Целевое использование земельного участка

Целевое назначение земельного участка – это установленные законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Деление земель по целевому назначению на категории, является одним из важных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК РФ)).

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеплановых проверок, административных обследований при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц.

Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация когда земельный участок имеет вид разрешенного использования личное подсобное хозяйство, на участке помимо жилого дома имеется гараж, собственник участка открыл в гараже автосервис и начал оказывать платные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, что является недопустимым при разрешенном виде использования данного земельного участка.

За нарушение правил целевого использования земельного участка могут быть применены следующие формы воздействия:

· вынесение предписания об устранении допущенного нарушения земельного законодательства;

· привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ);

· прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;

· расторжение договора аренды и изъятие земельного участка за нецелевое использование;

· изъятие участка у собственника.

За нарушение земельного законодательства по факту использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа. Размер административного штрафа равен:

· если не определена кадастровая стоимость земельного участка

для граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей,

для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей,

для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей,

· в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

для граждан в размере 0,5–1% кадастровой стоимости, но не менее

10 000 рублей;

для должностных лиц — 1–1,5% кадастровой стоимости, но не менее

20 000 рублей;

для юридических лиц — 1,5–2% кадастровой стоимости, но не менее

100 000 рублей.

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка.

Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка, а также неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используемого для соответствующей цели в течение трех лет (за исключением периодов стихийных бедствий и других уважительных обстоятельств), если более длительный срок не установлен федеральным законом.

Принудительное изъятие проводится по решению суда при отказе (уклонении) собственником или владельцем земли устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

Таким образом, следует знать, что использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.

Целевое использование земель означает, что земельный участок используется по назначению, то есть в соответствии с законодательно установленным порядком, который определяется его категорией. Использование земельных участков также не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельным кодексом Российской Федерации земли делятся по категориям и видам разрешенного использования (пункт 8 Статьи 1 Земельного Кодекса РФ). Такое разделение лежит в основе земельного законодательства и позволяет регулировать правовой режим использования земельного фонда РФ.

Земельный фонд Российской Федерации делится на 7 категорий, которые выделяются на основе характерных особенностей ландшафта или их назначения.

Использование участка не по его целевому назначению является правонарушением и грозит штрафами, предписаниями и даже требованием о сносе.

Примером нецелевого использования земельного участка является открытие на землях под строительство жилых домов коммерческих объектов – автомастерской, киоска и так далее.

При нарушении правил пользования участком могут быть применены следующие меры:

· Предписание об устранении нарушения

· Привлечение к административной ответственности (по части 1 статья 8.8 КоАП РФ)

· Прекращение права наследования, владения или постоянного пользования участков

· Расторжение договора аренды и изъятие участка у арендатора

· Изъятие участка у собственника

Часть 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусматривает наложение на нарушителя штрафа за нецелевое использование земель:

► кадастровая стоимость участка не определена

• Физическим лицам – от 10 до 20 тысяч рублей

• Должностным лицам – от 20 до 50 тысяч рублей

• Юридическим лицам – от 100 до 200 тысяч рублей

► кадастровая стоимость участка определена

•Физическим лицам – 0,5-1% от кадастровой стоимости

• Должностным лицам – 1-1,5% от кадастровой стоимости

• Юридическим лицам – 1,5-2% от кадастровой стоимости

! Если под нецелевое использование попадает участок сельхозназначения, то сумма штрафов существенно увеличивается.

ǃ Так, штрафы за неиспользование земель под жилищное и иное строительство (ИЖС, СНТ и ОНТ) могут достигать 400 тысяч рублей (пункт 3 ст. 8.8 КоАП РФ)

Крайней мерой за нецелевое использование земель является изъятие земельного участка. Основанием для изъятия является:

· Ненадлежащее использование земель

· Неиспользование земель под жилищное или иное строительство в течение 3-х лет (если иной срок не установлен федеральным законом)*

· Неиспользование земель, предназначенных для сельхоз. производства в течение 3-х лет (если иной срок не установлен федеральным законом)*

*исключением является период стихийных действий и иные уважительные причины.

Изъять земельный участок могут только по решению суда при отказе или невозможности устранения собственником выявленных нарушений и уклонения от административной ответственности.

! Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли

Остались вопросы?

Получите бесплатную консультацию специалиста по телефону горячей линии МОБТИ +7 (498) 568 88 88, на сайте mobti.ru и в телеграм-канале @mobti

Теги: просто и понятно, недвижимость, земельный участок, 2020, МОБТИ

Эксперты Кадастровой палаты по Московской области помогают разобраться, что такое целевое использование земельного участка и какие меры могут быть приняты в отношении лица, нарушившего правила целевого использования земельного участка.

Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ, собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться в одной и той же категории. Например, земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения могут иметь вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Также отметим, что все земельные участки независимо от их категории и вида необходимо использовать так, чтобы не наносить вред окружающей среде.

Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица.

Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.

Факты нецелевого использования земельных участков выявляются в ходе проверок должностными лицами Управлений Росреестра по регионам Российской Федерации, а также при рассмотрении обращений заинтересованных лиц. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое физическое или юридическое лицо в Управление Росреестра по региону по месту расположения объекта недвижимости.

При выявлении нарушений владельцу земельного участка дается полгода на их устранение. Через полгода проводится повторная проверка. Если в ходе повторной проверки нарушения не устранены, то владельцу земельного участка грозит взыскание в виде штрафа, а в более серьезных случаях — прекращение права постоянного бессрочного пользования и даже изъятие земельного участка.

Помимо ненадлежащего использования основанием для принудительного изъятия земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, может также являться неиспользование земельного участка для заявленной цели в течение трех лет.

В случае если земельный участок находится в аренде, с арендатора, помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, могут быть взысканы иные убытки, например, расходы собственника на снос (демонтаж) незаконно возведенных объектов, а также недополученная прибыль правообладателя земельного участка из-за невозможности его использования.

«Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.

Должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют контроль за соблюдением:

— требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

— требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

— требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

— требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

— проведения плановых и внеплановых проверок;

— систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательств, которое осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

— проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и служебное удостоверение, форма которого установлена приказом Росреестра от 14.08.2020 № П/0305 «О служебном удостоверении и жетоне должностного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченного осуществлять государственный земельный надзор».

Оформление результатов проверок

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информирование об исполнении государственной функции

Информацию по вопросам исполнения государственной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Росреестр и его территориальные органы письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Телефоны для справок: (495) 983-40-40 (2101)

Адрес электронной почты Росреестра: rosreestr@rosreеstr.ru

Почтовые адреса, телефоны для справок и адреса электронной почты территориальных органов Росреестра размещены на официальном сайте Росреестра во вкладке «Структура» раздела «О Росреестре».

  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного земельного надзора
  • Административный регламент
  • План проведения проверок
  • Сведения об итогах проведения проверок
  • Индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления госземнадзора Росреестром и его территориальными органами
  • Планы и результаты административных обследований
  • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства
  • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора
  • Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Росреестром государственного земельного надзора
  • Статистика и отчеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *