Субсидировать

Бюджетный учет, N 9, 2011

С.Г.Хабаев,

доктор экономических наук, доцент,

консультант ООО «ЦентрАудит М»

Субсидии на иные цели

В предыдущем номере журнала был рассмотрен вопрос учета бюджетных инвестиций. В данной статье пойдет речь еще об одном источнике обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений — субсидии на иные цели.

________________

См. статью «Бюджетные инвестиции», N 8/2011, стр.60.

Возможность предоставления субсидии на иные цели из бюджетов бюджетной системы бюджетным и автономным учреждениям определена статьей 78.1 Бюджетного кодекса. Кроме этого в данной статье определено, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как отмечалось в предыдущей статье, исходя из пункта 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее — Инструкция N 174н), следует, что определенные бюджетным учреждениям субсидии на иные цели отражаются как доходы на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы». Аналогичная норма содержится и в пункте 96 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н (далее — Инструкция N 183н), для автономных учреждений.

Согласно пункту 2.1.2 приказа Казначейства России от 7 октября 2008 г. N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ N 7н) для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.

Аналогичная норма содержится в пункте 2.1.3 Приказа N 7н и для автономных учреждений.

В соответствии с пунктом 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) неиспользованные остатки по субсидиям, выделенным на иные цели и бюджетные инвестиции, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Кроме того, остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Кроме этого согласно пункту 16 этой же статьи расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 (субсидии на иные цели), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов.

Санкционирование расходов

Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, утвержден приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В Приказе N 72н установлены правила санкционирования территориальными органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели.

Рассмотрим основные положения данного документа. В первую очередь отметим, что учредителем бюджетного учреждения представляется два документа:

— Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016). В данном документе указываются планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов;

— Перечень целевых субсидий на год (код формы по ОКУД 0501015), в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям.

Целевые расходы осуществляются на основании представленных учреждением Заявок на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) или Заявок на кассовый расход (сокращенных) (код формы по КФД 0531851) и Заявок на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802).

В одной Заявке на кассовый расход может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам по одному денежному обязательству учреждения, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.

В одной Заявке на получение наличных денег может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.

Для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, получателей средств федерального бюджета.

При санкционировании оплаты денежных обязательств органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки на кассовый расход по следующим направлениям:

1) наличие указанного(ых) в Заявке на кассовый расход кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению;

2) соответствие указанного в Заявке на кассовый расход кода КОСГУ коду КОСГУ, указанному в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению по соответствующему коду субсидии;

3) соответствие указанного в Заявке на кассовый расход кода КОСГУ текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа;

4) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды исходя из документа-основания коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;

5) непревышение суммы, указанной в Заявке на кассовый расход, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;

6) соответствие информации, указанной в Заявке на кассовый расход, Сведениям об операциях с целевыми субсидиями.

Взыскание неиспользованных остатков

Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, утвержден приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям». Из содержания данного документа следует выделить два основных момента.

Первый. Взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых федеральными органами государственной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.

Второй. Взыскание в федеральный бюджет остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется с учетом следующих положений:

а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год.

Министерством социальной политики Украины подготовлен проект постановления Кабинета Министров Украины «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий», которым предусматривается введение с 1 мая 2015 года упрощенного порядка оформления субсидий.

В частности:

назначения субсидии будет происходить на основании лишь двух документов — заявления и декларации;

вводится принцип назначения субсидии на основании задекларированных данных заявителем. При этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии, путем осуществления запросов в соответствующие органы, учреждений и организаций;

каждое домохозяйство одновременно со счетом для оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 получит от предприятий, предоставляющих услуги по газоснабжению, электроснабжению и централизованного отопления, упрощенные формы заявления и декларации для обращения за назначением субсидии;

отменяются следующие ограничения относительно имущественного состояния лиц, которые обращаются за назначением субсидий: наличие в собственности двух жилых помещений, наличие в собственности двух автомобилей, наличие в составе домохозяйства лиц трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в качестве безработных , сдача в наем жилого помещения;

для назначения субсидии берутся доході за предыдущий календарный год без учета уплаченных налогов;

введение субсидии на 12 месяцев, а не на отопительный период как раньше;
устанавливается автоматический принцип предоставления субсидии на новый период (отменяется необходимость повторного обращения в орган социальной защиты населения для назначения субсидии на новый период в случае отсутствия изменений);

информацию о доходах для назначения жилищной субсидии органы социальной защиты населения будут получать в порядке обмена от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда;

усилена ответственность заявителя за предоставленные сведения для назначения субсидии: если подано неполные или недостоверные сведения о доходах и расходах зарегистрированных в жилом помещении / доме лиц может быть отказано в назначении субсидии или прекращено ее предоставления. В таком случае заявитель обязуется вернуть излишне перечисленную (выплаченную) сумму субсидии в двойном размере.

Средний размер субсидии на оплату ЖКУ в январе 2021 года составлял 1731 грн, в феврале — 2231 грн, уменьшение среднего размера связано с проведением перерасчета за январь из-за уменьшения цен на газ для населения.

Об этом сообщает пресс-служба Минсоцполитики.

«Жилищная субсидия назначается в размере разницы между стоимостью жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья, социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и размером обязательной части платежа, определенной для домохозяйства», — говорится в сообщении.

Отмечается, что сейчас субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг получает около 3 млн домохозяйств, средний размер субсидии составил:

  • в декабре 2020 — 1731 гривня;
  • в январе 2021 — 2231 гривня;
  • в феврале 2021 — 1483 гривни.

«Уменьшение среднего размера субсидии в феврале связано с проведением перерасчета за январь из-за уменьшения цен на природный газ для населения в феврале и за январь 2021 года.

То есть при расчете размера субсидии для граждан, использующих природный газ, за ​​январь была учтена информация о цене на природный газ на уровне 8,5-9 гривен за куб. метр. При этом общая сумма начисленных льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь 2021 года составила почти 7,8 млрд гривень», — пояснили в ведомстве.

При этом в феврале поставщики газа сообщили об уменьшении цены за январь, поэтому в феврале осуществили расчет размера льгот и субсидий с учетом цены на уровне 6,99 грн за куб. метр и меньше, а также провели перерасчет сумм льгот и субсидий за январь 2021 года.

«Таким образом, общая сумма начисленных льгот и субсидий за февраль составляет 5,3 млрд гривень», — отметили в Минсоцполитики.

Напомним:

Премьер Денис Шмыгаль поручил профильным министерствам проработать возможность расширения круга получателей субсидий.

Экономическая правда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *