Судебный приказ от налоговой

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

19 сентября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Обоснование позиции:
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
При определении сроков взыскания налоговым органом задолженности с физлиц необходимо учитывать следующие сроки.
1. При уплате имущественных налогов налогоплательщиками — физическими лицами (в т.ч. транспортного и земельного налога) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Уплата этих налогов осуществляется физлицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Земельный налог и транспортный налог за 2013 и 2014 годы подлежали уплате налогоплательщиками — физическими лицами в следующие сроки:
— за 2013 год — не ранее 1 ноября 2014 года;
— за 2014 год — не позднее 1 октября 2015 года (абзац 3 п. 1 ст. 363, абзац 3 п. 1 ст. 397 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ, письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-04-01/2765).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
При этом физлица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, — не позднее 1-го года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Срок для направления требования на уплату пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, исчисляется с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части) (п. 5 ст. 75 НК РФ, п. 51 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, смотрите также письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461).
3. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8-ми рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В п. 4 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ рекомендовано налоговым органам устанавливать в требовании срок не менее 30 календарных дней.
4. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному п.п. 1-2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов при условии, если сумма задолженности превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы задолженности, подлежащей взысканию с физического лица, такая задолженность превысила 3 000 рублей, — шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд исчисляется со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет сумма задолженности так и не превысила 3 000 рублей, шестимесячный срок исчисляется со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 п. 2 ст. 48 НК РФ)*(1).
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение 5-ти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Копия судебного приказа в течение 3-х дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение 20-ти дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа (ст. 123.5 КАС РФ).
Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения*(2).
В случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением (ст. 127 КАС РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
После получения судебного акта, вступившего в законную силу, взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) (п. 4 ст. 48 НК РФ).
Учитывая изложенное, максимальный срок обращения в налогового органа в суд может превысить пять лет со дня окончания налогового периода, за который образовалась задолженность, если общая сумма задолженности по выставленным требованиям не превысила 3000 рублей (9 месяцев до наступления срока уплаты (1 октября следующего года) + 1 год на выставление требования, если сумма задолженности по налогу и пени менее 500 рублей, + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 3 года 6 месяцев на обращение в суд)*(2).
Примечание. В рассматриваемой ситуации сумма задолженности за 2013 и 2014 годы превысила 3000 рублей. Поэтому полагаем, что 6-месячный срок взыскания налоговым органом пропущен (считая с 1 октября 2015 года: 3 месяца на выставление требования + 6 дней на почтовое отправление + 8 дней на исполнение требования, если иной срок не установлен в нем, + 6 месяцев на обращение в суд).
Однако выдача судебного приказа мировым судьей по истечении указанного срока может свидетельствовать о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.
А поскольку указанная задолженность включает суммы налогов и пеней за 2013 год, необходимо учитывать, что в силу ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ налогоплательщик вправе рассчитывать на признание налоговым органом безнадежной ко взысканию и списание недоимки по транспортному и земельному налогам, образовавшимся по состоянию на 01.01.2015 и сумму образовавшихся пеней*(3).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).
Согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания, либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом.
*(2) Кроме того, в силу ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 КАС (смотрите Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2019 г. по делу N 33а-2689/2019).
*(3) На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, вступившей в силу с 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Для целей ст. 12 Федерального закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов (определение ВС РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016).
Начисленная задолженность за 2014 год (обязанность по уплате которой возникла у налогоплательщика в 2015 году) и последующие налоговые периоды не может быть признана безнадежной к взысканию и подлежать списанию. Оснований для списания недоимки, образовавшейся после 01.01.2015, не имеется (письмо Минфина России от 15.03.2019 N 03-02-08/17196).
Вместе с тем задолженность физического лица по уплате земельного и транспортного налогов за 2014 год и пеней может быть признана безнадежной к взысканию и списана по основаниям, установленным в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

29.04.2020
Примерное время чтения: 2 мин.

ФНС России опубликовало Письмо от 27 апреля 2020 г. № ЕД-20-8/53@, согласно которому приостановление мер взыскания налоговой задолженности продлевается по 31 мая 2020 г. Таким образом, срок приостановления, который сейчас предусмотрен Письмом ФНС от 3 апреля 2020 г. № ЕД-20-8/37@, продлен еще на месяц.

Как и в прошлом Письме, предусмотрено, что если невзыскание задолженности может повлечь сокрытие активов или иные действия, препятствующие взысканию, задолженность все же может взыскиваться, но по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа. Но если из Письма от 3 апреля следовало, что наиболее пострадавшие от пандемии отрасли защищены от взыскания в любом случае, то Письмо от 27 апреля в этой части об этих налогоплательщиках не упоминает. То есть в случае угрозы сокрытия активов и т.д. в мае решение о взыскании может быть принято в отношении любых налогоплательщиков, даже если в апреле в этом вопросе имелась неясность.

Впрочем, сомнения о том, на кого распространяется новое Письмо и в какой мере, по-прежнему остаются. Во-первых, Письмо сначала прямо говорит, что приостановление касается всех налогоплательщиков, но далее зачем-то уточняет: «в том числе в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». Если Письмо предназначено всем налогоплательщикам, то это уточнение очевидно излишне.

Во-вторых, анонс Письма на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9751885/ указывает: «В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, меры взыскания применяться не будут». Хотела ли ФНС просто подчеркнуть свою лояльность субъектам МСП и пострадавшим отраслям, или это означает, что все Письмо предназначено только для них? Если читать анонс, не читая самого Письма, скорее второе.

Подытоживая, можно сказать одно: точно защищены от взыскания до конца мая субъекты МСП и налогоплательщики из наиболее пострадавших отраслей, если они не будут использовать это время для сокрытия активов и других действий, направленных на уклонение от взыскания. Остальным налогоплательщикам остается ждать разъяснений ФНС или обсуждать свою задолженность с ситуационным центром и своей налоговой инспекцией.

Гражданское дело <НОМЕР> копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2014 года пос. Вырица Гатчинского района Ленинградскойобласти

Суд в составе:

председательствующего — мирового судьи судебного участка №36 Гатчинского района Ленинградской области — Миносян К.Л.,

при секретаре <ФИО1>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу к <ФИО2> о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Истец в лице Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу обратилась в суд с иском к ответчику <ФИО2> о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2011 год в размере 1896 рублей 00 копейки, пени в размере 37 руб. 54 коп., а всего 1933 рубля 54 копейки.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании сведений, представленных в Межрайонную ИФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу из ГИБДД по Санкт-Петербургу и ЛО налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2011 год. Сумма начисленного налога за 2011 год составила 1896,00 рублей, а согласно расчету пени, за просрочку обязанности по уплате указанной суммы налога составили 37, 54 руб.

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок, в соответствии со ст.69,70 НК РФ должнику было направлено требование об уплате налога и пени. Истец просит взыскать с <ФИО2> задолженность по транспортному налогу и пени в сумме 1933,54 руб., а также истец просил восстановить срок на подачу искового заявления о взыскании недоимки по транспортному налогу, ввиду пропуска срока по причине прохождения процедуры взыскания в порядке приказного производства, по данному требованию вынесено было определение от <ДАТА2> об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Представитель истца — налогового органа, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик <ФИО2> о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, за получением судебной телеграммы в отделение связи не явился.

Судебная телеграмма ответчиком не получена, дом закрыт и адресат по извещению за судебной телеграммой не явился, в связи с чем, с учетом положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право каждого на рассмотрение его дела судом в разумный срок, а также ч.3 ст.17 Конституции РФ, ст.35 Гражданского процессуального кодекса РФ, запрещающих злоупотребление процессуальными правами, с учетом принципа диспозитивности и принципа не злоупотребления процессуальными правами, мировой судья признает извещение сторон по делу надлежащим и таким, образом, суд считает, <ФИО2> надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, а потому, полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в его отсутствие, и в отсутствие представителя истца.

Суд, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Заявленные истцом требования основываются на Законе Санкт-Петербурга <НОМЕР> «О транспортном налоге» от <ДАТА3>, который предусматривает ставки налогов, рассчитанных в зависимости от вида и мощности транспортного средства.

В силу положений ч. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что ответчику с <ДАТА4> принадлежит транспортное средство — ШЕВРОЛЕ Нива, г.р.н. <НОМЕР> с мощностью двигателя 79 л.с.

Ответчику начислен за 2011 год налог за транспортное средство Шевроле Нива, г.р.н. <НОМЕР>, который составил 1896 рублей 00 коп. (79 мощность двигателя, л.с., ставка налога 24 рубля с 1 (одной) л.с., 12/12).

Налоговой инспекцией в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление <НОМЕР> с уплатой в срок до <ДАТА5> транспортного налога в отношении вышеуказанного транспортного средства на сумму 1896 рублей 00 коп.

Поскольку в указанные сроки налог уплачен не был, налогоплательщику в связи с нарушением срока уплаты налоговым органом начислена пеня.

<ДАТА6> МИФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу налогоплательщику было направлено требование <НОМЕР> об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на <ДАТА7> в соответствии с которым налогоплательщик обязан оплатить недоимку по транспортному налогу за 2011 г. в сумме 1896 рублей 00 копеек и пени в сумме 37 руб. 54 коп., в котором также указано, что по состоянию на <ДАТА7> числится общая задолженность по налогам в сумме 2251, 21 рублей. Срок погашения до <ДАТА8> (л.д.10). Однако данное требование не исполнено.

Истец с целью взыскания задолженности по транспортному налогу с <ФИО2> обратился с заявлением к мировому судье судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района <АДРЕС> области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА9> в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано на основании ст. 125 ГПК РФ (из представленных документов усматривается наличие спора о праве).

<ДАТА10> МИ ФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу направлено в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области исковое заявление о взыскании с <ФИО3> задолженности по налогу и пеней в общей сумме 1933 рубля 54 коп., в котором имеется ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления.

<ДАТА11> гражданское дело по иску МИ ФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу к <ФИО2> о взыскании недоимки по транспортному налогу передано по подсудности в судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> района <АДРЕС> области.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии ч п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Со сроком направления требования об уплате налога и пеней, установленным статьей 70 Кодекса, связано исчисление сроков принудительного взыскания недоимки и пеней, истечение которых препятствует принудительному взысканию задолженности с налогоплательщика. Указанные сроки применяются при взыскании сумм недоимки и пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой соответствующей суммы налога.

Согласно ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В обоснование исковых требований, а именно обязанности ответчика по уплате недоимки по пени, истцом представлены копия налогового уведомления и копия требования об уплате налога, доказательства их направления налогоплательщику, копия определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, выписка из лицевого счета, расчет налога, расчет пени.

Таким образом, согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требования налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица могут рассматриваться в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации в порядке искового производства только в случае отмены ранее вынесенного судебного приказа.

Учитывая вышеизложенное и исходя из содержания вышеуказанных норм закона, исковое заявление о взыскании с ответчика недоимки и пени по транспортному налогу за 2011 год, могло быть предъявлено в суд в период с <ДАТА8> по <ДАТА12>

Однако, как следует из отметки почтового отделения, МИФНС обратилось в суд с настоящими требованиями только <ДАТА13>, т.е. по истечении предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд с указанным требованием, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.

Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <ДАТА14> N 479-О-О, п.20 Пленума ВС РФ <НОМЕР>, Пленума ВАС РФ <НОМЕР> от <ДАТА15> «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно требованию об уплате налога <НОМЕР>, срок его уплаты установлен <ДАТА8>, следовательно, последним днем обращения налогового органа с требованиями в судебном порядке является <ДАТА12>

Из материалов дела, усматривается, что заявление о вынесении судебного приказа направлено в судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> района 28.01.2014 года и определением мирового судьи от 12.02.2014 г. в выдаче судебного приказа о взыскании с <ФИО2> недоимки по налогу было отказано, в связи с пропуском шестимесячного срока для предъявления требований в судебном порядке, установленного ст.48 НК РФ и являющегося пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Указанное определение вступило в законную силу и не обжаловалось налоговым органом.

Довод истца о том, что причиной пропуска процессуального срока является прохождение процедуры взыскания в порядке приказного производства, не может быть признан уважительной причиной пропуска срока подачи искового заявления, поскольку судебный приказ, а равно определение о его отмене согласно ст.129 ГПК РФ, не выносились, а отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа не может быть признан уважительной причиной пропуска срока подачи искового заявления, поскольку обращение к мировому судье последовало за пределами срока, установленного для реализации механизма принудительного взыскания налога.

Доказательств наличия каких — либо иных убедительных обстоятельств, объективно воспрепятствовавших своевременному обращению в суд, инспекция не представила, пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований, вследствие чего суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по Санкт-Петербургу к <ФИО2>, о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2011 г. в размере 1896 рублей 00 копеек, пени в размере 37 руб. 54 коп., а всего 1933 рублей 54 копеек — отказать.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать заявление о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано

в течение трех дней, со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании и

в течение пятнадцати дней, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в Гатчинский городской суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через мирового судью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *