Таможенные налоги

Как мы успели заметить из предыдущих проведенных сравнений положений второго раздела, в отношении таможенных платежей ТК ЕАЭС не изменил нормы, установленные ТК ТС коренным образом. Можно сказать, что ТК ЕАЭС эти нормы скорее совершенствует, но с учетом некоторых нюансов.

Сегодня, мы продолжаем наш сравнительный анализ двух оставшихся статей главы «Исчисление таможенных пошлин, налогов», одна из которых, не имеет аналогов в ТК ТС. С нее и начнем. Итак, статья 55 «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» ТК ЕАЭС состоит из восьми пунктов, отсылочных норм – не много, особенно по сравнению с предыдущей 54 статьей. В статье содержатся положения, регламентирующие исполнение обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, т.е., сказано кем, когда и в каких случаях, эта обязанность исполняется, и в каких случаях она прекращается.

Первым пунктом статьи определено, кем исполняется обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и определены лица, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут солидарную обязанность по уплате таможенных платежей с плательщиком таможенных пошлин, налогов. Там же говорится, что обязанность таможенного представителя по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется с учетом статьи 405 «Обязанности таможенного представителя» ТК ЕАЭС, и, что законодательством государств – членов Союза может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов иными лицами.

Второй пункт статьи 55 дает отсылку на норму, где сказано, каким путем и в какие сроки, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, исполняется. Это установлено статьями ТК ЕАЭС 57 – 61, т.е. главой 8 «Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов», которую мы тоже обязательно подвергнем подробному анализу, но чуть позже. Во втором и третьем абзацах второго пункта говорится о том, что особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, реорганизации организации, а так же возможность исполнения такой обязанности путем возмещения причиненного ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей, устанавливается законодательством государств – членов Союза.

Третий пункт статьи 55 устанавливает порядок и сроки направления уведомления плательщику таможенных платежей и лицам, несущим солидарную с ним обязанность по их уплате, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Форма такого уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных им требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.

Четвертым, пятым и шестым пунктами регламентированы случаи, при которых уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, не направляется и обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается:

  1. выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, – после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок о выпуске товаров до подачи декларации на товары, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС;
  2. выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин (при внесении изменений или дополнений в сведения на товары, содержащиеся в декларации), налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, или в одном таможенном документе (заявление о совершении операций в отношении транспортных средств международной перевозки, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза), в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС;
  3. иные случаи, которые могут быть установлены законодательством государств – членов Союза.

Седьмым пунктом установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов в установленные уведомлением сроки, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей принимает меры по их взысканию. К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств и иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату, сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, и иные меры 1.

В последнем восьмом пункте сказано, что ЕЭК вправе определять особенности исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей в случаях, когда в отношении одних и тех же товаров такая обязанность возникла у разных лиц по разным обстоятельствам и (или) неоднократно.

Далее разберем статью 56 «Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления» ТК ЕАЭС, и сравним ее с похожей статьей 81 из ТК ТС. Сразу бросается в глаза, что название статей хоть и, похоже, но в статье из ТК ЕАЭС добавлены положения о сроках уплаты и особенностях исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров. Статья состоит из 10 пунктов, отсылочных норм не много. Первые два пункта статьи 56 практически идентичны первым двум пунктам статьи 81 ТК ТС, здесь установлено, когда и у кого возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, напоминаем, что речь идет о незаконно перемещаемых товарах.

Содержание пункта 3 статьи 56 ТК ЕАЭС очень похоже на содержание того же пункта статьи 81 ТК ТС, только немного изменился перечень и количество обстоятельств, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. Правда ТК ТС по этому вопросу отсылает к пункту 2 статьи 80 «Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов». Для удобства восприятия, рассмотрим указанные обстоятельства с помощью таблицы:

Обстоятельства прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу по ТК ТС

Обстоятельства прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу по ТК ЕАЭС

уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктами 5 – 8 статьи 56 ЕАЭС;

помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

помещение товаров под таможенные процедуры в соответствии с Кодексом;

уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;

помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

обращение товаров в собственность государства – члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – члена таможенного союза;

конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

Если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 «Задержание таможенными органами товаров и документов на них» ТК ЕАЭС;

обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза;

размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза;

возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

На наш взгляд, перечень хоть и сократился, но стал более конкретным, да и относятся эти положения конкретно к незаконно перемещаемым товарам, а не в общем порядке, как это было в ТК ТС.

Содержание пункта 4 ст. 56 ТК ЕАЭС соответствует содержанию пункта 4 ст. 81 ТК ТС, т.е. при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов по-прежнему, считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. Абзац о незаконном перемещении товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием – исключен.

В пятом пункте статьи 56 ТК ЕАЭС сказано, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры:

1) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза – таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) при вывозе товаров Союза с таможенной территории Союза – таможенная процедура экспорта без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.

По смыслу этот пункт полностью соответствует пункту 5 статьи 81 ТК ТС, за исключением, опять же случаев незаконного перемещения товаров с недостоверным декларированием, и изложен он в более лаконичной форме.

Шестой, седьмой и восьмой пункты статьи 56 ТК ЕАЭС регламентируют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении незаконно перемещаемых товаров. Здесь более подробно, чем в ТК ТС, изложено, в каких случаях применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость и действия таможенного органа, в случае, если он не располагает точными сведениями о перемещаемых товарах.

Девятый пункт дает пояснения, в каких случаях суммы таможенных пошлин, налогов (полностью или частично) подлежат возврату (зачету), что по содержанию соответствует последнему абзацу статьи 81 ТК ТС.

В десятом пункте ст. 56 говорится, что положения пунктов 1 – 9 статьи 56 не применяются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с ТК ЕАЭС. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании товаров таможенные пошлины, налоги повторно не уплачиваются (не взыскиваются), а суммы излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету).

Мы завершили сравнение главы «Исчисление таможенных пошлин, налогов» по ТК ЕАЭС и ТК ТС. Как уже было сказано выше, кардинальных изменений нет, но отдельные нормы уточнены, например определение объекта обложения таможенными платежами. Мы определили, что скорректированы случаи, когда таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, и перечень обстоятельств, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу.

В следующих публикациях мы продолжим сравнение положений двух кодексов, нам важно знать, как продвигается унификация таможенного законодательства, мы должны быть готовы к нововведениям и ориентироваться во всех аспектах таможенного дела. Следите за нашими публикациями.

1 Глава 11 статья 68. ТК ЕАЭС «Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов».

Таможенная служба одной из первых может предсказать начало кризиса в экономике: объемы внешнеэкономической деятельности снижаются, как следствие, падают и доходы бюджета от таможенных платежей. В этом году на фоне пандемии и карантина падение доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в мае достигало 46%, при этом доля экспорта в таможенных платежах из-за низких цен на нефть сокращалась до 13%. О текущей ситуации с доходами бюджета от внешней торговли, динамике таможенной задолженности, таможенных проверках, администрировании интернет-посылок и передаче функций по выдаче акцизных марок на алкоголь в интервью «Интерфаксу» рассказала заместитель руководителя ФТС России Елена Ягодкина.

— Таможенная служба, как и налоговая, находится «на передовой», и первой видит, что в экономике не все в порядке, когда перечисления в бюджет от внешнеэкономической деятельности компаний начинают резко падать. Как вы в целом можете оценить динамику перечислений в бюджет в этом году (данные за восемь месяцев указывали на их падение на четверть по сравнению с прошлым годом)?

— За последние шесть лет мы видим кардинальное изменение структуры доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено изменением системы налогообложения нефтегазовой отрасли.

Одной из основных причин снижения доходов от экспорта явилось проведение налогового маневра, который предполагает смещение налоговой нагрузки с экспортного налогообложения на внутренние налоги. То есть происходит поэтапное снижение ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и увеличение базовой ставки НДПИ.

В структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности 2014 года (начало реализации налогового маневра) доля экспортной составляющей была 65%, доля доходов от импорта немногим превышала 32% (есть еще прочие доходы, в том числе нетаможенные платежи, например, утилизационный сбор, штрафы, составляющие обычно несколько процентов — ИФ).

Федеральным законом о бюджете на 2020 год доля таможенных платежей от экспорта товаров прогнозировалась в размере 33%, платежей от импорта — 64%.

Если же мы посмотрим фактическую динамику перечислений по итогам девяти месяцев в текущем году, то платежи от импорта составили 72,5%, от экспорта — около 25%.

В 2020 году сокращение сумм платежей, взимаемых при экспорте, связано также с резким изменением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, падением цен на углеводороды и объемов их вывоза, предоставлением льгот нефтяной отрасли.

Так, падение цен на нефть по итогам девяти месяцев 2020 года привело к снижению стоимостного объема налогооблагаемого экспорта нефти до $64 млрд или почти в три раза по сравнению с прошлым годом. Стоимостной объем налогооблагаемого экспорта нефтепродуктов упал до $45,5 млрд или почти в два раза.

В этой связи в январе-сентябре 2020 года объем вывозных таможенных пошлин, взимаемых в отношении экспортируемых товаров, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизился на 53%.

— С 1 января 2021 года будут отменены льготы по экспортной пошлине для нефти с особыми физико-техническими характеристиками. Есть ли оценки — сколько это может принести доходов в бюджет?

— Особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую применяются в отношении сверхвязкой нефти и нефти сырой с особыми физико-химическими характеристиками, добываемой на 15 месторождениях.

Это весомая льгота в общем объеме платежей от экспорта. При таможенном декларировании нефти льготой пользуются около 10 участников внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития, подготовленным Минэкономразвития в сентябре текущего года, прогнозируется увеличение в 2021 году доходов федерального бюджета по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую на 62 млрд рублей в связи с отменой указанной льготы.

— Вы подробно рассказали, из-за чего столь сильно просели доходы от экспорта. А что с доходами от импорта?

— Как уже отмечалось, сейчас лидером в структуре платежей, администрируемых таможенными органами, являются платежи, которые взимаются при ввозе товаров. Их доля по итогам 9 месяцев 2020 года составила 72,5%.

На показатели 2020 года мощное воздействие оказали сразу два фактора — влияние пандемия коронавирусной инфекции на глобальную экономику, а также девальвация рубля, существенный спад внешнеэкономической активности и объемов налогооблагаемого импорта.

С учетом принимаемых правительством мер поддержки отраслей экономики, с середины мая отмечается некоторое оживление внешней торговли. Вместе с тем, под влиянием негативных факторов в мировой экономике за 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем налогооблагаемого импорта сократился на 17%. При этом платежи от импорта за этот период по сравнению с прошлым годом снизились менее чем на 2%.

— Почему такая большая разница между динамиками падения объемов импорта и платежами от него?

— Падение объёмов импорта частично нивелировалось резким ростом курса доллара США. Стоимость импортных товаров выражается в валюте, а при определении размера таможенных платежей применяется курс валют, действующий на день помещения товаров под таможенную процедуру, то есть на день декларирования. Соответственно, рост курса доллара позволил компенсировать снижение доходов федерального бюджета даже при столь значительном падении стоимостных объемов ввозимых товаров.

— А что было с перечислениями в сентябре?

— В сентябре перечисления составили 434 млрд рублей, при этом доходы от импорта товаров — 320,7 млрд рублей, от экспорта — 103,5 млрд рублей. Если сравнивать с показателями августа, то перечисления по импортной составляющей выросли на 15%, по экспортной — на 10%.

За январь-сентябрь таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн 217 млрд рублей, в том числе платежей от импорта — 2 трлн 340 млрд рублей, от экспорта — 802 млрд рублей.

— И какие ожидания на четвертый квартал?

— Четвертый квартал всегда отличается от предыдущих. Бизнес-сообщество преимущественно закрывает крупные сделки в конце года, поэтому объемы товарооборота четвертого квартала как по экспорту, так и по импорту всегда выше, чем в предыдущих кварталах.

Этот год очень разновекторный в динамике показателей внешней торговли. Оценивать текущую ситуацию, вернее, окончательную ситуацию по году можно будет только исходя из складывающейся тенденции изменений курса рубля, объемов импорта и экспорта, а также стоимости углеводородов.

— Тем не менее, очевидно, что прежнее прогнозное задание по перечислениям в бюджет на 2020 год (5,48 трлн рублей) для ФТС будет корректироваться в меньшую сторону. До вас уже довели новый план?

— Корректировки данного показателя в федеральном законе о бюджете на текущий год не было.

Правительство одобрило проект федерального закона о бюджете, в котором определены параметры на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Контрольное задание по доходам федерального бюджета на 2021 год для таможенных органов составляет 4 трлн 988 млрд рублей, в том числе по импортной составляющей — 3,6 трлн рублей, по экспортной — 1,26 трлн рублей. Остальное приходится на прочие доходы (порядка 128 млрд рублей).

По сравнению с показателями ныне действующего федерального закона о бюджете (на 2020-2022 годы) сумма по прогнозному заданию на 2021 год снижена на 600 млрд рублей. Правительство учло предстоящие изменения в рамках нового макропрогноза, налогового маневра, а также влияние дополнительных мер поддержки для малого и среднего бизнеса, которые были введены для обеспечения устойчивого развития экономики.

— А на таможенные перечисления как дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса влияют?

— Правительство РФ совместно с правительствами стран Евразийского экономического союза разработало комплекс мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В результате были введены льготы по уплате таможенных платежей в отношении приоритетных товаров критического импорта, а также в отношении широкого перечня товаров, используемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

На сегодняшний день — за период с марта по сентябрь — общая сумма освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных при ввозе товаров в рамках антикризисных мер поддержки российской экономики, направленных на борьбу с последствиями пандемии коронавируса, составила более 15 млрд рублей. По товарам критического импорта сумма льгот составила почти 6 млрд рублей, по медицинским товарам — порядка 9,5 млрд рублей.

— С 1 января 2020 года беспошлинный порог ввоза для интернет-торговли был снижен с 500 евро до 200 евро. Какова доступная оперативная статистика поступлений пошлин в 2020 году? Какова динамика относительно 2019 года?

— За январь-сентябрь в бюджет таможенными органами перечислено 1 млрд 236 млн рублей. В прошлом году за этот же период в отношении данной категории товаров перечислено 657,8 млн рублей. Таким образом, перечисления увеличились практически в два раза.

В среднем, перечисления в сфере интернет-торговли в 2020 году варьируются от 150 млн до 170 млн рублей в месяц.

— Что сейчас обсуждается с точки зрения дальнейшего изменения порога беспошлинного ввоза?

— Мы участвуем в рассмотрении разных подходов к администрированию интернет-торговли и активно выступаем за создание условий для применения во всех страна ЕАЭС эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной электронной торговли, а также за реализацию стандартов и рекомендаций в области таможенного администрирования таких товаров.

Полагаем, что международная электронная торговля является, по сути, разновидностью внешнеэкономической деятельности, поэтому необходимо создать специальные и справедливые условия её осуществления, что позволит выровнять конкурентные условия на рынке.

Мы предложили создать институт уполномоченных операторов электронной торговли, то есть организаций, которые по поручению покупателей будут взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами на всех этапах, в том числе оплачивать таможенные платежи.

Сейчас мы сосредоточены на расширении существующих и создании новых простых и удобных сервисов оплаты таможенных платежей для покупателей иностранных интернет-магазинов, а также на подготовке технологий, позволяющих осуществлять начисление и списание платежей в автоматическом режиме без участия инспектора.

— Вырос ли объем задолженности компаний в условиях пандемии? Как решается в текущей непростой экономической ситуации вопрос по ее снижению?

— Мы отмечаем положительную динамику в погашении задолженности. Сумма задолженности участников ВЭД перед таможенными органами за 8 месяцев текущего года сократилась на 2 млрд рублей и по состоянию на 1 сентября составила 24,8 млрд рублей.

В этом году мы отмечаем беспрецедентный рост сумм задолженности, погашенной компаниями в добровольном порядке. На сегодняшний день уровень взыскиваемости доначисленных платежей составляет 78%. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 18 процентных пунктов. Это лучший результат за последние годы.

Отдельно хочу остановиться на российских юридических лицах — они более активно, чем все остальные категории лиц, гасят задолженность в добровольном порядке. Процент взыскиваемости задолженности российских юридических лиц в этом году составляет 83%.

Остальные категории должников — это физические лица, преимущественно иностранцы. Процент взыскиваемости задолженности данной категории лиц ниже, потому что процедура взыскания по ним достаточно сложная. У нас нет жестких механизмов воздействия на иностранных физлиц по взысканию задолженности, так как мы взыскиваем задолженность с них в судебном порядке. Но для этого необходимо предпринять ряд мер — таких как поиск имущества должника на территории России, уточнение места регистрации должника. Так как основная задолженность иностранных физлиц возникает в связи с неисполнением обязательств по своевременному вывозу временно ввезенных транспортных средств, конечно, процесс значительно затруднен.

Мы уже на протяжении трех лет применяем, на наш взгляд, достаточно действенный механизм взыскания: это запрет въезда в Россию должнику — иностранному физическому лицу. Такой запрет в значительной степени стимулирует иностранных должников в добровольном порядке оплачивать долги перед бюджетом РФ.

Вернемся к российским юридическим лицам. Хочу сказать, что в условиях достаточно напряженной экономической ситуации в 2020 году одной из мер в общем пакете мер поддержки бизнеса было приостановление сроков уплаты таможенных платежей по уведомлениям таможенных органов в случае наличия задолженности. Если таможенные органы выявили задолженность у юридического лица, ему направляется уведомление и дается 20 дней на ее оплату, то есть на погашение долга в добровольном порядке. Решением правительства эти сроки были продлены. Такой возможностью воспользовалось достаточно много участников внешнеэкономической деятельности — приблизительно по 14 тыс. уведомлениям для участников ВЭД сроки добровольной уплаты были продлены на период пандемии, то есть с 30 марта по 8 мая.

В значительной мере это повлияло и на поведение бизнес-сообщества. Компании воспользовались возможностью, и по истечении таких «каникул» уровень погашения задолженности в добровольном порядке вырос. Помимо этой меры увеличению уровня добровольного погашения способствовало и то взаимодействие с бизнес-сообществом, которое мы наладили.

Практически все общение в рамках процедур взыскания задолженности с деловыми кругами происходит в режиме онлайн с использованием личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности. Участник ВЭД оперативно получает информацию о наличии у него неисполненной обязанности по уплате платежей, и у него есть возможность эту обязанность также своевременно исполнить.

Если раньше процедура взыскания предусматривала достаточно длительный бюрократический бумажный процесс, требующий прохождения нескольких значимых контрольных точек от момента направления уведомления до момента фактического погашения долга, то сейчас все эти контрольные точки переведены в режим онлайн.

Эти сервисы наиболее актуальны для добросовестных плательщиков, которые ведут активную внешнеэкономическую деятельность, а также тех, кто оказывает услуги в области таможенного дела, и уполномоченных экономических операторов. Оперативное получение информации позволяет им быстро устранять нарушения и возможные негативные последствия для поддержания своего статуса по категорированию и нахождению в соответствующих реестрах. Ведь процессы таможенного администрирования, в том числе, базируются и на критериях оценки участника ВЭД.

— А как повлияла приостановка плановых и внеплановых выездных таможенных проверок на сборы платежей?

— Правительством приняло решение о приостановлении с 18 марта 2020 года проведения всех выездных таможенных проверок, и, конечно, это не могло не сказаться на количестве применяемых форм таможенного контроля. Если сравнить с прошлым годом, в целом количество всех таможенных проверок — как выездных, так и камеральных — за январь-август снизилось на 33%, а конкретно выездных — на 44%.

При этом хочу отметить, что эффективность и фискальная результативность проведенных проверок по сравнению с прошлым годом выросла на 26% — всего за 8 месяцев по результатам таможенных проверок дополнительно начислено 18,4 млрд рублей, то есть мы на 26% в 2020 году доначислили денежных средств больше, чем в прошлом.

— Как вы это объясняете?

— На наш взгляд, это связано с внедрением новых, современных подходов к выбору объекта контроля. Мы сосредотачиваемся на выявлении крупных нарушений, поэтому при сокращении количества проверок их эффективность растет.

С 1 октября возобновлено проведение внеплановых выездных таможенных проверок, при этом проведение плановых выездных таможенных проверок ограничено периодом до 31 декабря 2020 года.

Хотела бы отметить еще один момент: мы активно внедряем новые подходы к проведению проверок — так называемые «бесконтактные инструменты контроля» — это, в том числе, электронная камеральная проверка. Обмен информацией с проверяемым лицом осуществляется с применением сервиса личного кабинета. Этот процесс мы начали в 2019 году и сегодня продолжаем отрабатывать и применять механизм электронного взаимодействия с проверяемыми лицами. Это не только участники ВЭД, но и лица, оказывающие свои услуги в таможенной сфере.

Сейчас начался второй этап реализации проекта по автоматическому сопоставлению сведений, которые нам предоставляет лицо в ходе проверки, с теми сведениями, которые содержатся в информационных ресурсах таможенных и налоговых органов.

Также мы реализовали механизм удаленного доступа к системе учета товаров отдельной категории лиц — уполномоченных экономических операторов в рамках специального программного средства — «электронное предоставление сведений». Это позволяет не отвлекать ресурсы проверяемого лица в ходе постконтроля и проводить контрольные мероприятия с наименьшей административной нагрузкой.

— Госдума в июне приняла в первом чтении законопроект о передаче Росалкогольрегулированию от ФТС права на выдачу акцизных марок. Когда ожидается принятие этого закона и вступление его в силу? Не приведет ли передача полномочий и переход на марки единого образца к перебоям в поставках импортного алкоголя?

— Законопроект разрабатывался при участии Федеральной таможенной службы, и мы были достаточно активной стороной при его написании. Помимо этой нормы он содержит еще ряд достаточно глубоких изменений в регулировании алкогольной отрасли.

Предусматривается, что переход функций по обеспечению организаций-импортеров марками, предназначенными для маркировки ввозимой в РФ алкогольной продукции, от ФТС к Росалкогольрегулированию состоится с 1 января 2021 года.

При этом таможенные органы выдачу акцизных марок, приобретенных организациями-импортерами до вступления в силу федерального закона, будут осуществлять до 31 марта 2021 года включительно.

Ввоз в Россию алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, выданными таможенными органами, допускается до 31 декабря 2021 года включительно. Реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, выданными таможенными органами, допускается до окончания срока годности такой продукции.

При этом отмечу, что в 2020 году мы наблюдаем значительный рост заявлений на выдачу акцизных марок. Ввоз в Россию немаркированной алкогольной продукции запрещен, поэтому импортеры заблаговременно, минимум за 91 день до ввоза продукции, должны подать соответствующее заявление.

— С чем вы связываете рост выдачи акцизных марок?

— Есть несколько факторов. В том числе те законодательные изменения, которые сейчас проходят в регулировании алкогольного рынка. В этом году вышел закон о виноградарстве и виноделии, также был разработан законопроект по изменению подходов по администрированию отдельных видов алкогольной продукции. Поэтому бизнес-сообщество достаточно активно начало использовать механизм закупки акцизных марок и заказа алкогольной продукции.

— То есть это говорит об обелении рынка или о чем-то другом?

— Скорее это говорит о намерениях ввоза в РФ алкогольной продукции и, скажем так, немного о предупреждении возможных рисков, которые для себя видит бизнес-сообщество.

— Можете назвать число выданных акцизных марок на алкоголь?

— В сентябре мы выдали колоссальное количество акцизных марок: свыше 122 млн штук. Ранее в среднем в месяц потребность бизнеса была от 60 до 70 млн штук, и даже это мы считали повышенным спросом. Всего за 9 месяцев 2020 года выдано около 614 млн марок, что примерно на 40% больше, чем в прошлом году.

— То есть опасаться нехватки импортного алкоголя на новогодние и последующие праздники в связи с передачей от ФТС функций по выдаче акцизных марок не стоит?

— На сегодняшний день имеющийся у бизнеса «на руках» объем марок, исходя из текущей динамики декларирования, может обеспечить ввоз алкогольной продукции на ближайшие 7-8 месяцев, то есть практически до лета 2021 года. Поэтому нет оснований для того, чтобы говорить о перебоях с выдачей марок, тем более под Новый год. Кроме того, на наш взгляд, переходное положение или новые нормы закона также не должны вызвать перебоев в поставках.

Оригинал публикации

Статья 51. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база для исчисления таможенных пошлин, налогов

1. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 52. Исчисление таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, — таможенным органом.
2. Таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом:
1) по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов;
2) при исчислении таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса;
3) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 5 статьи 153, пункте 6 статьи 162, пункте 3 статьи 241, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280, пункте 4 статьи 284, пункте 4 статьи 288, пунктах 3 и 8 статьи 295 и пункте 3 статьи 309 настоящего Кодекса, а также в случаях, когда в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, в срок, установленный настоящим Кодексом, не подана декларация на товары;
4) при несовершении декларантом действий, указанных в пункте 9 статьи 117 настоящего Кодекса;
5) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 208 настоящего Кодекса, в случаях, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежит исполнению лицами, указанными в пункте 3 статьи 208 настоящего Кодекса;
6) при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 9 статьи 208 и пунктом 6 статьи 216 настоящего Кодекса;
7) при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению;
8) по результатам проведения таможенного контроля в случаях, указанных в пункте 1 статьи 315 настоящего Кодекса;
9) по результатам проведения таможенного контроля в случаях, предусмотренных пунктами 17 и 18 статьи 325 настоящего Кодекса;
10) при наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, в отношении товаров, таможенное декларирование которых при их помещении под таможенную процедуру осуществлялось с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;
11) в иных случаях, когда таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом подлежат уплате в связи с обстоятельствами, наступившими после выпуска товаров, и в отношении товаров таможенные пошлины, налоги не были исчислены плательщиком.
3. Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, или таможенном документе, указанном в пункте 4 настоящей статьи.
4. При исчислении таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 2, 3, 5, 6 и 11 пункта 2 настоящей статьи, сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Форма расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, структура и формат такого расчета в виде электронного документа, порядок их заполнения и внесения в такой расчет изменений (дополнений) определяются Комиссией.
(см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 137 от 07.11.2017)
(см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 142 от 07.11.2017)
При заполнении указанного расчета на бумажном носителе должностным лицом таможенного органа формируется электронный вид такого таможенного документа.
5. В случае если в соответствии с настоящим Кодексом таможенные пошлины, налоги уплачиваются на основании таможенного приходного ордера либо на основании иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются таможенным органом в таможенном приходном ордере или в ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса.
Формы таможенного приходного ордера либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, порядок их заполнения и внесения в них изменений (дополнений) определяются Комиссией.
При заполнении таможенного приходного ордера либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, на бумажном носителе должностным лицом таможенного органа формируется электронный вид таких документов.
Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть предусмотрена возможность использования таможенного приходного ордера для исчисления и уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы законодательством государств-членов. В указанном случае порядок заполнения формы таможенного приходного ордера, внесения в него изменений (дополнений) и использования устанавливается в соответствии с законодательством о таможенном регулировании этого государства-члена.
6. Таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте.
Если для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена либо в иную валюту, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
7. Таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.

Статья 53. Ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые для исчисления таможенных пошлин, налогов

1. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.
2. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.
3. Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса, они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
4. Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Комиссия формирует общий перечень ставок налогов, применяемых в отношении товаров в государствах-членах, на основании сведений, представленных уполномоченными государственными органами государств-членов, и размещает его на официальном сайте Союза в сети Интернет.
Формат общего перечня ставок налогов, применяемых в отношении товаров в государствах-членах, порядок его формирования, ведения и использования сведений из него, а также порядок и технические условия, в том числе структура и формат, представления сведений о таких ставках определяются Комиссией.

Статья 54. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 56, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, пунктом 4 статьи 277, статьями 279, 280, 284, 288, 295 и 309 настоящего Кодекса, а также при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается:
1) при наступлении обстоятельств и при соблюдении условий, связанных с прекращением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, предусмотренных статьями 56, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, пунктом 4 статьи 277, статьями 279, 280, 284, 288, 295 и 309 настоящего Кодекса;
2) при наступлении обстоятельств, определенных в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией;
3) в случаях, указанных в пункте 4 статьи 55 и абзаце втором пункта 3 статьи 68 настоящего Кодекса;
4) в случае, когда меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 68 настоящего Кодекса в отношении суммы таможенных пошлин, налогов, признанной в соответствии с законодательством государств-членов безнадежной к взысканию.
3. Комиссия вправе определять обстоятельства, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, когда в отношении одних и тех же товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла у разных лиц, по разным обстоятельствам и (или) неоднократно, в том числе в случае, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в одном государстве-члене, а обстоятельства, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, наступили в ином государстве-члене, а также порядок взаимодействия таможенных органов по подтверждению наступления таких обстоятельств.
4. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:
1) в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру, условия помещения под которую не предусматривают уплату таможенных пошлин, налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры и при соблюдении условий использования этих товаров в соответствии с такой таможенной процедурой;
2) в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса помещению под таможенные процедуры, при соблюдении установленных настоящим Кодексом для этих категорий товаров условий их использования;
3) в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, а также при соблюдении условий использования таких товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот;
4) в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, а также при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.

Статья 55. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, — субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Законодательством государств-членов может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом статьи 405 настоящего Кодекса.
2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 — 61 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом.
Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, реорганизации организации устанавливаются законодательством государств-членов.
В случае если законодательством государства-члена установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов путем возмещения причиненного ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей, особенности исполнения такой обязанности устанавливаются законодательством этого государства-члена.
3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, — субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
В случаях, когда таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса подлежат уплате в одном государстве-члене, а взыскание таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 3 статьи 69 настоящего Кодекса осуществляется таможенным органом другого государства-члена, указанное уведомление направляется таможенным органом, осуществляющим взыскание таможенных пошлин, налогов, после получения документов, необходимых для взыскания таможенных пошлин, налогов, в порядке, предусмотренном приложением № 1 к настоящему Кодексу.
4. Таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях:
1) выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, — после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом;
2) выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи, чем случаи, указанные в пункте 4 настоящей статьи, когда уведомление, указанное в пункте 3 настоящей статьи, не направляется.
6. В случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.
7. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
8. Комиссия вправе определять особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, когда в отношении одних и тех же товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла у разных лиц по разным обстоятельствам и (или) неоднократно.

Статья 56. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза.
2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.
3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при наступлении следующих обстоятельств:
1) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктами 5 — 8 настоящей статьи;
2) помещение товаров под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
3) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;
4) конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
5) задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса;
6) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.
4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, — день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры:
1) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза -таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
2) при вывозе товаров Союза с таможенной территории Союза — таможенная процедура экспорта без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.
6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 7 настоящей статьи, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом пункта 8 настоящей статьи.
7. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, — на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, — на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
8. В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 настоящего Кодекса.
В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10:
для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку;
для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.
При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 настоящего Кодекса.
9. В случае конфискации или обращения товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена, задержания таможенными органами товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, размещения на временное хранение, помещения товаров под таможенные процедуры после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с настоящей статьей, подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 настоящего Кодекса.
10. Положения пунктов 1 — 9 настоящей статьи не применяются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с настоящим Кодексом. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании товаров таможенные пошлины, налоги повторно не уплачиваются (не взыскиваются), а суммы излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в соответствии с настоящим Кодексом.



В рамках Таможенного союза регулирование взимания НДС осуществляется на основе Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и трех Протоколов: «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», «Об обмене информацией между налоговыми органами сторон, включающем также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов», подписанных 11 декабря 2010 г. Четыре эти документа вступили в силу с 1 июля 2010 г. одновременно с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС. Это международные документы, на основании которых РФ строит свои особенности налогообложения косвенными налогами в рамках ТС. При этом указанные документы не отменяют наличие национальных особенностей налогообложения каждого из трех государств с учетом тех норм, которые действуют на территории этих государств. У нас это Налоговый кодекс РФ и приказы об утверждении форм налоговых деклараций и порядков их заполнения, изданные Минфином России, пока у него были полномочия утверждать указанные декларации. Начиная с 2011 г. формы деклараций и порядки их заполнения будут утверждаться ФНС России, поэтому все последующие изменения налоговых деклараций, включая установление новых форм, будут прерогативой ФНС.

Вывоз товаров в рамках ТС

Главная особенность для экспортных операций при реализации товаров — это перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого государства через границу. В обычных условиях это перемещение товаров фиксируется таможенными органами при оформлении таможенной декларации. В рамках ТС перемещение большинства товаров осуществляется без таможенного оформления и, соответственно, таможенные декларации на такие товары не составляются. Контроль за уплатой косвенных налогов осуществляют налоговые органы. При этом документом, свидетельствующим о перемещении товаров с территории одного государства на территорию другого государства и об исполнении налоговых обязательств при ввозе, служит заявление о ввозе товаров.
Когда российский налогоплательщик реализует товары на территории Казахстана или Белоруссии, применяется нулевая ставка НДС. Это обязательная ставка — не важно, есть подтверждающие документы или их нет либо они есть в неполном объеме у лица, осуществляющего такие операции. Счета-фактуры выставляются по форме, которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, с указанием нулевой ставки налога. Датой отгрузки считается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа для лица, которое приобретает этот товар, или первого перевозчика. При этом налогоплательщик обязан документально подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС, представив в налоговые органы соответствующие документы (договор на реализацию товара; документы, подтверждающие оплату; транспортные или товаросопроводительные документы, которые составляются при отгрузке и вывозе товара, а также заявление о ввозе товара на территорию Белоруссии либо Казахстана и исполнении налоговых обязательств, которые подтверждаются отметками налоговых органов государства ввоза товара). Заявление оформляется в четырех экземплярах. Два экземпляра остаются на территории государства ввоза (один — в налоговом органе, другой — у покупателя), а два оставшихся экземпляра направляются продавцу для возможности подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС. Одно из этих заявлений, как правило, остается у продавца, а другое представляется в налоговый орган в пакете подтверждающих документов одновременно с декларацией. В настоящее время действует форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, в которой внешнеторговой деятельности посвящены три раздела — 4, 5 и 6.
Указанные документы представляются в налоговые органы одновременно с декларацией в течение 180 дней с даты отгрузки товара. Если документы собраны в установленный срок, операции по реализации товаров отражаются в декларации за тот налоговый период, в котором собран пакет документов, в разд. 4 декларации — «Подтвержденный экспорт». Учитывая, что изменения, связанные с вступлением в силу ТК ТС, в Приказ Минфина России N 104н не внесены, вышеуказанные операции отражаются по соответствующему коду, действовавшему для подобных операций по российско-белорусскому соглашению. Это самый благоприятный сценарий развития событий. Все документы оформлены правильно, налоговый орган выносит решение о правомерности применения нулевой ставки, и вы имеете право на вычет тех сумм налога, которые были предъявлены при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления этой экспортной операции.
Хуже, если полный пакет документов не собран. Возникает ситуация неисполнения всех необходимых условий. Поэтому такие операции подлежат налогообложению НДС по ставке 10 или 18% в зависимости от того, какая продукция реализована, и отражению в декларации за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка, путем представления уточненной декларации. При этом операции указываются уже не в разд. 4 декларации, а в 6 — «Неподтвержденный экспорт». Кроме того, в этой декларации могут отражаться и налоговые вычеты, связанные с этими операциями. Следует обратить внимание на то, что счета-фактуры, выставленные с НДС по ставке в размере 0%, отражаются в книге продаж в этом случае с пометкой «неподтвержденный экспорт». Помимо сумм налога налогоплательщик уплачивает пени за просрочку платежа. После сбора соответствующих документов уплаченные суммы налога подлежат вычету, суммы пени — нет.
Для того чтобы не нести дополнительные расходы, связанные с уплатой пени, налогоплательщик может представить в налоговый орган декларацию с отражением в ней экспортных операций, по которым не собран пакет подтверждающих документов, в течение 20 дней после окончания налогового периода, в котором произошла отгрузка, и уплатить налоги. Поскольку уплата налога происходит без нарушения сроков, пени не начисляются.

Ввоз товаров в рамках ТС

Что происходит, когда товар приобретается? На основании действующих норм в стране экспортера по товарам применяется нулевая ставка НДС, в стране импортера товары при ввозе подлежат налогообложению, за исключением тех, когда по законодательству они при ввозе освобождаются от налогообложения. Поэтому, когда российский налогоплательщик приобретает товары, он должен представлять информацию по ввозимым товарам не в таможенный орган, а в налоговый орган и оформлять не таможенную декларацию, а налоговую.
Налоговая декларация по ввозимым товарам подается в налоговый орган за налоговый период. Налоговым периодом для таких операций является месяц, в котором товары ввезены на территорию РФ и поставлены на учет, то есть главным является момент постановки на учет ввезенных товаров. Как только товары поставлены на учет, с этого момента у налогоплательщика возникает обязанность подавать в налоговые органы т.н. налоговую декларацию по ввозу, которая утверждена Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н. Эта декларация предусматривает отражение в ней двух косвенных налогов (НДС и акцизы). Раздел 1 посвящен НДС. В данном разделе отражаются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, по данным налогоплательщика в отношении ввезенных и принятых на учет товаров, которые приобретаются на основании договоров поставки, лизинга, товарного кредита, товарного займа, изготовления товаров, переработки давальческого сырья, поскольку ставка НДС 0% для экспортера применяется не только в том случае, если товар реализуется по договору купли-продажи, но и если товар реализуется по договору лизинга, договору товарного кредита (товарного займа), договору на изготовление товара, договору на переработку. В действующей форме ввозной декларации есть отдельные строчки для отражения соответствующих сумм налога в зависимости от вида договоров, на основании которых осуществляется ввоз товаров.
За тот налоговый период (месяц), в котором ввезенные товары по разным договорным обязательствам поставлены на учет, налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию. Поскольку налогоплательщик ввозил товары по разным договорам, заявления в четырех экземплярах составляются отдельно по каждой операции по ввозу товаров согласно соответствующим договорам. Одновременно с декларацией помимо заявлений в четырех экземплярах в налоговый орган представляются предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе документы, подтверждающие уплату налога, договорные обязательства, ввоз товаров и т.п.
Следует отметить, что действующий порядок предусматривает возможность уплаты налога по ввозимым товарам не только денежными средствами на соответствующий лицевой счет казначейства, но и путем зачета излишних сумм, которые имеются у налогоплательщика в отношении тех операций, которые связаны с ввозимыми товарами в рамках ТС или теми суммами, которые подлежат зачету или возмещению в рамках его основной деятельности на территории РФ. Поэтому в случае, когда используются зачетные механизмы, документы, подтверждающие уплату налога, представлять не нужно.
Налоговый орган обязан проверить представленные документы и в течение 10 дней с момента подачи заявления проставить на нем соответствующие отметки. После проставления отметок один экземпляр заявления остается в налоговом органе, а три передаются налогоплательщику, два из которых подлежат направлению контрагенту, который должен подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС по реализуемым товарам (работам, услугам). Те суммы налога, которые уплачены при ввозе на территорию РФ товаров, если они приобретены для использования в производственных целях, подлежат вычету, но не ранее того момента, когда эти операции отражены в декларации по ввозу и получены отметки налоговых органов об исполнении соответствующих налоговых обязательств по этим товарам. Принимая во внимание, что декларация по НДС представляется за квартал, а декларация по ввозу — за месяц, то есть по ввозимым товарам и по операциям на территории РФ установлены разные налоговые периоды, вычет налога по товарам, ввезенным в первом и втором месяце квартала, можно отразить в декларации за этот квартал. А если товары ввезены в последнем месяце квартала, то соответствующие суммы налога можно принять к вычету не ранее следующего налогового периода, то есть в следующем квартале.

Налоговый орган должен видеть всю цепочку

При ввозе товаров на территорию РФ налог уплачивает собственник товаров. Если ввозится сырье для переработки, то налог при ввозе не уплачивается, поскольку отсутствует приобретение. На территории, куда ввозится сырье, объектом налогообложения являются только услуги по переработке.
В случае когда товар ввозится на территорию Российской Федерации с территории Белоруссии или Казахстана на склад для последующей реализации в РФ, обязательств по налогообложению при ввозе на склад у владельца склада не возникает. Налог будет уплачиваться после реализации этих товаров российским лицом, приобретающим товар в собственность у казахстанского или белорусского налогоплательщика, после его постановки на учет.
Достаточно непросто решается вопрос налогообложения при возврате товаров. Если некачественный товар возвращается обратно до момента постановки на учет, то налог по таким товарам не уплачивается. Если товары возвращаются после их постановки на учет, то необходимо корректировать декларацию по ввозу таких товаров, то есть уменьшать количество ввезенных товаров путем представления уточненной декларации. Соответственно, нужно будет менять и заявление по ввозимым товарам. Это один вариант. Другой — вы можете оформлять возврат товаров отдельной самостоятельной сделкой, как реализацию товаров. В этом случае уже ваш контрагент должен будет подтвердить ввоз товаров и представить вам заявление об уплате налога по ним при ввозе. Оба варианта длительны и требуют соответствующего документального оформления, поэтому, прежде чем осуществлять постановку товаров на учет, следует обратить внимание на качество приобретаемых товаров.
Рассмотрим случай, когда российский налогоплательщик приобретает товар у иностранного лица. Предположим, иностранное лицо, хозяйствующий субъект Испании, реализует принадлежащие ему товары с территории Республики Беларусь налогоплательщику Российской Федерации и данные товары перемещаются с территории РБ на территорию РФ. Российский налогоплательщик при ввозе на территорию России должен уплатить налог в отношении этих товаров независимо от страны происхождения товаров, поскольку эти товары перемещаются в рамках Таможенного союза и вывозятся с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза. В этом случае оформляется заявление, в том числе с заполнением разд. 3. Разделы 1 и 3, а также Приложение к нему заполняет то лицо, которое приобретает товар, разд. 2 заполняется налоговым органом. В данной ситуации, а также при реализации товаров через комиссионера либо при реализации товаров между двумя хозяйствующими субъектами государств ТС и ввозе товаров с территории третьего государства — члена Таможенного союза необходимо заполнять разд. 3 заявления, в котором указывается информация об операциях с товарами: при каких обстоятельствах этот товар попал на территорию одного из государств ТС и каким образом происходили взаимоотношения между всеми хозяйствующими субъектами.

Работы и услуги в рамках ТС

При выполнении работ (оказании услуг) в рамках Таможенного союза уплата налога на добавленную стоимость происходит в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации работ (услуг) определяется с учетом положений вышеуказанного Протокола по работам (услугам). Если особенности данным Протоколом не предусмотрены, то местом реализации работ (услуг) признается территория государства — продавца работ (услуг). Исключением являются:
а) работы (услуги), непосредственно связанные с недвижимым имуществом;
б) работы (услуги), непосредственно связанные с движимым имуществом и транспортными средствами;
в) услуги в сфере культуры, искусства, обучения, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
г) услуги консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, по предоставлению персонала, по разработке программ для ЭВМ и баз данных.
Место реализации, работ (услуг), предусмотренных п. п. «а» и «б», определяется по месту фактического нахождения соответствующего имущества и транспортных средств.
Место реализации услуг, предусмотренных п. «в», определяется по месту их фактического оказания.
Место реализации услуг, предусмотренных п. «г», определяется по месту нахождения покупателя этих услуг.
После определения места реализации налогообложение работ (услуг) осуществляется в государстве, территория которого признается местом их реализации, в соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах этого государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *