Штрафы НК РФ

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Статья 114. Налогового кодекса РФ. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 114 НК РФ

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1, 2 статьи 114 НК РФ).

Иной меры налоговой ответственности, чем штраф, НК РФ не предусматривает.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Следовательно, пеня не является налоговой санкцией.

НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

СТ 116 НК РФ.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение
указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса

Учет организаций и физических лиц в налоговых органах является одной из форм налогового контроля, которая позволяет государству получать полную и достоверную информацию о потенциальных налогоплательщиках и их деятельности. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным в НК РФ. Следует оговориться, что учету подлежат именно организации, а не их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Каждая организация тем не менее обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в установленные законом сроки. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от того, возникла ли у организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налогов и сборов .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

П. 2 ст. 83 НК РФ.

Учет организаций и физических лиц производится по следующим основаниям:

1) для организаций: по месту нахождения организации; по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);

2) для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту жительства физического лица;

3) как для организаций, так и для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств ;

4) для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых: по месту нахождения участка недр ;

5) для плательщиков единого налога на вмененный доход: по месту осуществления предпринимательской деятельности ;

а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
———————————
Ст. 83 НК РФ.

Ст. 335 НК РФ.

Ст. 346.28 НК РФ.

Нарушению порядка постановки на учет в налоговом органе посвящена ст. 116 НК РФ. Данная статья предусматривает два состава налоговых правонарушений.

Пункт 1 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе по установленным НК РФ основаниям. Таким образом, для правильной квалификации указанного налогового правонарушения необходимо уяснить, в какие сроки налогоплательщик обязан встать на учет.

Срок в пять рабочих дней устанавливается для постановки на учет по месту нахождения организаций и их филиалов и представительств, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по месту жительства, а также иностранной неправительственной некоммерческой организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Однако по данным основаниям постановка на учет производится налоговыми органами на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП). В то же время субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, является налогоплательщик. Субъект правонарушения — один из обязательных элементов состава правонарушения. В данном случае субъектом является налоговый орган, т.к. именно на него возложена обязанность по постановке на учет. Таким образом, нарушение срока постановки на учет по вышеуказанным основаниям не образует состава рассматриваемого налогового правонарушения.
———————————
П. 3 ст. 83 НК РФ.

Обособленное подразделение организации, в соответствии со ст. 11 НК РФ, — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оборудовано на срок, превышающий один месяц. С введением в 2010 году новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в двух видах: постановка на учет филиалов и представительств и постановка на учет иных обособленных подразделений. Нарушение срока представления сообщения о создании обособленного подразделения налоговые органы квалифицируют по п. 1 ст. 116 НК РФ, что, как правило, вызывает несогласие налогоплательщиков, т.к. указанный состав требует нарушения срока подачи именно заявления. Законодательное регулирование данного вопроса отсутствует, однако существуют судебные решения в пользу налогоплательщиков (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 октября 2013 года по делу N А09-11035/2012; Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу N 15АП-7650/2011 и др.). Таким образом, возникает пробел в правовом регулировании, связанный с несовершенством законодательной техники.
———————————
Документы опубликованы не были.

Санкция за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 ст. 116 НК РФ, установлена в виде штрафа за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах в размере 10 тыс. рублей.

Следует отметить, что судебной практикой и разъяснениями финансовых органов определены случаи, при которых исключается ответственность за данное налоговое правонарушение. Так, не применяется ответственность за неподачу заявления о постановке на учет или уклонение от постановки на учет в налоговом органе по основанию, указанному в ст. 83 НК РФ, в случае если налогоплательщик уже состоит на учете в этом же самом налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ . До 2013 года при решении схожих дел суды руководствовались п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5. Однако с 2013 года в результате изменения судебной практики, и в частности отмены указанного постановления , данное правило не применяется к налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход .
———————————
Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 8 августа 2001 года N ШС-6-14/613@ // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 года N Ф09-12343/12 по делу N А34-1580/2012 // Документ опубликован не был.

П. 83 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 // Документ опубликован не был.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2013 года по делу N А56-32161/2012 // Документ опубликован не был.

Административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах устанавливается ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ. Санкция за данное правонарушение — предупреждение либо административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей. Два состава (предусмотренные НК РФ и КоАП РФ) отличаются по кругу субъектов. Пункт 1 ст. 116 НК РФ распространяет свое действие на организации и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), в то время как субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ являются должностные лица, за исключением индивидуальных предпринимателей. Понятие должностного лица определяется в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также руководители и другие работники организаций, арбитражные управляющие. В отдельных случаях к ним также относятся члены советов директоров, исполнительных органов, комиссий, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Если КоАП РФ не предусмотрено иное, то также должностными являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Таким образом, административную ответственность за нарушение порядка постановки на учет несут только должностные лица организаций. К физическим лицам (в том числе и индивидуальным предпринимателя) и организациям как самостоятельным лицам ответственность не применяется.

Рассмотрим состав налогового правонарушения, связанный с ведением деятельности без постановки на учет.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ устанавливает ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ. Необходимо отметить, что круг субъектов по данному составу отличается от рассмотренного ранее. К ответственности за указанное налоговое правонарушение привлекаются только организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица как таковые.

Санкция за данное правонарушение установлена в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.

Как было указано выше, в ст. 83 НК РФ подчеркивается, что постановка на учет в налоговых органах осуществляется независимо от наличия обязательств по уплате налогов и сборов. Однако санкция, установленная п. 2 ст. 116 НК РФ, предусматривает наличие определенного дохода у налогоплательщика, с которого и взыскивается процент. В этом случае возникает вопрос, должна ли деятельность, осуществляемая без постановки на учет, приносить доход для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования приводит к различному толкованию данного положения налоговыми органами, налогоплательщиками и судами. Так, налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля не принимают во внимание факт получения налогоплательщиками дохода от ведения деятельности без постановки на учет. Решения налоговых органов закономерно вызывают несогласие налогоплательщиков, и споры по ним разбираются в судебном порядке.

Указанный пробел в законодательном регулировании усугубляется еще и тем, что судебная практика, призванная его восполнить, достаточно противоречива. Существуют судебные решения, согласно которым получение дохода является обязательным условием для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В основном эти решения принимались ФАС Московского округа (например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 января 2007 года, 15 января 2007 года N КА-А41/13083-06 по делу N А41-К2-2245/06; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2009 года N КА-А41/5362-09 по делу N А41-27238/08 ). В то же время при рассмотрении споров о необходимости получения дохода суды нередко приходят к заключению о допустимости привлечения налоговыми органами к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ при отсутствии у организаций и индивидуальных предпринимателей дохода от ведения подобной деятельности. Санкцию в виде штрафа в данном случае следует определять исходя из минимального установленного размера 40 тыс. рублей (см. например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2009 года по делу N А06-980/2009; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2008 года по делу N А42-4598/2007 ).
———————————
Документы опубликованы не были.

Документы опубликованы не были.

Субъектами правонарушения, установленного п. 2 ст. 116 НК РФ, как было замечено ранее, являются организации и индивидуальные предприниматели. На практике нередко возникает вопрос, следует ли привлекать к ответственности индивидуальных предпринимателей, не вставших на налоговый учет в качестве таковых, однако имеющих свидетельство ИНН, в качестве физических лиц (то есть вставших на учет в качестве физических лиц, а не индивидуальных предпринимателей). Данный пробел законодательного регулирования достаточно успешно восполняется судебной практикой. При рассмотрении споров налогоплательщиков с налоговыми органами по поводу привлечения к ответственности по вышеуказанному основанию суды практически всегда встают на сторону налогоплательщика . Таким образом, индивидуальные предприниматели, не вставшие на учет в качестве таковых, однако все равно имеющие свидетельство ИНН, не должны привлекаться к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.
———————————
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2013 года по делу N А64-1081/2013 // Документ опубликован не был.

Рассматриваемый состав налогового правонарушения связан с аналогичным составом административного проступка. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за аналогичное правонарушение. Рассмотрим состав, предусмотренный ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ.

Указанная норма предусматривает ответственность за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого проступка включает в себя два деяния: нарушение срока постановки на учет и ведение деятельности без постановки на учет. Необходимо отметить, что только одновременное совершение обоих деяний образует состав рассматриваемого административного проступка.

Санкция за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 до 3 тыс. рублей.

Субъектами являются должностные лица, определяемые в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей. Таким образом, рассматриваемые составы, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ, также отличаются по кругу субъектов. Пункт 2 ст. 116 НК РФ распространяет свое действие на организации и индивидуальных предпринимателей, в то время как субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ являются только должностные лица организаций.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на недостаток в правовом регулировании привлечения к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах.

При рассмотрении составов налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 116 НК РФ, представляется необходимым указать на проблему их соотношения. В правоприменительной практике часто возникает вопрос о правомерности привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Законодательно не урегулировано, по истечении какого именно срока необходимо считать, что лицо ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе. В связи с этим возникает пробел в праве.

Судебная практика, посвященная данному вопросу, неизвестна. В ранее действовавших редакциях НК РФ был установлен срок в 90 дней, по истечении которого налогоплательщика, не вставшего на учет, налоговый орган вправе привлекать к налоговой ответственности за ведение деятельности без постановки на учет. В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации существует пробел законодательного регулирования, что создает опасность злоупотребления налоговыми органами и судами своими правами.

Однако представляется возможным преодоление указанного пробела в праве с помощью аналогии закона, а именно посредством применения аналогичной нормы КоАП РФ. Как было сказано выше, при установлении ответственности за аналогичные административные правонарушения такого пробела нет: ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ устанавливает санкцию за ведение деятельности без постановки на учет, сопряженное с нарушением срока постановки на учет. Таким образом, оба этих деяния должны выполняться одновременно. Представляется возможным изменение состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ, в соответствии с аналогичным составом в КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения.

Нарушение законодательства о бухгалтерском и налоговом учете влечет за собой наложение штрафных санкций.

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует ответственность за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Понятие грубого нарушения

Под грубым нарушением правил ведения налогового учета, согласно абз.3 п.3 ст.120 НК РФ, понимается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, согласно ст.15.11 КоАП РФ, понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
  • нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

Штрафы за налоговые правонарушения

В Налоговом Кодексе за грубое нарушение правил учета предусмотрены следующие административные штрафы:

— если нарушения совершены в течение одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 10 000 рублей;

— если нарушения совершаются в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 30 000 рублей;

— если нарушения повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, но если выяснится, что нарушения законодательства совершены умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а так же порядка и сроков хранения учетных документов грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Как избежать административной ответственности

При грубом нарушении правил налогового учета, повлекшем за собой занижение налоговой базы, ответственности можно избежать, если представить уточненную налоговую декларацию.

Статьей 81 НК РФ установлено, что выполнение данного требования до того как ошибки будут выявлены сотрудниками ИФНС или налогоплательщику станет известно о назначении в отношении себя выездной налоговой проверки, может позволить ему избежать налоговой ответственности если:

— уточненная декларация представлена по истечении срока сдачи первичной декларации, но до истечения срока уплаты налога;

— уточненная декларация представлена после истечения срока подачи первичной декларации и срока уплаты налога, но до подачи уточненной декларации произведена уплата недостающей суммы налога и пени. Уплата пени в данном случае является обязательным условием освобождения от ответственности (пп.1 п.4 ст.81 НК РФ).

Избежать ответственности за грубое нарушение правил бухгалтерского учета, согласно п.2 примечаний к ст.15.11 КоАП РФ, возможно в следующих случаях:

— исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном российским законодательством порядке;

— представления уточненной налоговой декларации и погашения соответствующей недоимки, а также уплаты пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового Кодекса.

Штрафы за несданную вовремя отчетность

Сроки представления деклараций в налоговые органы определены нормами НК РФ. По каждому налогу эти сроки различны. Налоговые санкции за несданную вовремя отчетность установлены статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации.

Расчет штрафа производиться за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, но не более 30% от отраженной в этой декларации суммы налога и не менее 1 000 рублей.

За непредставление в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности, декларации по налогу на прибыль организации (авансовый расчет), расчета по авансовому платежу по налогу на имущество, сведений о среднесписочной численности, справок по форме 2-НДФЛ и прочих сведений и отчетов, согласно п.1 ст.126 НК РФ взимается штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

За непредставление отчетности также налагается административный штраф. Административный штраф налагается одновременно с налоговой санкцией и не заменяет ее.

Статьей 15.5 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей.

Статьей 15.6 КоАП РФ для должностных лиц организации предусмотрены административные штрафы в размерах от 300 до 500 рублей в случае с опозданием сдачи либо с отказом от сдачи бухгалтерской отчетности, а также прочих сведений и отчетов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Снижение штрафных санкций за налоговые правонарушения

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Иными смягчающими ответственность обстоятельствами могут быть признаны:

  • отсутствие реального ущерба бюджету государственного внебюджетного фонда (нарушение не повлекло возникновения недоимки по уплате налогов);
  • совершение правонарушения впервые;
  • незначительный пропуск срока подачи деклараций и отчетности;
  • необходимость доставки документов из другого населенного пункта;
  • большой объем истребованных документов;
  • отсутствие (увольнение, отпуск, командировка) главного бухгалтера и другие.

Перечень смягчающих обстоятельств НК РФ не ограничивает.

В данной статье освещены нормы законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету, а также ответственность за их нарушения. Также законодательством предусмотрены штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, нарушения сроков подачи статистической и экологической отчетности, нарушения в области пенсионного обеспечения и социального страхования.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросам ответственности за нарушения правил бухгалтерского и налогового учета, а так же по вопросам ответственности за нарушения других норм законодательства РФ Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *