Регистрация договора концессии

Договор коммерческой концессии коммерческой концессии (франчайзинг) является самым сложным договором в сфере распоряжения интеллектуальной собственность.
Обязательное требование для заключения договора коммерческой концессии является наличие уже зарегистрированного товарного знака (знаков). Однако по данному договору дополнительно можно предоставлять право использовать и любые другие объекты интеллектуальной собственности (например, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ или авторские права).
Кроме того, сам договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте, которая длится 2-3 месяца, поэтому в целях экономии времени и средств важно обратиться к профессионалам.
Компания PANTEY Consult работает с 2014 года, а средний опыт работы наших юристов — 7 лет.
Важной чертой договора коммерческой концессии является положение о том, что правообладатель может установить практически любые требования к тому, каким именно образом пользователь может пользоваться его товарным знаком и всеми другими бизнес-инструментами (crm, бухгалтерия, поставщики) и, следовательно, контролировать качество продажи товаров или оказанию услуг, ведь репутация бренда превыше всего.

Понятие договора франчайзинга

Понятие договора коммерческой концессии, а также принципы его регистрации указаны в ст. 1027 ГК РФ. Сторонами в соглашении могут выступать как крупные коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.

Обратите внимание!

• Без зарегистрированного в Роспатенте товарного знака оформление франшизы невозможно.

• Не существует типового договора коммерческой концессии. В каждом отдельном случае есть свои нюансы, которые требуется учитывать.

• В соглашении правообладатель раскрывает свои секреты. Поэтому правильность составления договора имеет приоритетное значение.

• Если товарный знак отсутствует, но вы планируете продавать франшизу, воспользуйтесь возможностью заключения промежуточного договора. Он защищает права на интеллектуальную собственность до момента регистрации бренда.

Ключевые требования к договору коммерческой концессии

Чтобы заключить соглашение, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, правообладателю и пользователю необходимо соблюсти ряд условностей.

1. Договор составляется в письменном виде.
В противном случае его заключение будет признано недействительным.

2. В договоре необходимо четко прописать комплекс передаваемых исключительных прав.
Это могут быть секреты производства, а также права на коммерческое обозначение и товарный знак.

3. Срок действия договора.
Заключенное соглашение может быть ограничено указанными в документе датами. Также возможно заключение договора без указания срока.

4. Сумма вознаграждения.
Взнос пользователя правообладателю должен быть четко обозначен в документе. Вознаграждение выплачивается одноразово, периодически или в других формах, предусмотренных соглашением.

5. Права и обязанности сторон.
Этот раздел договора должен предусматривать обязательства пользователя соблюдать требования правообладателя (например, неразглашение секретов производства). Последний, в свою очередь, должен обеспечить франчайзи советами, предоставить необходимые документы, обучить сотрудников и проч.

6. В документе необходимо отобразить прочие условия.
Сюда относятся любые требования, о которых в договоре ходатайствует любая из сторон.

7. Соглашение подлежит государственной регистрации.
Она необходима в случаях, когда объектами договора являются изобретение, полезная модель, товарный знак или промышленный образец.

Стоимость регистрации договора франчайзинга

Конечная сумма зависит от спектра выполненных работ. Он может включать сбор пакета документов, подготовку договора, подачу заявки, помощь в уплате госпошлин, а также ведение самого делопроизводства. При этом консультации наших специалистов бесплатны на всех стадиях сотрудничества!

Ст. 1027 ГК РФ

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Предпринимателей часто интересует вопрос — а можно ли запустить франчайзинговую сеть, если товарный знак не зарегистрирован. По общему правилу договор коммерческой концессии может быть заключен только при наличии товарного знака, который входит в комплекс исключительных прав, право использования которых предоставляется по договору. Более того, как правило, из-за товарного знака предоставление права использования по договору коммерческой концессии регистрируется в Роспатенте, а в свидетельство на товарный знак вносится соответствующее изменение.

Если у Вас нет зарегистрированного товарного знака на данный момент или он находится в процессе регистрации, Вы можете заключить договор о предоставлении комплекса исключительных прав.

В рамках такого договора можно передать права на следующие объекты: логотипы, коммерческую информацию, фирменный стиль, объекты авторских прав, программное обеспечение и т.п. Однако рекомендуется такой договор рассматривать в качестве инструмента, позволяющего закрепить договоренности сторон на период, пока товарный знак находится в стадии регистрации, чтобы в последующем стороны могли заключить договор коммерческой концессии.

Мы советуем все же зарегистрировать товарный знак и заключить договор коммерческой концессии. Регистрация товарного знака будет гарантировать, что Вы не нарушаете ничьи права на обозначение. Если же Ваш логотип будет сходен с зарегистрированным товарным знаком, то правообладатель такого товарного знака может привлечь Вас к ответственности. А если Вы уже передали права на использование обозначения по договору, то и Ваши партнеры будут вынуждены прекратить использование.

Также регистрация товарного знака исключает споры по предмету договора. Вам не придется доказывать принадлежность прав на обозначение. Если Ваш потенциальный партнер попросит Вас подтвердить права на обозначение, Вы сможете предоставить свидетельство о регистрации товарного знака.

Регистрация товарного знака и заключение договора коммерческой концессии эффективные инструменты для защиты Вашего бизнеса.

Порядок заключения договора франчайзинга

* В расчетах используются средние данные по России
Существует определенный, законодательно установленный порядок заключения гражданско-правовых договоров, к которым относится и франчайзинговый договор.
По закону договор считается заключенным в том случае, если стороны достигли соглашения по всем прописанным в нем существенным условиям. В свою очередь существенными являются условия о предмете договора (к таковым может относиться перечень исключительных прав, закрепленных за франшизодателем), условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (представление этих исключительных прав франшизополучателю по договору франчайзинга), а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора»).

При этом франчайзер обязан оформить свой договор коммерческой концессии в письменном виде и зарегистрировать его в территориальном органе ФНМ России, осуществлявшим ранее регистрацию этого юридического лица, в соответствии со ст. 1028 «Форма и регистрация договора коммерческой концессии», 1036 «Изменение договора коммерческой концессии» и ст. 1037 «Прекращение договора коммерческой концессии» ГК РФ. Кроме того, головная компания регистрирует свой договор коммерческой концессии в Роспатенте, если в соглашении идет речь о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности второй стороне. К объектам охраны промышленной собственности относятся промышленные образцы, патенты на изобретения, новые модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные названия и обозначение мест происхождения товаров, коммерческие наименования, топология интегральных схем, селекционные открытия, а также секреты и опыт производства. К объектам охраны относится и промышленный образец, определяющий внешний вид изделия.

Внимание: если эти условия не соблюдаются, то договор признается недействительным, а сделка считается ничтожной (ст. 167 ГК РФ «Общие положения о последствиях недействительности сделки»).

Заключение договора предполагает направление оферты, в качестве которой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенно выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым предложение будет принято (ст. 435-437 ГК). Это предложение должно содержать все существенные условия договора (см. выше) и четко выражать намерение того, от кого оно исходит (оферента), считать себя заключившим договор с адресатом (акцептанта). С офертой в некоторых случаях может выступать не только франчайзер, но и франшизополучатель.

Но все же практика публичной оферты, предполагающая заключение договора с любым адресатом, который откликнулся на предложение, не относится напрямую к франчайзингу, так как франшизодатель проводит определенный отбор желающих приобрести франшизу, а не продает ее всем подряд.

Оформление договора коммерческой концессии

Как было упомянуто выше, договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, и к его оформлению предъявляются довольно жесткие требования. Такое соглашение в обязательном порядке регистрируется в территориальном органе ФНС России, который ведет реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в котором была ранее зарегистрирована головная компания. Лишь в том случае если франчайзер – это международная компания, зарегистрированная за рубежом, регистрация договора осуществляется по месту регистрации франчайзи.

На следующем этапе договор регистрируется в ФИПС (Роспатенте), так как в нем идет речь об использовании объектов исключительных прав. Цель государственной регистрации договора франчайзинга заключается в установлении определенности в отношении возникновения, изменения и прекращения прав на такие объекты. Если в договоре концессии содержатся секреты производства (ноу-хау), то на регистрацию может направляться лишь та часть документа, в котором не содержится секретной информации.

Размер государственной пошлины за регистрацию договора коммерческой концессии составляет 10 000 рублей за одно свидетельство на товарный знак, упомянутое в договоре. За каждое дополнительное свидетельство размер государственной пошлины увеличивается на 8 500 рублей. Размер государственной пошлины за регистрацию договора коммерческой субконцессии также составляет 10 000 рублей за одно свидетельство на товарный знак, упомянутое в договоре. За каждое дополнительное свидетельство свыше этого размер государственной пошлины увеличивается на 8 500 рублей.

(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *