Срок проведения инвентаризации

Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В консультации еще раз напомним основные требования к проведению инвентаризации активов и обязательств казенными учреждениями перед составлением годовой отчетности.

Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

При этом необходимо учитывать, что есть случаи, когда проведение инвентаризации является обязанностью учреждения (п. 81 СГС «Концептуальные основы»):

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

В частности, для казенных учреждений обязанность проводить инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности установлена п. 7 Инструкции № 191н.

К сведению: по мнению Минфина, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации; отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (см. письма от 19.05.2020 № 02-07-10/41023, от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Специалисты Минфина считают, что определение даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), как один из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо от 10.02.2020 № 02-07-10/8553).

Инвентаризационная комиссия

Состав инвентаризационной комиссии учреждение утверждает самостоятельно. В пункте 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств рекомендуется включать в состав такой комиссии представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (например, экономистов).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Специалисты финансового ведомства считают, что участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным, так как ее участие обеспечивает предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (Письмо Минфина РФ от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2020 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

По мнению автора, решение о наличии бухгалтера в составе инвентаризационной комиссии находится в компетенции учреждения, а письма Минфина носят рекомендательный и разъяснительный характер.

Отражение в учете инвентаризационных разниц

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).

Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.

№ формы

Наименование формы

Акт о результатах инвентаризации

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Основанием для составления акта (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту (ф. 0504835) прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 82 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2020 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета:

  • убытки в пределах норм и сверх норм (недостача);

  • излишки (неучтенное имущество).

Учет излишков

Излишки нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету (п. 25, 31 Инструкции № 157н, п. 52 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с п. 7, 12, 23, 49, 50 Инструкции № 162н на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) излишки нефинансовых и финансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, необходимо отразить в учете следующими записями:

Дебет

Кредит

Приняты к учету неучтенные основные средства

1 101 хх* 310

1 401 10 199

Приняты к учету неучтенные нематериальные активы

1 102 30 320

1 401 10 199

Приняты к учету неучтенные материальные запасы

1 105 хх* 34х**

1 401 10 199

Приняты к учету неучтенные денежные средства

1 201 34 510

1 401 10 199

Приняты к учету неучтенные денежные документы

1 201 35 510

1 401 10 199

*По соответствующим счетам аналитического учета.

**По соответствующей подстатье КОСГУ.

Доходы в виде стоимости излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в целях обложения налогом на прибыль (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Пример 1.

Казенное учреждение в результате проведенной годовой инвентаризации выявило неучтенные активы:

1) хозяйственный инвентарь, текущая оценочная стоимость которого была определена комиссией по поступлению и выбытию активов в сумме 7 000 руб.;

2) предметы мягкого инвентаря, текущая оценочная стоимость которого была определена комиссией по поступлению и выбытию активов в сумме 3 000 руб.

Находящиеся в эксплуатации учреждения объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно учитываются согласно учетной политике на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.

В бюджетном учете данная ситуация отражена следующими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принят к учету инвентарь

1 101 36 310

1 401 10 199

7 000

Выдан в эксплуатацию инвентарь

1 401 20 271

1 101 36 410

7 000

Принят инвентарь на забалансовый учет

Забалансовый счет 21

7 000

Принят к учету неучтенный мягкий инвентарь

1 105 35 345

1 401 10 199

3 000

Учет недостачи

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов, в частности, при ее определении можно использовать метод рыночных цен (п. 25, 220 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 20.07.2016 № 02-07-10/42572).

К сведению: согласно п. 52 СГС «Концептуальные основы» оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости, определяемой одним из трех методов, которым является и метод рыночных цен.

Стоимость материальных ценностей в пределах норм убыли относится на расходы текущего финансового года. Недостача сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц (п. 111, 112 Инструкции № 157н).

Для учета расчетов по суммам выявленных недостач денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами, предназначен счет 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

Согласно п. 86 Инструкции № 162н суммы выявленных недостач имущества отражаются следующими проводками:

Дебет

Кредит

Выявлена недостача нефинансовых активов

1 209 71 567 –
1 209 74 567

1 401 10 172

Уменьшена первоначальная стоимость основных средств на сумму накопленной амортизации при выявленной недостаче

1 104 00*411

1 101 00*410

Списана остаточная стоимость основных средств при выявленной недостаче

1 401 10 172

1 101 00*410

Выявлена недостача денежных средств

1 209 81 567

1 201 34 610

Выявлена недостача денежных документов

1 209 82 567

1 401 10 172
1 401 40 172

Поступили суммы в возмещение причиненного учреждению ущерба

1 201 34 510
1 210 02 000**
1 303 05 837

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 81 667
1 209 82 667

Возмещен виновными лицами ущерб в натуральной форме***

1 101 00* 310
1 105 00* 340**

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 82 667

Списана сумма с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным отражением на забалансовом счете

1 401 10 173

1 209 71 667 –
1 209 74 667
1 209 81 667
1 209 82 667

Забалансовый счет 04

*В разрезе аналитических счетов.

**По кодам КОСГУ.

*** В части учета основных средств в п. 7 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом, отражается проводкой по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». По мнению автора, применение конкретной корреспонденции счетов следует согласовать с финансовым органом или ГРБС (РБС). По материальным запасам таких противоречий в Инструкции № 162н нет.

Пример 2.

В учреждении выявлена недостача основного средства – оборудования стоимостью 15 350 руб. Сумма начисленной амортизации – 100%. Комиссия учреждения установила размер ущерба – 14 000 руб.

Виновное лицо написало заявление об удержании суммы ущерба из его заработной платы частями в течение четырех месяцев по 3 500 руб. в каждом. Учреждение является администратором доходов бюджета.

Эту ситуацию необходимо отразить следующими проводками:

Административной ответственности за непроведение инвентаризации перед составлением и сдачей годовой бухгалтерской отчетности не предусмотрено. Однако это может повлечь за собой определенные риски в связи с возможной недостоверностью представленной отчетности.

Обоснован такой вывод следующим.

Достоверность данных бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности должна подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств (п. 38 ПБУ 4/99, п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией, исключение – обязательное проведение инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 27 Положения 34н). Годовая инвентаризация активов и обязательств проводится с учетом следующих особенностей (п. 27 Положения 34н):

  • инвентаризация имущества может не проводиться, если она была проведена не ранее 1 октября отчетного года;
  • инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
  • инвентаризация товаров, сырья и материалов в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может проводиться в период их наименьших остатков.

На какую дату нужно проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств организации, см. .

В конце 2020 года Минфин России выпустил письма от 23.11.2020 № 07-01-09/101877, от 29.12.2020 № 07-04-09/115445 о порядке проведения инвентаризации в условиях коронавируса. В этих письмах ведомство:

  • допустило применение в отношении отдельных видов активов альтернативных способов выявления фактического наличия соответствующих объектов;
  • указало, что нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в частности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49), не содержат положений, препятствующих применению современных средств выявления фактического наличия имущества.

Прямой нормы, позволяющей привлечь организацию к административной ответственности за непроведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в КоАП нет.

В то же время укажем следующие риски при отсутствии инвентаризации:

  • отражение недостоверных сведений в бухгалтерской отчетности и, как следствие, привлечение к ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ;
  • невозможность получения положительного аудиторского заключения при аудиторской проверке в связи с сомнением в достоверности данных;
  • неверное исчисление налоговой базы и налогов и, как следствие, начисление штрафов и пени при налоговой проверке.
Добавить в «Нужное»

Обновление: 1 апреля 2021 г.

Законодательство называет следующие случаи, когда должна проводиться инвентаризация имущества и обязательств (ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (для подтверждения достоверности данных бухучета);
  • в иных случаях, в частности при смене материально ответственных лиц, при выявлении случаев хищения или порчи имущества, при реорганизации/ликвидации организации и т.д.

Кроме того, инвентаризация может проводиться по решению руководителя по иным причинам. А каковы сроки проведения инвентаризации в разных ситуациях? Сразу скажем, что даты проведения инвентаризации в общем случае устанавливает руководитель своим приказом исходя из целей инвентаризации, но есть определенные ограничения (ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ; п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

Годовую инвентаризацию обычно проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Конкретные сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются руководителем с учетом следующих особенностей (п. 1.5, 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49):

  • если инвентаризация имущества уже проводилась в IV квартале отчетного года, например в связи со сменой материально ответственных лиц, то инвентаризацию этого имущества повторно можно не проводить;
  • инвентаризацию основных средств можно проводить раз в 3 года;
  • в организациях, расположенных в районах Крайнего севера и в приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья, материалов можно проводить не в VI квартале отчетного года, а в том периоде, когда остатки ТМЦ минимальны.

Но в любом случае годовая инвентаризация должна быть закончена до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности.

При необходимости установленные руководителем сроки инвентаризации могут быть им же и продлены, но с учетом общего указанного выше ограничения.

Сроки инвентаризации при реорганизации и ликвидации организации

В этом случае руководитель должен установить срок проверки так, чтобы инвентаризация закончилась до даты составления передаточного акта (или промежуточного ликвидационного баланса) (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

Срок проведения инвентаризации в конкурсном производстве

Особые сроки инвентаризации установлены при признании организации банкротом и открытии в ее отношении конкурсного производства. Так, конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника, принятого в свое ведение, в срок не позднее 3 месяцев с даты введения судом конкурсного производства. Если инвентаризации подлежит значительный объем имущества должника, то конкурсный управляющий может подать в суд, рассматривающий дело о банкротстве, ходатайство о продлении срока. И суд может установить более длительный срок инвентаризации (п. 2 ст. 128 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *