Ст 376 НК РФ

Новая редакция Ст. 380 НК РФ

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей статьи, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3.1. Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении следующих видов недвижимого имущества:

объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия;

объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимых для обеспечения функционирования объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Налоговая ставка в размере 0 процентов применяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в настоящем пункте, при условии одновременного выполнения для таких объектов следующих требований:

объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;

объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;

объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в подпункте 1 пункта 5 статьи 342.4 настоящего Кодекса.

Перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества, указанным в настоящем пункте, утверждается Правительством Российской Федерации.

3.2. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1 процент, в 2018 году — 1,3 процента, в 2019 году — 1,3 процента, в 2020 году — 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

3.3. Утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в настоящей статье.

5. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Комментарий к Статье 380 НК РФ

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка — один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В большинстве субъектов РФ установлены максимальные налоговые ставки. Например, ставка в размере 2,2 процентов установлена в г. Москве (Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).

Другой комментарий к Ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации

Как следует из статьи 380 НК, НК не установлен минимальный размер налоговой ставки по налогу на имущество организаций, а только предусмотрен максимальный размер налоговой ставки, в пределах которой законами субъектов Российской Федерации должна устанавливаться налоговая ставка по налогу на имущество организаций.

Следовательно, ставка налога на имущество организаций может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в размерах, определенных в пределах от 0 до 2,2 процента (см., например, письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).

Установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков, должно предусматривать определение категорий налогоплательщиков, исходя из общих признаков, объединенных конкретным видом экономической деятельности, отраслью экономики и т.п. Установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от имущества, признаваемого объектом налогообложения, должно предусматривать установление налоговых ставок для конкретных имущественных объектов или находящегося на балансе организации имущества (имущественного комплекса), используемого по целевому назначению также в определенных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т.п.

При этом исчисление налоговой базы отдельно в отношении имущества, находящегося на балансе организации, в зависимости от использования данного имущества одновременно в разных видах экономической деятельности НК не предусмотрено.

Модернизирована система формирования кредитных историй (КИ).

К субъектам КИ дополнительно отнесены лизингополучатели, а также лица, в отношении которых введены процедуры несостоятельности (банкротстве).

Появятся квалифицированные бюро КИ, которые будут отвечать повышенным требованиям и оказывать дополнительные услуги по предоставлению сведений о среднемесячных платежах субъектов КИ — физлиц.

Уточнены требования к содержанию КИ. В частности, установлен список данных, указываемых в КИ в случае, если в отношении источника формирования КИ открыто конкурсное производство или если он находится в процессе ликвидации. В основную часть КИ физлица обязали включать его индивидуальный рейтинг, а информационная часть КИ гражданина или организации должна содержать сведения об отсутствии платежей по договору займа (кредита), договору лизинга в течение 90 календарных дней с даты наступления срока исполнения обязательства по договору, которое не исполнено заемщиком, лизингополучателем. В информационной части КИ юрлица также будут отражаться факты обращения в целях заключения договора (сделки), сведения о котором передаются в бюро КИ, информация о заключении такого договора (сделки) или об отказе в его заключении. В основной части КИ разрешено указывать кредитную оценку (скоринг).

Системно значимые кредитные организации должны передавать информацию не менее чем в два бюро КИ. Также это касается организаций, которые в течение одного квартала выдали физлицам кредиты (займы) на общую сумму 100 и более млрд руб. Однако данное требование не распространяется на опорный банк для ОПК.

Введена отдельная статья о мерах Банка России, применяемых в отношении бюро КИ.

Закреплены квалификационные требования к единоличному исполнительному органу, его заместителю, члену коллегиального исполнительного органа бюро КИ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.

1. Объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2 — 3. Утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

9) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

10) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

  • Статья 373. Налогоплательщики

Комментарий к ст. 374 НК РФ

Объекты обложения налогом на имущество для российских и для иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Объект налогообложения для российских организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

— имущество должно быть движимым или недвижимым;

— имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 ГК РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может попасть любое имущество организации. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие — имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению. Исключение из этого правила касается специальных случаев, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса РФ. В частности, это предусмотрено в отношении имущества, учитываемого в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) (ст. 377 Налогового кодекса РФ), а также имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378 Налогового кодекса РФ). Особенности определения объекта налогообложения в рамках указанных операций, а также при аренде имущества будет рассмотрено позднее.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н).

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков имущество не относится к основным средствам.

Например, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Не учитываются в составе основных средств объекты, указанные в пункте 3 ПБУ 6/01. Это машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность. Кроме того, не являются основными средствами предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, а также капитальные и финансовые вложения.

Хотелось бы отметить, что под определение объекта по налогу на имущество в полной мере подпадают и транспортные средства, которые, в то же время, являются еще и самостоятельным объектом налогообложения транспортным налогом.

Данная ситуация может привести к мысли о том, что законодателем нарушен принцип однократности налогообложения, вытекающий из статьи 3 Налогового кодекса РФ. Обозначенный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Так, в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О Конституционный Суд РФ отметил, что «налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу — физическими свойствами, обуславливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования». Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, двойного налогообложения в данном случае не производится.

Сложным вопросом является налогообложение объектов основных средств, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

До 1 января 2006 года Минфин России неоднократно подчеркивал, что согласно требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету объектов имущества, предназначенных не для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, эти объекты признаются в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такие активы не являются основными средствами (качественно отличаются от внеоборотных активов, учитываемых организацией в качестве основных средств) (см. письмо Минфина России от 19 ноября 2004 г. N 03-06-01-04/139).

Поскольку согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, финансовое ведомство (а вслед за ним и налоговые органы) постоянно разъясняло, что активы, учитываемые организацией на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», налогом на имущество не облагаются (см. письма Минфина России от 22 июня 2005 г. N 07-05-06/181, ФНС России от 19 мая 2005 г. N ГВ-6-21/418@).

С 1 января 2006 года исключен пункт 2 ПБУ 6/01, который предусматривал, что стандарт, устанавливающий правила учета основных средств, применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности. Данное исключение обусловлено пересмотром пункта 4 ПБУ 6/01, который определяет критерии принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В соответствии с новой редакцией первым таким критерием является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остается таким же, как и до 1 января 2006 года:

— активы, предназначенные для использования в производственной деятельности (при оказании услуг, выполнении работ, для управленческих нужд), принимаются к учету на счете 01 «Основные средства»;

— активы, предназначенные для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, принимаются к учету на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Просто с 1 января 2006 г. основными средствами признаются не только активы, учитываемые на счете 01, но и активы, учитываемые на счете 03. А включение имущества, отражаемого на счете 03, в состав основных средств автоматически включает его и в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

Таким образом, небольшая на первый взгляд поправка привела к тому, что с 1 января 2006 года имущество, учитываемое на счете 03, попало под обложение налогом на имущество. На это же указывает и Минфин России в письме от 8 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/11.

Объект налогообложения иностранных организаций

В соответствии с пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Первое исключение применяется в отношении всех налогоплательщиков (как российских, так и иностранных организаций). Оно обусловлено тем, что пользование земельными участками и природными ресурсами связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— водного налога;

— налога на добычу полезных ископаемых;

— земельного налога.

Второе исключение касается только соответствующих федеральных органов исполнительной власти. И то при условии, что в данных органах законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, а имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

К военной службе относится служба в Вооруженных силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, согласно статье 8 данного Закона к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе миграционной службе), Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. В целях исчисления и уплаты данного налога федеральные органы исполнительной власти обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых основных средств.

Следует иметь в виду, что учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, другие организации и унитарные предприятия), входящие в состав указанных выше органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Судебная практика по статье 374 НК РФ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.03.2019 N 308-КГ18-11168 по делу N А53-1315/2017

Рассматривая спор, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 105.1, 373, 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса, статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статей 11 и 19 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о финансовой аренде), пришли к выводу о законности оспоренных ненормативных актов в связи с отсутствием у общества правовых оснований на применение льготы по налогу, поскольку полученные от взаимозависимого лица объекты, включенные в третью амортизационную группу и принятые с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, с 2015 года признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2019 N 18-АПА19-16

Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 1 статьи 374, пунктов 1 и 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон о налоге на имущество организаций), Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон КК N 3388-КЗ), постановления главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края», сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований в части доначисления налога на имущество в результате отнесения к недвижимому имуществу оборудования цеха древесных гранул, суды, руководствуясь статьями 130, 133 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 372, 374, 381 Налогового кодекса, указали на то, что объект «Цех по производству древесных гранул» (здание и установленное в нем оборудование, за исключением комплектной трансформаторной подстанции ELGA 2×2000 кВА) является объектом недвижимого имущества, в связи с чем у общества в отношении данного объекта отсутствует право на льготу по налогу на имущество, установленное пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, А05-879/2018

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 и пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2013-2015 гг.) возникновение обязанности по уплате налога на имущество организаций связывается с наличием у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2118-О

СТАТЬИ 374 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2019 N 84-АПА19-15

В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2019 N 18-АПА19-50

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2019 N 309-ЭС19-20126 по делу N А50-30591/2018

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 381 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 5, 6, 10, 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введенными в действие с 01.10.2003 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 113, Сводом правил «СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 265, правовой позицией, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения ввиду доказанности неправомерного применения обществом налоговой льготы.

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2019 N 305-ЭС19-23377 по делу N А40-264043/2018

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 21, 373, 374, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 3, 24.17, 24.18, 24.20, 28.14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспоренного решения ввиду правомерного исчисления инспекцией подлежащего к уплате обществом в бюджет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, установленной уполномоченным органом и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2019 N 305-КГ18-25778 по делу N А40-122509/2017

По пункту 2.3.1 решения инспекции суд первой инстанции указал, что налоговый орган правомерно пришел к выводу о том, что обществом в нарушение статьи 374, пункта 11 статьи 381 НК РФ занижена налоговая база по налогу на имущество организаций в связи с необоснованным применением в 2012 году льготы в отношении 8 объектов основных средств и в нарушение пункта 3 статьи 380 НК РФ необоснованно применена пониженная ставка в 2013-2014 годах, что привело к неуплате (неполной уплате) налога на имущество организаций в общей сумме 40 754 269 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа (пункту 2.3.1 решения).

Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 305-ЭС19-1310 по делу N А40-16262/2018

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 85, 373, 374, 375, 379, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законами города Москвы от 05.11.2003 N 64, от 20.11.2013 N 63 «О налоге на имущество организаций», Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов.

Комментарии к ст. 374 НК РФ

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 30 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ»
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2014 год

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ в пункт 4 статьи 374 НК РФ, движимое имущество, принятое на учет в качестве основного средства после 1 января 2013 года, не признается объектом налогообложения.

По общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Судебная практика.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Судебная практика.

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А11-3011/2011 отметил, что по смыслу статьи 374 НК РФ критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Внимание.

Минфин России в письме от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40174 указал, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 г., а также недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Внимание.

Минфин России в письме от 13.11.2013 N 03-05-05-01/48376 пояснил, что движимое имущество, принятое реорганизованной организацией в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке на баланс в 2013 г. в состав основных средств, в том числе по передаточному акту в связи с реорганизацией в форме присоединения (преобразования) юридических лиц, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Внимание.

ФНС России в письме от 26.02.2013 N БС-4-11/3130@ обратила внимание на то, что организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 202-ФЗ) п. 9 ст. 381 Кодекса признан утратившим силу.

Одновременно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 202-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 374 Кодекса в части дополнения перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, подпунктом 4 «ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов».

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 г. в соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ организации освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

С 1 января 2013 г. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении состава не облагаемого налогом имущества пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов сообщаем следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее — Закон N 170-ФЗ) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) определены как стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Согласно статье 48 Закона N 170-ФЗ хранение или захоронение радиоактивных отходов допускаются только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 190-ФЗ), другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 190-ФЗ в состав имущества пункта хранения как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Учитывая изложенное, к не облагаемому налогом на имущество организаций имуществу пункта хранения следует относить все необходимое для обеспечения его безопасного функционирования имущество, входящее в состав имущественного комплекса пункта хранения и признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Внимание.

Минфин России в письме от 25.11.2013 N 03-05-05-01/50817 подчеркнул, что во избежание двойного налогообложения с учетом пункта 3 статьи 374 Кодекса вне зависимости от учета объекта недвижимого имущества на балансе лизингополучателя иностранная организация (лизингодатель), не осуществляющая деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается налогоплательщиком налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого она является, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, исходя из инвентаризационной стоимости, а с 1 января 2014 г. — в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из кадастровой стоимости (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Внимание.

Минфин России в письме от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917 обратил внимание на то, что подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ применяется вне зависимости от класса энергетической эффективности движимого имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *