Срок постановки на учет в налоговом органе

Постановка на налоговый учет — в целях проведения налогового контроля организации и физические лица согласно статьи №84 Налогового кодекса РФ (сокращенно НК РФ) подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В Москве действия по учету осуществляются через 47 налоговую, справочно: Налоговые Москвы.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение (отчетного) налогового периода.

Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль, ндс и иных налоговых отчислений.

Постановка на налоговый учет Юридического лица

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать (направить) российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет иностранной организации

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации, указанной в пункте 4.6 статьи 83 НК РФ, в течение 30 дней со дня получения заявления о постановке на учет и иных необходимых документов и в тот же срок направить этой иностранной организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по адресу электронной почты, указанному в заявлении о постановке на учет.

В случае выявления налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных иностранной организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, постановка на учет в налоговом органе не осуществляется. При этом налоговый орган информирует такую организацию о данном факте. В этом случае постановка на учет иностранной организации осуществляется в течение 30 дней со дня получения налоговым органом заявления о постановке на учет и иных необходимых документов, содержащих достоверные сведения.

Постановка на налоговый учет Физического лица

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7.2 статьи 83 Налогового Кодекса, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет.

В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 НК РФ, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора.

Регистрация обособленного подразделения: пошаговая процедура в 2020 году

Для расширения сферы своей деятельности, компании открывают обособленные подразделения. Регистрация обособленного подразделения потребует постановку на учет в налоговом органе. В статье рассмотрим порядок открытия и регистрации обособленного подразделения.

Что такое обособленное подразделение

В соответствии со статьей 11 НК РФ, под обособленным подразделением понимают отдел, который территориально от головного офиса юрлица находится обособленно и в которых оборудованы постоянные рабочие места на срок более, чем 30 календарных дней. Физлица, оформленные по договорам ГПХ, а также надомные работники не оказывают влияние на создание обособок, так как рабочие места им не предоставляются.

Когда создается обособленное подразделение

Новое обособленное подразделение открывают только в том случае, если компанией созданы постоянные рабочие места, расположенные в ином муниципальном образовании. То есть, если головная компания и ее подразделение относятся к одному налоговому органу, то подавать документы на открытие обособки не нужно.В иных случаях потребуется регистрации обособленного подразделения. Даже при оборудовании только одного рабочего места, уже требуется оформление обособленного подразделения. Дата создания обособки в этом случае будет считаться день создания постоянного рабочего места.

Таким образом, если компания принимает решение о созданииОП, она должна учитывать следующие особенности:

  • создавать ОП вправе только юрлица;
  • ОП должно располагаться по адресу, отличному от адреса головной компании;
  • рабочие места в ОП должны быть оборудованы.

Как создается обособленное подразделение

Порядок по созданию обособки подразумевает следующие действия:

Порядок действий Что в себя включает
Внесение изменений в Устав компании Для создания ОП, компании необходимо это прописать в Уставе. Если в Уставе данный пункт не предусмотрен, то данные изменения необходимо внести.
Проведение собрания учредителей Для принятия решения о создании обособки учредители проводят собрание, по результатам которого составляется специальный протокол.
Издание приказа Единой формы для приказа нет, поэтому составить его можно в свободной форме.
Подача заявления в ИФНС Помимо подачи заявления в ИНФС, также потребуется уведомить ФСС.

Для создания ОП, необходимо оформить положение о нем. Специально разработанной формы для данного положения нет. Поэтому компании разрабатывают ее самостоятельно и указывают следующую информацию:

  • ридический и фактический адреса;
  • наименование;
  • цели создания;
  • права подразделения;
  • руководящий состав.

Приказ о создании ОП применяется не только для внутренних потребностей организации, но и для подачи в налоговый орган, как подтверждение создания подразделения. В приказе следует указать следующую информацию:

  • дата создания документа, номер и место его создания;
  • факт создания обособки;
  • статус подразделения (филиал или представительство);
  • юридические или фактические адреса;
  • функции обособки;
  • порядок ведения деятельности;
  • лиц, ответственных за исполнение приказа.

Образец приказа о создании обособленного подразделения

Регистрация обособленного подразделения: пошаговая процедура

Этапы регистрации обособленного подразделения Что включает в себя этап
1 этап: Заключить договор аренды и оборудовать рабочие места В первую очередь головная компания должна обеспечить сотрудников постоянным и оборудованным рабочим местом, заключив договор аренды. Оно будет числиться на головной компании. После этого нанимаются сотрудники и оформляется их перевод из головного офиса.
Подготовить документы и представить их в налоговую С момента подачи заявления в ИФНС в срок до 5 рабочих дней обособленное подразделение будет поставлено на учет. Также в 5-дневный срок налоговая направит в адрес компании уведомление о постановке на учет. При запросе данного уведомления в виде электронного документа, налоговая направит его в таком виде.
Поставить на учет обособленное подразделение в ФСС Постановка на учет обособленного подразделения осуществляется по месту его нахождения. После открытия счета в банке, подразделения проходят регистрацию в ФСС.

Определившись с перечнем прав, предоставляемых подразделению, всю информацию о создании обособки необходимо передать в положенные инстанции. Для этого в налоговую подается информация о создании обособленного подразделения. Если это не сделать своевременно, то компанию оштрафуют. Штраф за отдельные документы составит 200 рублей, а в определенных случаях сумма штрафа может достигать 5000 рублей. При осуществлении деятельности через ОП, не поставленном на учет, штраф составит 40 000 рублей.

Важно! Оповестить налоговый орган о создании обособленного подразделения необходимо в срок до 1 месяца с момента его создания.

В налоговую потребуется подать следующие документы:

  1. Сообщение о создании подразделения. Его заполняют по форме, утв. приказом ФНС №ММВ-7-6/362;
  2. Уведомление о выборе налогового органа. Заполняется по форме, утв. приказом №ЯК-7-6/488. Подают уведомление только те организации, которые вправе выбирать инспекцию для постановки на учет ОП;
  3. Компания также может подать копии документов, подтверждающих создание ОП. Одним из них документов является приказ о создании подразделения.

После регистрации ИФНС присвоит ОП отдельный КПП. ИНН подразделению не присваивают, так как у подразделения он такой же, что и у головной компании. Читайте также статью ⇒ КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В 2020 ГОДУ

Регистрация обособленного подразделения в ФСС

Постановка на учет обособленного подразделения осуществляется по месту его нахождения. После открытия счета в банке, подразделения проходят регистрацию в ФСС. Для этого в срок до 30 дней с даты создания подразделения, необходимо подать в ФСС требуемые документы. К ним относят:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие наличие расчетного счета, а также баланса;
  • документы о начислении заработной платы сотрудникам (копии документов).

Важно! Остальные сведения в ФСС предоставит налоговый орган. Постановка на учет осуществляется в срок до 3 рабочих дней, после чего будет направлено соответствующее уведомлении компании.

Как снять с учета обособленное подразделение

Иногда работа обособленного подразделения приносит только убытки, а не прибыль. Поэтому головная компания принимает решение закрыть обособку или переносит ее по новому месту. В этом случае следует помнить, что снимать с учета обособленное подразделение нельзя, если по нему назначена выездная налоговая проверка. Прежде чем закрыть обособку, потребуется решить вопросы с бухучетом, а затем уже направлять уведомления в налоговый орган и фонды. При снятии с учета подразделения в налоговую подается заявление (форма №С-09-3-2), к которому прикладывается копия решения о закрытии обособки.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Нужно ли регистрировать обособленное подразделение в ПФР и ФФОМС?

Ответ: Нет, налоговый орган после проведения регистрации обособки самостоятельно направить данные документы в данные органы.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Пошаговая инструкция регистрации обособленного подразделения
в 2020 году

Шаг 1: Определение обособленного подразделения

Обособленные подразделения (далее по тексту ОП) это любые подразделения фирмы, которые находятся не по юридическому адресу компании и соответствуют следующим требованиям:

  • срок их действия более 1 месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Шаг 2: сроки и место регистрации ОП в налоговой инспекции

С момента осуществления деятельности ОП для его регистрации в налоговой инспекции дается срок 30 календарных дней. День принятия работника в обособленное подразделение на стационарное рабочее место — это день отчета регистрации ОП.

Штрафы за нарушение сроков:

  • 10 000 рублей за просрочку;
  • 40 000 рублей и более — за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную ответственность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Регистрация ОП осуществляется в органе ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Все компании должны зарегистрироваться во всех инспекциях, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы в инспекцию по адресу нахождения ОП.

Шаг 3: Документы, необходимые для регистрации ОП в ИФНС

  • Форма заявления С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.; Данная форма заявления подается лично генеральным директором при наличии паспорта или доверенным лицом, по нотариальной доверенности; Госпошлины за регистрацию ОП нет.

Шаг 4: Документы, необходимые для регистрации ОП в ПФР и ФСС

В месячный срок, если для отделения открывается собственный расчетный счет и открывается отдельный баланс, регистрируется ОП в местном пенсионном фонде и фонде социального страхования (в месте нахождения ОП).

В этом случае необходимо подать следующие документы:

  • заявление в произвольной форме;
  • нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации юрлица и его постановке на учет во внебюджетные фонды;
  • приказ о создании удаленного подразделения.
  • письмо об открытии счета.

Шаг 5: Определение реквизитов по уплате страховых взносов по ОП и сдаче отчетности

В том случае, если ОП имеет отдельный расчетный счет, отдельный баланс, а также стационарные рабочие места, то в этом случае страховые взносы и местные налоги (транспортный налог, налог на имущество, ндфл) платятся по реквизитам местного бюджета, а также сдача отчетности осуществляется в местные фонды.

Споры о том, какие санкции за несообщение в установленный срок о создании обособленного подразделения, ведутся ни один год. На основании каких норм НК РФ (ст. 116 или 126) взыскиваются штрафы с нарушителей? Как действуют контролеры на местах? Какого мнения придерживаются контролирующие и судебные органы?

Об обязанностях, возникающих при создании обособленных подразделений

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

📌 Реклама Отключить

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. 📌 Реклама Отключить

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговым органом на основании сообщений, представляемых (направляемых) в ИФНС этой организацией.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в ИФНС сведения о данных обособленных подразделениях, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, а также в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

📌 Реклама Отключить

Соответствующее сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утвержденной Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Как указывает Минфин в Письме от 25.10.2016 № 03‑02‑07/
1/61934, Налоговым кодексом не предусмотрены особенности определения обособленных подразделений организации в зависимости от места нахождения этой организации и ее обособленных подразделений на территории, подведомственной одному или нескольким налоговым органам.

О нюансах, возникающих при открытиинескольких обособленных подразделений

На основании п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

📌 Реклама Отключить

В таком случае уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из ее подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, подается по форме 1‑6‑Учет (утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

Таким образом, для постановки на учет вновь создаваемого обособленного подразделения по месту нахождения другого обособленного подразделения в пределах одного муниципального образования организации следует вместе с сообщением об открытии обособленного подразделения (по форме С-09‑3‑1) направить в инспекцию по месту нахождения организации уведомление о выборе налогового органа по форме 1‑6‑Учет (Письмо ФНС России от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886).

📌 Реклама Отключить

О нюансах, возникающих при открытииодного обособленного подразделения

Если организация расположена со своим единственным обособленным подразделением в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, право вышеуказанного выбора организации не предоставляется.

Согласно официальной позиции организация не вправе выбрать только один налоговый орган для постановки на налоговый учет. Правило выбора инспекции, прописанное в п. 4 ст. 83 НК РФ, работает только при наличии нескольких обособленных подразделений организации (Письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03‑02‑07/1-126).

Если обособленное подразделение наделено рядом полномочий

📌 Реклама Отключить

В случае наделения организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов как в отношении работников обособленного подразделения, так и в отношении работников самой организации уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, наделенного вышеуказанными полномочиями, и у названной организации возникает обязанность, установленная пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ: сообщить об этом в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями в ИФНС по месту его нахождения (Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03‑15‑06/27777).

📌 Реклама Отключить

Сообщение российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочи­ями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц передается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@ (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ положения пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 01.01.2017 (письма Минфина России от 04.04.2017 № 03‑15‑06/19684, ФНС России от 06.03.2017 № БС-4-11/4047@ (вместе с Письмом Минфина России от 20.02.2017 № 03‑15‑07/9512)).

📌 Реклама Отключить

Ответные действия налоговиков

По результатам вышеназванных действий налоговая инспекция направляет в адрес организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Сделать это контролеры обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения от обозначенной организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Возможные варианты ответственности

Если выяснится, что организация в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в установленный срок не сообщила в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях со дня их создания, то данное обстоятельство, скорее всего, послужит основанием для ее привлечения проверяющими должностными лицами налогового органа к ответственности по п. 2ст. 116 НК РФ. 📌 Реклама Отключить Согласно п. 2ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. Однако у Минфина иная позиция. Ведомство разъясняет: ответственность за несообщение в инспекцию о создании обособленного подразделения должна устанавливаться в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946). Данной нормой установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, преду­смотренных НК РФ. 📌 Реклама Отключить

ФНС придерживается аналогичного мнения (Письмо от 27.02.2014 № СА-4-14/3404), указывая при этом: за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб. Ответственность же по п. 2 ст. 116 НК РФ наступает в случае, если деятельность ведется без постановки на учет самого налогоплательщика.

По причине того, что на практике контролеры зачастую применяют к налогоплательщикам санкции в соответствии с п. 2 ст. 116 НК РФ, возникают налоговые споры, которые чаще всего перерастают в судебные.

Арбитры, признавая позицию налогового органа неправомерной, указывают: положения ст. 23, 83, 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по делу № А60-4800/2015).

📌 Реклама Отключить В ряде случаев суды приходят к выводу, что за несообщение сведений в инспекцию налогоплательщику грозит штраф 5 000 руб. Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения организации является несообщением сведений, соответственно, ответственность за данное нарушение установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013, Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305‑КГ14-9035 оставлено без изменений). Свое решение арбитры мотивируют следующим: действующим законодательством предусмотрена обязанность ИФНС по постановке на налоговый учет обособленных подразделений, а не соответствующая обязанность налогоплательщиков, которые обязаны лишь направлять сведения о создании обособленных подразделений. 📌 Реклама Отключить

Судебные разбирательства на высшем уровне

Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872). В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб.

Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, ведь налогоплательщик обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений.

📌 Реклама Отключить

Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны.

Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган.

Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика. Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом нормой п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

📌 Реклама Отключить

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304‑КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

📌 Реклама Отключить Вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377. Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ.

Факт установления санкций согласно положениям п. 2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения. Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было.

Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Бояться больших штрафов теперь не следует

С учетом рассмотренной в статье правовой позиции Верховного суда можно констатировать: на данный момент вопрос об ответственности организации за несообщение налоговому органу о создании обособленного подразделения решен в пользу налогоплательщиков. Им грозит минимальный в данном случае штраф в размере 200 руб. по п. 1 ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

Полагаем, что с учетом позиции ФНС (Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@ ведомство направило в адрес территориальных налоговых органов и налогоплательщиков для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2017 года по вопросам налого­обложения (п. 13)) риск применения налоговым органом к нарушителю последней из указанных норм минимален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *