Приносящая доход деятельность

Бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность и получает от нее доход. Учреждение осуществляет расходы в виде оплаты коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств как в рамках предпринимательской деятельности, так и в рамках деятельности, осуществляемой за счет целевого финансирования. Как вести учет указанных расходов в целях исчисления налога на прибыль, уплачиваемого с доходов, полученных от предпринимательской деятельности? Подлежит ли амортизации имущество, приобретенное учреждением как за счет средств от предпринимательской деятельности, так и за счет бюджетных средств? Учитываются ли расходы в виде сумм начисленной амортизации в целях исчисления налога на прибыль?

В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст.321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики — бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 Кодекса иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Доходы в целях налогообложения, согласно ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 321.1 Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Таким образом, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст.252 Кодекса, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

В случае если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов.

При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением бюджетным учреждением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления такой деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. Имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет средств целевого бюджетного финансирования, как это предусмотрено п. 2 ст. 256 Кодекса, не подлежит амортизации.

Основание: Письмо Минфина РФ от 11 декабря 2006 г. N03-03-04/4/187.

Бюджетное учреждение за счет средств приносящей доход деятельности заплатило банку комиссию за предоставление банковской гарантии для обеспечения контракта. С банком заключен договор, в котором указано на обязанность уплаты комиссии, предоставляется банковская гарантия. Иных документов нет.
На основании какого документа начислить в бухгалтерском учете обязанность по уплате комиссии банку за предоставление гарантии и с применением какого счета — 109 00 или 401 20?

7 июня 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление задолженности по уплате комиссии банку за предоставление гарантии может быть отражено в бухгалтерском учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), при оформлении которой необходимо указать реквизиты договора с банком и предоставленной им банковской гарантии.
Порядок отнесения уплаченной банку комиссии на финансовый результат деятельности (выбор конкретного счета 109 00 либо 401 20) бюджетному учреждению необходимо определить в рамках учетной политики.

Обоснование вывода:
1. Банковская гарантия представляет собой разновидность независимой гарантии (п. 3 ст. 368 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное (п. 1 ст. 379 ГК РФ).
Детали исполнения договора о выдаче банковской гарантии, в том числе оплата принципалом гаранту комиссионного вознаграждения, указываются непосредственно в самом договоре.
В соответствии с абзацем 8 п. 128 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), принятие обязательств в сумме полученных по договору на нужды бюджетного учреждения оказанных услуг отражается на основании документов, предусмотренных договором (обычаями делового оборота) и подтверждающих исполнение контрагентом обязательств по договору.
Исходя из информации, указываемой с соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в банковской гарантии, данный документ не может являться альтернативой акта оказанных услуг за предоставление банковской гарантии и применяться в качестве первичного учетного документа для отражения расходов на ее предоставление.
Бюджетные учреждения применяют первичные учетные документы, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В рассматриваемой ситуации отражение обязательств по оплате комиссии банку за предоставление банковской гарантии может быть отражено в бухгалтерском учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Возможность ее применения и порядок оформления в подобных ситуациях необходимо предусмотреть в рамках формирования учетной политики. В рассматриваемой ситуации денежное обязательство по уплате комиссии возникает на основании договора, а факт исполнения контрагентом обязательств подтверждается предоставленной банковской гарантией, соответственно, в графе «Наименование и основание проводимой операции» Бухгалтерской справки (ф. 0504833) могут быть указаны реквизиты договора и банковской гарантии.
2. Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом применение данного счета не зависит от вида деятельности и типа учреждения, он обязательно должен использоваться, если учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652).
Главное условие в целях применения данного счета — формируют ли конкретные расходы себестоимость услуги, или нет.
Обособление на счете 109 00 затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), позволяет сравнить фактическую себестоимость конкретной платной услуги (работы) с плановой, определяемой исходя из объема оказанных услуг (выполненных работ) за определенный период. Результаты такого сравнения могут использоваться в целях:
— принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию (сокращение) расходов учреждения;
— оценки обоснованности определения величины плановых показателей для их пересмотра в установленном порядке;
— анализа тарифа (цены), установленного за оказание конкретной платной услуги.
В случае, если расходы, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не формируют себестоимость платной услуги, то они списываются с использованием счета 401 20.
Таким образом, списание расходов, произведенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, на счет 109 00 или 401 20 будет непосредственно зависеть от их включения или невключения в себестоимость оказываемых бюджетным учреждением платных услуг. В случае если расходование средств от приносящей доход деятельности учреждения осуществляется в целях внебюджетной деятельности и такие расходы формируют себестоимость платной услуги, то они подлежат учету на счете 109 00. При этом если учреждением оказывается несколько видов платной деятельности, то расходы распределяются и отражаются на счете 109 00 в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики.
В противном случае расходы могут сразу списываться на счет 401 20.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Приносящая доход деятельность бюджетного образовательного учреждения.

Новый организационно-финансовый механизм Финансово-хозяйственная самостоятельность; Нормативное — подушевое финансирование функций бюджетного учреждения; Новая система оплаты труда; Эффективный механизм предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение; Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений.

Основные понятия 1) Предпринимательская деятельность; 2) Внебюджетные доходы; 3) Неналоговые доходы; 4) Безвозмездные поступления; 5) Приносящая доход деятельность.

Приносящая доход деятельность Финансово-экономическая деятельность регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ ( БК РФ). Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, заданиям собственника имущества и назначению имущества.

пункт 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ «В соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Приносящая доход деятельность

Виды приносящей доход деятельности Безвозмездные поступления: добровольные пожертвования от юридических и физических лиц; Неналоговые доходы бюджета ( деятельность, связанная с использование имущества учредителя): а) Доходы от учебного процесса: (наличие лицензии на данный вид образовательной деятельности) — организация дополнительных образовательных услуг; — организация учебно-производственной деятельности. б) Доходы от деятельности, не связанной с образовательным процессом: — аренда; — торговые и посреднические операции; — производство товаров и услуг.

Закон РФ » О НКО» Статья 9.2.Бюджетное учреждение 4. Бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. 6.Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, не связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Закон РФ » О НКО» Статья 9.2.Бюджетное учреждение 10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 12 и 13 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

Статья. 24. Виды деятельности некоммерческой организации 1.Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. 4…..Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. Закон РФ » О НКО»

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации 3. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации. Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации 2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Закон РФ «Об образовании» В соответствии п.8.,ст.41 государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет: платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом услуг; добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или)юридических лиц;

Закон РФ «Об образовании» Статья 13. Устав образовательного учреждения 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений — в случаях, не противоречащих федеральным законам); е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

Закон РФ » Об образовании» Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений 1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

Закон РФ «Об образовании» Статья 47. Приносящая доход деятельность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. 2. К приносящей доходы деятельности образовательного учреждения относятся: торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных вне реализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Нормативная база по организации деятельности по привлечению дохода Организация платных дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях ранее осуществлялась в соответствии с письмом Министерства образования РФ от г. 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», а с 5 июля 2001г. в соответствии с «Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», утвержденных постановлением Правительства РФ от г. 505, а также, Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования (приказ Минобразования России от ). Дополнительные образовательные или иные услуги в соответствии со ст.16 Закона РФ О защите прав потребителей могут оказываться только с согласия их получателя. Локальные акты образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения — «Положение об оказании платных образовательных услуг». — «Положение о порядке оплаты труда работников привлечённых на договорной основе к выполнению работ по предоставлению платных образовательных услуг». — «Штатное расписание системы платных дополнительных образовательных услуг». — «Должностные инструкции работников системы платных дополнительных образовательных услуг».

Условия осуществления В рамках действующей нормативной базы; Соответствие уставным целям и полезность потребителю; Общественная прозрачность или вовлечение общественности в управление данной деятельностью; Нормативно-правовое обеспечение механизма привлечения внебюджетных доходов необходимо для установления взаимоотношений как внутри образовательного учреждения, так и с внешними контрагентами.

В Уставе образовательного учреждения должны быть отражены: исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), которые бюджетные учреждения могут осуществлять за счет средств, полученных от иной приносящей доход деятельности. источников многоканального и многоуровневого финансирования образовательного учреждения. компетенцию образовательного учреждения, а также его руководителя по использованию поступивших внебюджетных средств. рамки компетенции во взаимоотношениях с учредителями.

Участие общественного органа управления в реализации приносящей доход деятельности Закрепляется в Уставе образовательного учреждения, например раздел Устава, устанавливающий полномочия Управляющего совета дополняется пунктами следующего содержания: «Управляющий совет участвует в разработке и согласовывает: локальные акты общеобразовательного учреждения, регулирующие привлечение и использование средств от приносящей доход деятельности; программы развития общеобразовательного учреждения и финансовые планы реализации; смету доходов и расходов от приносящей доход деятельности; программу привлечения средств от приносящей доход деятельности.

Приказ Департаментов финансов и экономической политики и развития города Москвы 23ПР/60 от года Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности. Методические рекомендации разработаны в целях установления единого механизма формирования цен за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее — платные услуги). Учреждение самостоятельно в соответствии с Уставом определяет возможность оказания платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания, в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу (работу) и других обстоятельств.

Приказ Департаментов финансов и экономической политики и развития города Москвы 23ПР/60 от года Учреждение формирует и утверждает перечни платных услуг по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного бюджетного учреждения города Москвы. В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением услуги (работы) за плату в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая услуга (работа) включается в перечень государственных услуг (работ), по которым формируется государственное задание. Учреждение утверждает цены на платные услуги в порядке, установленном органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного бюджетного учреждения города Москвы.

Смета по приносящей доход деятельности

Порядок формирования сметы До формирования сметы главный распорядитель обязан разработать и утвердить порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, с июля 2012 года формирование соответствующей части плана финансово-хозяйственной деятельности.

График формирования сметы МесяцНаименование мероприятияИсполнитель январь Годовой отчет за предыдущий финансовый год ГЛ. БУХГАЛТЕР февраль Разработка инструментария мониторинга спроса потребителей координатор март Мониторинг потребностей в дополнительных образовательных услугах координатор апрель Анализ результатов мониторинга, разработка проекта целевой благотворительной программы координатор май Предварительный прогноз по доходам от дополнительных источников финансирования, анализ источников финансирования целевой благотворительной программы ГЛ. БУХГАЛТЕР

График формирования сметы июньПроект сметы по приносящей доход деятельности на следующий финансовый год ГЛ. БУХГАЛТЕР сентябрь- октябрь Уточнение планируемых объемов дохода и расходов по различным видам дополнительных источников финансирования директор ноябрьПринятие Закона о бюджете на следующий финансовый год Доведение бюджета до ОУО Доведение бюджета до учреждений Распределение бюджета по статьям расходов и представление смет на утверждение Учредитель декабрьУтверждение сметы Заключение договоров и представление заявки на финансирование января- март Учредитель Гл. бухгалтер

Состав сметы от приносящей доход деятельности Доходы Смета от дополнительных источников финансирования Расходы Целевые благотворительные средства от юр. и физ.лиц. Доход от грантов Доход от ПДОУ Доходы от реализации продукции и работ Оплата труда Начисление на оплату труда Прочие расходы

Санкционирование и финансирование расходов Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых может осуществляться финансирование: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им сметы доходов и расходов; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств( заключение договоров); подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств ( предоставление платежных документов в казначейство).

Казначейское исполнение бюджета Бюджетным кодексом РФ на органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – введение системы контроля за использованием бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование. Указанная цель достигается за счет расходования бюджетных средств с единого счета бюджета через систему открытых в казначействе лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Исполнение бюджета Заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

График финансирования Целесообразно определить среднемесячную норму расхода денежных средств по каждой статье бюджетной классификации в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями составить график финансирования и довести лимит до всех подразделений бюджетного учреждения. Для формирования графика все подразделения учреждения до определенной приказом даты должны представить в бухгалтерию сведения о потребности в бюджетных ресурсах для заключения договоров. Следующим этапом является контроль за расходованием бюджетных средств в соответствии с утвержденным графиком, который по необходимости может корректироваться.

Использование внебюджетных средств Средства, полученные ОУ от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах внебюджетных средств, а учет кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе внебюджетной сметы ОУ. На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются: остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года; операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников; операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников; остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.

Предоставление платных услуг

Мусарский М.М.»Приносящая доход деятельность»

Деятельность по привлечению дохода Подразделяется на основную и прочую. Основная деятельность заключается в: реализации одной или нескольких образовательных программ; осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности; обеспечение и обслуживание образовательного процесса. Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей привлекать доход Образовательные услуги: Обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами программ финансируемых из бюджета); Тестирование школьников; Репетиторство; Переподготовка и повышение квалификации;

Виды деятельности, позволяющей привлекать доход Прочие образовательные услуги. Создание и передача, научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности; Выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты. Деятельность по обеспечению образовательного процесса: Учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими и др.; Предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники; Предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности; Изготовление товаров народного потребления; Проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок.

Эффекты от приносящей доход деятельности Образовательный фактор – привитие учащимся инициативности, способности выбирать, дополнительная возможность углубления их знаний, обучения профессиональным навыкам и т.д.; «Оградительный» фактор – дополнительные занятия и/или производственная деятельность позволяют разумно занять учеников и тем самым уберечь их от отрицательного влияния улицы; Оздоровительный фактор – введение в школах дополнительных платных спортивных секций, способствующих де-факто сохранению и улучшению здоровья учащихся; Кадровый аспект – дополнительные средства направляются, в частности, на повышение квалификации работающих педагогов и воспитателей, а также дают возможность сохранить имеющиеся и привлечь новые высококвалифицированные кадры. Экономический эффект– рост доходов персонала школы.

Алгоритм оказания платных дополнительных образовательных услуг Для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательному учреждению необходимо: Провести маркетинговые исследования (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента учащихся, изучение спроса дисциплин). Провести анализ материально-технической базы. Создать условия для проведения платных дополнительных образовательных услуг, гарантирующих охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников. Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления. Получить лицензию на дополнительные платные образовательные услуги.

Алгоритм оказания платных дополнительных образовательных услуг Обеспечить кадровый состав и оформить с ним трудовые соглашения или договор подряда. Издать приказ об организации конкретных платных дополнительных образовательных услуг, В приказе оговорить лиц ответственных за их проведение. Дополнительно к приказу дать расписание занятий, график работы сотрудников, указать помещение, где они будут проводиться. Составить калькуляцию на каждый вид услуг, а если есть необходимость, то на комплекс услуг. Разработать положение об организации платных дополнительных образовательных услуг и служебные инструкции. Оформить договор с родителями (заказчиком) на оказание платных дополнительных образовательных услуг.

До потребителя доводится информация, содержащая следующие сведения : а) место нахождения (юридический адрес) образовательного учреждения, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего; б) уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; в) перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления; г) стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты; д) форма документа, выдаваемого по окончании обучения, если такой документ выдается.

Документы отчетности В процессе осуществления дополнительных платных образовательных услуг образовательное учреждение обязано оформить и хранить следующие документы отчётности: приказ руководителя о назначении ответственного за организацию дополнительных платных образовательных услуг и определении круга его обязанностей; приказ руководителя об организации дополнительных платных образовательных услуг в образовательном учреждении; договоры с потребителями на оказание дополнительных платных образовательных услуг; перечень дополнительных платных образовательных услуг и расчёт их стоимости; график оказания дополнительных платных образовательных услуг с указанием помещений и тех работников, кто их оказывает; документы об оплате родителями дополнительных услуг; положение о расходовании внебюджетных средств; положение об Управляющем Совете как органе, курирующем расходование внебюджетных средств; книгу «Замечаний и предложений по определению дополнительных платных услуг»; договоры с родителями.

Формула цены Цена = себестоимость ( полное возмещение произведенных затрат); Цена = себестоимость + прибыль ( получить доход на развитие ); Элитная цена – единичный покупатель; Массовая цена – массовый покупатель.

Затраты учреждения на оказание платной услуги распределяются на: 1.Затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги, к ним относятся: — затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал); — затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги; — амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги; — иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.

Затраты учреждения на оказание платной услуги распределяются на: 2. Затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги: — затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее административно- управленческий персонал); — общехозяйственные затраты — затраты на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, а также на обслуживание и текущий ремонт объектов (далее — общехозяйственные затраты); — затраты на уплату налогов, пошлины и иных обязательных платежей; — амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги; — иные затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждений в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной

Расчет цены платной услуги Цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее — затраты) и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов. Ц усл. = З усл + П, где Ц усл. — цена платной услуги (руб.); З усл. — затраты на оказание платной услуги (руб.); П — прибыль (руб.) прибыль не учитывается при определении цен на социально значимые услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания. При определении размера прибыли по иным видам деятельности учитывается востребованность услуг и их социальная значимость. Для расчета затрат на оказание платной услуги может быть использован расчетно- аналитический метод или метод прямого счета. Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействованы весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы.

Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. Затраты на оказание платной услуги определяются по формуле; Зусл = Зоп + Змз + Зам +Зиз + Зн, где: Зусл — затраты на оказание платной услуги (руб.) ; Зоп — затраты на отплату труда основного персонала (руб.); Змз — затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги (руб.); Зам — сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги (руб.); Зиз — иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (руб.); Зн — накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.).

Затраты на оплату труда основного персонала Расчет производится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяется по формуле: Зоп = ОТч х Тусл, где Зоп — затраты на оплату труда основного персонала (руб.); ОТч — повременная ставка (включая начисления на выплаты по оплате труда). Определяется как частное от деления среднего должностного оклада в месяц (с начислениями) на месячный фонд рабочего времени (руб/час); Тусл — норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги (час).

Затраты на приобретение материальных запасов Расчет производится по каждому виду материальных запасов и определяется по формуле: Змз = МЗ х Ц, где Змз — затраты на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги (руб.) ; МЗ — материальный запас определенного вида (ед.); Ц — цена материального запаса (руб. за ед.).

Сумма амортизации Сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги (Зам), определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы амортизации и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Накладные затраты относимые на стоимость платной услуги, определяются пропорционально (соразмерно) затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги

1. Фактические затраты на оплату труда АУП (Зауп ) 2. Фактические общехозяйственные затраты, пошлины и иные обязательные платежи (3охн ) 3. Сумма амортизации имущества общехозяйственного назначения (Заохн) 4. Суммарный фонд оплаты труда всего основного персонала (3on) 5. Коэффициент накладных затрат (кн) строка 5 = (строка 1 + строка 2 + строка 3) / строка 4 6. Затраты на оплату труда основного персонала, участвующего в оказании платной услуги (Зоп) 7. Итого накладные затраты строка 7 = строка 5 х строка 6

Наименование статей затратСумма (руб.) 1. Затраты на оплату труда основного персонала (Зон) 2. Затраты на приобретение расходных материалов (Змз) 3. Сумма амортизации оборудования (Зам) 4. Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (Зиз) 5. Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (Зн) 6. Итого затрат (3усл)строка 6 = строка 1+ строка 2 + строка 3 + строка 4 + строка 5 7. Прибыль (П) 8. Цена на платную услугу (Цусл) (без НДС)строка 8 = строка 6 + строка 7 9. Цена на платную услугу (с НДС) Расчет цены на платную услугу

Производственные показатели для составления калькуляции затрат по образовательным услугам. Показатели для расчета калькуляции затрат для одной группы обучаемых: 1. Количество учащихся; 2. Количество учебных часов: а) в год (9 месяцев); б) в месяц. 3. Планируемые затраты. 4. Прибыль (рентабельность)%.

Калькуляция затрат на оказание образовательных услуг 1.Оплата труда: а) преподавателюΣ за 1 час х кол-во часов в месяц б) иной персонал 2.Всего: 3.Начисление на ФОТ (ЕСН) 4.Всего: (п.2 + п.3) 5.Материальные запасы, общехозяйственные расходы, иные и накладные расходы, амортизация 6.Итого С/С (стоимость) образовательных услуг п.4 + п.5 7.Нормативная прибыль в % 8.Сумма нормативной прибыли(п.6 х п.7): 100 % 9.Полная С/С (отпускная цена) п.6 + п.8 10.Стоимость обучения одного учащегося в месяц: п.10: кол-во учащихся 11.Стоимость одного часа: п.11: на кол-во часов в месяц

Оплата труда – по штатному расписанию или по договору К постановлению Правительства РФ от вышло изменение – постановление Правительства РФ от , в котором дается право не только устанавливать стимулирующие выплаты за счет внебюджетных средств, но и использовать эти средства в соответствии с нашими отраслевыми законами. В них предусмотрено право образовательных учреждений самостоятельно определять направления использования своих бюджетных и внебюджетных средств. Следовательно, теперь после выхода указанной поправки образовательные учреждения имеют право содержать внебюджетное штатное расписание. Штатное расписание — выплата производится по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» Договор — выплата производится по подстатье КОСГУ 226 «Прочие услуги»

Учебные и хозяйственные расходы В учебные и хозяйственные расходы включаются расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, учебно-наглядных пособий, методических материалов и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания дополнительной платной образовательной услуги. Если при оказании дополнительной платной образовательной услуги выдается раздаточный материал, закладываются расходы на его размножение и оплату услуг.

Благотворительные (безвозмездные) целевые средства

Безвозмездные поступления Получив от родителей деньги в дар, школа должна оформить эти средства надлежащим образом. Это значит, что они должны поступить на лицевой счет в казначействе, на котором хранятся деньги учреждения. Только после такого оформления эти деньги можно тратить, например покупать что-то.

Передача имущественных прав на безвозмездной основе Образовательное учреждение может получить безвозмездно имущество или имущественные права двумя способами: в рамках безвозмездной передачи учреждениями бюджетной системы РФ; в рамках договора дарения (от юридического или физического лица). Один из видов договора дарения – это договор пожертвования, но только пожертвования не учитываются в налогооблагаемой базе при расчете налога на прибыль, в то время как стоимость имущества, полученного по договору дарения, включается в налогооблагаемую базу. Поэтому эти понятия следует разграничивать. Во избежание разногласий с налоговыми органами следует четко определить характер целевых поступлений, указав в документах пожертвования.

Не привлекайте деньги, а получайте имущество. Принцип подобного оформления заключается в том, что учреждению должны передаваться непосредственно имущество, работы и услуги, а не денежные средства. На юридическом языке пожертвование работ и услуг означает пожертвование права требования (п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ). Аналогичное право передается и в случае, если договор купли-продажи имущества заключается в пользу образовательного учреждения: имущество передают не родители, являющиеся его собственником, а продавец этого имущества (имущество было оплачено родителями, но переходит в собственность образовательного учреждения от продавца). В этом случае учреждение просто принимает имущество на баланс и оформляет факт проведения работ и оказания услуг.

Институт представительства Согласно гражданскому праву одно лицо может действовать за счет и от имени другого лица. А потому родителям совсем не обязательно лично совершать все операции – достаточно доверить это отдельным лицам, например, инициативным – членам Управляющего совета или родительского комитета. Родители вручают такому лицу деньги и доверяют право потратить их на приобретение определенного имущества, работ, услуг и впоследствии безвозмездно передать от их же имени приобретенное образовательному учреждению (как пожертвование на определенные цели).

Институт доверенности Доверенность в данном случае оформляет договор поручения. Родители (доверители) поручают иному родителю или любому другому лицу (поверенному) тем или иным образом потратить их деньги (купить то или иное имущество, оплатить те или иные работы или услуги, заключив договор в пользу школы или ДОУ) и затем образовательному учреждению передать имущество, результат работ или услуги. При этом все действия осуществляются от их имени и за их счет. В результате учреждение получает имущество от нескольких десятков родителей, от имени которых действует одно лицо.

Договор о совместной деятельности Договор позволяет более свободно организовать привлечение безвозмездных поступлений, поручив, например, собирать с родителей деньги одному лицу, непосредственно вносить их в оплату – другому, оформлять передачу образовательному учреждению – третьему, отчитываться перед родителями о выполнении поручения – четвертому и т. п. Подобный договор можно также использовать для прописывания процедуры сбора средств, например: как надо выяснять потребности ; как, кому и кто должен предлагать пожертвовать средства на приобретение для ОУ имущества, выполнение работ, услуг и т. п. Это будет договор о совместной благотворительной деятельности участников, направленной на развитие учебно-материальной базы образовательного учреждения.

Документы необходимые при привлечении безвозмездных поступлений: 1. Доверенность, которая может быть составлена родителями или иными лицами, для пожертвования дошкольному учреждению имущества, работ, услуг. 2. Расписка в получении денежных средств от родителей, которая является также обязательством поверенного выполнить все те действия, для осуществления которых были переданы средства. По сути, эти два документа в совокупности заменяют письменный договор поручения. 3. Договор о совместной деятельности (простого товарищества), если определенные лица захотят упорядочить свою работу по материальной поддержке образовательного учреждения. 4. Обязательства образовательного учреждения перед инициативной группой о том, что пожертвование будет принято. 5. Доверенность, составляемая при осуществлении деятельности через договор простого товарищества.

ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рост доходов : … Расширение деятельности : … Сокращение издержек : … Повышение выпуска (производительности) : … Оптимизация активов : … Привлечение инвестиций:

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Максименко В. В. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) school3.msk.ru

Вершинина В.В. C 1 января 2011 года средства, полученные от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, не включаются в общий объем доходов бюджета (не зависимо от того, остаются ли они в течение переходного периода получателями бюджетных средств или нет)

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» следующие виды доходов исключаются из перечня доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов:

  • доходы от использования имущества бюджетных учреждений, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, бюджетных учреждений;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетных учреждениями.

Указанные положения вступают в силу с 1 января 2011 года, т.е. с 1 января 2011 года доходы от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений (не зависимо от того, остаются ли они в течение переходного периода получателями бюджетных средств или нет) перестают учитываться в доходах соответствующих бюджетов. Соответственно при формировании проекта бюджета на 2011 и последующие года указанные виды доходов не включаются в общий объем доходов бюджета. Эти изменения приведут к выпадающим доходам соответствующих бюджетов.

В соответствии с Федеральными законами от 8.05.2010 № 83-ФЗ, от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (в ред. ФЗ от 8.05.2010 № 83-ФЗ) доходы от платных услуг, сдачи имущества в аренду и иной деятельности, приносящей доход, остаются в распоряжении бюджетного учреждения. Бюджетные учреждения не обязаны отчитываться по указанным доходам.

Если в 2010 году средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений были включены в состав доходов бюджета…

В отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений в 2010 году были включены в состав доходов бюджета и учитывались как неналоговые доходы по КБК 000 1 13 03020 02 0000 130 с зачислением в установленном порядке на счет органа Федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40101.

Указанные доходы подлежат учету в составе неналоговых доходов бюджета 2011 г. при изменении организационно-правовой формы бюджетного учреждения на казенное учреждение.

Использование остатков средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения при изменении его типа на автономное

В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 23 августа 2010 года №7н), при изменении типа бюджетного учреждения на автономное учреждение, остаток денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, после закрытия соответствующего лицевого счета бюджетного учреждения, перечисляется на соответствующий счет автономного учреждения, открытый ему в кредитной организации.

Приносящая доход деятельность казенных учреждений

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) доходы, получаемые казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, в том числе средства благотворительных организаций и другие безвозмездные поступления, в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет.

Соответственно, сумма арендной платы, начисленная казенным учреждениям и подлежащая перечислению в доходы соответствующего бюджета, уплачивается арендатором напрямую в доход соответствующего бюджета на счет 40101 Федерального казначейства (без необходимости открытия какого либо счета казенному учреждению).

Доходы, полученные казенными учреждениями от спонсоров, также подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и подлежат учету как безвозмездные поступления соответствующего бюджета.

Действующий порядок использования средств от приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, может быть сохранен на переходный период

Согласно пункта 16 статьи 33 законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом) устанавливаются порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.

Таким образом, в переходный период может быть сохранен порядок зачисления средств от приносящей доход деятельности бюджетных и казенных учреждений с последующим расходованием денежных средств с лицевых счетов учреждений по смете доходов и расходов.

В соответствии с подпукнтом 8 пункта 19 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, для отражения указанных доходов на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений применяются группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов:

а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

б) рыночные продажи товаров и услуг;

в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;

г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей».

Действующий порядок зачисления и использования указанных доходов, а также порядок по осуществлению расходных обязательств бюджетных учреждений – получателей бюджетных средств сохраняются до момента принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных статьей 9.2, пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 и 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18, пунктом 1 статьи 19.1 и пунктами 3.3, 3.5 и 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции 83-ФЗ), пунктом 5 статьи 79, абзацем девятнадцатым статьи 165, пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции 83-ФЗ), частями 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 2, частями 3, 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции 83-ФЗ), частями 2 — 4, 7, 16, 19, 20, 23 и 27 статьи 30, частями 1 — 3 и 15 статьи 31 и 33 статьей 83-ФЗ.

Переходный период для федеральных бюджетных и казенных учреждений

На федеральном уровне пункт 4 части 19 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ устанавливает, что федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение в переходный период вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 г. № 88н (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н), в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета указанного учреждения для учета операций с указанными средствами.

Статья подготовлена на основе материалов горячей линии консультаций по 83-ФЗ www.forum.iminfin.ru

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

— налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

— сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2, 2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *