

Без постановки на учёт в Пробирную палату осуществление всех перечисленных видов деятельности запрещено законом и влечёт за собой административную ответственность. При постановке на учёт выдаётся свидетельство Пробирной палаты, в просторечии называемое ювелирной лицензией. Бывает несколько видов лицензии: на продажу изделий, на торговлю ювелирными изделиями, лицензия на изготовление ювелирных изделий, лицензия на ремонт, лицензия на ювелирную деятельность и на драгоценные металлы.

Есть определённая категория организаций, которым не требуется постановка на учёт в Пробирную палату. Это организации, деятельность которых связана с добычей драгоценных металлов или камней по лицензии Министерства природных ресурсов, с применением химических соединений драгоценных металлов в медицинских целях, с использованием приборов или инструментов, содержащих драгоценные металлы. Также не нуждаются в ювелирной лицензии предприятия, применяющие в производстве инструменты и элементы из природных алмазов (при условии, что предприятие не производит изготовление и переделку из данных материалов), организации, связанные с торговлей или применением драгоценных камней, являющихся непригодными для производства украшений согласно ГОСТ Российской Федерации. Кроме того, постановка на учёт в Пробирной палате не требуется предприятиям, которые имеют дело с оплатой драгоценных металлов в кредитных организациях, не получающим их при этом в физическом виде — то есть при размещении оплаченных драгметаллов на обезличенных металлических счетах.

Для постановки на учёт в Пробирную палату требуется следующий перечень документов для предоставления в регистрирующий орган:

  • копии документов, свидетельствующие о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами;
  • копия свидетельства о государственной регистрации и о постановке объекта на налоговый учёт;
  • паспортные данные руководителя;
  • подлинники ранее выданных инспекций регистрационных документов.

Список является полным, однако при постановке на учёт в Пробирную палату предъявляются дополнительные требования Министерства финансов РФ, указанные в соответствующем приказе. При постановке на учёт нужно быть готовым к тому, что в случае внеплановой выездной проверки комиссия будет проверять на соответствие всем требованиям, которые прописаны в приказах Минфина.
В отличие от уже добытых драгоценных металлов и камней разработка месторождений и геологическая разведка месторождений драгоценных металлов требуют государственного лицензирования. Лицензирование пользования участками недр, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «О недрах» и иными Федеральными законами, регулирующими вопросы о пользовании недр.

Осуществление банковских операций с драгоценными металлами также подлежит лицензированию. Добытые и произведённые драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включённые в перечень, утверждённый Правительством РФ. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *