Причины ликвидации юридического лица

3.1 Ликвидация предприятия: виды, процесс, регистрация

В соответствии со ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ликвидация организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может происходить в следующих формах:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация;

Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самой распространенной является наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

а) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

б) в связи с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случаях, если:

а) при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

б) деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

в) деятельность организации запрещена законом;

г) деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

д) общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования.

Существуют также определенные условия деятельности организации , невыполнение которых влечет ее ликвидацию:

2) в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (п.2 ст.20 Закона № 14-ФЗ);

3) если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (п.3 ст.20 Закона № 14-ФЗ).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие его признания несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (ст.65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Добровольная ликвидация начинается с принятия решения о ней. Принимается оно высшим органом управления юридического лица (обычно это общее собрание участников или акционеров) и оформляется протоколом. Никакой другой орган (совет директоров или правление) такое решение принять не может, но вправе поставить на обсуждение собрания участников вопрос о ликвидации. В акционерном обществе это может сделать совет директоров, в обществе с ограниченной ответственностью – совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор или даже участник.

Если решение о добровольной ликвидации принимается участниками ООО, то для его принятия необходимо согласие всех участников (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Если решение принимается уполномоченным органом управления, то должна быть соблюдена установленная законом и учредительными документами процедура принятия решений такого органа. Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом по налогам, для которых налоговый период не является календарный месяц или квартал, является период от начала года до дня завершения ликвидации.

Основными нормативными документами, устанавливающими порядок добровольной ликвидации юридических лиц, являются:

• ГК РФ, ст. ст. 61 – 64;

Решение о ликвидации организации принимается общим собранием учредителей (участников). На общем собрании учредителей назначаются и утверждаются состав ликвидационной комиссии, проект порядка ликвидации, сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией и ликвидации юридического лица. Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации , в который обязательно должны быть включены:

• инвентаризация имущества организации;

• составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;

• сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

• анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию;

• анализ и характеристика кредиторской задолженности;

• подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

• определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;

• определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;

• установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

• список увольняемого персонала ликвидируемой организации;

• установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;

• определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

• подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

• закрытие счетов в банках;

• передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

Отсутствие задолженностей перед бюджетом подтверждается в результате налоговой проверки. Зачастую реальной причиной ликвидации является неудовлетворительное состояние бухгалтерской отчетности и стремление должностных лиц организации уклониться от ответственности за совершение налоговых, таможенных или иных правонарушений. При ликвидации организации получают гарантированную налоговую проверку.

Кроме самого решения о ликвидации в протоколе, фиксирующем это решение, должно быть предусмотрено образование ликвидационной комиссии и ее состава. О назначении комиссии нужно уведомить налоговую инспекцию по форме согласно Приложению № 9 к Постановлению № 439. К уведомлению следует приложить документы о формировании ликвидационной комиссии, о назначении ликвидатора или о назначении конкурсного управляющего.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы :

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001 (Приложение № 5 к Постановлению Правительства РФ № 439). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № 439 разработаны Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом МНС России от 18.04.2003 № БГ-3-09/198.

На основании данного Приказа МНС России документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц (заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним), заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.

Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариусом.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Указанное решение утверждается собственником (собственниками) предприятия — должника.
Несогласие с решением о добровольной ликвидации предприятия — должника собственника (собственников), а также кого-либо из кредиторов данного предприятия с решением о его добровольной ликвидации влечет за собой возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде в порядке, установленном в разделе II настоящего Закона.
Предприятие — должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником (собственниками) данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Официальное объявление о добровольной ликвидации предприятия — должника публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации».
2. Руководитель предприятия — должника вносит предложение о кандидатуре (кандидатурах) конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий назначается собственником (собственниками) предприятия — должника.
Кредиторы имеют право назначить нового конкурсного управляющего вместо назначенного собственником (собственниками) предприятия — должника.
Конкурсный управляющий принимает в свое распоряжение имущество должника и управляет им с момента его назначения. При этом руководитель предприятия — должника отстраняется от выполнения обязанностей по управлению предприятием — должником.
В обязанности конкурсного управляющего входит созыв собраний кредиторов и регулярное представление им на этих собраниях отчета о ходе ликвидации предприятия — должника.
Конкурсный управляющий выполняет и другие функции, предусмотренные в статье 21 настоящего Закона.
3. После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований кредиторов, права которых обеспечены залогом, и привилегированных кредиторов.
Должник обязан в течение семи дней после назначения конкурсного управляющего представить ему бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.
4. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов в течение 15 дней после принятия решения о добровольной ликвидации предприятия — должника.
Собранию кредиторов представляется бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы предприятия — должника, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.
Функции собрания кредиторов определены в пункте 2 статьи 23 настоящего Закона.
5. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии со статьями 32 — 35 настоящего Закона.
Не подлежат продаже объекты, принятые на баланс соответствующими органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с пунктом 1 статьи 26 настоящего Закона.
6. После реализации имущества должника и распределения денежных средств между кредиторами конкурсный управляющий созывает заключительное собрание кредиторов, на которое приглашается собственник (собственники) предприятия — должника, и отчитывается о своей работе. Собрание принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
19 ноября 1992 года.
N 3929-1

Скоро конец года и у вас появилась необходимость ликвидировать или перерегистрировать ваше предприятие.

Ликвидация предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ). Предприятие может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Также может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. В добровольном порядке предприятие может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно создавалось, с достижением цели, ради которой оно создавалось.

Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, либо в случае осуществления компанией деятельности, запрещенной законом, или с иными неоднократными, либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия . В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ. Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.

Особым случаем ликвидации предприятия является признание его банкротом. Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Ликвидация предприятия начинается с назначения судом ликвидационной комиссии, которая решает задачу выявления долгов компании и осуществления расчетов с его кредиторами. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также письменно уведомить об этом кредиторов. Статьей 64 ГК РФ установлен порядок очередности расчетов компании с кредиторами. Согласно п.5 ст. 64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные по истечении срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Если же процедура ликвидации завершена, а кредитор не заявил о своих требованиях в срок, тогда обязательства предприятия считаются погашенными.

Существую и другие, более быстрые способы ликвидации. Одним из них является реорганизация предприятия. В данном случае предприятие исключается из государственного реестра. При реорганизации все права и обязательства предприятия переходят другому, вновь образовавшемуся юридическому лицу. Налоговой проверки при реорганизации не избежать. Следующим видом избавления от компании может быть перерегистрация со сменой состава учредителей и директора. Изменения регистрируются в ИМНС, уведомляются фонды. Сама компания существует, как и прежде. Если предприятие не имеет задолженностей перед ИМНС и фондами, тогда налоговой проверки можно избежать. Такие варианты, как реорганизация и перерегистрация нельзя назвать ликвидацией в ее формальном смысле, однако решается главная задача, стоящая перед предпринимателями — избавление от фирмы и обязательств. Но самим бизнесменам довольно сложно провести такую процедуру, иногда невозможно. Здесь необходима помощь квалифицированного специалиста.

Мы поможем вам в выборе схемы ликвидации вашего предприятия с максимальной анонимностью и минимальной предвзятостью налоговой инспекции к вашему предприятию.

В своей работе специалисты Юридического центра «Взгляд» ориентируются на такие показатели, как квалифицированное оказание услуг, добросовестное отношение к возложенным на себя обязательствам, порядочность и максимальная эффективность для своих клиентов.

ART 193055DOI 10.24411/2304-120X-2019-13055УДК 340.143

Исупова Екатерина Андреевна,

магистрант Института права ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград ка1е2010 8@mail.ru

Судебный порядок ликвидации юридических лиц в Российской Федерации

Аннотация. В работе автором раскрывается один из актуальных вопросов современности — принудительный порядок ликвидации юридических лиц. В статье подробно говорится об основаниях принудительной ликвидации, закрепленных законодательно, указаны субъекты, которые имеют право на принятие такого решения. Также автор рассказывает об отличиях добровольной ликвидации от ликвидации в судебном порядке.

Ключевые слова: юридическое лицо, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, легальное толкование. Раздел: 12.00.00 Юридические науки.

Образование юридического лица в качестве самостоятельного субъекта гражданского права исходит еще из истоков римского права, но отмечается, что в самом Риме указанная форма разрабатывалась достаточно медленно и практически на всем протяжении существования римской истории.

В правовой литературе достаточно часто высказываются разные точки зрения относительно появления института юридического лица.

Одни, например О. С. Иоффе, говорят о том, что в Риме не было известно о данном институте, поскольку он появился именно в средневековый период, следовательно, в римском законодательстве не было и процедур регистрации.

Другие, к примеру И. Б. Новицкий, утверждают, что понятие юридического лица было известно римской науке, однако немного в другом аспекте, нежели на современном этапе. Ученые говорят о том, что в римский период был известен специальный механизм признания юридических лиц как самостоятельных субъектов гражданского права, а также в тот период были сформированы некоторые критерии, дающие возможность предполагать, что объединения, существовавшие в Древнем Риме, нужно считать прообразом юридического лица.

Можно предположить, что первые попытки установить государственный контроль в виде государственной регистрации относятся к I в. до нашей эры.

В тот период в Риме возник политический и социальный кризис, который коренным образом изменил отношение государства к институту юридического лица и моменту его возникновения.

Среди исследователей нет единого мнения о том, какой именно фактор стал причиной для того, что со стороны государства был введен контроль над процессом возникновения субъектов частного права.

По этому вопросу в правовых исследованиях имеются различные точки зрения, обобщив которые мы можем выявить основные группы.

Одна группа исследователей считает, что изменения, которые происходили в этот период, были результатом социального фактора, так как «образовывались даже общества для всяких преступных целей, не исключая грабежа и разбоя».

Иные авторы, к числу которых можно относить И. Б. Новицкого, отмечали проблему политического характера, в соответствии с которой все происходившие изменения были основаны на интересах правящей элиты.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

Касательно этого вопроса И. Б. Новицкий отмечал, что свободное образование коллегий вызывало подозрение со стороны принцепсов, а также в итоге стало политически неприемлемым, что вместе с наличием ряда злоупотреблений, которые имели место из-за свободного образования коллегий, и привело к тому, что свободное создание этих объединений запретили.

По этой причине мы обращаем внимание на закон императора Августа Lex julia de collegiis, который закреплял, по мнению некоторых ученых, исследовавших это вопрос, в себе правовое положение возникновения юридического лица, так как в законе, который мы указали, говорилось о необходимости получить разрешение сената, а также санкции императора для того, чтобы создать определенную корпорацию или коллегию.

Древнеримский ученый Марциан во второй книге «Публичных судов» указывал: «Если (кто-то) не по соизволению сенатусконсульта или Цезаря соберет коллегию или какой бы то ни было подобный союз, он заключает товарищество вопреки сенатускон-сульту, мандатам и конституциям».

В данном случае разрешение сената и санкция императора представляют собой правовое закрепление процедуры государственной регистрации юридического лица.

Закон также указывает на взаимосвязь между юридическими лицами и государством:

1)происходит публичное признание юридического лица как нового субъекта гражданского права со стороны сената и императора;

2)разрешение сената и санкция императора есть не что иное, как прямое проявление контроля над лицами, образовывающими юридическое лицо (причем особое внимание уделялось целям и функциям, которые будет выполнять организация);

3)происходит формирование юридического механизма, применяемого к процедуре регистрации.

Регистрация юридических лиц происходит каждый день, следовательно, в этом аспекте интересна и их ликвидация.

Рассматривая ликвидацию юридических лиц в судебном порядке, укажем сначала, что под юридическим лицом понимается организация, имеющая на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или праве собственности имущество, которым и отвечает по возникающим обязательствам.

Юридическое лицо вправе от своего имени приобрести и осуществить имущественные, а также личные неимущественные права.

Юридические лица могут быть истцами и ответчиками в судах.

У юридических лиц обязательно должно быть:

1)обособленное имя;

2)юридический адрес;

3)органы управления;

4)бухгалтерский учет.

Юридические лица по цели можно разделить на виды:

1)коммерческие;

2)некоммерческие.

Коммерческие подразумевают извлечение прибыли из осуществляемой деятельности. У некоммерческих главной целью прибыль не является.

Юридические лица, которые являются коммерческими, в соответствии с законодательством должны создаваться в следующих формах :

1)хозяйственные товарищества и общества;

2)хозяйственные партнерства;

3)крестьянские хозяйства;

4)государственные, муниципальные унитарные предприятия;

5)производственные кооперативы.

научно-методический электронный журнал

Юридические лица, которые являются некоммерческими, также должны создаваться в установленных формах, например:

1)адвокатская палата;

2)адвокатское образование;

3)публично-правовая компания;

4)потребительский кооператив;

5)общественные организации;

6)фонды;

7)государственные корпорации;

8)религиозные организации;

9)казачьи общества;

10)общественные движения;

11)ассоциации;

12)общины коренных малочисленных народов в РФ;

13)товарищества собственников недвижимости;

14)автономная некоммерческая организация;

15)нотариальная палата.

Указанный список является исчерпывающим.

Создание юридических лиц в формах, которые не закреплены законодательством, запрещено.

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление такого иска предоставлено законом. Как мы видим, в данной норме даны лишь общие положения относительно субъектов, имеющих право предъявлять такое требование в суд.

Однако, анализируя положения других законов, можно определить круг субъектов, имеющих это право.

Это право имеют:

1.Центральный банк России (п. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности») .

2.Федеральная налоговая служба России (п. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») .

3.Орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации») .

4.Прокуратура (п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») .

5.иные публичные образования.

Вместе с тем в п. 3 ст. 61 ГК РФ законодатель указал основания применения процедуры ликвидации организаций в судебном порядке.

Перечень таких оснований, как и перечень оснований добровольной ликвидации, является открытым, поскольку гражданско-правовые отношения достаточно разнообразны.

Анализируя основания применения процедуры ликвидации в судебном порядке, предусмотренные ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами, можно выявить их общие и отличительные черты.

Так, одни основания применяются в отношении всех юридических лиц, а другие -в отношении тех, которые отвечают специальным условиям. Следовательно, основания принудительной ликвидации юридических лиц можно классифицировать на виды: общие и специальные.

По общим основаниям принудительная ликвидация применяется в отношении организации независимо от ее организационно-правовой формы, а по специальным

ниегп

issn 2304-120X Исупова Е. А. Судебный порядок ликвидации юридических лиц в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. — № 8 (август). — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2019/193055.htm.

научно-методический электронный журнал

основаниям принудительная ликвидация применяется в отношении организаций отдельных организационно-правовых форм или организаций, обладающих специальной правоспособностью.

В подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ к общим обстоятельствам применения принудительной ликвидации законодатель относит недействительность государственной регистрации, а также грубые и неустранимые нарушения, допущенные при государственной регистрации организации.

Осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, сопряженной с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, является общим основанием для применения в отношении такого юридического лица процедуры принудительной ликвидации (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

В практической деятельности возникают проблемы с оценочными правовыми понятиями. В данном случае не совсем ясно, что следует понимать под неоднократностью нарушений закона, а от того, как правоприменитель поймет данную дефиницию, зависит дальнейшее существование организации.

В целях единообразного понимания сути неоднократности Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П дал толкование этому понятию в контексте подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Согласно легальному толкованию, данному Конституционным судом РФ, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Из этого следует, что отсутствие в подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ перечня положений, нарушение которых может привести к принудительной ликвидации организации, не дает суду право применять данную меру наказания по одному лишь формальному основанию — в связи неоднократным нарушением юридическим лицом законов и нормативно-правовых актов.

Решая вопрос о применении принудительной ликвидации по данному основанию, суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и деятельность юридического лица после совершения им правонарушения .

В тех случаях, когда совершенные юридическим лицом правонарушения не являются грубыми и носят устранимый характер, суд предлагает такому юридическому лицу принять меры по их устранению в определенный срок.

Если организация в данный срок не смогла устранить негативные последствия, которые произошли в результате совершенного правонарушения, то суд может ликвидировать эту организацию на основании подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В качестве еще одного общего основания можно выделить основание, предусмотренное подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Так, при невозможности достижения целей, ради которых создавалось юридическое лицо, при невозможности и нецелесообразности продолжения деятельности юридического лица его учредитель (участник) может обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации.

Особенностью данного положения является то, что только в нем законодатель предоставил возможность учредителю (участнику) юридического лица обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации. Во всех остальных случаях это право закреплено за государственными органами и органами местного самоуправления .

научно-методический электронный журнал

Представляется, что учредитель (участник) при наступлении обстоятельств, указанных в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, должен привести доказательства, подтверждающие необходимость ликвидации юридического лица в судебном порядке.

1.Учредитель (участник) должен доказать невозможность осуществить добровольную ликвидацию, к примеру, если учредитель (участник) или орган юридического лица, уполномоченный принимать решение о ликвидации, не принял соответствующее решение.

2.Необходимо доказать наличие фактических обстоятельств, закрепленных в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, которые свидетельствуют о необходимости применения процедуры ликвидации.

3.Следует доказать, что бездействие в вопросе обращения в суд с соответствующим иском о ликвидации юридического лица в судебном порядке может послужить причиной наступления последствий негативного характера для истца, его контрагентов и других.

В таком случае ликвидация юридического лица по данному основанию будет целесообразна, а не хаотично осуществляться судом в тех случаях, когда это выгодно и удобно для учредителя (участника) организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для общественных организаций, общественных движений, благотворительных и иных фондов, религиозных организаций подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ предусматривает еще одно основание принудительной ликвидации по решению суда — систематическое нарушение деятельности, противоречащей уставным целям организаций.

Перечисленные организации являются некоммерческими, то есть извлечение прибыли для них — вторичная цель, однако они могут заниматься коммерческой деятельностью для достижения уставных целей.

Так как указанные организации обладают специальной правоспособностью, то данное основание следует рассматривать в качестве специального основания принудительной ликвидации юридических лиц.

К числу специальных оснований принудительной ликвидации юридических лиц относится основание, предусмотренное подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ.

Данная статья гласит, что в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, юридическое лицо ликвидируется по решению суда.

Следует отметить, что указанная норма носит общий характер.

Фактические обстоятельства, которые могут послужить основанием применения процедуры принудительной ликвидации, предусмотрены специальными законами. Например, отзыв лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций и последующая ликвидация такой организации регулируются главой второй ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Следовательно, в связи с важной ролью юридических лиц в функционировании и развитии гражданского оборота обращение в суд с иском о ликвидации юридического лица в данной ситуации должно быть единственной мерой ответственности, когда остальные способы привлечения к ответственности и пресечения правонарушения не дали желаемого результата.

Ссылки на источники

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).

2.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.

научно-методический электронный журнал

3.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

4.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1.

5.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

6.Шаблова Е. Г. Гражданское право: учеб. пособие для академического бакалавриата. — М., 2018. -135 с.

7.Бакаева И. А. Гражданское право: Общая часть: учеб. — Ростов н/Д., 2018. — 573 с.

Ekaterina Isupova,

Graduate Student, Institute of Law, Volgograd State University, Volgograd kate2010 8@mail.ru

Judicial procedure for liquidation of legal entities in the Russian Federation

Key words: legal entity, voluntary liquidation, compulsory liquidation, legal interpretation. References

2.Federal’nyj zakon «O bankah i bankovskoj deyatel’nosti» ot 02.12.1990 № 395-1 (in Russian).

4.Zakon RF «Ob organizacii strahovogo dela v Rossijskoj Federacii» ot 27.11.1992 № 4015-1 (in Russian).

5.Federal’nyj zakon «O prokurature Rossijskoj Federacii» ot 17.01.1992 № 2202-1 (in Russian).

6.Shablova, E. G. (2018). Grazhdanskoe pravo: ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata, Moscow, 135 p. (in Russian).

7.Bakaeva, I. A. (2018). Grazhdanskoe pravo: Obshchaya chast’: ucheb., Rostov n/D., 573 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received25.06.19Получена положительная рецензия Received a positive review09.07.19

Принята к публикации Accepted for publication24.07.19Опубликована Published31.08.19

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Ст. 63 ГК РФ

1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (момент — включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, описанный в комментируемой статье.

2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На той же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.

3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, порядке и сроках заявлений требований кредиторов (о печатном органе см. ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц), а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом, например в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного и ликвидационного балансов .

———————————
Положение «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России», утверждено ЦБ РФ 16 января 2007 г. N 301-П.

С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.

4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.

В частности, Законом о политических партиях (ст. 45) предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии, или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , обращается в собственность Российской Федерации .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Закон об общественных объединениях (ст. 26).

5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра .

———————————
Пункт 10 письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона сделано не было.

Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *