Резидент или нерезидент, что это?

19 марта 2019

Как высчитать количество дней нахождения в Беларуси для статуса резидента и про налоги в Беларуси с доходов в Польше и Литве.

До 1 апреля граждане Беларуси (кроме паспортов серии РР), которые пропадали за пределами своей страны, обязаны отчитаться в налоговой по месту прописки в Беларуси и предоставить декларацию о своих доходах полученных за рубежом.

Касается это лишь резидентов. Если были заграницей в календарном году 183 дня и более, то признаётесь нерезидентом Беларуси и ничего в налоговую предоставлять не обязаны.

Как посчитать дни нахождения в Беларуси для определения статуса резидент / нерезидент?
Количество дней нахождения человека на территории Республики Беларусь в календарном году определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Беларусь, и заканчивается днем выезда из Беларуси включительно или последним днем такого календарного года.

К примеру, если Вы выехали из Беларуси 11 января, а вернулись 10 февраля, то нерезидентом Беларуси Вы признаётесь в дни с 12 января по 10 февраля или 30 дней.

Что делать когда не могу высчитать дни пребывания в Беларуси (не ставят штампы о пересечении границы / поменял паспорт)?
Для установления всех своих въездов / выездов в Евросоюз или в Украину необходимо лично обратиться в Пограничную службу по месту жительства в Беларуси. На месте придётся написать заявление и подождать от нескольких дней до недель. Для Вас сделают выборку с информацией о пересечении границы, на основании которой можно высчитать свой статус резидент / нерезидент Беларуси.

Подача налоговой декларация в Беларуси
Если Вы по итогу календарного года окажется, что Вы являетесь резидентом Беларуси, то необходимо предоставить налоговую декларацию о своих доходах полученных за границей. Сделать это необходимо до 1 апреля.

Для тех белорусов, кто зарабатывает с уплатой налогов в Польше или Литве процедура предоставления налоговой декларации в Беларуси лишь формальность, так как между Беларусью и странами-соседями подписаны договора об избежание двойного налогообложения. Платить какие либо налоги в Беларуси не придётся.

Налоговые органы имеют право применить штрафные санкции к резидентам Беларуси, кто «забудет» или не предоставит сведения о своём заработке за границей. Впрочем, максимум, за что накажут резидентов получавших доход в Польше или Литве (при условии оплаты там налогов), это за несвоевременное предоставление декларации от физического лица.

Описанная процедура в статье не касается граждан, выезжавших в Российскую Федерацию.

Рассказать знакомым в социальных сетях:

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • особенности правового статуса резидентов и нерезидентов;
  • • права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций;
  • • права и обязанности нерезидентов при осуществлении валютных операций;
  • • особенности правового статуса официальных представительств Российской Федерации;
  • • особенности правового статуса субъектов РФ и муниципальных образований в валютных правоотношениях;
  • • правовое положение международных организаций в валютных правоотношениях;

уметь

  • • выявлять особенности правового статуса резидентов и нерезидентов;
  • • применять валютное законодательство, регулирующее права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций;
  • • применять валютное законодательство, регулирующее права и обязанности нерезидентов при осуществлении валютных операций;
  • • определять правовой статус официальных представительств Российской Федерации;
  • • применять валютное законодательство, регулирующее правовой статус субъектов РФ и муниципальных образований в валютных правоотношениях;
  • • определять правовое положение международных организаций в валютных правоотношениях;

владеть

  • • навыками консультирования по вопросам правового статуса субъектов валютного права;
  • • навыками проведения правовой экспертизы валютного законодательства, регулирующего вопросы компетенции субъектов валютного права.

Общая характеристика резидентов и нерезидентов

Особенности валютного законодательства, и в первую очередь его межотраслевой характер, обусловливают наличие специальных субъектов, не используемых в других отраслях законодательства. Поскольку общеправовые категории субъектов (физические и юридические лица) не могут в полной мере отразить всю совокупность прав и обязанностей, реализуемых в валютных правоотношениях, то валютное право ввело новые категории субъектов, – резиденты и нерезиденты.

Установленный в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании перечень резидентов является закрытым, в то время как перечень нерезидентов оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень видов резидентов и не относящееся ни к одной из категорий нерезидентов, в силу п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании признается нерезидентом.

Классификация всех субъектов валютного права на резидентов и нерезидентов осуществляется в связи с необходимостью определения, с одной стороны, видов и объемов гарантированного возможного поведения при совершении валютных операций каждой из групп участников, а с другой – предписания видов и объемов их должного поведения.

По общему правилу все резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют одинаковые права и обязанности. Резиденты и нерезиденты имеют право:

  • 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Будучи наделенными вышеназванными правами, резиденты и нерезиденты обязаны:

  • 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона о валютном регулировании;
  • 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Однако в зависимости от вида правоотношений, в которые вступают субъекты валютного права, совокупность их прав и обязанностей будет различной, и не только для резидентов и нерезидентов, но и внутри каждой группы они могут обладать неодинаковым набором полномочий.

Например, согласно ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений. Названными полномочиями не обладают никакие иные резиденты.

Характерной особенностью валютного права является и то, что один и тот же субъект может относиться к нескольким группам субъектов. Такой спецификой обладают, например, уполномоченные банки, под которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании понимаются «кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте». В силу этого уполномоченный банк может быть как резидентом (российская кредитная организация и ее филиалы и представительства), так и нерезидентом (филиал иностранной кредитной организации в России). При этом виды и объемы возможного и должного поведения уполномоченных банков в силу специальной правоспособности этих субъектов намного шире, чем у других резидентов и нерезидентов. В то же время уполномоченный банк-резидент и уполномоченный банк-нерезидент, несмотря на различие в рези- дентстве, могут иметь одинаковый объем прав и обязанностей.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 января 2021 г.

Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резидентами являются, в частности, граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в соответствующий перечень), за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Есть и другое определение того, кто есть «резидент» и «нерезидент» для физических лиц. Это определение содержится в НК РФ и используется в налоговых целях.

Резиденты и нерезиденты

Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).

Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резидент или нерезидент: как определить срок нахождения в РФ

Срок нахождения гражданина на территории РФ (менее или более 183-х дней) отсчитывается со дня его въезда в Россию по день выезда из нее включительно (Письмо ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702). При этом срок нахождения человека в России прерывается при его выезде за границу, за исключением кратковременных зарубежных поездок (менее 6-ти месяцев) с целью лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, установить период нахождения человека в РФ можно на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в таких документах, как загранпаспорт, миграционная карта и др.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13% (если налоговая база за год не превысила 5 млн руб.). Доход же гражданина-нерезидента в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Во вторник 16 января Федеральная налоговая служба России запустила электронный сервис «Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации».

Зарегистрироваться в сервисе можно с помощью электронной почты или ИНН с паролем от личного кабинета физического лица.

Сервис позволяет физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам быстро сформировать заявление и получить в формате PDF документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации. При этом пользователю достаточно направить только заявление, дополнительные документы необязательны, поясняет ФНС.

ФНС запустила сервис онлайн-подтверждения статуса налогового резидента РФДля получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, на бумаге при формировании заявления необходимо отметить поле «направить документ на бумажном носителе».

С помощью сервиса также можно в реальном времени отслеживать статус рассмотрения заявления с момента его регистрации в ФНС России.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, теперь имеет уникальный проверочный код, который формируется автоматически для каждого документа. С его помощью в специальном разделе сервиса «Всем заинтересованным лицам» можно проверить, был ли действительно выдан документ, подтверждающий статус налогового резидента.

В 2017 году ФНС России выдала более 32 тысяч документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, что на 6% больше чем в 2016 году и на 14% чем в 2015 году. Электронный сервис существенно упростит для налогоплательщиков процедуру подтверждения налогового статуса. Налоговые агенты и компетентные органы иностранных государств смогут проверить подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации по Интернету, используя проверочный код, говорится в сообщении.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *