Транспортная накладная обязательна или нет?

Нужны ли покупателю для налогового учета ТН и ТТН при договоре транспортной экспедиции

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 мая 2012 г.

Содержание журнала № 10 за 2012 г.Е.А. Шаронова, экономист

Многие покупатели по условиям договора сами забирают товар со склада поставщика. А для доставки товара привлекают экспедиторов по договору транспортной экспедиции. И бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов и госкомстатовскую ТТН (форму № 1-Т), и правительственную ТНприложение № 4 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272. Поскольку они опасаются, что при отсутствии обеих этих накладных налоговики при проверке исключат из «прибыльных» расходов затраты на доставку товаров.

Экспедиторы же, как правило, отказываются представлять ТН и ТТН клиентам, указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

Давайте посмотрим, а нужны ли в такой ситуации покупателю ТТН и ТН, сможет ли покупатель получить эти накладные от экспедитора и на основании каких документов можно учитывать затраты на доставку.

Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную

Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны «как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т»Письма Минфина от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/498. Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целейПисьма Минфина от 27.02.2012 № 03-03-06/1/99, от 25.11.2011 № 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 № 03-03-06/1/746.

А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документаПисьмо ФНС от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@.

Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.

Следовательно, организации вправе по своему усмотрению заполнять только одну из приведенных форм накладных. Для целей налогового учета будет приниматься любая из них”.

Но все эти разъяснения — по договору перевозки. Про подтверждение расходов на доставку по договорам транспортной экспедиции ни ФНС, ни Минфин не высказывались.

А вот московские налоговики ранее разъясняли, что для подтверждения расходов на перевозку в рамках договора транспортной экспедиции нужен комплект ТН плюс ТОРГ-12. Ведь по сути ТОРГ-12 представляет собой товарный раздел ТТН, а ТН — транспортный раздел ТТН. При этом они указали, что ТН является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор и не важно, сам он перевозит груз или привлекает для этого перевозчикаПисьма УФНС по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105695@, от 17.10.2011 № 16-15/100092@, от 27.09.2011 № 16-15/093505@.

Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию. И получили такой ответ.

“Когда заключается договор с транспортно-экспедиционной компанией, по которому экспедитор выполняет услуги по перевозке груза, у заказчика такой перевозки (покупателя товара) не возникает обязанности подтверждать расходы с помощью любой из транспортных накладных. В такой ситуации покупателю достаточно иметь на руках: экспедиторскую расписку, где отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товареп. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554; приложение № 2 к Приказу Минтранса от 11.02.2008 № 23; акт оказанных услуг; счет-фактуру. При наличии этих документов расходы на перевозку груза принимаются для целей налогового учета”.

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна
Минфин России

Как видим, мнения контролирующих органов несколько разошлись. Но на проверки-то ходят налоговики, которые запросто могут исключить из «прибыльных» расходов затраты, не подтвержденные, по их мнению, из-за того, что у вас нет ТН или ТТН. Поэтому посмотрим, всегда ли клиент (покупатель товара) может и должен получить от экспедитора эти документы.

Когда от экспедитора можно получить ТН или ТТН, а когда нельзя

Прежде всего вспомним, что и ТТН, и ТН составляются только при заключении договора перевозки. То есть когда правоотношения возникают между владельцем автотранспорта (перевозчиком) и заказчиком автотранспорта (грузоотправителем). И по общему правилу ТН и ТТН составляет грузоотправитель, то есть тот, кто заказывает перевозкуп. 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272; разд. 2 Указаний, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78.

В таблице мы свели разные ситуации, когда покупатель сможет получить ТН или ТТН от экспедитора и когда нет.

Будет ли ТН или ТТН Кто в ТН или ТТН будет грузоотправителем и грузополучателем Пояснение
1. Экспедитор заключает договор перевозки от имени покупателя
Да Грузополучатель и грузоотправитель — покупатель Экспедитор оформляет ТН от имени покупателя по доверенности. У покупателя будет два экземпляра ТН — от экспедитора и от перевозчика
2. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар напрямую доставляется перевозчиком со склада поставщика на склад покупателя
Да Грузоотправитель — экспедитор
Грузополучатель — покупатель
Экспедитор оформляет ТН от своего имени. У покупателя будет один экземпляр ТН как у грузополучателя
3. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком на склад экспедитора, а потом экспедитор своим транспортом везет товар на склад покупателя
Нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор Когда экспедитор везет товар со своего склада до склада покупателя своим автотранспортом, то ТН или ТТН он не составляет. Ведь он является одновременно и грузоотправителем, и перевозчиком, а на этот случай Правила перевозок не распространяютсяПисьмо Минэкономразвития от 26.08.2011 № ОГ-Д05-1114. Товар перевозится на основании путевого листа
Как правило, экспедиторы забирают у поставщика товары сразу нескольких клиентов (покупателей) и оформляют всего одну ТН или ТТН на все грузы. И даже если экспедитор предоставит копию этой ТН или ТТН покупателю, это ничего последнему не даст. Ведь в ТН указывается обобщенное наименование груза (а не конкретное название товара, как в ТОРГ-12) и количество принятых к перевозке грузовых мест, например коробок, ящиков и т. п. (а не количество штук, как в ТОРГ-12). И вычленить свой товар и свою стоимость перевозки из этой ТН не получится (например, вы заплатили экспедитору 1000 руб. за доставку 20 коробок конфет «Мишка», а в экспедиторской ТН будут указаны 1000 коробок кондитерских изделий и стоимость перевозки 20 000 руб.)
4. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком сначала на склад экспедитора, а потом со склада экспедитора перевозчик везет товар на склад покупателя
По перевозке до склада экспедитора — нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор У покупателя будет только ТН или ТТН на перевозку со склада экспедитора до склада покупателя
По перевозке со склада экспедитора до склада покупателя — да Грузоотправитель — экспедитор
Грузополучатель — покупатель
5. Экспедитор сам является перевозчиком
Нет Не нужно составлять ТН, так как заключен договор именно транспортной экспедиции, а не перевозки. Поскольку транспортная экспедиция — это самостоятельный вид договора, то нормы других видов договоров к нему неприменимы. Так как экспедитор-перевозчик не заключает именно договор перевозки с покупателем, он везет груз на своем автомобиле и оформляет только путевой лист. А груз покупателю сдает по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме
Некоторые специалисты считают, что поскольку есть перевозка товара от поставщика покупателю (что, в общем-то, отрицать нельзя), то к договору экспедиции применяются правила договора перевозки. А раз заказчик перевозки — покупатель, он и должен составлять ТТН и ТН. Тогда покупатель будет одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем в ТН или ТТН, а экспедитор — перевозчиком

После оказания экспедиторских услуг у покупателя будет такой комплект документовПорядок, утв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23:

  • договор транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка;
  • акт об оказании услуг;
  • отчет экспедитора;
  • счет-фактура на услуги, оказанные экспедитором;
  • платежные документы на оплату оказанных услуг.

Даже если экспедитор сам является перевозчиком, он все равно выдаст только экспедиторские документы, а не ТН или ТТН. Ведь с покупателем заключен именно договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Кстати, практики также считают, что экспедиторы не должны выдавать покупателям ни ТН, ни ТТН.

РАЖКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич Главный бухгалтер ОАО «Российские коммунальные системы»

“Если покупатель для доставки товара от поставщика заключает договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ), в этом случае взаимоотношения покупателя и экспедитора регулируются нормами законодательства о транспортной экспедиции: гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ, Правилами ТЭДутв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554, и Порядком оформления и формами экспедиторских документовутв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Так, экспедиторская расписка — документ, который подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от указанного клиентом грузоотправителя. Она заполняется в двух экземплярах, и ее оригинал вручается клиентуст. 2 Закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ; п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Когда между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, в рамках которого покупатель забирает товары со склада грузоотправителя, то поставщик оформляет товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, и на его основании он списывает товары, а второй — передается покупателю и является основанием для оприходования этих товаров у него. Таким образом, ни ТТН по форме № 1-Т, ни транспортную накладную стороны сделок оформлять не обязаны. Расходы по доставке товаров в рамках договора ТЭ принимаются покупателем в налоговом учете на основании акта оказанных услуг и экспедиторской распискип. 1 ст. 252 НК РФ.

Если экспедитор является одновременно и перевозчиком, все равно применяются правила ТЭп. 2 ст. 801 ГК РФ. А значит, экспедитор-перевозчик должен использовать документооборот, предусмотренный Законом № 87-ФЗ. То есть оформлять экспедиторскую расписку”.

Таким образом, перечисленных выше экспедиторских документов вполне достаточно, чтобы покупатель учел затраты на приобретение и доставку товара в расходахп. 1 ст. 252 НК РФ. Вместе с тем, поскольку налоговики считают, что при доставке товара автотранспортом у покупателя обязательно должна быть ТТН или ТН, есть вероятность, что без этих документов правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде.

В то же время некоторые судьи считают, что ТТН является единственным документом, подтверждающим затраты по доставке товаров, в том числе и по договорам транспортной экспедицииПостановления ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А46-3538/2011; ФАС ПО от 14.02.2008 № А65-9200/2007; ФАС СЗО от 20.02.2009 № А13-5043/2007.

***

Ну и напоследок о приятном. Со следующего года унифицированные формы документов в бухучете перестанут быть обязательными. Утверждать формы первичных документов будет руководитель организациип. 4 ст. 9, ст. 32 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. А значит, у налоговиков уже не останется оснований указывать, что затраты на перевозку в налоговых целях подтверждает только ТТНп. 1 ст. 252 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Обязательно ли оформление ТТН при доставке груза?

Цитата (Журнал «Клерк» 17.02.2016):Если ваша компания нанимает для перевозки товарно-материальных ценностей стороннюю фирму, то отношения сторон регулирует Закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вы должны оформить договор перевозки. Подтверждением его заключение считается транспортная накладная (далее – ТН). Ее форма установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее – Правила). ТН – обязательный первичный документ (ст. 3, п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Она необходима для подтверждения расходов компании в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).
Минфин России (письма от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123, от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/746 и др.) считает, что одной ТН для подтверждения услуг по перевозке недостаточно. Чиновники настаивают, что в дополнение к ТН необходимо оформлять товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) по унифицированной форме № 1-Т.
По правде сказать, такая позиция удивляет. Ведь задолго до введения Правил сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, форму № 1-Т не применявших (пример – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу № А55-15139/2010). Дело в том, что утвердившее ТТН постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 не зарегистрировано в Минюсте России, а значит, не является нормативным правовым актом. Поэтому нельзя ссылаться на него при разрешении споров и штрафовать за его неприменение (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).
Изменения
В ближайшее время форма транспортной накладной изменится. И заверять ее печатями не придется. Эти новшества подготовлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208. Однако пока оно официально не опубликовано.
Компания должна утвердить в составе учетной политики документооборот компании, в том числе по автоперевозкам. Но перед тем как определиться, какими именно документами оформлять перевозку, следует разобраться в нюансах этой хозоперации.
Перевозится груз, а не товар
Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов
Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.
Справочно
Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно — на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.
В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).
Налоговая выгода должна быть обоснованной
Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?
С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).
Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.
В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.
Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.
Четвертый экземпляр транспортной накладной
До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.
Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.
По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.
Это важно
Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).
А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:
1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;
2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.
Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.
В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.
Суровые будни бухгалтера
В этом году Минфин России письмом от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/99 подтвердил свои прошлогодние позиции. В нем сообщается следующее: «Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов». Хотя не так давно чиновники отказывались от разъяснений о применении унифицированных форм (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/ 24, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 20 мая 2009 г. № ВЕ-17-3/96@). Добавим, что приверженность финансистов к унифицированным формам – это даже анахронизм, поскольку упоминание о них исключено из нового закона о бухгалтерском учете.
К сожалению, названное письмо имеет особый статус. Дело в том, что с 1 января 2012 года Минфин России получил полномочия давать разъяснения и налоговым органам. Это нововведение закреплено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-02-08/89). Во взаимосвязи с обязанностью налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ) новая норма влечет обязательность писем Минфина для налоговых инспекций. А раньше статус обязательных имели лишь письма министерства, непосредственно доведенные до налоговых органов ФНС России.
Теперь можно ожидать, что разногласия с налоговыми инспекторами в рамках возражений по акту налоговой проверки урегулировать не удастся. Завершать налоговый спор по применению ТТН в дополнение к ТН предстоит в суде. Поскольку ТН введена с августа 2011 года, арбитражным судам еще предстоит сформировать свою позицию. Но арбитры письмами Минфина России руководствоваться не обязаны.

Оформление документов при грузоперевозках: частые вопросы

Многие организации пользуются услугами транспортных компаний для отправки товара. Часть предприятий организуют доставку собственными силами. Но у тех и у других нередко возникают вопросы по должному оформлению таких операций. В данной статье рассмотрим распространенные ситуации, связанные с грузоперевозками.

Сколько экземпляров ТТН нужно оформлять?

Вопрос. ООО занимается продажей оборудования. Доставку оборудования до покупателя осуществляет перевозчик. Сколько экземпляров ТТН нужно оформлять?

Ответ. Если организация для доставки товаров покупателям привлекает стороннюю транспортную компанию (ИП), должна быть оформлена товарно-транспортная накладная 1-Т (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Товарно-транспортная накладная (ТТН) на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля.

Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78):

  • первый — продавцу (грузоотправителю);
  • второй — покупателю (грузополучателю);
  • третий и четвертый — владельцу автотранспорта (грузоперевозчику).

Может ли ошибка в ТТН повлечь отказ в вычете по НДС?

Вопрос. В ТТН по ошибке указан неверный номер и марка автомобиля, который перевозил товар. Может ли такая ошибка стать причиной отказа в вычете по НДС у покупателя?

Ответ. Для применения налоговых вычетов по НДС в соответствии с ст.171 НК РФ и ст. 172 НК РФ достаточно выполнения трех условий:

  • постановка товаров на учет;
  • использование приобретенных товаров в деятельности, облагаемой НДС;
  • наличие оформленного в соответствии с законодательством счета-фактуры.

Наличие ТТН не является обязательным условием для применения вычета по НДС, следовательно, и ошибка в ТТН не может полечь отказ в вычете (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 № 03-07-11/461).

Может ли акт оказанных услуг включать данные по нескольким ТТН?

Вопрос. Транспортная компания доставляет груз до покупателя по поручению поставщика. По итогам месяца составляется акт на оказанные услуги, в котором прописывается общая сумма услуг. Правомерно ли такое оформление актов или на каждую товарно-транспортную накладную нужно составлять отдельный акт?

Ответ. Товарно-транспортная накладная — первичный учетный документ, подтверждающий расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (письмо Минфина РФ от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36). Если организация-грузоотправитель выступает заказчиком транспортных услуг у сторонних юридических лиц или ИП, то товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т составляется на каждую конкретную партию перевезенного груза. Акт оказанных услуг может быть составлен суммарно по итогам какого-либо периода, например, за месяц.

Можно ли по одной накладной совершить несколько ездок?

Вопрос. Товар, указанный в накладной, имеет большой вес. Автомобиль может перевезти весь груз только в два захода. Можно ли на этой машине сделать несколько рейсов по одной накладной?

Ответ. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 9 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом»).

Таким образом, если на одном транспортном средстве перевозится несколько партий груза одному покупателю, перевозчик вправе составить одну транспортную накладную.

Важно сопоставить массу груза с грузоподъемностью автомобиля. Если в транспортной накладной масса груза указана больше, чем это позволяет грузоподъемность машины, могут возникнуть споры с налоговыми органами о реальности операции.

Если в течение одного дня товар был доставлен партиями одному и тому же покупателю на один и тот же склад, поставку можно оформить в одной товарной накладной ТОРГ-12. В этом случае в товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в разделе «Сведения о грузе» необходимо поставить общее количество ездок.

При оформлении нескольких ездок с грузом по одной товарно-транспортной накладной в графе 16 записывается время прибытия под погрузку в первом рейсе (ездке), в графе 17 — время убытия от грузоотправителя после оформления им товарно-транспортной накладной.

Должны ли совпадать данные УПД и ТТН?

Вопрос. Поставщик при продаже товара организует и его доставку до покупателя. В универсальном передаточном документе поставщик отдельными строками указывает стоимость товара и стоимость доставки. Как отразить эти суммы в ТТН?

Ответ. Транспортный раздел в ТТН определяет взаимоотношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспорта и организацией-перевозчиком. Поэтому в транспортном разделе ТТН указывается только стоимость перевозки. Эта же сумма должна быть указана в других первичных документах, которые предоставляет перевозчик (акт, УПД).

Кроме того, в соответствии с п. 15 приложения 1.1 к письму ФНС РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@ в ТТН стоимость перевозки сверяется при проверке налоговым органом со счетом-фактурой (если перевозчик налогоплательщик НДС) и должна соответствовать стоимости, определенной в договоре перевозки.

В общих случаях стоимость доставки товара, указанная в УПД, совпадает с суммой по разделу II ТТН. Если поставщик осуществляет погрузку товара собственными силами, а перевозка груза выполняется наемной организацией, могут возникнуть расхождения — в УПД в стоимость доставки войдет перевозка товара и его погрузка, а в ТТН будет учтена лишь стоимость перевозки, выполненной сторонней организацией.

Ответ:

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *