Такси в командировке

Служебная записка на такси в командировке

Отправляясь в командировку, работники часто пользуются услугами такси, чтобы добраться, к примеру, до аэропорта, вокзала или гостиницы. И если работник оплатил поездку на такси из собственных средств, то работодатель обязан возместить ему стоимость поездки (ст. 167 ТК РФ). В целях возмещения работнику нужно составить служебную записку на такси в командировке.

Служебная записка на такси в командировке

Такая записка пишется командированным работником на имя руководителя организации. В записке следует указать сумму, потраченную на такси, а также маршрут.

К служебной записке необходимо приложить документы, подтверждающие уплаченную работником сумму, например, кассовый чек.

Образец служебной записки на такси в командировке

Приведем образец такой служебной записки.

Пред. / След. Скачать бланк служебной записки на такси в командировке Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Расходы на такси и налоги

Затраты командированного работника на такси можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, а также при расчете налога при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А вот НДФЛ с суммы, возмещенной работнику за такси, начислять не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ). Правда, чтобы у налоговиков не возникло к вам вопросов, необходимо иметь не только подтверждение оплаты такси, но и документы, подтверждающие факт того, что поездки на такси имели сугубо служебный характер (Письмо Минфина от 28.06.2016 № 03-04-06/37671). Таким документом, например, может быть распечатка из приложения заказа такси, где фиксируется маршрут.

Обоснованность поездки на такси

Нужно ли подтверждать, что работник был вынужден ехать на такси, что добраться общественным транспортом сложно или невозможно? Нет, руководитель организации принимает решение, готов ли работодатель оплачивать именно такси, и оценивает экономическую обоснованность расходов.

Сколько нужно хранить служебную записку на такси в командировке

Так как такая записка потребуется компании для налоговых целей, то хранить ее нужно 5 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 400 Перечня, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Вопрос: Работник организации направлен в командировку. Вылет осуществляется поздно ночью, общественный транспорт в данное время не функционирует. Имеет ли работник право потребовать от работодателя выплаты компенсации за услуги такси для поездки от места его проживания до аэропорта, если локальными нормативными актами организации-работодателя предусмотрен возврат денежных сумм, потраченных на пользование общественным транспортом?

Ответ: Работник вправе требовать компенсации понесенных расходов при пользовании такси, для проезда от места его проживания до аэропорта.

Обоснование: Нормами статьи 8 Трудового кодекса установлено, что работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

📌 Реклама Отключить

Следовательно, закон дает работодателям полномочия по принятию локальных нормативных актов, которые регламентируют определенные особенности осуществления трудовых отношений у конкретного работодателя.

Как следует из норм части 1 статьи 166 Трудового кодекса, служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Соответственно, осуществление работником своих трудовых обязанностей за пределами места постоянной работы, ограниченное определенным сроком, признается служебной командировкой.

Исходя из норм статьи 167 Трудового кодекса, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

📌 Реклама Отключить

Трудовое законодательство гарантирует возмещение работнику понесенных им расходов, связанных со служебной командировкой.

Основываясь на нормах части 1 статьи 168 Трудового кодекса, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Данная норма четко устанавливает круг расходов, которые возмещаются работнику в обязательном порядке.

Частью 2 статьи 168 Трудового кодекса установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Следовательно, расходы, не указанные в части 1 статьи 168 Трудового кодекса возмещаются исходя из положений локальных нормативных актов, или по согласованию с работодателем.

📌 Реклама Отключить

Нормами пункта 1 статьи 789 ГК РФ установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Следовательно, такси является видом транспорта общего пользования, так как в силу закона лицо, осуществляющее услуги такси, обязано осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Пунктом 12 Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее – Инструкция, применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу и Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

📌 Реклама Отключить

Командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Согласно нормам пункта 12 Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее — Постановление N749) расходы по проезду к месту командировки на территории РФ и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

📌 Реклама Отключить

Данная норма устанавливает, что расходы по проезду к месту командировки включают стоимость услуг общего транспорта.

При этом в ней нет ограничения в части такси.

Принимая во внимание все изложенное выше, можно сделать обоснованный вывод, что работник вправе требовать компенсации понесенных расходов при пользовании такси для проезда от места его проживания до аэропорта.

Расходы на такси: когда и как их можно учесть при ОСНО и УСН

Вводная информация

Все многообразие ситуаций, когда работники обращаются к службам такси, можно условно разделить на три группы. Первая, пожалуй, самая традиционная — это использование такси командированными сотрудниками. При этом зачастую машина берется не только для проезда к аэропорту или вокзалу и обратно, но и для поездок непосредственно в месте командировки.

Вторая группа — это использование такси в качестве повседневного транспорта для служебных поездок сотрудников. Например, менеджеров — к клиентам, руководителей — на переговоры и деловые встречи, бухгалтеров — в контролирующие органы и т.д.

И, наконец, третья, наиболее редкая, но тоже встречающаяся на практике группа — это использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно теми работниками, которым положена оплата данных расходов (т.е. работниками, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Остановимся на каждой из указанных групп подробнее.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

Расходы на такси в командировке

Как известно, затраты на командировки можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом установлено, что в состав данных затрат включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Каких-либо ограничений по учету расходов на такси для проезда командированного работника Налоговый кодекс не содержит. Следовательно, оплата такси, которым работник воспользовался для проезда на вокзал или в аэропорт, либо обратно (как в пункте отправления, так и в пункте назначения), является частью расходов на проезд к месту командировки и обратно. А значит, если затраты на такси экономически обоснованы и подтверждены документами, их можно учесть в составе командировочных расходов (письмо Минфина России от 10.06.16 № 03-03-06/1/34183; см. «Минфин сообщил, какими документами можно подтвердить расходы на проезд на такси в командировке»).

Несколько сложнее обстоит ситуация с расходами на такси, которое работник берет для поездок в месте командировки. Подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ не относит такие расходы к числу командировочных. Но при этом сам перечень расходов, приведенный в данной норме, является открытым (при перечислении расходов использован оборот «в частности»). А на основании статьи 168 Трудового кодекса РФвозмещению подлежат любые расходы, которые работник произвел во время командировки с согласия или ведома работодателя. Таким образом, согласованные с работодателем расходы на такси, которые работник понес во время командировки, должны быть ему компенсированы. В целях применения ТК РФ это будут именно расходы, связанные с командировкой. И нет никаких оснований менять эту квалификацию для целей налогообложения.

Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 02.03.17 № 03-03-07/11901 (см. «Для подтверждения командировочных расходов на такси необходим кассовый чек или БСО»). В нем как раз был рассмотрен вопрос учета расходов на такси, которым работник воспользовался в месте командировки. По мнению авторов этого письма, такие затраты учитываются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их документальной подтвержденности.

Завершая рассмотрение этого блока ситуаций, заметим, что компании на общей системе налогообложения могут учесть расходы на такси в месте командировки также на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Такое право им дает пункт 4 статьи 252 НК РФ. Согласно этой норме, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе какой именно группы он учтет такие затраты.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль

А вот у плательщиков единого налога по УСН подобной возможности для маневра нет, так как перечень расходов, учитываемых «упрощенщиками» при определении объекта налогообложения, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Командировочные расходы списываются на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Иного основания для учета таких расходов в налоговой базе по УСН подобрать не удастся.
В любом случае и компаниям на УСН, и тем, кто применяет ОСНО, можно рекомендовать включить положение о порядке учета данных расходов в учетную политику для целей налогообложения.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН

Расходы на такси в служебных целях по месту нахождения

Следующий блок ситуаций, когда перед организацией возникает вопрос об учете расходов на такси, — это использование данного вида транспорта для служебных поездок работников. Здесь на помощь придут разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 20.10.17 № 03-03-06/1/68839. В нем сказано, что организации могут использовать такси в качестве служебного транспорта. В этом случае затраты, связанные с перевозкой работников в корпоративных целях службами такси, можно учесть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта (конечно, при выполнении требований статьи 252 НК РФ).

Плательщики единого налога по УСН также могут списать затраты на перевозку работников на такси, поскольку расходы на содержание служебного транспорта включены в перечень, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Данные затраты «пройдут» на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет организация, мы рекомендуем документально зафиксировать тот факт, что в качестве служебного транспорта используется такси. Это можно сделать соответствующим распорядительным документом организации (приказом или распоряжением руководителя). В нем также следует прописать порядок действия работников, которым необходимо осуществить поездку (заявка, согласование, визирование и т.п.).

Есть и второй вариант учета данных затрат. Согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ, в расходы на оплату труда включаются любые виды расходов, произведенных в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. В то же время, в пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Однако это правило не действует в отношении сумм, которые включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 27.11.15 № 03-03-06/1/69181, при расчете налога на прибыль организации вправе учесть расходы, связанные с перевозкой работников службами такси. Но при соблюдении следующих условий: данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (См. «Минфин сообщил, в каком случае расходы на такси для работников уменьшают налогооблагаемую прибыль»).

Таким образом, организация вправе учесть затраты на услуги такси в составе расходов на оплату труда (подп. 25 ст. 255 НК РФ), если выполняются указанные выше условия. В частности, если организация расположена далеко от остановок общественного транспорта или имеются иные технологические особенности производства, в силу которых работники пользуются услугами такси для служебных поездок, а оплата указанных расходов предусмотрена трудовыми договорами. Поскольку правила статьи 255 НК РФ действуют и при определении объекта налогообложения по УСН, все вышесказанное актуально и для налогоплательщиков, применяющих этот спецрежим (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ)

Но при таком подходе к учету рассматриваемых затрат надо быть готовыми к возможным претензиям налоговиков в части начисления НДФЛ и страховых взносов. Поэтому мы рекомендуем учитывать затраты на такси для служебных поездок по первому варианту, то есть как расходы на содержание служебного транспорта. При таком способе учета направленность затрат на интересы организации, а не физлиц, очевидна, что снимает вопросы и по НДФЛ, и по страховым взносам.

Бесплатно рассчитать зарплату, взносы и НДФЛ в веб‑сервисе

В отпуск на такси

И, наконец, заключительная ситуация: использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как быть с расходами на такси в этом случае?
Напомним, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Такая возможность установлена статьей 325 ТК РФ. и статьей 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При этом согласно статьей 325 ТК РФ., организации, финансируемые из бюджета, оплачивают работникам стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). То есть в данном случае запрет на использование такси установлен на уровне закона.
«Северные» организации, не финансируемые из бюджета, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно. Такое решение нужно закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения первичных профсоюзных организаций, и (или) трудовых договорах (ч. 8 ст. 325 ТК РФ.). И в этом случае закон не запрещает работодателям оплачивать услуги такси. А значит, такие организации вправе предусмотреть в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре порядок компенсации расходов работников на проезд к месту проведения отпуска и обратно при использовании различных видов транспорта, в том числе такси.

Теперь обратимся к положениям Налогового кодекса. Если организация не финансируется из бюджета, то затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников «северных» организаций) учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном работодателем. Об этом сказано в пункте 7 статьи 255 НК РФ. Как видим, данная статья не содержит положений, запрещающих «северным» организациям учитывать расходы на такси для проезда работников в отпуск и обратно.

Таким образом, коммерческие организации могут списать указанные расходы. Отметим, что такое право есть не только у тех, кто находится на ОСНО, так и у тех, кто применяет УСН, так как в последнем случае расходы на оплату труда также учитываются по правилам статьи 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Но тут надо помнить, что положения статьи 255 НК РФ применяются с учетом положения статьи 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов. Поэтому отнести затраты на оплату проезда в отпуск на такси в расходную часть налоговой базы можно только при условии экономической обоснованности таких затрат. Это правило актуально как для общей системы налогообложения, так и для УСН, поскольку положения статьи 252 НК РФ распространяются и на «упрощенщиков» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документальное подтверждение расходов на такси

Отдельно остановимся на вопросе документального подтверждения затрат на такси. Широкое распространение онлайн-сервисов по заказу такси привело к тому, что далеко не в каждой поездке пассажир получает соответствующий подтверждающий документ. И если в ситуациях, когда такси используется «для себя», отсутствие такого документа не имеет существенного значения, то в случае служебной поездки учесть ее стоимость при налогообложении без подтверждающего документа не получится ни в одном из вышеописанных случаев. Ведь по правилам пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Эти положения актуальны для любых видов расходов и, как уже упоминалось, должны применяться также плательщиками единого налога по УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документы, подтверждающие оказание услуг такси, должны быть оформлены в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). Согласно пункту 111 этих Правил, перевозка в такси оформляется кассовым чеком или квитанцией в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать следующие данные:

— наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

— наименование фрахтовщика;

— дату выдачи квитанции на оплату;

— стоимость пользования легковым такси;

— ФИО и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, учесть расходы на такси без кассового чека или квитанции, оформленной в указанном выше порядке, не получится. Заменить их какими-то другими документами (распечатками с сайта или мобильного приложения, банковскими выписками и т.п.) нельзя, поскольку законодательством это не предусмотрено. Соответственно, налогоплательщикам нужно быть крайне осторожными при заказе такси через онлайн-сервисы. Следует заранее уточнить, что вам понадобится документ, подтверждающий оплату поездки. Либо организация может заключить договор с таксопарком, на основании которого ей будут подаваться машины. В договоре нужно предусмотреть обязательную выдачу водителем кассового чека или квитанции. Работник, который воспользуется услугами такого такси, должен будет получить от водителя необходимый подтверждающий документ.

Рекомендуем разъяснить работникам, что без правильно оформленных подтверждающих документов компания не сможет возместить им соответствующие расходы. При этом в локальном акте организации, регламентирующем порядок использования работниками такси, нужно зафиксировать, какие именно документы должен представить сотрудник, претендующий на компенсацию расходов на такси.

Чтобы начать успешный бизнес, изначально необходимо определиться с видом деятельности, которая будет приносить доход. Одной из рентабельных считается перевозка пассажиров. Услугами такси и другого транспорта пользуются практически все жители нашей страны. Это незаменимый способ решить проблему с тем, чтобы вовремя добраться до нужного места, когда своя машина сломалась, времени в обрез или в других ситуациях. Но для начала такого бизнеса стоит определить, какой налог для ИП в 2019 году полагается для деятельности такси.

Первый этап бизнеса на такси

Чтобы открыть бизнес на такси, необходимо обязательно получить лицензию. Это первый шаг к перевозкам пассажиров. Лицензию нужно оформить на все машины, которые ИП планирует использовать для такси. Выдачей занимаются ответственные государственные органы, которые в каждом регионе могут называться по-разному.

Платить за лицензию в 2019 году для работы на такси в каждой области также придется по-разному. Единым для всех является срок, на который оформляется этот документ-разрешение на автотранспортные услуги. Выдается лицензия минимум на 5 лет. То есть те, кто хочет просто попробовать, что такое работа таксиста, не смогут официально всего на месяц-два открыть ИП по перевозке пассажиров.
Чтобы получить лицензию на такси, необходимо предоставить:

  • справку о присвоении ИНН;
  • выписку из ЕГРИП;
  • договор лизинга, если такой имеется;
  • документ о регистрации автотранспорта;
  • заполненное заявления установленной формы.

Требования к авто и водителю:

  • машина после техосмотра;
  • водитель получил права не менее 3 лет до подачи заявления на лицензию.

После подачи пакета документов лицензия выдается на протяжении 30 дней.

Какой тип налогообложения можно выбрать?

Предприниматель, который занимается перевозкой пассажиров на службе такси, для налоговой является таким же ИП, как и все другие, но только с определенным кодом ОКВЭД (ОК 029-2014. ред 2), а именно 49.32 с расшифровкой «Деятельность такси». Именно поэтому таксисты, чтобы открыть бизнес, могут выбирать себе тип налогообложения.

Согласно налоговому законодательству ИП имеют право платить налоги согласно таким системам:

  • ОСНО — основная, которая предполагает внесение в бюджет страны 13% от своих доходов НДФЛ плюс 18 % от НДС. Это базовый метод начисления и оплаты, но он считается самым трудоемким в процессе начисления, а также при нем платить придется больше.
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Сумма к оплате при выборе такой системы налогообложения зависит от количества посадочных мест в транспорте, используемом для перевозки, который зарегистрирован на данного ИП. В то же время ЕНВД может платить предприниматель на такси не во всех регионах. Важно: в 2018 г. ЕНВД продлен до 2021 года.
  • ПСН – система оплаты налогов, которая действует на основе купленного патента. Она может стать выгодной альтернативой ЕНВД в тех регионах, где для перевозки пассажиров он недоступен. Сумма этого налога, а именно стоимости патента, также зависит от количества машин у ИП на такси.
  • УСН – упрощенная система оплаты налогов. Расчет суммы может происходить по двум схемам на выбор предпринимателя и составлять либо 6% от суммы дохода, либо 15% от разницы прибыли и расходов.

Подробнее о лицензии на деятельность таксиста: видео

Какой тип налогообложения наиболее выгодный

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения для индивидуального предпринимателя, который в 2019 году решил открыть бизнес и будет заниматься перевозкой пассажиров на такси, необходимо не только просчитать, сколько он будет платить в госбюджет из своей прибыли, но также учесть документацию для заполнения и отчетности в органы налогового контроля.

ОСНО считается абсолютно непрактичной для предпринимателей- таксистов. Кроме налога на доходы и суммы от НДС необходимо постоянно фиксировать все финансовые операции. То есть каждый приход и расход необходимо будет подтверждать соответствующим образом. Сделать это без бухгалтерского опыта работы практически нереально, что в свою очередь понесет расходы на зарплату.

ЕНВД практикуется многими ИП, которые занимаются перевозкой пассажиров на такси. Но есть некоторые ограничения по возможности перехода на этот тип оплаты налогов:

  1. не во всех регионах код экономической деятельности «Деятельность такси» относится к тем, которые имеют право перейти на ЕНВД;
  2. применять ЕНВД может ИП, который использует для совершения своей предпринимательской деятельности не более 20 транспортных средств.

Расчет ЕНВД проводится согласно нормам НК РФ, ст. 346.27. Формула для того, чтобы узнать, сколько необходимо платить, выглядит следующим образом:

Базовая доходность (Вмененный доход)*количество посадочных мест*коэффициент-дефлятор*15%* корректирующий коэффициент, где

  • базовая доходность для автотранспортных услуг равна 6000 рублей,
  • посадочное место – это место для сидения пассажиров. Их количество установлено в техпаспорте производителя транспорта либо может быть определено ответственными государственными органами технического надзора. Для такси принято считать 4 посадочных места.

Коэффициент –дефлятор на 2017 год равен 1,798. Корректирующий коэффициент устанавливается в регионе регистрации индивидуального предпринимателя и может быть от 0,005 до 1.

То есть, предприниматели, которые оказывают услуги перевозки пассажиров на такси, должны платить от нескольких рублей в месяц, если корректирующий коэффициент на самом низком уровне. Но в то же время ЕНВД имеет также свои проигрышные моменты:

  • отчетность сдается ежеквартально;
  • необходимо очень аккуратно и грамотно оформлять все финансовые документы, что очень трудно, если ты сам предприниматель и водитель одновременно;
  • ЕНВД действует только до 2021 года.

Хотя для тех, кто использует нанятых работников, именно единый налог является оптимальным по системе налогообложения.

ПСН имеет также ряд своих преимуществ. Но в то же время, сколько платить в данном случае также зависит от количества транспорта, который используется для ведения предпринимательской деятельности. Стоимость патента рассчитывается не просто для одного ИП, а с учетом возможной прибыли на каждую машину. Кроме этого, если предприниматель использует нанятых сотрудников, то при ПСН их не может быть более 15 человек.

Наиболее оптимальной для предпринимателей- таксистов является УСН. Это связано с такими ее преимуществами:

  • оплачивать необходимо всего 6% от дохода либо 15% от разницы между прибылью и расходами, предприниматель сам выбирает в данном случае, сколько платить;
  • ведение бухгалтерской документации требует минимальных усилий и временных затрат;
  • допускается для всех ИП.

Сопоставляя все системы оплаты налогов необходимо тщательно учитывать все «за» и «против». В случае возникновения вопросов лучше обращаться за консультацией к налоговикам, чтобы позже не проиграть.

Нужно ли ККТ таксистам

Законодательством РФ предусмотрено, что ИП должны использовать в своей работе ККТ. Но для предпринимателей, которые занимаются транспортировкой пассажиров, допускается работа без нее. Хотя это совсем не означает, что нет необходимости оформления документов при получении денег от клиента. Это необходимо учесть для тех, кто планирует открыть ИП.

Предприниматель, который оказывает услуги перевозки пассажиров, обязательно должен выдавать пассажирам бланки строгой отчетности. Пока нет установленной формы для таксистов. Но есть обязательные реквизиты, которые должны присутствовать на документе:

  • название, серия и номер данного бланка на оплату услуг такси;
  • название клиента;
  • дата оформления;
  • цена услуги;
  • реквизиты уполномоченного лица от ИП.

Печать можно поставить с помощью таксометра, прибора, который проводит все расчеты таксиста и может выдавать чек.

За невыполнения требований о выдаче БСО предусмотрена ответственность:

  • лишение права применения права льготных систем налогообложения;
  • на водителя налагается штраф 1000 рублей;
  • на ИП налагается штраф 10000 рублей.

Поэтому лучше соблюдать все правила, чтобы не уменьшать свои же доходы и не платить лишнего. В целом же предпринимательство в сфере перевозок пассажиров достаточно прибыльный бизнес, которым можно заниматься в 2019 году.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Нины Ивановны (г. Оренбург)

В связи с отсутствием в организации транспортных средств, нами заключен договор о предоставлении услуг по перевозке наших сотрудников на такси в аэропорты, ж/д вокзалы при направлении их в служебные командировки.

Расчет производится после выставления нам всех необходимых документов: счет,акт,талоны,реестр маршрута.Можем ли мы использовать такси для поездки по г.Москве и Московской области в производственных целях (это поездка в налоговую,поездка на перговоры к нашим клиентам и т.д.) Каким внутренним документом должны закрепить данные расходы,чтобы могли услуги по такси,как аренду а/транспорта, включить в затраты уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли?

По общему правилу (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходы, произведенные организацией, должны быть:

📌 Реклама Отключить

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается
При этом обязанность проверки экономической обоснованности расходов Минфин возложил на налоговые органы (Письмо Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162).

Поэтому экономическая оправданность расходов является одним из основных источников споров с налоговыми органами. Дело в том, что налоговики слишком широко толкуют это понятие. Вот только некоторые причины признания расходов необоснованными:
— они не привели к получению доходов в налоговом (отчетном) периоде;
— в результате их осуществления компания получила убыток;
— размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел организации;
— произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности компании и т.д.

📌 Реклама Отключить

Однако обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, так как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности организация осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

Кроме того п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает организации списывать траты на такси на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, при условии, что сотрудник совершал поездки по делам фирмы.
Таким образом, допустимо уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов на проезд на такси при следовании к месту командировки и обратно, дополнительных расходов на такси, связанных с деятельностью организации, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 12 мая 2008 г. N 03-03-06/2/47.

📌 Реклама Отключить

Для предупреждения споров по принятию рассматриваемых расходов для целей налогообложения, рекомендуется восстановить распоряжение руководителя организации, датированное ранее подписания договора с перевозчиком (услуги такси), обосновывающего цели заключения этого договора (например, в организации отсутствует собственный или арендованный служебный транспорт и т.д.).
Кроме правильно оформленных документов во исполнение договора с перевозчиком (услуги такси), организации рекомендуется предусмотреть необходимость использования такси в локальных внутриорганизационных актах (например, распоряжение руководителя об исполнении конкретного задания с указанием сроков исполнения) и иметь дополнительные документы, подтверждающих необходимость использования такси.

Документами, подтверждающими экономическую обоснованность расходов на проезд на такси, могут быть, например:
— билеты с проставленным временем отбытия ночью;
— приказ руководителя организации, составленный на данную командировку, с указанием причины необходимости привлечения такси (например, экономия времени, своевременное прибытие в аэропорт и т.д.).

📌 Реклама Отключить

В должностных инструкциях сотрудников, использующих такси для внутренних поездок (в налоговую инспекцию, на переговоры с контрагентами и т.п.) рекомендуется прописать то, что их работа связана с поездками, с поддержанием имиджа организации и т.д. Кроме того, чтобы у инспекторов не осталось сомнений в целесообразности дорогостоящих услуг, рекомендуется регулярно составлять соответствующие отчеты о поездках.

Экономическую целесообразность рассматриваемых расходов можно так же подтвердить, например, служебной запиской на имя руководителя организации (или его заместителя) с просьбой разрешить воспользоваться услугой такси (это, кстати, не обязательно может быть аэропорт; но и железнодорожный или автомобильный вокзал) и указанием обоснования (поздний вылет или выезд; большое количество и вес служебных документов и пр.). Разрешение руководителя организации (или его заместителя) путем наложения согласительной резолюции или закрепленный локальным нормативным актом организации порядок использования такси в отдельных ситуациях может доказывать обоснованность указанных расходов.

📌 Реклама Отключить

В то же время, учитывая предвзятую позицию проверяющих органов, даже при наличии большого количества оправдательных документов, экономическую обоснованность использования в деятельности услуг такси организации, возможно, придется подтверждать в суде.
Возможно, что нижеприведенные выводы Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ помогут отстоять вам свое право на учет рассматриваемых расходов в случае возникновения споров с налоговиками.

Для справки

1. Чтобы обеспечить единообразие судебной практики по налоговым спорам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ввел в оборот отсутствующее в законодательстве понятие «налоговая выгода».
Налоговая выгода может быть признана судом обоснованной либо необоснованной.

📌 Реклама Отключить

На обоснованность налоговой выгоды также влияет обоснованность расходов налогоплательщика. Так, если расходы экономически неоправданны и не направлены на ведение предпринимательской деятельности, то суд может установить наличие необоснованной налоговой выгоды.

2. Вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своих Определениях от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П суд разъяснил основные моменты, связанные с толкованием этих понятий и применением норм ст. 252 НК РФ:

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 366-О-П).

📌 Реклама Отключить

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса (абз. 9, 10 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 366-О-П, Определение ВАС РФ от 12.08.2008 N 9783/08).

📌 Реклама Отключить

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *