Принимаемые бюджетные обязательства

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Опубликовано 25.05.2017

Разъясняет старший помощник прокурора города Первоуральск Елисеев А.Н.

Вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяющие заказчику в случае одностороннего расторжения контракта заключить новый контракт без проведения конкурентных процедур.

Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 указанного закона положения статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнены частью 17.1, согласно которой в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Существенным условиями применения данной нормы являются: расторгнутый в одностороннем порядке контракт заключался по результатам проведения конкурентных процедур, наличие согласия участника закупки на заключение контракта, принятие решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Новые положения закона позволяют заказчикам существенно сократить сроки заключения государственных контрактов при этом распространяются и на отношения, возникшие в связи с заключением государственных контрактов и до 1 июля 2019 г.

Работодатель обязан проводить медицинский осмотр несовершеннолетних при устройстве на работу за счет собственных средств работодателя

Разъясняет старший помощник прокурора города Первоуральск Халеев С.В.

Согласно требованиям ст.69, ч.1 ст.266 ТК РФ, обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра. Осмотр необходим независимо от трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).

Так, несовершеннолетний в возрасте 15-17 лет может быть принят на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, подтверждением которого является справка, соответствующая требованиям Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 834н и содержащая сведения, в том числе об объективных данных и состоянии здоровья, указанные врачом-терапевтом, врачом-хирургом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом, врачом-офтальмологом, данные флюорографии, данные лабораторных исследований.

Данная справка должна содержать сведения о перенесенных заболеваниях и профилактических прививках. Данная справа подписывается врачом, выдавшим справку, и главным врачом медицинской организации.

Частью 1 статьи 266 ТК РФ предусмотрено, что в дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет (ч.).

В соответствии с ч. 2 ст. 266 ТК РФ Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Т. Кочнова
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2015

Как отразить в бюджетном учете принимаемые обязательства, если заключение контракта состоится в следующем финансовом году? Извещение на официальном сайте размещено в декабре 2014 года, аукцион состоялся в январе 2015 года. ЛБО на лицевой счет в казначействе поступили в январе 2015 года.

В силу положений п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб., за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 15.15.10
КоАП РФ).

Принимаемые обязательства – это обязательства учреждения по закупке товаров (работ, услуг) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), принимаемые в пределах утвержденных ему ЛБО (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/19450).

В соответствии с положениями п. 319 Инструкции 157н принимаемые обязательства отражаются на соответствующих аналитических счетах учета счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», содержащих в 24 – 26-м разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ.

Детализация счета 0 502 07 000 осуществляется учреждением в рамках формирования его учетной политики. Пример детализации приведен в приложении 1 к Письму Минфина РФ № 02-07-07/19450.

Такие обязательства отражаются на счетах санкционирования расходов в момент:

  • размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе;
  • заключения договора (контракта) по результатам конкурсной процедуры.

Отражать на счетах санкционирования расходов принимаемые обязательства учреждению следует только в случае доведения до него ЛБО по соответствующим кодам КОСГУ.

Как правило, ЛБО на очередной финансовый год доводятся до получателя бюджетных средств до начала этого года посредством направления ему расходного расписания (ф. 0531722), иного документа, утвержденного соответствующими региональными (местными) нормативно-правовыми актами.

На основании уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета, ЛБО, полученные в разрезе соответствующих кодов КОСГУ, отражаются на счетах санкционирования расходов так (п. 134 Инструкции № 162н):

Дебет*

Кредит*

Получены ЛБО на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

1 501 25 ххх

1 501 23 ххх

* Здесь и далее по тексту на месте ххх указывается соответствующий аналитический код КОСГУ.

Суммы обязательств, принимаемых учреждением при размещении извещения о закупке на официальном сайте, в пределах утвержденных ему на очередной финансовый год ЛБО отражаются в бюджетном учете так (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/19450):

Дебет

Кредит

Декабрь 2014 года

Отражены принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

1 501 23 ххх

1 502 27 ххх

Согласно п. 312 Инструкции № 157н показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год), подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года.

В бюджетном учете операции по переносу показателей ЛБО, принимаемых обязательств, сформированных по итогам 2014 года на 2015 год, следует отражать следующими проводками:

Дебет

Кредит

В первый рабочий день 2015 года

Отражен перенос показателей ЛБО первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на текущий финансовый год

1 501 23 ххх

1 501 13 ххх

Отражен перенос показателей принимаемых обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на текущий финансовый год

1 502 27 ххх

1 502 17 ххх

На дату заключения контракта с победителем аукциона в бюджетном учете отражаются следующие бухгалтерские записи (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/19450):

Статья Татьяны Замахиной «Скорая помощь для бюджета»

В Госдуме готовятся к рассмотрению бюджета-2016 в основном чтении, которое состоится 2 декабря. На плодотворную работу депутатов «настроил» министр финансов РФ Антон Силуанов. Он предостерег Госдуму от излишнего роста расходов — так можно остаться и без резервов. Но все же ощутимое увеличение трат в Госдуме вчера предусмотрели — профильный комитет одобрил дополнительные деньги на социальные нужды.

Министр рассказал о проекте бюджета на встрече с фракцией КПРФ, которая ранее документ раскритиковала и отказалась за него голосовать в первом чтении. Силуанов объяснил — надо экономить, ведь есть угроза снижения доходов в следующем году более чем на 1 трлн рублей. «Есть риски того, что придется больше тратить на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда», — пояснил он. Неприятный сюрприз может преподнести и «черное золото». «Не думаю, что цены на нефть сейчас будут существенно падать с 40 до 20 долларов за баррель за период до конца года. Хотя надо к любому быть готовым, поскольку видим переизбыток нефти», — рассуждал глава минфина. В связи с этим Силуанов выразил надежду, что такого обвала рубля, как в прошлом году, не произойдет, но тут тоже ничего загадывать нельзя.

На случай реализации рисков снижения доходов правительство РФ, по его словам, разработает меры реагирования. В складывающейся ситуации, подчеркнул министр, остается повышать качество и эффективность расходов. И не стоит рассчитывать на расходование резервов, отметил он. «Я знаю, многие депутаты вносили предложения, давайте сразу раскассируем все, что есть в бюджете нераспределенного, и направим на повышение зарплат, стипендий. Но если мы это сделаем, мы останемся без наших запасов, делать это было бы неправильно, — предостерег глава финансового ведомства. — Не исключено, что мы будем обращаться к вам с предложением резервы в меньшей степени задействовать на следующий год».

И все же в Госдуме нашли в проекте документа дополнительные 315 млрд рублей. Это произошло «исключительно за счет оптимизации бюджетных средств, сокращения неэффективных расходов», сообщил журналистам глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»). Он уточнил, что это в том числе и средства, которые лежали на депозитах, а также не использовались долгие годы. То есть речь идет о деньгах, которые в принципе просто не работали на экономику страны, отметил глава комитета.

Поправки на эту тему, одобренные вчера профильным комитетом, предложила «ЕР». Глава фракции, вице-спикер Владимир Васильев рассказал, куда именно пойдут обнаруженные миллиарды. В частности, отметил он, дополнительные 170 млрд будут направлены на поддержку регионов. 50 млрд пойдут на создание новых рабочих мест в школах и ликвидацию там третьей смены. 43 млрд отправят на поддержку Крыма и Севастополя. Среди других направлений — поддержка аграриев, развитие науки и современных технологий. Вице-спикер Госдумы от «ЕР» Сергей Неверов в свою очередь обратил внимание на то, что через предложенные поправки главный финансовый план года приобретает еще большую социальную направленность. По его словам, бюджет-2016 позволит решать те вопросы, которые стоят перед регионами и гражданами страны. «Российская газета» — Столичный выпуск № 6842 (271)

Статья Татьяны Замахиной «Без воздушных замков»

Госдума после долгих споров одобрила федеральный бюджет-2016 в основном чтении.

Депутатам удалось выполнить указание президента — не раздуть расходы в непростые для страны времена, но при этом сделать бюджет более социальным и направленным на развитие. Дополнительные деньги, как и указывал глава государства, удалось найти среди неэффективных трат. Парламентская оппозиция пыталась серьезно увеличить расходы, но глава профильного комитета Андрей Макаров не дал построить «воздушные замки». Особенно много поправок, направленных на рост расходов, предложили коммунисты и справороссы. Но председатель бюджетного комитета был, как говорится, в ударе и блистал метафорами. Он сравнил чаяния оппозиции с «идеологией алкоголика, который пропивает зарплату в надежде, что завтра что-то обломится».

В частности, Тамара Плетнева из КПРФ попросила 100 млрд добавить регионам на социальные вопросы. «За счет чего. Ну, будет дефицит побольше — и пусть!», — заявила она. «Дадим 100 млрд, вам все равно будет не хватать, — парировал он. — Мне это напоминает известный диалог: «А 200 рублей спасут гиганта мысли?» «Торг здесь не уместен!»

Что касается увеличения дефицита бюджета (напомним, он составит 3% ВВП, или 2, 4 трлн рублей), то сделать это в ходе второго чтения невозможно, добавил глава комитета. Депутаты просили добавить и в другие расходные статьи (в первую очередь, социальные), отменить взносы на капремонт. Но Макаров всех осаждал напоминанием о том, что дополнительные средства взять просто неоткуда. «Когда деньги останутся, тогда и будем обсуждать. А пока их еще нет», — отрезал он.

Парламентская оппозиция предлагала, в частности, сэкономить на направлениях, которые назвал важными президент. И притом без всяких обоснований. Что уж и вовсе показалось главе профильного комитета недопустимым.

Особенно долго Макаров отражал атаки Дмитрия Ушакова, который представил десятки поправок от справороссов. Одной из них предлагалось сократить на 500 миллионов «ассигнования Госдумы в части зарплаты депутатам». Его оппонент заявил, что такие поправки становятся причиной спекуляций в прессе. «Ни на одну копейку не увеличивается зарплата ни у депутатов, ни у аппарата Госдумы», — ответил Макаров. Наоборот, заявил он, депутаты подали пример всем сотрудникам федеральных органов, первыми урезав себе зарплаты на 10%.

«СР», в частности, предложила добавить 12 млрд на детсады. Макаров мстительно напомнил, что ранее фракция голосовала «против сотен миллиардов, направляемых на их поддержку». Также его возмутило, что представители парламентской оппозиции объявили, что проголосуют против бюджета, даже с ним не ознакомившись (пока документ «ехал» в Госдуму).

Некоторые забыли, что после 2016 года будет 2017-ый, резюмировал он. И будут новые обязательства. «Страна, слава богу, не один год будет существовать, как некоторые мечтают», — язвительно заметил хранитель казны.

В итоге документ был поправлен силами единороссов, к которым принадлежит и сам Макаров. Во фракции объявили, что выполнили указание президента по поиску в проекте неэффективных расходов и отыскали целых 315 млрд рублей. Для чего была проведена кропотливая работа совместно с правительством. «Это значительная сумма, беспрецедентная, впервые, я бы сказал, с такой тщательностью и скрупулезностью проведен анализ резервов», — рассказал спикер ГД Сергей Нарышкин. Средства, по его словам, перераспределяются по приоритетным направлениям, таким как поддержка регионов, строительство и реконструкция школ, детских садов, студенческих общежитий, развитие науки и новых технологий, поддержка сельского хозяйства и т.п.

В частности, там, где парламентская позиция просила «просто добавить», партия власти сделала упор на адресность — например, это касается стипендий. Всем увеличить — нет средств, тем более некоторые студенты за один раз прогуляют сумму прибавки в ресторане, пояснил Макаров. Решено помочь именно нуждающимся.

Чтобы дальше не тратить так много времени на «отлов» неэффективных трат, депутаты приняли еще и поправки об усилении парламентского контроля над гостратами. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6844 (273)

Доля закупок у единственного поставщика увеличилась на 17,6 процентного пункта

Доля закупок у единственного поставщика увеличилась на 17,6 процентного пункта — прокомментировала Татьяна Голикова исполнение бюджета за 10 месяцев.

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2015 г.

Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе.

ВВП в январе-октябре 2015 г. составил 59,7 трлн руб., или 81,7% прогнозного годового объема.

ИПП в январе-октябре 2015 г. составил 96,7% показателя в аналогичном периоде прошлого года. По отдельным видам производств отмечены высокие темпы роста. Для примера, производство электровозов магистральных постоянного тока выросло на 30,4%, материалов для покрытия пола, стен и потолка — на 20,9%, органических синтетических красителей — на 18,2%, листового стекла — на 16,6%. Производство сыров выросло на 21,6%, мяса и субпродуктов пищевых — на 13,9%.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-октябре 2015 г. составила $53,6 за баррель, что на 0,6 доллара США выше среднегодовой прогнозной цены на российскую нефть на 2015 г. Средняя цена на нефть марки «Юралс» с 1 по 17 ноября 2015 года составила $42,62 за баррель, а за период с начала года – $53,02 за баррель.

«При сохранении ноябрьской динамики мировых цен на российскую нефть, вполне ожидаемо, что по итогам текущего года средняя цена нефть марки «Юралс» составит примерно $52 за баррель, что немного ниже годовой оценки», — прокомментировала данные оперативного доклада Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Инфляция в январе-октябре 2015 г. составила 11,2%, при прогнозном годовом показателе 12,2%. По состоянию на 23 ноября 2015 года по сравнению с началом года уровень инфляции составил 11,8%, или 99,6% ожидаемой оценки, представленной в прогнозных расчетах к проекту федерального бюджета на 2016 год.

«Если до конца ноября сохранится среднесуточный прирост потребительских цен, сложившийся с 1 по 23 ноября (0,023%), уровень инфляции может составить в ноябре 2015 года 0,7%, а за период с начала года – 12%. Для достижения, ожидаемого по прогнозу значения инфляции на 2015 год (12,2%), в декабре 2015 года он должен составить не более 0,2%, что представляется труднодостижимым и фактически свидетельствует о возможном достижении ожидаемого по итогам 2015 года уровня инфляции уже в начале декабря текущего года», — отметила Татьяна Голикова.

Рост цен на продовольственные товары в октябре 2015 г. относительно декабря 2014 г. составил 11,4%. Наибольший прирост цен отмечается на масло подсолнечное – 33,6%, на рыбу и морепродукты — 19,5%, на макаронные изделия — 18,1%, на сахар песок — 16,6%.

Рост цен на непродовольственные товары в октябре 2015 г. относительно декабря 2014 г. составил 12,3%. Наибольший прирост цен отмечается на моющие и чистящие средства – 19,7%, медикаменты – 18,5%, ткани – 18%.

Рост цен и тарифов на услуги по итогам октября 2015 г. по сравнению с декабрем 2014 года наблюдается на уровне 9,3%. Наиболее существенный рост зафиксирован на услуги страхования — 21,6%, дошкольного воспитания — 16%, зарубежного туризма — 15,4%. Тарифы на жилищные услуги возросли на 11,9%, коммунальные услуги – на 9%.

Реальные располагаемые доходы населения в январе-октябре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 года снизились на 3,5%, реальная начисленная среднемесячная заработанная плата снизилась на 9,3%.

Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 ноября 2015 года составила 3,5 млрд рублей и по сравнению с 1 января 2015 года (2 млрд. рублей) увеличилась на 1,5 млрд рублей (на 74,7%).

Курс доллара США к рублю в январе-октябре 2015 г. в среднем составил 59,4 рубля за $1.

В среднем за период с 1 по 20 ноября 2015 года, по предварительным данным, курс доллара США к рублю составил 64,78 рубля.

Доходы федерального бюджета в январе-октябре 2015 г. составили 11,3 трлн руб., или 90,4% прогнозного годового объема. Нефтегазовые доходы составили 4,9 трлн руб., ненефтегазовые доходы –6,4 трлн руб.

Расходы федерального бюджета в январе-октябре 2015 г. исполнены в сумме 12 трлн руб., или 77,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Наименьший уровень исполнения расходов отмечается по главным распорядителям: Минвостокразвития России — 7,5%, Минкавказ России — 18,2%, Минэкономразвития России — 38,4%, Росавиация — 42,8%, Роскосмос — 42,9%, Минкомсвязь России — 44,8%, Росалкогольрегулирование — 49%, Росводресурсы — 52,8%.

Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) в январе-октябре 2015 г. исполнены в сумме 3,2 трлн руб., или 71,9% доведенных лимитов бюджетных обязательств. Из числа главных распорядителей с наибольшим объемом доведенных ЛБО наименее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов отмечается по Рослесхозу — 6,4% и Минэнерго России — 14,8%.

«Экономия средств при осуществлении закупок на федеральном уровне по сравнению с прошлым годом увеличилась незначительно и составила 5,7% (3,7% — аналогичный период в прошлом году)», — отметила Председатель Счетной палаты. Она также сообщила, что доля закупок у единственного поставщика увеличилась в 2015 году по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 17,6 процентного пункта (с 21,2% до 38,8%).

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации (открытая часть) в январе-октябре 2015 г. исполнены в сумме 6,1 трлн руб., или 79% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Низкий уровень исполнения отмечен по следующим госпрограммам: «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» — 32,5%, «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» – 33,7%, «Энергоэффективность и развитие энергетики» – 44,6%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 — 2020 годы — 46%, «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года – 58,5%, «Воспроизводство и использование природных ресурсов» — 66,9%, «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 67,2%.

Расходы на реализацию ФАИП в январе-октябре 2015 г. исполнены в общей сумме 564,5 млрд. руб., или 60,6% утвержденного годового объема ЛБО. Наиболее низкий уровень исполнения расходов на ФАИП отмечен по субсидиям на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (47,4% ЛБО), а также по бюджетным инвестициям в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (52,3% ЛБО).

Взносы в уставные капиталы АО с государственным участием в январе-октябре 2015 г. осуществлены в сумме 103,9 млрд руб., что составляет 95% годового объема. Наибольшие суммы взносов в уставные капиталы перечислены организациям: ОАО «Российские железные дороги» — 62,2 млрд руб., ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» – 10 млрд руб., ОАО «Особые экономические зоны» — 5 млрд руб., ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» – 4,9 млрд руб.

«Вместе с тем, на 1 ноября 2015 года ОАО «РЖД» использовало только 74,9% от объема взноса, а средства, предоставленные ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», вообще не использовались», — сообщила Татьяна Голикова.

Имущественные взносы в госкорпорации и госкомпанию осуществлены в сумме 201,7 млрд. руб., что составляет 96,8% годового объема. Имущественные взносы перечислены организациям: ГК «Росатом» — 92,8 млрд. руб., ГК «Ростех» — 51 млрд. руб., ГК Фонд ЖКХ – 42,3 млрд руб., ГК «Внешэкономбанк» — 14,5 млрд. руб., ГК «Автодор» — 1,2 млрд руб.

При этом Татьяна Голикова отметила, что по состоянию на 1 ноября 2015 года более 90% объема временно свободных средств ГК Фонд ЖКХ размещены на депозитах в кредитных организациях на протяжении длительного времени. «Полученный за 10 месяцев 2015 года доход в виде процентов по депозитам в несколько раз превышает необходимую для обеспечения деятельности ГК — Фонд ЖКХ сумму», — сообщила она.

Дефицит федерального бюджета в январе-октябре 2015 г. сложился в сумме 707,6 млрд. руб., при утвержденном годовом показателе 2,6 трлн руб.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации в январе-октябре 2015 г. — 5,1 млрд рублей.

Остатки средств федерального бюджета в январе-октябре 2015 г. увеличились на 64,6% и составили 2,1 трлн руб. (без учета средств Резервного фонда и ФНБ).

Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте в январе-октябре 2015 г. — 4,2 трлн руб. (сокращение на 14,5%).

Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте в январе-октябре 2015 г. — 4,7 трлн руб. (увеличение на 7,8%).

Государственный долг Российской Федерации в январе-октябре 2015 г. — 10,35 трлн руб. (увеличение на 0,5%).

Государственный долг субъектов Российской Федерации в январе-октябре 2015 г. — 2,2 трлн руб.(увеличение на 5,9%).

«Доля бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга регионов увеличилась на 7,8 процентного пункта (на 209,4 млрд руб.) и составила 38,7%, коммерческая задолженность в свою очередь снизилась на 6,4 процентного пункта (на 88,5 млрд руб.) до 36,1%. Мы считаем, что темпы замещения коммерческих кредитов бюджетными (менее дорогими) могут быть до конца года увеличены», — сказала Татьяна Голикова. По материалам сайта Счетной палаты Российской Федерации.

Бюджетный учет, N 9, 2013

Т.В.Швыткина,

консультант

по бюджетному учету

Учет бюджетных и денежных обязательств

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

А согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее — Инструкция N 157н), денежные обязательства — это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае — в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях — в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

Итак, согласно статье 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами — на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Какие документы подтверждают данный факт?

Данный факт подтверждается следующими документами: заключенный договор, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, ведомость начисленной заработной платы.

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:

— датой договора на полную стоимость по договору;

— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

— датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);

— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно пункту 4 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:

— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;

— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

— одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);

— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение 28 января 2013 года заключило договор на информационные услуги на сумму 55000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику услуг аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 16500 руб. Договор заключен до 30 июня 2013 года. 4 февраля 2013 года учреждение перечислило поставщику аванс в размере 16500 руб. 27 июня 2013 года учреждением был подписан акт выполненных работ, а 28 июня 2013 года поставщику были перечислены денежные средства в счет окончательного расчета в сумме 38500 руб.

В бухгалтерском учете казенного учреждения хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:

28 января 2013 года приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с поставщиком договору на сумму 55000 руб.:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *