Статья 105 НК РФ

Новая редакция Ст. 105 НК РФ

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 105 НК РФ

Анализ правил п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать ряд выводов:

а) они предписывают применять нормы действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о взыскании налоговых санкций по искам:

— к индивидуальным предпринимателям и лицам, приравненным к ним для целей налогообложения (например, частные нотариусы, частные детективы и др.);

— организациям. Речь идет о российских юридических лицах, иностранных организациях, а также о филиалах и представительствах последних, созданных на территории РФ;

б) взыскание налоговых санкций через арбитражный суд осуществляется, когда организации или индивидуальный предприниматель:

— отказались добровольно уплатить соответствующую сумму;

— пропустили срок такой уплаты (указанный в письменном требовании налогового органа);

в) иск налогового органа должен соответствовать правилам ст. ст. 47, 104 НК РФ;

г) с момента подачи иска арбитражный суд должен руководствоваться нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе в части:

— принятия искового заявления (ст. 127);

— отказа в принятии или возвращения искового заявления (ст. ст. 128, 129);

— подготовки к судебному разбирательству (ст. ст. 133 — 137);

— судебного разбирательства (ст. ст. 152 — 166);

— принятия решения по делу (ст. ст. 167 — 183) и др.

Правила п. 2 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) речь идет об иске налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним лицами;

б) иски о взыскании налоговых санкций подаются в мировые суды или в районные (городские) суды, в районные (в городах) суды (в г. Москве — в межмуниципальные суды) по месту жительства упомянутых физических лиц. Иск к ответчику, местожительства которого неизвестно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему месту его жительства. Иск к ответчику — иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющему места жительства в РФ, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества на территории РФ;

в) суды общей юрисдикции, рассматривая иски налоговых органов, руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует учесть, что:

а) решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, решение ВАС РФ — с момента его принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

б) решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное, кассационное обжалование и опротестование — 10 дней после принятия решения (ст. 209 Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае принесения кассационной жалобы или протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом;

в) исполнение вступивших в силу решений судов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве РФ и прежде всего в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве. При этом применению подлежат, в частности, нормы его:

гл. IV «Обращение взыскания на имущество должника» (ст. ст. 46 — 56);

гл. V «Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации» (ст. ст. 57 — 63);

гл. VI «Обращение взыскания на зарплату и иные виды доходов должника» (ст. ст. 64 — 72) и др.;

г) при исполнении решений судов о взыскании налоговой санкции необходимо учитывать и правила ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункты 1 и 2 ст. 105 Кодекса определяют подведомственность дел о взыскании налоговых санкций, т.е. к компетенции какого суда — арбитражного суда или суда общей юрисдикции — относится рассмотрение таких дел.

Подведомственность дел о взыскании налоговых санкций установлена в зависимости от того, к кому заявляется иск.

В силу п. 1 ст. 105 Кодекса дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как установлено п. 4 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. На то, что арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, обращено внимание арбитражных судов в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» <*>.

———————————
<*> Российская газета. N 15. 2003. 25 января.

Пленум ВАС России в п. 50 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал арбитражным судам при применении п. 1 ст. 105 Кодекса принимать во внимание, что определение понятия «индивидуальный предприниматель», изложенное в п. 2 ст. 11 Кодекса и включающее в себя частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, используется только для целей Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса). С учетом данных разъяснений дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к частным нотариусам, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены гл. 22 АПК РФ. Порядок же рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен гл. 26 АПК РФ.

В статье 212 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций:

дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ (ч. 1 ст. 212);

производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212).

Порядок судебного разбирательства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 215 АПК РФ.

2. ГПК РФ не предусматривает особенности рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В статье 122 ГПК РФ в качестве одного из требований, по которым выдается судебный приказ, указано требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Как определено ч. 1 ст. 121 ГПК РФ, судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа предусмотрены ст. 124 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 128 ГПК РФ судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Статьей 129 ГПК РФ установлено, что судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья согласно ч. 1 ст. 130 ГПК РФ выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

3. Как указано в п. 3 ст. 105 Кодекса, исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» согласно его ст. 1 определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

  • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции

Судебная практика по статье 105 НК РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 81-КГ18-8

Сеткина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Юрге и Юргинском районе Кемеровской области об оспаривании бездействия по исполнению требований статьи 105 Налогового кодекса Российской Федерации, действий по перечислению из пенсии Сеткиной Л.И. денежных средств в счет погашения задолженности по штрафам, взысканным на основании постановления налогового органа от 8 февраля 2013 года N 157, а также о взыскании с УПФР в г. Юрге и Юргинском районе денежных средств в сумме 4358 рублей 82 копейки и компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей.

Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2019 N 308-ЭС19-18336 по делу N А32-25754/2018

Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 39, 105, 146, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налогового кодекса), статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения, в связи с чем признали ненормативный акт инспекции обоснованным.

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2019 N 305-ЭС19-6078 по делу N А40-41540/2018

Признавая решение инспекции законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 101, 105, 169, 171, 172, Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании обществом с заявленными контрагентами формального документооборота, направленного на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и отнесения к расходам необоснованных затрат при исчислении налога на прибыль.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 304-КГ17-3202 по делу N А27-8271/2016

Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение инспекции незаконным, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 105, 373, 374, 381 Налогового кодекса, статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей в рассматриваемый период), пришел к выводу о недоказанности налоговым органом обстоятельств, препятствующих применению обществом налоговой льготы. При этом судом установлено, что на момент приобретения имущества налогоплательщик не являлся взаимозависимым лицом с продавцом товара.

Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2019 N 308-ЭС19-20426 по делу N А32-46644/2017

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 105, 346.11, 346.12, 346.13, 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия решения с учетом доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на созданных идентичных взаимозависимых организаций.

Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2018 N 309-КГ18-14318 по делу N А50-27323/2017

Признавая правомерным привлечение общества к ответственности, суды руководствовались положениями статей 105, 1, 129.4 Налогового кодекса и исходили из наличия у заявителя обязанности по представлению уведомления о контролируемых сделках с учетом доказанности налоговым органом обстоятельств взаимозависимости заявителя и АО «Сибур-Химпром».

Новая редакция Ст. 105.3 НК РФ

1. В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с настоящим пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца не применяются в случаях, если налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с настоящим разделом, в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения, заключенным в соответствии с пунктом 2 или абзацем первым пункта 3 статьи 105.20 настоящего Кодекса, или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Для целей настоящего Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

2. Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в настоящем разделе — цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний;

2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса;

3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость);

5) налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

5. В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.

6. В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к указанной в настоящем пункте уточненной налоговой декларации.

При этом указанные в настоящем пункте корректировки могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, — в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

В случае применения налогоплательщиком по договору, указанному в пункте 11 статьи 261 настоящего Кодекса, цен (процентных ставок), не соответствующих рыночным ценам (процентным ставкам), если указанное несоответствие повлекло занижение суммы налога на прибыль организаций или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) по истечении календарного года, в котором доходы по такой сделке признаны в составе доходов в соответствии с абзацами пятым — шестнадцатым пункта 6 статьи 271 настоящего Кодекса.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

7. Для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.

8. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.4 настоящего Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.

9. В случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения.

10. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.

11. В случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 настоящего Кодекса, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения.

11.1. Цена, примененная в сделке по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признается рыночной для целей налогообложения.

12. В случае, если главами части второй настоящего Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй настоящего Кодекса.

13. Правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 105.3 НК РФ

1. В комментируемой статье содержатся общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, на что и указано в названии данной статьи. Открывает комментируемую статью норма, предусматривающая, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 части первой НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, подлежат учету для целей налогообложения у этого лица. Сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок посвящена ст. 105.5 комментируемой главы (см. указанную статью и комментарий к ней).

Норма п. 1 комментируемой статьи также устанавливает, что учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с данным пунктом производится при условии, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ. Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с НК РФ. Осуществление симметричных корректировок предусмотрено и регламентировано ст. 105.18 данного Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). Рассматриваемое правило воспроизведено и детализировано в положениях п. 7 ст. 105.9, п. 7 ст. 105.10, п. 6 ст. 105.11, п. 10 ст. 105.12 и п. 14 ст. 105.13 части первой НК РФ применительно к механизмам реализации методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Наряду с прочим в п. 1 комментируемой статьи определено, что для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

Следует отметить, что со ссылкой на положение абз. 1 п. 1 комментируемой статьи в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 февраля 2012 г. N 03-01-18/1-15 <1> дан следующий ответ по вопросу о том, возникают ли для целей исчисления налога на прибыль доходы у заимодавца или заемщика по договору безвозмездного займа между организациями, являющимися взаимозависимыми лицами (100-процентная доля участия одной организации в другой), в связи с выдачей такого займа, при условии, что он относится к контролируемым сделкам, предусмотренным ст. 105.14 части первой НК РФ, а его стороны также заключают договоры возмездного займа с лицами, не являющимися по отношению к ним взаимозависимыми:
———————————
<1> СПС.

полагаем, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами могут являться примером создания или установления коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 данного Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми;

в связи с этим считаем, что любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

2. Норма п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица» части первой НК РФ.

Указанным федеральным органом в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <1>, является Федеральная налоговая служба (ФНС России). Ранее соответствующие полномочия, причем не только ФНС России, но и ее территориальных органов, предусматривалось положениями п. 2 и 3 ст. 40 части первой НК РФ (о положениях п. 2 ст. 40 данного Кодекса см. комментарий к ст. 105.1 НК РФ, а о положениях п. 3 ст. 40 данного Кодекса см. ниже).
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

3. В норме п. 3 комментируемой статьи установлено, что при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (при этом в юридико-технических целях для обозначения такой цены в разделе V.1 части первой НК РФ введено обозначение «цена, примененная в сделке»), указанная цена признается рыночной, если ФНС России не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с п. 6 данной статьи. При этом предусмотрено, что налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

Соответственно, в данной норме установлена презумпция соответствия цены, примененной в сделке, уровню рыночных цен. Ранее такая презумпция устанавливалась в следующих положениях п. 1 ст. 40 части первой НК РФ (о действии ст. 40 НК РФ см. введение): если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Как отмечалось в Определениях КС России от 4 декабря 2003 г. N 441-О и 442-О (об указанных документах см. комментарии к ст. 105.1 и 105.7 НК РФ), эти положения закреплены исходя из принципа действия в сфере налоговых отношений презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

4. Положения п. 4 комментируемой статьи определяют перечень налогов, полнота исчисления и уплаты которых проверяется ФНС России при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами» части первой НК РФ. В частности, это:

1) налог на прибыль организаций. Вопросы исчисления и уплаты данного налога регулируются главой 25 части второй НК РФ;

2) налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со ст. 227 части второй НК РФ. Вопросы исчисления и уплаты названного налога регулируются главой 23 данного Кодекса. В соответствии со ст. 227 НК РФ, как установлено в ее п. 1 (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) <1>, исчисление и уплату налога производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

3) налог на добычу полезных ископаемых, но только в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Вопросы исчисления и уплаты данного налога регулируются главой 26 части второй НК РФ;

4) налог на добавленную стоимость, но в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Вопросы исчисления и уплаты данного налога регулируются главой 21 части второй НК РФ. Налогоплательщики налога на добавленную стоимость определены в ст. 143 указанной главы. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость регламентировано ст. 145 указанной главы. Нормы, в соответствии с которыми лица не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, предусмотрены также в рамках регламентации специальных налоговых режимов главами 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй НК РФ.

5. В норме п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае выявления занижения сумм указанных в п. 4 данной статьи налогов ФНС России производятся корректировки соответствующих налоговых баз. Как установлено в п. 1 ст. 105.18 части первой НК РФ, в случае доначисления налога по итогам проверки ФНС России полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен, цены, на основании которых ФНС России осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога, могут быть применены российскими организациями — налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов, указанных в п. 4 комментируемой статьи (см. ст. 105.18 НК РФ и комментарий к ней).

Ранее в рамках соответствующей регламентации в п. 13 ст. 40 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) устанавливалось, что в случаях, предусмотренных п. 2 указанной статьи (о таких случаях см. комментарий к ст. 105.1 НК РФ), когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (о действии ст. 40 НК РФ см. введение).

В Определении КС России от 20 октября 2011 г. N 1484-О-О <1> с учетом упомянутых выше Определений КС России от 4 декабря 2003 г. N 441-О и 442-О в отношении изложенного правила отмечалось, что оспариваемое регулирование не только позволяет корректировать цены сделок налогоплательщиков, обеспечивая безусловное выполнение обязанности платить законно установленные налоги, как того требует ст. 57 Конституции РФ, но и предоставляет возможность доказывать необоснованность действий налогового органа, направленных на доначисление налогов, в том числе в суде, который, исходя из принципов справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (статьи 10, 118 и 120 Конституции РФ), оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
———————————
<1> СПС.

Как разъяснялось в п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума ВАС России от 17 марта 2003 г. N 71, в случае выявления сделок, цены по которым более чем на 20% отклоняются от уровня цен, примененных данным налогоплательщиком в отношении идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в пределах непродолжительного периода времени, доначисление налога по этим сделкам не может производиться исходя из средней цены реализации.

6 — 7. Норма п. 6 комментируемой статьи предусматривает право налогоплательщика в случае применения им в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в п. 4 данной статьи, самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Соответственно, норма п. 7 комментируемой статьи предоставляет налогоплательщику право использовать для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.

Согласно норме п. 1 ст. 55 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Там же предусмотрено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Для налогов, указанных в п. 4 комментируемой статьи, налоговыми периодами являются:

налог на прибыль организаций — календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) <1>;
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2026.

налог на доходы физических лиц — календарный год (ст. 216 НК РФ). Отчетные периоды не предусмотрены;

налог на добычу полезных ископаемых — календарный месяц (ст. 341 НК РФ в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ). Отчетные периоды не предусмотрены;

налог на добавленную стоимость — квартал (ст. 163 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ). Отчетные периоды не предусмотрены.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи корректировки, предусмотренные в этом пункте, могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, — в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Согласно п. 4 ст. 289 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на прибыль организаций по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ (в ред. Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) <1> налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 данного Кодекса (речь идет об особенностях подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
———————————
<1> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2524.

В отношении корректировок по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в п. 6 комментируемой статьи предусмотрено, что такие корректировки подлежат отражению в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Также установлено, что такие уточненные налоговые декларации подлежат представлению одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций или налогу на доходы физических лиц.

Пункт 6 комментируемой статьи наряду с прочим устанавливает, что сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с данным пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом непосредственно предусмотрено, что за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

8. В норме п. 8 комментируемой статьи для случаев, когда цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, установлено, что эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 комментируемой главы для сделок, в которых применяются регулируемые цены. Указанная ст. 105.4 НК РФ устанавливает особенности, с учетом которых признаются рыночными для целей налогообложения цены сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках (см. комментарий к указанной статье).

Понятие «антимонопольный орган» определено в п. 15 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <1> как федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Указанным федеральным органом в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 <2>, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

<2> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

9. Норма п. 9 комментируемой статьи для случаев, когда сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства, предусматривает, что такая цена признается рыночной для целей налогообложения.

Биржей согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ «Об организованных торгах» <1> является организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Как определено в п. 6 и 7 ч. 1 ст. 2 названного Закона, организатор торговли — это лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы; организованные торги — это торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. До 1 января 2014 г. действует Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» <2>, в целях которого согласно п. 1 его ст. 2 под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
———————————
<1> pravo.gov.ru. 2011. 22 ноября.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

10. В норме п. 10 комментируемой статьи для случаев, когда в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, предусмотрено, что стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.

В отношении законодательства, регулирующего оценочную деятельность в России, в ст. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ) <1> установлено, что оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, названным Законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3456.

В названном Законе обязательности проведения оценки объектов оценки посвящена ст. 8, согласно ч. 1 которой проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично России, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих России, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

при использовании объектов оценки, принадлежащих России, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих России, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими России, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

при передаче объектов оценки, принадлежащих России, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

при национализации имущества;

при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

11. Норма п. 11 комментируемой статьи предусматривает, что в том случае, когда цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с гл. 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» части первой НК РФ, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения. Согласно норме п. 2 ст. 105.19 названной главы соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 комментируемой статьи (см. ст. 105.19 НК РФ и комментарий к ней).

12. В норме п. 12 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй данного Кодекса. Иначе говоря, данная норма определяет приоритет тех правил определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, которые закреплены в части второй НК РФ.

На одно из таких изъятий из раздела V.1 части первой НК РФ прямо указано в положении подп. 3 п. 4 ст. 105.15 данного Кодекса, согласно которому положения п. 1 и 2 указанной статьи не применяются при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, с учетом положений гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ (см. комментарий к указанной статье). Ранее подобное регулирование содержалось в п. 14 ст. 40 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ) <1>, устанавливавшем, что положения, предусмотренные п. 3 и 10 указанной статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 данного Кодекса «Налог на доходы физических лиц» и главой 25 данного Кодекса «Налог на прибыль организаций» (о действии ст. 40 НК РФ см. введение).
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

13. В норме п. 13 комментируемой статьи установлено, что правила, предусмотренные разделом V.1 части первой НК РФ, распространяются только на те сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 данной статьи. Соответственно, те сделки, осуществление которых не влечет необходимость учета ни одной сторон таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, приводящих к изменению налоговой базы по указанным налогам, находятся вне сферы действия раздела V.1 части первой НК РФ и при осуществлении таких сделок нормы данного раздела применению не подлежат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *