Средства труда

Состав и классификация элементов основного капитала предприятия

Экономическая эффективность предприятий в значительной степени зависит от обеспеченности материальными ресурсами, их рациональной структуры и качества. Недостаточная обеспеченность материальными ресурсами может привести к недопроизводству продукции и повышению ее себестоимости, снижению производительности труда и сужению источников воспроизводства. Вместе с тем наличие в хозяйствах неиспользуемых материальных ресурсов приводит к непроизводительным затратам, «омертвлению» средств и экономическим потерям.

Состав и количество материальных ресурсов предприятий находятся в тесной связи с объемом и специализацией, технологией и организацией производства, уровнем его интенсивности, природными условиями. По сравнению с другими предприятиями материально-техническая база сельскохозяйственных организаций отличается характерными особенностями, связанными со спецификой сельского хозяйства. Это, прежде всего, подвижность основных орудий труда, требующая особых форм организации производства, и использование живых организмов и готового продукта собственного производства.

Уровень обеспеченности материальными ресурсами предприятий определяют сравнением фактического их наличия в определенный период времени с потребностью в них или с научно-обоснованными нормативами. При этом особая роль в производстве отводится тем видам материальных ресурсов, которые являются источниками энергии или энергоресурсами. К ним относятся механические двигатели, установленные на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах, электроустановки, а также живая тягловая сила.

В отличие от других предприятий сельскохозяйственные организации потребляют сравнительно немного электрической энергии, хотя она для них имеет крайне важное значение, поскольку сельскохозяйственное производство связано с использованием обширных территорий.

Материальные ресурсы предприятия (производственные постройки, тракторы, машины и оборудования, автомобили, электрооборудование, горюче-смазочные материалы, топливо, ремонтная техника, мелиоративные сооружения, дорожное хозяйство, средства связи, сельскохозяйственные растения, рабочий и продуктивный скот, семена, корма, минеральные и органические удобрения, средства химизации, инвентарь, административные постройки и пр.) в совокупности с земельными и водными ресурсами образуют материально-техническую базу предприятия и являются средствами производства, которые подразделяются на предметы труда и на средства труда (рис. 7.1).

Предметы труда — это такие средства производства, на которые работник оказывает воздействие с помощью средств труда. К ним относятся семена, корма, удобрения, горюче-смазочные материалы, материалы для ремонта, запасные части, тара и т.д. К средствам труда относятся здания, машины и оборудование, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и т.д.

Состав и структура производственных фондов

Рис. 7.1. Состав и структура производственных фондов

Предметы труда в процессе производства приобретают форму оборотных фондов, а средства труда — форму основных фондов. Однако эти понятия ни количественно, ни качественно не тождественны. Понятия предметы и средства труда отражают различную роль этих группировок в процессе производства, но не в переносе стоимости. Основные фонды отличаются от оборотных способом и продолжительностью переноса их стоимости на создаваемый продукт. Обязательным условием отнесения средств труда к основным фондам является их участие в процессе производства.

Оборотные фонды переносят свою стоимость на продукцию целиком и полностью в течение одного производственного цикла. К тому же они меняют свою натурально-вещественную форму. Основные фонды переносят свою стоимость на производимую продукцию по частям, постепенно, по мере износа в течение нескольких производственных циклов, в виде амортизационных отчислений, при этом они сохраняют свою натурально-вещественную форму. Это основной принцип, согласно котором}’ средства производства подразделяются па основные и оборотные. При их распределении на практике также используется принцип разумности, согласно которому учитывается стоимость единицы средства производства. Так, с 1 января 2011 г. лимит отнесения имущества к основным средствам в налоговом учете составляет 40 000 руб., а в бухгалтерском учете в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет-основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01), лимит остался прежним — 20 000 руб.

В соответствии с поди. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н) активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Основные и оборотные фонды в совокупности образуют производственные фонды предприятия, которые, участвуя в процессе производства своей натурально-вещественной формой, создают потребительную стоимость (полезность), а экономической формой — стоимость продукции, состоящую из материальных затрат, затрат на оплату труда, чистого дохода или прибыли. Именно использованная часть производственных фондов формирует материальные затраты производства.

Производственные фонды представляют, в свою очередь, капитал предприятия. Капитал может выступать одновременно и как ресурс, и как произведенная продукция, он формирует актив баланса предприятия (основной и оборотный капитал), который состоит из внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции) и оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения).

Капитал предприятия напрямую зависит от инвестиций. При этом различают валовые инвестиции и чистые инвестиции. Валовые инвестиции — это общее увеличение запаса капитала, а чистые инвестиции — валовые инвестиции за минусом средств, идущих на возмещение выбывших.

Воспроизводство капитала предприятия связано с затратами. При этом, если затраты принесут пользу в будущем, то они подлежат капитализации. Если затраты принесут пользу в текущем году или когда польза неопределенна (затраты па исследования и разработки), или когда польза и затраты невелики (канцтовары, спецодежда и т.д.), их относят к текущей деятельности.

В зависимости от функциональной роли в процессе производства в составе основных средств выделяют две группы — производственные и непроизводственные. В сельскохозяйственных организациях производственные основные средства могут относиться к основному (сельскохозяйственному) производству прямо (тракторы, машины, скот) и косвенно (производство продукции промышленного характера, строительство). В зависимости от этого они подразделяются на фонды сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения. По степени участия в процессе производства выделяют активную и пассивную, движимую и недвижимую части основных средств. Классификацию основных средств можно осуществить по составу, натурально-вещественному признаку, но роли в процессе создания продукта. В составе основных средств учитывают также находящиеся в собственности земельные участки, объекты природопользования, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Различают видовую, возрастную, отраслевую и технологическую структуру основных средств. Отраслевая структура показывает долю отдельных отраслей в основных фондах. В сельскохозяйственных организациях обычно выделяют основные фонды растениеводства, животноводства и общего назначения. Технологическая структура показывает соотношение различных групп, однообразных по назначению, в производстве основных средств.

В соответствии с общероссийским классификатором основные средства подразделяются:

  • — на здания (в растениеводстве: хранилища для продукции отрасли, сельскохозяйственной техники, здания агрохимлабораторий и т.д.; в животноводстве: животноводческие помещения, здания зоотехнических и ветеринарных лабораторий, хранилища для продукции и т.д.);
  • — сооружения (в растениеводстве: силосные башни, траншеи, парники, теплицы, площадки и крытые тока для подработки и хранения продукции, навесы для сельскохозяйственных машин, оросительные, обводнительные и осушительные системы и т.д.; в животноводстве: навозохранилища, открытые площадки для скота и т.д.);
  • — машины и оборудование: энергетическое оборудование (тракторы, комбайны, электродвигатели) и рабочие машины (рабочие машины и оборудование, сельскохозяйственные машины, аппаратура для борьбы с вредителями, холодильники, инкубаторы, доильные установки и т.д. К этой же группе относятся гаражное и ремонтное оборудование для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей);
  • — измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • — жилища;
  • — вычислительная техника, оргтехника;
  • — транспортные средства (автомобили, гужевой и водный транспорт, тракторные и другие прицепы, автокары и т.д.);
  • — инструмент;
  • — производственный и хозяйственный инвентарь (предметы для облегчения производственных операций во время работы, оборудование но охране труда, конторский, хозяйственный и противопожарный инвентарь, палатки и др.);
  • — рабочий, продуктивный и племенной скот;
  • — многолетние насаждения;
  • — прочие виды материальных основных фондов.

В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете предприятий формирование информации об основных средствах, кроме перечисленных выше групп, осуществляется также в отношении:

  • — внутрихозяйственных дорог;
  • — капитальных вложений на коренное улучшение земель (осушительных, оросительных и других мелиоративных работ);
  • — капитальных вложений в арендованные объекты основных средств;
  • — земельных участков (находящихся в собственности);
  • — объектов природопользования (воды, недр и других природных ресурсов), переданных в собственность;
  • — прочих объектов.

Основные фонды предприятия и уровень их использования определяют его производственную мощность. Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени (в сельском хозяйстве — за календарный год) в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственных ресурсов, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Средства труда (англ. instruments of labor; facilities) – это совокупность материальных средств, части средств производства, которые используются человеком для воздействия на предметы труда, изменяя их для конкретных целей.

Другими словами средства труда – это то, с помощью чело человек воздействует на различные предметы труда.

Средства труда включают орудия труда (приборы, станки, оборудование), производственные сооружения, здания, дороги, каналы, трубопроводы, средства перемещения грузов (платформы, товарные вагоны, вагонетки, самосвалы, маломерный грузовой автотранспорт и другие виды наземного, воздушного, водного транспорта), емкости для хранения предметов труда (бункеры, цистерны, баллоны, бочки) и так далее. На предприятиях значительную долю средств труда составляют основные производственные фонды кроме быстро изнашивающихся, малоценных и некоторых других, которые относят к оборотным средствам.

Средства труда подразделяются на следующие виды: технические, то есть те, которые были созданы человеком искусственно (сосудистые, механические, общие), и естественные, к которым относятся водопады, реки, земли, используемые для хозяйственных целей.

1.1. Средстваприема, получения информации (приборы,дающие информацию в виде условныхсигналов, в виде изображения).

1.2. Средстваобработки информации.

1.3. Средствапередачи информации.

1.4. Средстваосуществления практических действийв биологичес­ких, технических, знаковыхсистемах и системах художествен­ногоотображения действительности (ручныесредства труда, машины с ручнымуправлением, автоматизированные иавто­матические системы).

Внешние функциональные средства труда.

2.1. Выразительныесредства поведения и речи человека (вработе руководителя, госслужащего,педагога, актера, радио- и телеве­дущего).

2.2. Организмчеловека (тренер, артист балета, цирка).

2.3. Группафункционирующих людей (в работеруководителя, ди­рижера, режиссера).

Внутренние функциональные средства труда.

3.1.Знания, умения, навыки.

3.2.Образы, цели, представления о результатахдеятельности.

3.3.Мотивытруда.

3.4.Личностныеи интеллектуальные особенности, илишире — личностный и профессиональныйпотенциал.

Е.А. Климов обращает внимание, чтосоотношение внутренних и вне­шнихсредств труда, как правило, характеризуется»обратной пропор­цией»: чем менеевыражены или представлены внешниесредства труда тем более сложны и тонкодифференцированы внутренние средства.Например, легко выделить и однозначноописать средства труда води­теля,бульдозериста, экскаваторщика, операторапрокатного стана, но довольно затруднительнооценить средства труда конструкторасредств труда представителеймассовыхпрофессий. Сравнительнолегко выде­лить средства трудамедицинской операционной сестры илиассистента другого специалиста, номного сложнее — хирурга, проводящегоуни­кальную операцию. Можно описатьтиповой репертуар средств трудаординарного учителя физической культуры,но едва ли возможно исчерпывающе этосделать в отношении выдающегося тренера,работа­ющего с каждым выдающимсяспортсменом как с уникальным «матери­алом»и «явлением», нередко интуитивновыбирающего средства под­готовки вконкретных случаях.

Производственнаясреда. Е.А. Климов отмечает, что производствен­наясреда как часть эргатической системыне сводится к зримой обста­новке нарабочем месте. К основным компонентамэтой среды относят следующие.

1. Витальные (жизненные), санитарно-гигиеническиеусловия труда(температура,влажность, давление, разные видыизлучения, си­ловые поля, пыль, шумы,вибрация, ультразвуки, наличие ядови­тыхи агрессивных веществ, источникиинфекции, вероятность травматизма,функциональных перегрузок, появленияэкстремаль­ных факторов, состояниеневесомости и т. п.).

2. Социальныеусловия труда. Человеккак субъект совместной де­ятельностиболее или менее активно включен в болееили менее интенсивные межличностныеотношения. Последние могут вы­ступатьне только фоном, не только значимымиусловиями, но и факторами психическихи соматических расстройств. Это боль­шаягруппа условий, создающих психологическиймикроклимат, в истории психологии трудасо временем становится темой специ­альныхисследований, а в последние годыназывается как приори­тетная. Всередине XX в. они рассматривалиськакнеформальнаяструктура организации.В наших исследованиях активнаяорганизация человекомтаких условий в структуре тру­довогопоста и рабочего места названа психологическимпростран­ством деятельности.

Организация,поддержание и управление оптимальнымипроиз­водственными межличностнымиотношениями являются важней­шимиусловиями успешной работы людей, высокихпроизвод­ственных показателей,удовлетворенности людей трудом, низкойтекучестью, высокой трудовой дисциплины.Социаль­ные условия труда должнывыступать приоритетной сферой рабо­тыруководителей всех уровней. Дляруководителей высшего звена этадеятельность может определяться какформирование корпора­тивной культуры.Специальная работа по формирова­ниюмаксимально продуктивных условий дляработы людей со­ставляет содержаниенового социального феномена — команды.

3.Технологияпроизводства.

4.Корпоративнаякультура.

Системаобязанностей субъекта труда, характеризующаятрудовой пост, задает требования ипредписывает основные формы активностифункции) трудящегося. Подтрудовымифункциями понимают любыепроцессы активности людей, упорядоченныев соответствии с целями и обстоятельствамитруда.

Трудовыефункции людей характеризуются историческойизменчивостью. В начальный период своейистории человек использовал физическуюсилу групп людей и животных для перемещениягруза. В настоящее время один человек(водитель, крановщик, операторавтоматизированной линии, машинистлокомотива) с помощью механическихсредств способен перемещать разныегрузы. Трудовыефункции часто можно своеобразноперераспределять внутри рабочегоколлектива (в бригаде, экипаже) — каксобственно исполнительские, так иуправленческие — в масштабе определеннойуправленческой структуры.

Трудовыефункции могут быть внешне наблюдаемымиили неявными мысленная переработкаинформации, волевая саморегуляцияпсихического и функционального состоянийи др.). Так, например, руководиль коллективаможет сохранять внешнее спокойствие,не проявлять свои сомнения, принимаято или иное решение, «ровно» реагироватьпри возникновении неожиданных препятствий,неадекватной оценки труда коллективавышестоящими руководителями и пр.;менеджер по продажам — терпеливоразъяснять клиенту преимущества своеготова­ра, «мягко» преодолевать егопсихологические барьеры; шлифовщикалмазов и гравер — долго сидетьнеподвижно, не приступая к работе дотех пор, пока не «соберется», не»настроится».

Игнорированиевнутренней логики составляющих труда,расплывча­тое представление о трудовыхфункциях субъектов и, соответственно,их неадекватное отражение в служебныхобязанностях крайне отрицательносказываются на конечных результатахтруда. Типичный пример — труд водителейавтотранспорта. Неучтенное время наобслуживание техники в автотранспортныхпредприятиях, нерегламентированностьтрудовых функций водителей, объективнаясложность разделения обязанностейводителя и автослесаря, усугубляемыенекоторыми элементами россий­скойнациональной культуры, игнорированиеи недооценка профилакти­ческихмероприятий, времени эксплуатациитехники и многое другое имеютсоответствующие следствия: низкуюуправляемость транспорт­нымпредприятием, низкую производственнуюдисциплину, использова­ние транспортав личных целях и т. д. Напротив,любая попытка жесткой регламентациитруда исполнителей обычно активносаботируется ими. Именно следованиечеткой регламентации даже может служитьмощным средством противодействияадминистрации со стороны рабочих ислужа­щих («забастовка по-английски»и т. и.).

Служебныеобязанности. Под служебнымиобязанностями понима­ютотображениетрудовых функций в нормативных документах(ин­струкциях, предписаниях).При всей очевидно объективной необходимостипредписания нормативные акты, инструкциине могут отразить всю специфику реальностии таким образом совпадать с вы­полняемымив действительности трудовыми функциямисубъекта, что также может быть источникомконфликтов на производстве.

Вероятностьконфликтов отчасти снимается посредствомуравнове­шивания обязанностей системойправ работника —пространства сво­боды работника ввыборе средств и методов решенияпрофессиональ­ных задач, а такжестепени защиты его личности от действийдругих лиц (руководителей, партнеров,потребителей).

Праваработника, характеризующие определенныйрабочий пост, могут быть представленыобъективно (в юридических и нормативныхдокументах) и субъективно. Е. А. Климовзамечает, что чем более рег­ламентированадеятельность, чем менее выражена «зонасамостоятель­ности», тем, как правило,менее субъективно привлекательна онадля человека. Последнее являетсясерьезным фактором, влияющим наэф­фективность труда, удовлетворенностьрезультатами своей деятельности,производственный травматизм, появлениепрофессиональных заболе­ваний. Однимиз путей решения этой проблемы взарубежной психо­логии сталодвижение «обогащениятруда», тоесть специальное пос­тоянное илиэпизодическое изменение производственныхзаданий, введение новых элементов,расширение возможности принятия решенийработниками по отдельным вопросам,делегирование им части прав л т. п. Чемвыше уровень образования и профессиональнойподготовки работника, тем более острымстановится вопрос о правах.

Проблемаоценки и регламентации труда всегдабудет оставаться крайне актуальной.Поскольку труд есть не только экономическаякате­гория, но и культурное явление,всегда будет сохраняться историческаяизменчивость оценок результатов трудаи деятельности его субъекта, а такжеизменчивость баланса разных трудовыхфункций, служебных обязанностей и правработника. Динамика и приоритеты этихсоставля­ющих труда историческименяются по мере усложненияпроизводства, роста значимостиквалификации ра­ботника, по мере того,как он все более выступает не в ограниченнойроли индивида и субъекта, а в ролиличности и индивидуальности

Эргатическаясистема и эргатические функции

Дляпонимания психологической сущностидеятельности субъекта труда крайневажным является осмысление феноменаэргатических систем. Под эргатическойсистемойпонимаетсясложная система взаимодействия субъектаи объекта труда. В более развернутомвиде – это система «человек – машина– среда – социум – культура – природа».

Эргатическаясистема — это сложная система управления,составной элемент которой — человек-оператор(или группа операторов), например, системауправления самолетом, диспетчерскаяслужба вокзала, аэропорта.

Сложнаяцелеустремленная система, включающаячеловека (группу людей), техническоеустройство (средств деятельности),объект деятельности и среду, в которойнаходится человек.

Этапыразвития эргатической системы:

Напервом этапе исследований цельюоптимизации эргатической системысчиталось приспособление человека ктехническому устройству.

Навтором этапе идет приспособлениетехнического устройства к человеку,его психологическим, физиологическим,антропометрическим и другим характеристикам.

Длятретьего этапа характерно рассмотрениеэргатической системы с позиций анализачеловеческого фактора как ее совокупногоинтегрального качества. При этом нечеловек рассматривается как рядовоезвено, включенное в техническую систему,а техническое устройство — как средство,включенное в деятельность человека-оператора.Именно человек порождает и трансформируетцели функционирования эргатическойсистемы, достигает их с помощьютехнического устройства.

Классификацияэргатических систем.

1.В зависимости от числа действующих вних людей различают моноэргатические(один оператор) и полиэргатические(несколько человек) системы.

2.В зависимости от соподчиненностиоператоров в системе выделяют эргатическиесистемы первого, второго и более высокихпорядков. Например, система второгопорядка имеет два этажа управления, напервом из которых оператор работает стехническим устройством, а на втором —оператор кроме работы с техническимустройством осуществляет руководстводействиями первого оператора.

3.По функциональному критерию эргатическиесистемы разделяют на детерминированные(действующие по жесткому алгоритму) инедетерминированные, в которых появлениетех или иных событий, а, следовательно,и осуществление деятельности оператораимеет вероятностный характер.

Имеютсяи другие критерии классификацииэргатических систем, их число иразнообразие постоянно растет, чтозатрудняет попытки создания единойклассификации.

Эргатическаяфункция

Эргатическаяфункция — сложная функция управления,составной элемент которой — человек-оператор.

Е.А.Климовым выделены эргатические функции,которые являются основой для различныхвидов трудовой и профессиональнойдеятельности. Сама эргатическая функцияопределяется как «любое уменьшениенеопределенности связи элементов внутриэргатической системы и ее связей свнешними обстоятельствами, рассматриваемымис точки зрения тех целей, ради которыхэта система создана, т.е. — это любаятрудовая функция (функция эргатическойсистемы). Например, работник не можетнайти нужный инструмент (нужный документ)- у него нет порядка (условия несоответствуют работе). Следовательно,надо навести порядок, т.е. привести всоответствие цели труда, средства иусловия.

Можновыделить следующие основные группыэргатических функций:

 духовноепроизводство (построение идеологий,образование, искусство, наука);

 производствоупорядоченности социальных процессов(законотворчество, средства массовойинформации — СМИ, планирование — экономика,управление крупными социально-экономическимии политическими системами);

 производствополезных действий обслуживания исамообслуживания (жизнеобеспечениесубъектов труда, организация трудовойдеятельности, медицинское обслуживание,ремонтное обслуживание, совершенствованиеэргатических систем);

 материальноепроизводство (оперативно-гностическое- обработка информации, принятие решения;оперативно-практическое — организациярабочего места, организация социальнойсреды; оперативная самоорганизациясубъекта труда — транспортирование,управление средствами труда, воздействиена предметы труда).

Профессия каксистема социальных отношений

Профессии (отлат. professio — «оглашать»,»говорить публично») — ис­торическивозникшие формы трудовой деятельности,для выполнения которых человек долженобладать определенными знаниями инавыками, иметь специальные способностии развитые профессионально важныека­чества.

Феноменпрофессии Е.А. Климовым представлен в четырех «основ­ныхзначениях»,основныхаспектах социальных отношений, или вче­тырех ее компонентах, которые вцелом можно рассматриватькак хро­нотоп середины1980-х гг.

  • Областьприложения сил человекакак субъекта труда, ограничен­ныйвид трудовой деятельности (вследствиеисторического разде­ления труда).

  • Общностьлюдей, выполняющихопределенные трудовые функции, имеющихобщественно полезный характер.

  • Подготовленность (знания,умения, навыки, квалификация) че­ловека,благодаря которой он способен выполнятьсоответствую­щие трудовые функции.

  • Деятельность профессионалакак процесс реализациитрудовых функций, выполняемыхпрофессионально.

Двадесятилетия спустя профессия представленаэтим же автором несколько иначе: здесьуже акцентируется внимание на ееэволюцион­ных аспектах (хронотоп 2004г.).

1. Областьприложения сил человека как субъектатруда.

2. Общностьлюдей.

3. Деятельность иобласть проявления личности.

4. Историческиразвивающаяся система.

5. Реальность,творчески формируемая субъектом.

СледуяЕ. А. Климову, Н. С. Пряжников предлагаетвыделять «основ­ныехарактеристики» профессии,которые также можно рассматриватькакхронотоп-2000.

1. Ограниченныйвид трудовойдеятельности (вследствие историчес­когоразделения труда).

2. Общественнополезная деятельность.

3. Деятельность,предполагающая специальнуюподготовку.

4. Деятельность,выполняемая за определенноевознаграждение: мо­ральноеи материальное, дающее человекувозможность удовле­творять своинасущные потребности, выступающеенеобходимым условием его всестороннегоразвития.

5. Деятельность,дающая человеку определенныйсоциальный и обще­ственный статус (делочеловека, работа — как главная, самаяакту­альная «визитная карточка», вомногом формирующая Я-концепцию множествомсоставляющих профессии: должность,стаж, квалификация, высшие профессиональныедостижения, пережи­тые экстремальныеситуации, травмы, «боевые раны» и т. д.).

6. Отношениек данной работе как к своей профессии,как главная психологическая характеристика.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие отличительныепризнаки профес­сии:профессиональная компетентность,профессиональная автономия, групповыенормы и ценности, самоконтроль.

А.К. Маркова, рассматривая феноменпрофессии, выделяет три аспекта:

  1. профессиикак исторически возникшие и социальновостребован­ные формы деятельности,для выполнения которых человек дол­женобладать суммой знаний и навыков, иметьсоответствующие способности;

  2. профессии»с точки зрения общества» — социальнозафиксиро­ванная область осуществлениятрудовых функций, система про­фессиональныхзадач, форм и видов деятельности,особенностей личности;

  3. профессия»с точки зрения конкретной личности»— деятельность, посредством которойчеловек участвует в жизни общества икоторая служит ему главным источникомматериальных средств к суще­ствованию.

Квышеприведенным характеристикампрофессии, выделенным при­знаннымиспециалистами, следует добавить ещенесколько:

• способструктурирования человеком времени своейжизнедеятель­ности — организацию ипериодизацию социальной и биологиче­скойактивности человека в микро- и мезофазах(сутки, недели, месяцы) посредствомвнешних условий;

• средствоосознанного структурирования жизненногопути —орга­низацию и периодизацию социальнойи биологической активно­сти человекав макрофазах (периоды жизни, профессиональнаякарьера, жизнь в целом) посредствомвнешних условий;

• средствосамосозидания человекакак личности — привлечение внешнихусловий для процессов зарождения,становления и сме­ны личностныхобразований.

Раскрываясущность феномена «профессия», Н. С.Пряжников раз­личает несколько смежныхпонятий:

• профессия— группародственных специальностей (профессия— врач, специальность — врач-терапевт,хурург, окулист; профессия — учитель,специальность — учитель географии,истории и т. п.);

• квалификация —уровень профессионального мастерства.Разли­чают формальную квалификацию,выраженную в официально зафиксированныхразрядах, классах, званиях, категорияхи т. п., и реальную квалификацию — уровеньмастерства, который чело­векдействительно может проявлять;

• должность —»размытое понятие», определение которогозатрудне­но, несмотря на то что именноэто и есть объективно и документаль­нофиксируемое проявлениепрофессии. Должностьможет отождест­вляться с квалификацией(например, младший научный сотрудник),временными обязанностями (и. о. заведующего,руководитель про­екта), профессией вцелом (психолог в организации).

А.К. Маркова также видит необходимым»оттенить» феномен про­фессиипонятиями, отражающими близкие посодержанию феномены: модельспециалиста, модель подготовкиспециалиста, квалификацион­наяхарактеристика.

Е.А. Климов для этой же цели используетдругие понятия: «специаль­ность»—относительночастное подразделение внутри болееширокого представления о том, где, чеми как занят человек, что он знает и умеет.Например, профессия — педагог,специальность — учитель математики,географии», «занятие» —»относительно широкое понятие, включающееи профессии, и специальности, и должности»,и»должность» —»место, занимаемое трудящимся ворганизационной, производственнойструкту­ре. Предполагается, чтодолжность более или менее соответствуетуровню профессиональной подготовкичеловека.

Э.Ф. Зеер обращает внимание, что ванглоязычной среде различаютпонятия»профессия» (profession)— как характеристику небольшого кругавысокостатусных видов профессиональнойдеятельности — и «занятие» —все другие виды работ, занятий,специальностей. Также различаются»профессия» и «специальность» как целоеи часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *