Принудительное взыскание налога

При какой минимальной сумме задолженности физических и юридических лиц налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа?

27 сентября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормами НК РФ минимальные суммы задолженности налогоплательщиков для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании установлены только для случаев:
— взыскания налога с лицевых счетов организаций — если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;
— взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — если взыскиваемая сумма превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее или равной 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.
Установленные минимальные суммы не зависят от порядка судебного взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).
В иных случаях право налогового органа на взыскание задолженности в судебном порядке не зависит от суммы налоговой задолженности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что нормы налогового законодательства не регулируют случаи, когда налоговый орган может обратиться именно с заявлением о выдаче судебного приказа. Порядок обращения с таким заявлением регулируется нормами арбитражного процессуального законодательства, гражданского процессуального законодательства и административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.
Вместе с тем сообщаем, что право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявление) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения установлено пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее — задолженности):
а) в случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, когда взыскание задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей может быть произведено исключительно в судебном порядке. Заявление должно быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);
б) в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности:
— за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств с налогоплательщика. Заявление в этом случае может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);
— за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ);
в) в случае взыскания задолженности с налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки в иных ситуациях налоговые органы не вправе (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09).
При этом ограничение по сумме взыскиваемой задолженности для взыскания ее в судебном порядке установлены НК РФ только в двух случаях:
1) взыскания налога с лицевых счетов организаций;
В этом случае налоговый орган обращается в суд с соответствующим заявлением, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Если недоимка меньше указанной суммы или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке.
Речь идет о казенных, бюджетных и автономных учреждениях, органах государственной власти (местного самоуправления), других организациях госсектора, а также иных организациях, которым открыты лицевые счета.
Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых санкций осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с учетом положений главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
В иных случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, ограничения по сумме задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, не установлены.
Не установлены ограничения по сумме налоговой задолженности и в случае обращения налогового органа в суд в связи с пропуском срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности (ст.ст. 46 и 47 НК РФ).
2) взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Заявление о взыскании задолженности (налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества физического лица в общем случае подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии — если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Дополнительно смотрите письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@, в котором приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.
Заметим, что взыскание задолженности в судебном порядке (в зависимости от оснований или суммы заявленных требований) возможно в порядке приказного производства либо по правилам искового производства (п. 3 ст. 48 НК РФ, письма ФНС России от 20.09.2017 N СА-4-7/18776@, от 20.01.2017 N СА-4-7/873@).
При этом нормами НК РФ минимальные суммы задолженности для обращения налогового органа в суд не ставятся в зависимость от судебного порядка их взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).
Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 62 под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать:
— 500 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ);
— 400 тысяч рублей и 100 тысяч рублей — по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (п.п. 1-3 ст. 229.2 АПК РФ).
Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя;
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

Приступить к процедуре принудительного взыскания инспекция может только в случае наличия у компании задолженности перед бюджетом. Таким образом, сами по себе доначисления в рамках проверки не являются основанием для начала взыскания, поскольку, например, у компании может иметься переплата по налогам, превышающая сумму доначислений.

Наличие недоимки может быть установлено налоговым органом в ходе проведения камеральных и выездных ревизий, а также вне их рамок (например, если компания самостоятельно отразила в декларации сумму налога к уплате, но фактически не заплатила ее). Сведения о выявленной задолженности отражаются в карточке расчетов с бюджетом, и в случае, если в установленный срок задолженность не погашена компанией самостоятельно, ревизоры направляют требование об уплате налога, пеней, штрафа, что означает начало процедуры принудительного взыскания фискальной задолженности.

Перед взысканием

При этом подготовительная работа к взысканию начинается гораздо раньше ее фактического выявления и отражения в акте проверки. Так, например, в настоящее время в срок не более одного месяца с момента начала выездной проверки отдел урегулирования задолженности инспекции, проводящий проверку, должен провести мониторинг платежеспособности компании. Делается это путем получения информации о находящемся на балансе фирмы имуществе, а также получения отвода на запрос в регистрирующие органы. При этом такая информация собирается не только в отношении самой компании, но и в отношении собственников, руководителей и даже аффилированных компаний.

Цель осуществления данных действий состоит в том, чтобы обеспечить максимально эффективное проведение взыскания (в том числе за счет имущества) при фактическом выявлении налоговой задолженности у предприятия. Первым шагом проверяющих в этом направлении является применение обеспечительных мер по результатам проверки, причем для их принятия даже не требуется вступления решения по налоговой проверке в законную силу.

Начало процедуры

После того, как решение по налоговой проверке вступило в законную силу, ревизоры приступают к процедуре принудительного взыскания задолженности. Первым этапом является выставление требования об уплате долга, которое должно быть направлено компании в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу.

В случае если требование не исполнено организацией в добровольном порядке в течение восьми дней, контролеры переходят к следующей стадии – взысканию задолженности с расчетного счета.

Решение о взыскании денежных средств принимается в течение двух месяцев с даты истечения срока уплаты по требованию, в банк направляются инкассовые поручения на безакцептное списание денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов. Одновременно в качестве обеспечительной меры, направленной на исполнение такого решения, принимается решение о приостановлении операций по счетам компании, которое по своей правовой природе практически идентично запрету на списание средств, применяемому на стадии предварительного обеспечения.

Имущественное взыскание

Следующая стадия – взыскание задолженности за счет имущества – может применяться только при установлении невозможности взыскания за счет средств на расчетных счетах. При этом важно отметить, что даже в случае отсутствия каких-либо денег в банке приступать к следующему этапу – взысканию задолженности за счет имущества организации – ревизоры смогут только по окончании двухмесячного срока, отведенного для взыскания задолженности за счет денежных средств.

Это связано с тем, что за указанный период на счет налогоплательщика могут поступить деньги, необходимые для уплаты суммы задолженности. На данной стадии выносится решение о взыскании за счет имущества организации, а также постановление о взыскании, которое направляется судебным приставам для исполнения. В качестве обеспечительной меры инспекция может вынести решение об аресте недвижимого имущества, находящегося на балансе организации, на которое распространяется взыскание.

В отличие от предварительного обеспечения, о котором говорилось выше, в данном случае организация теряет возможность не только распоряжаться имуществом, но и владеть им (то есть использовать в текущей деятельности).

Читайте также «Взыскание налогов разрешено со вклада предпринимателя»

Важные регламенты

Важно отметить, что все стадии процесса принудительного взыскания строго регламентированы налоговым законодательством по срокам осуществления тех или иных действий: так, инспекция должна успеть вынести решение о взыскании налоговой задолженности за счет средств в течение двух месяцев, а при взыскании за счет имущества – в течение одного года с момента истечения срока уплаты задолженности, установленного в Требовании. Эти сроки установлены статьями 46 и 47 НК РФ и являются пресекательными. В случае если инспекция вынесла решения о взыскании с нарушением установленных сроков, такие решения считаются недействительными и исполнению не подлежат. В этом случае у ревизоров есть шанс взыскать задолженность только в судебном порядке.

Рассматривая вопрос о соблюдении регламента процедуры принудительного взыскания, суды отмечают, что Налоговый кодекс не содержит каких-либо оснований для пропуска первой стадии (взыскания за счет денежных средств) и инициирования сразу второй стадии (взыскания за счет имущества). Так, Конституционный суд в Определении от 4 июня 2009 года № 1032-О-О указал, что обращение взыскания за счет имущества компании допускается только после исчерпания возможностей погасить долг за счет средств организации.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 года № 17832/09 суд признает, что первая стадия внесудебного взыскания обязательна, а ее исключение из процесса влечет признание недействительным и не подлежащим исполнению решения о взыскании налоговых задолженностей за счет имущества.

Кроме того, учитывая, что налоговый орган в рассматриваемых ситуациях все же приступил к процедуре внесудебного взыскания, суд сделал вывод о том, что тем самым было реализовано его право на взыскание во внесудебном порядке. Данное обстоятельство, по мнению арбитров, лишает инспекцию права на обращение в суд за взысканием неуплаченных налогов, которое возможно лишь в случае невозможности самостоятельного взыскания налогов, но не при нарушении установленной законом процедуры.

Аналогичный вывод сделан в пункте 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Обратите внимание

Рассматривая вопрос о соблюдении порядка регламента процедуры принудительного взыскания, суды отмечают, что НК РФ не содержит каких-либо оснований для пропуска первой стадии (взыскания за счет денежных средств) и инициирования сразу второй стадии (взыскания за счет имущества).

В нем говорится о том, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества компании только после принятия надлежащих мер по взысканию за счет денежных средств фирмы, и невынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный статьей 46 Налогового кодекса срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения контролерами решения о взыскании налога за счет иного имущества организации, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным статьей 47 Налогового кодекса.

Изменения-2018

В заключение обращу внимание, что с 1 июня 2018 года вступают в силу изменения в часть первую Налогового кодекса, принятые Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В частности, указанным законом вносятся изменения в порядок процедуры принудительного взыскания. С 1 июня 2018 года при обращении взыскания на расчетные счета компании налоговики смогут направлять инкассо не только на рублевые и валютные счета (как было ранее), но и на счета в драгоценных металлах.

Также уточняется, что инспекция может не только давать поручения банку на продажу валюты (драгоценных металлов), но и одновременно поручать банку перечислить вырученные денежные средства на расчетный счет компании-должника.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • знать общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов; меры принудительного исполнения налоговой обязанности; способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; основания применения зачета и (или) возврата излишне уплаченного (или излишне взысканного) налога (сбора) или пени и штрафа;
  • • уметь использовать теоретические положения учения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов для понимания и анализа конкретных финансово-хозяйственных ситуаций;
  • • владеть навыками самостоятельной работы с правовыми актами и юридической литературой в целях анализа степени правомерности применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов

Наличие недоимки но тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.

Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и начисленные на нее пени – требование об уплате налога (сбора).

Основаниями направления требования об уплате налога могут выступать:

  • 1) пропуск срока уплаты налога, в том числе вследствие игнорирования налогоплательщиком налогового уведомления об уплате налога;
  • 2) прекращение действия отсрочки (рассрочки), а также инвестиционного налогового кредита по любому из оснований, за исключением досрочного погашения налогоплательщиком всей отсроченной суммы фискального платежа с причитающимися процентами.

Срок направления требования – не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10-дневный срок с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Оно вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 69, 70 НК).

Кроме того, если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику различные меры принудительного исполнения налоговой обязанности.

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности

Такие меры применяются налоговыми органами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа.

Налоговое взыскание может быть обращено:

  • 1) на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;
  • 2) на имущество налогоплательщика;
  • 3) на права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (дебиторскую задолженность).

Отметим, что в связи с наметившимся в последние годы постепенным сворачиванием либеральных завоеваний отечественного налогового права середины 1990-х гг. механизм принудительного исполнения обязанностей по уплате налогов претерпел существенные изменения. В 2005–2006 гг. взыскание налога с организации производилось в бесспорном порядке. Исключения составляли лишь следующие случаи. Взыскание налога с организации не могло быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога была основана па изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Взыскание неуплаченного налога с физического лица производилось только в судебном порядке.

После внесения Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-Φ3 в часть первую НК существенных изменений с 1 января 2007 г. взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа с организации или индивидуального предпринимателя производится во внесудебном порядке путем его обращения на денежные средства на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) в банках или за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя.

Исключения составляют лишь следующие случаи, когда взыскание налога производится в судебном порядке:

  • 1) с организации, которой открыт лицевой счет;
  • 2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • 3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
  • 4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, круг налогоплательщиков, взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа с которых возможно только в судебном порядке, сузился до физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога в судебном порядке производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.

  • О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-Φ3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *