Штамп осторожно гололед в путевом листе

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Постановление № 848 — постановление КМУ «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» от 04.06.2003 г. № 848.

Постановление № 332 — постановление КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, других устройств и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332.

Порядок № 116 — Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Методические рекомендации № 90 — Методические рекомендации по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90.

Нормы № 43 — Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43.

Инструкция № 74 — Инструкция о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 17.02.98 г. № 74.

Приказ № 36 — приказ Министерства инфраструктуры Украины «Об утверждении Изменений к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 24.01.2012 г. № 36.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 30.10.98 г. № 90.

Положение № 124/345 — Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины и Министерства внутренних дел Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.

Эксплуатационные нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 488.

Методика № 786 — Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденная постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.

Нормы № 420 — Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 420.

При проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности работники государственной финансовой инспекции руководствуются Методическими рекомендациями № 90.

Ревизия расходов на содержание транспортных средств осуществляется в рамках вопроса ревизии состояния сохранности имущества, использования оборотных и необоротных активов.

Рассмотрим, каким именно вопросам уделяют внимание специалисты государственной финансовой инспекции, обратившись к Методическим рекомендациям № 90.

1. Исходя из п.11.11 Методических рекомендаций № 90 в начале проведения ревизии по этому вопросу инспекторы должны установить наличие собственного и арендованного автотранспорта и инициировать перед руководителем учреждения проведение инвентаризации наличия автотранспортных средств, горюче-смазочных материалов и запасных частей*. На основе данных карточек учета основных средств, актов на списание узлов, деталей на автомобили инспекторы должны проверить соответствие номеров шасси и двигателя паспортным данным.

*Обратите внимание: инспекторы имеют право только инициировать проведение инвентаризации, а не проводить ее лично. Они не имеют права быть включены в состав инвентаризационной комиссии. Однако инспекторы могут присутствовать при проведении инвентаризации и проконтролировать действия инвентаризационной комиссии.

При проведении инвентаризации горючего необходимо, по возможности, снять остатки горючего в баках автомашин, а также в хранилищах и сравнить показания спидометров в путевых листах с фактическими данными, числящимися за каждым ответственным лицом, вывести остатки горючего и сравнить их с фактическими.

При выявлении остатков необходимо принять надлежащие меры для их оприходования и отнесения в подотчет ответственного лица, при недостаче необходимо провести расчет убытков в соответствии с Порядком № 116*.

* Обратите внимание: на сегодняшний день инспекторы не имеют права самостоятельно определять размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. Детальнее по этому вопросу см. консультацию специалиста Государственной финансовой инспекции «Могут ли ревизоры самостоятельно определять размер убытков от недостач» («Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 15, с. 25).

2. Инспекторы должны проверить обоснованность расчетов по КЭКР 1131 и 1134 в части содержания транспортных средств. Для этого необходимо сравнить фактические расходы на содержание автотранспорта в прошлом году с установленными ассигнованиями, при этом учесть изменение цен (подорожание или удешевление) на горюче-смазочные материалы, выбытие единиц автотранспорта или запланированное приобретение автотранспорта.

Кроме того, инспекторы должны выяснить, не допускались ли расходы средств общего и/или специального фондов на ремонт автомобилей, которые не учитываются на балансе или поломка которых возникла по вине конкретного лица.

3. Если в ревизуемом периоде бюджетной организацией был приобретен автомобиль, то инспекторы должны проверить, утверждены ли в смете расходы на его приобретение и не превышена ли предельная сумма стоимости его приобретения. Напомним, что предельные суммы расходов на приобретение автомобилей утверждены постановлением № 332.

4. Инспекторы должны обратить внимание на то, увеличена ли по данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость автотранспорта в случае проведения его дооборудования.

5. При проверке списания горюче-смазочных материалов необходимо проверить соблюдение установленного порядка и норм списания в соответствии с Нормами № 43.

6. Инспекторы должны проверить правильность оформления путевых листов.

7. Также инспекторы должны проверить за отдельный период достоверность отражения оборотов по субсчетам 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы» и 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию».

В случае выявления несоответствий в учете при переносе остатков горючего (в путевых листах, оборотных ведомостях и т. п.) инспекторы должны сделать накопительную сличительную ведомость за год по ежедневному получению и списанию горючего (в разрезе его видов) для выявления «красных остатков» (случаев списания горючего без фактического наличия его в остатках) или излишнего списания.

8. Инспекторы должны выяснить, не содержится ли за счет ревизуемой организации транспорт, принадлежащий вышестоящей организации или частным лицам, и не было ли случаев использования транспорта в личных целях работниками или другими лицами без соответствующей оплаты, ведь легковые автомобили используются только для поездок, связанных со служебной деятельностью должностных лиц.

Кроме того, при проверке расходов на содержание транспортных средств, проверяющие должны выяснить, не производилось ли учреждением (заведением) списание горюче-смазочных материалов на автомобили в тот период, когда они находились в ремонте, не использовались ли служебными лицами автомобили, закрепленные за ними, во время пребывания последних в отпусках, на больничном и в командировке.

Также особое внимание обращается на факты использования автотранспорта в выходные и праздничные дни, наличие соответствующих приказов и разрешений на его использование.

Теперь перейдем непосредственно к примерам нарушений, которые были фактически установлены работниками государственной финансовой инспекции по вопросам соблюдения действующего порядка расходования бюджетных средств на содержание автотранспорта.

Инвентаризация горюче-смазочных материалов и запасных частей

Как было указано выше, инспектор государственной финансовой службы только присутствует при проведении инвентаризации, т. е. участия в ней он не принимает.

Напомним, что согласно п. 4 Инструкции № 90 инвентаризация топлива проводится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в Инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию.

После оформления в установленном порядке Инвентаризационная опись запасов передается в бухгалтерию для составления Сличительной ведомости результатов инвентаризации других необоротных материальных активов и запасов.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации запасов применяется для отражения результатов инвентаризации. На основании данных Инвентаризационной описи запасов расхождения, возникшие между фактическими показаниями и данными бухгалтерского учета, отражаются в графе «Результаты инвентаризации».

Рассмотрим пример нарушения.

Пример

В ходе ревизии организации фактического контроля за использованием автомобилей и запасов в соответствии с приказом по заведению произведены выборочная инвентаризация наличия автомобилей и запасов, снятие показаний спидометров и остатков горючего в баках автомобилей у одного материально ответственного лица. По результатам контроля расхождения показаний спидометров и данных путевых листов не установлены, остатки и недостачи автомобилей не выявлены, однако при проведении инвентаризации установлены излишки запасов, а именно автошин.

Так, в ходе проведения инвентаризации выявлены в наличии четыре автошины, не числящиеся в учете заведения.

Аренда автомобилей

Отметим, что бюджетная организация имеет право арендовать автомобиль как у юридического, так и у физического лица. Отношения с владельцем автомобиля оформляются договором аренды транспортного средства. Типовой формы такого договора не существует, поэтому при его составлении следует ориентироваться на требования, определенные парагр. 5 ХКУ.

Обратим внимание на то, что бюджетные организации имеют право заключать договоры аренды легковых автомобилей, стоимость которых не превышает предельные суммы расходов, утвержденные постановлением № 332.

Автомобиль считается переданным в аренду с момента оформления акта приема-передачи, в котором указывается как автомобиль, так и комплектующие, которые вместе с ним передаются.

Размер арендной платы определяется сторонами в договоре. На сегодняшний день ограничения по размеру арендной платы касаются случая, когда арендодателем является бюджетная организация.

Так, исходя из п. 7 Методики № 786 размер годовой арендной платы в случае аренды иного, кроме недвижимого, отдельного индивидуально определенного имущества, в том числе автомобилей, устанавливается по соглашению сторон, но не менее 10 % стоимости арендованного имущества по результатам независимой оценки.

Рассмотрим примеры нарушений по аренде автотранспортных средств.

Пример 1

Ревизией установлено, что на балансе учреждения автомобилей нет. Но в периоде, подлежащем ревизии, учреждением был заключен договор аренды автомобиля марки Skoda Superb 2008 года выпуска. Стоимость указанного автомобиля составляет 205 тыс. грн.

Взятие учреждением в аренду автомобиля указанной стоимости является нарушением требований п. 5 постановления № 332.

Пример 2

В периоде, подлежавшем ревизии, учреждением производились расходы на ремонт автомобиля, взятого в аренду у физического лица. Однако условиями договора аренды определено, что текущий и капитальный ремонты автомобиля производятся за счет арендодателя – физического лица.

Таким образом, расходы учреждения на ремонт автомобиля являются незаконными расходами бюджетных средств.

Оплата работ по ремонту автомобилей

Рассмотрим пример нарушения относительно оплаты работ по ремонту автомобиля.

Пример

Ревизией соблюдения законодательства при оплате услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей выявлено, что учреждением согласно заключенному с физической лицом — предпринимателем договору и акту выполненных работ был произведен ремонт автомобиля ВАЗ-2107.

Согласно акту выполненных работ установлено, что при проведении текущего ремонта автомобиля ВАЗ-2107 были выполнены следующие работы: замена крыла переднего левого; замена передней панели; рихтовка передней панели; окраска крыла переднего левого; окраска крыла переднего правого; окраска капота; окраска передней панели; замена бампера в сборке; замена кронштейна крепления бампера переднего, т. е. работы, которые могут свидетельствовать о том, что автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП).

В ходе ревизии был сделан запрос в местный отдел ГАИ о предоставлении информации о фактах ДТП, участниками которых были транспортные средства учреждения в течение ревизуемого периода.

В ответ на вышеуказанный запрос отдел ГАИ предоставил письмо, согласно которому подтвержден факт ДТП при участии автомобиля ВАЗ-2107, принадлежащего учреждению, и указано виновное в ДТП стороннее лицо.

Исходя из вышеизложенного, ревизией установлено, что автомобиль учреждения ВАЗ-2107 действительно попал в ДТП, водитель учреждения в совершении ДТП не виновен, однако текущий ремонт автомобиля ВАЗ-2107 осуществлялся после последствий ДТП, происшедшего по вине стороннего лица.

Ревизией установлено, что учреждением был заключен договор с товарной биржей, предметом которого является предоставление услуг по экспертной оценке автотранспорта — определению материального убытка, нанесенного владельцу автомобиля ВАЗ-2107.

Согласно выполненному товарной биржей Отчету-исследованию специалиста-автотовароведа определена сумма материального убытка, нанесенного владельцу ВАЗ-2107, в результате повреждения автомобиля при ДТП.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 16 и ч. 1 ст. 22 ГКУ каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего личного неимущественного или имущественного права, по возмещению имущественного ущерба и получить возмещение убытков в полном объеме, чем учреждение не воспользовалось.

Таким образом, в результате оплаты стоимости текущего ремонта автомобиля ВАЗ-2107 за счет бюджетных средств специального фонда сметы учреждением допущено незаконное расходование бюджетных средств.

Изменение первоначальной стоимости автотранспорта в случае проведения его дооборудования

Напомним, что согласно п. 1.6 Инструкции № 64 при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которые привели к дополнительному укомплектованию необоротных активов, осуществляется изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов.

Рассмотрим пример нарушения, касающегося изменения стоимости автотранспортного средства.

Пример

В ходе ревизии установлено, что через год после приобретения автомобиля на нем были установлены сигнализация и газовое оборудование, при этом стоимость автомобиля в бухгалтерском учете не была увеличена. Указанное нарушение п. 1.6 Инструкции № 64 привело к занижению в учете стоимости активов*.

* Как отразить в учете учреждения операции по дополнительному укомплектованию автомобиля, можно узнать из комментария к письму Госказначейства «Об операциях, связанных с приобретением и ремонтом автомобилей» от 29.06.2011 г. № 17-06/1578-9213 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31, с. 26).

Соблюдение установленного порядка и норм списания горюче-смазочных материалов

Нормы № 43 распространяются только на модели автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного выполнения. Следует отметить, что в техдокументации заводов — производителей автомобилей часто указаны контрольные расходы топлива в разных режимах. Эти показатели не являются базовыми линейными нормами и не могут быть основанием для списания использованных горюче-смазочных материалов.

Предприятиям, учреждениям и организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать линейные нормы для газобаллонных, специальных автомобилей и для новых модификаций автомобилей (если существует норма для базового автомобиля). В этом случае линейные нормы устанавливаются на основании расчетов. При отсутствии норм расхода топлива для базовых автомобилей их владельцы должны заказывать разработку временных норм в ГосавтотрансНИИпроекте.

Кроме того, отметим, что хотя в письме ГлавКРУ от 11.08.2010 г. № 02-14/1232 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 40, с. 6) было высказано мнение о том, что Нормы № 43 являются обязательными к исполнению только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса, в связи с тем что приказ, утвердивший их, не прошел регистрацию в Минюсте, Методические рекомендации № 90 требуют проверки соблюдения установленного порядка и норм списания именно в соответствии с Нормами № 43.

Специалисты редакции газеты «Бюджетная бухгалтерия» в комментарии к указанному письму также советовали бюджетным организациям использовать при списании горюче-смазочных материалов именно Нормы № 43 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 40, с. 7).

Также отметим, что приказом № 36 в Нормы № 43** внесены соответствующие изменения, которые следует учесть в работе с 01.03.2012 г.

** Нормы № 43 с учетом последних изменений будут опубликованы в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 18.

Приведем примеры нарушений при списании горюче-смазочных материалов.

Пример 1

Ревизией соблюдения норм списания смазочных материалов установлено, что при проведении списания масла для автомобиля ВАЗ-21070 в нарушение требований п. 1.10 Норм № 43 в учреждении не применялись нормативы расхода смазочных материалов, в результате чего было излишне списано масло моторное и масло трасмиссионное. Указанное привело к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 2

Ревизией соблюдения норм списания топлива, проведенной в отношении двух автомобилей, а именно ВАЗ-2107 и ВАЗ 21043, согласно требованиям Норм № 43 установлен один случай неправильного применения базовой линейной нормы при списании топлива.

Так, при списании бензина на работу автомобиля ВАЗ-2107 применялась базовая линейная норма из расчета 10,1 л на 100 км пробега, тогда как Нормами № 43 для указанной марки автомобиля предусмотрена для применения базовая линейная норма 9,9 л на 100 км пробега. Указанное привело к излишнему списанию бензина и, как следствие, к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 3

Ревизией соблюдения норм списания топлива и смазочных материалов, проведенной путем сверки норм, указанных в путевых листах, предоставленных заведением к ревизии, с нормами, установленными согласно требованиям действующего законодательства, нарушений не установлено.

Однако в результате допущенных арифметических ошибок заведением был излишне списан бензин, что привело к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 4

Ревизией обоснованности списания топлива установлено, что в период с 01.07.2011 г. по 01.09.2011 г. в учреждении списывался бензин на поездки автобуса, перевозившего детей-инвалидов в оздоровительный лагерь, в то время как фактически лагерь работал в другой период, а именно с 01.06.2011 г. по 30.06.2011 г.

Указанное привело к излишнему списанию горючего и соответственно к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 5

Ревизией обоснованности списания топлива установлено, что в период с 01.01.2011 г. по 01.05.2011 г. в учреждении списывался бензин, использованный двумя автомобилями, числящимися на балансе, тогда как в указанный период в учреждении фактически работал только один водитель ежедневно на одном автомобиле.

Указанное привело к излишнему списанию горючего и соответственно к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 6

Ревизией установлен случай списания бензина по данным бухгалтерского учета заведения в то время, когда водитель находился в отпуске. Соответствующий приказ о прерывании отпуска водителя и его выходе на работу в этот период руководитель заведения не издавал. Указанное привело к излишнему списанию бензина и соответственно незаконным расходам бюджетных средств.

Соблюдение законодательства при списании шин

Напомним, что все данные, касающиеся шин и их пробега, должны заноситься материально ответственным лицом в Карточку учета пробега (наработки) пневматической шины, форма которой утверждена Эксплуатационными нормами № 488.

Данные пробега автошин заносятся в тысячах километров по пробегу транспортного средства за месяц и за период с начала эксплуатации. Для сельскохозяйственных машин, дорожных, подъемно-транспортных и других машин наработка шин может учитываться в часах работы, соответствующих времени работы этих машин.

Эксплуатация автошин проводится в зависимости от степени их изношенности, которая определяется согласно требованиям Эксплуатационных норм № 488 и Норм № 420.

Замена автошин проводится не только при полном использовании шин, не пригодных к эксплуатации, но и при переходе на зимний период, что связано с наличием у зимних шин специальных протекторов, препятствующих скольжению. Весной на автомобиле устанавливаются летние шины, а замененные зимние возвращаются на склад или в гараж. Все эти перемещения нужно отражать в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины.

Кроме того, замена шин может быть связана с их мелким ремонтом, например, вулканизацией.

Шина подлежит списанию, если она достигла фактического пробега согласно установленным (откорректированным) нормам или естественно изношена до предельной высоты рисунка протектора.

При списании автошин в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины указываются суммарный пробег до списания и информация о дальнейшем использовании шины: восстановлении изношенности протектора, ремонте или утилизации. В этом случае Карточка учета пробега (наработки) пневматической шины имеет статус акта ее списания. Она подписывается членами комиссии по вопросам потери пневматическими шинами потребительских свойств.

Если шины имеют эксплуатационные или производственные дефекты, приводящие их к техническому состоянию, вызывающему опасность, они могут быть списаны на основании акта независимо от окончания срока их эксплуатации, определенного законодательством.

Обратим ваше внимание на то, что шины могут эксплуатироваться и после достижения норм среднего ресурса, если высота рисунка протектора в момент достижения ресурса больше предельно допустимой высоты, а техническое состояние шин является удовлетворительным*.

* Детально об учете автошин можно узнать из консультации «Учет автошин» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 15, с. 9).

Теперь перейдем к рассмотрению нарушений при списании шин.

Пример 1

Ревизией соблюдения законодательства при списании шин установлено, что в нарушение требований п. 7.1 Эксплуатационных норм № 488 в учреждении не велись Карточки учета пробега (наработки) пневматической шины, что делает невозможным проведение ревизии по указанному вопросу.

Пример 2

Ревизией установлено, что на легковом автомобиле, используемом в нормальных условиях эксплуатации, установлены шины КАМА-503 165/70R13. Для шин этого типа норма использования составляет 65,0 тыс. км. С учетом корректировочных коэффициентов норма эксплуатации указанных шин составляет 61,15 тыс. км.

При этом ревизией установлено, что шины были безосновательно списаны при пробеге 45 тыс. км без определения их фактических свойств (высота рисунка протектора, эксплуатационные и производственные дефекты и т. п.).

Применение корректировочных коэффициентов

Еще раз напомним, что с 01.03.2012 г. были изменены Нормы № 43 и эти изменения преимущественно касаются именно применения корректировочных коэффициентов, поэтому с 01.03.2012 г. нужно применять корректировочные коэффициенты с учетом изменений.

Пример 1

Ревизией правильности применения корректировочных коэффициентов при работе автотранспорта в условиях города, в городском режиме, в зимних условиях, при условии эксплуатации системы «климат-контроль» и с учетом срока эксплуатации установлены случаи нарушения требований Норм № 43.

Так, в результате безосновательного применения надбавки за работу в зимних условиях бухгалтерией заведения было произведено списание бензина А-92 на легковой автомобиль ГАЗ-32213 в завышенных размерах, что является нарушением требований п. 3.1.1 Норм № 43. Указанное привело к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 2

Ревизией соблюдения норм списания топлива и смазочных материалов, проведенной в отношении автомобиля ВАЗ-21099, установлено, что в нарушение требований п. 3.1.4 Норм № 43 на работу автомобиля ВАЗ-21099 за пределами пригородной зоны учреждением в апреле 2011 года проводилось списание топлива с применением повышающего коэффициента за работу в условиях города с населением больше 1,0 млн человек. Указанное привело к излишнему списанию бензина марки А-95 и соответственно к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 3

Ревизией установлено, что в нарушение требований п.п. 3.1.6 Норм № 43 к базовой линейной норме расходов топлива применялась надбавка за движение в центральных частях города в час пик без детализации маршрута и пробега, в результате чего было излишне списано топливо, что привело к незаконным расходам бюджетных средств.

Пример 4

Ревизией установлено, что в учреждении в зимний период применялось повышение базовой линейной нормы за работу в холодное время года.

В период ревизии был направлен запрос в областной центр по гидрометеорологии ДХС МЧС Украины и получены данные о температуре воздуха в зимний период.

Ревизией установлены существенные расхождения между результатами измерения температуры в зимний период ответственным лицом учреждения и данными гидрометеорологического центра. Указанное привело к необоснованному списанию топлива и, как следствие, к незаконным расходам бюджетных средств.

Правильность оформления путевых листов

Основанием для списания использованных легковым автотранспортом горюче-смазочных материалов является путевой лист установленной формы.

Типовая форма путевого листа и порядок ее заполнения регулируются Инструкцией № 74.

Напомним правила оформления путевых листов, определенные этой Инструкцией.

Путевой лист служебного автомобиля оформляется только на один рабочий день (смену) и выдается при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На больший срок путевой лист выдается в случаях транспортного обслуживания в междугородном сообщении более одних суток согласно приказу или распоряжению перевозчика.

Выдача путевого листа регистрируется в диспетчерском журнале по следующим реквизитам: дата выдачи, номер путевого листа, фамилия и инициалы водителя, его подпись при получении путевого листа, дата возврата путевого листа, подпись ответственного лица.

Перед выдачей водителю путевого листа диспетчер (или другое ответственное лицо) заполняет его следующим образом:

— на лицевой стороне в верхнем левом углу ставит штамп перевозчика, записывает номер путевого листа и дату его выдачи (число, месяц, год), которые должны соответствовать номеру и дате регистрации путевого листа в диспетчерском журнале, наименование и код режима работы водителя, согласно которому начисляется заработная плата (работа в будние дни, командировки, работа в выходные дни и т. д.), указывает марку, государственный и гаражный номера автомобиля, фамилию, инициалы, номер удостоверения и табельный номер водителя, получающего путевой лист, а также номер колонны и бригады, в состав которых входят автомобиль и водитель;

— на основании условий договора (заявки) заказчика или задания руководства предприятия (учреждения) в графе 1 раздела I «Задание водителю» записывает наименование и адрес заказчика, к которому должен прибыть автомобиль для выполнения задания, или фамилию, инициалы и должность ответственного лица предприятия (учреждения), в распоряжение которого предоставляется автомобиль; в графе 2 — время прибытия автомобиля к заказчику, в графе 3 — время выбытия в соответствии с заявкой или графиком работы (ч, мин) или согласно моменту начала и конца обслуживания должностного лица. Право изменения задания имеет только перевозчик, в исключительных случаях — заказчик с соответствующей записью в строке «Особые отметки» на оборотной стороне путевого листа;

— в строке 11 раздела III «Движение горючего» делает запись об остатке горючего по данным предыдущего путевого листа;

— в строке «Удостоверение водителя проверил, задание выдал» подписью утверждает достоверность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя его удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда автомобиля из гаража осуществляется в такой последовательности:

— медицинский работник, выполняющий предрейсовый медицинский осмотр, подписью утверждает возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем;

— в строке 4 раздела II «Работа водителя и автомобиля» механик (или другое ответственное лицо перевозчика) записывает показания спидометра при выезде автомобиля из гаража, в строке 6 — фактическое время (ч, мин) выезда автомобиля и подписью утверждает передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд;

— в строке «Автомобиль принял» водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля технически исправным и получение задания;

— заправщик (или другое ответственное лицо перевозчика) в строках 8 — 10 раздела III «Движение горючего» записывает марку, код марки и количество выданного горючего и утверждает эти данные подписью.

После выполнения задания ответственное лицо, в чье распоряжение был предоставлен автомобиль, в соответствующей строке на оборотной стороне путевого листа подписью и штампом утверждает выполнение обслуживания.

В строке «Особые отметки» делается соответствующая запись представителем органов Госавтоинспекции и другими уполномоченными на это органами в случае нарушения водителем Правил дорожного движения или изменения маршрута движения по непредвиденным причинам для выполнения специального задания. Замечания по качеству обслуживания записываются также ответственным лицом, в чье распоряжение был предоставлен автомобиль.

После возвращения автомобиля в гараж заполнение путевого листа осуществляется в такой последовательности:

— заправщик определяет остаток горючего при возвращении автомобиля в гараж и заполняет строку 12 раздела III «Движение горючего», утверждает данные подписью;

— в строке «Автомобиль сдал» водитель подписью утверждает сдачу автомобиля механику в технически исправном (неисправном) состоянии;

— механик заполняет строки 5 и 7 раздела II «Работа водителя и автомобиля», указывая соответственно показания спидометра и фактическое время возвращения автомобиля в гараж (ч, мин), и подписью утверждает достоверность данных в указанных строках, а также принятие автомобиля в технически исправном (неисправном) состоянии.

Оформленный таким образом путевой лист передается диспетчеру или другому ответственному лицу для дальнейших расчетов транспортной работы, стоимости услуг и заработной платы водителю.

Показатели раздела IV «Результаты работы автомобиля» заполняются следующим образом:

— данные графы 13 «Расходы горючего по норме» определяют исходя из общего пробега автомобиля, норм расхода горючего на пробег и коэффициента изменения нормы расхода в зависимости от условий эксплуатации автомобиля;

— данные графы 14 «Расходы горючего фактические» равняются сумме остатка горючего при выезде из гаража (строка 11, раздел III) и выданного горючего (стр. 10, раздел III) минус остаток горючего при возвращении автомобиля в гараж (строка 12, раздел III);

— данные графы 15 «Общий пробег» равняются разнице между показаниями спидометра при возвращении автомобиля в гараж (строка 5, раздел II) и перед его выездом из гаража (строка 4, раздел II);

— данные графы 16 «Время в наряде» равняются разнице между данными фактического времени возвращения автомобиля в гараж (строка 7, раздел II) и выезда его из гаража (строка 6, раздел II), за исключением времени на обеденный перерыв водителя. Круглосуточные простои автомобиля из-за бездорожья, технических неисправностей и других подобных причин не учитываются;

— данные графы 17 «Расчет стоимости услуг» и графы 18 «Расчет зарплаты водителю» определяют согласно действующим расценкам на основании данных о результатах работы автомобиля (графы 15 и 16) и утверждаются подписью таксировщика, выполнившего расчет. Достоверность расчетов в путевом листе после их проверки утверждает подписью бухгалтер перевозчика.

Теперь рассмотрим примеры нарушений в оформлении путевых листов.

Пример 1

Ревизией соблюдения порядка оформления путевых листов установлено, что в нарушение пп. 2.4, 2.7 Инструкции № 74 во всех путевых листах отсутствуют подписи ответственного лица, в чье распоряжение был предоставлен автомобиль, а также бухгалтера учреждения, проверяющего достоверность расчетов в путевом листе.

Пример 2

Ревизией соблюдения порядка оформления путевых листов установлено, что в нарушение требований п. 2.2 Инструкции № 74 в путевых листах не указываются наименования и коды режима работы водителя (работа в будние дни, командировки, работа в выходные или праздничные дни), время прибытия и выбытия автомобиля к заказчику (раздел I). Кроме того, в разделе IV путевых листов отсутствуют подписи лиц, которые им пользовались.

Пример 3

Ревизией установлено, что в путевых листах служебного легкового автомобиля отсутствует отметка врача о состоянии здоровья водителя и допуске к управлению, что является нарушением требований п. 1.5 Положения №124/345.

Пример 4

Ревизией соблюдения порядка оформления путевых листов установлено, что в нарушение п. 2.3 Инструкции № 74 в разделе II «Работа водителя и автомобиля» не указывается фактическое время выезда автомобиля из гаража и время возвращения.

Кроме того, в нарушение требований п. 2.4 Инструкции № 74 на оборотной стороне путевых листов вместо подтверждающих подписей лиц, в чье распоряжение был предоставлен автомобиль, указаны подписи водителей.

Пример 5

Ревизией соблюдения порядка оформления путевых листовустановлено, что в нарушение требований п. 2.7 Инструкции № 74 в разделе IV «Результаты работы автомобиля» не указываются расход горючего по норме и фактический, общий пробег автомобиля, отсутствуют подтверждающие подписи таксировщика и бухгалтера.

Использование автомобиля в выходные и праздничные дни

Напомним, что согласно п. 1 постановления № 848 пользование легковыми автомобилями в выходные и праздничные дни, а также командировки на легковом автомобиле за пределы области, АР Крым на расстояние, превышающее 200 км, осуществляются только с разрешения руководителя учреждения.

Рассмотрим пример нарушения по этому вопросу.

Пример

Ревизией наличия фактов использования автомобилей в выходные, праздничные и другие нерабочие дни, а также не на выполнение функций заведения установлено, что в нарушение п. 1 постановления № 848 в августе 2010 года и январе 2011 года водитель легкового автомобиля ВАЗ-21070 и водитель РАФ-220301 согласно путевым листам работали в праздничные дни без разрешения директора учреждения, в результате чего был незаконно списан бензин. Указанное привело к незаконным расходам бюджетных средств.

Контрольные замеры маршрутов

В период проведения ревизий инспекторами проводятся контрольные замеры маршрутов, указанных в маршрутных картах. Приведем пример выявленного нарушения.

Пример

С целью подтверждения расстояний до пунктов назначения, определенных в маршрутной карте, в период ревизии были проведены выборочные контрольные заезды по 12 маршрутам, по результатам которых установлены расхождения между расстояниями, указанными в маршрутной карте, и фактическими расстояниями по 8 маршрутам.

На основании фактических расстояний, определенных контрольными заездами, был произведен перерасчет расхода горючего на работу, выполненную тремя автомобилями учреждения. Произведенным перерасчетом было установлено безосновательное списание горючего марки А-92 на работу трех автомобилей.

Указанное является нарушением требований Норм № 43, ч. 1 ст. 9 Закона № 996-ХІV и привело к необоснованным расходам бюджетных средств.

На сегодня это все. Надеемся, этот материал поможет вам не допускать нарушений, которые допустили ваши коллеги, а также вдохновит вас на тщательное изучение норм действующего законодательства для недопущения его нарушений в будущем.

Янаульский районный суд (Республика Башкортостан) — Административное

№12-19/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
08 апреля 2015 года г.Янаул
Судья Янаульского районного суда Республики Башкортостан Р.Р.Рафиков, рассмотрев жалобу Яхина С. Р. на постановление инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по Янаульскому району от ДД.ММ.ГГГГ по ст.12.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по Янаульскому району от ДД.ММ.ГГГГ Яхин С.Р. был признан виновным по ст.12.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере рублей, а именно за то, что будучи должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, допустил к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии наркотического опьянения.
Яхин С.Р. в своей жалобе просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, так как считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Яхин С.Р. и его защитник адвокат Хасипова Г.М., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе. В обосновании которых пояснили суду, что Яхин С.Р. работает контролером технического состояния автотранспортных средств в . В соответствии с п.п.1, 3 должностной инструкции, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ он организует работу по проверке технического состояния подвижного состава выпускаемых на линию и возвращающихся с линии в гараж, разрешая выпуск только технически исправных транспортных средств и удостоверяя своей подписью в путевом листе его исправность. Не допускает случаев выезда на линию водителей без путевого листа, без штампа предрейсового медицинского осмотра. Свои обязанности по должностной инструкции ДД.ММ.ГГГГг. Яхин С.Р. исполнил полностью и никаких нарушений своих служебных обязанностей в этот день не допустил.
Согласно путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ. водитель Сюткин Ю. А. был допущен к управлению а/м марки с государственным регистрационным знаком , при этом в путевом листе имелись все необходимые отметки: -отметка о дорожных и метеорологических условиях «Осторожно! Гололед! Снегопад!», показания спидометра, отметка и подпись контролера-механика о технической исправности данного транспортного средства — штамп медработника Гараевой Д.Я. о прохождении водителем Сюткиным Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ. предрейсового медицинского осмотра, где указано «медосмотр прошел» и др. отметки. Далее в силу должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ. основной задачей медицинской сестры является выявление у водителей, в том числе, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов. Согласно путевому листу ДД.ММ.ГГГГ. в час. водитель Сюткин Ю.А. прошел медосмотр и был допущен к управлению транспортного средства, следовательно дипломированный специалист — медработник не нашел при осмотре признаков какого-либо опьянения. Поскольку никаких внешних признаков о нахождении Сюткина Ю.А. в состоянии наркотического или иного опьянения не было, имелся штамп о прохождении им медосмотра, он был допущен к управлению транспортного средства. Никакого не исполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. при допуске Сюткина Ю.А. к управлению транспортным средством Яхин С.Р. не допустил, что подтверждается записями в путевом листе от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.32 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГг. в сотрудниками ОГИБДД в отношение Сюткина Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ. При медицинском освидетельствовании врачом в специализированном медицинском учреждении — ГБУЗ РБ Янаульская центральная районная больница — у Сюткина Ю.А. состояние алкогольного опьянения не было установлено. Согласно химико-токсикологического исследования обнаружена группа каннабиноидов без указания количества или концентрации вещества. Сам Сюткин Ю.А. в объяснительной к протоколу пояснил, что «управляя автомобилем, курил сигарету». Ранее Сюткин Ю.А. подобных нарушений ПДД не совершал, В ДД.ММ.ГГГГ году привлекался к административной ответственности по ч.2 ст.12.9 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, когда только путем специального химико- токсикологического исследования было установлено наличие химических веществ каннабиноидов, — установить состояние наркотического опьянения в момент медосмотра утром на работе и допуске водителя к управлению транспортных средств без специальных медицинских познаний и лабораторных анализов невозможно, даже если теоретически допустить наличие такого опьянения в момент медосмотра утром на работе. Следовательно, неисполнения своих служебных обязанностей со стороны не было и состав административного правонарушения по ст. 12.32 КоАП РФ в его действиях отсутствует.
Представитель Салихов И.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил суд отменить данное постановление и прекратить производство по делу, так как в действиях Яхина С.Р. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.32 КоАП РФ.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает, что постановление инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по Янаульскому району от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а жалоба Яхина С.Р. удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Согласно ч.3 ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Статья 12.32 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за допуск должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения.
То есть субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ, характеризуется умышленной виной, которая в силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Согласно пункту 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается, в частности, допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Из исследованных судом материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОГИБДД ОМВД России по Янаульскому району в отношении контролера технического состояния автотранспортных средств в Яхина С.Р. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренный ст. 12.32 КоАП РФ, за допуск ДД.ММ.ГГГГ в в нарушение пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, к управлению транспортным средством водителя Сюткина Ю.А., находящегося в состоянии наркотического опьянения. Постановлением инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по Янаульскому району от ДД.ММ.ГГГГ Яхин С.Р. был признан виновным по ст.12.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере рублей.
В соответствии с п.п.1, 3 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ , Яхин С.Р. организует работу по проверке технического состояния подвижного состава выпускаемых на линию и возвращающихся с линии в гараж, разрешая выпуск только технически исправных транспортных средств и удостоверяя своей подписью в путевом листе его исправность. Не допускает случаев выезда на линию водителей без путевого листа, без штампа предрейсового медицинского осмотра. В силу должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ. основной задачей медицинской сестры является выявление у водителей, в том числе, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов.
Как следует из путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ. водитель Сюткин Ю. А. был допущен к управлению а/м марки с государственным регистрационным знаком , с отметкой о прохождении им ДД.ММ.ГГГГ. предрейсового медицинского осмотра в и в это же время указанная автомашина, как следует из журнала, выехала на линию.
Из исследованных документов следует, что Яхин С.Р., имея в наличии отметку в путевом листе предрейсового медицинского осмотра, произвел выпуск автомашины под управлением Сюткина Ю. А. на линию, в соответствии с требованиями должностной инструкции. Более того ответственность по выявлению у водителей, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, лежит на медицинской сестре.
Кроме того Сюткин Ю. А., как следует из протокола об отстранении от управления транспортным средством, был отстранен от управления ДД.ММ.ГГГГ. лишь в , то есть по истечении значительного периода времени, после выезда на линию, в период которого, по мнению суда, он имел возможность употребить наркотические средства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что Яхин С.Р. знал и должен был знать о нахождении водителя Сюткина Ю.А., в момент выезда и то, что последний находился в состоянии наркотического опьянения, не имеется.

Таким образом, главный контролер технического состояния автотранспортных средств в Яхин С.Р. в рассматриваемом случае, как должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не подлежит административной ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ, поскольку субъективная сторона этого правонарушения не установлена.
Пояснения, данные Сюткиным Ю.А. в объяснении, о том, что он употреблял наркотические средства ДД.ММ.ГГГГ., то есть до выхода на работу, правового значения не имеют, поскольку об этом ничего Яхину С.Р. известно не было. Данное объяснение Сюткиным Ю.А. было дано после задержания его сотрудниками полиции и доказательств того, что в момент задержания он находился в наркотическом опьянении именно от употребления, запрещенных средств ДД.ММ.ГГГГ., а не в другое время, не предоставлено.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с чем, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Яхина С.Р. состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Яхина С. Р. удовлетворить.
Постановление инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по Янаульскому району от ДД.ММ.ГГГГ, которым Яхин С. Р. привлечен к административной ответственности по ст.12.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере рублей отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Яхина С. Р. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Янаульский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Янаульского
районного суда РБ Р.Р.Рафиков

Суд:

Янаульский районный суд (Республика Башкортостан)

Судьи дела:

Рафиков Р.Р. (судья)

Судебная практика по:

По лишению прав за «пьянку» (управление ТС в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования)

Судебная практика по применению норм ст. 12.8, 12.26 КОАП РФ

Путевой лист это — основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно водителям транспортных средств.

Бланк путевого листа относится к первичным документам, используемым в процессе учета грузоперевозок. Путевой лист вместе с бланком товарно-транспортной накладной (ТТН) являются документами, характеризующими работу водителя и автотранспортного средства. Оба документа служат основанием для начисления и выплаты заработной платы водителю, а также для расчета стоимости услуг по перевозке товаров. В 1997 году были утверждены две формы, которые до сих пор используются для работы грузового автотранспорта в России.

Зачем нужен путевой лист

Путевой лист форма 4-с применяется для грузоперевозок, основанных на сдельной оплате труда (сделал водитель рейс – сдал путевой лист). Путевой лист форма 4-п используется в случае применения временного тарифа. Как правило, в этой форме учитывается работа водителя в течение одной рабочей смены (одного дня). При этом он может сделать несколько однотипных рейсов для одного заказчика, или два рейса для разных заказчиков.

Путевой лист состоит из основной части и отрывного талона. Отрывной талон бланка заполняется непосредственно заказчиком. Данные, указанные в нем, служат основанием для выставления счета за выполненные перевозчиком работы. Отрывной талон является неотъемлемой частью выставляемого счета, служит подтверждением начисленной суммы за услуги организации-грузоперевозчика.

Основная часть бланка путевого листа является документом бухгалтерской отчетности и остается у перевозчика. В этой части путевого листа должны быть продублированы данные о времени, в течение которого был задействован автомобиль грузоперевозчика и протяженности маршрута доставки грузов. Также здесь отражаются данные о вынужденном простое автотранспортного средства, о необходимости дополнительной работы двигателя машины и осуществлении работ, связанных с использованием оборудования, установленного на автотранспортном средстве. Именно эти данные служат основанием для расчетов работы данного автотранспортного средства.

Если при автоперевозке товаров предполагается повременная оплата, то в путевом листе проставляется номер каждой товарно-транспортной накладной, которая прилагается к путевому листу. Экземпляр товарно-транспортной накладной (ТТН), прилагаемый к бланку путевого листа, служит подтверждение выполненных работ. По окончании работ производится учет и вносится запись в журнал учета путевых листов, подсчитывается общий итог (в тоннах) перевезенного груза. Уже на основании совокупных показателей рассчитываются часы использования автотранспортного средства и заработная плата водителя.

До того, как водитель начнет работу, основную часть бланка путевого листа должен заполнить диспетчер грузоперевозок, или лицо его заменяющее. Последующие записи в путевой лист вносят работники организации-грузоперевозчика, а также заказчик (или его представитель). Водитель никаких записей в путевой лист вносить не должен. Он расписывается в путевом листе только при приеме автомобиля для работы и сдаче его в конце смены. Путевые листы водитель получает у диспетчера в начале рабочей смены, и их получение заверяет подписью. В конце рабочей смены он обязан путевой лист сдать. Этот документ выписывается только на одну рабочую смену или рабочий день. Новый путевой лист водитель может получить только после того, как сдаст диспетчеру старый и таким образом закроет рабочий день.

Как правильно вносить записи в бланк путевого листа

Очередность заполнения граф путевого листа строго регламентирована. Заполнение происходит следующим образом:

  1. Под названием документа проставляется дата (число, месяц и год), которая должна соответствовать дате, проставляемой в регистрационном журнале о выдаче путевых листов;
  2. Далее идет строка, в которой должен быть указан код работ. Именно этот код и служит основанием для расчетов и выплаты заработной платы водителю;
  3. Графы «Бригада» и «Колонна» отражают номера подразделений автопарка, к которым приписана грузовая машина или сам водитель;
  4. Графа «Данные транспортного средства» должна содержать данные о марке автомобиля, его регистрационных номерах (государственном и гаражном);
  5. Строки, содержащие служебные и личные данные о водителе должны быть заполнены следующими данными. Сюда входят фамилия и инициалы водителя, номер его прав, его табельный номер, присвоенный согласно штатному расписанию организации, а также класс водителя;
  6. Если транспортировка груза предполагает наличие лицензии, то необходимо заполнить графу с данными о лицензионной карточке. В этой графе указывается серия и номер карточки, а также ее вид. По видам лицензионные карточки делятся на ограниченные и стандартные;
  7. Графа «Прицепы» должна содержать государственный и гаражный номер полуприцепа или прицепа, а также марку, если использование этих средств необходимо для процесса грузоперевозки. Если в ходе грузоперевозки предполагается замена прицепов, то их номера и марки вписываются прямо на месте;
  8. Графа «Сопровождающие лица» должна содержать сведения о лицах, которые сопровождают водителя при перевозке груза. Этими лицами могут быть стажеры, экспедиторы, грузчики. В эту графу вписываются фамилия и инициалы сотрудников, а также документы, на основании которых они осуществляют свою работу;
  9. Графа «Работа водителя и автомобиля» должна содержать сведения о времени выезда машины с территории автотранспортного предприятия и времени его возвращения на территорию автопарка;
  10. В графе «Задание водителю» диспетчер грузоперевозок или иное лицо вписывают адрес местонахождения заказчика, в чье распоряжение поступает водитель с автотранспортным средством;
  11. Графа «В чье распоряжение» предполагает указание заказчика о том лице, с кем конкретно будет контактировать водитель в процессе выполнения работы. Зачастую это сам заказчик, но этим лицом может быть доверенное лицо клиента. Свои обязанности уполномоченное лицо осуществляет на основании доверенности. Копию доверенности лучше всего приобщить к документам (путевому листу и товарно-транспортным накладным);
  12. Строка «Время прибытия» должна содержать данные, обозначенные в часах и минутах о времени прибытия автотранспортного средства к месту нахождения заказчика для выполнения разовой работы. Если услуги по договору предполагают выполнение работы в течение нескольких дней, тогда в этой графе фиксируется время согласно графику, прописанному в договоре;
  13. Графы адресов пункта погрузки и разгрузки (№№ 20-21) должны отражать фактические адреса пункта загрузки товаров и пункта доставки (разгрузки) товаров;
  14. Строка «Наименование груза» содержит полное наименование товара, предназначенного к транспортировке;
  15. Строка «Количество поездок с грузом» должна отражать необходимое количество рейсов, требуемых для выполнения определенного задания. Задание определяется в заявке или в единичном заказе;
  16. Графа «Расстояние» содержит данные о протяженности маршрута. Километраж можно определить по данным дорожных организаций или карте города (области). Также можно воспользоваться данными предыдущих грузоперевозок. Километраж можно рассчитать на любой транспортной бирже, работающей в Интернете, к примеру АТИ.СУ. Как правило, данные, предоставляемые транспортными биржами, достаточно точны, а услуга расчета километража абсолютно бесплатна;
  17. Графа «Перевезти тонн» содержит данные о количестве груза в тоннах, который требуется перевезти.

Любые изменения в путевой лист, касающиеся задания водителя, имеет право вносить только сотрудник автотранспортной организации-владельца автотранспортного средства. В случае договоренности между сторонами (перевозчиком и клиентом), это может сделать лицо, уполномоченное заказчиком либо сам заказчик.

На лицевой стороне бланка путевого листа содержится графа «Выдать горючее», в которой указывается необходимое для работы автотранспортного средства количество топлива. Количество необходимого топлива вписывается в графу прописью с учетом неизрасходованного горючего за прошедшие сутки. Полностью заполненный диспетчером лист заверяется его подписью. Таким образом, диспетчер удостоверяет правильность заполнения и достоверность всех внесенных данных, включая факт наличия у водителя водительских прав.

Как заполнить путевой лист до выезда из гаража

В этой части листа не так много граф, подлежащих заполнению. Следуя рекомендациям заполнить эту часто достаточно просто.

  1. Графы, относящиеся к разделу «Движение горючего», заполняются заправщиком или техником по горюче-смазочным материалам. В этих графах записываются данные о фактически полученном топливе для осуществления работы;
  2. Лицевая сторона бланка путевого листа обязательно содержит отметку о медосмотре. Медосмотр является обязательной процедурой до начала работ по грузоперевозкам. Производит медосмотр и заполняет нужные графы путевого листа только официально уполномоченное лицо с медицинским образованием. Цель медосмотра – определить состояние здоровья водителя и его способность управлять автотранспортным средством;
  3. Перед тем, как автотранспортное средство отправится на линию, специалист отдела технического контроля или контрольно-пропускного пункта должен зафиксировать данные со спидометра машины и внести эти сведения в графу «Показания спидометра». Графа находится в разделе «Работа автомобиля и водителя»;
  4. Эти же специалисты отражают время выезда автомобиля на линию. Время записывается в графе «Время фактическое». Допускается вносить данные как вручную, так и с помощью штампа. Очередность указания данных: дата, месяц, часы и минуты;
  5. Еще одна графа, относящаяся к разделу «Движение горючего» отражает остаток топлива в баках машины при выезде на маршрут. Эти данные записываются механиком по горюче-смазочным материалам в графу №12 путевого листа;
  6. В бланке путевого листа есть строки, в которых отражается фактическое состояние автотранспортного средства (пригодность его к работе, технические замечания и рекомендации). Заполняется этот раздел механиком ОТК и свидетельствует о готовности машины к работе, а также служит допуском водителю для выезда. Этот раздел заверяется как механиком, так и личной подписью водителя.

Как заполнять путевой лист на маршруте

Рассмотри порядок заполнения бланка путевого листа на примере формы №4-с.

  1. Графа № 27 содержит сведения о номерах всех произведенных рейсов. Это необходимо для последующей сортировки всех прилагающихся товарно-транспортных накладных;
  2. Следующая графа должна содержать номера всех товарно-транспортных накладных, прилагающихся к путевому листу;
  3. Данные о дате и времени предоставления грузополучателю или отправителю бланка путевого листа проставляются в графах №№ 28-30. Это происходит в том случае, если на территории заказчика или грузополучателя предусмотрен контрольно-пропускной пункт. В противном случае эти графы не заполняются, а данные проставляются в соответствующих строках товарно-транспортной накладной;
  4. Графы №№ 39-40 содержат полное наименование организации-грузоотправителя. Данные о грузоотправителе (наименование и реквизиты) заверяются подписью грузоотправителя или доверенного лица, а также заверяются печатью;
  5. Если возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства, вызвавшие простой, в этом случае заполняется строка «Простои на линии». Данные вносятся соответствующим специалистом (сотрудником технической помощи), либо любым другим уполномоченным лицом. В графе должны быть указаны причины простоя, дата и точный временной промежуток, в течение которого автотранспорт простаивал. Данные о простое заверяются подписями лиц, заполнивших эту графу;
  6. На лицевой стороне путевого листа находится раздел «Особые отметки». В нем находятся данные, не входящие в путевой лист: замечания и отказы заказчика от выполнения работ или от автотранспорта, замечания сотрудников ГИБДД и специалистов дорожной службы.

Правила заполнения путевого листа при возвращении в автопарк

После возвращения автотранспортного средства в гараж заполнение бланка путевого листа продолжается. В него вносятся следующие данные:

  1. Первым делом заполняется раздел «Работы автомобиля и прицепов». Сюда вносятся данные о произведенных рейсах, количестве израсходованного топлива, времени, проведенном при выполнении работ, а также фактический километраж за время смены;
  2. Раздел «Движение горючего» содержит строки об остатке топлива, которые заполняются механиком ОТК. Техник по горюче-смазочным материалам делает отметку в графе «Сдано», что подтверждает фактическую сдачу остатков топлива водителем;
  3. После сдачи автотранспортного средства (состояние фиксируется механиком ОТК и определяется как удовлетворительное или неудовлетворительное), водитель ставит в графе «Сдано» отметку, которую заверяет подписью механик ОТК.

Работа с путевым листом после его сдачи водителем диспетчеру грузоперевозок

После того, как автотранспортное средство сдано в автопарк, и путевой лист заполнен всеми службами, водитель сдает его диспетчеру, который продолжает заполнение.

  1. Первым заполняется раздел «Работа водителя и автомобиля». В графу «Нулевой пробег» вносятся следующие данные: километраж от ворот автотранспортного предприятия до пункта погрузки, и от места разгрузки до гаража;
  2. Раздел «Движение горючего» достаточно обширный, здесь необходимо заполнить несколько строк. «Коэффициент изменения нормы» содержит сведения об общем нормативе изменения расхода топлива. Данный коэффициент связан с изменением норм расхода горючего. Строки о времени работы спецоборудования и работы двигателя заполняются на основании документально подтвержденных данных. Сюда вносятся данные о применении спецоборудования и времени его работы, а также данные о дополнительной работе двигателя (при погрузочно-разгрузочных работах, например). Эти сведения необходимо заносить в путевой лист для определения нормы расхода горючего. После заполнения соответствующих граф, диспетчер заверяет их своей подписью;
  3. Раздел «Последовательность выполнения задания» является завершающим этапом. Диспетчер вносит в него общее количество совершенных рейсов. Запись вносится в итоговую строку графы № 27. Строка «Товарно-транспортные документы в количестве» отражает общее количество сданных водителем товарно-транспортных накладных. Подтверждая количество принятых и сданных диспетчеру документов, водитель ставит в графе «Сдал водитель» свою подпись, диспетчер в графе «Принял» также расписывается.

Как правильно заполнить бланк путевого листа формы № 4-п

Бланк путевого листа данной формы несколько отличается от предыдущей формы № 4-с. Особенностями заполнения отличается раздел «Задание водителю». Этот раздел должен заполнять диспетчер согласно данным, поданным в заявке или разовом поручении клиента.

  1. Графа № 18, отражающая в чье распоряжение поступает водитель с автотранспортным средством, должна включать данные о клиенте (наименование его организации и местонахождение пункта производства работ);
  2. Строки №№ 19-20 отражают время прибытия автотранспортного средства для выполнения работ, а также время убытия;
  3. Графа № 21 содержит данные (в часах) о приблизительном времени, отведенном на выполнение необходимых работ;
  4. Строка № 22 содержит данные о необходимом количестве рейсов.

Отрывной талон бланка путевого листа заполняется только заказчиком. После этого он передается водителю, который сдает его вместе с путевым листом в бухгалтерию. На основании отрывного талона заказчику выставляется счет за фактически выполненные работы, который он должен оплатить. Заполнение отрывного талона тоже должно происходить в соответствии с правилами.

Водитель предъявляет заказчику путевой лист. Заказчик, на основании данных этого путевого листа вносит в определенные разделы отрывного талона номер путевого листа и дату его выдачи. Также сюда вписываются реквизиты компании-грузоперевозчика, марка и государственный регистрационный номер автотранспортного средства, прибывшего для выполнения работ.

Строка «Заказчик» должна содержать полное наименование организации-заказчика и данные должностного лица, уполномоченного руководить прибывшим автотранспортным средством. Также в отрывном талоне в соответствующих графах проставляется время прибытия автотранспортного средства и время его убытия. Заказчик заполняет графу «Приложенные товарно-транспортные документы», в которой проставляется фактическое количество и номера документов. Один экземпляр каждого ТТН обязательно должен прилагаться к бланку путевого листа.

Отрывной талон содержит сведения о фактически произведенных водителем рейсах, соответствующая графа при этом заполняется заказчиком. По окончании заполнения всех необходимых сведений заказчик (или его доверенное лицо), заверяет все внесенные данные своей подписью и печатью предприятия.

Формальная и фактическая ответственность за ошибки, допущенные при заполнении бланка путевого листа, ложится на руководителя предприятия (как грузоперевозчика, так и заказчика), или лиц, уполномоченных осуществлять данную работу. Сюда входит как технический персонал, отвечающий за эксплуатацию автотранспортных средств (механики ОТК или заправщики), так и лица, в чьи обязанности входит заполнение путевого листа (диспетчеры грузоперевозок).

Скачать бланки путевых листов грузовых и легковых автомобилей, а так же автобусов

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля

Видео заполнение путевого листа в программах

Видео: Путевой лист в программе 1С 8

Видео: Программа «Путевые листы»

Удобная и простая программа для учета путевых листов легковых и грузовых автомобилей, а также спецтранспорта по формам: №3, №3-спец., №ПЛ-1, №4-С, №4-П, ПГ-1, ПА-1, №412-АПК

Вы можете скачать программу «Путевые листы» Бухсофт (сразу начнется скачивание файла с официального сайта программы)

Программа условно-бесплатная, есть срок ознакомления, после чего её можно будет приобрести за 2000 рублей.

Вопрос аудитору

В бюджетном учреждении при проверке показания спидометра на автомобиле и показания путевого листа не совпадают. Спидометр находится в рабочем состоянии. Показания на конец рабочего дня по спидометру 4301, а по данным путевого листа на конец рабочего дня – 5006. По этим данным уже видно, что водитель неверно списывает бензин. Что нужно сделать, чтобы данные были одинаковы, и какими документами это отразить?

Действующим законодательством этот вопрос не регламентирован. Можно предложить следующий порядок документального оформления:

    • Распоряжение руководителя о сверке показаний датчика пробега автомобиля с данными путевых листов (назначить дату, состав комиссии).
    • Акт снятия фактических показаний датчика пробега автомобиля (подписи членов комиссии и водителя). Этот Акт (или его копию) можно приложить к путевым листам, а очередной путевой лист начать не с данных прошлого листа, а с фактических данных по результатам Акта.
    • Объяснительная записка от водителя.
    • Докладная записка на имя руководителя.

Поскольку в путевом листе указано завышенное показание пробега, можно сделать вывод об излишнем списании моторного топлива. Следовательно, в докладной записке на имя руководителя следует указать также расчетное количество излишне списанного топлива и расчетную сумму ущерба, причиненного учреждению.

В соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Если руководитель примет решение взыскать с водителя сумму причиненного ущерба:

Дебет счета 2.20974.560 – Кредит счета 2.40110.172 – начисление задолженности по возмещению ущерба имуществу

И в дальнейшем сотрудник должен возместить ущерб любым согласованным с руководителем способом: наличными в кассу, удержанием из зарплаты, в натуральном виде (заправив автомобиль за свои деньги).

Если руководитель примет решение простить водителя, на бухгалтере не будет никакой вины, потому что бухгалтер руководителя уведомил (для этого следует сохранить все документы, в том числе докладную записку с расчетами – копии или оригиналы – в бухгалтерских архивах).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *