Штрафы по 223 ФЗ

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках — это штрафы от 3000 рублей и до 500 000 рублей. Со 02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453 от 22.12.2020, который вводит новые санкции для заказчиков.

Что изменится в 2021 году

02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453-ФЗ от 22.12.2020, который утвердил штрафы за просрочку оплаты в закупках с ограничениями для СМСП по 223-ФЗ. Этот закон ввел ч. 9 в ст. 7.32.3 кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ответственность вводят не только за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, но и за неоплату исполненных обязательств по отдельному этапу договора, который заключен по итогам закупки с ограничениями для СМСП. Размер штрафа установили такой:

  • от 50 000 до 100 000 рублей — для заказчика;
  • от 30 000 до 50 000 рублей — для должностного лица.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали что делать, если привлекают к ответственности. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223-ФЗ

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223-ФЗ 2021 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц. В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона №223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными. Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ влекут за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». За это следует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223-ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000 рублей и максимум — 1 000 000 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафуют и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. И еще предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самое строгое наказание — лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика. Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ. Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привело к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора. Существует норматив, по которому заказчику придется закупать товары, работы и услуги по 44-ФЗ, а не по Федеральному закону №223. Такое наказание последует, если организация не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным. С учетом обновленных положений 223-ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который осуществляется электронно, проводят не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

ВАЖНО!

Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.

Как применяется административная ответственность

Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо, и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо. Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель предоставляет объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок. Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе №275-ФЗ.

Что влияет на выбранную меру ответственности

При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и прочее. Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств считают ошибки несущественными. Ответственность за это установлены в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП. Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и установили проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это смягчает меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял предупреждения, то это, наоборот, расценивается как отягчающее обстоятельство и приводит к ужесточению ответственности.

Таблица штрафов по 223-ФЗ

Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223-ФЗ в виде таблицы.

Вид нарушения Штраф на должностное лицо, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб. Правовая основа в соответствии с КоАП
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид 10 000–30 000 100 000–300 000 Ч. 1 ст. 7.32.3
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид, и закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух раз От 40 000–50 000 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44-ФЗ) по нормам 223-ФЗ 20 000–30 000 50 000–100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке 2000–5000 10 000–30 000 Ч. 4 ст. 7.32.3
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе 30 000–50 000 100 000–300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке 5000–10 000 10 000–30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223-ФЗ 2000–3000 5000–10 000 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации 2000–3000 5000–10 000 Ч. 8 ст. 7.32.3
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках 10 000–15 000 30 000–50 000 Ст. 19.7.2-1
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы 30 000–50 000 300 000–500 000 Ч. 7.2 ст. 19.5

Ближайшие изменения по штрафам

В 2018 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223-ФЗ.

Вид нарушения Штраф на должностных лиц, руб. Штраф на организацию-заказчика, руб.
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований 50 000
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке 2000–3000 10 000–30 000
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223-ФЗ 2000–3000 5000–10 000
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223-ФЗ для отмены закупки 10 000–30 000 100 000–300 000
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ 30 000–50 000 100 000–300 000
Несоблюдение существенных условий договора по 223-ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения 30 000–50 000 50 000–100 000

Штрафы за несоблюдение сроков закупки

Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223-ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур и ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок. Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону №223.

Публикуемый документ Предельный срок Нормативно-правовая база
Локальные нормативы заказчика
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения 15 дней с момента согласования Ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223-ФЗ
План закупки В течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планирования Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Сведения о вносимых в план закупок изменениях В течение 10 дней с момента принятия новой версии документа Ч. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Закупочная документация
Извещение — конкурс, аукцион Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок Ч. 17, 19 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос котировок Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 21 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос предложений Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры Ч. 23 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, с ограничениями для субъектов МСП Не позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб. Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб. П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 15 млн руб. Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 3 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 7 млн руб. Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедуры П. 4 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Внесение изменений в извещение, документацию В течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. Приходится продлевать срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчика Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ
Разъяснение положений закупочной документации В течение 3 дней с момента их предоставления Ч. 11 ст. 4 223-ФЗ
Решение об отмене конкурентного заказа Непосредственно в день подписания такого документа Ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ
Все закупочные протоколы В течение 3 дней с момента подписания Ч. 12 ст. 4 223-ФЗ
Отчетность по 223-ФЗ
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона №223 Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 1 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным П. 3 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным Ч. 21 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства В срок до 1 февраля года, следующего за отчетным П. 2 ПП РФ №1442 от 25.12.2015
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе В течение 10 дней с даты внесения изменений Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров В течение 3 дней с момента заключения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров В течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашения Ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ

Какие нарушения встречаются на практике

Для изучения существующих правонарушений заказчики используют классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок. По 223-ФЗ выделяют такие группы отклонений:

  • несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ);
  • неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
  • установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.

Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это расценивается как серьезный административный проступок, за которым следует ответственность в виде штрафа.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Обзор судебной практики по вопросам применения 223-ФЗ Б/н от 16.05.2018

Пени за просрочку по 223-ФЗ –– это сумма неустойки, которая начисляется поставщику или подрядчику за срыв сроков исполнения договора.

Где прописаны условия о пенях

Заказчик требует выплаты пеней по 223-ФЗ за просрочку контракта на основании ст. 330 ГК.

В законе №223 отсутствует алгоритм калькуляции штрафов, как и в Гражданском кодексе, который содержит общее положения о неустойке.

Сроки начисления платы за нарушение сроков разъясняет п. 65 постановления пленума ВС РФ №7 от 24.03.2016, который гласит, что день фактической поставки — это последний день просрочки. Письмо Минфина №24-03-07/22888 от 24.03.2020 уточняет, что время, которое заказчик потратил на приемку, не включают в срок задержки исполнения договора.

Как они рассчитываются

Рекомендации, которые содержат методику начисления для учреждений, которые реализуют закупки в рамках закона №223, правительством не утверждены. Руководствуйтесь правилами для заказчиков, которые работают по закону №44, — постановлением №1042 от 30.08.2017. Документ содержит правила начисления пеней и штрафов. Первый вид выплат начисляют за нарушение сроков. Штраф — за каждое нарушение.

Если в договоре отсутствует пункт, предусматривающий начисление неустойки и разъясняющий методику расчета этой суммы, оснований для ее взыскания у заказчика нет. В этом случае речь идет о возмещении убытков по ст. 393 ГК. Это же правило действует по отношению к методике расчета. Правила определения неустойки по ПП №1042 от 30.08.2017 работают для заказчиков по 223-ФЗ в том случае, если их основные положения включены в договор. По умолчанию это постановление распространяется только на заказчиков по 44-ФЗ (определение ВС РФ от 29.08.2019 №305-ЭС19-8124).

Порядок проведения расчета и формулу для определения конечной суммы прописывайте в договоре в разделе «Ответственность сторон», как и основания для этого расчета. Пример:

Пример про пени из договора

Как взыскать неустойку по Закону №223-ФЗ

Для этого зафиксируйте нарушение в акте или ином документе, затем произведите расчет суммы. Составьте требование об уплате пеней и штрафов и исправлении допущенных нарушений. Направьте эти документы контрагенту.

Если контрагент не отвечает или отказывается выплачивать рассчитанную сумму, вы вправе обратиться с заявлением о взыскании в арбитражный суд.

Кроме того, заказчик может удержать пени и штрафы из суммы оплаты по договору, если такая возможность предусмотрена его условиями, или из обеспечения исполнения договора, если оно предоставлялось.

  1. Как зафиксировать нарушение стороной обязательства по договору, заключенному по правилам Закона №223-ФЗ.
  2. Как рассчитать размер по Закону №223-ФЗ.
  3. Когда заказчику можно удержать пени и штрафы и как это сделать.
  4. Как составить требование об уплате.
  5. Как направить требование (претензию) об уплате.
  6. Как взыскать пени и штрафы в суде.

Читать обзор полностью в КонсультантПлюс

Примеры расчетов

Чаще всего учреждения рассчитывают величину пеней исходя из ставки рефинансирования по формуле:

Формула для расчета пени по 223-ФЗ

Пример:

Размер ставки Цб — 4,25%

Цена контракта — 51 710 600,00 руб.

Фактически исполнено — 42 719 563,64 руб.

Кол-во дней задержки исполнения договора — 27.

Считаем:

1/300 x 0,042 x (51 710 600,00 – 42 719 563,64) x 27=33 986,11

Таким образом, размер неустойки составит 33 986,11 руб.

Реже неустойку рассчитывают как фиксированную величину за каждый день нарушения сроков по формуле:

П = Количество дней просрочки x фиксированная сумма за каждый день просрочки.

Пример:

П = 2 x 500

К оплате: 1 000 руб.

Иногда начисление проводят на основе годовой процентной ставки, которая прописана в контракте:

Формула расчёта годовой ставки

Если начисление проводят на основе дневной процентной ставки, берут формулу:

П = Расчетная сумма x Кол-во дней просрочки x % ставка/ 100

Штраф выплачивают за каждое нарушение. Например:

Как разработать положение о закупочной комиссии согласно требованиям закона N 223-ФЗ

Ответственность закупочной комиссии по 223 ФЗ

Для составления положения о закупочной комиссии заказчику необходимо:

Шаг 1. Определить специфику создаваемой комиссии

Шаг 2. Установить, какие сведения следует включить в положение

Шаг 3. Выбрать способ оформления положения

Шаг 4. Оформить положение и утвердить его

Как определить специфику закупочной комиссии

Обязанность заказчика создавать закупочную комиссию и утверждать положение о ней Законом N 223-ФЗ не предусмотрена. Однако рекомендуем создать закупочную комиссию, поскольку это позволит избежать нарушения принципов закупочной деятельности.

С 01.07.2018 создание комиссии для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки является обязательным (ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Порядок ее создания Законом N 223-ФЗ не установлен.

Исходя из положений Закона N 223-ФЗ к функциям комиссии можно отнести в том числе:

— принятие решения о соответствии заявок требованиям документации о закупке и о присвоении заявкам значений по предусмотренным критериям их оценки (п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ);

— принятие решения о присвоении заявкам (окончательным предложениям) значений по каждому из предусмотренных критериев их оценки (п. 6 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ);

— осуществление предложения участникам конкурса в электронной форме среди СМСП представить окончательные предложения (п. 5 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Заказчик вправе создать как одну комиссию для осуществления всех закупок, так и несколько для проведения разных видов закупок. Вид комиссии может зависеть:

— от способа закупки (конкурсная, аукционная, котировочная, комиссия по проведению запросов предложений и т.д.);

— ее предмета (комиссия по закупкам строительных работ, комиссия по закупкам для хозяйственных нужд и т.д.).

Рекомендуем формировать комиссию исходя из особенностей закупочной деятельности. Так, если не требуется участия в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от способа и предмета закупки.

Если осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

Какие сведения следует включить в положение о закупочной комиссии

В положении рекомендуем предусмотреть:

Порядок утверждения и изменения состава комиссии, а также периодичность ее ротации.

Целесообразно определить, каким документом утверждается состав комиссии, кто вправе вносить изменения, как они оформляются. Это позволит обеспечить стабильность состава комиссии и сохранить возможность изменения ее состава при необходимости.

Пример формулировки для включения в положение

«Состав закупочной комиссии и его изменение утверждается приказом заказчика.

Замена члена комиссии обязательна, если выявлено его несоответствие хотя бы одному из требований к членам комиссии, предусмотренных настоящим Положением.

Ротация не менее 1/3 членов комиссии осуществляется не реже одного раза в год».

Состав комиссии и круг компетенций ее членов.

Включение этого положения позволит заказчику предусмотреть такой состав комиссии, при котором не будет возникать трудностей с обеспечением кворума на ее заседаниях. Целесообразно распределить, кто будет выполнять те или иные функции.

В составе комиссии рекомендуется предусмотреть обязанности председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.

Пример формулировки для включения в положение

«В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь без права голоса.

Состав комиссии — не менее пяти человек с правом голоса. Общее количество членов комиссии не может быть четным».

Требования к членам комиссии.

Заказчик сможет предусмотреть, что в комиссию не должны включаться лица:

— не обладающие достаточными знаниями и (или квалификацией) в сфере закупок и (или) области, связанной с предметом закупки;

— лично заинтересованные в результатах закупки.

Пример формулировки для включения в положение

«В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, которые обладают специальными знаниями, относящимися к предмету закупки.

Членами комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в процедуре закупок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников закупок), а также лица, состоящие в браке с лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличными исполнительными органами хозяйственных обществ, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителями учреждений или унитарных предприятий либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц».

Функции комиссии при проведении каждого способа закупки, предусмотренного положением о закупке.

Это положение необходимо предусмотреть, для того чтобы круг полномочий комиссии и ее членов был четко установлен, что позволит нести ответственность только в рамках определенных компетенций.

Пример формулировки для включения в положение

«Основными функциями комиссии являются:

— рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке;

— принятие решения о допуске либо отклонении заявок участников закупок;

— определение победителя закупок;

— формирование протоколов по результатам проведенных закупок.

Положением о закупке заказчика на закупочную комиссию могут быть возложены иные функции, необходимые для проведения процедур закупки тем или иным способом».

Права и обязанности членов комиссии.

Примеры формулировок для включения в положение

«Члены комиссии имеют право:

— знакомиться со всеми представленными на рассмотрение комиссии документами и материалами;

— выступать по вопросам повестки дня на заседании комиссии и проверять правильность оформления протоколов, в том числе правильность отражения в протоколе содержания выступлений.

Члены комиссии обязаны:

— соблюдать законодательство Российской Федерации;

— лично присутствовать на заседаниях комиссии;

— принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;

— обеспечивать законные права и интересы участников процедуры закупки;

— обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников и иных документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— незамедлительно сообщать заказчику о лицах, препятствующих участию в работе».

Порядок организации работы комиссии.

К порядку организации работы комиссии относятся в том числе положения о порядке созыва, проведения заседаний, оформления протоколов.

Пример формулировки для включения в положение

«Члены комиссии должны быть уведомлены ответственным секретарем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии не позднее чем за один рабочий день.

Комиссию возглавляет председатель комиссии. В период его отсутствия его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Председатель осуществляет общее руководство работой комиссии, объявляет заседание комиссии правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума, ведет заседание комиссии, определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов, ставит на ание предложения членов комиссии и проекты принимаемых решений, подводит итоги ания, а также осуществляет иные действия, необходимые для выполнения комиссией своих функций.

Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного ания, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам (в том числе на основании доверенности) не допускается.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и размещается в ЕИС в установленном порядке».

Порядок принятия решений.

Целесообразно предусмотреть условия, при которых решение комиссии считается принятым:

— условие о кворуме;

— условие о том, простым или квалифицированным большинством принимаются решения;

— условие о принятии решения в случае равенства .

Пример формулировки для включения в положение

«Комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии.

Решение комиссии принимается простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии при наличии кворума, установленного настоящим Положением.

При равенстве решающим является голос председателя комиссии, а в его отсутствие — заместителя председателя».

Какой выбрать способ оформления положения о закупочной комиссии

Положение о закупочной комиссии можно оформить двумя способами:

1) включить его в состав положения о закупке;

2) оформить отдельным документом.

Рекомендуем выбрать второй способ, поскольку упрощается порядок утверждения и изменения положения: оно может быть подписано руководителем заказчика, а не органами управления, уполномоченными утверждать положение о закупке.

Как оформить положение о закупочной комиссии отдельным документом

Заказчику необходимо:

1) сформировать положение;

2) утвердить его локальным актом (например, приказом).

Утвердить положение о закупочной комиссии целесообразно до начала ее деятельности;

3) ознакомить членов комиссии с утвержденным положением под подпись.

В этом случае становится проще привлечь к дисциплинарной и (или) административной ответственности члена комиссии, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности и нарушает положение о закупочной комиссии и законодательство о закупках;

4) разместить документ в ЕИС вместе с положением о закупке, чтобы обеспечить информационную открытость работы комиссии.

Положение о комиссии по закупкам 223-ФЗ

Ответственность закупочной комиссии по 223 ФЗ

С 2018 года заказчики, работающие по Закону о закупках отдельными видами юрлиц, должны создавать комиссии. Что это за орган и чем он занимается, зачем нужно положение о закупочной комиссии по 223-ФЗ и что в нем указывать, читайте в этом материале.

Комиссия по 223-ФЗ

Создавать комиссию по закупкам по 223-ФЗ до лета 2018 года было необязательно. Однако с 1 июля вступили в силу изменения, содержащиеся в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ В 223-ФЗ появилась статья 3.

2, посвященная правилам проведения конкурентной закупки. В ней сказано, что для таких процедур заказчики должны создавать комиссию по закупкам.

Обратите внимание, что для закупки у единственного поставщика создавать этот орган не требуется.

Работа комиссии по 223-ФЗ сводится к следующим задачам:

  • участвовать в подготовке извещения и документации;
  • проверять поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечать на запросы разъяснений документации;
  • привлекать экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимать решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проведение переговоров с участниками;
  • выбирать победителя;
  • принимать решения об отказе от процедуры;
  • согласовывать изменения в договор с ответственным должностным лицом заказчика.

В составе комиссии выделяют:

  • председателя, который руководит работой, открывает и ведет заседания, назначает других членов комиссии;
  • зампредседателя;
  • члены комиссии;
  • секретарь комиссии, который ответственен за организационно-техническое обеспечение заседаний.

Рекомендуется включать в комиссию от 5 человек, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. То есть у некоторых из членов комиссии должны быть специальные знания в определенной сфере.

Что и как исправить в Положении о комиссииК 1 января все заказчики уже должны были привести Положение о закупке в соответствие с Законом № 223-ФЗ. Но Положение о закупке — это еще не все, что надо исправить.

Заказчику необходимо откорректировать свои локальные акты.

Один из таких локальных актов — Положение о комиссии. Это документ о том, как собирают комиссию, кого в нее включают, какими правами и обязанностями наделяют лиц, которые входят в комиссию.

Рассмотрим, что именно заказчикам необходимо в нем поменять.

Подробнее об изменениях

Единая комиссия по закупкам 223-ФЗ

Существует несколько видов закупочных комиссии по 223-ФЗ. Как правило, их подразделяют на:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • единые.

В последнем случае комиссия выполняет функции всех других видов. Как правило, формируется для небольших стандартных закупок, которые не относятся к специфическим отраслям экономики. Заказчик может самостоятельно выбрать, какую комиссию создать.

В отличие от 44-ФЗ Закон № 223-ФЗ не предъявляет требований к составу этого органа. Заказчик определяет количество членов комиссии в своем положении. Говоря о составе, можно вспомнить требования Закона о контрактной системе, которые зачастую перенимают и другие заказчики. Установлены ограничения на участие в работе комиссии следующих лиц:

  • участников закупки;
  • работников организации, участвующей в закупке;
  • лиц, которые каким-либо образом зависимы от участника — его кредиторы, акционеры, члены исполнительных органов и т.д.;
  • эксперты, осуществляющие независимую оценку в рамках процедуры;
  • родственники и друзья участников закупки;
  • представители контрольных органов.

Проще говоря, в составе не должно быть людей, так или иначе связанных с участниками, претендующими на статус поставщика. Для примера возьмем положение крупнейшего заказчика «Дальневосточная генерирующая компания».

В нем сказано, что состав закупочных комиссий утверждает центральная закупочная комиссия.

Закупочная комиссия может быть создана заранее для конкретной закупки или их серии либо как постоянно действующий орган (как правило — по конкретному направлению закупок).

В состав комиссии могут входит как сотрудники компании, так и внешние специалисты. При этом непосредственные получатели закупочной продукции должны быть в меньшинстве. Закупочные комиссии подразделяются уровни в зависимости от полномочий принятия решений по результатам закупок.

Положение о комиссии по осуществлению закупок по 223-ФЗ

Мы рассмотрели, что из себя представляет комиссия по осуществлению закупок по 223-ФЗ. Теперь перейдем непосредственно к процессу ее создания. Решение принимает руководитель компании-заказчика.

Оно оформляется двумя документами: приказом и положением о комиссии 223-ФЗ. В приказе дается распоряжение сформировать закупочный орган внутри предприятия, перечисляется список участников.

Также в документе может быть указано структурное подразделение, из которого необходимо сформировать комиссию.

Положение нужно для того, чтобы регламентировать деятельность комиссии. В положении о комиссии по закупкам 223-ФЗ указываются: ее состав, ФИО председателя и другие нюансы. Кроме того, там прописываются права и обязанности членов комиссии по осуществлению закупок, к примеру:

  • знакомиться со всеми документами, представленными на рассмотрение;
  • присутствовать и выступать на заседаниях;
  • проверять протоколы;
  • принимать решения в пределах своих полномочий.

Также следует добавить правила проведения заседаний, невозможность заочного ания и т.д. Проще всего взять формулировки из закона. Многие заказчики целиком копируют положения 44-ФЗ, добавляя лишь наименование своей компании и какие-то комментарии.

Пример из практики: о включении в состав комиссии людей творческих профессий

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Заказчик проводил конкурс на создание информационного продукта в форме хроникально-документальных видеосюжетов. Участник закупки пожаловался в ФАС на действие заказчика.

Общество утверждало, что заказчик не включил в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий в количестве не менее 50 процентов. ФАС признала жалобу необоснованной.

На заседании комиссии заказчик пояснил, что цель закупки – создать информационный продукт в форме фильма, а не фильм как произведение искусства. Фильм предназначался для населения.

Как создать комиссию по закупкам расскажет эксперт в статье

Возьмите гостевой доступ бесплатно

Закупочная комиссия по 223 ФЗ

Ответственность закупочной комиссии по 223 ФЗ

Несмотря на то, что Федеральным законом от 18.07.2011 г.

Регламентация деятельности закупочных комиссий по 223-ФЗ

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) напрямую не определен порядок принятия решений при проведении закупок, практика однозначно свидетельствует о необходимости создания специального коллегиального органа, рассматривающего заявки на участие в закупке и определяющего победителя. Таким коллегиальным органом выступает комиссия по закупкам, формируемая Заказчиком, и осуществляющая все необходимые процедуры при проведении закупок.

В настоящее время порядок работы комиссии и требования к ее членам детально прописаны лишь в отношении закупок, проводимых в соответствии с законодательством о контрактной системе.

В отношении закупочной комиссии по Закону № 223-ФЗ такой нормативной правовой базы нет, поэтому Заказчики вынуждены самостоятельно разрабатывать порядок работы закупочной комиссии.

В зависимости от выбранного Заказчиком подхода к полномочиям комиссии может быть отнесено как полное проведение закупки, включая принятие решения о закупке, утверждение документации, внесение изменений, отмена закупки, принятие решений и оформление протоколов и т.д.

, так и закрепление за комиссией той части функций, которые требуют распределения ответственности и консолидации знаний и умений различных специалистов Заказчика (юристы, инженеры, снабженцы), а именно принятие решений о допуске или отказе в допуске к участию в закупке и определение победителя.

На наш взгляд оптимальной схемой организации закупочной деятельности является та, которая обеспечивает оперативное решение текущих вопросов отдельными должностными лицами по согласованию с заинтересованными подразделениями (должностными лицами) и коллегиальное принятие решений, обеспечивающих выбор победителя (рассмотрение и оценка заявок).

По общему правилу, закрепленному в п. 4 ст. 447 ГК РФ комиссия должна быть создана до объявления закупки. Мы также рекомендуем создавать одну постоянно действующую комиссию по закупкам.

Скачать образец Положения о комиссии по закупкам

________________________________________ (наименование организации)

Утверждено _____________________________________ (наименование органа или должностного лица (Ф.И.О.)) _____________________________________ (Протокол/ Приказ/ Решение) от «___»________ ____ г. N ___

Положение о закупочной комиссии

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.

2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и регламентирует закупочную деятельность __________________________________ (далее — «Заказчик»), устанавливает порядок формирования закупочной комиссии, подготовки и проведения ею процедур закупки, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями настоящего Положения являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, сокращение издержек Заказчика, повышение эффективности и результативности процесса закупок, повышение уровня открытости и объективности в закупочной деятельности, пресечение злоупотреблений, обеспечение развития конкуренции и справедливого отношения к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

3. Закупочная комиссия создается в целях закупки товаров, работ, услуг для нужд __________________________ в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и реализации иных полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность комиссии осуществляется на началах ответственного, гласного и коллегиального обсуждения и принятия решений.

5. Закупочная комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.

2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

6. Заказчик принимает решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.

7. Заказчик вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, а также привлекать экспертов.

8. Численный состав закупочной комиссии не может быть менее ____ человек.

9. Замена члена комиссии допускается только по решению Заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

10. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного ания, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

10.1. Основными функциями комиссии являются:

— рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, аукционе, заявок на участие в запросе коммерческих предложений, заявок на участие в запросе котировок цен, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

— принятие решения о допуске либо отклонении заявок участников закупок, не соответствующих установленным требованиям;

— определение победителя закупок;

— формирование протоколов по результатам проведенных закупок;

— комиссия правомочна осуществлять функции, предусмотренные настоящим Положением, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается. Замена членов комиссии допускается только на основании приказа директора.

11. Члены комиссии имеют право:

— знакомиться со всеми представленными на рассмотрение комиссии документами и материалами;

— выступать на заседании комиссии и проверять правильность протоколов, в том числе правильность отражения в протоколе содержания выступлений.

12. Члены комиссии обязаны:

— соблюдать действующее законодательство Российской Федерации;

— лично присутствовать на заседаниях комиссии;

— обеспечивать законные права и интересы участников процедуры закупки;

— обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников и иных документах, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13. Комиссию возглавляет председатель комиссии.

Закупочная комиссия по 223-фз приказ

Председатель комиссии несет ответственность за организацию работы комиссии. В период отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя закупочной комиссии.

13.1. Председатель на заседании комиссии осуществляет:

— общее руководство работой комиссии;

— утверждает время проведения заседания комиссии;

— объявляет заседание комиссии правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов комиссии;

— открывает и ведет заседание комиссии, объявляет перерывы;

— оглашает повестку дня;

— объявляет состав комиссии;

— определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов;

— предоставляет слово для выступления;

— ставит на ание предложения членов комиссии и проекты принимаемых решений;

— подводит итоги ания и оглашает принятые формулировки;

— в случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе эксперта;

— подписывает протоколы, составляемые в ходе заседаний;

— осуществляет иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Комиссия принимает решение, опираясь на данные, представленные в заявках участников, а также исходя из информации, полученной в результате переговоров с участниками закупок, посещений объектов и прочего, учитывая мнение привлеченных экспертов в случае их привлечения.

15. Решение комиссии принимается простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии при наличии кворума, установленного п. 8 настоящего Положения.

В случае равенства председатель комиссии имеет право решающего голоса. Решение закупочной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.

из КонсультантПлюс

Последние изменения

02.01.2021 вступил в силу Федеральный закон № 453-ФЗ от 22.12.2020, который установил штрафы для заказчиков за просрочку оплаты при закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по 223-ФЗ. С этой даты штрафуют за нарушение срока оплаты по договору (его отдельному этапу), заключенному с СМСП.

Чтобы реализовать новации, статью 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях дополнили частью 9, в который утвердили такие размеры штрафов за нарушение:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы прописать ответственность сторон в договоре без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

ВАЖНО!
Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем закупок у субъектов малого предпринимательства (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта Штраф 50 000 рублей
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче разъяснений документации Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей
Нарушения в части содержания протоколов, которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей
Несоблюдение объема закупок среди МСП в процедурах отдельными видами юридических лиц Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты утверждения и не позднее 31 декабря текущего года.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Протоколы закупки.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Пункт 2 постановления правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

ВАЖНО!
Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *