Типовые правила эксплуатации ККТ

Постановление Правительства РФ от 30.07.93 N 745

СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 г. N 224 «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с Верховным Советом Российской Федерации:

Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (прилагается);

Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (прилагается).

Разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории». (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.97 N 1607)

2. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок:

совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;

по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

3. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. N 150 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 г., N 9, ст. 744).

Председатель Совета Министров —
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров —
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1993 г. N 745

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904)

1. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее именуются — организации), с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее именуется — Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.

Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

2. Контрольно-кассовые машины, исключенные из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией. По истечении установленных сроков контрольно-кассовые машины, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.

3. Комиссия утверждает:

а) технические требования к контрольно-кассовым машинам (в том числе при работе с платежными карточками и штриховыми кодами);

б) технические требования к фискальной (контрольной) памяти контрольно-кассовых машин;

в) правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при работе с платежными карточками и штриховыми кодами;

г) положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации;

д) классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

4. Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;

б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

в) заводской номер контрольно-кассовой машины;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего Положения.

5. Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин.

6. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

7. В организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

а) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;

б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;

в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;

г) оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»

д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;

е) зарегистрированы в налоговых органах.

В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные контрольно-кассовые машины с автономным электропитанием.

Контрольно-кассовые машины должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания ежегодно, в январе — феврале.

Не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.

8. Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения;

б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;

д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.

В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

9. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин и поставленными на учет в налоговых органах.

10. Организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).

11. На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

12. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.

13. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Комиссией.

14. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров —
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1993 г. N 745

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.12.2000 N 917, от 08.08.2003 N 476)

1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

2. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления:

а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

б) продажи ценных бумаг;

в) продажи лотерейных билетов;

г) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т. п.);

з) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции; (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 476)

и) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;

к) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

л) торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;

м) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

5. Учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.

6. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Порядок использования квитанций устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения на территории Российской Федерации. При этом оформление и учет таких операций осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Требования к эксплуатации ККМ регулируются Типовыми правилами, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.1993 №104. Это типовые правила подготовки кассовых машин к работе и работы кассира в течение смены. В данных правилах установлены особенности безналичного расчета с покупателями; подробно описано завершение работы на кассовой машине.

Согласно названных Типовых правил, ЦТО обязан опломбировать кассовые машины совместно с налоговой инспекцией.

При получении ККМ организацией необходимо проверить целостность упаковки, комплектность, убедиться в отсутствие внешних дефектов, которые могли возникнуть в процессе транспортировки, проверяется наличие пломбы. ККМ протирается чистой мягкой тканью.

Проверить состояние сетевого шнура, источника питания, подключить источник питания в разъем на корпусе ККМ. Фармацевт проверяет состояние вилки и розетки. Вставить вилку в сетевую розетку, аккумулятор ККМ заряжается от внешнего источника.

Предупреждения:

К корпусу не притрагиваться влажными руками и влажной тряпкой. Перед началом работы необходимо проверить наличие кассовых лент в термопринтере.

ККМ устанавливается на устойчивый основание-стол или прилавок.

Не допускается:

— Размещение ККМ вблизи нагревательных приборов.

— Воздействие на ККМ атмосферных осадков.

Проверить наличие бумажной ленты в термопринтере — это для печати чека. В случае отсутствия бумаги положить рулон в отсек для бумаги. Большим пальцем руки отвести термопечатающую головку, вставить свободный конец бумаги в направляющийся лоток и завести его под тянущий валик и протолкнуть бумагу, чтобы она выступала на 1 см., отпустить термопечатающую головку, чтобы дать возможность для печатания чека.

ККМ является ККТ только при условии, если она оснащена фискальной памятью.

ККТ должна отвечать следующим требованиям:

— Должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации, быть исправна и опломбирована. Организации обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах.

— Иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

— ККТ должна быть установлена в составе каждого терминала, содержащих устройство для приема и выдачи средств наличного платежа и передавать в фискальном режиме фискальные данные регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и накопителе фискальной памяти.

— Выдавать покупателям в момент оплаты кассовые чеки.

— Обеспечивать ведение и хранение документации в соответствии с НТД.

— Осуществлять беспрепятственный доступ к кассовой технике должностным лицам налоговых органов и предоставлять им указанную документацию.

ТЕМА 2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ККМ

Лекция №2. Сферы услуг использования ККТ. Функционирование ККМ с ЭКЛЗ. Визуальный контроль. Обязательные реквизиты чека. Основные режимы работы ККТ. Налично-денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин

Сферы услуг использования ККТ

В соответствии Классификатором различаются сферы использования моделей ККМ:

— для торговли;

— для сферы услуг.

Для сферы торговли обязателен чек, оформляемый при регистрации покупки ККМ.

Функционирование ККМ с ЭКЛЗ

В ККТ используется ЭКЛЗ – электронная кассовая лента защищенная – это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий долговременное хранение зарегистрированной информации в целях дальнейшей её обработки.

Техническими требованиями к ККТ являются:

— Программный пароль.

— Фискальная память.

— Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ).

— Для сферы торговли — чек, оформляемый при регистрации покупки на ККМ.

ККТ должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Фискальная память — энергонезависимое по хранению информации долговременное запоминающее устройство, являющееся составной частью ККМ и предназначенное для регистрации отчетной итоговой ежедневной информации с исключением возможности изменения. Информация о ФП имеется на каждом чеке — ФП.

ККТ должна быть установлена в составе каждого терминала, содержащих устройство для приема и выдачи средств наличного платежа и передавать в фискальном режиме фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и накопителе фискальной памяти.

Визуальный контроль

На ККМ должны быть голограммы – это средства визуального контроля, изготовленные на фотополимерной плёнке, в центре голограммы (круга) — стилизованный рисунок кассового аппарата, а на внутренней стороне слова «Государственный реестр», и четыре цифры, обозначающие год реализации ККМ, генерального поставщика.

Кроме голограмм генерального поставщика используются голограммы центра технического обслуживания – это изображение в форме круга, в центре которого стилизованный рисунок кассового аппарата, а на внутренней стороне – «Сервисное обслуживание» и четыре цифры, обозначающие год поставки на техническое обслуживание. На каждую голограмму при её изготовлении наносится порядковый номер. Голограммы устанавливают на той стороне ККМ, которая обращена к покупателю.

Правила эксплуатации ККТ

С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны перейти на онлайн-кассы, которые будут передавать данные о каждом пробитом чеке в ФНС через оператора фискальных данных. Как же применять их? Так же как и раньше или есть особенности?

Напомним, что порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован статьей 4.3, которая введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ.

Однако до настоящего времени действуют «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104), применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Так, с переходом на онлайн-кассы можно не применять унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (в частности, формы КМ-3, КМ-4, КМ-7 и т.д.). Об этом Минфин России сообщает в письмах от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, от 04.04.2017 № 03-01-15/19821, от 19.05.2017 № 03-01-15/30616.

Вместе с тем остаются обязательными к применению формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, например, кассовые документы (письмо Минфина России от 25.01.2017 № 03-01-15/3482)

Нюансы использования онлайн-касс

Итак, торговая компания зарегистрировала онлайн-кассы по-новому порядку. Что нужно знать продавцам-кассирам? Приведем несколько важных правил:

  • кассовый аппарат нужно применять на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети «Интернет»;
  • ваша касса должна быть подключена к Интернету;
  • на некоторых ККТ перед началом работы нужно ввести пароль либо использовать специальную карту.

Перед началом осуществления расчетов кассир должен сформировать отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.

Еще нужно знать, что все расчеты с онлайн-касс передаются через ОФД в ФНС. А чек теперь может быть не только бумажным, но и электронным.

Если произойдет сбой связи, то онлайн-касса будет пробивать чеки еще 30 дней, а затем она блокируется. Как только связь появится все пробитые чеки в порядке «живой очереди» будут передаваться через ОФД в ФНС. Получить сведения о работоспособности ККТ и возможности передачи данных можно в Личном кабинете ОФД «Такском».

Имейте в виду! Фискальный накопитель ККТ должен обеспечивать хранение в некорректируемом виде отчетов об открытии/закрытии смены, кассовых чеков (БСО), отчетов о текущем состоянии расчетов, подтверждение оператора и других фискальных документов в течение 30 календарных дней. Это установлено пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Подготовка к работе перед вводом ККТ в эксплуатацию

К работе на кассовом аппарате допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации ККТ, с которыми заключается договор о материальной ответственности.

Перед началом работы кассиру должны выдать:

  • ключи от кассовой кабины и от денежного ящика;
  • разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями;
  • принадлежности для работы и обслуживания машины.

Для проверки работоспособности кассового аппарата кассир должен пробить несколько нулевых чеков.

Отчет об открытии смены

Отчет об открытии смены должен содержать реквизиты, указанные в таблице 17 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Напомним, что этим Приказом утверждены форматы фискальных документов, обязательных к использованию, а также дополнительные реквизиты фискальных документов.

В частности, отчет об открытии смены может содержать такие дополнительные реквизиты, как код формы фискального документа, ИНН кассира, номер смены, признак истечения срока действия (ресурса) ключа фискального признака и т.д.

Расчеты с покупателями при использовании контрольно-кассовой техники

Расчеты с покупателями могут осуществляться в наличной или безналичной форме.

При осуществлении расчетов кассир обязан:

  • получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар;
  • четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
  • напечатать чек с использованием ККТ;
  • назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

В случае ошибки кассир должен пробить чек возврата или коррекции. Чек коррекции пробивается тогда, когда кассиру нужно исправить ошибку. А чек возврата пробивается при возврате товара покупателем. В этом случае на чеке должен быть указан реквизит «возврат прихода».

Если расчеты — безналичные, например, с использованием банковских карт, то при покупке товара карта вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки или услуги). После чего карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.

Обратите внимание! Все пробитые кассиром чеки фиксируются в системе оператора фискальных данных и автоматически передаются через ОФД в ФНС. Разница во времени между приемом денежных средств и пробитием чека не должна быть более 5 минут. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Выдача и направление чека

При работе с онлайн-кассой покупателю выдается бумажный чек. Обязательно нужно поинтересоваться, нужен ли ему чек в электронной форме. Если да, то покупатель должен представить кассиру (до момента расчета) номер мобильного телефона или адрес электронной почты.

Важный нюанс — у продавца должна быть техническая возможность для передачи электронного чека покупателю.

Имейте ввиду!
ФНС разработала мобильное приложение, в котором можно сохранить свои данные (почту и телефон), которые потом преобразуются в QR-код. QR-код считывается на кассе и покупателю не приходится диктовать каждый раз свои данные кассиру.

Реквизиты чека

Формат кассового чека должен содержать реквизиты, указанные в таблице 48 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Так, с 1 февраля 2017 года в кассовом чеке (БСО) обязательно должен быть реквизит «ставка НДС».

В дополнение к старым реквизитам кассового чека на новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и др.

Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.

Предоплата

Если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты (при получении предоплаты и (или) рассрочке платежа), то на кассовом чеке (БСО) указываются аванс и фактически полученные денежные средства.

При конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указываются обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. При этом в сумме оплаты наличными и (или) электронными средствами платежа за реализуемые товары, работы, услуги указываются фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям. Сумма ранее полученного аванса не отражается. Минфин России разъяснил это в письме от 28.04.2017 № 03-01-15/26352.

По мнению экспертов ФНС России, уровень детализации наименования товара должен позволять идентифицировать конкретный товар или услугу. Например, указание нескольких товаров под общей группой, к примеру «Суп», будет некорректным. Стоит указывать «Суп куриный 500 г». Возможно также указание производителя, объема, веса и других характеристик продукции.

Как пробить чек при оказании услуг?

Специалисты ОФД «Такском» разъясняют, что обязательным реквизитом чека ККТ является наименование услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), которое нужно отражать максимально корректно. Наименование конкретных видов услуг лучше взять из договора с клиентом или из прейскуранта услуг.

Эксперты уточняют, что наименование товара в чеке ККТ должно соответствовать маркировке товара, т.е. содержать информацию, которая позволит покупателю однозначно идентифицировать товар, в том числе его вид, сорт или марку, массу или объем.

Конкретных требований к указанию наименования товара и его детализации в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено. Поэтому пользователь кассы вправе самостоятельно определить наименование. При формировании наименования товара налогоплательщики могут руководствоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

Отчет о закрытии смены

В конце рабочего дня кассир должен закрыть смену (обнулить кассу и сдать наличность директору) и сформировать по окончании осуществления расчетов отчет о закрытии смены (аналог Z-отчета).

Отчет о закрытии смены должен содержать обязательные реквизиты, указанные в таблице 32 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. В частности, адрес расчетов, регистрационный номер ККТ, количество кассовых чеков (БСО) за смену, общее количество фискальных документов за смену и т.д.

По окончании работы кассир должен выключить кассу, сдать ключи и остальные принадлежности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *