Стационарная торговля

Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны

Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы

Согласно «пункту 6.3» Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли (Классификация предприятий торговли)», утвержденного «приказом» Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст (ГОСТ Р 51773-2009), предприятия торговли могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах встроенно-пристроенных зданий, жилых домов или нежилых зданий, в структуре (составе) торговых центров и торговых комплексов

Торговый комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (В соответствии с Государственным «стандартом» Российской Федерации «Торговля (Термины и определения)», утвержденным «постановлением» Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст (ГОСТ Р 51303-99)

Торговый центр — совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории. Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг

Нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (в соответствии с «п. 3 ст. 346.43» Кодекса)

Развозная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата

Разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек

Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административнобытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Под складом понимается специальное здание, строение, сооружение, помещение, открытая площадка или ее часть, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

Для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети и торговая деятельность торговым сбором в этом случае облагаться не будет.

  • См.: ст. 346.27 НК РФ; письмо Минфина России от 28.10.2015 № 03-11-09/62 126.
  • См.: п. 33 разд. 2 ГОСТ Р 51 303—2013 «Торговля. Термины и определения».
  • См.: письма Минфина России от 04.04.2016 № 03-11-06/4/21 177, от 05.04.2016№03-11-06/4/19 272.

Кому надо знать: собственнику, руководителю, бухгалтеру, юристу

Бизнесменов, осуществляющих розничную торговлю, не может не волновать вопрос сохранения всех налоговых преимуществ, предоставляемых ЕНВД по сравнению с УСН (не говоря уже об общей системе налогообложения), и уплата налога в фиксированном (весьма небольшом) размере, не зависящем от результатов хозяйственной деятельности, бесспорно, занимает среди них ведущее место.

Однако бизнес растет, совокупная площадь торговых залов увеличивается, и уложиться в скромные 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, дающих право на применение ЕНВД, становится проблематично. Конечно, этот вопрос не стоит, когда несколько магазинов находятся в разных зданиях.

А как быть в том случае, если у компании (предпринимателя) на праве собственности или на праве аренды имеется несколько торговых залов, расположенных в одном объекте недвижимости, ведь согласно букве закона (подп.6 п.2 ст.346.26 НК РФ) ЕНВД может применяться только в случае, если площадь торгового зала не превышает 150 кв. м по каждому объекту организации торговли? Неужели нет иного выхода, кроме как смена системы налогообложения?

📌 Реклама

Пользуясь крылатой фразой барона Мюнгхаузена, мы отвечаем: безвыходных положений не бывает! И настоящее мини-исследование – тому яркое подтверждение.

Итак, дано: 2 или более торговых зала розничной торговли, расположенные в одном объекте недвижимости, каждый площадью менее 150 кв. м. Совокупная площадь всех торговых залов превышает 150 кв. м.

Требуется определить условия, при выполнении которых сохранится право на применение ЕНВД.

Очевидно, что законодатель разделяет 2 понятия — «торговый зал» и «объект организации торговли», однако дает официальное толкование только первому, указывая в ст.346.27 НК РФ, какие именно помещения следует включать в торговую площадь для целей применения ЕНВД.

Таким образом, главный камень преткновения состоит в том, что именно считать «объектом организации торговли» — здание в целом или его часть.

📌 Реклама

В подобных ситуациях необходимо применять какие-то единые критерии, которые действующим российским законодательством не предусмотрены, а потому налогоплательщики апеллируют к правоприменителям – судебно-арбитражной практике и письмам Минфина России.

В разное время специалистами Минфина России формулировались разные критерии обособленности.

1. В письмах от 21.12.04 г. №03-06-05-05/43 и от 16.03.05 г. №03-03-02-04/1/74 шла речь о необходимости выполнения таких условий, как наличие двух договоров аренды (либо иных правоустанавливающих документов) и установка в каждом торговом зале отдельных кассовых аппаратов.

Если установка отдельных кассовых аппаратов выглядит разумной и понятной (обеспечивается ведение раздельного учета реализуемых товаров), то обязательное наличие двух договоров аренды вызывает сомнения, поскольку данное условие явно носит сугубо формальный характер и неприменимо в чистом виде, что подтвердила и судебная практика.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.04.09 г. по делу №Ф09-2398/09-С3 рассматривается ситуация наличия у предпринимателя двух договоров субаренды, однако суд пришел к выводу о том, что занимаемые торговые помещения (4 торговых зала) представляют собой один объект организации торговли, поскольку они конструктивно друг от друга не обособлены, и из одного зала можно попасть в другой. Кроме того, суд руководствовался еще одним критерием – наличие общего для всех отделов штата работников.

📌 Реклама

Приведенный судебный прецедент, по нашему мнению, достаточно наглядно иллюстрирует формальность использованного Минфином РФ критерия о необходимости двух правоустанавливающих документов, поскольку само по себе наличие одного свидетельства на право собственности, без учета иных обстоятельств, не может служить основанием для признания нескольких торговых залов единым объектом организации торговли.

2. В 2007 г. Минфин России пошел несколько дальше, указав в письме от 06.02.07 г. №03-11-05/20, что «в том случае, если объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, на основе нескольких договоров аренды сдается частями одному юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), то в целях применения единого налога на вмененный доход арендатору следует учитывать суммарную площадь всех арендуемых торговых залов торгового объекта, фактически используемых для организации торговли и определяемых на основе инвентаризационных документов и заключенных договоров аренды».

📌 Реклама

Мы полагаем, что данный критерий также неприменим в том виде, в котором он сформулирован, поскольку аналогичная ситуация рассматривалась в постановлении ФАС Уральского округа от 10.12.07 г. по делу №Ф09-10061/07-С3.

В указанном деле предприниматель занимала на основании отдельных договоров аренды 2 торговых зала, расположенных на разных этажах торгового комплекса, но применяла упрощенную систему налогообложения, поскольку общая площадь торговых залов превышала 150 кв. м. Однако и налоговый орган, и суд установили, что спорные торговые залы следует признать самостоятельными объектами организации торговли, поскольку они не сообщаются между собой и имеют разные входы. Кроме того, «в каждом торговом помещении имеются свои кассовые аппараты и обслуживающий персонал. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные объекты торговли имеют общие подсобные, административно-бытовые помещения, а также общие помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, материалы дела не содержат».

📌 Реклама

В рассматриваемом деле суд также признал не имеющим правового значения тот факт, что предприниматель заключила один договор на обслуживание и охрану, в котором предметом выступала совокупная торговая площадь двух залов.

3. 17 апреля 2009 г. Минфином России было выпущено последнее на сегодняшний день письмо №03-11-09/142, касающееся критериев определения числа объектов организации торговли при наличии нескольких торговых залов, в котором признано, что возможно рассматривать в качестве нескольких объектов организации торговли помещения, расположенные в многофункциональном комплексе административно-торгово-бытового назначения, конструктивно обособленные друг от друга, при условии ведения в каждом из них раздельного учета полученных доходов с применением контрольно-кассовой техники.

По сравнению с предыдущими письмами, данное письмо по логике рассуждений наиболее приближено к аргументации, приводимой судейским сообществом, однако все равно являются неполными и недостаточно структурированными.

📌 Реклама

Мы взяли на себя смелость сформулировать основные критерии обособленности торговых залов, выполнение которых позволит рассматривать их в качестве самостоятельных объектов организации торговли: физическая (конструктивная), экономическая и организационная обособленность.

Подробнее каждый их указанных критериев мы рассмотрим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *