Ставка учителя

Содержание

Новая система оплаты труда работников школы

Общие положения

1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия и определения:

система оплаты труда — совокупность норм, определяющих условия и размеры оплаты труда работников школы, включая размеры базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы), окладов (должностных окладов, тарифных ставок), а также выплаты за неаудиторную занятость, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установленных в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан;

базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника школы, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности руководителя, специалиста, технического исполнителя, входящей в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета выплат за неаудиторную занятость, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета выплат за неаудиторную занятость, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты за неаудиторную занятость, компенсационные и стимулирующие выплаты;

выплаты за неаудиторную занятость – доплаты за осуществление функций классного руководителя, проверку письменных работ (проверку тетрадей), за заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, учебно-опытным участком, за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическими объединениями.

выплаты компенсационного характера — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и иные выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты;

выплаты социального характера — выплаты работникам, осуществляемые за счет экономии средств фонда оплаты труда, направленные на их социальную поддержку, но не связанные с осуществлением ими трудовых функций.

1.3. Настоящее Положение применяется при определении размера нормативов финансовых затрат, применяемых при расчете субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников гимназии.

окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

выплат за неаудиторную занятость;

выплат компенсационного характера;

выплат стимулирующего характера.

Порядок формирования базовых окладов работников школы

2.1. Размер базового оклада работников школы определяется как произведение тарифной ставки (оклада) первого разряда четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников гимназии на соответствующий межразрядный коэффициент четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников школы.

2.2. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

2.3. Базовые оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) работников школы определяются на основе четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников образования (таблица 1).

Таблица 1

Четырехразрядная тарифная сетка по оплате труда работников образования

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

1,0

1,23

1,43

1,5

2.4. Базовый оклад работника школы исчисляется по формуле:

,

где:

— размер базового оклада (базовой ставки заработной платы) работника;

— тарифная ставка первого разряда четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников;

— соответствующий межразрядный коэффициент четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников.

2.5. Разряд оплаты труда работников школы устанавливается согласно требованиям к уровню образования, необходимым для замещения соответствующей должности, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Основания для установления работникам образования разрядов по оплате труда

Разряд оплаты труда

Уровень образования, необходимый для замещения соответствующей должности

Основное общее образование, среднее (полное) общее образование

Начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, неполное высшее образование

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему аттестацию, квалификации «бакалавр»

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «магистр» или «дипломированный специалист»

2.6. В случае, если занимаемая должность не требует высшего (полного или неполного) или среднего профессионального образования, по должностям, занимаемым лицами с высшим (полным или неполным) или средним профессиональным образованием, устанавливается разряд оплаты труда, соответствующий среднему (полному) общему образованию.

2.7. В случае, если квалификационные требования к должности предполагают различные уровни образования, устанавливается разряд оплаты труда, соответствующий фактически имеющемуся уровню образования.

2.8. В случае, если к занятию должности были допущены работники с профессиональным образованием, отличающимся от требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, устанавливается разряд оплаты труда, соответствующий фактически имеющемуся уровню образования.

Определение разрядов оплаты труда работников образования

3.1. Профессионально-квалификационная группа должностей педагогических работников

N п/п

Наименование должности

Диапазон разрядов

Второй квалификационный уровень

Педагог дополнительного образования

Третий квалификационный уровень

Воспитатель

Четвертый квалификационный уровень

Преподаватель (кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу)

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Учитель

4. Норма часов за базовую ставку заработной платы (базовый оклад) работников школы

4.1. Норма часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определена постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

4.2. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников гимназии устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, которая включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

4.3. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющаяся нормируемой частью педагогической работы, установлена:

18 часов в неделю — учителям 5-11(12) классов; педагогам дополнительного образования;

20 часов в неделю — учителям 1-4 классов;

Выполнение педагогической работы педагогическими работниками, указанными в настоящем пункте, характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени работников, предусмотренных в настоящем пункте, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для учащихся 1 класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом гимназии с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка гимназии.

4.4. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы других педагогических работников установлена:

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

30 часов в неделю — воспитателям в группах продленного дня;

36 часов в неделю — педагогам-организаторам;

4.5. Педагогическим и учебно-воспитательным работникам, не предусмотренным в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, выплачиваются должностные оклады при следующей продолжительности рабочего времени:

4.6. Должностные оклады других работников, не перечисленных в пунктах 4.3-4.5, в том числе директора школы, его заместителей и руководителей структурных подразделений, выплачиваются за работу при 40-часовой рабочей неделе.

4.7. Должностные оклады перечисленным ниже работникам выплачиваются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:

360 часов в год — преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

Выполнение преподавательской (педагогической) работы, указанной в настоящем пункте, осуществляется в основное рабочее время.

5. Нормативное количество услуг за час базовой ставки заработной платы (базового оклада), оказываемое работниками школы

5.1. Нормативное количество услуг за час базовой ставки заработной платы (базового оклада), оказываемое работниками школы, составляет:

5.1.1. Учителям, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности — 25 человек — в классах, реализующих общеобразовательную программу и общеобразовательную программу, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;

При проведении занятий по иностранному языку, родному (нерусскому) языку и литературе, на первой, второй и третьей ступенях общего образования, трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 человек.

5.1.2. Воспитателям групп продленного дня — 25 человек.

Порядок формирования окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников школы.

6.1. Оклад педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала гимназии рассчитывается по формуле:

,

где:

O — оклад (ставка заработной платы) педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

— фактическое количество часов ведения педагогической и воспитательной работы работниками;

— фактическое количество услуг, оказываемое работниками;

— норма часов за базовую ставку заработной платы (базовый оклад) работников, установленная разделом 4 настоящего Положения;

— нормативное количество услуг, оказываемое педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом;

K — коэффициент компенсации на переходный период, обеспечивающий доведение фактического количества оказываемых услуг до нормативного значения.

6.2. При оказании педагогическими работниками услуг различным категориям потребителей оклад педагогического работника рассчитывается как сумма оплат труда по каждой категории потребителей.

6.3. Единица измерения услуг, оказываемых педагогическими работниками гимназии, соответствует единице измерения норматива финансовых затрат на оказание указанного вида услуг.

6.4. Должностной оклад работников школы рассчитывается по формуле:

,

где — должностной оклад работников.

Выплаты педагогическим работникам за неаудиторную занятость

7.1. Выплаты педагогическим работникам за неаудиторную занятость включают в себя:

выплаты за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;

выплаты за проверку письменных работ (проверку тетрадей);

выплаты за заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, учебно-опытным участком;

выплаты за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическими объединениями.

7.2. Выплаты за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися рассчитываются по формуле:

,

где:

— размер выплат за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;

A — постоянная часть выплат за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;

P — переменная часть выплат за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;

— количество обучающихся в классе.

7.3. Размер постоянной части выплат за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися составляет 200 рублей в месяц. Размер переменной части выплат за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися составляет 30 рублей в месяц.

7.4. Выплаты за проверку письменных работ (проверку тетрадей) в гимназии рассчитываются по формуле:

,

где:

— размер выплат за проверку письменных работ (проверку тетрадей) в гимназии;

— размер надбавки за проверку письменных работ (проверку тетрадей).

Размеры надбавок за проверку письменных работ (проверку тетрадей) приведены в таблице 3 настоящего Положения.

Таблица 3

Размеры надбавок за проверку письменных работ (проверку тетрадей) в школе

п/п

Наименование работы

Размер надбавки, процентов

Проверка тетрадей в начальных классах, по русскому языку и литературе, родному языку и литературе, математике

6,0

Проверка письменных работ по иностранному языку

1,5

Проверка письменных работ по информатике, обществознанию, биологии, химии, физике, географии

1,0

7.5. При выполнении педагогическим работником проверки письменных работ в разных классах и по разным предметам размер выплат за проверку письменных работ (проверку тетрадей) рассчитывается как сумма выплат по каждому предмету и классу.

7.6. Выплаты за заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, музеями рассчитываются по формуле:

,

где:

— размер выплаты за заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, музеями;

— размер надбавки за заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, музеями.

Заведование кабинетами и учебными мастерскими, лабораториями определяется уровнем соответствия имеющегося учебно-методического, дидактического и наглядного материала требованиям паспорта учебного кабинета при оснащенности кабинета не менее 50 процентов от утвержденных требований к оснащению образовательного процесса.

Размер надбавки за заведование учебными кабинетами, лабораториями, музеями составляет 3,75 процента.

Размер надбавки за заведование учебными мастерскими и учебно-опытными участками составляет 10 процентов.

7.7. При обеспечении педагогическим работником работы нескольких учебных кабинетов, учебных мастерских, учебно-опытных участков размер выплат за обеспечение работы учебных кабинетов, учебных мастерских, учебно-опытных участков рассчитывается как сумма выплат по каждому учебному кабинету, учебной мастерской, лаборатории, учебно-опытному участку.

7.8. Выплаты за руководство предметной, методической и цикловой комиссией, методическими объединениями рассчитываются по формуле:

,

где:

— размер выплаты за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическими объединениями;

— размер надбавки за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическими объединениями.

Размер надбавки за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическими объединениями составляет 2,5 процента.

7.9. При обеспечении педагогическим работником руководства несколькими комиссиями, объединениями размер выплат за руководство предметной, методической или цикловой комиссией, методическим объединением рассчитывается как сумма выплат по каждой комиссии, объединению.

Выплаты стимулирующего характера

8.1. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

8.2. Выплаты стимулирующего характера включают в себя:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за стаж работы по профилю;

выплаты за квалификационную категорию;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за социально значимую работу;

премиальные и иные поощрительные выплаты.

8.3. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы подразделяются на:

выплаты за специфику образовательной программы;

выплаты за управление структурным подразделением;

выплаты за наличие почетных званий, государственных наград.

8.4. Выплаты за квалификационную категорию предоставляются руководящим и педагогическим работникам гимназии при наличии у них действующей квалификационной категории в пределах срока действия квалификационной категории и рассчитываются по формуле:

,

где:

— выплата за квалификационную категорию;

— размер надбавки за квалификационную категорию.

Размеры надбавок за квалификационную категорию приведены в таблице 4 настоящего Положения.

Установление (изменение) выплат за квалификационную категорию производится со дня принятия положительного решения соответствующей аттестационной комиссией на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Процесс формирования системы оплаты труда в системе образования имеет определенные особенности, которые заключаются в перераспределении средств в структуре заработной платы с целью увеличения должностных окладов. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, система оплаты труда педагогическим работникам формируется на основе двух методов: государственно-правового и договорного. Так, согласно Федеральному закону от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшие учебные заведения были вправе самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры премий, доплат и надбавок, исходя из имеющихся у учреждения средств. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» данная норма не определяется.

Выплачивается должностной оклад (ставка) за выполнение работником своих должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно формируют фонд оплаты труда сотрудников за счет средств бюджетов, направленных на их содержание, и прочих источников, которые не запрещены законодательством РФ.

Частью ст. 333 ТК РФ установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Данная норма устанавливается Правительством РФ. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлена продолжительность рабочего времени для работников образовательных учреждений, в которую входит:

  • — преподавательская работа;
  • — воспитательная работа;
  • — педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени.

Ставка заработной платы педагогов устанавливается, учитывая рабочее время в астрономических часах. Перерывы (перемены) между занятиями также входят в рабочее время работника образовательного учреждения.

Учебная нагрузка в течение учебного года для преподавателя образовательного учреждения среднего профессионального образования установлена в размере 1440 ч, для преподавателей высшего профессионального образования — до 900 ч, для учителей — 720 ч в учебном году.

Объем нагрузки, который больше или меньше установленной нормы часов, устанавливается только с письменного заявления педагога.

Формы, порядок, условия оплаты труда работников образовательных учреждений установлены в письме Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. был установлен размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя — 1000 руб.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н были утверждены ПКГ работников образовательных учреждений (табл. 4.3).

Важно запомнить!

За выполнение функций классного руководителя педагогам ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 1000 руб. Причем по решению региональных властей его размер может быть увеличен. Но учтите: за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником функций классного руководителя работодатель имеет право прекратить выплату вознаграждения.

Таблица 4.3

Профессиональные квалификационные группы должностей для работников образования

Группа

Должность

Работники учебно-вспомогательного персонала первого уровня

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре. Музыкальный руководитель. Старший вожатый

Работники учебно-вспомогательного персонала второго уровня

Инструктор-методист.

Концертмейстер.

Педагог дополнительного образования. Педагог-организатор.

Социальный педагог. Тренер-преподаватель

Педагогические работники

Воспитатель.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Педагог-психолог.

Старший инструктор — методист.

Старший педагог дополнительного образования. Старший тренер-преподаватель

Руководители структурных подразделений

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Старший воспитатель.

Старший методист.

Учитель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед (логопед)

Важно запомнить!

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который бы содержал квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принят.

И это, очевидно, определяет сложность в реализации приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и № 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 ТК РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, т.е. по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере: 40% — за должность доцента; 60% — за должность профессора; а с 1 ноября 2006 г. за ученую степень кандидата наук — 3000 руб., за ученую степень доктора наук — 7000 руб.

Для должностей профессорско-преподавательского персонала предусмотрены повышающие коэффициенты к должности, образующей новый оклад. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217и введена должность заведующего кафедрой, отнесенная к пятому квалификационному уровню, с соответствующим должностным окладом.

В настоящее время в централизованном порядке установлено, что повышающий коэффициент по должности заведующего кафедрой должен быть одинаковым для всех лиц, занимающих эту должность. Это не исключает увеличения повышающего коэффициента либо введения дополнительно к нему надбавки заведующему кафедрой в локальном нормативном акте вуза.

Вместе с тем, если проанализировать Перечень примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, можно сделать вывод, что в него включены не только стимулирующие выплаты, но и компенсационные выплаты.

В Перечне указан вид стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты. Однако предусмотренные в нем показатели свидетельствуют, очевидно, о другом. Так, стимулирующие выплаты установлены за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

  • — за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, интернатами при школе;
  • — за выполнение обязанностей классного руководителя;
  • — за проверку письменных работ;
  • — за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях);
  • — в случае привлечения к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не менее чем в двойном размере);
  • — за работу в детских оздоровительных лагерях и т.д.

Другой вид стимулирующих выплат — выплаты за качество выполняемых работ: за подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Естествен вопрос: «Почему стимулирующие выплаты установлены не за исполнение «основной” трудовой функции, например учителя, который блестяще проводит учебные занятия?»

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет при наличии таких показателей увеличивают размер заработной платы:

  • — при педагогическом стаже от 3 до 5 лет — на 10%;
  • — при педагогическом стаже от 6 до 10 лет — на 15%;
  • — при педагогическом стаже от 11 до 15 лет — на 20%;
  • — при педагогическом стаже от 16 до 20 лет — на 25%;
  • — при педагогическом стаже свыше 20 лет — на 30%.

Представляется, что указание па стаж непрерывной работы в современных условиях вряд ли актуально.

В целом процесс формирования системы оплаты труда в системе образования имеет определенные особенности, которые заключаются в перераспределении средств в структуре заработной платы с целью увеличения должностных окладов. При этом необходимо учитывать:

  • а) размер должностного оклада или ставки заработной платы является фиксированной денежной суммой, которая выплачивается педагогическому работнику за исполнение должностных обязанностей в течение календарного месяца или за норму часов педагогической нагрузки, без учета стимулирующих и компенсационных выплат;
  • б) фиксированный размер оплаты труда педагогов, для которых трудовым законодательством РФ определена продолжительность рабочего времени в размере 30 или 36 ч в неделю, представляет собой размер должностного оклада, устанавливаемый за выполнение определенных должностных обязанностей в течение календарного месяца, без учета стимулирующих и компенсационных выплат;
  • в) фиксированный размер оплаты труда педагогов, для которых трудовым законодательством РФ определены нормы часов педагогической нагрузки в неделю (год), представляет собой размер ставки заработной платы исходя из должностной часовой нормы, а именно, 18, 20, 24, 25, 30 и 36 ч в неделю или 720 ч в год;
  • г) должностные оклады научно-педагогическим работникам учреждений высшего профессионального образования должны учитывать размер надбавок за ученые степени и звания и быть не ниже установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • д) размер ежемесячной заработной платы педагогических работников, для которых установлены часовые нормы педагогической или преподавательской нагрузки, учитывая фактический объем учебной нагрузки, рассчитывается по формуле

Пример 4.1

Предположим, что педагог имеет недельную нагрузку 22 ч. Должностной оклад составляет 6250 руб. в месяц. Норма часов в неделю равна 18 ч. Рассчитаем заработную плату педагога за отработанное время.

е) размеры и условия дополнительных выплат за проверку письменных работ, классное руководство, заведование филиалами, отделениями, отделами, руководство предметными и методическими комиссиями и т.д., а также фактический объем педагогической (преподавательской) нагрузки в процессе осуществления образовательных программ.

В то же время работник имеет право на изменение размера оплаты труда в случаях:

  • — увеличения стажа непрерывной педагогической работы и выслуги лет;
  • — получения образования либо восстановления документа об образовании;
  • — присвоения квалификационной категории;
  • — награждения ведомственными знаками отличия и присвоения почетного звания;
  • — присуждения ученой степени.

В документе также даны рекомендации по формированию систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений.

На сегодняшний день оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 11 от 24.12.2014). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.

В рамках данного документа сформированы базовые принципы формирования заработной платы педагога:

— заработная плата зависит от квалификации и объема работ без ограничения максимально допустимым размером. Например, молодой специалист, работающий на полную ставку, получит в среднем 12—15 тыс. руб., а заработная плата педагога с квалификационными надбавками в зависимости от педагогического стажа может достигать 40 тыс. руб.

Важно запомнить!

На местах следует руководствоваться соглашениями и рекомендациями по организации оплаты труда на 2014 г., разработанными на основе вышеупомянутых Рекомендаций;

— рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства;

труд педагога оплачивается в соответствии с трудовыми затратами человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий. Любые личностные предпочтения руководителей относительно персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.

Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом. Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.

Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж). Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений. Заработная плата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).

В данном случае имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части заработной платы и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя: описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);

фиксированный размер заработной платы педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 ч в неделю, приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат).

Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом. Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера заработной платы). В рекомендациях говорится, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других нормативных документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.

Оценка эффективности работы должна исходить из следующих принципов:

  • — объективности (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
  • — предсказуемости (специалист должен точно знать, какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
  • — адекватности (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
  • — своевременности;
  • — прозрачности (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда.

Условия изменения заработной платы могут трансформироваться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), наличия государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей заработной платы) нельзя.

Важно запомнить!

Формирование заработной платы — актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. Указанные выше Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касающиеся формирования заработной платы, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину заработной платы.

  • Документ утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Главная\Документы\Для директора школы и завуча

При использовании материалов этого сайта — и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Касьянов

Приложение
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю (1)

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю — старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений; руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования; преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования; инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) (2), (3), (4):

18 часов в неделю — учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских; преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей; преподавателям специальных дисциплин 1-11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений; преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения; педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля; учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю — учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

(1) Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

(2) За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования Российской Федерации.

(3) Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

(4) Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

— учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

— учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

— учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

— учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

— заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

— заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

— заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

Новая система оплаты труда

С 1992 по 2008 год в РФ работникам бюджетной сферы, включая учителей, платили с учетом единой тарифной сетки — системы разрядов, которая позволяла посчитать зарплату учителя с учетом уровня его квалификации. С 01.12.2008 от такого метода начали отказываться, но реформа и внедрение новой системы оплаты труда (НСОТ) длится до сих пор.

Те, кто уже перешел на новый метод, в заработную плату работников сферы образования включает:

  • оклад;
  • стимулирующие выплаты;
  • компенсационные надбавки.

Начисляет дополнительные суммы работодатель, исходя из установленного положения об оплате труда. Но некоторые руководители, имея доступ к финансам, не только не выплачивают надбавки, но и занижают оклады. Чтобы не допустить ситуации, когда оклад ниже МРОТ, чиновники предлагают в законе прописать необходимость соблюдать пропорцию «70/30», где 70% приходится на оклад, а остальные — на надбавки.

Руководство образовательных организаций обязано знакомить сотрудников со штатным расписанием и тарификационным списком (абз. 4 п. 3.1 постановления Минтруда от 10.10.2003 №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Как рассчитывается зарплата учителя начальных классов и как ее считают предметникам:

Тарификационный список преподавателей

Зарплата учителей

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол №11). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. Обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки от 29.12.2017 №ВП-1992/02, относятся:

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится у учителя русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет при следующих начальных данных:

  • должностной оклад — 5 000 руб.;
  • работает в неделю 20 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

Получаем за нагрузку: 5 000 руб. / 18 × 20 = 5 555,56 руб.

За категорию доплата составит: 5 555,56 х 0,2 = 1 111,11 руб.

За проверку работ: 5 555,56 х 0,1 = 555,56 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

В итоге получим:

5 555,56 + 1 111,11 + 555,56 + 500 = 7 722,23 (руб.)

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Расчет по фиксированной ставке

Ежегодно в образовательных учреждениях утверждают тарификацию. За ставку заработной платы педагог отрабатывает определенное количество часов. На ее основе определяется базовый оклад. Но к нему применяются повышающие коэффициенты, позволяющие увеличить доход:

  • за квалификационную категорию (максимум 1,15);
  • за ведение трудовой деятельности в сельской местности;
  • за обучение сирот;
  • за работу с детьми с ограниченными возможностями;
  • за наличие в классе учащихся с девиантным поведением.

Коэффициенты суммируются, а иногда все они (кроме К — за категорию) заменяются на компенсационные выплаты.

Посмотрим, как рассчитать зарплату учителя начальных классов с нагрузкой 23 часа в неделю и высшей квалификационной категорией при ставке 6 000 рублей за 18 часов.

Доход = 6 000 × 23 / 18 × 1,15 = 8 817 рублей.

В некоторых школах устанавливается повышающий коэффициент за возрастные особенности учащихся. И именно педагоги начальных классов их получают.

Как влияют на зарплату преподаваемые дисциплины

Еще один важный вопрос — из чего состоит зарплата учителя-предметника. В письме Минобрнауки от 26.11.2006 №ИК-244/03 заявлено, что за сложность и приоритетность предмета тоже применяют повышающие коэффициенты. На такую привилегию вправе рассчитывать преподаватели:

  • русского языка;
  • математики;
  • иностранных языков;
  • предметов, по которым большинство учеников сдает ЕГЭ.

Возможно увеличение доходов и тем, кто ведет предметы, которым сопутствуют вредные условия труда (физика, химия).

Ученико-часовая оплата труда

По сути, это почасовая оплата труда, где доход сотрудника зависит от объема выполненной им работы. Чаще всего ее применяют в отношении совместителей.

Руководство устанавливает определенную стоимость одного академического часа (одного урока в школе, половины пары в колледже или вузе). Но иногда в формулу включается и количество учеников в каждом классе. В среднем профессиональном и высшем образовании на число студентов ориентируются только при расчете оплаты приема экзаменов и зачетов.

Согласно письму Минобрнауки №ИК-244/03, оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

как рассчитывать оклад педработников

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно. Посчитаем, сколько примерно получает педагог-математик, если он:

  • обучает 525 человек во всей школе;
  • работает 36 часов в месяц;
  • за сложность предмета получит коэффициент 0,1, а за категорию — 0,2;
  • стоимость ученико/часа — 20 руб.

Подставляем в формулу и получаем:

20 х 525 х 36 х 0,1 х 0,2 = 7 560 (руб.)

Помимо этой суммы, ему доплатят за проверку тетрадей, классное руководство, ведение кабинета, иные обязанности.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. В бюджете на текущий год запланировано повышение на 5,4%, в 2021 году обещают поднять оклады на 6,6%, а еще через год — на 6,1%. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. Поэтому у некоторых номинальные размеры зарплат вырастут значительно.

Пока же ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за I квартал 2020 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Российская Федерация

34 257

41 990

87 737

Центральный федеральный округ

Белгородская область

33 312

37 666

64 878

Брянская область

25 749

27 274

52 693

Владимир

28 815

31 998

62 988

Воронеж

26 769

29 765

61 234

Ивановская область

22 882

24 794

48 526

Калужская область

31 543

35 324

74 549

Кострома

26 721

28 351

56 005

Курская область

26 449

29 734

60 011

Липецк

28 465

31 261

64 528

Московская область

51 914

55 001

104 026

Орловская область

24 723

26 908

54 879

Рязань

27 050

31 094

61 496

Смоленск

25 126

28 708

56 693

Тамбовская область

24 114

26 230

54 644

Тверь

26 568

29 036

59 611

Тула

31 429

34 182

78 128

Ярославль

29 412

31 610

64 479

г. Москва

96 957

144 848

Северо-Западный федеральный округ

Карелия

37 612

39 642

81 011

Коми

41 683

49 150

81 855

Архангельская область, в том числе:

Ненецкий авт. округ

60 246

73 932

Архангельская область без авт. округа

36 637

44 014

88 558

Вологодская область

35 475

37 255

70 584

Калининград

31 848

33 760

64 437

Ленинградская область

45 672

47 641

82 477

Мурманск

48 278

56 459

105 750

Новгород

27 352

29 212

Псковская область

25 329

28 090

54 039

г. Санкт-Петербург

56 831

59 907

116 899

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

25 045

27 965

57 840

Калмыкия

23 996

26 765

Крым

25 388

30 449

56 327

Краснодарский край

30 400

33 448

67 660

Астрахань

26 342

30 232

59 743

Волгоград

26 923

29 060

58 367

Ростовская область

26 165

30 561

62 833

г. Севастополь

30 720

38 980

65 026

Северо-Кавказский федеральный округ

Дагестан

20 256

24 856

45 666

Ингушетия

22 381

22 890

Кабардино-Балкария

20 398

23 194

49 833

Карачаево-Черкесская Республика

21 970

23 026

47 208

Республика Северная Осетия — Алания

20 611

24 791

50 257

Чеченская Республика

22 139

25 774

51 660

Ставропольский край

23 838

26 646

53 449

Приволжский федеральный округ

Башкортостан

30 973

33 791

67 753

Республика Марий Эл

24 822

27 920

Мордовия

22 153

24 693

54 113

Татарстан

29 733

33 978

76 956

Удмуртская Республика

29 159

31 658

62 407

Чувашия

25 449

27 524

62 392

Пермский край

28 848

32 876

71 160

Кировская область

25 614

27 783

55 147

Нижегородская область

29 699

32 400

70 463

Оренбург

27 733

32 071

60 824

Пензенская область

27 035

28 789

56 008

Самара

29 234

31 877

68 247

Саратов

25 922

28 648

53 659

Ульяновск

25 007

27 550

56 658

Уральский федеральный округ

Курганская область

25 639

28 125

57 802

Свердловская область

36 251

40 675

77 141

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

59 033

67 338

141 007

Ямало-Ненецкий авт. округ

75 343

92 812

Тюменская область без авт. округов

43 644

48 176

93 866

Челябинск

28 341

33 701

68 039

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

26 906

28 890

Тыва

28 194

32 307

Хакасия

31 008

36 604

71 754

Алтайский край

24 762

28 006

56 806

Красноярский край

38 689

42 606

90 970

Иркутская область

36 584

41 216

83 577

Кемеровская область

35 599

37 412

79 177

Новосибирск

32 144

35 202

72 070

Омская область

26 774

31 304

63 380

Томская область

33 093

37 744

84 162

Дальневосточный федеральный округ

Бурятия

34 252

35 427

60 785

Республика Саха (Якутия)

52 356

62 120

130 480

Забайкалье

29 289

34 716

76 129

Камчатка

63 440

69 711

122 536

Приморский край

38 438

45 232

80 214

Хабаровский край

38 539

46 032

88 593

Амурская область

39 307

44 436

85 821

Магадан

71 240

81 656

Сахалин

75 511

89 780

Еврейская автономная область

34 923

40 052

Чукотский автономный округ

83 173

105 019

  • Светлана Черных (Кузнецова)
    2021-01-10 03:53:10
    Браво, Наталия. За три дня поисков ваша статья — первая, в которой интересующая тема изложена понятно и информативно. Остался невыясненным один вопрос. Желаю вам здоровья и успехов в карьере.
  • Никита Костров
    2021-01-18 10:09:53
    И что за вопрос?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *