Рассчитать транспортные расходы

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 10.08.2016 года

Торговая организация применяет общую систему налогообложения и относит транспортные расходы в бухгалтерском и налоговом учете к прямым расходам. Алгоритм расчета, указанный в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, соответствует порядку, указанному в ст. 320 НК РФ. В электронной программе, в которой осуществляется распределение транспортных расходов, ведется суммовой учет товаров.

Остаток нереализованных товаров на складе на начало месяца составляет 1 000 000 руб. Остаток нераспределенных транспортных расходов на начало месяца составляет 100 000 руб. В течение месяца товара приобретено на сумму 2 000 000 руб., оприходовано излишков на сумму 10 000 руб., реализовано товаров на сумму 600 000 руб., списано недостачей на сумму 50 000 руб. (недостача — сверх норм естественной убыли), переведено в материалы на сумму 15 000 руб. Итого остаток товара на конец месяца — на сумму 2 345 000 руб.

Сумма транспортно-заготовительных расходов за месяц составляет 200 000 руб.

Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара (данная сумма, согласно разъяснениям контролирующих органов, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Списание недостачи товаров следует производить только по фактической себестоимости с учетом приходящейся на эту недостачу доли прямых транспортных расходов.

Учетную стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации и оприходованных по рыночным ценам, рекомендуем учитывать при определении среднего процента для распределения транспортных расходов.

Обоснование позиции:

Согласно нормам ст. 320 НК РФ транспортные расходы, которые не включаются в соответствии с положениями учетной политики налогоплательщика для целей налогообложения в стоимость приобретаемых товаров, признаются прямыми расходами и подлежат распределению между реализованными и не реализованными в течение месяца товарами в соответствии с установленным в данной статье порядком.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяются стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При этом положения ст. 320 НК РФ прямо не регулируют вопроса учета товаров, использованных для хозяйственных нужд организации и списанных при выявлении недостачи (или оприходованных в качестве излишков) для распределения транспортных расходов. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому товары, использованные для собственных нужд организации или списанные в результате выявления недостачи, следует рассматривать для целей налогообложения именно в качестве товаров, поскольку изначально они были предназначены для реализации.

В то же время механизм распределения транспортных расходов между различными направлениями расхода товаров имеется в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания). Согласно Условному расчету распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов (Приложение 3 к Методическим указаниям) сумма транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) в отчетном периоде распределяется не только на отпуск материалов в производство и реализацию на сторону, но и на потери от брака, что можно считать аналогом недостачи. Остается установить, одинаков ли метод распределения ТЗР на остатки товаров (материалов) в Методических указаниях и Налоговом кодексе РФ.

На первый взгляд, формулировки ст. 320 НК РФ не совпадают с методом, изложенным в п. 87 Методических указаний: «Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных материалов». Однако данное расхождение является чисто лингвистическим, арифметически же расчет среднего процента в обоих случаях дает одинаковый результат.

Согласно Методическим указаниям процент, применяемый для распределения ТЗР, считается следующим образом:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт).

В соответствии со ст. 320 НК РФ средний процент считается так:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (РТ + КОТ).

Однако остаток нереализованных товаров на конец месяца может быть определен лишь следующим образом:

КОТ = (НОт + Зт — РТ),

так что, подставляя это выражение в формулу выше, после сокращения однородных членов получаем то же самое, что и в Методических указаниях:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт),

где (приведены термины из бухгалтерского и налогового законодательства):

П — процент (средний процент);

НОТЗР — начальный остаток ТЗР (прямых транспортных расходов);

ЗТЗР — транспортные расходы (ТЗР) за отчетный месяц;

НОт — начальный остаток товаров (материалов);

Зт — затраты на приобретение товаров (материалов) за месяц;

РТ — реализация товаров за месяц по стоимости приобретения;

КОТ — конечный остаток товаров (материалов).

Приходим к выводу, что общая методика распределения транспортных расходов в Налоговом кодексе РФ и Методических указаниях совпадает, поэтому можно использовать механизм распределения ТЗР из Методических указаний и для распределения транспортных расходов в целях налогообложения, закрепив этот момент в учетной политике для целей налогообложения.

Исходя из смысла норм ст. 320 НК РФ можно сделать вывод, что на любой приобретенный товар приходится определенная часть транспортных расходов, связанных с его доставкой, которая подлежит учету для целей формирования налогооблагаемой прибыли в периоде признания в составе расходов стоимости приобретенного товара.

Поэтому, по нашему мнению, для целей распределения транспортных расходов стоимость товаров, использованных для собственных нужд или списанных по причине выявления их недостачи, при приобретении которых организация понесла транспортные расходы, следует учитывать при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров в порядке, предусмотренном ст. 320 НК РФ.

При этом возможность признания части транспортных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на наш взгляд, зависит от возможности учета в составе расходов стоимости товаров, к которым они относятся. Так, например, транспортные расходы, относящиеся к доставке товаров, потребленных для собственных нужд (переведенных в материалы), могут быть признаны в составе расходов при формировании налогооблагаемой прибыли. В то же время транспортные расходы, относящиеся к товарам, списанным по причине выявления недостачи в случае выявления виновных лиц, не должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В подтверждение приведенной позиции можно привести письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160.

В настоящее время не урегулирован вопрос учета при расчете среднего процента излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации. С одной стороны, при их приобретении организация не понесла транспортных расходов, поэтому нелогично учитывать стоимость излишков при распределении ТЗР. Однако из разъяснений Минфина России, содержащихся в письме от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160, можно сделать вывод о том, что определять долю транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, следует по общим остаткам нереализованных товаров, в том числе в отношении тех товаров, при приобретении которых организация не понесла транспортных расходов. Считаем, что данное обстоятельство свидетельствует о возможности учета стоимости товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров.

Поскольку рассматриваемый вопрос не урегулирован нормами главы 25 НК РФ, считаем, что налогоплательщик, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, вправе самостоятельно выбрать наиболее соответствующий ст. 320 НК РФ порядок учета товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, который следует закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. В дальнейшем мы будем исходить из того, что организация учитывает выявленные излишки при расчете среднего процента.

Используя цифровой пример из вопроса, считаем, что распределение транспортных расходов может быть произведено следующим образом.

Вначале рассчитывается средний процент:

(100 000 руб. + 200 000 руб.) : (1 000 000 руб. +2 000 000 руб. + 10 000 руб.) = 9,97%

Затем в соответствии со ст. 320 НК РФ определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца:

2 345 000 руб. х 9,97% = 233 796 руб.

Остаток ТЗР (66 204 руб.) должен быть отнесен на все виды выбывших за месяц товаров. Для распределения этой суммы между разными видами выбытия используем тот же средний процент. Получаем:

ТЗР на недостачу = (50 000 руб. х 9,97%) = 4985 руб.

ТЗР на перевод в материалы (собств. нужды) = (15 000 руб. х 9,97%) = 1496 руб.

ТЗР на реализацию = (66 204 руб. — 4985 руб. — 1496 руб.) = 59 723 руб.

К сведению:

Вопрос учета в целях налогообложения транспортных расходов, приходящихся на потери товаров в результате недостачи сверх норм естественной убыли, в настоящее время является спорным, поскольку глава 25 НК РФ не содержит норм, устанавливающих правило, согласно которому транспортные расходы, связанные с приобретением товара, списанного без уменьшения налогооблагаемой прибыли, учитывались бы аналогично стоимости приобретения списываемых товаров. Однако рассмотрение данной проблематики выходит за рамки заданного нам вопроса.

Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA

КАК ПРОВЕСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ В 1С?

Для доставки товара из России нанимаем фуру в транспортной компании, оплачиваем услуги перевозчика, получаем СФ. При оприходовании товара должны эти транспортные расходы добавить в себестоимость как дополнительные расходы. Проблема в том, что в одной фуре завозим товар от нескольких (иногда до десятка) фирм. Все фирмы из одного города (Москва)

1) Как правильно распределить транспортные расходы между поставщиками товара (поровну, по весу товара, по стоимости товара, по количеству товара)?

2) При разноске дополнительных расходов в 1-С необходимо указывать СФ (СФ от транспортной компании). Разбив по сумме эту СФ на нескольких поставщиков товара, во всех документах «Поступление доп. расходов» указываем один и тот же СФ (поскольку он один). Не получится ли так, что при выгрузке реестра 300.08 отчёта по НДС получим в реестре несколько СФ от одного поставщика (транспортной компании) под одним и тем же номером и с одной и той же датой? Если так, то при камеральном контроле сразу же выйдут ошибки. Или при выгрузке реестра все эти СФ будут автоматически просуммированы программой 1-С и выгрузятся как один документ на общую сумму СФ?

Распределение транспортных расходов должно соответствовать принципу справедливости, чтобы на большую стоимость и массу товара приходилась большая стоимость распределяемых расходов. Жесткого принципа деления расходов на стоимость товара в МСФО 2 «Запасы» отсутствует. Поэтому вам надо самостоятельно выбирать базу распределения, на основе которой будут делиться расходы по доставке на всю стоимость товара. Это может быть стоимость товара, вес товара, при однородной партии возможно деление по количеству товара. Эту базу деления транспортных расходов вы можете закрепить в своей учетной политике. Наиболее часто встречающаяся база распределения — по стоимости товара, распределение по количеству встречается реже, так как не всегда товар однороден.

1С Предприятие 8.2 позволяет распределять дополнительные расходы по сумме и количеству. При вводе документа по дополнительным расходам эти расходы можно поделить на несколько документов по приходу товаров, поэтому общая сумма дополнительных расходов вводится всего один раз, так же как и счет-фактура по этим дополнительным расходам, поэтому в реестре счетов-фактур в приложении 300.08 счет-фактура должна быть всего одна.

В 1С версии 8.2 необходимо произвести следующие действия:

1. Введите новый документ Поступление доп. расходов (Покупка — Поступление доп. расходов — кнопка Добавить).

Примечание: Ввести новый документ Поступление дополнительных расходов можно на основании документа Поступление ТМЗ и услуг, оформленного для поступивших товаров. Для этого необходимо открыть соответствующий документ Поступление ТМЗ и услуг и нажать кнопку Ввести на основании. Из открывшегося списка выбрать документ Поступление дополнительных расходов.

2. В поле Организация выберите организацию, для которой оказывались услуги по доставке.

3. В поле Контрагент выберите организацию, оказавшую услуги по доставке. В поле Договор укажите договор, на основании которого оказывается услуга. В договоре должен быть указан вид договора С поставщиком или Прочее.

4. Заполните поле Сумма расходов (укажите сумму расходов из накладной поставщика услуг — сумма расходов с НДС).

5. Заполните поле Способ распределения (по сумме или по количеству), предпочтительнее выбрать по сумме

6. Заполните поле Ставка НДС (укажите ставку из накладной поставщика услуг).

7. Выберите накладную поставщика с товаром, на который следует распределить услуги (на закладке ТМЗ — кнопка Заполнить — Заполнить по поступлению; либо Добавить из поступления, если таких накладных несколько).

Здесь можно добавить несколько накладных на приход товара от разных поставщиков, то есть те накладные, на которые необходимо распределить дополнительные расходы.

8. Запишите — кнопка Записать.

9. В верхней строке нажмите Распределить, после этого программа распределит дополнительные расходы по наименованиям товаров.

10. Зарегистрируйте счет-фактуру, полученный от поставщика (в документе Счет-фактура установите флаг в поле Подтвержден документами отгрузки и заполните поля Вх. номер — входящий номер счет-фактуры, Вх. дата — дата входящего документа счета-фактуры).

11. Проведите документ и закройте форму — кнопка OK.

Исходными данными для определения структуры и величины затрат, которые включают в калькуляцию себестоимости соответствующего вида услуг, есть состав операций и работ по выполнению услуг относительно подготовки товара к производственному потреблению, а также состав их исполнителей и необходимых технических средств; объем работ по предоставлению отдельных видов услуг; выбор единицы измерения для отдельных видов услуг как объекта калькулирования; нормативы затрат работы и материалов.

Калькулирование затрат на услуги осуществляют прямым отнесением затрат на себестоимость отдельных работ на основании технического нормирования или данных учета и распределения отдельных затрат между роботами (услугами) пропорционально прямым затратам или какому-то элемента прямых затрат. Согласно правилам, установленным П(С) ПОТОМУ ЧТО16 » Затраты», себестоимость производственно-технологических услуг формируется на основе калькуляционных статей затрат, которые предприятие устанавливает самостоятельно. К основным экономическим элементам затрат принадлежат материальные затраты, заработная плата, отчисление на социальные нужды, амортизационные отчисления на возмещение износа основных средств, другие затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид услуг, общепроизодственные затраты. Общепроизодственные затраты разделяют на сменные и постоянные. Перечень и состав постоянных и сменных затрат устанавливает предприятие.

Транспортные затраты представляет основную часть цены. Другую часть представляют доходы предприятия оптовой торговли и обязанности налогу выплаты. Конкретная цена каждого вида услуг определяется с учетом конъюнктуры рынка, конкурентной ситуации и задач, которые ставит перед собой оптовик. Продажная цена услуги согласовывается с основными постоянными потребителями.

Доход (выручка) от реализации производственно-технологических услуг формируется за счет платы потребителей за предоставленные услуги согласно согласованным ценам.

В процессе согласования цен важной есть дифференциация их за каждым видом услуг. Глубина дифференциации цен на разные виды услуг определяется объемом и сложностью работ по выполнению конкретных заказов потребителей. Например, цена раскраивания и нарезание 1 тонны листовой стали дифференцируется с учетом толщины и длины раскраивания ее; разных профилей проката — с учетом количества выполняемых разрезаний и толщины металла; бумажной продукции — с учетом плотности бумаги и размеров нарезаемых листов; цена расфасовки 1 тонны сыпучих и жидкостных материалов — с учетом дозы расфасовки, а подготовка 1 км кабельной продукции к производственному потреблению — согласно количеству выполняемых разрезаний, характера выполняемых операций (разрезание на мерную длину, разрезание и обработку концов проводов и кабелей и т.п.). Основам для разработки цен, дифференцированных за этими признаками, служит трудоемкость выполнения заказов потребителей из этого вида услуг и товаров.

Планированию себестоимости отдельных видов услуг принадлежит особое место в системе плановых вычислений. Калькуляции нужны для вычисления цен услуг, определение рентабельности их, оценивание экономической эффективности технических и организационных решений, анализа и т.п.

Есть разные методы вычисления затрат на отдельные виды услуг. Для близких за трудоемкостью и одинаковых по свойствами видов услуг определяют себестоимость базовой услуги, а калькулирования других осуществляют за коэффициентами трудоемкости.

Путем соотношения трудоемкости предоставления базовой услуги и аналогичных услуг по других разновидностей товара определяют коэффициенты трудоемкости, с помощью которых осуществляют дифференциацию цен.

Завершающей операцией технологического процесса обслуживания потребителей за оптовой продажи товаров есть доведения их к покупателю. Ритмическая, равномерная завозка товаров потребителям имеет решающее значение для успешной деятельности оптового предприятия. Для качественного беспрерывного обслуживания клиентов оптовые предприятия разрабатывают системы доставки грузов, формируют маршруты движения транспорта, определяют территориальную зону обслуживания.

При современных условиях большинство оптовых предприятий во время разработки систем доставки ориентируется на расстояние и продолжительность перевозки грузов.
Для промышленных покупателей очень важные короткие сроки выполнения заказов. Гибкость во время составления графиков производственного процесса возможная лишь в том случае, когда производители уверены в возможностях быстрых местных поставок необходимого ассортиментов товаров. Планирование пополнения производственного запаса «точно в срок» нуждается в тесном сотрудничестве оптовиков с промышленными предприятиями-потребителями. Введение в практике поставок «точно в срок» предусматривает наличие на оптовых предприятиях достаточных по объему и ассортиментами товарных запасов и жесткое выполнение согласованного графика завозки товаров.

Предприятия оптовой торговли распределяют перевозки товаров на местные и далекие. Местные перевозки организуются для потребителей в пределах небольшого географического района ( для автотранспорта — приблизительно 150 км от оптовика) и выполняются в течение рабочего дня. Далекие перевозки организуются для обслуживания покупателей в отдаленных от оптовика районах и осуществляются в течение нескольких дней.

Существуют два метода транспортного обслуживания.
Первый предусматривает использование оптовым предприятием при перевозке грузов собственного или арендованного транспорта. При этом персонал, который обслуживает транспортные средства, принадлежит к штатным работникам оптового предприятия. Второй метод основывается на использовании транспорта независимого транспортного предприятия на договорной основе. Решение о создании собственного транспортного хозяйства или привлечение транспортных средств со стороны принимает руководство оптового предприятия учитывая предпочтения и недостатки каждого метода доставки.



Значительное количество потребителей (небольшие промышленные предприятия, малые и средние предприятия розничной торговли) осуществляют завозку из оптового состава собственным транспортом. Несмотря на то, что в случае самовывоза сроки доставки существенно сокращаются, применение этого метода требует экономического обоснования. При частых перевозках грузов из оптового состава расходы работы и времени по обыкновению, превышают экономически допустимые границы.

Осуществляя транспортно-экспедиторское обслуживание потребителей, оптовые предприятия разрабатывают маршруты завозки товаров учитывая пребывание покупателей в зоне обслуживания, частоту завозки, нужды клиентов, возможности эффективного использования транспортных средств, трудовых ресурсов.

Для местных перевозок наиболее эффективными есть перевозки за кольцевыми и зонно-кольцевыми маршрутами. Маршрут разрабатывают таким образом, чтобы за один рейс транспортного средства обслужить нескольких потребителей, размещенных на пути его движения. Оптовое предприятие целиком загружает товарами, предназначенными для этих покупателей, транспортное средство, и постепенно разгружает его у покупателей. После разгрузки в конечном пункте транспортное средство поворачивается на оптовое предприятие. Преимуществом такого маршрута является возможность вывоза от потребителей обратном рейсом пустой тары.

Если предприятие обслуживает значительное количество потребителей, размещенных в отдельных зонах района обслуживания, применяют систему зонно-кольцевых рейсов. Группирование потребителей за зонами обслуживания осуществляют с учетом расположения их и объемов перевозок грузов.
За невозможности организации таких маршрутов применяют маятниковую или радиальную схему перевозки. Схему маятниковых рейсов используют и тогда, когда предприятие оптовой торговли отправляет определенному потребителю одновременно такое количество товара, которая обеспечивает наиполнейшая загрузка транспортного средства. В отличие от маятниковой схемы при использовании радиального маршрута одновременно обслуживают двух-трех
покупателей.

Затраты на транспортировку грузов возмещаются покупателями. Большинство оптовых предприятий не включают стоимость транспортировки в стоимость товара, а определяют ее отдельно.

Расчеты стоимости транспортно-экспедиторских услуг на разных оптовых предприятиях выполняют по-разному. Величина транспортных затрат может определяться в зависимости от установленных транспортных тарифов, массы груза и расстояния его перевозки, или устанавливаться в процентах от общей стоимости товара. Для перевозки грузов на большие расстояния некоторые оптовики устанавливают повышенные транспортные тарифы.

Во всех случаях предлагаемая оптовым предприятием система доставки грузов должны быть более выгодной для потребителей, чем услуги коммерческих транспортных предприятий.

Во время определения транспортных тарифов за основу можно взять государственную систему тарифов. За такого порядка расчетов покупатель платит транспортные затраты согласно государственным транспортным тарифам независимо от того, чьим транспортом ( оптового предприятия или коммерческого транспортного агентства) доставлен груз. Эта система полагает наиболее подходящим, однако в практической деятельности расчеты стоимости транспортных услуг осуществляют по-разному.

Один из методов определения стоимости транспортных услуг состоит в использовании транспортных тарифов коммерческих транспортных предприятий. Вопреки него простоты и привлекательность, он есть невыгодным для потребителей, которые располагаются неподалеку от оптового предприятия и вынуждены платить за относительно короткое расстояние перевозок такие же деньги, что и предприятия, размещенные значительно дальше.

Транспортные затраты и метод их расчёта в зависимости от расстояния перевозки груза дает возможность не выполнять вычислений для каждой отдельной поставки. Весь район обслуживания разбивают на зоны доставки за самой большой концентрацией потребителей. Относительно каждой зоны определяют среднее расстояние к ее центру от оптового состава. Это расстояние берут за основу во время расчетов транспортных затрат с доставки грузов потребителям, размещаемым в пределах этой зоны.

Расчеты транспортных затрат на один километр пробега транспортного средства осуществляют путем деления общей величины транспортных затрат на базовый период на совокупный пробег всеми транспортными средствами за этот самый период.

Второй метод расчетов стоимости транспортных услуг состоит в определении стоимости доставки одной тонны груза на один километр пробега транспортного средства. Расчеты осуществляют так.
Сначала определяют общий грузооборот транспорта определенного вида из перевозки грузов покупателям в тонно-километрах. Его вычисляют путем суммирования произведений веса отдельных грузовых отправлений в тоннах на расстояние перевозок в километрах за определенное время. Так, если автотранспортом в течение года покупателю доставлено А — 100 тонн грузов на расстояние 130 км, покупателю Б — 200 тонн на расстояние 80 км, а покупателю В — 140 тонн на расстояние 150 км, то годовой грузооборот будет представлять = 50 000 тонно-километров. На основании данных базового периода определяют общую сумму затрат на организацию и транспортировку грузов покупателям (Вmp).



Величину транспортных затрат на перевозку 1 т/км рассчитывают делениям общей суммы транспортных затрат (Вmp) на грузооборот транспорта в тонно-километрах.
Целью всех перечисленных методов расчетов есть обеспечение качественного обслуживания потребителей с самой большой выгодой
для них.Транспортные расходы в

О прямых и косвенных расходах производства в бухгалтерском и налоговом учете мы писали в номере 5, стр. 6 «БУХ.1С» за 2016 год. В этой статье речь пойдет о расходах на продажу продукции (товаров, работ, услуг). Как учитываются транспортные расходы в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0? Отвечают эксперты 1С.

Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:

  • на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • доставку и погрузку продукции;
  • оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
  • содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
  • оплату труда продавцов;
  • упаковку готовой продукции;
  • рекламу готовой продукции;
  • представительские расходы;
  • командировки сотрудников отдела сбыта;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

  • на перевозку товаров;
  • на оплату труда;
  • на аренду;
  • на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
  • по хранению и подработке товаров;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.

Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов. В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.).

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:

  • включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
  • включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.

Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.

Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.

Пример 1

Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
  • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

Дебет 41.01 Кредит 60.01 — на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару.

Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

Рис 1 Поступление транспортных услуг.jpg

Рис. 1. Поступление услуг по доставке товаров

При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета. Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис. 2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).

Рис 2 Счета учета.jpg

Рис. 2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов

В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:

Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам.

Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия.

Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное). На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности. Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС.

Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности. В результате проведения документа будут сформированы проводки:

Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара.

Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.

После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.

Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения. Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения». Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).

В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».

Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:

  • сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис. 3).

Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает.

В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров. Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности. Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи). В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.

Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:

  • сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см. рис. 3).

Рис 3 Справка-расчет ТЗР январь-февраль.jpg

Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль

При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.

Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет). На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@). Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.

Рис 4 Декларация.jpg

Рис. 4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль

Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке. В строку 020 попадает:

  • отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
  • оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).

Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики.

Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.

ИС 1С:ИТС

Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:

  • об учете транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в составе расходов на продажу ;
  • об учете транспортно-заготовительных расходов при смене учетной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *