Ретроспективная

Российский НовыйУниверситет

Контрольнаяработа

поучебной дисциплине «Экономическийанализ»

натему «Организация и методика проведенияоперативного, текущего и перспективногоанализа. Финансовое прогнозирование идиагностика банкротства предприятия»

Выполнила:

студентка2 курса 5 группы

факультет»Финансы и кредит»

ДолговаИнна Михайловна

Проверилпреподаватель:

ТолмачеваКлавдия Ивановна

Тамбов2010г.

Вопрос1. Организацияи методика проведения оперативного,текущего и перспективногоанализа………………………………………………………3

Вопрос 2.Финансовое прогнозирование идиагностика банкротства предприятия……………………………………………………………………..11

Списоклитературы………………………………………………………………22

Приложение.(Задачи)……………………………………………………………23

1. Организация и методикапроведения оперативного, текущего иперспективного анализа.

1. Оперативный анализ.Это один из видов экономического анализа,направленный на решение задач, которыестоят перед оперативным управлениемхозяйственной системой.

Главной задачей оперативногоанализа является постоянный контрольрациональности функционированияхозяйственной системы, за выполнениемплановых заданий, процессами производстваи реализацией продукции, а такжесвоевременное выявление и использованиетекущих внутрипроизводственных резервовс целью обеспечения выполнения иперевыполнения бизнес-плана.

Оперативный экономический анализв отличие от текущего приближен вовремени к моменту совершения хозяйственныхопераций. Он основывается на данныхпервичного учета (оперативно технического,бухгалтерского и статистического) инепосредственного наблюдения запроцессом производства, беседах сработниками. Вследствие этого с егопомощью легче вскрывать причинынедостатков в работе и их конкретныхвиновников, выявлять резервы и своевременнопринимать соответствующие меры.

Особенно эффективнырезультаты оперативного анализа, еслион сочетается с внутрихозяйственнымрасчетом цехов, участков, бригад,подрядной формой организации труда. Вэтом случае сами руководители материальнозаинтересованы в быстрейшем выявлениинедостатков, просчетов в работе,неиспользованных резервов. С другойстороны, такой анализ способствуетукреплению внутреннего коммерческогорасчета, так как позволяет постояннооценивать итоги работы и вовремяустранять неполадки.

Оперативный анализ представляетсобой систему повседневного изучениявыполнения плановых заданий с цельюбыстрого вмешательства в необходимыхслучаях в процесс производства дляобеспечения непрерывного и эффективногофункционирования хозяйственногокомплекса.

Оперативный экономическийанализ охватывает:

  • определениеотклонений от бизнес-плана по основнымкачественным и количественным показателямработы предприятия в целом и егоподразделений за смену, сутки, пятидневки,декады;

  • оценкустепени влияния различных факторов наотклонения от плана (норм) по этимпоказателям;

  • выяснениеконкретных причин действия отдельныхфакторов, установление виновниковнедостатков;

  • быструюразработку и осуществление мероприятий,направленных на устранение отрицательныхфакторов, распространение передовогоопыта.

В первую очередь оперативномуанализу подвергаются хозрасчетныепоказатели деятельности предприятияи его подразделений. Но для более полноговыявления внутрипроизводственныхрезервов необходим повседневный анализи других экономических показателей.Оперативный анализ проводят обычно последующим группам показателей:производство,

отгрузкаи реализация продукции; использованиерабочей силы, производственногооборудования и материальных ресурсов;себестоимость; прибыль и рентабельность;платежеспособность. В процессе анализакаждый из этих обобщающих показателейдетализируется и дополняется.

Источниками информации дляпроведения такого анализа являются:первичная документация, данныебухгалтерского и оперативно-техническогоучета, а также материалы личногонаблюдения. Чаще в этих документахэкономические показатели даются внатуральном выражении. Исследованиеименно натуральных показателей —отличительная черта оперативногоанализа.

Другая характерная черта этоговида анализа — его относительнаянеточность, связанная с приближенностьюв расчетах. Например, нельзя точнорассчитать на любой день месяцафактическую себестоимость выпущеннойпродукции; по отдельным статьям объемзатрат приходится брать по нормативнымуровням; нельзя точно определить влияниена прибыль себестоимости продукции,так как заранее не известно, какая частьпродукции будет реализована в данноммесяце, а какая — в последующем. Но этотнедостаток не снижает значенияоперативного анализа.

Большие перспективы повышенияточности и быстроты оперативного анализапри одновременном снижении еготрудоемкости открываются в связи ссозданием на предприятиях автоматизированныхсистем управления. Анализ показателейосуществляется в соответствующихподсистемах. Так, в подсистеме оперативногоуправления основным производствомпредусмотрено решение задач оперативногоучета и анализа процесса производствапо цехам и заводу в целом; учета и анализабрака; использования оборудования.Отгрузка и реализация продукциианализируется в подсистеме управлениясбытом; использование рабочей силы —в подсистеме управления кадрами и т. д.

2. Текущийанализ является ретроспективныманализом результатов осуществленнойхозяйственной деятельности, проводимым,как правило, по важнейшим отчетнымпериодам хозяйствования в основном набазе официальной отчетности и системногобухгалтерского учета. Текущий анализназывают также периодическим, посколькуон чаще всего проводится по текущимпланово-отчетным периодам работы.

Он базируется на бухгалтерскойи статистической отчетности и позволяетоценить работу объединений, предприятийи их подразделений за месяц, квартал,год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа— объективная оценка результатовкоммерческой деятельности, комплексноевыявление неиспользованных резервов,мобилизация их для повышения экономическойэффективности производства в будущихплановых периодах, а также выявлениенедочетов в работе и их виновников,достижение полного соответствияматериального и морального стимулированияпо результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ —неотъемлемый элемент коммерческогорасчета, поскольку осуществляется поважнейшим периодам, по которым подводятсяитоги хозяйственной деятельности,премируются производственные коллективы.Результаты текущего анализа используютсядля решения проблем стратегическогоуправления, в том числе технико-экономическогопланирования, так как научно обоснованноепланирование предусматривает глубокийанализ хозяйственного положения кмоменту начала планового периода —исходной базы планирования.

Этот вид анализа имеет исущественный недостаток — выявленныерезервы означают навсегда потерянныевозможности роста эффективностипроизводства, поскольку относятся кпрошлому периоду. В процессе анализарегистрируются хозяйственные ситуации,и результаты учитываются лишь в будущейработе, так как управляющая системаполучает информацию, как правило, поздно(например, по итогам месяца — лишь ксередине следующего месяца) и восполнитьнедостатки, потерянные возможности уженельзя. Поэтому для повышения действенностианализа ставится задача ускоритьпредставление отчетности и ее аналитическуюобработку. Текущий анализ проводитсявсеми экономическими и техническимислужбами управления, а также цехов идругих подразделений по всем разделаманализа. В целом по производственномуобъединению, предприятию составляетсяпояснительная записка к годовому отчетупо итогам работы за год, где даетсяоценка хозяйственной деятельности ирекомендуются пути улучшения работы.

Особенность методикитекущего анализа состоит в том, чтофактические результаты деятельностиоцениваются в сравнении с планом иданными предшествующих аналитическихпериодов. Отклонения от базы сравнениярасшифровываются по технико-экономическимфакторам, определяющим эти отклонения,устанавливаются не только причиныотклонений, но и ответственные лица,службы, намечаются меры по ликвидациинедочётов в работе.

Текущий анализ — наиболееполный анализ хозяйственной деятельности,вбирающий в себя результаты оперативногоанализа и служащий базой перспективногоанализа.

3. Перспективный(прогнозный) анализ.Перспективным анализом называют анализрезультатов хозяйственной деятельностис целью определения их возможных значенийв будущем. Особенность перспективногоанализа заключается в рассмотренииявлений и процессов хозяйственнойдеятельности с позиций будущего, т.е.перспективы развития, с точки зренияпроекции составляющих элементов прошлогои настоящего хозяйственной деятельностив элементы будущего.

Исходным пунктомперспективного анализа являетсяпризнание факта преемственности, илиопределенной устойчивости, измененийэкономических показателей от одногоотчетного периода к другому, отпредшествующего к настоящему, отнастоящего к последующему. Познаваядиалектическое единство различныхэлементов прошлого и настоящего,перспективный анализ имеет цельюнахождения в каждом процессе или явлениихозяйственной деятельности наиболееустойчивых эрогенных (перспективных)элементов, способных играть решающуюроль в будущем.

Раскрывая картину будущего,перспективный анализ обеспечиваетуправляющую систему информацией обудущем для решения задач стратегическогоуправления. Появляется практическаявозможность управления факторамиразвития предприятия и получения вперспективе необходимого (желаемого)результата хозяйственной деятельности.

Задачи перспективного анализаопределяются его сущностью и местом впланировании и управлении. Важнейшимизадачами являются: прогнозированиехозяйственной деятельности; научноеобоснование перспективных планов;оценка ожидаемого выполнения планов.При составлении планов перспективныйанализ выступает как основная формапредплановых исследований экономикипредприятия; в ходе выполнениябизнес-планов — это инструмент предвиденияи оценки ожидаемых результатов.

Основные причины отклоненийфактических значений экономическихпоказателей от плана — невозможностьполного учета всех факторов, определяющихданный показатель, и непрерывноеобразование новых производственныхрезервов и возможностей, которые являютсяследствием технического прогресса,инициативы работников и других факторов.

В практических методиках иисследованиях задачи перспективногоанализа конкретизируются по: объектаманализа (бригада, участок, цех, предприятие,ассоциация); показателям деятельности(объем продукции, производительностьтруда, себестоимость и т. д.); горизонтамперспективы (анализ текущей перспективы— смена, сутки; анализ ближайшейперспективы — месяц; анализ среднесрочнойперспективы — 2—3 года; анализ долгосрочнойперспективы — 5 лет и более).

Разработка планов предприятий— весьма сложный и трудоемкий процесс,включающий тщательное изучение и анализнастоящего и прошлого предприятия,предвидение новых факторов и явленийхозяйственной деятельности. Перспективныйанализ как разведка будущего инаучно-аналитическая основа перспективногоплана на данном этапе тесно смыкаетсяс прогнозированием, и такой анализназывают прогнозным.

Последовательность прогнозногоанализа в обобщенном виде заключаетсяв следующем:

  • Определяетсякруг обобщающих показателей,характеризующих перспективу предприятияпо основным направлениям хозяйственнойдеятельности.

  • Системаобобщающих показателей дополняетсянеобходимыми частными, или специфическими,показателями деятельности. Далееустанавливается последовательностьанализа показателей исходя из основныхнаправлений связи между важнейшимигруппами показателей.

Основная задача предприятия —производить продукцию, необходимуюпотребителю и соответствующего качества.Поэтому разработка перспективногоплана предприятия, а значит, и анализперспективы начинаются с показателяобъема продукции. Чтобы установитьобъем продукции, необходимой потребителю,следует изучить: спрос на даннуюпродукцию; возможности предприятия ицехов в отношении ее производства;возможности предприятий, выпускающиханалогичную продукцию; возможностипоставщиков и многие другие вопросы.На основе проведенного анализа нужноопределить потребность в средствах ипредметах труда, в рабочей силе; оценитьожидаемые экономические результатыхозяйственной деятельности предприятияпо выпуску продукции: себестоимость,прибыль, рентабельность, показателифинансового состояния.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
Абуова Г.Т. 1Токтибаева Г.Ж. 1Кантемиров М.Р. 1Омарова А.О. 1Шайздина Ф.М. 1

1 Карагандинский государственный медицинский университет

Одним из методов научных исследований, который используется в учебном процессе, является эпидемиологический анализ заболеваемости (ретроспективный и оперативный). Этот метод приемлем как для инфекционной, так и для неинфекционной патологии. Для студента выпускника – будущего специалиста – важно не только осмыслить и усвоить методику проведения эпидемиологического анализа заболеваемости, но и овладеть на должном уровне методами эпидемиологических исследований. В статье представлена цель, задачи, материалы, методы и этапы проведения эпидемиологического анализа заболеваемости, которая используется в учебном процессе как один из методов научных исследований. Изложен алгоритм выполнения курсовой работы и ее защита студентами. Тема «Эпидемиологический анализ» соответствует Государственному общеобязательному стандарту образования, Типовой учебной программе, рабочей программе по специальностям «Общественное здравоохранение» и «Медико-профилактическое дело». Метод эпидемиологического анализа формирует у студентов умения планировать научно-исследовательскую работу для решения будущих профессиональных задач.

122 KB

методы научных исследований
ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости

1. Брико Н. И., Покровский В. И. Эпидемиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 368 с.
2. Денисова Е. В., Назаров В. Е. Статистический анализ многолетней заболеваемости как метод оценки эффективности эрадикационной терапии в лечении язвенной болезни и ее осложнений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 144. – С.66-75.
3. Мельниченко П. И. Ретроспективный эпидемиологический анализ и прогнозирование заболеваемости личного состава Вооруженных сил Российской Федерации: методическое указание. – М., 2006. – С.11-14, 107-114.
4. Покровский В. И., Брико Н. И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 399 с.
5. Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.
6. Поступайлов В. Б., Никитюк Н. Ф. Методика проведения оперативного слежения с использованием показателей годовой динамики заболеваемости // Медицинский альманах. – 2009. – № 2. – С.124-126.
7. Эміреев С. Э. Эпидемиология. Окулык / С. Э. Эміреев, Ж. Темірбеков. – Актобе: А-Полиграфия. 1-т.: Жалпы эпидемиология. – 2012. – 584 с.

Среди многих требований, предъявляемых к современной науке, существует необходимость совершенствовать методологию научных исследований. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы надлежащее качество научных исследований.

Эпидемиология располагает универсальным научным методом, позволяющим изучать любую патологию человека на популяционном уровне ее организации и здоровье населения.

Эпидемиология изучает заболеваемость населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, для выявления причин, условий и механизмов ее развития и использует эти знания для снижения уровня заболеваемости и улучшения здоровья населения. Разрабатывает комплекс средств и мероприятий, а также систему организации профилактической и противоэпидемической помощи населению .

Эпидемиологическая диагностика – раздел эпидемиологии, отражающий содержание, методы и последовательные этапы процесса оценки эпидемиологической ситуации по конкретным проявлениям эпидемического процесса, причин и условий его развития.

Конечной задачей ее является раскрытие причин, условий и механизма возникновения данной эпидситуации, оценка тенденции развития данного эпидемического процесса с целью разработки эпидемиологического прогноза, рационализации планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий.

На современном этапе осуществляется переориентация деятельности противоэпидемической службы с работы по ликвидации возникших эпидемических очагов на работу по предупреждению их возникновения. В связи с этим интенсивно развивается теория эпидемиологической диагностики и внедряется в практику ретроспективный и проспективный эпидемиологический анализ на региональном уровне .

Эпидемиологический анализ, как раздел эпидемиологической диагностики, предусматривает «установление закономерностей эпидемического процесса в данных конкретных условиях и изучение эффективности проводимых мер». Основой служит статистический метод, «без которого нельзя обойтись, если заболеваемость данной инфекцией достигает более и менее массового распространения».

Эпидемиологический анализ – это анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости за какой-либо период времени или на данный момент. При исследовании заболеваемости за интервал времени принимаются результаты систематического наблюдения. При анализе на данный момент используются результаты одномоментного (поперечного) обследования. Его целью является установление причин и условий, определяющих проявления эпидемического процесса.

Эпидемиологический анализ – это часть эпидемиологического надзора, которая реализуется в двух временных категориях – ретроспективно и оперативно. Основной задачей ретроспективного эпидемиологического анализа является оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, призванная обеспечить выявление территорий риска, групп риска, времени риска и факторов риска.

Оперативный (текущий) эпидемиологический анализ проводится вслед за ретроспективным и служит для выявления предвестников эпидемий еще до возникновения массовых заболеваний. Последовательное проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа может и должно обеспечить постановку эпидемиологического диагноза и принятие обоснованного стратегического и тактического решения .

Задачи эпидемиологического анализа можно определить следующим образом:

— выделение инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость в условиях обслуживаемых контингентов и территорий;

— установление основных причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический эффект.

Решение первой задачи требует исчерпывающей регистрации заболеваемости и расчета наносимого ущерба здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных.

Выполнение второй задачи предполагает детальное исследование проявлений эпидемического процесса (по интенсивности, группам населения, территории и времени).

Целью данной работы является развитие способности у студентов самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач, необходимых в дальнейшей практической деятельности.

Материалы и методы. Ретроспективный и оперативный анализ заболеваемости, статистические и математические методы. Анализ проводится по данным учетно-отчетной документации Департамента по защите прав потребителей: «Отчет об отдельных инфекционных и паразитарных заболеваниях» форма № 1 и форма № 2, а также данные статистического сборника Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения».

Научно-исследовательская работа способствует:

— развитию профессионального научно-исследовательского мышления студентов;

— формированию четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;

— формированию умения планировать научно-исследовательскую работу для решения профессиональных задач с использованием современных методов исследования, вычислительных средств;

— формированию умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных данных;

— анализу литературных данных по выполняемой теме с привлечением современных информационных технологий;

— проведению обработки и анализа полученных данных, сопоставлению результатов собственных исследований с имеющими в литературе данными;

— обеспечению способности критического подхода к результатам собственных исследований, готовности к профессиональному самосовершенствованию и развитию творческого потенциала профессионального мастерства.

Одним из методов научных исследований, используемых в учебном процессе, является ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости, который включает элементы RBL (основанной на научных исследованиях).

Ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) – это изучение эпидемической обстановки за длительные отрезки времени, проводимые с помощью диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимых данных для планирования противоэпидемической работы на предстоящий период.

Целью ретроспективного эпидемиологического анализа является получение исходных данных для определения задач по противоэпидемическому обслуживанию населения и выбора главных направлений в профилактике наиболее значимых инфекций.

РЭТ в полном объеме предусматривает последовательную разработку материала по четырем направлениям:

— анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения;

— анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения;

— анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

— анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Многолетняя динамика заболеваемости – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и в отдельных социально-возрастных группах инфекционными болезнями по годам за многолетний период.

Основными показателями многолетней динамики являются: эпидемическая тенденция, цикличность и нерегулярные (эпизодические) подъемы и (или) спады заболеваемости .

Для анализа многолетней динамики используются таблицы и графики, построенные на основе динамических (временных) рядов, характеризующих годовую заболеваемость совокупного населения или отдельных его групп.

Годовая динамика – это изменение уровня заболеваемости совокупного населения и отдельных социально-возрастных групп инфекционными болезнями по месяцам в течение года.

Практически все инфекционные болезни характеризуются определенной неравномерностью распределения заболеваний на протяжении года. Подъем и спады заболеваемости настолько закономерно связаны с определенными периодами года, что дало основание выдвинуть понятие «сезонности» и рассматривать ее как важнейшую черту эпидемиологии разных инфекций.

Аналогично колебаниям в многолетней динамике, особенности динамических изменений в заболеваемости отдельного года зависят от наличия и активности комплекса разнообразных причин, действующих на эпидемический процесс в разное время года и формирующих различные его проявления.

Выделяют три формы годовой динамики: круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость.

Годовая динамика позволяет выявить закономерности распределения на протяжении года (времени риска) и выдвигать гипотезы о факторах риска, лежащих в основе выявленных особенностей эпидемического процесса.

Анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам, заключается в сравнительной оценке уровня заболеваемости отдельных групп населения и оценке удельного веса заболевших каждого контингента в сумме заболеваний всего населения.

Правильно проведенная группировка материала о заболеваемости позволяет наиболее полно выявить особенности течения эпидемического процесса среди отдельных групп населения. Это определяет возможность выдвижения достоверных гипотез о причинно-следственной связи заболеваемости с факторами риска .

Результатом РЭА является логически обоснованная и статистически подтвержденная гипотеза о механизме развития эпидемического процесса и обоснование наиболее эффективных и рентабельных мероприятий. В ходе анализа нередко возникает несколько предложений (гипотез) относительно механизма развития эпидемического процесса в тех или иных условиях. Важно провести такой анализ материалов, чтобы все выявленные обстоятельства совпали лишь с одним предложением. При достаточной достоверности факта, не согласующегося с большинством других, послуживших основой для построения конкретной гипотезы, данную гипотезу приходиться отклонить и рассматривать другую.

Не во всех случаях назначение эффективных и рентабельных мероприятий сразу вытекает из результатов ретроспективного эпидемиологического анализа. Важным результатом его проведения может явиться обоснование сбора дополнительной информации, необходимой для дополнительных эпидемиолого-диагностических заключений .

Оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости проводится с целью систематической оценки интенсивности эпидемического процесса при конкретной инфекции на определенной территории. Показатели заболеваемости в процессе анализа могут определяться посуточно, еженедельно или с другими интервалами, в зависимости от особенностей инфекции. Заболеваемость анализируется по нозологическим формам, населенным пунктам и районам, социально-возрастным группам, эпидемиологически значимым объектам и т.д.

Данный анализ проводится по следующим разделам:

— слежение за уровнем, структурой и динамикой заболеваемости;

— оценка эпидемической ситуации;

— раннее выявление неблагополучных объектов;

— слежение за микробным пейзажем;

— выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных заболеваний и возможных факторов риска;

— слежение за санитарно-эпидемическим фоном.

Полученные данные оперативной оценки эпидемиологической ситуации являются важными критериями эффективности санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий .

Студенты, в учебном процессе используя метод эпидемиологического анализа заболеваемости, выполняют дипломный проект, научно-исследовательскую работу по одной из нозологических форм инфекционных заболеваний. Дипломную работу студент выпускник защищает в период проведения итоговой государственной аттестации вместо сдачи одного из этапов государственного экзамена.

В соответствии c Типовой учебной программой и Рабочей программой при изучении дисциплины «Эпидемиология» студенты используют метод эпидемиологического анализа. Так, для студентов специальности «Общественное здравоохранение» разделу «Эпидемиологический анализ заболеваемости» отведен 1 кредит (45 часов). По дисциплине «Эпидемиология с основами дезинфекционного дела» для студентов специальности «Медико-профилактическое дело» данному разделу отведено 2 кредита (90 часов). По завершении данной темы студенты выполняют курсовую работу, которую в последующем оформляют и защищают.

Этапы проведения эпидемиологического анализа

  1. Ознакомление и выполнение методики ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости, проводятся на основе разработанного учебно-методического пособия «Эпидемиологические методы исследования, эпиддиагностика» и методических рекомендаций для практических занятий, методических указаний для СРСП и СРС.
  2. Выполнение курсовой работы индивидуально каждым студентом по одной из нозологических форм инфекционного заболевания, используя методику и алгоритм выполнения. Вместе с тем студенты анализируют литературные данные, проводят сравнительный анализ по первоисточникам.
  3. Оформление курсовой работы, и на основе полученных данных делают заключение с обоснованием.
  4. Защита курсовой работы.
  5. Навык работы на персональных компьютерах (использование компьютерной технологии), в сети Интернет.

Таким образом, большое внимание уделяется внедрению в процесс обучения методов научных исследований, основанных на элементах RBL (научных исследований). Это способствует формированию у будущих специалистов системы здравоохранения аналитического, логического и критического мышления, овладение методами эпидемиологических исследований.

Библиографическая ссылка

Абуова Г.Т., Токтибаева Г.Ж., Кантемиров М.Р., Омарова А.О., Шайздина Ф.М. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24299 (дата обращения: 19.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Дневник
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я расскажу о дневнике по психологии. Здесь я отвечу на вопросы о том 1) как следует вести такой дневник? и 2) какую пользу можно получить при его регулярном ведении?

«», «.

Начну с ответа на первый вопрос. В какой форме следует вести психологический дневник? С моей точки зрения, это не имеет принципиального значения — в какой ВАМ удобно, в такой и ведите. Здесь нет и не может быть четких правил, указаний или инструкций, поскольку ведение дневника по психологии – это творческий процесс. А для творчества отсутствуют какие-либо рамки, шаблоны, границы, правила, стереотипы, догмы, обязанности (называйте, как хотите). – Это Ваш порыв души, желание излить на бумагу мысли и накопившиеся переживания: поделиться ими хотя бы с тетрадным листом или документом Microsoft Wordа. Сам дневник желательно скрыть от посторонних глаз непрошеных читателей – ведь на его страницах покоятся сокровенные тайны Вашей души. Смогут ли посторонние их понять? Да и нужно ли, чтобы они их понимали? Зачем посвящать чужих людей (от близких дневник можно не скрывать – ведь Вы им итак доверяете) в свои тайны, желания и стремления?
А вот как описывает ведение своего дневника одна из посетителей форума Михаила Литвака:
Напрашивается вопрос: «Как Часто в дневнике следует делать записи?»
Это также Ваше Личное решение. Можно вести дневник каждый день (с моей точки зрения, это оптимальный вариант для тех, кто хочет разобраться в себе максимально быстро и начать жить счастливо), делая в нем соответствующие записи в любое удобное для Вас время суток. Можно и через день, и раз в неделю, и даже раз в месяц. Важно понимать, что это необходимо Вам и только Вам – ведение дневника в Ваших интересах. Если есть о чем написать – пишите, не раздумывая.
Если такого желания не возникает – сильно терзать себя не стоит. Нам и так слишком часто приходится делать то, чего мы не хотим. Если не удается получить удовольствие от ведения дневника, лучше на время отложить это занятие и пересмотреть форму или время записи, изменить стиль, объем или другие факторы, мешающие его каждодневному ведению.

А теперь перехожу к ответу на вопросы: «Чем нам может помочь ведение дневника по психологии» и «Что туда следует записывать?»
В предыдущих статьях Вы познакомились с приемами психологического айкидо. Уверен, что Вам уже неоднократно удавалось успешно применять его на практике, ловко гася конфликты, ссоры и скандалы в самом их зародыше.
Однако иногда случаются неудачи – самортизировать не удается. Что делать в этом случае? Учиться на своих ошибках и повышать уровень психологической подготовки. А для этого необходимо детально разобрать ситуацию и грамотно продумать Ваш амортизационный ответ, с помощью которого Вам удалось бы избежать конфликта или ссоры.
Здесь нам как раз и поможет регулярное ведение психологического дневника. Вам необходимо будет по памяти восстановить и записать возникший диалог, а затем – проанализировать, ГДЕ (в какой СВОЕЙ фразе) Вы допустили ошибку, и придумать правильный ответ. Найти его на первых порах бывает непросто. Поэтому если у Вас возникли затруднения – пишите мне через форму обратной связи или соц. сети: постараюсь Вам помочь.

Дневник также может помочь в планировании своих дел и времени. Заниматься этим рекомендуют многие психологи. Они предлагают написать список дел, которые Вы собираетесь выполнить завтра, послезавтра, за неделю, месяц, год, десять лет, всю жизнь и т.д., то есть, распланировать свою жизнь. Если подойти к этому с умом, то такое планирование может оказаться весьма полезным: способным сделать нашу работу более эффективной. Конечно, в нем есть и подводные камни. Но обо всем по порядку.
Для примера возьмем составление списка дел на завтра (хотя сейчас я перестал заниматься планированием на столь короткий промежуток времени (начинаю его минимум от 2 недель), но пример планирования Завтрашнего дня возьму для Большей наглядности). Следует записать: что необходимо выполнить; в каком объеме; сколько времени планируется потратить на ту или иную работу; разделить дела на более и менее значимые – расставить приоритеты важности и, следовательно, очередности их выполнения и т.д.
К сожалению, существенным минусом Ежедневного планирования является необходимость (извините за тавтологию) вести его Каждый День. Но на первых порах (если Вы только взялись за ведение дневника), получаться у Вас это будет с трудом – не выработан соответствующий навык. Поэтому заниматься ли планированием вообще, а тем более на короткий промежуток времени – решайте сами. Здесь (на примерах из собственной практики) я лишь покажу, как благодаря неправильному планированию завтрашнего дня можно легко испортить себе настроение.

Пример №1.
Два дня подряд мне честно удавалось вести дневник, куда я записывал приходящие в голову мысли и где составлял план действий на завтра. Всё шло замечательно. Однако уже на третий день о дневнике я банально забыл. Привычка его ведения только начала вырабатываться и требовала усиленного контроля. Естественно, что как только неусыпное око внутреннего контроллера ослабло – мой «склероз» сразу же дал о себе знать. О дневнике (и, соответственно, о планировании) я вспомнил в момент, когда уже находился в постели.
Такая ситуация у меня (на тот момент – сильно невротизированной личности) возникала дважды, и на тот момент я выбирал непродуктивные действия для решения создавшейся проблемы. Следует отметить, что у зрелой личности таких решений было бы, во-первых, больше, чем два, а во-вторых, среди них наверняка нашлось бы правильное.
А сейчас – мои непродуктивные действия и их последствия:
а) Раздраженный собственной забывчивостью, я, как ошпаренный, вскочил с постели и, ругая себя последними словами, впопыхах начал подводить итоги дня текущего и планировать день грядущий. Ушло на это минут десять. Злость на себя постепенно утихла, сменившись чувством гордости и выполненного Долга. Но время было позднее. Как Будто со спокойной душой я лег в постель и тут… А вот тут, Уважаемые Читатели, меня ждал малоприятный сюрприз. Бессонница. К сожалению, вследствие активной умственной работы, которая, безусловно, присутствует при заполнении дневника, я излишне возбудил свою нервную систему. В итоге на то, чтобы заснуть, мне пришлось потратить часа полтора.
Что же делать в этом случае? Каково продуктивное решение в создавшейся ситуации? Поговорите с собой. Скажите себе примерно следующее: «Утро вечера мудренее. Я себя люблю и, хотя веду дневник для себя, но никак не во вред себе. Разве будет лучше, если я плохо высплюсь и завтра встану разбитым? Утром я обязательно выкрою на дневник десять минут».

б) Вначале я стал пилить за склероз, но потом лень (или усталость) взяла свое: я начал ныть и причитать о тяжести судьбы, а дальше – почем зря начал ругать ни в чем неповинный психологический дневник (обвинять в своих неудачах или ошибках окружающих людей и даже неодушевленные предметы – типичный поступок невротической личности). В конце концов, мне удалось уговорить себя не вставать. Я думал, что сразу засну. Но здесь меня вновь ждала неудача – на этот раз я долго не мог заснуть из-за возникших угрызений совести.
Что делать в такой ситуации? Скажите себе примерно следующее: «Неужели будет лучше, если вместо здоровья я обрету болезнь? Дневник призван помогать мне. Конечно, если я заболею – времени у меня будет хоть отбавляй, и я смогу делать записи в дневнике сутки напролет. Но какой тогда в нем будет толк? Завтра я постараюсь выкроить время на дневник и легко наверстаю упущенное. Я ведь только учусь и, естественно, могу и буду ошибаться. Я себя прощаю».

Пример №2.
Вторая причина, которая может отбить желание вести дневник, – это неправильное планирование завтрашнего дня (и не только дня, но и недели, месяца, года и т.д.). Эту причину подробно разбирает российский психолог Д.А.Любченко в книге «Русский замысел – самосовершенствование». Он справедливо полагает, что многие, начинающие вести дневник и заниматься планированием, обычно берутся за это с юношеским максимализмом. Они забывают, что в сутках всего 24 часа и намечают на завтрашний день такое количество важных и полезных дел, которое вряд ли смогут выполнить даже в течение недели. С моей точки зрения, это связано с невротической поспешностью – большинство хотят всего и сразу. Но ведь так не бывает.
Когда я только начинал вести дневник, то на личном опыте столкнулся с проблемой неверного планирования завтрашнего дня. Вследствие последнего у меня, как правило, возникало два варианта развития событий:
а) Я вообще отказывался от ведения дневника. Какой же из него помощник, если вечером, подводя итоги трудового будня, у меня оставалось горькое чувство досады и разочарования вследствие массы невыполненных дел (разумеется, согласно Стахановского Плана)? На душе скребли кошки, было тоскливо. Посещало и чувство вины. Тогда я, кляня себя за нерасторопность, клялся работать быстрее, дольше, эффективнее. Но… На завтра ситуация повторялась. Так продолжалось около недели. Результат всегда оставался неизменным: каждый вечер, подводя итоги дня, я обнаруживал массу невыполненных дел. В результате я забросил ведение дневника и планирование – Зачем тратить на это время, когда я и Так Ничего не успеваю, а новое планирование расстраивает меня все сильнее и сильнее?

б) Иногда в ситуации неверного планирования победу одерживал Трудоголизм. Осознавая, что не успеваю переделать еще массу дел, я, как преуспевающий мазохист, бросался выполнять запланированную работу. В такие дни я трудился в поте лица и, завершив, наконец, все запланированные дела, буквально проваливался в сон. Наутро я вставал сонный, уставший и разбитый. Если такое повторялось регулярно, то в постель меня укладывала болезнь.

Уважаемые Читатели, у Вас, скорее всего, возник вопрос: что делать, если от планирования и ведения дневника отказываться Вы не собираетесь, но страдать вследствие неверно составленных планов также не хотите?
Выход прост. Д.А.Любченко справедливо полагает, что если Вы решили планировать, то планируйте МИНИМУМ, а не МАКСИМУМ. Тогда Вам с легкостью удастся избежать массы незавершенных дел, разочарований, трудоголизма и, как следствие, болезни. Как запланировать минимум дел, покажу на примере.
В сутках 24 часа. Сразу вычтем из них 9 часов на сон и еще 9 – на работу, которую (для простоты) в данном случае планировать не будем. Останется 6 часов. Составляя список дел, Вы наметили: а) совершить двухчасовую прогулку; б) полтора часа посвятить чтению; в) за 2-2.5 часа сделать генеральную уборку.
Как Вы думаете, здесь запланирован Максимум или Минимум? Правильно, Максимум. Следовательно, как только произойдет любая форс-мажорная ситуация (например, Вам позвонит старый друг, общение с которым займет час), одно из дел останется невыполненным. Более того, Невозможно распланировать свой день по минутам и даже часам – мы ведь не роботы: шаг вправо, шаг влево – и выполнение плана моментально срывается.
Давайте подумаем, как запланировать минимум? Сделать это нетрудно – просто разделите пополам время, которое Вы собирались посвятить намеченному делу. Таким образом, на прогулку, как и на чтение, планируйте потратить не более 1 часа, а генеральную уборку вообще можно разбить на два дня.
Если Вам удалось все выполнить – я Вас поздравляю! Хотя, мои поздравления – ничто по сравнению с чувствами радости и гордости, которые посетят Вас после выполнения плана, ведь Вы наметили, а затем – добились поставленной цели. Да и с психологической точки зрения план всегда приятнее перевыполнить, чем недовыполнить. Необходимо научиться радоваться маленьким победам, а не стонать и огорчаться из-за больших невыполненных дел.
Однако если и После Сокращения времени план выполнить Не удалось, тогда поделите время, отведенное на выполнение каждого из дел еще в два раза и т.д., до тех пор, пока не выполните план Полностью Без Вреда для себя.
Такое планирование позволяет не только выполнить значительное количество важных дел, но и держит Вас в реальности, не давая уходить в мир иллюзий: Вы думаете, что можете выполнить 100 единиц работы, хотя на самом деле – можете всего 10. Заодно поучитесь наступать на хвост своим амбициям, ведь, как говорил Уильям Джемс: «Самоуважение равно успеху, деленному на уровень притязания. Уменьшите уровень последнего и у ваших ног будет весь мир!»

Чем еще может помочь регулярное ведение психологического дневника? Отвечая на этот вопрос, расскажу историю из своей жизни.
Летом 2010 года меня регулярно начали посещать несильные, но частые головные боли. Интенсивная прогулка, занятия в тренажерном зале или йога быстро их снимали. Я долго не мог понять: Чем вызваны эти приступы головной боли? Казалось бы, никаких предпосылок для них не было: я отлично спал, вовремя ел, вел здоровый образ жизни и уж тем более не страдал отсутствием общения (детальнее об этом Вы можете прочесть в статье «Общение по Берну»).
В ноябре 2010 года я неожиданно поймал себя на том, что слишком много думаю. Мысли вертелись в голове, словно рой взбешенных пчел. Я отметил, что интенсивно думаю на протяжении ВСЕГО дня: когда ем, принимаю душ, учусь, работаю, отдыхаю. Стало трудно расслабиться. Это удавалось лишь в моменты интенсивных физических тренировок.
Незадолго до этого я слушал аудиосеминар Михаила Ефимовича Литвака «Как узнать и изменить свою судьбу», где он рассказывал о пользе Регулярного ведения дневника. И я решил попробовать. Как и Мартину Идену, герою одноименного романа Джека Лондона, писать мне понравилось. Первая запись была сделана мною 15 ноября 2010 года. С моей точки зрения, именно она стала первым шагом на пути выхода из своей невротической жизни – своего сценария, в котором я пробыл без малого 25 лет.
Я начал методично записывать всё, что приходило мне в голову. (В 2009 и 2010 годах несколько раз я пытался более-менее регулярно вести дневник, но каждый раз забрасывал – не хватало терпения). За месяц я исписал 50 листов тетради (для экономии места записи делались в каждой клеточке). Эффект был просто поразительным! Я разобрался, что собой представляю и чем хочу заниматься – я Вышел из Сценария. Что касается головных болей, то они исчезли! Более того, я заметил, что стал гораздо спокойнее. Но и в этом не было ничего удивительного, ведь раньше я все время боялся что-то забыть. А благодаря регулярному ведению дневника по психологии, я знал: каждая мысль, идея, взгляд на мир и окружающих людей, надежно хранятся на его страницах. Теперь во время еды я ел, во время отдыха – наслаждался жизнью, во время работы – работал (уже с начала 2011 года я начал давать первые бесплатные консультации; кстати, идея создания этого блога родилась в последних числах декабря 2010, а первые статьи для него были написаны уже в феврале 2011 года; да, качество их было низкое, но это было Первое Мое Творчество; конечно, со временем, когда мой навык письменной речи значительно улучшился, я их переписал).
Я начал ЖИТЬ и прекратил бесконечный поток мыслей о вреде моды, людях-хронофагах или философских взглядах Ницше. Как тонко подметил Михаил Литвак: «Лучше сумбур на бумаге, чем каша в голове. Сумбур на бумаге легче выправить» и «После того как подумал, сделай хоть что-нибудь, ну хотя бы запиши свои намерения, а то потом забудешь».
Когда я разгрузил голову от старых мыслей, ко мне пришло много новых. Таким образом, благодаря одному только ведению дневника мне удалось продолжить свой личностный рост.

А сейчас хочу сделать маленькое отступление и несколько слов сказать своим клиентам и читателям, знакомым с трансактным анализом Эрика Берна (на блоге статья называется «Структурный анализ личности»). Дневник – это великолепная форма общения со своим внутренним Естественным Дитятей (ЕД). Именно он является источником нашего Творчества и, регулярно ведя дневник, мы не просто учимся творить, – мы учимся развивать его в структуре своей личности.
К сожалению, многим на первых порах сложно вести дневник – тяжело сформулировать и выражать свои мысли, а если они и делают какие-то заметки – то последние, как правило, сухие, скупые и нерегулярные. Именно от этих людей я часто слышу: «Мне это не дано, я не умею, у меня никогда не получится» и т.д. С моей точки зрения, способность к творчеству есть у ВСЕХ, просто у таких людей ЕД было сильно задавлено (но не уничтожено!) родительским воспитанием. Эту способность необходимо восстановить, ведь без развития последней выход из сценария и, следовательно, дорога к счастью, для таких людей наглухо закрыты: наше Счастье в Естественном Дитяте.

Также с помощью дневника Вы можете оценить прошедший день (поставить ему оценку), как это советует делать Михаил Ефимович Литвак:
+++ прекрасно прошел. Вы сделали всё, что хотели и даже больше, Вам везде сопутствовал успех, Вы прекрасно себя чувствовали. Хорошее настроение Вас не покидало, а жизнь напоминала сказку.
++ хорошо прошел. Все было хорошо, но где-то проскочила и ложечка дегтя, что в целом, никак не повлияло на вкус большой бочки качественного и вкусного меда жизни.
+ нормально прошел. Хорошего все-таки было больше.
– плохо прошел. В такой день негатив слегка перевесил хорошие события.
– – очень плохо прошел. Одни неудачи и неприятности – все валилось из рук, ничего не клеилось. Иногда и такое бывает.
– – – ужасно прошел. Случилось какое-то большое несчастье или трагедия (умер кто-то из родственников, Вы серьезно заболели и т.д.).
Разумеется, критерии оценки у каждого будут свои (можно использовать критерии Литвака, можно – 10 или 100 бальную шкалу, или придумать что-то свое).

В заключение скажу, что на данный момент записываю в своей дневник по психологии без малого все, что происходит в моей жизни. Отмечаю там как неудачи, так и успехи; веду перечень доходов и расходов; расписываю, что сделано, а что – пока нет. Еще я рекомендую перечитывать свои записи, скажем, раз в два-три месяца. Вы приятно удивитесь тем количественным, а иногда – и качественным (по Закону Жизни количество рано или поздно переходит в качество) изменениям, которые с Вами произошли за последнее время. Только пишите по возможности объективно и честно (факты и цифры). Обманывать себя не стоит – в конечном итоге будет только хуже, ведь рано или поздно обман все равно всплывет наружу, а, живя в обмане и иллюзиях, Вы тратите драгоценное время Своей Жизни. Стоит ли этого ложь и обман? Не думаю.

А сейчас приведу несколько сообщения посетителей с форума Михаила Литвака, которые также высказывают свою точку зрения о пользе ведения электронного блога или дневника:

«Я пишу дневник для себя. Пишу в дневник тогда, когда эмоции одерживают верх. Я сажусь, записываю все или на бумажку или в интернет. Не перечитывая! Для меня это важно. Пишу все, что приходит в голову, с ошибками, слезами, истериками, ненавистью. Во-первых, это помогает мне скинуть эмоции, во-вторых, потом перечитываешь и многое понимаешь.
В основном пишу событие, которое произошло и свои чувства, действия, эмоции, чтобы потом можно было восстановить картину и понять, почему я так отреагировала. Еще хорошо было бы написать, что происходило ранее, что могло повлиять на такую реакцию».
Недаром Борис Литвак советует: «Я обычно предлагаю вести дневник с ретроспективным анализом. Если в дневник просто сливать эмоции и негатив, то это помогает, но не меняет. Поэтому нужна работа с дневником. На левой странице разворота записываются события, эмоции, размышления и т.д. как они есть. Что человек хочет, то и пишет. Правая страница пока остается пустой. Через день-два нужно с «холодной» головой вернутся к записям, проанализировать ее и переписать».

«Для чего нужно вести дневник? Многие известные личности, «золотой фонд» человечества говорили о важности регулярного описания собственной жизни. Делакруа и вовсе возвел ведение дневника в некий абсолют: «Если день не записан, значит, он и не прожит». М.Е.Литвак так же говорит о необходимости дневниковых записей. Почему?
Дневник выполняет сразу несколько важных для нашей повседневной жизни функций, первая из которых сброс эмоционального напряжения. Причем не имеет значения, какие это эмоции положительные или отрицательные. Радость бывает не менее нагрузочная и выматывающая, чем страх. Представьте, вы влюблены, вернулись с первого свидания с любимым человеком, которое прошло удачно, по вашему мнению. Как будете себя чувствовать? Радость переполняет, спать не хочется. А завтра на работу, вставать рано. Тут то и поможет дневник, которому можно рассказать о своих чувствах, о том, как прекрасна и удивительна жизнь и т.п. После этого, как правило, напряжение вызванное эмоциями идет на спад.
Еще одна функция дневника – самодиагностика личностных проблем. Что имеется в виду? В повседневной жизни мы пропускаем сигналы, подаваемые нашим телом о том, что неправильно живем, организм работает на износ. Что это за сигналы? Например, головная боль, плохое самочувствие по утрам и т.д. Каждый из них по отдельности может ничего не значить, но перечитывая дневниковые записи и обнаружив там строки о регулярном плохом самочувствии, появляется повод для размышления и анализа текущей жизненной ситуации и своего отношения к ней. А что будет, если пропускать эти телесные сигналы и продолжать жить по-прежнему? Очевидно, они станут усиливаться, пока не приведут к крупному срыву, т.е. болезни, которую «не заметить» уже не удастся!
Из последнего абзаца, думаю ясно, что свой дневник нужно не только писать, но еще и регулярно читать. Это является такой же необходимой частью регулярной психологической работы над собой. Собственно говоря, работа с дневником такая же гигиеническая процедура, как и чистка зубов. Если зубы долго не чистить они портятся и, в конце концов, их приходится удалять. Так же и с нашей душой. Если ее регулярно не чистить от остатков эмоциональной пищи она будет портиться, отравляя весь организм в целом.
Но вернемся к дневнику. Еще одна его важная функция – фиксация достижений. Человек не может не побеждать, таково наше устройство. Успех – мотивирует, успех – лечит, успех – украшает жизнь. Но в суете будней, мы часто забываем о маленьких достижениях на пути к большой цели. Беда в том, что большие достижения потому так и называются, что они редки и требуют многих лет кропотливого труда. А что же делать между? Как сохранять интерес? Хорошим подспорьем выступит дневник, в который нужно ежедневно записывать все свои победы, какими бы маленькими и незначительными они нам не казались. Записанное уже не удастся забыть или вытеснить. Перечитывая эти строки в трудные минуты жизни, мы найдем в своем дневнике поддержку.
Ну и наконец, еще одной функцией дневника является – отслеживание собственного личностного роста. Просто как процесса. Наше субъективное восприятие окружающего мира и себя в нем бывает весьма обманчиво. Конечно, если вы в течение одного месяца стали миллионером или получили всемирное признание, не заметить этого не удастся. Но обычно изменения накапливаются медленно, а количество разнообразных проблем имеет тенденцию сохраняться постоянным. Тем не мене, если человек трудится над собой его жизнь обязательно меняется. И вот собственно для того, чтобы заметить эти изменения, и служит дневник. Кажется, Маслоу как-то сказал: «Счастье – это осознание своего личностного роста» (это сказал А.Лоуэн; Ю.Л.). Таким образом, понимание собственных изменений является необходимым условием для создания ощущения счастья. И дневник помогает в этом.
Т.е. дневник нужен для того, чтобы:
1. Описав события, по-новому взглянуть на них.
2. Выплеснуть негативные эмоции,
3. Перечитывая, проводить анализ сложных ситуаций ,
4. Накопить статистические данные для выявления сценария ,
5. Дисциплинировать себя»
Будем счастливы!»

ВНИМАНИЕ! Вследствие вышеизложенного материала ВСЕМ моим Клиентам РЕГУЛЯРНОЕ ведение дневника КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО.

С моими услугами психологического онлайн консультирования и онлайн помощью психотерапевта можно ознакомиться в статьях «Консультации on line психолога» и «Онлайн психотерапия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *