Ст 80 п 3

Порядок уведомления об увольнении

Статья 80 ТК РФ предоставляет право работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, который может быть заключён как на ограниченный срок, так и на неопределенный. Учитывая, что инициатором увольнения всё же является работник, за ним закреплена обязанность, уведомить работодателя не в последний рабочий день, а в установленный законом период, таким образом, предоставив работодателю возможность найти ему замену.

Исходя из буквального смысла ст.80 ТК РФ, предупредить об увольнении работник может и раньше оговоренного срока, но обязательно в письменном форме, подав заявление на расчёт. Так как устное уведомление не имеет законной силы и не даёт право на предоставлении гарантий закреплённых в ТК РФ.

Также в ст.80 ТК РФ сказано, что работник обязан уведомить работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели, что в настоящий момент воспринимается многими работодателями как обязательный срок отработки, что в корне неверно, так как понятие отработка в трудовом законодательстве не предусмотрена.

Однако многие работодатели воспринимают оговоренное условие как обязанность работника отработать установленный срок, невзирая на некоторые обстоятельства и предпочитают устанавливать срок отработки не в календарных днях, а в рабочих, ошибочно трактуя трудовое законодательство в свою пользу. Хотя в ст.14 ТК РФ сказано, что в случае установления определённого срока в календарные недели входят также и нерабочие дни.

Не влияет на продолжительность срока так называемой отработки и отсутствие работника на рабочем месте по уважительным причинам, допустим, в период нетрудоспособности либо пребывания в ежегодном, либо административном отпуске. Ведь работник, исходя из смысла ч.1 ст.80 ТК РФ должен только уведомить работодателя о желании уволиться, при этом на рабочем месте ему находиться не обязательно.

Также во многих ситуациях некоторые работники не совсем верно понимают, с какого дня начинать отсчёт двухнедельной отработки, ведь по общепринятым правилам руководитель не только должен получить заявление о желании работника уволиться, но и наложить визу с указанием даты. Однако в ч.1 ст.80 ТК РФ речь идёт не о наложении визы, а о фиксации даты получения заявления предприятием, что можно осуществить с помощью регистрации заявления в журнале входящей почты либо с помощью направления заявления заказным письмом с уведомлением.

Увольнение по согласию сторон

Частью второй ст.80 ТК РФ сторонам даётся право прекратить отношения без соблюдения срока о предварительном уведомлении из чего следует, что вопрос о соблюдении двухнедельного срока после уведомления решается исключительно по соглашению сторон и не является обязательным условием. Однако, несмотря на предложенную формулировку данной части ст.80 ТК РФ в трудовой книжке работника основанием для увольнения все же служит ст.80 ТК РФ, а не ст.78 ТК РФ.

Увольнение при наличии уважительных причин

Частью 3 ст.80 ТК РФ работнику дано право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в срок, который он сам указал в заявлении, в порядке исключения и только при наличии уважительных причин, которые в оговорённой норме приведены только в сжатом виде. Учитывая, что наличие увольнения по уважительным причинам является основанием также и в некоторых других нормах трудового законодательства, в частности, в ст.348.12 ТК РФ, в качестве нормативного акта приводящего перечень уважительных причин можно использовать Приказ Минздрава РФ №1012 н от 23.12.2009г.

Ранее при увольнении в подобных обстоятельствах использовалось Постановление Государственного комитета СССР по труду № 198 от 09.07.1980г, но в настоящее время документ частично утратил силу, именно поэтому его применение можно в некоторых случаях поставить под сомнение.

Порядок отзыва заявления

Частью 4 ст.80 ТК РФ работнику дано право отозвать заявление на увольнение в течение 14 дней, которые предоставлены для уведомления работодателя о расторжении трудовых отношений, но только в том случае, если на высвобождаемую должность не приглашён другой претендент в порядке перевода.

В данной ситуации соблюдаются нормы ст.64 ТК РФ, в соответствии с которыми работнику, приглашённому по переводу, запрещено отказывать в приёме на предприятие. Также подобная норма закреплена в пп. «в» п.22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004г. Но при этом приглашёние на работу сотрудника из другой организации должно быть оформлено документально, то есть, должно быть, официальное приглашёние, а также согласие работодателя другого предприятия. При отсутствии выше оговоренных документов, отказ в отзыве заявления будет являться незаконным.

К сожалению, на законодательном уровне порядок отзыва заявления об увольнении не урегулирован, поэтому во многих организациях при возникновении подобной ситуации ограничиваются изъятием заявления и приказа об увольнении, что является в корне неверным подходом. Любой изданный документ имеет юридическую силу ровно до того времени, пока не будет издан распорядительный документ об его отмене, следовательно, при отзыве заявления должна соблюдаться похожая процедура.

Работник должен подать письменное заявление с просьбой отозвать заявление об увольнении, на основании которого уже издаётся приказ об отмене приказа об увольнении. Если подобное заявление от работника не поступит, работодатель имеет полное право уволить его в оговоренный в заявлении срок.

Порядок увольнения работника

Частью 5 ст.80 ТК РФ за работником закреплено право прекратить рабочий процесс после истечения срока уведомления об увольнении независимо от того принял ли работодатель решение об удовлетворении просьбы об увольнении или нет, а также были ли изданы соответствующие распорядительные документы. В подобной ситуации отказ работника от продолжения трудовых отношений не может быть расценен как нарушение трудовой дисциплины либо квалифицирован как прогул со всеми вытекающими последствиями.

Также в последний рабочий день, который, кстати, является и днём увольнения работнику не имеют право отказать в предоставлении копий документов, подтверждающих его трудовую деятельность на предприятии, в частности справки о размере заработной плате либо наличии стажа или дополнительных льгот, предоставленных в связи с наличием особых условий труда. Но оговоренные копии документов могут быть предоставлены только при наличии письменного запроса от самого работника.

Также на основании ст.84.1 ТК РФ работнику в последний рабочий день обязаны выдать трудовую книжку с соответствующей записью и выплатить расчётные в соответствии со ст.140 ТК РФ, в размере, который не оспаривается сторонами. Если же стороны разошлись во мнении и сумма расчётных меньше, у работника есть право в течение 3-х месяцев урегулировать данный вопрос в судебном порядке.

Продолжение трудовых отношений

В части 6 ст.80 ТК РФ сказано, что если трудовой договор на основании поданного заявления так и не был расторгнут, то есть не был издан соответствующий распорядительный документ и при этом работник не настаивает на увольнении, трудовое сотрудничество продолжается. Данная норма распространяется не только на трудовой договор, заключённый на неопределённый срок, но и на срочный договорю, в случае, если его срок действия не истёк либо стороны не настаивают на его расторжении. Порядок уведомления об увольнении

Статья 80 ТК РФ предоставляет право работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, который может быть заключён как на ограниченный срок, так и на неопределенный. Учитывая, что инициатором увольнения всё же является работник, за ним закреплена обязанность, уведомить работодателя не в последний рабочий день, а в установленный законом период, таким образом, предоставив работодателю возможность найти ему замену.

Исходя из буквального смысла ст.80 ТК РФ, предупредить об увольнении работник может и раньше оговоренного срока, но обязательно в письменном форме, подав заявление на расчёт. Так как устное уведомление не имеет законной силы и не даёт право на предоставлении гарантий закреплённых в ТК РФ.

Также в ст.80 ТК РФ сказано, что работник обязан уведомить работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели, что в настоящий момент воспринимается многими работодателями как обязательный срок отработки, что в корне неверно, так как понятие отработка в трудовом законодательстве не предусмотрена.

Однако многие работодатели воспринимают оговоренное условие как обязанность работника отработать установленный срок, невзирая на некоторые обстоятельства и предпочитают устанавливать срок отработки не в календарных днях, а в рабочих, ошибочно трактуя трудовое законодательство в свою пользу. Хотя в ст.14 ТК РФ сказано, что в случае установления определённого срока в календарные недели входят также и нерабочие дни.

Не влияет на продолжительность срока так называемой отработки и отсутствие работника на рабочем месте по уважительным причинам, допустим, в период нетрудоспособности либо пребывания в ежегодном, либо административном отпуске. Ведь работник, исходя из смысла ч.1 ст.80 ТК РФ должен только уведомить работодателя о желании уволиться, при этом на рабочем месте ему находиться не обязательно.

Также во многих ситуациях некоторые работники не совсем верно понимают, с какого дня начинать отсчёт двухнедельной отработки, ведь по общепринятым правилам руководитель не только должен получить заявление о желании работника уволиться, но и наложить визу с указанием даты. Однако в ч.1 ст.80 ТК РФ речь идёт не о наложении визы, а о фиксации даты получения заявления предприятием, что можно осуществить с помощью регистрации заявления в журнале входящей почты либо с помощью направления заявления заказным письмом с уведомлением.

Частью второй ст.80 ТК РФ сторонам даётся право прекратить отношения без соблюдения срока о предварительном уведомлении из чего следует, что вопрос о соблюдении двухнедельного срока после уведомления решается исключительно по соглашению сторон и не является обязательным условием. Однако, несмотря на предложенную формулировку данной части ст.80 ТК РФ в трудовой книжке работника основанием для увольнения все же служит ст.80 ТК РФ, а не ст.78 ТК РФ.

Частью 3 ст.80 ТК РФ работнику дано право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в срок, который он сам указал в заявлении, в порядке исключения и только при наличии уважительных причин, которые в оговорённой норме приведены только в сжатом виде. Учитывая, что наличие увольнения по уважительным причинам является основанием также и в некоторых других нормах трудового законодательства, в частности, в ст.348.12 ТК РФ, в качестве нормативного акта приводящего перечень уважительных причин можно использовать Приказ Минздрава РФ №1012 н от 23.12.2009г.

Ранее при увольнении в подобных обстоятельствах использовалось Постановление Государственного комитета СССР по труду № 198 от 09.07.1980г, но в настоящее время документ частично утратил силу, именно поэтому его применение можно в некоторых случаях поставить под сомнение.

Частью 4 ст.80 ТК РФ работнику дано право отозвать заявление на увольнение в течение 14 дней, которые предоставлены для уведомления работодателя о расторжении трудовых отношений, но только в том случае, если на высвобождаемую должность не приглашён другой претендент в порядке перевода.

В данной ситуации соблюдаются нормы ст.64 ТК РФ, в соответствии с которыми работнику, приглашённому по переводу, запрещено отказывать в приёме на предприятие. Также подобная норма закреплена в пп. «в» п.22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004г. Но при этом приглашёние на работу сотрудника из другой организации должно быть оформлено документально, то есть, должно быть, официальное приглашёние, а также согласие работодателя другого предприятия. При отсутствии выше оговоренных документов, отказ в отзыве заявления будет являться незаконным.

К сожалению, на законодательном уровне порядок отзыва заявления об увольнении не урегулирован, поэтому во многих организациях при возникновении подобной ситуации ограничиваются изъятием заявления и приказа об увольнении, что является в корне неверным подходом. Любой изданный документ имеет юридическую силу ровно до того времени, пока не будет издан распорядительный документ об его отмене, следовательно, при отзыве заявления должна соблюдаться похожая процедура.

Работник должен подать письменное заявление с просьбой отозвать заявление об увольнении, на основании которого уже издаётся приказ об отмене приказа об увольнении. Если подобное заявление от работника не поступит, работодатель имеет полное право уволить его в оговоренный в заявлении срок.

Частью 5 ст.80 ТК РФ за работником закреплено право прекратить рабочий процесс после истечения срока уведомления об увольнении независимо от того принял ли работодатель решение об удовлетворении просьбы об увольнении или нет, а также были ли изданы соответствующие распорядительные документы. В подобной ситуации отказ работника от продолжения трудовых отношений не может быть расценен как нарушение трудовой дисциплины либо квалифицирован как прогул со всеми вытекающими последствиями.

Также в последний рабочий день, который, кстати, является и днём увольнения работнику не имеют право отказать в предоставлении копий документов, подтверждающих его трудовую деятельность на предприятии, в частности справки о размере заработной плате либо наличии стажа или дополнительных льгот, предоставленных в связи с наличием особых условий труда. Но оговоренные копии документов могут быть предоставлены только при наличии письменного запроса от самого работника.

Также на основании ст.84.1 ТК РФ работнику в последний рабочий день обязаны выдать трудовую книжку с соответствующей записью и выплатить расчётные в соответствии со ст.140 ТК РФ, в размере, который не оспаривается сторонами. Если же стороны разошлись во мнении и сумма расчётных меньше, у работника есть право в течение 3-х месяцев урегулировать данный вопрос в судебном порядке.

В части 6 ст.80 ТК РФ сказано, что если трудовой договор на основании поданного заявления так и не был расторгнут, то есть не был издан соответствующий распорядительный документ и при этом работник не настаивает на увольнении, трудовое сотрудничество продолжается. Данная норма распространяется не только на трудовой договор, заключённый на неопределённый срок, но и на срочный договорю, в случае, если его срок действия не истёк либо стороны не настаивают на его расторжении.

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац четвертый утратил силу.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац второй утратил силу.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 г.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 80 НК РФ

Налоговая декларация — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих ставок обложения осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

В п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация определяется как письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика). Таким образом, первое требование законодателя к рассматриваемому документу — письменная или электронная форма документа. Второе требование связано с содержанием налоговой декларации. В ней должны быть указаны данные:

— о полученных доходах (ст. 41 НК РФ);

— о произведенных расходах, то есть затратах, понесенных при получении доходов (состав и виды затрат определяются в соответствии с актами законодательства о налогах);

— об источниках доходов (в том числе находящихся за пределами РФ, ст. 42 НК РФ);

— о налоговых льготах (ст. 56 НК РФ);

— об исчисленной сумме налога (эта сумма исчисляется в порядке, установленном в соответствии с правилами ст. 54 НК РФ);

— о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога (например, о налоговой базе — ст. 53 НК РФ, о налоговой ставке — ст. 53 НК РФ, о налоговом периоде — ст. 55 НК РФ, о сроках уплаты налога — ст. 57 НК РФ).

Налоговая декларация представляется в соответствии с законодательством о налогах каждым налогоплательщиком по каждому виду налога. Но это общее правило. Законодательство может освободить некоторые категории налогоплательщиков от ее представления (например, тех, кто полностью освобожден от налогов).

Расчет авансового платежа согласно абз. 3 п. 1 ст. 80 НК РФ представляет собой письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — также и через личный кабинет налогоплательщика), плательщика сбора об объектах обложения, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (а с 1 июля 2015 г. — также и через личный кабинет налогоплательщика) плательщика сбора, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.

В п. 2 ст. 80 НК РФ закреплены 2 принципиально важные для налогоплательщика нормы.

Во-первых, если организация или предприниматель, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты каких-либо налогов, то и подавать декларации по ним они не должны. Однако есть и исключения. Приведем пример. В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не платят НДС (за исключением НДС, уплачиваемого на таможне). Однако если они выставят счет-фактуру покупателю и выделят там НДС, то в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ должны заплатить налог в бюджет. А в п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что указанные лица обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Во-вторых, если налогоплательщик приостановил свою деятельность, а также в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая декларация представляется по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России. Добавим, что в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах».

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» с 1 января 2014 г. были внесены, в частности, изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ в новой редакции налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:

а) налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

б) вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

в) налогоплательщиками, не указанными в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 80 НК РФ, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Пункт 4 ст. 80 НК РФ определяет, что декларации и расчеты по авансовым платежам в бюджет организации и индивидуальные предприниматели представляют в инспекцию, где они состоят на учете. Тут возможны 3 варианта:

привести заполненные бумажные бланки деклараций лично либо послать уполномоченного представителя;

отправить по почте с описью вложения;

в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. к вышеуказанным способам добавляется еще и способ представления налоговой декларации через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 г. — при получении декларации через личный кабинет налогоплательщика).

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 г. — через личный кабинет налогоплательщика) днем ее представления считается дата ее отправки.

Пункт 5 ст. 80 НК РФ устанавливает императивные правила, а именно, что налогоплательщик (представляя декларацию в налоговый орган) обязан указывать в налоговой декларации свой ИНН. Дело в том, что в соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов (в том числе по тем, которые подлежат уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) ИНН. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются ФНС России (ст. 84 НК РФ).

Также в п. 5 ст. 80 НК РФ закреплен механизм представления налоговой декларации через уполномоченного представителя налогоплательщика. Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Напомним: в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В соответствии со ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

ВАС РФ в п. 4 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» указал, что положения абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, представитель налогоплательщика — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя налогоплательщика (Письмо ФНС России от 16 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18527@ «Об отмене Письма ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@»).

В п. 7 ст. 80 НК РФ закреплены требования к содержанию налоговой декларации. Так, Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

вида документа: первичный (корректирующий);

наименования налогового органа;

места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

номера контактного телефона налогоплательщика;

сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *