Сведения о месте нахождения юридического лица

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

См. Может ли ООО быть ликвидировано, если оно не находится по юридическому адресу?

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

С местом нахождения юридического лица закон связывает ряд весьма существенных правовых последствий. Так, например, возможность отнести создаваемое юридическим лицом подразделение к категории филиала или представительства определяется его расположением вне места нахождения юридического лица. Но как следует понимать – «вне места нахождения»? Например, юридическое лицо арендует одно нежилое помещение в здании и располагается в нем, затем создает в своей структуре новый отдел, выполняющий часть функций юридического лица, арендует еще одно нежилое помещение на том же этаже здания и размещает в нем новый отдел. Следует ли считать такой отдел отдельно расположенным обособленным подразделением и, в силу этого, филиалом?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать местом нахождения самого юридического лица. В ГК есть норма, посвященная месту нахождения юридического лица — п.2 ст.54 ГК. По общему правилу п.2 ст.54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Согласно п. 3 ст.54 ГК место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Нетрудно видеть, что формулировка п.2 ст.54 ГК оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Заметим, что в действовавшей до 1 января 1995г. ст.30 ГК РСФСР 1964г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно — таковым признавалось место нахождения постоянно действующего органа юридического лица.

Согласно п.1 ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Позволяет ли устранить отмеченную выше неясность Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001г. (далее — Закон)? Обратимся к анализу ряда норм Закона, касающихся места нахождения юридического лица.

В п.1 ст.5 Закона установлено, что в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В п.2 ст.8 а также в п.1 ст.13 Закона предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа юридического лица.

Наконец, согласно п.4 ст.18 Закона в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Следует также заметить, что в заявлении учредителей о регистрации юридического лица, о котором идет речь в ст.8 Закона, может быть указано лишь предполагаемое место нахождения его постоянно действующего органа, поскольку до момента регистрации не существует ни самого юридического лица, ни, соответственно, его органа (п.2 ст.51 ГК).

Нетрудно видеть, что в ст.5, 8 и 13 Закона говорится о месте нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а в ст.18 Закона — о месте нахождения самого юридического лица. Хотя в Законе нет прямого указания о совпадении этих понятий, логический и систематический анализ норм Закона позволяет сделать вывод о таком совпадении. Следовательно, в соответствии с Законом под местом нахождения юридического лица следует понимать адрес (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Поскольку речь идет о связи, под адресом, очевидно, следует понимать почтовый адрес. Согласно п.2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. N221, почтовый адрес — это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Понятие местонахождения пользователя в упомянутых Правилах не определено.

Несколько иной подход к определению места нахождения юридического лица наблюдается в налоговом законодательстве. Если, как указывалось выше, согласно п. 2 ст.54 ГК место нахождения юридического лица лишь определяется местом его государственной регистрации (а как именно определяется, остается за рамками этой нормы), то в п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ (далее – НК) место нахождения российской организации определено непосредственно как место ее государственной регистрации.

А что следует понимать под «местом государственной регистрации организации»? Очевидно, наиболее близким к буквальному смыслу этого словосочетания следовало бы считать место совершения акта государственной регистрации организации, то есть место нахождения регистрирующего органа. Однако в этом случае любое подразделение организации, а также ее органы, оказались бы территориально обособленными от ее места нахождения, поскольку они не могут располагаться в помещениях органа государственного управления, осуществляющего регистрацию юридических лиц. Поэтому такой подход к определению места государственной регистрации вряд ли соответствует точному смыслу п.2 ст.11 НК.

Другое, более далекое от буквального смысла п.2 ст.11 НК определение места государственной регистрации организации могло бы состоять в определении этого места как территории, в пределах которой совершение акта государственной регистрации организации оказывается подведомственным определенному регистрирующему органу. Предпочтительным представляется именно такой вариант толкования п.2 ст.11 НК, что подтверждается и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление).

Так, в п.1 Постановления отмечается, что в силу подп. «в» п.1 ст.5 Закона адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. А в п.4 Постановления указывается, что этот адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), в связи с чем, например, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (п.8 Постановления).

Как подчеркивается в п.9 Постановления, при рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Для целей рассматриваемого вопроса наибольшее значение имеет сделанное в п.10 Постановления указания о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах в соответствии с п.3 ст.54 ГК, определяется указанием наименования населенного пункта или муниципального образования. В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица. Напомним, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения

Отсюда следует, что под местом нахождения юридического лица, указываемым в учредительных документах юридического лица (п.2, 3 ст.54 ГК), следует понимать наименование населенного пункта или муниципального образования, где располагается орган юридического лица. Помимо этого, существует почтовый адрес юридического лица, отражаемый в ЕГРЮЛ для связи с юридическим лицом. Соответственно, при таком подходе расположение подразделения юридического лица в рамках того же населенного пункта или муниципального образования, где находится орган юридического лица, но по другому почтовому адресу, не должно рассматриваться как создание территориально обособленного подразделения в смысле ч.3 п.3 ст.55 ГК или п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ.

А.М. Эрделевский, профессор, д.ю.н.

ГК РФСтатья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений , доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про различия между понятиями адрес и место нахождения юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем отличаются адрес и местонахождения юрлица;
  2. Какими особенностями обладает юридический адрес;
  3. Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы сменить юридический адрес;
  4. Какими могут быть последствия, если не совпадают юридический и фактический адрес.

Для легального ведения коммерческой деятельности предприниматели обязаны , через которое и от лица которого эта деятельность будет реализовываться. Юридическое лицо имеет обязательные три атрибута: устав (учредительные документы), исполнительный орган (руководителя) и место нахождения. Что касается последней составляющей, то запутанность терминологии в связи с понятием «адрес» увеличилась еще больше в свете последних поправок, внесенных в текст законов. Постараемся распутать этот клубок наименований.

«Народные» понятия и «термины в законе»

В повседневной жизни принято говорить о юридическом и фактическом адресах. Под юридическим адресом подразумевают адрес офиса компании, куда можно отправить корреспонденцию, он фигурирует в документообороте.

Под фактическим имеют в виду реальное месторасположение предприятия (цеха, торговой точки, столовой и т. д.), где занимаются производством, реализуют товары или предоставляют услугу, иными словами – занимаются тем, ради чего организация создавалась.

В законодательных актах до 2014 года существовало единственное понятие – место нахождения юридического лица. По предписанию законодательства, оно значилось в учредительных документах и зависело от места государственной регистрации предприятия в .

После 2014 года законодатель видоизменил прежнее понятие и добавил к нему еще одно новое.

Рассмотрим их:

Место нахождения юридического лица – населенный пункт, который указан как адрес регистрации юрлица. Как и прежде, обязательным условием будет постоянное присутствие там исполнительного органа или правомочного заместителя – то есть физического лица, наделенного полномочиями действовать в интересах юридического лица без предъявления доверенности.

Адрес юридического лица – адрес, через который с юрлицом обеспечивается связь, доставляется юридически значимая корреспонденция. То есть должны быть указаны улица, номер дома, корпус, номер помещения или квартиры.

Согласно изменениям, теперь в учредительных документах можно прописывать только место нахождения организации, например, город, в котором она зарегистрировано (при желании можно указать там адрес – то есть более полную информацию – закон этого не запрещает).

В схеме старые и новые данные выглядят так:

Закон также уточняет, что юридический адрес должен находиться в пределах места нахождения организации. Например, если в учредительных документах таким местом указан город Геленджик, то юридический адрес не может значиться как город Сочи, улица Следопытов, 9/41 офис 31, так как Сочи никак не входит в состав Геленджика.

Мы привели намеренно утрированный пример для лучшей наглядности несоответствия, однако, в жизни нередки случаи, когда административное деление или расположение самой компании вызывает вопросы.

Например, в Краснодарском крае вблизи города Абинска разбиты яблоневые сады. Компания называется ООО «Алма Продакшн». При регистрации организации встал вопрос о присвоении официального адреса, так как и офисы, и сады располагались в одном месте между двух городов и «неизвестно где». Вопрос был решен, и в официальных документах появился адрес «1780 метров восточнее города Абинска».

Особенности юридического адреса

Помимо того, что без юридического адреса не удастся зарегистрировать фирму, у него имеется ряд важных функций, перечислим их:

  • Корреспонденцию от государственных органов возможно получать только по юридическому адресу – так как при рассылке они сверяются только с записью в ЕГРЮЛ. Таким образом, на этот адрес приходят официальные письма, оригиналы документов, извещения из фондов, решения судебных органов;
  • Юридический адрес указывается во всех реквизитах при заключении сделок и составлении договоров;
  • Теоретически учредительные документы и архив организации должны храниться только по юридическому адресу. На практике это возможно только при совпадении всех видов адресов, что бывает крайне редко. Однако при проверках ИФНС учредительные документы должны находиться именно по этому адресу;
  • Исполнительный орган в лице директора, руководителя или президента также должны находиться на рабочем месте по юридическому адресу. По крайней мере, во время проверок налоговых структур.

Организация в полной мере отвечает за неполучение или несвоевременное получение официальных писем по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А также в том случае, если по заявленному адресу нет ни самой компании, ни представителя. Вся сложность в том, что в глазах закона эти письма по умолчанию будут считаться полученными, и последствия несвоевременного реагирования на них ложатся на организацию. Многие предприниматели пользуются секретарскими услугами – на месте официальной регистрации дежурит человек и пересылает их корреспонденцию по такому адресу, чтобы письма точно дошли до адресата.

Пошаговая инструкция смены местонахождения и адреса юридического лица

С начала 2016 года законодатель изменил порядок, по которому предприятия могут сменить место нахождения своего юридического лица.

Теперь процедура разделена на два этапа:

  1. Организация оповещает ФНС не позже чем через три дня после того, как принято решение о смене адреса, если при этом меняется и место нахождения. Используется форма заявления N . К заявлению прилагаются:
  • Решение компании со сведениями о смене места нахождения;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы.

В ответ на эти действия ФНС, во-первых, принимает заявление и вносит изменения в ЕГРЮЛ, во-вторых, пересылает все документы в налоговую по новому месту расположения.

Пример. Компания ООО «Лютик» переезжает из города А в город В. В их значится город А, поэтому им придется изменить данные устава, действуя согласно вышеизложенному пункту. Если бы они сменили адрес, но остались бы в пределах одного города, устав не пришлось бы переделывать, так как место нахождения остается тем же самым.

  1. По истечении двадцати одного дня после регистрации новых данных в ЕГРЮЛ организация обращается в место регистрации по своему новому месту расположения. Таким образом, через форму N компания регистрирует свой новый адрес. При этом обязательно подаются сопутствующие документы:
  • Подтверждение права пользоваться помещением под организацию. Например, гарантийное письмо, свидетельство о праве собственности или договор об аренде;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы;
  • Обновленный устав с внесенными в него изменениями;
  • Подтверждение оплаты государственной пошлины.

В том случае, если преобразования в организации не коснутся данных в учредительных документах, то есть меняется только адрес внутри города, законом предусмотрен только один шаг. Необходимо также не позднее трехдневного срока уведомить регистрирующий орган через заявление по форме N Р14001.

После поправок в законе от 2014 года не существует конкретных сроков внесения новых данных по адресу в ЕГРЮЛ. Однако не стоит с этим медлить, чтобы не получить из налоговой требование предоставить актуальную информацию по адресу.

Иногда компания не виновата в том, что в данных о ее расположении происходят изменения. Это возможно в том случае, если муниципальные власти сами вносят изменения в топонимику или административно-территориальное деление. Например, если переименовывается город или улица, или город начинает относиться к новому субъекту РФ. Только адрес с учетом таких изменений будет считаться действующим.

При каких бы обстоятельствах ни менялся адрес, организации следует сообщить об изменениях своим деловым партнерам. В договорах всегда прописываются адреса обеих сторон, и именно к этим документам прибегают, когда хотят быстро узнать адрес организации, поэтому соответствующие изменения должны быть вовремя внесены в бланки и сообщены контрагенту.

Выбор юридического адреса

В идеале место, где находится организация, и ее адрес в ЕГРЮЛ должны совпадать, но на практике это встречается не более чем у двадцати процентов организаций. Если по ряду причин нельзя указывать в качестве юридического адрес настоящей адрес деятельности компании, предпринимателям приходится искать выход из ситуации.

Рассмотрим возможные решения:

  • Заявить как юридический адрес действительное место проживания учредителя. Судебная практика по этому варианту очень противоречива, хотя формально это не запрещено законом. К минусам подобного решения относится, как было сказано, неровность отношения со стороны законодателя, а также возможность проверок налоговых органов – тогда придется принимать налоговиков у себя;
  • Использовать адрес арендованного помещения. К минусам относится зависимость от решений арендодателя. Впрочем, рисков можно избежать, если отнестись внимательно к составлению договора аренды;
  • Указать адрес нежилого помещения, которое находится во владении одного из учредителей. Самый идеальный вариант, но и самый редкий – далеко не все бизнесмены располагают недвижимым имуществом;
  • Купить юридический адрес, по которому фирма никогда не будет располагаться. Такой адрес нужен для самого факта регистрации фирмы в ЕГРЮЛ.

Последний пункт в виде покупки адреса пользуется большой популярностью. Интернет изобилует предложениями такого рода.

Однако предприниматель может подвергаться некоторым рискам:

  1. Адрес окажется отнесенным к так называемым «черным спискам» массовой регистрации (хотя в разумных пределах закон не запрещает регистрацию нескольких юридических лиц на один адрес).
  2. Приобретенный пакет документов на помещение может оказаться подделкой.

Признаки ненадежного юридического адреса

До регистрации в ЕГРЮЛ юридический адрес проверяется на достоверность.

Есть несколько признаков, которые могут насторожить и заставить задуматься о законности его использования:

  • На этот адрес уже зарегистрировано несколько юридических лиц, и связь с ними по нему не устанавливается;
  • В действительности либо такого адреса нет совсем, либо объект разрушен;
  • Строительство объекта не завершено, и ему присвоен условный почтовый адрес;
  • Адрес заведомо не может быть использован для связи с компанией (адрес казенных учреждений, воинских частей и др.);
  • Имеется заявление от собственника помещения, что он против регистрации каких-либо юридических лиц по его адресу.

Последствия несовпадения юридического и фактического адреса

Юридический адрес и даже адрес места нахождения зачастую не совпадают с так называемым фактическим адресом организации, где она ведет свою основную финансово-хозяйственную деятельность.

При обнаружении этого факта компания может испытать на себе некоторые негативные последствия:

  • . Предположим, что официальная корреспонденция по-прежнему доставляется по старому адресу, но связь с организацией установить не удается. Письма неизменно возвращаются к отправителю с пометкой «организация выбыла» или «за истечением срока хранения».

В этом случае регистрирующий орган отправляет организации требование предъявить актуальный адрес. Если ответ в пределах разумных сроков не поступает, органы вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием ликвидировать фантомную компанию;

  • Пометка «недостоверный адрес». Собственник помещения, получая письма на свой адрес для какой-то организации, может пожаловаться на этот факт через суд и потребовать «открепить» ее.

В случае если его требование удовлетворяется, напротив адреса компании ставится пометка «недостоверно». Со вступлением в силу изменений в 2016 году теперь записи о недостоверности заносятся в Единый федеральный реестр, где отслеживаются все факты деятельности юридических лиц. Таким образом, может пострадать репутация фирмы;

  • Административная ответственность. Если компания направляет на регистрацию заведомо ложный адрес, ей грозит административный штраф.

Нужно сказать, что недавние изменения законов по данному вопросу оставили многие темы открытыми, и не исключено, что некоторые поправки еще будут внесены. Советуем внимательно отслеживать всю новую информацию, чтобы быть в курсе событий.

Термины «юридический адрес» и «фактический адрес», так часто употребляемые в обиходе, в законодательстве не определены. На практике юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. Рассмотрим, какие правовые последствия могут возникнуть при несовпадении названных адресов.

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. В той же норме уточняется, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Изменение адреса без предупреждения. Ответственность

Если адрес, внесенный в ЕГРЮЛ, меняется, компания в течение трех рабочих дней с момента такого изменения обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

За нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выразившееся в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице регистратору, если таковое предусмотрено законом, ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлен административный штраф для должностных лиц в размере 5000 руб.

Учитывая особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд извещает лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) данной организации о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления регистратору достоверных сведений о своем адресе. Второй вариант: судебное разбирательство отложат (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

Если компания не выполнит названные указания суда, суд решает вопрос о ее ликвидации. Аргумент: такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации , допущенном при осуществлении деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Вместе с тем признание недействительными госрегистрации юрлица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений невозможно (см. п. 6 постановления № 61).

Неполучение юридически значимых сообщений

Юридически значимыми ст. 165.1 ГК РФ называет заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.

Указанные сообщения влекут для этого лица гражданско-правовые последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Иными словами, не получив важную информацию по причине отсутствия по юридическом адресу, организация не может апеллировать к этому в конфликтах с контрагентами.

Приведенные правила применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Организация не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юрлица.

Более того, в силу той же статьи юрлицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Конфликт с обслуживающим банком

Закон возлагает на банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязанность идентифицировать клиентов, находящихся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес места нахождения, а также систематически обновлять такую информацию о клиентах (не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений). Сказанное следует из п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № ­115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Пункт 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Клиенты же в силу п. 14 той же статьи обязаны представлять банку необходимую информацию.

В связи с этим в договорах банковского счета банки стали предусматривать обязанность клиентов представлять такую информацию при открытии счета и при изменении указанных идентификационных признаков сообщать об этом банку в кратчайшие сроки с момента их изменения.

Порядок и основания расторжения договора банковского счета по требованию банка регламентированы п. 2 ст. 859 ГК РФ. Сообщение банку, в частности, недостоверных сведений о местонахождении клиента или несообщение данных об изменении юридического адреса клиента не является, на первый взгляд, основанием для расторжения договора по инициативе банка.

Вместе с тем наличие специальной нормы, регулирующей растор­жение договора банковского счета, не исключает возможнос­ти применения общих норм главы 29 ГК РФ, касающихся изменения и расторжения договоров.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Для банков крайне важна информация об идентификационных признаках клиентов, определяемая ст. 7 Закона № 115-ФЗ , и корреспондирующие им условия договоров банковского счета, определяющие обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса. Поэтому непредставление сведений об изменении местонахождения юрлица суд, куда банк вправе обратиться, может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и как основание для расторжения банком договора банковского счета по решению суда.

Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

Для того чтобы способствовать банкам в выявлении проблемы, налоговые органы стали при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика — юридического лица по адресу, который, по данным ЕГРЮЛ, является адресом регистрации этого юридического лица, в десятидневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков. Это делается по поручению ФНС России уже не первый год (см. письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Указания налоговым органам о предъявлении требований к банкам о безусловном принятии мер по расторжению договоров банковского счета не доводились (письма Минфина России от 13.06.2012 № 05-06-05/3-86, ФНС России от 11.05.2012 № АС-4-2/7732). То есть решение о том, будет ли банк обращаться в суд с целью расторжения договора с клиентом, банк должен принимать исключительно самостоятельно. И, надо сказать, такое решение принимается далеко не всегда. Однако этим дело не ограничилось.

Заботясь о соблюдении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Центробанк рекомендовал кредитным организациям (см. письма от 28.06.2012 № 90-Т, от 28.02.2013 № 32-Т):

Использовать сведения, предоставляемые ФНС России (в том числе на сервисе «Проверь себя и контрагента»), при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами (включая проверку сведений о постановке на учет в налоговых органах), а также при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

В случае, предусмотренном п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ , воспользоваться правом отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом, а при наличии договора банковского счета — отказать такому юридическому лицу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе (соответствующие условия рекомендуется предусмотреть в договоре между кредитной организацией и клиентом);

Обеспечить повышенное внимание операциям такого клиента;

Сведения об операциях такого клиента направлять в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в рамках осуществления внутреннего контроля.

В письме от 28.06.2012 № 90-Т Банк России предложил банкам усилить контроль за выполнением требований по идентификации клиентов, а также их представителей (включая установление (проверку) адреса местонахождения юридических лиц).

Кроме того, Банком России сформирован информационный ресурс, размещенный в официальном представительстве Банка России в Интернете, в разделе «Информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo.

Банк России рекомендовал кредитным организациям использовать сведения из этого информационного ресурса при рассмот­рении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами, при обновлении информации о находящихся на обслуживании компаниях, при организации работы по оценке кредитного риска, а также риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. И банки восприняли эти рекомендации как руководство к действию.

1 Подробнее о двух последних проблемах читайте в следующем номере журнала.

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключаетсяразница.

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве местанахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качествеместа нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область»(п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридическоголица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобныхслучаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится вп. 2 ст. 54 ГК РФ . Согласно этой норме регистрировать организацию нужнов месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой органотсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силузакона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующийисполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения,адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ(п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но ина улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществахс ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имеломесто по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось,что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность,но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следуетпомнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛадреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией дажев том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала(абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил вп. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция можетнаправить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будутпредоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф вразмере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена местанахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адреснеобходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, товносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1 ,п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *