Требование налоговой

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте .

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте .

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

  • «Вправе ли фонды обратить взыскание на имущество страхователя без предварительного обращения на денежные средства?»;
  • «ВС РФ: отсутствие сведений о счетах не дает фондам оснований сразу начинать взыскание недоимки с имущества».

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

Материалы нашей рубрики «Требование об уплате налога (взноса)» помогут вам правильно и вовремя среагировать на требование об уплате налога и избежать возможных негативных последствий

Новая редакция Ст. 69 НК РФ

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу с 1 января 2004 г.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу с 1 января 2007 г.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Комментарий к Статье 69 НК РФ

В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за Кодексом установлена ответственность.

Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 — 115 НК РФ.

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки — не позднее 10 дней с даты вынесения соответствующего решения;

— о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);

— о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);

— о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

— подробные данные об основаниях взимания налога (объект налогообложения, налоговая база, период, ставка налога и (или) сбора);

— о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.

Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования:

1) руководителю налогоплательщику-организации

— ее законному представителю

— ее уполномоченному представителю

2) лично налогоплательщику — физическому лицу, а также:

— его законному представителю

— его уполномоченному представителю

Правила настоящей статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора.

Пункт о том, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту, исключен Федеральным законом N 137-ФЗ.

Другой комментарий к Ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как определено в п. 1 ст. 69 Кодекса, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

2. Пунктом 1 ст. 45 Кодекса установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

В соответствии с п. 2 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки направления требования об уплате налога и сбора установлены ст. 70 Кодекса (см. комментарий к ст. 70 Кодекса).

Как указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. направление требования — это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Взыскание налога, как указал Президиум ВАС России, — длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Кодекса. Таким образом, сделал вывод Президиум ВАС России, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

3. Пунктом 3 ст. 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 4 ст. 101 Кодекса на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

4. В пункте 4 ст. 69 Кодекса установлены требования к содержанию требования об уплате налога. Так, требование должно содержать сведения:

о сумме задолженности по налогу;

размере пеней, начисленных на момент направления требования;

сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

сроке исполнения требования;

мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно п. 4 комментируемой статьи во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

5. В соответствии с п. 5 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

В подпункте 7 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику или налоговому агенту в случаях, предусмотренных Кодексом, требование об уплате налога и сбора. Подпункт 9 п. 1 ст. 21 Кодекса предоставляет корреспондирующее этой обязанности право налогоплательщиков получать требования об уплате налогов (см. комментарии к ст. 21 и 32 Кодекса).

Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности» утверждены:

форма требования об уплате налога (приложение 2 к Приказу), которое направляется организации — налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту);

форма требования об уплате налога (приложение 3 к Приказу), которое направляется физическому лицу — налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту).

Налогоплательщикам — физическим лицам вместе с требованием об уплате налога (сбора) направляется в заполненном виде бланк платежного документа (извещения) физического лица формы N ПД (налог) (см. комментарий к ст. 52 Кодекса).

6. Пункт 6 ст. 69 Кодекса определяет способы передачи требования об уплате налога руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

лично под расписку;

иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование согласно п. 6 комментируемой статьи направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 18 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

7. В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 69 Кодекса содержались правила о направлении требования об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В связи с введением в действие Таможенного кодекса РФ п. 7 комментируемой статьи утратил силу.

8. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога согласно ее п. 8 применяются также в отношении требования об уплате сбора.

9. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога в соответствии с ее п. 9 применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
1. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
7. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора
1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБАРЕШЕНИЕ

от 4 июля 2019 года N СА-4-9/13130@

Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее — Общество, Заявитель, Налогоплательщик) на бездействие территориального налогового органа.

В указанной жалобе Заявитель сообщает, что в связи с частичной отменой УФНС решения Инспекции от 16.03.2018 Общество 17.04.2019 обратилось в налоговый орган с просьбой представить уточненное требование. Однако Заявителю вместо требования направлено информационное письмо от 16.05.2019, в котором сообщено, что уточненное требование не может быть выдано, поскольку обязанность по уплате налога и сбора у Общества не изменилась. При этом Налогоплательщик сообщает, что решением Управления от 28.03.2019 решение Инспекции частично отменено, в связи с чем задолженность по налогам, пени и штрафам уменьшилась, а также изменился срок уплаты.

Заявитель, ссылаясь на положения статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), сообщает, что если после направления требования обязанность налогоплательщика по уплате задолженности изменилась, то налоговый орган направляет ему уточненное требование с новым сроком исполнения, при этом первоначальное требование отзывается. Указанное, по мнению Заявителя, следует из формы требования, утвержденной Приложением N 2 к приказу от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@. При этом Налогоплательщик полагает, что согласно статье 69 НК РФ исполнить уточненное требование налогоплательщик должен в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании. По мнению Заявителя, сроки принудительного взыскания налоговой задолженности в этом случае рассчитываются после истечения срока добровольного исполнения уточненного требования. В этой связи Общество считает письмо территориального налогового органа от 16.05.2019 незаконным.

Общество отмечает, что после вынесения Управлением решения от 28.03.2019 прошло 3 месяца, а уточненное требование Инспекцией Заявителю не представлено. В этой связи у Заявителя отсутствует информация о сумме задолженности с учетом частичной отмены Управлением решения Инспекции, а также о сроках исполнения требования. При этом Общество сообщает, что направленная 21.05.2019 в Управление жалоба оставлена без удовлетворения.

Учитывая изложенное, Заявитель просит признать незаконным бездействие Инспекции по ненаправлению Налогоплательщику уточненного требования, а также обязать налоговый орган представить Обществу требование с учетом частичной отмены Управлением решения Инспекции от 16.03.2018.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества от 11.06.2019, с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Абзацем 1 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии с абзацем 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 69 НК РФ форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.

Из материалов жалобы от 11.06.2019 следует, что Инспекцией в связи с принятием решения о ликвидации в отношении Х на основании решения Инспекции от 30.03.2017 проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по 05.12.2016. По результатам указанной выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 16.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу предложено уплатить: налог на прибыль организаций в общей сумме 132134955 рублей; налог на добавленную стоимость (далее — НДС) в общей сумме 12287308 рублей; пени в общей сумме 27575425,46 рублей, штраф в соответствии со статьями 122 и 126 НК РФ в общей сумме 53281233,80 рубля, всего в общей сумме 225278922,26 рубля.

По информации Управления в связи с неуплатой Обществом задолженности по решению от 16.03.2018 Инспекцией на основании положений статьи 69 НК РФ Обществу направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому Заявитель обязан в срок 30.07.2018 уплатить задолженность в общей сумме 225278922,26 рубля. Указанное требование направлено Инспекцией Обществу заказным письмом, которое согласно сайту ФГУП «П» вручено адресату.

Из информации Управления следует, что в связи с неуплатой Обществом задолженности по требованию Инспекцией на основании положений статьи 46 НК РФ вынесено решение от 02.08.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в общей сумме 225278922,26 рубля.

Вместе с тем согласно информации, представленной Управлением, Обществом в Арбитражный суд направлено заявление о признании недействительным требования и действий Инспекции по способу уведомления Заявителя об указанном требовании. Решением Арбитражного суда Обществу отказано в удовлетворении требований Общества.

По информации Управления в связи с отсутствием у Налогоплательщика открытых расчетных счетов Инспекцией в соответствии со статьей 47 НК РФ вынесено решение от 27.02.2019 и постановление от 27.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в общей сумме 225278922,26 рубля. Указанное постановление направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов Управления Федеральной службы судебных приставов (далее — ССП), на основании которого ССП возбуждено исполнительное производство. При этом согласно информации Управления исполнительное производство в отношении Общества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 18.03.2019 окончено в связи с процедурой ликвидации должника-организации, а исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию. При этом по решению Инспекции от 16.03.2018 уплата отсутствует.

Вместе с тем Обществом в Управление направлена жалоба от 24.01.2019, в которой Заявитель выражает несогласие с решением Инспекции от 16.03.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 28.03.2019, которым данная жалоба Заявителя частично удовлетворена, решение Инспекции от 16.03.2018 отменено в части доначисления НДС в общей сумме 12287308 рублей, начисления пени и штрафа в соответствующих суммах по указанному налогу. В остальной части указанное решение Инспекции оставлено без удовлетворения.

Кроме того, из материалов жалобы следует, что в Управление поступила жалоба Общества от 21.05.2019, в том числе с доводами, аналогичными изложенным в жалобе от 11.06.2019. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 11.06.2019, которым жалоба Заявителя от 21.05.2019 оставлена без удовлетворения.

В указанном решении Управлением сообщено о проведенной выездной налоговой проверке в отношении Общества, о направленном Инспекцией требовании, о принятых налоговым органом мерах принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 и 47 НК РФ, о возбуждении исполнительного производства и его окончании. При этом на довод Заявителя о наличии у Инспекции с учетом решения Управления от 28.03.2019 оснований для направления ему уточненного требования Управление, ссылаясь на статьи 71 и 44 НК РФ, сообщило, что налоговый орган обязан направить уточненное требование в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, при этом обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В этой связи Управлением отмечено, что направление налогоплательщику уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа на основании решения вышестоящего налогового органа или суда о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности НК РФ не предусмотрено. При таких обстоятельствах Управление отметило, что основания для направления уточненного требования Обществу в рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствуют. Кроме того, Управлением сообщено, что Инспекция письмом от 16.05.2019 сообщила Заявителю об отсутствии оснований для направления уточненного требования Налогоплательщика, а также проинформировала Общество о размере его задолженности по налогам, пени и штрафам по состоянию на 16.05.2019 с учетом решения Управления от 28.03.2019.

Вместе с тем Федеральная налоговая служба отмечает, что в случае, если решение территориального налогового органа частично отменено вступившим в силу решением вышестоящего налогового органа и изменена сумма, которую должен уплатить налогоплательщик, это не свидетельствует об изменении обязанности по уплате налога или сбора и основания для выставления уточненного требования отсутствуют. При этом НК РФ не предусмотрено изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании вступившего в силу решения вышестоящего налогового органа. В этой связи Инспекция не обязана направлять Заявителю уточненное требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа).

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 НК РФ, оставляет жалобу Общества от 11.06.2019 без удовлетворения.

Порядок документооборота

1. Налоговый орган формирует и отправляет требование в электронном виде (например, в формате PDF).

2. Спецоператор формирует «Подтверждение даты отправки», в котором фиксируется дата направления требования в электронном виде. Данное подтверждение передается в адрес ИФНС и налогоплательщика.

3. После получения требования налогоплательщик передает в адрес ИФНС «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе».

«Квитанция о приеме» – документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.

Если налогоплательщик, который обязан обеспечить получение требований в электронном виде, не отправит квитанцию о получении требования в срок, то ФНС может заблокировать счета такого налогоплательщика.

«Уведомление об отказе» формируется в следующих случаях:

  • требование направлено данному налогоплательщику ошибочно (предназначался другому адресату);
  • требование не соответствует установленному формату;
  • в требовании отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа.

Данные проверки выполняются в Контур.Экстерн автоматически. Если требование корректное, то абоненту предлагается отправить квитанцию о приеме. Если же будет обнаружена одна из вышеперечисленных ошибок, то система предложит отправить уведомление об отказе.

Налогоплательщик обязан ознакомиться с требованием ФНС и выполнить его в сроки, установленные в поступившем документе. В случае несогласия с требованием налогоплательщику следует обратиться в инспекцию, выставившую его.

Требования в Контур.Экстерн

Для просмотра требований необходимо:

1. На главной странице Контур.Экстерн перейти в меню «Новое», выделить раздел «Требования» и нажать ссылку «Все требования».

Чтобы вовремя отслеживать поступление требований от налоговых органов, рекомендуется настроить уведомления на электронную почту или мобильный телефон о новых входящих документах в Контур.Экстерн.

2. Кликнуть по названию поступившего документа. В открывшейся странице будут содержаться следующие данные:

  • «Файлы требований» — в рамках одного документооборота ИФНС может выслать несколько типов документов. Для их просмотра необходимо нажать на название требования и сохранить предложенный файл. Файл сохраняется в формате PDF и может быть открыт с помощью программы Adobe Reader.
  • Ссылка «Квитанция о приеме» либо «Уведомление об отказе».
  • Ссылка «Сохранить все документы и подписи» при нажатии на которую сохраняются требования, подписи к ним, а также «Описание требования»— файл, представляющий собой xml-структуру и содержащий служебную информацию о составе документооборота.

Контур.Экстерн проверяет направленные ФНС требования на предмет ошибок. Если проверки пройдены, то пользователю предлагается отправить квитанцию о приеме. Квитанция подтверждает факт получения требования, но не обязательно согласия с ним. Квитанция должна быть передана в инспекцию не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией.


Если поступает требование о представлении документов, то после отправки квитанции о приеме становится активной кнопка «Ответить на требование». Подробная инструкция по подготовке и отправке ответа на требование содержится в следующей инструкции.

Отправить в инспекцию отказ предлагается в том случае, если требование ошибочно направлено налогоплательщику, либо не соответствует утвержденному формату, либо отсутствует ЭЦП ответственного лица налогового органа. Следует нажать на кнопку «Уведомление об отказе».


После отправки квитанции о приеме/ уведомления об отказе статус документооборота меняется на «Обработан». Как только документ будет получен ИФНС, статус будет изменен на «Документооборот завершен».

Если организация не является прямым адресатом требования (например, при отправке отчетности за организации на обслуживании), то требование можно переслать на электронную почту представителю организации, которой предназначалось требование. Для этого следует нажать на кнопку «Переслать требование на электронную почту».

Квитанцию или отказ на требование можно отправить в налоговую повторно, нажав на ссылку «Перевыслать квитанцию».

ФНС может направить несколько требований в одном пакете (будет общая квитанция/уведомление об отказе). Такие требования будут соединены объединяющей скобкой в списке.

На странице документооборота по требованию есть возможность оставить комментарий. Для этого нажмите на нопку «Комментировать» и введите ваш комментарий. Затем нажмите на кнопку «Сохранить».


Комментарий можно будет увидеть на странице списка всех требований, что ускорит и облегчит работу с большими объемами требований.

Номер требования будет виден в списке, если номер распознался автоматически или был проставлен вручную на странице документооборота требования.


Искать требования можно не только по статусу, но и по номеру. Для этого в строке «№ требования» укажите нужный вам номер и нажмите на клавишу «Enter» или на кнопку «Найти документы» внизу страницы.

Как ответить на требование о представлении пояснений к НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *