Регистрация иностранца в гостинице

При размещении гостей отельеры обязаны своевременно передать данные в ГУВМ МВД для регистрации по месту пребывания и снятия с учета. Требования к срокам, документам и правила подачи данных диктует миграционное законодательство.

В соответствии со ст.20 Федерального закона №109-ФЗ информацию об иностранце принимающая сторона — гостиница, пансионат, турбаза, санаторий и другой объект сферы гостеприимства — должна отправить в течение суток после его заезда. Снять с учета туриста нужно до 12:00 дня, следующего за днем отъезда. Ст.5 закона №5242-I устанавливает правила регистрации в отеле гостей — российских граждан и освобождает от неё только тех, кто состоит на учете в том же субъекте РФ.

Работать можно «на бумаге» — вручную заполнять типовые анкеты прибытия и убытия, а затем отвозить их в МВД, или отправлять уведомления в электронном формате, например через программу управления отелем. Для регистрации иностранных гостей необходимы паспорт, миграционная карта и виза (исключение — въезжающие по безвизовому режиму).

Российским туристам нужен только внутренний паспорт или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет). Заменять его другими документами с фотографиями — правами, загранпаспортом, удостоверениями нельзя.

Новые правила регистрации гостей в гостинице с 2019 года

В 2019 году вступили в силу изменения в Федеральном законе №115-ФЗ и приказ МВД №435, которые касаются иностранных туристов и российских граждан. Нововведения расширяют требования к отельерам. Свежий приказ меняет порядок регистрации гостей в гостинице и последующего снятия с учета при убытии.

Дополнения к работе с иностранными туристами

С января 2019 года начал действовать новый п.6 ст. 16 Федерального закона №115-ФЗ, который направлен на повышение безопасности туризма. Фактически он требует от отельеров участия в контроле над иностранцами в течение всего времени пребывания гостей в гостинице. Принимающая сторона должна обеспечить и соблюдение ими цели въезда, и своевременный выезд из России.

Потенциальные способы контроля:

  • вручать уведомление с требованием соблюдать цель въезда и сроки пребывания , за получение которого турист обязан расписаться;
  • следить, чтобы гость не нарушал туристическую, деловую, рабочую, гуманитарную, учебную или частную цель приезда — например, не занимался бизнесом вместо экскурсий по достопримечательностям;
  • поддерживать связь с помощью личных встреч, общения по телефону и/или переписки;
  • передавать в МВД информацию о замеченных нарушениях цели приезда, потере связи и несвоевременном выезде;
  • напоминать гостю заказным письмом о том, что заканчивается срок действия визы минимум за 10 дней;
  • содействовать в решении проблем с деньгами, здоровьем, документами, если они мешают вовремя покинуть РФ.

Проект постановления, которое устанавливает эти способы, подготовлен в 2018 году и находится на рассмотрении в Госдуме. Именно поэтому соблюдать новый п.6 из Федерального закона №115-ФЗ пока не получается и ответственность за это не предусмотрена. С ним можно только ознакомиться, чтобы представить будущие сложности в работе.

Новые правила регистрации российских граждан в отелях

Приказ №435 обязывает отельеров предоставлять данные в МВД о временной регистрации гостя и снятии с учета в течение суток. Если раньше при размещении российских граждан в территориальный орган подавалось одно уведомление о прибытии, то теперь необходимо отправлять и анкету об убытии.

Особенности миграционного учета иностранных граждан в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги (актуально для санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, детских оздоровительных лагерей, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организаций социального обслуживания)

Миграционный учет иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон, Закон о миграционном учете).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона обязанность по уведомлению органа власти в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина (далее по тексту под иностранными гражданами понимаются также лица без гражданства) ложится на принимающую сторону.

Применительно к описываемой ситуации принимающей стороной является юридическое лицо, предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое помещение.

Уведомление о прибытии по общему правилу представляется принимающей стороной в течение 7-ми рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

При этом постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан осуществляется по адресу гостиницы, в которой они фактически проживают .

Однако, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона, в случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Это правило распространяется на всех иностранных граждан, как временно пребывающих и временно проживающих (то есть получивших разрешение на временное проживание) , так и постоянно проживающих (то есть получивших вид на жительство в Российской Федерации) .

При этом согласно подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона уведомление о прибытии может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно (то есть «ногами») либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи .

Казалось бы Закон излагает всю процедуру предельно понятно. Однако:

I. Порядок выполнения действий администрацией гостиницы при постановке на учет иностранного гражданина.

1. Проверка документов иностранного гражданина при заселении в гостиницу.

По прибытии иностранного гражданина (его заселении) в гостиницу он, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 22 Закона, обязан предъявить паспорт и миграционную карту (у иностранцев-визовиков виза, как правило, вклеивается в паспорт ).

В силу части 2 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» физические и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, далее необходимо установить, что гость находится на территории Российской Федерации, соблюдая установленный для иностранных граждан порядок пребывания.

В противном случае, если в ходе проведения проверки органами миграционного контроля будет установлено, что иностранец на момент заселения находился в России с нарушением установленного порядка, оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность гостиницы по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.

1.1. Документами, подтверждающими право на законное нахождение иностранцев в России являются следующие документы, действительные на момент заселения гостя и в период его нахождения в гостинице:

√ Паспорт/удостоверение беженца/свидетельство о предоставлении временного убежища . В случае представления гостем удостоверения беженца/свидетельства о предоставлении временного убежища заселение его возможно на весь период действия документа, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Разрешение на временное проживание (при наличии). В случае если разрешение на временное проживание выдано в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность . Заселение возможно на весь период действия разрешения на временное проживание, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Вид на жительство (при наличии). В случае если вид на жительство выдан в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность . Лицам, получившим вид на жительство виза не требуется . Заселение возможно на весь период действия вида на жительство, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;

√ Миграционная карта (не выдается гражданам Республики Беларусь и иностранцам, получившим разрешение на временное проживание или вид на жительство);

√ Виза (в соответствии с некоторыми межправительственными соглашениями виза не требуется гражданам Германии, Италии, Македонии, Турции, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации ).

В отношении визовых иностранцев необходимо исходить из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, согласно которым срок пребывания визового иностранца определяется сроком действия его визы.

Таким образом, иностранцы-визовики законно находятся в России в течение срока действия их визы. Заселение возможно на весь период действия визы.

Группа риска – это иностранные граждане, въехавшие в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам (выданным на 1 год), которые действуют 90 дней из каждых 180. Таким образом, нахождение в нашей стране таких иностранцев свыше установленного срока (особенно при многократном въезде и выезде) является незаконным и заселение таких лиц в гостиницу чревато привлечением к административной ответственности. Следовательно, при заселении в гостиницу иностранцев, въехавших в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам следует производить лишь после проверки периодов их нахождения в России, руководствуясь алгоритмом:

Для первого полугодия: дата начала действия визы + 180 дней – t (где t — общее количество дней пребывания в России, которые рассчитываются по отметкам о въезде и выезде в паспорте иностранца). Если иностранный гражданин в течение первых 180 дней превысил установленный срок пребывания в 90 дней, находиться в России он права не имеет.

√ Патент и документы, подтверждающие оплату фиксированного авансового платежа по оплате налога на доходы физических лиц. Заселение возможно на весь период действия патента, независимо от региона, где он был выдан.

Патент необходим к истребованию у граждан Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, неграждан Латвии и неграждан Эстонии (апатридов) если:

— они находятся в России свыше 90 дней на момент заселения в гостиницу либо в случае, если срок их проживания в гостинице превысит период времени в 90 дней с даты их въезда в Россию

— они не имеют свидетельства о предоставлении временного убежища, удостоверения беженца, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство связывает выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки , а узнать эту дату можно только со слов самого иностранца (сервисы, размещенные на официальном сайте ГУВМ МВД России позволяют получить информацию лишь о выдаче документа как такового, но не о его действительности в конкретный момент времени), руководствоваться приходится одним из двух алгоритмов. Расчет ведется исходя из даты, указанной в патенте как дата выдачи и даты оплаты фиксированного платежа в первой из оплаченных за патент квитанций.

Так как, исходя из положений пункта 6 статьи 13.3 Закона мигрант не может получить патент на руки без предъявления первой оплаченной квитанции, за точку отсчета при расчете срока действия патента берется дата, наиболее близкая к настоящему (сегодняшнему) дню.

Если первой по хронологии идёт дата, указанная в патенте, а квитанция оплачена позже, срок действия патента (и соответственно порядок оплаты последующих квитанций после самой первой оплаченной) рассчитывается исходя из алгоритма – дата, указанная в квитанции плюс тот период, за который произведена уплата налога согласно сведениям в платежном документе. Например, дата в патенте указана как 13.06.2018г., а дата в квитанции – 18.06.2018г. Значит, раньше чем 18.06.2018г. мигрант не мог получить патент на руки (см. выше). Именно с18.06.2018г. и следует рассчитывать срок действия патента, прибавляя тот период времени (в месяцах) за которых произведена оплата. Если оплата произведена из расчета за 1 месяц, срок действия патента составит до 18.07.2018г. включительно.

Каждый следующий платеж должен быть осуществлен в соответствии с частью 4 статьи 227.1 НК РФ не позже чем за день до окончания срока действия патента, то есть по принципу – плюс месяц минус день. В описываемом случае каждая последующая уплата налога должна осуществляться не позднее чем 17-го числа каждого следующего месяца.

Если первой по хронологии датой идет дата, указанная в квитанции, то за точку отсчета принимается дата, указанная в патенте как дата выдачи. Алгоритм при этом сохраняется. То есть, если самая первая квитанция оплачена 13.06.2018г., а дата выдачи, указанная в патенте – 18.06.2018г., исходим из того, что мигрант не мог, произведя авансом уплату налога, получить патент ранее даты его изготовления. Следовательно, если налог уплачен из расчета за 1 месяц, срок действия патента будет составлять до 18.07.2018г.

Оплата второй и последующих квитанций с нарушением принципа, установленного Налоговым Кодексом, влечет признание патента недействительным (так как при нарушении порядка оплата срок действия патента считается истекшим) и нахождение мигранта с таким патентом в России невозможно.

Заселение такого иностранца в гостиницу повлечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.

√ Особенности заселения граждан Армении, Казахстана, Кыргызской Республики.

Заселение возможно на срок не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной в миграционной карте. Исключение из правила – предоставление гостем документов, подтверждающих возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.

√ Особенности заселения граждан Республики Беларусь.

Ввиду отсутствия у граждан Республики Беларусь миграционной карты, заселение возможно на срок не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной со слов гостя. Исключение из правила – предоставление гостем документов, подтверждающих возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.

2. Определить срок пребывания иностранного гражданина в гостинице.

При решении о сроках заселения гостя помимо его желания учитываются положения пункта 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета), согласно которым постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (не имеющего разрешения на временное проживание или вида на жительство) осуществляется на срок, заявленный принимающей стороной, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан).

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство) осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Для решения вопроса о сроках заселения гостя и определяется в том числе его статус в Российской Федерации в части законности нахождения на ее территории.

Максимально возможный срок пребывания иностранного гражданина в гостинице следует рассчитывать из указанных выше требований к сроку действия документов, подтверждающих законность его нахождения в России (см. выше).

3. В случае установления факта законности нахождения иностранного гражданина на территории России администрацией гостиницы принимается решение о заселении гостя.

При этом в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона администрация гостиницы должна осуществить фиксацию сведений о госте как иностранном гражданине в своих учетных документах . Таким учетным документом является, как правило, Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утв. Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. N 121).

Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

4. Заполнение бланка уведомления о прибытии. Бланк уведомления о прибытии заполняется администрацией гостиницы (как принимающей стороной). Согласно пункту 27 Правил осуществления миграционного учета бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.

Неисполнение указанных требований может повлечь административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

На оборотной стороне отрывной части бланка уведомления проставляется отметка о приеме уведомления о прибытии по форме, утвержденной Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009г. N 144. При этом отметка должна содержать сведения о полном наименовании гостиницы, юридическом и фактическом адресах, Ф.И.О. и должность ответственного лица, проставившего отметку, а также его подпись и дату.

Проставление каких-либо иных отметок в отрывной части бланка уведомления, передаваемой гостю, законодательно не предусмотрено.

Отрывная часть бланка уведомления с проставленной отметкой передается иностранному гражданину .

Таким образом, на руках у иностранца после заселения в гостиницу должно оказаться то, что в народе называют «регистрация».

5. Порядок представления сведений об иностранном гражданине – постояльце в органы миграционного учета.

Как уже писалось выше, Закон не обязывает гостиницы представлять уведомления именно в орган миграционного учета, то есть территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции на районном уровне. Допускается представление его через МФЦ или направление почтовым отправлением. Кроме того, возможно представление уведомления посредством входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации .

Вместе с тем, на практике используются два способа представления уведомления – непосредственно в орган миграционного учета (через представителя по доверенности) и путем электронного документооборота (например, через интернет-сервис Контур.ФМС).

При этом в случае, если уведомление о прибытии подается непосредственно – оно заполняется в 2-х экземплярах (один из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года). Законодательно не установлено, какой именно экземпляр остается на хранение – тот, отрывная часть от которого была передана иностранному гостю или другой, заполненный полностью.

Вместе с тем, можно обоснованно предположить, что в органы миграционного учета передается целый экземпляр (в котором печать «гостиницы» проставляется на оборотной стороне уведомления в графе «печать организации (при наличии)», а на хранение передается экземпляр, отрывная часть от которого (с отметкой гостиницы, проставленной в графе «Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания») была передана гостю. При этом орган миграционного учета со своей стороны в отрывной части бланка уведомления проставляет отметку о приеме уведомления по форме, утв. Приложением N 5 к Административному регламенту, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (далее – Административный регламент) и возвращает отрывную часть бланка представителю гостиницы согласно пункту 103 Административного регламента. В дальнейшем отрывная часть бланка уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета потребуется для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Об этом смотри ниже.

В случае, если уведомление о прибытии направляется в орган власти в сфере миграции с использованием интернет-сервисов, бланк заполняется в одном экземпляре, отрывная часть которого передается иностранному гражданину. Верхняя часть бланка также подлежит хранению у администрации гостиницы в течение 1 года.

Вместе с уведомлением о прибытии в орган миграционного учета согласно пункту 28 Правил осуществления миграционного учета представляются копия паспорта иностранного гражданина и его миграционную карту (представление миграционной карты не требуется в отношении граждан Республики Беларусь и иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство).

6. Сроки представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Закон не содержит определения понятия «рабочий день». Равно как не содержат этого определения Налоговый Кодекс и Гражданский Кодекс . Как ни странно отсылка к трудовому законодательству тоже не расставит точки над «i» в данном вопросе.

Дело в том, что в соответствии с частью 2 статьи 111 ТК РФ общим выходным днем является воскресенье, а вот, что касается второго выходного дня – то он предоставляется при пятидневной рабочей неделе, но вовсе необязательно это будет суббота. Так что, считая за рабочие дни рабочую неделю с понедельника по пятницу, мы скорее действуем по привычке, руководствуясь сложившимися стереотипами.

Единственное, что можно безусловно принять — нерабочие праздничные дни, которые устанавливаются статьей 112 ТК РФ. Правом их переноса наделено Правительство . Также согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» органы государственной власти в субъектах РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Так что гарантированно нерабочими днями можно признать лишь воскресенье и нерабочие праздничные дни.

В свете вышеизложенного можно обоснованно предположить, что руководствоваться в данной ситуации следует нормативными правовыми актами органа власти в сфере миграции, а именно Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (далее по тексту – Административный регламент), который в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне) .

Из содержания пунктов 4 и 18 Административного регламента следует, что выходными днями признаются суббота и воскресенье. Административный регламент выделяет собственно рабочие дни и дни, в которые ведется прием заявителей. Прием заявителей осуществляется, помимо рабочих дней, каждую 1-ю и 3-ю субботу месяца (за исключением праздничных дней), понедельник после каждой такой субботы является не приемным днем (однако, остается при этом рабочим днем).

Вместе с тем, пунктом 20 Административного регламента установлено, что допускается изменение часов приема граждан начальником территориального органа МВД России на региональном или районном уровне. Таким образом, логичным и целесообразным (но не основанном на букве Закона) представляется руководствоваться графиком приема юридических лиц, установленным отдельно в каждом органе миграционного учета .

Изложенное выше корреспондирует норме пункта 1 статьи 194 ГК РФ, согласно которой, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Получается, что, будучи вправе представлять уведомления о прибытии как собственно в орган миграционного учета, так и через МФЦ или почтовое отделение связи, принимающая сторона вынуждена руководствоваться режимом рабочего времени организации, через которую она подает уведомление.

II. Уведомление об убытии иностранного гостя из гостиницы.

По выезде иностранного гражданина сведения об этом также вносятся в учетные документы организации (Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице), после чего администрация гостиницы обязана уведомить об этом орган власти в сфере миграции не позднее 12-ти часов дня, следующего за днем выезда гостя. Причем речь и в Законе и в Правилах осуществления миграционного учета и в Административном регламенте идет не о рабочих днях, а о днях календарных. Таким образом, остается открытым вопрос о подаче указанной информации в выходные и праздничные дни, поскольку перенос представления документов на первый рабочий день за нерабочим либо праздничным днем допускается лишь при уведомлении о прибытии гостя в гостиницу.

Уведомление производится путем передачи отрывной части уведомления об убытии в орган миграционного учета. При этом законодательство не предполагает передачи иностранным гражданином отрывной части бланка уведомления принимающей стороне при его убытии из гостиницы или иного места пребывания. Такое положений вещей ставит вопрос о необходимости оформления второго экземпляра отрывной части бланка уведомления для последующей передачи в органы миграционного учета (см. выше).Допускается передача сведений об убытии иностранных граждан из гостиницы путем использования интернет-сервисов (в таком случае предоставление отрывной части бланка уведомления не требуется).

О возможности представления сведений об убытии иностранных граждан из гостиниц через МФЦ или почтовым отправлением законодательство умалчивает.

Алгоритм действий при заселении иностранных постояльцев в гостиницах можно представить следующим образом:

⓪ Разработать должностную инструкцию и ознакомить с ней дежурных администраторов гостиницы;

❶ Иметь на ресепшн образцы заполнения уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания (для визовых и безвизовых стран применительно к правовому статусу различных категорий иностранных граждан);

❷ При заезде иностранного гостя истребовать документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации применительно к правовому статусу гостя;

❸ Снять копию паспорта и миграционной карты (визы при наличии), а также документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации;

❹ Проверить правильность заполнения уведомления и верность сообщенных сведений

❺ Проставить в отрывной части бланка отметку установленной формы (утв. Приказом Минспорттуризма от 02.04.2009г. N 144), печать организации, подпись ответственного должностного лица;

❻ Передать отрывную часть бланка уведомления о прибытии постояльцу (уведомление поместить в картотеку);

❼ Внести запись в Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утв. Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. N 121);

❽ Направить уведомление (сведения о постояльце) в орган власти в сфере миграции одним из установленных законом способов с соблюдением установленного законом срока;

❾ Документы (или их заверенные копии), подтверждающие направление уведомления (сведений), приобщить к помещенному в картотеку уведомлению

Некоторые нюансы миграционного учета иностранных граждан в гостиницах:

√ Администрация гостиниц не вправе самостоятельно продлевать срок пребывания гостя («регистрацию»), на который он был заселен.

Решение о продлении срока пребывания согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принимает орган власти в сфере миграции. Таким образом, в случае, если гость намерен находиться в гостинице более срока, заявленного при заселении, администрация гостиницы обязана обратиться в орган миграционного учета в порядке, установленном пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета, представив новое заполненное уведомление о прибытии с указанием в нем нового срока пребывания, ходатайства о продлении срока пребывания и копий документов, подтверждающих возможность такого продления. Это необходимо даже в том случае, если гость был заселен на неделю, а срок его законного нахождения в России при заселении был определен в год или более.

√ В случае, если в гостинице в качестве обслуживающего персонала работают иностранные граждане и гостиница предоставляет им жилой фонд для проживания, постановка на учет осуществляется не по принципу «гостиница» = «работодатель» → 7 рабочих дней с даты заселения. В данном случае, поскольку организация, предоставляющая помещения для проживания является гостиницей или оказывает гостиничные услуги, руководствоваться необходимо сроками постановки на учет по месту пребывания и снятия с такого учета иностранных граждан, установленными именно для гостиниц, то есть 1 рабочий день со дня заселения при уведомлении о прибытии и 12 часов дня, следующего за днем выселения, при убытии иностранца из гостиницы.

Дополнительно по теме смотри судебную практику:

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2016 N Ф10-439/2016 по делу N А83-1943/2015;

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 15АП-4335/2016 по делу N А32-10879/2015;

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 N 21АП-104/2016 по делу N А83-4831/2015;

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 N 21АП-1998/2015 по делу N А83-1958/2015;

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2015 N Ф03-5469/2015 по делу N А16-536/2015;

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 N 07АП-9538/2015 по делу N А03-12039/2015;

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 N Ф06-446/2015 по делу N А12-5214/2015;

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А05-10858/2013.

Пункт 2 части 1 статьи 21 Закона

Подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 20 Закона

Подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 20 Закона

Порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет регулируется статьей 22 Закона.

Часть 10 статьи 20 Закона

В соответствии с положениями пунктом 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Руководствоваться НК РФ в данном случае нельзя поскольку он регулирует законодательство о налогах и сборах, а не миграционный учет иностранных граждан.

Порядок исчисления сроков установлен Главой 11 ГК РФ

Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 N 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году»

Пункт 1 Административного регламента

См., например, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2015 года по Делу № А33-26710/2014 (описана ситуация, когда гостиница выиграла дело в суде, доказав, что в субботу орган миграционного учета не вел прием юридических лиц, осуществлялся только прием физических лиц, поэтому физически у гостиницы не было возможности представить уведомление о прибытии в отношении иностранца, заселившегося в пятницу).

согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В отношении иностранцев, прибывших в Россию на основании визы, документом, подтверждающим законность пребывания в России согласно статьи 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пунктом 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001г. № 274 удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища признаются документами, удостоверяющими личность их владельца.

Абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Абзац 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 24 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Пункт 2 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан, пункт 2 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и ПравительствомИтальянкой Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики, статья 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македонии, статья 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Турецкой Республики

В тексте Закона об этом напрямую не говорится, но это следует из совокупности положений пунктов 5 и 6 статьи 13.3 Закона, пунктов 92 и 93 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.10.2017г. № 800, пункта 4 статьи 227.1 Налогового Кодекса РФ, которые связывают выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки.

Пункт 43 Правил осуществления миграционного учета, утв. Постановлением Правительства России от 15.01.2007г.

Пункты 31, 33 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9.

Подробнее смотри Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 310 «Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи».

Пункт 45 Правил осуществления миграционного учета, пункт 46 Административного регламента.

Миграционный учет — дело тонкое, ведь в случае незаконного нахождения иностранца на территории России гостиница несет ответственность в соответствии с законом. Как правильно уведомить органы миграционного учета о прибытии иностранного гражданина? У граждан каких стран можно не спрашивать визу при заселении? Как определить срок действия патента? Чтобы не платить штрафы, читайте обо всех нюансах миграционного учета иностранцев в гостиницах в новой статье SuperJob.
Что такое гостиница?
Для начала разберемся, что именно считается гостиницей или организацией, оказывающей гостиничные услуги. На практике часто путают статус гостиницы и, например, общежития.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», к гостиницам относятся средства размещения, в которых предоставляются гостиничные услуги и которые относятся к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Итак, гостиница должна соответствовать двум критериям: оказывать гостиничные услуги и иметь классификацию. Правила предоставления гостиничных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. №1085. Оказание гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории «звездности», предусмотренной Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства от 16.02.2019 №158.
Этот документ относит к числу гостиниц:
• собственно гостиницы и отели;
• гостиницы, расположенные в здании, являющемся объектом культурного наследия или находящемся на территории исторического поселения;
• курортные отели, санатории, базы отдыха, туристские базы, центры отдыха, туристские деревни (деревни отдыха), дома отдыха, пансионаты и другие аналогичные средства размещения;
• апарт-отели;
• мотели;
• комплексы апартаментов;
• аква-отели;
• хостелы;
• фермерские гостевые дома (комнаты);
• горные приюты, дома охотника, дома рыбака, шале, бунгало.
Все виды гостиниц должны пройти аккредитацию и получить свидетельство о присвоении определённой категории (от «без звёзд» до «пять звёзд»).
Что обязана сделать гостиница, если в нее поселяется иностранный гражданин?
В соответствии с пунктом 3 части 3.1 статьи 20 закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено администрацией гостиницы в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина. Если иностранный гражданин прибыл в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем, и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями). Это правило работает по отношению ко всем гостям-иностранцам, как временно пребывающим и временно проживающим (то есть получившим разрешение на временное проживание), так и постоянно проживающим (то есть получившим вид на жительство в Российской Федерации).
Однако законодательство не содержит определения понятия «рабочий день». Трудовой кодекс выходными (нерабочими) днями признает воскресенье и нерабочие праздничные дни (установленные на федеральном и региональном уровне). А график приёма заявителей, которым руководствуются в работе подразделения по вопросам миграции, включает каждую вторую субботу как приёмный день.
Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ, если для совершения какого-либо действия установлен срок, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Но если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Получается, что принимающая сторона вынуждена руководствоваться графиком приема заявителей (в том числе юридических лиц), установленным отдельно в каждом органе миграционного учета (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.05.2015 г. по делу №А33-26710/2014).
При этом, согласно подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 22 закона о миграционном учете, уведомление о прибытии может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно (то есть его можно лично отнести) или в электронной форме либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Что означает предоставление уведомления о прибытии «в электронной форме», остается неясным. Ссылка на портал госуслуг в законе отсутствует, поэтому вероятно, что в будущем направлять уведомление можно будет через официальный интернет-сайт соответствующего подразделения по вопросам миграции. Пока же гостиницы вынуждены нести расходы на оплату труда персонала и курьеров.
Таким образом, в настоящее время гостиницы вправе осуществлять постановку иностранных гостей на учет (оформлять регистрацию) четырьмя способами:
1) направив уведомление в подразделение по вопросам миграции (своего района) с администратором либо курьером;
2) направив уведомление почтовым отправлением (никто не использует такой способ, хотя отделения связи работают и круглосуточно, что позволяет в случае форс-мажора исполнить обязанность);
3) направив уведомление в МФЦ (своего района) с администратором либо курьером (что тоже позволяет выиграть время, поскольку продолжительность рабочего дня в МФЦ больше, чем в ОВМ);
4) направив информацию через специализированные электронные сервисы.
Порядок действий администрации гостиницы при постановке на учет иностранного гражданина
Рассмотрим пошагово, что должна делать администрация гостиницы (служба ресепшен), если в нее приехал иностранец.
Шаг первый — проверка документов иностранца на предмет законности его пребывания в России
В соответствии с частью 2 статьи 25.10 закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» физические (ИП в том числе) и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании в России, несут ответственность в соответствии с законодательством. Поэтому если иностранец на момент заселения в гостиницу находился в России с нарушением установленного порядка (сроков), оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП.
Таким образом, при заселении гостя необходимо установить, что он соблюдает установленный для иностранных граждан порядок пребывания в России. Каким образом?
При заселении в гостиницу иностранный гражданин, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 22 закона о миграционном учете, обязан предъявить паспорт и миграционную карту (у визовых иностранцев в паспорте содержится и виза).
Документы, подтверждающие право на законное нахождение иностранца в России (должны быть действительны на момент заселения гостя и в период его нахождения в гостинице):
1) Паспорт/удостоверение беженца/свидетельство о предоставлении временного убежища. Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах» и пункту 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 09.04.2001 №274, удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища признаются документами, удостоверяющими личность их владельца. В случае представления гостем удостоверения беженца/свидетельства о предоставлении временного убежища его заселение возможно на весь период действия документа, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен.
2) Разрешение на временное проживание (при наличии). Если оно выдано в виде отдельного документа (книжечки), его владелец является лицом без гражданства, и указанный документ признается удостоверяющим его личность (абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Сведения о разрешении на временное проживание необходимо заносить в графу бланка уведомления «Документ, удостоверяющий личность». Заселение возможно на весь период действия разрешения, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен, на что указано в пункте 32 Правил осуществления миграционного учета, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 №9.
3) Вид на жительство (при наличии). Если на документе указано: «Вид на жительство лица без гражданства», то данный документ признается удостоверяющим личность его владельца (абзац 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Сведения о виде на жительство необходимо заносить в графу бланка уведомления «Документ, удостоверяющий личность». Лицам, получившим вид на жительство, виза не требуется, поэтому истребовать ее нет необходимости. Заселение возможно на весь период действия вида на жительство (если вид выдан с указанием срока действия) или на любой обозначенный гостем срок (если вид бессрочный), вне зависимости от того региона, где документ был оформлен. На это прямо указано в пункте 32 Правил осуществления миграционного учета, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 г. №9.
4) Миграционная карта (не выдается гражданам Республики Беларусь и иностранцам, получившим в России разрешение на временное проживание или вид на жительство).
5) Виза. Иностранцы-визовики законно находятся в России в течение срока действия их визы (пункт 1 статьи 5 закона о правовом положении иностранных граждан). Заселение возможно на весь период действия визы.
Группа риска — это иностранные граждане, въехавшие в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам, в которых указан срок действия «90 дней из каждых 180». Их нахождение в России свыше установленного срока (особенно при многократном въезде и выезде) является незаконным, и заселение таких лиц в гостиницу чревато привлечением к административной ответственности. Следовательно, у иностранцев из «группы риска» следует проверять периоды их нахождения в России, руководствуясь следующей формулой.
Для первого полугодия: дата начала действия визы + 180 дней – t (где t — общее количество дней пребывания в России, которые рассчитываются по отметкам о въезде и выезде в паспорте). Если иностранный гражданин в течение первых 180 дней превысил установленный срок пребывания в 90 дней, находиться в России он права не имеет.
Виза не требуется гражданам Германии, Италии, Македонии, Турции, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан; пункт 2 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики; статья 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македония; статья 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Турецкой Республики).
6) Патент и документы, подтверждающие оплату налога на доходы физических лиц (это фиксированный авансовый платеж). Заселение возможно на весь период действия патента, независимо от региона, где он был выдан.
Патент необходимо требовать у граждан Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, неграждан Латвии и неграждан Эстонии (апатридов), если:
— они находятся в России свыше 90 дней на момент заселения в гостиницу либо в случае, если срок их проживания в гостинице превысит период времени в 90 дней с даты их въезда в Россию;
— они не имеют свидетельства о предоставлении временного убежища, свидетельства участника Госпрограммы переселения соотечественников, удостоверения беженца, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство связывает выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки, а узнать эту дату можно только со слов самого иностранца (сервисы, размещенные на официальном сайте ГУВМ МВД России, позволяют получить информацию лишь о выдаче документа как такового, но не о его действительности в конкретный момент времени), то расчет ведется исходя из даты, указанной в патенте как дата выдачи, и даты оплаты фиксированного платежа в первой из оплаченных за патент квитанций.
Если первой по хронологии идет дата, указанная в квитанции, то за точку отсчета принимается дата, указанная в патенте как дата выдачи. Например, если первая квитанция оплачена 13.06.2018 г., а дата выдачи, указанная в патенте, — 18.06.2018 г., то исходим из того, что мигрант не мог, произведя авансом уплату налога, получить патент ранее даты его изготовления. Следовательно, если налог уплачен за 1 месяц, срок действия патента — до 18.07.2018 г.
Каждый следующий платеж, в соответствии с частью 4 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, должен быть осуществлен не позже чем за день до окончания срока действия патента, то есть по принципу «плюс месяц минус день». В описываемом случае каждая последующая уплата налога должна осуществляться не позднее чем 17-го числа каждого следующего месяца.
Оплата второй и последующих квитанций с нарушением принципа, установленного Налоговым Кодексом, влечет за собой признание патента недействительным (так как при нарушении порядка оплаты срок действия патента считается истекшим). Нахождение мигранта с таким патентом в России незаконно, поэтому его заселение в гостиницу повлечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
Особенности заселения граждан Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Беларусь
Для граждан Армении, Казахстана и Киргизии заселение возможно на срок, не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной в миграционной карте.
Что касается граждан Республики Беларусь, то ввиду отсутствия у них миграционных карт, заселение возможно на срок, не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной со слов гостя.
Граждане Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Беларусь могут представить документы, подтверждающие возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.
Кроме того, для граждан Армении, Казахстана и Киргизии представление этих документов предусмотрено законом при подаче уведомления о прибытии.
Шаг второй — определяем срок пребывания иностранного гражданина в гостинице
При решении вопроса о сроках заселения гостя, помимо его желания, учитываются положения пункта 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007 г. №9. Согласно данному документу, постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (не имеющего разрешения на временное проживание или вида на жительство) осуществляется на срок, заявленный принимающей стороной, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (получившего разрешение на временное проживание или вид на жительство) осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Максимально возможный срок пребывания иностранного гражданина в гостинице следует рассчитывать из указанных выше требований к сроку действия документов, подтверждающих законность его нахождения в России.
Шаг третий — принятие решения о заселении гостя (или сдаче его властям)
Если установлен факт законности нахождения иностранного гражданина на территории России, то администрацией гостиницы принимается решение о заселении гостя. При этом администрация гостиницы должна зафиксировать сведения о госте как иностранном гражданине в своих учетных документах (см. пункт 43 Правил осуществления миграционного учета). В качестве такого документа обычно используется журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утвержденной Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. №121). Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Шаг четвертый — заполнение бланка уведомления о прибытии
Бланк уведомления о прибытии заполняется администрацией гостиницы (как принимающей стороной). Согласно пункту 27 Правил осуществления миграционного учета бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов. Неисполнение указанных требований может повлечь административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
На оборотной стороне отрывной части бланка проставляется отметка о приеме уведомления о прибытии по форме, утвержденной Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009 г. №144. При этом отметка должна содержать сведения о полном наименовании гостиницы, юридическом и фактическом адресах, Ф.И.О. и должность ответственного лица, проставившего отметку, а также его подпись и дату. Проставление каких-либо иных отметок в отрывной части бланка уведомления, передаваемой гостю, законодательно не предусмотрено.
Отрывная часть бланка уведомления с проставленной отметкой передается иностранному гражданину (пункт 31, 33 Правил осуществления миграционного учета). Таким образом, на руках у иностранца после заселения в гостиницу должно оказаться то, что в народе называют «регистрацией».
Шаг пятый — представление сведений об иностранном гражданине в органы миграционного учета
Как уже писалось выше, закон не обязывает гостиницы представлять уведомления именно в орган миграционного учета, то есть территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции на районном уровне. Допускаются альтернативные равнозначные способы сообщения сведений о заселении гостя.
Вместе с тем на практике используются два способа представления уведомления — непосредственно в орган миграционного учета (через представителя по доверенности) и путем электронного документооборота (например, через интернет-сервис Контур.ФМС).
Если уведомление о прибытии подается непосредственно («ногами»), то оно заполняется в 2 экземплярах (один из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года). Законодательно не установлено, какой именно экземпляр остается на хранение — тот, отрывная часть от которого была передана иностранному гостю, или другой, заполненный полностью.
Предположим, что в органы миграционного учета передается «целый» экземпляр, в котором печать гостиницы проставляется на оборотной стороне уведомления в графе «Печать организации (при наличии)», а на хранении остается экземпляр, отрывная часть от которого (с отметкой гостиницы, проставленной в графе «Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания») была передана гостю. При этом орган миграционного учета со своей стороны в отрывной части бланка уведомления обязан проставить отметку о приеме уведомления по форме, утвержденной Приложением №6 к Приказу МВД России от 30.07.2019 г. № 514 (далее — Административный регламент), и вернуть отрывную часть бланка представителю гостиницы. По сути отрывная часть необходима как подтверждение выполнения гостиницей своих обязанностей по регистрации постояльца.
Если уведомление о прибытии направляется в орган власти в сфере миграции с использованием интернет-сервисов, бланк заполняется в одном экземпляре. Отрывная часть передается иностранному гражданину, верхняя часть бланка подлежит хранению у администрации гостиницы в течение 1 года.
Вместе с уведомлением о прибытии в орган миграционного учета, согласно пунктам 28 (1) и 28 (2) Правил осуществления миграционного учета, представляются:
— копии всех страниц паспорта иностранца, которые содержат информацию о нём и имеют отметки о пересечении границ;
— копия его миграционной карты (не требуется в отношении граждан Республики Беларусь и иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство);
— копия документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (с пакетом документов на каждого нового гостя);
— копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного на территории Российской Федерации (в отношении граждан государств ЕАЭС).
Уведомление представляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями), исходя из графика приема юридических лиц, установленного отдельно в каждом органе миграционного учета.
Алгоритм действий при заселении иностранных постояльцев в гостиницу
1. Разработать должностную инструкцию и ознакомить с ней дежурных администраторов гостиницы.
2. Иметь на ресепшн образцы заполнения уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания (для визовых и безвизовых стран применительно к правовому статусу различных категорий иностранных граждан).
3. При заезде иностранного гостя истребовать документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации применительно к правовому статусу гостя.
4. Снять копию паспорта и миграционной карты (визы при наличии), а также документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
5. Проверить правильность заполнения уведомления и верность сообщенных сведений.
6. Проставить в отрывной части бланка отметку установленной формы (утвержденной Приказом Минспорттуризма от 02.04.2009 г. №144), печать организации, подпись ответственного должностного лица.
7. Передать отрывную часть бланка уведомления о прибытии постояльцу (уведомление поместить в картотеку).
8. Внести запись в журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утвержденной Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. №121).
9. Направить уведомление (сведения о постояльце) в орган власти в сфере миграции одним из установленных законом способов с соблюдением установленного законом срока.
10. Документы (или их заверенные копии), подтверждающие направление уведомления (сведений), приобщить к помещенному в картотеку уведомлению.
Некоторые нюансы миграционного учета иностранных граждан в гостиницах
Администрация гостиниц не вправе самостоятельно продлевать срок пребывания гостя («регистрацию»), на который он был заселен. Решение о продлении срока пребывания, согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принимает орган власти в сфере миграции.
Таким образом, если гость намерен находиться в гостинице более срока, заявленного при заселении, администрация гостиницы обязана обратиться в орган миграционного учета в порядке, установленном пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета, представив новое заполненное уведомление о прибытии с указанием в нем нового срока пребывания, ходатайство о продлении срока пребывания и копии документов, подтверждающих возможность такого продления. Это необходимо даже в том случае, если гость был заселен на неделю, а срок его законного нахождения в России — год или более.
Если в гостинице в качестве обслуживающего персонала работают иностранные граждане и гостиница предоставляет им жилой фонд для проживания, постановка на учет осуществляется не в течение 7 рабочих дней с даты заселения. В данном случае, поскольку организация, предоставляющая помещения для проживания, является гостиницей или оказывает гостиничные услуги, руководствоваться необходимо сроками постановки на учет по месту пребывания и снятия с такого учета иностранных граждан, установленными именно для гостиниц, то есть 1 рабочий день со дня заселения при уведомлении о прибытии и 12 часов дня, следующего за днем выселения, при убытии иностранца из гостиницы.
Наша рубрика с материалами экспертов по кадровому делопроизводству пополняется еженедельно. Чтобы не пропустить самое важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

Правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги, регулируются Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

В настоящее время в законодательстве отсутствует четкое определение гостиницы или/и организации, оказывающей гостиничные услуги. Какими критериями должна руководствоваться организация для определения своего статуса?

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 9 октября 2015 г. N 1085 (далее – Правила) к гостиницам относятся имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенные для оказания гостиничных услуг. Следовательно, определяющим фактором в определении статуса гостиницы является вид хозяйственной деятельности, осуществляемый на территории объекта.

Хозяйственная деятельность по направлению «деятельность гостиниц» имеет коды «55.1» и «55.10» ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», в то время как деятельности общежитий присвоен код «55.90», которая включает предоставление жилья, а не мест для проживания, как в случае с гостиницами.

Под гостиничными услугами Правила понимают комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги…, в которые входят заправка постели, смена постельного белья и ежедневная уборка (См. ОКВЭД «55.10»). Правила предоставления гостиничных услуг включают такие обязательные, делающие их отличительными характеристики как «бронирование», «круглосуточное обслуживание посетителей», «расчетный час».

Правоотношения между сторонами носят характер договора оказания услуг.

И гостиница, и организация, оказывающая гостиничные услуги (далее по тексту для удобства – гостиница) подпадают под определение принимающей стороны по отношению к своим постояльцам-иностранцам, поскольку они являются юридическими лицами, у которых иностранные граждане фактически проживают (см. пункт 7 части 1 статьи 2 Закона).

Вместе с тем, Законом установлены некоторые особенности миграционного учета иностранцах, проживающих в гостиницах.

Так, в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 1 части 2 статьи 20 и подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 20 Закона в случае, если иностранный гражданин (независимо от своего статуса – есть ли у него вид на жительство, разрешение на временное проживание, или нет ни того, ни другого, и он является временно пребывающим в Российской Федерации) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе – на него не распространяются общие правила миграционного учета, согласно которым он должен быть поставлен на учет по месту пребывания в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в место пребывания.

Связано это с тем, что в целях государственной безопасности (ни больше, ни меньше) администрация гостиниц обязана фиксировать сведения о всех иностранных постояльцах и передавать их в органы власти в сфере миграции .

Согласно пункта 3 части 3 статьи 20 и части 3.1 Закона уведомление о прибытии иностранцев в гостиницу должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия. В случае если иностранец заселяется в гостиницу в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней) – уведомление о его прибытии должно быть направлено в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

По прибытии в гостиницу иностранец или администрация гостиницы заполняют бланк уведомления о прибытии (в 1-м экземпляре, если передача сведений о прибытии иностранца в органы миграционного учета производится в электронном виде и в 2-х экземплярах в случае, если сотрудники гостиницы уведомление предоставляют в органы власти в сфере миграции на бумажных носителях. Тогда 1 экземпляр уведомления хранится в гостинице в течение 1 года ), к которому прикладывается стандартный комплект – копия паспорта и копия миграционной карты.

Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, … проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину … . Таким образом при заселении в гостиницу у постояльца-иностранца на руках оказывается отрывная часть уведомления о прибытии (в просторечье называемая «регистрацией»). Кроме того, в случае, если гостиница является юридическим лицом, в уведомлении проставляется печать организации .

Форма отметки, которая проставляется гостиницей отличается от той, что проставляют в органах миграционного учета и МФЦ, поскольку утверждена Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009г. N 144 «Об утверждении формы отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядка ее проставления»

Таким образом, даже если иностранец уже поставлен на учет по месту пребывания (по месту фактического проживания, или месту нахождения организации-работодателя), в случае его прибытия в гостиницу он будет поставлен на учет по месту пребывания в гостинице. Произойдет смена места пребывания:

— с помещения, где он фактически проживал (если был поставлен на учет гражданином России) на организацию, в которой он проживает в настоящее время (гостинце);

— с организации, где он осуществляет трудовую деятельность на организацию, в которой он проживает в настоящее время (опять же в гостинице).

При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона автоматически происходит снятие иностранца с миграционного учета по прежнему месту пребывания.

Следует помнить о том, что гостиницы не имеют права продления иностранцам срока пребывания, поскольку такое право принадлежит в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» органам власти в сфере миграции. Администрация гостиницы вправе поставить иностранца на учет (заселить) на срок действия имеющейся у него «регистрации» (для иностранцев-визовиков – на срок действия визы).

По возвращении иностранного гражданина в прежнее место пребывания (квартиру или организацию, в которой он работает, в случае, если он был, например, направлен в командировку или даже совершал частную поездку в выходные, праздничные дни или будучи в отпуске и проводя его в России ) он подлежит постановке на миграционный учет заново, поскольку опять же имела место смена места пребывания:

— с организации, в которой он проживал, на организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельностью.

— с организации, в которой он проживал, на помещение, в котором он будет проживать в дальнейшем.

Постановка на учет осуществляется уже в общем порядке – в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия к месту работы (дата подтверждается приказом о направлении в командировку) или месту жительства.

В заключение несколько слов о порядке постановки иностранцев на учет в общежитиях, которые существуют по се день при ряде предприятий (речь идет, как правило о производстве).

В соответствии с пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы или обучения. Указанная норма закреплена в пункте 2 Примерного положения об общежитиях, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 и корреспондирует положениям статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются по договору найма жилого помещения на период трудовых отношений или обучения.

Каких-либо дополнительных обязанностей помимо предоставления помещения по отношению к проживающим в нем лицам общежитие не несет.

Правоотношения между сторонами носят характер договора найма жилого помещения.

Отсутствие статуса гостиницы либо организации, оказывающей гостиничные услуги, не влечет возникновения обязанностей, установленных частью 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2002г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», пунктов, 20, 44, 45 Правил осуществления миграционного учете иностранных граждан и лиц без гражданства, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9.

Таким образом, срок уведомления органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в общежитие составляет 7 рабочих дней. Постановка иностранцев на учет по месту пребывания происходит по общим правилам.

Пункты 9 и 10 статьи 22 Закона

Пункт 27 Правил, утв. Постановлением Пр-ва от 15.01.2007г. № 9

Пункт 32 Правил, утв. Постановлением Пр-ва от 15.01.2007г. № 9

Пункт 25 Правил, утв. Постановлением Пр-ва от 15.01.2007г. № 9

Вот почему важно вводить в текст договора с работником или локальные акты работодателя дополнительные обязанности работника как иностранного гражданина. Например: «всякий раз при въезде в Российскую Федерацию и возвращении к месту работы (в случае перемещения по территории Российской Федерации) в течение 3-х рабочих дней с даты наступления указанных обстоятельств представлять Работодателю:

— документ, удостоверяющий личность;

— действующую визу (при наличии);

— миграционную карту;

— отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (при наличии)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *