Расходы на продвижение сайта

Содержание

Расходы на продвижение сайтов: учет и налогообложение

Существует множество способов рекламы, которыми компания может рассказать о себе и производимых (продаваемых) ею товарах или услугах. Одним из способов, пользующихся в настоящее время популярностью является создание и продвижение сайта в интернете. Это может быть размещение рекламных материалов в поисково-информационных системах, размещение контекстной рекламы, баннеров, либо просто сообщение о деятельности и контактах организации. Главное, чтобы размещаемая реклама содержала информацию о производимых (продаваемых) организацией товарах или оказываемых услугах. В этом случае подобные затраты будут носить рекламный характер и учитываются в составе расходов на рекламу.

Сайт в сети «Интернет» законодатель определяет как совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п.13 ст. 2 ФЗ от 27.07.2006г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Организация может создать сайт своими силами, то есть с помощью своих же работников, либо с привлечением внешних специалистов, заключив договор с юридическим или физическим лицом. Порядок учета зависит от перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и включает в себя учет расходов по оплате услуг разработчиков, расходы на аренду места на сервере провайдера, поддержание сайта в технически рабочем состоянии и, конечно расходы на его продвижение. Не смотря на то, что понятие «продвижение сайта» законодательно не закреплено, оно широко используется как просто физическими лицами, так и организациями.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НКО

Под «продвижением сайта» понимают совершение действий, направленных на поднятие его рейтинга в поисковых системах, также это может быть обмен ссылками с другими сайтами, размещение рекламных баннеров, рекламы и так далее.

Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст.3 ФЗ от 13 марта 2006г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон № 38-ФЗ)).

ФАС России в своем письме от 05.04.2007 АЦ/4624 разъяснил, что согласно нормам статьи 3 Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Таким образом, если информация, размещаемая на сайте отвечает признакам рекламы, то затраты на его продвижение смело можно относить к расходам на рекламу в целях исчисления налога на прибыль, что подтверждается пунктом 4 статьи 264 НК РФ — к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. При расчете налога на прибыль неважно как были учтены расходы на создание сайта, так как первоначальная стоимость объекта нематериальных активов после учете на изменяется.

НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Помимо требований, предъявляемых к рекламе, необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к характеру расходов, которые закреплены в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Это всем нам известные принципы обоснованности и документального подтверждения, а также соблюдении условия о том, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/505 «Налог на прибыль: признание расходов на рекламу»).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. КС РФ в определении от 04.06.2007 N 320-О указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо уделить особое внимание документальному оформлению рассматриваемой нами операции. Так, документальным подтверждением расходов на рекламу могут являться:

  • план проведения рекламной кампании на год;
  • список мероприятий, которые будут проведены в рамках рекламной кампании;
  • смета расходов на проведение рекламных акций;
  • договор на оказание рекламных услуг;
  • акт об оказании услуг, подписанный организацией, обеспечивающей продвижение рекламной информации;
  • отчет о проведении рекламной кампании, организованной собственными силами организации;
  • акт на списание материальных ценностей, использованных в рамках рекламной кампании.

Также реклама в Интернете может быть подтверждена справкой о количестве размещенной информации или распечатками страниц интернет-сайтов.

В указанных документах должно быть указано, что информация распространяется тем или иным способом среди неопределенного круга лиц.

В Отчете о прибылях и убытках расходы на рекламу отражают в составе затрат по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».

В налоговой отчетности расходы на рекламу отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Расходы на рекламу, признаваемые организацией, могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Нормируемые расходы, это расходы, признаваемые для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, которые не поименованы в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Ненормируемые же расходы учитываются при формировании налоговой базы в размере фактических затрат. Перечень таких расходов указан в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, расходы на продвижение сайта являются ненормируемыми и мы сможем их признать в полном размере без ограничений. Датой осуществления данных расходов в целях налогообложения признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть, услуги, предоставляемые организации на регулярной основе, признаются в составе расходов по мере их оказания в течение срока действия договора.

В бухгалтерском учете все рекламные расходы принимаются полностью в той сумме, как они указаны в договоре и первичных документах.

Пример отражения расходов на продвижение сайта в бухгалтерском учете:

Дебет 44 «Расходы на продажу» — Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19

Дебет 60 Кредит 51 «Расчетный счет»

Что касается организаций, работающих с применением упрощенной системы налогообложения, то расходы на продвижение сайта в сети Интернет и в их учете уменьшают базу по единому налогу (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-11/317).

Согласно пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на рекламу реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания в целях налогообложения учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. В силу п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Как сказано в абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», к СМИ, в частности, относятся сетевые издания, под которыми понимаются сайты в сети Интернет.

Отметим, что по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются в полной сумме, то есть не нормируются.

НДС

Согласно п.1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Операции и по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, должна учитываться в стоимости таких товаров (ст. 170 НК РФ). «Продвижение» сайта в интернете проводится на основании договора возмездного оказания услуг, поэтому если организация выполняет свои обязанности налогоплательщика по НДС, то имеет полное право произвести вычет по рекламным расходам.

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычету после принятия к учету товаров (работ, услуг) при наличии счета-фактуры поставщика (исполнителя) ( пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) в полном объеме.

Таким образом, мы видим, что законодатель не препятствует включению расходов, произведенных в целях продвижения сайта в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в полном объеме, при соблюдении некоторых условий, о которых мы с Вами сегодня говорили.

Перечень расходов при ЕСХН

Обновление: 20 декабря 2018 г.

Величина ЕСХН исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 1 ст. 346.9 НК РФ). Налоговая база на ЕСХН – это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Доходы на ЕСХН – это доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). А на какие расходы можно уменьшить доходы при применении этого спецрежима?

ЕСХН-расходы (перечень)

Перечень расходов, учитываемых при применении ЕСХН, является закрытым. Он приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. К расходам, на которые плательщик ЕСХН в 2019 году вправе уменьшить свои доходы, относятся, в частности:

  • материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
  • расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
  • арендные платежи;
  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на обязательное (в т.ч. социальное) и некоторые виды добровольного страхования;
  • суммы процентов по кредитам и займам;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров;
  • расходы на командировки;
  • нотариальные услуги;
  • расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на питание работников, занятых на сельхозработах;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки;
  • расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству;
  • расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы на сертификацию продукции;
  • расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции;
  • расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлениями Правительства от 15.07.2009 № 560, от 10.06.2010 № 431;
  • суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Значительная часть указанных расходов учитывается в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). Речь идет, к примеру, о материальных расходах (ст. 254 НК РФ), расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

Особенности признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА принимаются в порядке, указанном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Так, например, стоимость ОС, приобретенных в период применения ЕСХН, учитывается в расходах с момента ввода этих ОС в эксплуатацию до конца года равными долями.

Порядок признания расходов при ЕСХН

Расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, можно учесть при определении налоговой базы по ЕСХН, только если они соответствуют 2 критериям (п. 3 ст. 346.5 НК РФ):

  • документальное подтверждение;
  • обоснованность.

Документально подтвержденные расходы – это затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, обычаями делового оборота, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Обоснованные расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Важно учитывать, что расходами признаются затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Необходимо также помнить, что на ЕСХН расходы учитываются только по кассовому методу. То есть затраты должны быть не только понесены, но и фактически оплачены (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Продвижение продукции силами сторонних исполнителей

С. Н. Гордеева

Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2016

Данная хозяйственная операция – совершенно обычное дело для производителей продукции. Кто же эти сторонние исполнители и на каких условиях они работают с предприятиями пищевой промышленности? Как отражать связанные с этой операцией расходы? Каковы нюансы продвижения продукции за рубежом?

О продвижении продукции предприятий пищевой промышленности.

Производители продуктов питания, как правило, работают с ритейлерами, которые представляют интересы торговых сетей. Их деятельность регулируется Законом о торговле. Не так давно Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ внес в него изменения, в частности было определено понятие услуг по продвижению товаров. Это услуги, оказываемые поставщикам продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения товаров, в том числе путем их рекламирования, их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение.

Как сказано в Письме ФАС РФ от 22.07.2016 № АК/50406/16, перечень видов подобных услуг открыт, поскольку к ним может относиться самая разная «иная» деятельность, направленная на продвижение товаров. К «иной» деятельности могут быть отнесены услуги, сходные по своей сути с направленными на продвижение продовольственных товаров. Более детальных разъяснений чиновники не дают. На наш взгляд, в обновленном Законе о торговле приведен исчерпывающий перечень услуг, которые могут считаться продвижением товаров.

Еще одно новшество, внесенное Федеральным законом № 273-ФЗ, – ограничение размера вознаграждения ритейлерам за продвижение продукции предприятий пищевой промышленности. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого ритейлеру в связи с приобретением им у поставщика определенных продовольственных товаров или определенного их количества, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, включающих их подготовку, обработку, упаковку, не может превышать 5% цены приобретенных товаров.

Как отметила ФАС в Письме от 22.07.2016 № АК/50406/16, при расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма НДС, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза. В виде схемы ниже представим основные составляющие вознаграждения ритейлера, на которое распространяется ограничение Закона о торговле.

Ценообразование данных составляющих, по мнению чиновников, должно быть различным. Так, плата за объем закупок может быть включена в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров. В то же время плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяться не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости. Откуда такой вывод? Дело в том, что если конкретные услуги по продвижению товаров идентичны для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуг по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты.

Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети, что рассматривается антимонопольным органом как нарушение норм п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. В частности, запрещается создание дискриминационных условий при продаже продовольственных товаров.

Все это надо взять на заметку предприятиям пищевой промышленности, реализующим свою продукцию через торговые сети. Кроме того, нужно знать, что последним положениями ч. 13 ст. 9 Закона о торговле запрещается:

  • взимание платы с поставщика за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
  • взимание платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, когда утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
  • возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

При выявлении нарушений названных запретов антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении без расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства. К сказанному можно добавить, что штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства составляют немалые суммы и зависят от выручки хозяйствующего субъекта, допустившего нарушение. Поставщикам не помешает
изучить заключенные с ритейлерами договоры на предмет их соответствия действующему законодательству с целью защиты своих прав и интересов.

К сведению.

Нормами Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ внесены изменения в диспозиции статей ­КоАП РФ, которыми предусмотрены определенные запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

Как отражать расходы на продвижение продукции?

Для ответа на этот вопрос следует правильно квалифицировать данные затраты. Если взять на вооружение рассмотренное в предыдущем разделе понятие указанной операции для производителей и поставщиков продовольственных товаров, то расходы по их продвижению близки к затратам, связанным со сбытом продукции, которые упоминаются в Основных положениях по калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Однако во времена плановой экономики затраты именно на продвижение продукции сводились к минимуму. Поэтому более логично за разъяснением методологии учета таких расходов обратиться к более современным нормативным актам. К сожалению, в бухгалтерском стандарте, посвященном учету расходов (ПБУ 10/99), данный вид затрат предприятий не выделен. В этой ситуации бухгалтер вправе обратиться к международным стандартам.

В одном из них (МСФО (IAS) 38) сказано, что в некоторых случаях организация несет затраты для обеспечения будущих экономических выгод, но при этом не приобретает и не создает никаких нематериальных или иных активов, подлежащих признанию. Пример затрат, признаваемых в качестве расходов в момент их возникновения, – затраты на рекламу и деятельность по продвижению продукции (включая каталоги торговли по почте). То есть получается, что оплата услуг сторонних организаций по продвижению продукции предприятия относится к текущим расходам. Ее имеет смысл отнести в уменьшение выручки от реализации продукции, которая продвигается.

Оптимален для данной цели счет учета расходов на продажу (44). Накопленные на нем суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» (см. Инструкцию по применению Плана счетов). Частично распределяются на неполную себестоимость продукции лишь некоторые из затрат. В организациях, ведущих промышленную и иную производственную деятельность, это расходы на упаковку и транспортировку (распределяются между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей). Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, ежемесячно относятся в уменьшение продаж.

Корреспонденция счетов по учету расходов на продвижение продукции следующая (в целях упрощении и наглядности налоговые обязательства не рассматриваются):

Дебет

Кредит

Реализована продукция промышленного предприятия

Отражена себестоимость проданной продукции

Отражено вознаграждение поставщика за освоенный объем закупок лица, купившего продукцию для дальнейшей продажи

Отражены расходы на оплату продвижения продукции силами сторонних торговых организаций

Списаны расходы на продвижение продукции в уменьшение продаж

Получены средства за реализованную продукцию за вычетом удержаний вознаграждения и платы за ее продвижение

Читатель может заметить, что данная корреспонденция применялась и в первом разделе статьи, в котором вознаграждение и плата за продвижение продукции полагались торговой сети, приобретающей продовольственные товары для их последующей реализации розничным покупателям. Поэтому в расчетах поставщика продукции используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Продвижение продукции предпринимателями.

На практике возможны самые различные ситуации. Одна из них рассмотрена в Постановлении АС ЗСО от 14.07.2016 № Ф04-2984/2016. По итогам налоговой проверки налогоплательщику было доначислено сразу несколько налогов на внушительные суммы. Ревизоры не приняли для налогового учета затраты на продвижение продукции. Почему?

Ознакомимся с делом. В целях реализации продукции на территории РФ общество заключило договоры с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих функции региональных торговых представителей. Предметом указанных договоров явилось поручение обществом индивидуальным предпринимателям за вознаграждение и за счет организации совершать юридические и фактические действия, связанные с реализацией продукции налогоплательщика.

Налоговики сочли обоснованными только часть расходов на выплату вознаграждения региональным торговым представителям. Другая часть затрат не соответствует деловому характеру сделок и оформлена документами, содержащими недостоверные сведения в части стоимости услуг. Это свидетельствует об отсутствии самостоятельной деятельности предпринимателей, неоказании ими услуг, предусмотренных спорными договорами по продвижению продукции и заключению договоров с покупателями, фактической подконтрольности заказчику.

Оказывается, все региональные торговые представители являлись работниками коммерческого отдела компании, в их обязанности входило продвижение продаж продукции на различных территориях. По решению руководства коммерческий отдел был расформирован и каждому сотруднику отдела нужно было зарегистрировать себя в роли предпринимателя. При этом функциональные обязанности не менялись. В качестве ИП сотрудники отдела продаж открыли расчетные счета, оформили банковские карты, которые передали в бухгалтерию общества, и работали за вознаграждение, поступавшее на эти карты. Бухгалтерия общества составляла за них налоговую отчетность и оплачивала налоги с их расчетных счетов. Сказанное подтверждалось показаниями опрошенных сотрудников предприятия.

Согласно заключенным договорам размер вознаграждения, причитающегося индивидуальным предпринимателям, устанавливался на основании акта оказанных услуг, подписанного сторонами и составленного на основании ежемесячного отчета в процентном соотношении от объема поступившей выручки на расчетный счет предприятия в счет платы за продукцию по договорам поставки. В то же время в отчетах отдельных предпринимателей нет информации о суммах платы, поступившей от покупателей за продукцию, тогда как акты оказанных услуг за соответствующие периоды содержат конкретный размер вознаграждения. Также указаны недостоверные сведения о количестве договоров, заключенных ИП в качестве региональных торговых представителей с покупателями. Отсутствуют названия конкретных организаций, их адреса, что противоречит сути установленных в этих же отчетах критериев измерения результатов выполненных услуг по поиску новых покупателей продукции.

Принимая во внимание условия договоров, заключенных между обществом и ИП-контрагентами, согласно которым оплате подлежат только фактически оказанные заказчику услуги, несовершение региональными торговыми представителями юридически значимых действий по заключению договоров свидетельствует об отсутствии оказания ими услуг, отсутствии доказательств ведения самостоятельной предпринимательской деятельности и подконтрольности их со стороны общества.

Произвольное определение сумм конкретного вознаграждения предпринимателей в отсутствие документального подтверждения механизмов такого определения вознаграждения и механизмов контроля со стороны каждой из сторон договора за обоснованностью определения сумм вознаграждения свидетельствует о безразличном отношении к данному условию своих взаимоотношений сторон договора. Фактически денежные средства предприятие выплачивало за трудовую деятельность, а не за услуги предпринимателей, выступавших в качестве региональных торговых представителей.

Отметим: инспекция не признала только часть расходов, которые превысили аналогичные затраты на заработную плату сотрудников, которые раньше были в штате отдела продаж. В отношении их предусматривалась окладно-премиальная система оплаты труда, при которой размер премии зависит от объема поступления денег за реализованную продукцию. Но все же заработная плата штатного менеджера отдела продаж была несоизмеримо меньше суммы вознаграждения предпринимателей, что говорит о завышении расходов на оплату услуг последних. По мнению арбитров, стоимость услуг индивидуальных предпринимателей – региональных торговых представителей, подкорректированная и принятая налоговым органом в уменьшение налогооблагаемой прибыли, соответствует рыночной стоимости таких услуг.

Налоговики не отрицали оказание некоторыми предпринимателями отдельных услуг для общества по продвижению его продукции на региональном рынке. Это не опровергает вывод о том, что в подтверждение расходов по налогу на прибыль налогоплательщик представил часть документов, содержащих недостоверные сведения. Причем организацию подвело не только пренебрежительное отношение к оформлению документов (оно указало на допущенное нарушение), но и завышение расходов на продвижение продукции.

Продвижение продукции за рубежом.

В таком случае задача бухгалтерского учета и налогообложения усложняется в связи с тем, что контрагентом, как правило, выступает иностранное физическое или юридическое лицо. Расчеты с ним осуществляются в валюте, а это означает, что ее необходимо приобрести и расплатиться, не нарушая положения законодательства о валютном регулировании и контроле. За этим следят кредитные организации, являющиеся агентами валютного контроля. Поэтому предлагаем уделить внимание налогообложению, а за подсказками обратимся к Письму Минфина РФ от 14.01.2016 № 03-07-08/662.

Начнем с НДС. При реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, косвенный налог исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица. При этом порядок определения места реализации работ (услуг) в целях исчисления НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Согласно ей рекламные и маркетинговые услуги считаются оказанными на территории РФ, если их покупатель осуществляет деятельность в России (пп. 4 п. 1). Следовательно, российской организации, заказавшей продвижение продукции за рубежом, нужно быть готовой к тому, чтобы исполнить обязанности налогового агента и удержать налог при выплате вознаграждения лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации. Об этом не говорится в разъяснении, но к такому заключению несложно прийти самостоятельно.

На заметку.

Сказанное касается иностранных партнеров, юридических лиц, которые могут быть признаны плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Физические лица не могут выступать в таком качестве, а значит, не должны уплачивать НДС в бюджет с выплачиваемого резидентом РФ вознаграждения, равно как и сам резидент не должен исполнять обязанности налогового агента по косвенному налогообложению.

Далее перейдем к НДФЛ. Объектом подоходного обложения признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в России, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, – только от источников в Российской Федерации (п. 2 ст. 209 НК РФ). Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за территорией России (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Если иностранное лицо оказывает российской организации услуги на территории иностранного государства, получаемое им за это вознаграждение относится к доходам от источников за рубежом. Если такое лицо не признается налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, его доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде вознаграждения по договору с учетом положений п. 2 ст. 209 НК РФ не являются объектом обложения НДФЛ.

Закончим налогом на прибыль. Доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации облагаются национальным налогом на прибыль, если только нормами международных договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения не предусмотрено иное. Возможность применения конкретного международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения устанавливается исходя из определения резидентства лица, являющегося фактическим обладателем прав на полученный доход. Резидентство (постоянное местопребывание) в иностранных государствах определяется в соответствии с национальным законодательством каждого конкретного государства по различным критериям.

Если иностранная компания не осуществляет деятельность через постоянное представительство, то оно не стоит на учете в российском налоговом органе в качестве налогоплательщика. Тогда налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской компанией, выплачивающей доход иностранной организации (п. 1 ст. 310 НК РФ). В данном случае такой организацией является поставщик продукции, продвигаемой партнером за рубежом.

К сведению.

Статусом налогового агента наделяются организации, производящие выплату дохода соответствующей иностранной организации (п. 12 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2016)).

Есть ошибочное мнение, что за неуплату налога привлекается тот, кто получил экономическую выгоду. Это не так. Разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента сумм налога, не удержанного при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного иностранного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (Письмо Минфина РФ от 08.08.2016 № 03-08-05/46330).

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Утверждены Госпланом СССР, Госкомценом СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970.

Утвержден Президиумом ВС РФ 06.07.2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *