Страховой взнос НК

Кто платит страховые взносы

Плательщики страховых взносов перечислены в статье 419 Налогового кодекса. Данная статья устанавливает следующие категории плательщиков страховых взносов.

К первой категории плательщиков страховых взносов относят работодателей:

  • организации;
  • предпринимателей;
  • физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

Работодатели принимают на работу физических лиц и выплачивают им доходы. В этом случае страховые взносы на выплачиваемые нанятым работникам доходы начисляет и уплачивает работодатель.

Ко второй категории относят:

  • предпринимателей (включая фермеров), которые не являются работодателями;
  • адвокатов;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • арбитражных управляющих;
  • оценщиков;
  • иных лиц, занимающихся частной практикой.

Читайте также «Льготные тарифы страховых взносов при УСН»

Эта категория за свое страхование уплачивает взносы в размере фиксированных платежей. Понятие «фиксированный платеж» включает сумму страховых взносов, подлежащих уплате с дохода ИП до 300 тысяч рублей, и взносов в размере 1% от суммы превышения этого лимита (ст. 430 НК РФ).

Обратите внимание

Если предприниматель одновременно является и работодателем (то есть привлекает наемных работников), то он уплачивает страховые взносы по двум основаниям: с выплат наемным работникам и за свое страхование в виде фиксированного платежа.


ПРИМЕР УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Индивидуальный предприниматель Андреев Андрей Андреевич использует труд наемных работников, с которыми у него заключены трудовые договоры. В этом случае Андреев должен уплачивать за себя фиксированный платеж, а за своих сотрудников – страховые взносы во внебюджетные фонды.

Для исчисления и уплаты страховых взносов используют следующие понятия:

  • российские организации – это юридические лица, созданные по законодательству России;
  • иностранные организации – это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, которые созданы по законодательству иностранных государств. К ним относят и международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Таким образом, под организациями – плательщиками страховых взносов – надо понимать российские юридические лица, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

К физическим лицам – работодателям, применяющим труд наемных работников и обязанным уплачивать страховые взносы, – относят граждан, в том числе и иностранных, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Читайте также «Как правильно уплатить страховые взносы и отчитаться в 2017 году»

Права плательщиков страховых взносов

Плательщики страховых взносов имеют право:

  • получать по месту своего учета от ФНС, ПФР и ФСС бесплатно информацию (в том числе в письменном виде) о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, о своих правах и обязанностях, полномочиях ФНС, ПФР и ФСС и их должностных лиц;
  • получать от ФНС, ПФР и ФСС формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минтруда и Минфина письменные ответы на вопросы о применении законодательства РФ о страховых взносах;
  • требовать зачета или возврата сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов (лично либо через своего представителя);
  • предоставлять ФНС, ПФР и ФСС пояснения по исчислению и уплате страховых взносов;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать от ФНС, ПФР и ФСС:
  1. копии акта проверки и решения по ней;
  2. требования об уплате взносов;
  • не выполнять незаконных актов и требований ФНС, ПФР и ФСС;
  • обжаловать незаконные акты ФНС, ПФР и ФСС, связанные с уплатой страховых взносов, а также неправомерные действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных:
  1. незаконными актами ФНС, ПФР и ФСС;
  2. неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки взносов или иных актов ФНС, ПФР и ФСС.

Читайте также «Проверки по уплате страховых взносов в 2017 году»

Обязанности плательщиков страховых взносов

Плательщики страховых взносов обязаны:

  • правильно исчислять и своевременно уплачивать взносы;
  • вести учет объектов обложения взносами и начислений;
  • представлять в ФНС, ПФР и ФСС расчеты по уплате взносов;
  • представлять в ФНС, ПФР и ФСС, их должностным лицам документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты взносов;
  • выполнять законные требования ФНС, ПФР и ФСС об устранении выявленных нарушений;
  • обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, которые подтверждают исчисление и уплату страховых взносов.

Обратите внимание

Обязанность письменно сообщать в фонды о реорганизации или ликвидации фирмы, прекращении предпринимателем своей деятельности отменена с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ).

Читайте также «Страховые взносы в 2017 году: что нового?»

Органы, которые контролируют уплату страховых взносов

До 2017 года контроль правильности исчисления и уплаты страховых взносов осуществляют:

  1. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении:
  • обязательного пенсионного страхования;
  • обязательного медицинского страхования.
  1. Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении:
  • обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С января 2017 года контроль за уплатой пенсионных и медицинских взносов, а также взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляет Федеральная налоговая служба.

Имейте в виду: расчеты по страховым взносам, в том числе уточненные, за периоды до 1 января 2017 года нужно представлять в соответствующие фонды в прежнем порядке.

Налоговый кодекс и Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не регулируют правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

  • Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов

Комментарий к ст. 34 НК РФ

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов включает в себя:

— Федеральную таможенную службу (ФТС).

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

ФТС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке;

— ее территориальные органы (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты ФТС и т.п.).

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов лишь в той мере, в какой это связано со взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие дополнительные обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также к должностным лицам таможенным органов относятся государственный советник таможенной службы I — III ранга, советник таможенной службы I — III ранга, инспектор таможенный службы I — III ранга и др.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные не только статьей 33 настоящего Кодекса, но и таможенным законодательством РФ, в частности:

— взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

— ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил;

— осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление и т.п.

Судебная практика по статье 34 НК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1440-О

1. Гражданин А.И. Красников оспаривает конституционность Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ), а также статей 34, 45, 46, 47, 69, 149, 419, 425, 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N АПЛ17-494

Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. При этом по решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункты 1 и 3 статьи 34 НК РФ).

Статья 419. Плательщики страховых взносов

Статья 420. Объект обложения страховыми взносами

Статья 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

Статья 423. Расчетный период. Отчетный период

Статья 424. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений

Статья 425. Тарифы страховых взносов

Статья 426. Утратила силу

Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов

Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков

Статья 429. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности

Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 432. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Постановление Правительства РФ от 30.03.2006 N 171″Об утверждении Правил применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области»

ж) расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, определяемые в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации;

з) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, определяемые в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказ Минсельхоза РФ от 20.01.2005 N 6″Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах»

«Расходные» операции соответствуют закрытому перечню расходов, приведенному в ст. 346.16 НК РФ. При этом по основной их части применяется порядок, предусмотренный для исчисления налога на прибыль ст. ст. 254, 255, 263, 264 и 269 НК РФ. С 2004 г. помимо их учитывают в расходах разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, а также убытки, переносимые на будущее. Предоставляя право переноса убытков на будущие периоды, законодателем вместе с тем введено некоторое ограничение по их суммам. Так, величина переносимого убытка не может уменьшать налоговую базу более чем на 30% (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Если же сумма убытка больше указанной величины, то превышающую ее часть налогоплательщик может перенести на следующие налоговые периоды. Однако при этом их количество не должно быть более 10.

«Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг»(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)

Если тарифы не утверждены, расходы признаются в размере фактических затрат (ст. 263 НК):

— в отчетном (налоговом) периоде, в котором согласно графику платежей по договору перечислены страховые взносы;

— равномерно в течение срока действия договора, если по договору предусмотрен разовый платеж

Приказ Минсельхоза РФ от 15.03.2004 N 175″Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому обеспечению исчисления единого сельскохозяйственного налога»

Расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются, например, расходы по страхованию имущества (статья 263 НК РФ), проценты по кредитам банка, полученного на приобретение основного средства, суммовые разницы (внереализационные расходы).

Приказ МНС РФ от 29.12.2001 N БГ-3-02/585(ред. от 03.06.2004) Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций

По строке 050 показывается сумма прочих расходов, учтенных в истекшем отчетном (налоговом) периоде, исчисленная в соответствии со статьями 260 — 263 НК.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-02/723)

<Письмо> ФНС РФ от 26.05.2005 N ГИ-6-22/436@»О направлении письма Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70″

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса, применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 Кодекса, учитываются расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

<Письмо> ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263<О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год>

По результатам налоговой проверки инспекцией было установлено, что на основании пп. 2 п. 1 ст. 263 НК РФ банк включил в расходы суммы страховых премий, уплаченных по договорам страхования инкассируемых денежных средств клиентов в период транспортировки. Инспекция отказала в признании расходов, так как банк не может являться страхователем имущества в соответствии со ст. 930 ГК РФ и вправе застраховать только свою ответственность за причинение вреда на основании ст. 931 ГК РФ.

«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях»(утв. Минсельхозом)

6) в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255 «Расходы на оплату труда» и 263 «Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества» Налогового кодекса РФ;

Приказ МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-02/723 О внесении изменений и дополнений N 2 в Инструкцию по заполнению Декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585

Абзац десятый изложить в следующей редакции: «По строке 050 показывается сумма прочих расходов, учтенных в истекшем отчетном (налоговом) периоде, исчисленная в соответствии со статьями 260 — 263 НК.

Приказ МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-02/729(ред. от 27.10.2003)»Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Например, расходы по страхованию имущества (статья 263 НК РФ), проценты по кредитам банка, полученного на приобретение основного средства, суммовые разницы (внереализационные расходы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *