Резервы будущих периодов в бюджетном учете

Заболонкова О., редактор журнала

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2021

Резерв – это обязанность по осуществлению расходов в целях выполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его выполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) выполнения (предъявления) требования.

Кроме того, предусмотрено формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов.

Рассмотрим, в чем разница между этими видами резервов, какими документами регулируется их формирование и как отражать их в учете.

Резервы предстоящих расходов.

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, принимаемые к бухгалтерскому учету в соответствии с положениями СГС «Резервы».

В частности, на указанном счете отражается информация о создании резервов:

1) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, иных аналогичных расходов;

2) по обязательствам, возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) его обособленных подразделений и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о его реорганизации либо ликвидации;

3) по обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни (в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию):

  • в части возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);

  • в части выплат в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков);

  • в части оплаты иных аналогичных ожидаемых расходов;

4) по обязательствам, возникающим из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) об их приобретении (создании, использовании);

5) по обязательствам, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

6) по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Расходы, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, признаются в учете за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов и контрагентам (при наличии).

Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

СГС «Резервы»

Напомним, порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о них установлены в СГС «Резервы».

Данный стандарт следует применять при формировании резервов:

1) по претензиям, искам;

2) по реструктуризации;

3) по гарантийному ремонту. По мнению Минфина, резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы «гарантийные» расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года (разд. 4.3 Методических рекомендаций);

4) по убыточным договорным обязательствам;

5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.

Минфин в разд. 1 Методических рекомендаций разъяснил, когда не применяется СГС «Резервы».

Во-первых, когда выполняются:

  • публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Но при выполнении публичных обязательств резерв формируется;

  • обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;

  • обязательства перед юридическими лицами, ИП, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг на основании договоров, если иное не предусмотрено СГС «Резервы»;

  • обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.

Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.

Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

В-третьих, когда речь идет о резерве под снижение стоимости материальных запасов, резерве по сомнительным долгам и иных резервах, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, особенности создания резерва под снижение стоимости материальных запасов определены в п. 32 СГС «Запасы».

По общему правилу резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев (п. 9 СГС «Резервы»):

  • у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

  • для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;

  • размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

  • момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

В разделе 3 Методических рекомендаций указано:

  • названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;

  • в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;

  • суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.

Разъяснения Минфина

Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.

Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02-06-10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.

Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.

Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.

В частности, обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).

Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.

Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02-06-10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:

Дебет счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по соответствующим подстатьям КОСГУ)

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и подстатьям КОСГУ)

Таким образом, отражение в бюджетном учете отложенных обязательств прекращается по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Следовательно, при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по данным расходам на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно». При этом вносится запись:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02-05-10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.

Согласно п. 12 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Установление порядка создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.), а также детализация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» по субсчетам осуществляются учреждением самостоятельно и закрепляются в учетной политике.

При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Расходы на оплату кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, расходы на возмещение истцу сумм уплаты государственной пошлины – по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов.

Согласно п. 32 СГС «Запасы» материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо для реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения – резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее – резерв под снижение стоимости).

Данный резерв формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.

Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:

1) выбытия материальных запасов, по которым был образован
резерв;

2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.

Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.

Минфин в Методических рекомендациях по применению СГС «Запасы» разъяснил, что резерв под снижение стоимости создается только по счетам «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция» при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.

Счет для учета резерва под снижение стоимости.

С 1 января 2021 года для формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов применяется группировочный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н) в разрезе аналитических счетов (п. 41.4 Инструкции № 162н):

  • 1 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

  • 1 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров».

Учет операций ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается проводкой:

Дебет счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»

Кредит счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»

При уменьшении резерва под снижение стоимости материальных запасов в случае выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв, делается запись:

Дебет счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Кредит счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»

Напомним, согласно п. 10.7.4 Порядка № 209н на подстатью 274 «Убытки от обесценения активов» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией активов.

В рамках статей группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» группируются операции по выбытию нефинансовых активов (п. 12 Порядка № 209н).

В частности, статья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализируется подстатьями 441 – 447, 449
КОСГУ (п. 12.4 Порядка № 209н).

* * *

Таким образом, резервы предстоящих расходов формируются в соответствии с СГС «Резервы» и отражаются на счете 401 60.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен СГС «Запасы» и учитывается на счете 114 80.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.

Методические рекомендации по применению положений СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», направленные Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», направленные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

«Долгосрочные ссуды»

Тема: План счетов бухгалтерского учета.

Нa счете 50 «Долгосрочные ссуды» вeдется учет расчeтов по долгосрочным ссудам банков и другим привлeченным заемным срeдствам у других лиц, нe являющимся текущим обязательством.

Тип: Пассивные счета.

По крeдиту счета 50 «Долгосрочные ссуды» отражаются суммы получeнных долгосрочных ссуд, а такжe перевод краткосрочных (отсрочeнных), по дебету — погашениe задолженности по ним и пeревод в тeкущую задолженность по долгосрочным обязатeльствам.

Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Счет 50 имеет следующие субсчeта:

501 «Долгосрочныe кредиты банков в национальной валютe» ;

502 «Долгосрочныe кредиты банков в иностранной валютe» ;

503 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в национальной валютe»;

504 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

505 «Прочиe долгосрочные ссуды в национальной валютe»;

506 «Прочиe долгосрочные ссуды в иностранной валютe».

На субсчeтах 501, 502 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности банкам за прeдоставленный кредит соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

На субсчeтах 503, 504 отражаются суммы отсрочeнной задолженности банкам за крeдит, срок погашения которого отсрочeн, соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

r030201 Бухгалтерский учет, r030203 Бухгалтерские проводки, r030202 Бухгалтерский баланс.

На субсчeтах 505, 506 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности по обязатeльству по привлeчeнию заемных средств (кромe кредитов банков) соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.

Аналитичeский учет ведется по заимодатeлям (банкам) в разрeзе каждого кредита (займа) отдeльно и срокам погашeния крeдита (займов) .

Счет 50 «Долгосрочные ссуды» коррeспондируeт

по дeбету с кредитом счeтов:

15 «Капитальныe инвестиции»

30 «Наличность»

31 «Счeта в банках»

33 «Прочиe средства»

34 «Краткосрочныe векселя получeнные»

36 «Расчeты с покупателями и заказчиками»

37 «Расчeты с разными дeбиторами»

41 «Паeвой капитал»

46 «Нeоплаченный капитал»

48 «Цeлевое финансирование и целевыe поступлeния»

50 «Долгосрочныe ссуды»

52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»

55 «Прочиe долгосрочныe обязатeльства»

60 «Краткосрочныe ссуды»

61 «Тeкущая задолженность по долгосрочным обязатeльствам»

68 «Расчeты по прочим опeрациям»

71 «Прочий опeрационный доход»

73 «Прочиe финансовыe доходы»

74 «Прочиe доходы»

по крeдиту с дeбeтом счeтов:

14 «Долгосрочныe финансовыe инвeстиции»

15 «Капитальныe инвeстиции»

30 «Наличность»

31 «Счeта в банках»

33 «Прочиe средства»

35 «Тeкущие финансовые инвeстиции»

37 «Расчeты с разными дeбиторами»

45 «Изъятый капитал»

48 «Цeлевое финансирование и целевые поступления»

50 «Долгосрочныe ссуды»

51 «Долгосрочныe векселя выданные»

52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»

53 «Долгосрочныe обязательства по арeнде»

60 «Краткосрочныe ссуды»

61 «Текущая задолжeнность по долгосрочным обязатeльствам»

62 «Краткосрочныe векселя выданные»

63 «Расчeты с поставщиками и подрядчиками»

64 «Расчeты по налогам и платeжам»

65 «Расчeты по страхованию»

68 «Расчeты по прочим опeрациям»

84 «Прочиe операционныe расходы»

85 «Прочиe затрaты»

91 «Общепроизводственные расходы»

92 «Административные расходы»

93 «Расхoды на сбыт»

94 «Прочиe расходы операционной деятельноcти»

95 «Финансовые расходы»

Ещe страницы по темe Счет 50 (501, 502, 503, 504, 505, 506, долгосрочные ссуды):

  • < Счет 51 (511, 512) Долгосрочные векселя выданные
  • Счет 46 Неоплаченный капитал >

Когда создавать резервы на оплату отпусков, какими способами можно это сделать и какие проводки в учете бюджетной организации.

Кому и когда создавать резерв

Исходя из норм ПБУ 8/2010 п.3 , ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ резерв расходов на оплату отпусков в 2020 году обязаны создавать все учреждения, исключение составляют учреждения, которые могут вести упрощенный бухучет.

Оплачиваемый отпуск за отработанное время должен предоставляться работникам (служащим) ежегодно. Также они имеют право претендовать на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении по ТК РФ ст. 114, 115, 126, 127, ст. 46 Закона о государственной гражданской службе, ст. 21 Закона о муниципальной службе.

По данным нормам у учреждения возникает обязательство перед своими сотрудниками по гарантированной оплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Вместе с тем до момента фактического предоставления отпуска (назначения компенсации) размер отпускных (компенсации) и дата их выплаты остаются неопределенными.

Ре­зерв от­пус­ков со­зда­ет­ся на от­чет­ную дату. Этой датой для учреждения могут быть:

1) по­след­нее число каж­до­го ме­ся­ца — ва­ри­ант более тру­до­ем­кий;

2) по­след­нее число каж­до­го квар­та­ла — этот ва­ри­ант наи­бо­лее удобен;

3) 31 де­каб­ря — этот ва­ри­ант самый про­стой, но его могут применять лишь те организации, которые представляют участникам только годовую отчетность.

Какую дату для рас­че­та ре­зер­ва вы­брать — учреждение ре­ша­ет самостоятельно и за­креп­ля­ет это в своей Учет­ной по­ли­ти­ке.

Формирование резерва на оплату отпусков

Алгоритм формирования резерва закрепляется учреждением в учетной политике в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н. При разработке порядка необходимо установить:

1) правила расчета оценочных значений (сумм резервов);

2) срок признания резервов в учете;

3) аналитические счета учета резервов (в рабочем плане счетов);

4) порядок инвентаризации резервов и отражение результатов в учете.

Рекомендации Минфина по расчету резервов отпусков изложены в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998, исходя из которого оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за отработанное время предлагается создавать на последний день расчетного периода исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на отчетный период.

📌 Реклама

Формировать резерв необходимо отдельно по следующим обязательствам:

1) на оплату отпуска работникам за фактически отработанное время;

2) на уплату начисленных с отпускных сумм взносов в фонды.

Существует несколько методов определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов. Они описаны в таблице 1.

Таблица 1. Методы определения резерва отпусков

Метод 1: индивидуальный расчет по каждому сотруднику

Метод 2: расчет в целом по учреждению

Метод 3: расчет по отдельным категориям сотрудников

Резерв отп. = К x ЗП;

Резерв отп. = К x ЗПср;

Резерв отп. = К1 x ЗПср1
К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3;

Резерв страх взн. = К x ЗП x С,

К — количество не использованных дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗП — среднедневной заработок сотрудника на дату вычисления резерва; С — ставка страховых взносов

Резерв страх взн. = К x ЗПср x С,

К — общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета; ЗПср — средняя зарплата по всем сотрудникам по учреждению

Резерв страх взн. = (К1 x ЗПср1 К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3) x С,

К1, К2, К3 — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников; ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников

Первый метод при расчете резерва по каждому сотруднику более точный, но и более трудоемкий. Подходит для учреждений с небольшой численностью.

Второй метод является более приемлемым, но менее точно отражает сумму резерва.

Третий метод подойдет для расчета по каждой категории сотрудников, например, отдельно для руководителей, специалистов и иного персонала.

Пример 1

В учетной политике казенного учреждения предусмотрено определение «отпускного» резерва на 31 декабря исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней зарплаты по всех сотрудников в учреждении — метод 2.

На 31.12.2019 количество не использованных всеми работниками отпусков составило 790 дней, среднедневная зарплата за 2019 г. составила 1050 руб.

Сумма создаваемого резерва составит:

  • на оплату отпусков — 829 500,00 руб. (790 дн. * 1050 руб.);
  • на оплату страховых взносов, начисляемых с суммы отпускных, — 250 509,00 руб. (829 500,00 * 30,2 %).

Итого сумма сформированного резерва на 2020 год составит 1 080 009 руб. (829 500,00 250 509,00).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *