Продажа лекарств в интернете

Отметим, что у нормы о рецептурных препаратах сложная судьба. Сначала депутаты предлагали разрешить их продажу по интернету на постоянной основе, но Минздрав был против из-за рисков, связанных с недостаточным контролем над такой торговлей. Поэтому документ долго не мог пройти второе чтение. Однако на фоне пандемии коронавируса 19 марта правительство дало согласие на включение нормы в закон. При этом Госдума и кабмин договорились о ряде нюансов, которые помогут справиться с рисками.

Во-первых, пункт закона, наделяющий правительство правом разрешать дистанционную продажу рецептурных препаратов, будет иметь конкретные временные ограничения. Как подчеркнул замглавы думского комитета по охране здоровья Леонид Огуль, в качестве ответа на сегодняшнюю ситуацию положение будет действовать только до конца года.

Итак, на постоянной основе будет разрешена только продажа лекарств без рецепта. Норма вступает в силу после официального опубликования. А разрешение в отношении рецептурных лекарств будет временным и коснется не всех препаратов. В разрешенный для онлайн-продажи перечень не смогут войти наркотические, сильнодействующие и психотропные лекарственные средства и препараты, в которых содержится свыше 25% этилового спирта.

Кабмин также введет требования к аптечным организациям, которые смогут торговать такой продукцией, и установить правила доставки препаратов.

Ко второму чтению депутаты также уточнили, что дистанционная продажа рецептурных препаратов будет осуществляться только на основании электронного рецепта. Он должен быть подписан цифровой подписью медработника.

Онлайн-продажа медицинских изделий и лекарств, отпускаемых без рецепта, станет обязательной после официального опубликования закона.

Зачем вообще понадобился документ? Пока что фармкомпании могут предлагать клиентам только услугу онлайн-бронирования с возможностью забрать заказанные лекарства в ближайшей аптеке. Как подчеркнул спикер ГД Вячеслав Володин, нововведения направлены на поддержку граждан РФ в условиях распространения коронавирусной инфекции. «Принятие данных решений особенно необходимо в условиях режима самоизоляции, — заявил он. — Закон позволит людям с хроническими заболеваниями, пенсионерам, получить необходимые лекарства, не покидая дом».

Закон позволит людям с хроническими заболеваниями, пенсионерам получить необходимые лекарства, не покидая дом

Продавать лекарства онлайн (как с рецептом, так и без) смогут только аптечные организации, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от федерального органа исполнительной власти. Все доменные имена таких аптек и аптечных сетей должны быть зарегистрированы в едином реестре.

А в случае обнаружения в интернете онлайн-магазинов, торгующих без указанных документов, такие сайты будут вноситься в реестр запрещенных сайтов и блокироваться, рассказал Леонид Огуль. Таким образом, будет налажен строгий контроль, резюмировал он.

В ходе обсуждения закона депутатов интересовало, насколько оперативно сможет осуществляться блокировка сайтов в случае нарушений законодательства. Полномочиями по выявлению такого рода онлайн-магазинов имеются у Роскомнадзора. В соответствии с новым законом для блокировки доступа к такого рода сайтам судебное решение не требуется.

Чтобы защитить граждан от покупки по интернету подделок и некачественных лекарств, Госдума ранее приняла поправки об административной и уголовной ответственности. Недобросовестным торговцам грозит до 6 лет лишения свободы вкупе со штрафом до 2,5 млн рублей.

Норма о дистанционной продаже лекарств дополняет блок законов, принятых днем ранее, для противодействия распространения вирусу, подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Напомним, что в новых законах дается право правительству вводить в стране или ее части режим ЧС и повышенной готовности, говорится о мерах поддержки граждан и бизнеса в условиях пандемии, а также вводятся серьезные штрафы и тюремные сроки за нарушение карантина и фейки о коронавирусе.

22.05.2020
Примерное время чтения: 6 мин.

Александр Панов Илья Болотнов Анастасия Нерчинская Екатерина Третьякова

Вниманию представителей фармкомпаний, аптечных организаций и производителей лекарственных средств, а также сотрудников подразделений по развитию дистанционной торговли

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии правил дистанционной торговли лекарственными препаратами.

12 апреля 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» («Закон»), предоставивших возможность онлайн-продажи лекарственных средств (с более подробной информацией об этом можно ознакомиться в алерте «Пепеляев Групп»).

В развитие указанных изменений 16 мая 2020 года в соответствии с частью 11 статьи 55 Закона Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом («Правила»).

Правилами, среди прочего, установлены:

  • организации, которые могут осуществлять дистанционную торговлю лекарственными препаратами;
  • требования к онлайн-площадке;
  • порядок организации доставки лекарственных препаратов до потребителя.
comment.jpg Обращаем Ваше внимание, что рецептурные препараты не вошли в предмет регулирования Правил. Однако в соответствии с новыми поправками в Закон за Правительством РФ сохраняется право регулирования продажи рецептурных лекарственных средств дистанционным способом в период пандемии.

Организации, которые вправе осуществлять онлайн-торговлю лекарственными препаратами

Правительство РФ внесло ясность в отношении возможности участия крупных онлайн-площадок, не связанных с фармацевтической деятельностью, в дистанционной продаже лекарственных средств. Правила разрешают продажу препаратов через Интернет аптечным организациями (за исключением индивидуальных предпринимателей) при соблюдении следующих условий и обязательном наличии:

  • лицензии на осуществление розничной торговли лекарственными препаратам не менее одного года;
  • не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории РФ;
  • помещений, оборудованных для хранения сформированных заказов в соответствии с требованиями надлежащей практики хранения;
  • сайта в сети «Интернет» или мобильного приложения;
  • собственной или привлеченной курьерской службы с оборудованием, обеспечивающим поддержание температурного режима;
  • электронной системы платежей или мобильных платежных терминалов.

Разрешение РЗН

Для целей осуществления дистанционной продажи лекарственных средств аптечные организации также должны будут получить специальное разрешение. Для получения такого разрешения организация должна обратиться в Росздравнадзор. Административный регламент Росздравнадзора, регулирующий выдачу разрешений, в настоящее время находится на стадии разработки. Согласно проекту акта, плата за оказание услуги не взимается. Кроме того, организация может подать необходимые документы через личный кабинет на официальном сайте Росздравнадзора в сети «Интернет». Выдача разрешения Росздравнадзором происходит через личный кабинет в течение 5 рабочих дней.

Разрешение прекращает свое действие в следующих случаях:

  • организация перестала соответствовать предъявляемым требованиями;
  • организация самостоятельно приняла решение о прекращении разрешения;
  • в случае привлечения организации к административной ответственности более двух раз в течение года по статьям 6.33 и 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правила продажи лекарств через сеть «Интернет»

Прием заказов на розничную продажу лекарственных средств осуществляется при личном обращении покупателя через сайт аптечной организации в сети «Интернет», мобильное приложение или по телефону. Организация обязана обеспечить конфиденциальность персональных данных покупателя согласно требованиям законодательств о защите персональных данных.

На сайте организации в сети «Интернет» или в соответствующем мобильном приложении должна быть указана следующая информация:

  • информация о продавце: полное фирменное наименование, ОГРН, ИНН, адрес и режим работы;
  • скан-копии лицензии и разрешения РЗН;
  • сведения о продаваемых лекарственных средствах и об условиях их продажи, в том числе о порядке и сроках доставке и об оплате;
  • сведения о нормативных актах, регламентирующих возможность возврата лекарственных средств ненадлежащего качества; и др.

При заключении договора сотрудник аптечной организации обязан информировать покупателя о показаниях к применению лекарственного средства, его сроке годности, условиях отпуска, правилах хранения и взаимодействии с другими лекарственными средствами.

Способы оплаты и условия доставки заказа

Правилами предусмотрено право покупателя выбирать способ оплаты: в наличной или безналичной форме путем предоплаты заказа или оплаты в месте получения.

Таким образом, организация должна обеспечить покупателю возможность безналичной оплаты товара, например, путем (1) предоставления покупателю возможности оплатить товар при его заказе на сайте или (2) выдачи курьерам терминалов безналичной оплаты.

Правила устанавливают требования к герметичности упаковки, поддержанию температурного режима в целях обеспечения доставки препарата в соответствии с условиями его хранения. Организациям следует внимательнее отнестись к выбору курьерской службы, а также подробно отразить в договоре с курьерской службой пределы ответственности.

Доставку лекарственных средств покупателю осуществляет курьер. При этом раннее обсуждаемое требование о наличии у курьера специального образования не нашло реализации в Правилах.

О чем подумать, что сделать

Сформированный подход к продаже лекарственных средств через Интернет расширяет возможности для аптечных сетей, позволяет обеспечить лекарственными средствами население в условиях ограничительных мер и является шагом в развитии электронной торговли. Аптечным сетям следует предусмотреть особенности взаимодействия с курьерскими службами, а также обеспечить соблюдение Правил в части взаимодействия с покупателем во избежание последующих претензий.

Для организаций, которые в настоящее время не попадают под требования Правил, требуется разработка правовых подходов, позволяющих войти на рынок дистанционной торговли препаратами, чтобы задействовать имеющиеся у них площадки.

Отдельное внимание следует уделять информации, размещаемой на сайте или в приложении, на предмет соответствия Правилам, законодательству об информации и рекламе.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку и дать необходимые консультации по вопросам создания Интернет аптеки и ее функционирования в соответствии с текущим регулированием.

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом»

Пункт 9 статьи 55 Закона

Право на получение разрешения не зависит от вида аптечных организаций, определенных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 года № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций»

Порядок получения лицензии установлен Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 года № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»

Пункт 1.1 статьи 55 Закона.

Согласно проекту административного регламента Росздравнадзора, направление отказа в выдаче разрешения может занять до 8 рабочих дней.

В соответствии со статьей 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается ответственность за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

В соответствии со статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается ответственность за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств, включая нарушения правил розничной торговли лекарственными средствами

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

Также необходимо указать адреса структурных подразделений при их наличии

В том числе необходимо указать, что лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на основании перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55

Введение карантина в связи с распространением коронавируса в Украине стало причиной для ряда законодательных изменений в сфере здравоохранения и фармацевтики. Некоторые из таких изменений направлены на либерализацию существующих регуляторных требований, к примеру: упрощение проведения клинических испытаний, разрешение использовать незарегистрированные в Украине лекарства или же зарегистрированные, но по новым, ранее не зарегистрированным показаниям («off-label use») для лечения коронавируса.

Мария Баранович, старший юрист практики фармацевтики и здравоохранения
АО «Арцингер»

Арина Задорожная, юрист практики фармацевтики и здравоохранения
АО «Арцингер»

Продажа лекарств в Украине дистанционно: есть ли соответствующее постановление Кабмина?

Однако, по состоянию на 07.04.2020 г. соответствующее постановление Кабинета Министров Украины (далее – КМУ) так и не было опубликовано. Отсутствие нормативно-правового акта вызвало некоторое замешательство среди участников рынка. Так, 24.03.2020 оператор почтовой связи «Новая Почта» разместил на своем веб-сайте сообщение о том, что поддерживает дистанционную продажу лекарств и готов осуществлять доставку, а уже 30 марта отправил обращение к Премьер-министру Украины с просьбой предоставить разъяснение касательно сложившейся неоднозначной ситуации.

Размещенное 23.03.2020 в Telegram-канале Премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля сообщение о том, что Кабинет Министров Украины разрешил лицензиатам временно, на период действия карантина, осуществлять дистанционную торговлю лекарственными средствами и сопутствующими товарами, было воспринято как очередной шаг на пути к временной либерализации на период карантина.

Вместе с тем, 24.03.2020 на сайте Министерства здравоохранения Украины опубликован проект постановления КМУ о внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сфере импорта, производства, оптовой и розничной продажи лекарственных средств. Проект предусматривает разрешение субъектам, у которых уже есть лицензия на розничную торговлю лекарственными средствами, осуществлять торговлю и организовывать доставку непосредственно потребителям при условии, что во время транспортировки будут неукоснительно соблюдаться правила хранения лекарств, определенные производителем. Проектом разрешено также привлекать на договорной основе операторов почтовой связи для предоставления такой услуги.

Данное временное разрешение, согласно проекту постановления, не распространяется на:

  • сильнодействующие лекарственные препараты,
  • ядовитые лекарства,
  • лекарственные препараты, требующие особых условий хранения,
  • наркотические средства,
  • психотропные вещества и прекурсоры.

Согласно Закону Украины «О Кабинете Министров Украины», постановления КМУ вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим постановлением, но в любом случае – не ранее дня его опубликования.

Отсутствие публикации принятого постановления КМУ, разрешающего дистанционную торговлю лекарствами в Украине (и наличие исключительно проекта такого акта), свидетельствует о том, что такое разрешение еще не вступило в силу, несмотря на заявление, размещенное в Telegram-канале и в дальнейшем продублированное многими новостными порталами.

Что ждет нарушителей и кто осуществляет контроль?

Поскольку разрешение осуществлять онлайн-продажу лекарств в Украине официально не вступило в силу, такая деятельность по состоянию на 07.04.2020г. все еще остается запрещенной. Следовательно, если какие-то субъекты уже начали осуществлять дистанционную торговлю лекарствами, то существует риск, что их могут привлечь к ответственности за такую деятельность.

Контроль в сфере оборота лекарственных средств осуществляет Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослеклужба), соответственно, именно в ее компетенции привлекать к ответственности нарушителей.

Для лицензиатов онлайн-продажа лекарств без вступившего в силу постановления КМУ расценивается как нарушение Лицензионных условий и может повлечь за собой штраф и даже приостановку действия лицензии.

Если же такую торговлю осуществляют субъекты, у которых нет соответствующей лицензии, то им грозит привлечение как

  • к административной ответственности (за осуществление хозяйственной деятельности без получения необходимой лицензии), так и
  • к уголовной (за незаконную покупку и сбыт ядовитых, сильнодействующих веществ и лекарств, сбыт фальсифицированных лекарств, нарушение правил оборота наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров).

Как минимизировать риск покупки некачественных лекарств

Главным контролирующим органом в сфере оборота лекарственных средств является Гослекслужба, территориальные подразделения которой находятся в каждом областном центре Украины. Таким образом, в случае возникновения каких-либо подозрений касательно того, что приобретенные лекарства являются фальсифицированными или некачественными, необходимо обратиться в органы Гослекслужбы. Такое заявление станет основанием для проверки деятельности недобросовестного субъекта и привлечения его к ответственности.

Кроме того, поскольку в случае покупки некачественного лекарства нарушаются также права покупателя как потребителя, то следует дополнительно обратиться и в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее – Госпродпотребслужбу).

Стоит обратить внимание на то, что чаще всего фальсифицированные и некачественные лекарственные препараты продаются именно через Интернет. Они могут иметь отличия во внешнем виде, а также продаваться значительно дешевле, чем в аптеке. Согласно рекомендациям Министерства здравоохранения Украины минимизировать риски при покупке лекарств можно таким образом:

  1. 1. Покупать лекарственные средства только в аптеках, которые имеют лицензию на розничную торговлю.
  1. 2. Проверять целостность упаковки, наименование лекарства, срок годности.
  2. 3. Проверять подлинность лекарства с помощью специальных ресурсов:
    • Государственный реестр лекарственных средств (содержит перечень зарегистрированных в Украине лекарств);
    • Веб-сайт Гослекслужбы, где размещается информация о некачественной и опасной продукции;
    • Приложение Лекарства Контроль.

Так что же делать: продавать или нет в Украине лекарства дистанционно?

В первую очередь, Кабинету Министров Украины следует внести ясность касательно сложившейся неоднозначной ситуации с дистанционной продажей лекарств в Украине, предоставив разъяснение.

А лицензиатам и операторам почтовой связи рекомендуется воздержаться от осуществления дистанционной торговли лекарствами и их доставки до получения официального разъяснения КМУ и публикации соответствующего постановления КМУ.

Правительство Российской Федерации утвердило правила дистанционной торговли безрецептурными лекарственными препаратами. Новыми правилами установлены:

  • условия получения разрешения на дистанционную торговлю;

  • требования к информации, предоставляемой потребителям;

  • правила доставки лекарственных средств;

  • условия их возврата.

Кроме того, уточнены возможные негативные последствия осуществления дистанционной торговли с нарушениями требований.

Дистанционная торговля безрецептурными лекарственными препаратами была формально легализована в России в начале апреля 2020 года (для более подробной информации вы можете ознакомиться с нашим новостным обзором, посвященным легализации дистанционной торговли лекарствами). Однако принятый закон и указ президента не устанавливали порядок получения разрешения на такую торговлю. Постановление правительства устраняет этот пробел, устанавливая требования к аптечным сетям, желающим получить разрешение.

Условия получения разрешения на дистанционную торговлю

В соответствии с новыми правилами аптека для получения разрешения должна владеть лицензией на розничную торговлю лекарственными средствами не менее одного года и при этом иметь:

  • не менее десяти мест осуществления деятельности;

  • места хранения, соответствующие требованиям надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов;

  • сайт в сети Интернет и, опционально, мобильное приложение;

  • курьерскую службу (собственную или привлеченную на основании договора), имеющую необходимое оборудование для перевозки лекарственных препаратов, требующих соблюдения специального температурного режима (термолабильные лекарственные препараты); и

  • электронную систему платежей и (или) мобильные платежные терминалы.

Для получения разрешения аптеке необходимо подать заявление и подтверждающие документы в Росздравнадзор. Срок принятия решения составляет пять рабочих дней. Реестр выданных разрешений будет доступен на сайте Росздравнадзора.

Какие именно документы будут подтверждать соответствие аптеки указанным выше требованиям (а также более детальный порядок подачи и рассмотрения заявления), будет установлено Росздравнадзором.

Требования к сайту

Правила устанавливают перечень информации, размещение которой на сайте является обязательным. Среди прочего надо предоставить информацию о самой организации, осуществляющей дистанционную торговлю; графические копии лицензии и разрешения; информацию о лекарственных препаратах (в том числе инструкции по применению); информацию, необходимую для защиты прав потребителя (например, о правилах дистанционной торговли и органах, осуществляющих контроль за дистанционной торговлей препаратами, а также об обязательствах покупателя).

Условия доставки

Доставка лекарственных препаратов может осуществляться либо работником аптеки, либо работником привлеченной курьерской службы. При этом правила не устанавливают каких-либо требований к курьеру. Таким образом, непосредственно доставку может осуществлять человек, не имеющий фармацевтического образования, однако вся существенная информация о препарате (например, взаимодействие с другими лекарствами) должна быть доведена до покупателя при приеме заказа.

Доставка осуществляется в соответствии с условиями хранения и транспортировки лекарственного препарата. При этом при доставке термолабильных лекарственных препаратов потребитель вправе потребовать подтверждения соблюдения соответствующих требований. Кроме того, транспортная упаковка лекарств должна обеспечивать контроль ее вскрытия.

Возврат лекарственных препаратов

Хотя по общему правилу возврат лекарственных препаратов надлежащего качества не допускается, лекарства надлежащего качества, приобретаемые дистанционно, могут быть возвращены до оплаты заказа при условии оплаты стоимости доставки.

Последствия нарушения требований к онлайн-аптекам

Прекращение действия разрешения

Разрешение на дистанционную торговлю может быть прекращено в случае:

  • прекращения лицензии аптеки;

  • решения самой аптеки о прекращении соответствующей деятельности;

  • несоответствия аптеки предъявляемым к аптекам требованиям для получения разрешения; а также

  • привлечения аптеки два и более раза к ответственности за нарушение запрета на обращение незарегистрированных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарств или за нарушение порядка оптовой и розничной торговли препаратами.

Блокировка сайтов

При выявлении случаев дистанционной продажи без лицензии и (или) разрешения, а также дистанционной торговли лекарствами, дистанционная торговля которыми запрещена (например, рецептурные препараты), соответствующий сайт может быть заблокирован на основании решения Росздравнадзора.

Выводы

Новые правила установили достаточно детализированные и строгие требования к осуществлению дистанционной торговли лекарственными средствами. Тем не менее даже сейчас дистанционная торговля все еще формально невозможна до принятия необходимых правовых актов Росздравнадзора и завершения тестирования всех информационных систем. Планируется, что дистанционная торговля станет доступной не ранее начала июня 2020.

Однако уже сейчас аптеки могут оценить, соответствуют ли они предъявляемым требованиям, а также начать работу по запуску онлайн-торговли, в том числе разработать договор для работы с потребителями (правила продажи), скорректировать при необходимости политики конфиденциальности, размещенные на сайте, заключить договор с организацией, предоставляющей курьерские услуги, и т. п.

В 2018 году 10% всего рынка электронной коммерции (e-commerce) пришлось на аптечные онлайн-заказы лекарственных средств, количество которых составило 25 млн. В денежном выражении данный сегмент онлайн-продаж достиг показателя в 41 млрд руб. Такой информацией поделился партнер Data Insight Борис Овчинников на организованном ИД «Коммерсантъ» бизнес-бранче «E-Pharma & New Retail 2019» при информационной поддержке компании «Гарант». Он отметил также, что 87% онлайн-заказов обработали аптеки из числа «топ-20», а более половины заказов было оформлено с мобильных устройств.

На фармацевтическом рынке e-commerce наблюдается рост. Его темпы в прошлом году по сравнению с 2017 годом в онлайн-секторе составили 72%. А в целом на аптечном рынке, как заметил эксперт, – 4%. По его словам, аптечные сети успешно «приобщают» своих лояльных клиентов к онлайн-заказу. При этом прежде всего это касается региональных участников рынка.

Борис Овчинников полагает, что фармацевтический онлайн-рынок обладает потенциалом роста, несмотря на существующую пока ситуацию правовой неопределенности в отношении дистанционной торговли лекарственными средствами. На данный момент в отсутствие прямого запрета на такую торговлю, напомним, доминирует позиция о том, что доставлять «на дом» лекарственные средства не разрешается исходя из системного толкования положений Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», иных законов и подзаконных нормативных актов. Подробнее о нормативном регулировании данного вопроса и его перспективах, ГАРАНТ.РУ писал ранее.

Перспективы роста аптечного рынка эксперт связывает с доверием потребителей к интернет-площадкам – каналам заказа лекарств. В то же время он заметил, что многие потребители используют сайты аптек для того, чтобы получить необходимую информацию о лекарствах, а не купить товары онлайн. А сегмент потребителей, которым нужна именно доставка, не очень велик, если учитывать к тому же, что за доставку нужно дополнительно платить.

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей, доцент кафедры фармакологии Института фармации Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, к. ф. н. Нелли Игнатьева обратила внимание на то, что доставкой лекарств, по ее мнению, обязательно должны заниматься дипломированные специалисты – фармацевты, медицинские работники. Ведь крайне важно при транспортировке лекарственных средств соблюдать условия их хранения, в том числе температурный режим. Кроме того, она считает, что речь должна идти о легализации дистанционной реализации только безрецептурных лекарств, как и предусматривается текущей версией законопроекта, который Госдума приняла в первом чтении 13 декабря 2017 года. Нелли Игнатьева полагает, что в весеннюю сессию соответствующий закон вряд ли будет принят. Его принятия можно ожидать, по мнению эксперта, в осеннюю сессию нижней палаты парламента, хотя на данный момент статус законопроекта не изменился с 2017 года – продолжается его подготовка ко второму чтению.

Текущее нормативное регулирование, по словам руководителя фармацевтического направления «Яндекс.Маркет» Максима Агарева, напрямую не запрещает дистанционную торговлю лекарствами, но и не разрешает ее. Он пояснил, что дистанционная продажа лекарств подразумевает отпуск лекарственных средств из имеющих лицензию аптек с доставкой «на дом». К предпосылкам легализации дистанционной торговли лекарствами эксперт относит в том числе потребительский спрос. Он указал, ссылаясь на данные онлайн-исследования Google/Tiburon, что 71% потребителей рассматривают возможность онлайн-заказа лекарственных средств, при этом 31% – уже имеют опыт покупки безрецептурных препаратов (онлайн-предзаказа с последующим самовывозом). Эксперт отметил, что спрос на доставку напрямую зависит и от такого фактора, как самочувствие пациента. В доставке, по его замечанию, могут нуждаться граждане, которые не могут самостоятельно прийти в аптеку из-за плохого самочувствия, невозможности оставить ребенка и т. д. Кроме того, Максим Агарев считает, что доставка, несмотря на удорожание из-за нее общей стоимости заказа, будет востребованной в случаях необходимости приобретения пациентом редких лекарств, ведь в некоторых населенных пунктах может просто не быть иной возможности их получения.

По мнению эксперта, в законопроект не обязательно включать положения о доставке лекарств исключительно фармацевтами. С данным вопросом в рамках экспертных обсуждений, как правило, связывают две проблемы. Одна из них касается права граждан на получение консультаций, другая – соблюдения условий транспортировки лекарственных средств. Максим Агарев полагает, что в случае включения в законопроект указанных положений он станет не жизнеспособным в качестве потенциального закона. Сейчас, по его словам, при подготовке проекта ко второму чтению, речь идет уже о том, что доставку смогут осуществлять фармацевты, а также иные медицинские работники, как с высшим, так и со средним профессиональным образованием. При этом эксперт убежден, что доставлять лекарства могли бы и курьеры без профильного образования. Но для этого потребовалось бы четко регламентировать условия транспортировки, оснастить курьеров специальным сумками, поддерживающими нужный температурный режим и приборами проверки его соблюдения.

Проблема обеспечения права граждан на получение консультаций о свойствах лекарственных средств, их аналогах и т. д., решается, по мнению Максима Агарева, достаточно легко. Он не видит препятствий для обеспечения данного права с помощью информационных технологий. Консультации можно оказывать дистанционно, причем как до заказа, так и после.

На первом этапе легализации дистанционной торговли речь идет только о безрецептурных лекарственных средствах. Но впоследствии, например, с внедрением в практику электронных рецептов, по мнению эксперта, можно было бы легализовать дистанционную реализацию и рецептурных лекарств. Максим Агарев не исключает возможности вступления в силу закона о легализации дистанционной розничной торговли лекарствами уже с 1 января 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *