При самовывозе

Содержание

Нужна ли ТТН при самовывозе?

Что касается Вашего вопроса по самовывозу см. во вложении (Вам ничего составлять не надо,раз Вы оплату нигде не показали,достаточно иметь ТОРГ-12)
Что касается ТТН и ТН было много комментариев на этот счет,позвольте не согласиться все таки ТН ,см.выделенное темно-синим).
Министерство финан сов Российской Федерации
П и с ь м о
23.04.2013
№ 03-03-06/1/14014
Вопрос: В соответствии с разъяснениями ФНС России, изложенными в письме от 21.03.2012 г. N ЕД-4-3/4681@ «По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом», в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом) либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т.
Аналогичная позиция была изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 г. N 03-03-10/123.
С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
В соответствии с указанными разъяснениями с 01.01.2013 г. товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, не является первичным учетным документом, обязательным к применению в целях учета расходов по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
— подписи указанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, согласно положениям ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ с 01.01.2013 г. формы и состав первичных учетных документов, в том числе подтверждающих транспортные расходы организации, определяются непосредственно руководителем хозяйствующего субъекта (организации).
До настоящего времени какие-либо иные разъяснения о формах и содержании указанных первичных учетных документов налоговыми органами не приведены.
На основании изложенного, просим дать письменные разъяснения по следующему вопросу:
Будет ли являться достаточным (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) для подтверждения организацией затрат (расходов) по перевозке груза автомобильным транспортом в целях исчисления налога на прибыль оформление организацией только товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, без оформления товарной накладной по форме ТОРГ-12 и транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о подтверждении расходов на перевозку грузов автомобильным транспортом и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Однако следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).
На основании пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

ТТН: для чего нужна

Обновление: 16 октября 2019 г.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – это первичный сопроводительный документ, который оформляется, если грузоотправитель доставляет товар покупателю транспортным средством (п. 20 ст. 2 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ). Зачем нужна ТТН и в каких случаях она нужна, расскажем в нашей консультации.

Товарно-транспортная накладная нужна в случае, когда товар доставляет сторонняя организация, а также если товар доставляет сам поставщик и покупатель отдельно оплачивает ему доставку. Поскольку ТТН подтверждает не только заключение договора перевозки товара автотранспортом, но и расходы на его транспортировку (п. 2 ст. 785 ГК РФ, Письмо ФНС от 21.03.12 N ЕД-4-3/4681@). То есть ответ на вопрос, нужна ли ТТН при доставке товара поставщиком, в отдельных случаях положительный.

Если доставка товара входит в его стоимость, то товарно-транспортная накладная для подтверждения расходов и вычета по НДС не потребуется. Поскольку транспортные расходы у организации будут отсутствовать. В этом случае для оприходования товара будет достаточно товарной накладной (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/461).

Нужны ли ТТН при самовывозе покупателем

Если организация забирает товар самовывозом, то оформлять товарно-транспортную накладную не нужно. В этом случае договор перевозки отсутствует. Расходы на доставку компания сможет подтвердить на основании путевых листов (Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).

Для чего нужна ТТН в бухгалтерии

Для того чтобы можно было учесть расходы для целей налогообложения, произведенные затраты, в частности, должны быть экономически оправданы и подтверждены документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Товарно-транспортные накладные имеют большое значение. Поскольку именно ТТН считают ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки товаров. Без товарно-транспортных накладных учесть расходы на доставку товара при расчете налога на прибыль, а также заявить вычет по НДС по транспортным расходам, скорее всего, не удастся (Письмо ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2011 N А19-13404/2010).

Иногда спрашивают, нужна ли ТТН, если есть УПД. Да, нужна, поскольку это не взаимозаменяющие документы.

Сколько экземпляров ТТН нужно выписывать

По общему правилу ТТН выписывает грузоотправитель. Товарная накладная составляется для каждого покупателя и на каждую поездку отдельно (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначен для списания товара. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товара. Третий и четвертый экземпляры ТТН сдаются организации-владельцу транспорта, осуществившему доставку товара (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

На основании третьего экземпляра организация-перевозчик выставит счет организации-заказчику автотранспорта. На основании четвертого экземпляра производится начисление заработной платы водителю (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78).

Нужно ли ставить печать на ТТН? Если организация не отказалась от использования печати, то ее лучше поставить.

Оформление транспортных документов при самовывозе Владислав Артамонов

№ 12 январь 2006 г
Владислав Артамонов
Логист компании «Теплотекс»

Оформление транспортных документов при самовывозе

В статье «Подводные камни самовывоза» («ЛОГИСТИК&система» №7/июль 2006) мы указали, что в случае EXW продавец должен выписать один товаросопроводительный документ – товарную накладную, а в случае FCA еще и оформить транспортные документы. Кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом? Какие бумаги подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен?
В данной статье речь пойдет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название – материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»). Согласно действующему законодательству, на территории РФ документом на перевозку грузов автотранспортом является товарно-транспортная накладная (ТТН). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку на территории РФ. Документ, как правило, оформляется грузоотправителем, однако по согласованию сторон может составляться и перевозчиком.
В каких же случаях продавец должен формировать перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов F по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов C или D, то к обязанностям продавца добавляется составление договора перевозки и его оплата.
Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и речь об этом пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, поскольку большинство случаев аналогичны разбираемым.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ПЕРЕВОЗЧИКОМ

Сначала разберем вариант, когда договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком (группы терминов F, C или D по Инкотермс 2000). В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки (продавец или покупатель), обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, то есть на продавце (поставщике). При автоперевозках таким документом является товарно-транспортная накладная по утвержденной форме 1-Т.
В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную. Она является основным перевозочным документом и по ней производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР» (см. врезку «Типовая форма ТТН»).

Согласно Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Автотранспортное предприятие прилагает третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта. А четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Разделы ТТН представлены во врезке на стр. 63.Типовая форма ТТН
Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, принятой сторонами: Минфином СССР No 156, Госбанком СССР No 30, ЦСУ СССР No 354/7, Минавтотрансом РСФСР No 10/998 от 30 ноября 1983 г. (в редакции постановления Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. No 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Стоит отметить, что указанным постановлением Госкомстата изменена и утверждена форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой инструкции осталось приложение No 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора. Кстати, при необходимости в любую форму, утвержденную Госкомстатом, можно вносить дополнения, например строки или столбцы, которых не хватает. Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ

В случае, когда договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет на оплату, акт выполненных работ, счет-фактура. Следует заметить, что товарно-транспортная накладная обязательна, а вот акт об оказании услуг нет, поскольку перевозка и экспедирование по нормам (п. 2 гл. 39 ГК РФ) не являются услугой. ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозок, акт об оказании услуг по перевозке как документ не предусмотрен. Налоговые органы своим письмом от 30 апреля 2004 г. No 04-02-05/1/33 также признали, что акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Он необходим только в том случае, если его составление предусмотрено договором.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Если базис поставки EXW, а договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будут только поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. Если же в договоре поставки есть ссылка на термин групп F, C или D Инкотермс 2000, то ответственный за выписывание транспортного документа будет определяться видом договора с посредником.Международная экспедиторская практика
Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:
в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком согласно полученным инструкциям. В контракте по перевозке экспедитор выступает от имени своего клиента и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам клиент экспедитора предъявляет сам. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков;
в качестве перевозчика. Это означает, что экспедитор может либо перевозить товары собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор с юридической точки зрения считается так называемым перевозчиком по договору, ответственным за груз и перевозку в целом.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ АГЕНТА

Если при заключении договора перевозки посредник выступает в роли агента (гл. 52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае ТТН) целиком и полностью ложится на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное – проблемы продавца.
Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет последний, поскольку ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае состоит в подтверждении целесообразности оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут-то и пригодится возможность дополнять любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, можно внести в ТТН строку «Основание» и вписывать в нее агента и реквизиты договора с ним.
Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре. Ведь для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ, а это уже другой вид договора – экспедиторский.

В случае когда договор перевозки заключен с перевозчиком через агента, для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор агентирования, договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет(а) на оплату, отчет агента, акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно), акт выполненных работ с агентом, два экземпляра счета-фактуры.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ЭКСПЕДИТОРОМ

Правовой статус экспедитора (гл. 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности. Международная экспедиторская практика представлена во врезке.
Согласно нормам российского законодательства, а именно статье 801 ГК РФ, экспедитор может заключать договоры перевозки как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон. Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, состоит в следующем. Для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать экспедиторский документ, свидетельствующий о том, что экспедитор товар принял и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи груза получателю. Разделы ТТН
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Первый определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Второй раздел отражает отношения грузоотправителя (заказчика автотранспортных услуг) с организацией – владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов. Он служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН позволяет выполнять одновременно несколько функций.
Полная цепочка передачи груза в данном случае выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор, экспедитор – перевозчик, перевозчик – экспедитор, экспедитор – получатель (покупатель).
Нужно отметить, что по Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем. В данном случае грузоотправитель не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору». ТМЦ передаются экспедитору по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме с соблюдением необходимых условий.
В соответствии с вышеупомянутой инструкцией грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, полученные товарно-материальные ценности экспедитор как раз по ТТН и списывает. В сопроводительных документах, отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и счете-фактуре), в графе «Грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), акт выполненных работ (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), счет-фактура (Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.). Если накладную на перевозку для перевозчика выписывает сам экспедитор, то для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком третий экземпляр должен вернуться к нему же. Покупатель подтверждает получение товара отправкой продавцу накладной ТОРГ-12 с исполнением.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс 2000 из группы D, экспедитор будет еще обязан возвратить ТОРГ-12 с исполнением как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. К иным услугам также относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случае прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением. На иные услуги экспедитор должен иметь полномочия, которые необходимо прописать в договоре. В этом случае предприятие, выделившее его, выдает ему удостоверение со ссылкой на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.
Если экспедитор и перевозчик – одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор (перевозчик), экспедитор (перевозчик) – получатель (покупатель). В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ОТ ИМЕНИ КЛИЕНТА

Товаросопроводительные документы при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, должны быть оформлены следующим образом. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ. Также он обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В этой статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами. В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить грузоотправитель. Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строки «Грузоотправитель» и «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?
Выход из этой запутанной ситуации на самом деле довольно прост. Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор. В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: «ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности No, дата (указываются реквизиты выданной доверенности)». В зависимости от указанного в договоре купли-продажи термина Инкотермс 2000 клиентом может быть как покупатель, так и продавец, В этом случае добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа. Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.
В накладной должна стоять подпись представителя экспедитора и печать последнего. ТТН оформляется в количестве пяти экземпляров. Два экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор впоследствии обязан передать клиенту.

В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), третий экземпляр ТТН, акт выполненных работ с перевозчиком (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), акт выполненных работ с экспедитором, счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет клиент), счет-фактура от экспедитора.Проверьте содержание
Если акт выполненных работ не оформляется, то в экспедиторский документ, форма которого в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации отсутствует, обязательно включите следующие реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

ЭКСПЕДИТОРСКИЙ ДОКУМЕНТ

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ. Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется такое правовое поле на национальном уровне.
Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности: оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее – экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора в качестве организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.
Статьей 2 Закона в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца вводится понятие правил транспортно-экспедиционной деятельности. Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. No 554 (с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс России обнародовал их проект, прошло три года).
Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), представляют собой русскоязычные аналоги складской и экспедиторской расписок, экспедиторского сертификата перевозки, мультимодального транспортного коносамента экспедитора, мультимодальной транспортной накладной экспедитора. Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.

НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. No 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем перечисленных в строке «Приложение» документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификатов, счетов, счетов-фактур, счетов-проформ, удостоверений, свидетельств и т. д.), водитель обязан их принять и передать вместе с грузом получателю.
В товарном разделе ТТН в части, отражающей приемку-передачу груза, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Когда товарно-материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту на основании доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12), указываются ее реквизиты. Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.
Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам. Водитель свое право на получение груза подтверждает путевым листом. Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель» вместо «Груз получил грузоотправитель»•

Оформление транспортной накладной при самовывозе покупателем

Оформление транспортной накладной при самовывозе

Безупречный документооборот с новой транспортной накладной. Новая транспортная накладная: как ее заполнить, если доставка производится покупателем. Только офици​альные накладные подтверждают доставку товара.

Вопрос: Покупатель забирает у поставщика товар на складе поставщика на условиях самовывоза. Кто должен оформлять транспортную накладную – поставщик или покупатель?

Ответ: Покупатель. Если покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика, тогда в транспортной накладной грузоотправителем и грузополучателем выступает покупатель. Подписи будут покупателя и перевозчика.

При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров и не обязан выписывать транспортную накладную. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада (п. 1 ст. 223, п. 2 ст. 458 ГК РФ). На момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза и он заказывает перевозку уже своего товара.

Покупатель – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку. Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272). Но в договоре можно предусмотреть, что ТН выписывает перевозчик.

В накладной покупатель заполняет пункты 1–2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца.

Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки может заполнить продавец или перевозчик.

Для этого условия о заполнении накладной нужно включить в договор с поставщиком или перевозчиком. В пункте 6 «Адрес места погрузки» нужно указать адрес поставщика.

В данном случае подпись в п. 6 «Прием груза» может поставить водитель по доверенности (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Или отправьте своего работника на склад поставщика, чтобы он сам передал товар по транспортной накладной водителю перевозчика. Тогда ваш сотрудник поставит подпись в п. 6 транспортной накладной. Копию доверенности на водителя или сотрудника приложите к транспортной накладной.

Образец оформления ТН в данной ситуации смотрите ниже.

Если покупатель забирает купленный товар самовывозом собственным транспортом без привлечения перевозчика. Транспортная накладная или ТТН не нужна, поскольку нет договора перевозки (письмо Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123).

Обоснование

Безупречный документооборот с новой транспортной накладной

Перевозку заказывает покупатель

Покупатель забирает груз самовывозом и привлекает для доставки стороннего перевозчика. Доставка происходит со склада поставщика. Заказчиком перевозки, грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Грузоотправитель. При такой схеме доставки продавец не несет обязанностей по перевозке товаров. Считается, что он исполнил свои обязанности по поставке, когда покупатель или перевозчик забирает товар со склада (п. 1 ст. 223, п. 2 ст. 458 ГК РФ).

Таким образом, на момент отгрузки покупатель фактически является собственником груза. Покупатель – он же грузоотправитель – оговаривает условия и стоимость перевозки, заключает договор на перевозку и подает заказ-заявку.

Он же, если иное не предусмотрено договором, составляет в трех экземплярах транспортную накладную (п. 6 Правил № 272).

В накладной покупатель заполняет пункты 1–2, 5 и 16 и передает все три экземпляра представителю перевозчика или продавца.

Так как покупатель при отгрузке не присутствует, пункты 3, 4 и 6 с данными о грузе, сопровождающих его документах и месте отгрузки должен заполнить продавец. Для этого условия о заполнении накладной безопаснее включить в договор с поставщиком или перевозчиком.

Перевозчик. Представитель компании-перевозчика получает все три экземпляра накладной либо заранее от покупателя, либо при подаче транспорта у поставщика и заполняет свою часть документа. А именно пункты 8–13 и 15–16 транспортной накладной.

Заполнить большую часть этих сведений в накладной может и грузоотправитель, если заранее получит от перевозчика необходимые для этого данные об автомобиле, водителе и т. д. При приеме груза представитель перевозчика ставит свою подпись в пункте 6.

Грузополучатель. Получатель груза – он же покупатель – при его приемке заполняет данные в разделе 7 транспортной накладной. Первый ее экземпляр он оставляет себе, второй – передает перевозчику. Первый экземпляр он может оставить себе или передать вместе с другими товаросопроводительными документами поставщику.

Причем безопаснее передать документ именно поставщику. Накладная потребуется ему, чтобы подтвердить факт доставки товара на налоговой проверке.

При самовывозе грузоотправителем в транспортной накладной может значиться компания-покупатель

Наша организация приобрела оборудование в другом городе на условиях самовывоза. Мы наняли стороннего перевозчика, который доставит товар от продавца на наш склад. По договору право собственности на оборудование переходит к нашей компании в момент отгрузки. Кого указывать в качестве грузоотправителя в транспортной накладной: продавца или покупателя (нашу компанию)?

В транспортной накладной в качестве грузоотправителя должна значиться ваша организация.

Ведь на момент отгрузки право собственности на оборудование уже перешло к вашей компании. А собственник груза может быть грузоотправителем. Такой вывод есть в письме ФНС России от 25 декабря 2006 г. № 03-1-03/2550@. И не важно, что товар вы передаете перевозчику не со своего склада.

По общему правилу именно грузоотправитель оформляет транспортную накладную. Так что вы можете командировать своего сотрудника в другой город на склад продавца, чтобы он передал перевозчику и накладную, и груз.

Отметим, что в данном случае ваша организация выступит и грузоотправителем, и грузополучателем оборудования.

Новая транспортная накладная: как ее заполнить, если доставка производится покупателем

Транспортная накладная. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (п. 9 Правил перевозки грузов).

Если покупатель является заказчиком услуг (грузоотправителем), то он сам изначально оформляет три экземпляра накладной.

До передачи их перевозчику покупатель заполняет строки 1 «Грузоотправитель», 2 «Грузополучатель», 3 «Наименование груза», 4 «Сопроводительные документы на груз», 5 «Указания грузоотправителя», 6 «Прием груза» и 16 «Дата составления, подписи сторон» (в части грузоотправителя). Далее все экземпляры передаются представителю перевозчика.

Перевозчик заполнит данные строк 8 «Условие перевозки», 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», 10 «Перевозчик», 11 «Транспортное средство», 12 «Оговорки и замечания перевозчика», 13 «Прочие условия», 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», 16 «Дата составления, подписи сторон».

При приемке товара раздел 7 «Сдача груза» заполняет покупатель (грузополучатель).

Отметим, что при применении транспортной накладной может возникнуть вопрос: как перевозчику сразу заполнить графу 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», если окончательный расчет стоимости услуг производится после осуществления доставки с учетом всех прямых и косвенных затрат?

В Правилах перевозки грузов нет разъяснений по этому вопросу. Поэтому, по мнению автора, есть два варианта: либо указать стоимость по факту выставления акта об оказании услуг, либо в данной строке сделать ссылку на условия договора.

Следует учитывать, что в транспортной накладной есть раздел, где указывается наименование товара. Если ассортимент большой, то нет необходимости перечислять его полностью. Достаточно указать обобщенное название, а детали есть в сопроводительных документах, которые перечисляются в отдельном разделе и являются приложением к транспортной накладной.

Новая транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами и не заверяется печатью.

Самовывоз автотранспортом: возможны варианты

Гражданский кодекс в части способов передачи товара от продавца к покупателю предусматривает всего два возможных варианта. Первый — доставка товара, а второй — выборка товара. В первом случае обязанности по перевозке товара лежат на продавце, а во втором — на покупателе. Поэтому выборку часто называют самовывозом. Однако на практике самовывоз может быть разным. И, что куда важнее для бухгалтера, разным оказывается документальное оформление этой операции.

Несколько вариантов организации самовывоза появляется из-за того, что покупатель может забирать товар самостоятельно, собственным транспортом, а может поручить это третьему лицу — перевозчику или экспедитору. В каждом из этих случаев будет свой документооборот, что бухгалтеру нельзя не учитывать.

Вывозим сами

Вначале рассмотрим вариант «настоящего самовывоза», то есть ситуации, когда покупатель забирает товар, не привлекая третьих лиц — перевозчика или экспедитора. При этом никаких дополнительных договоров не заключается: уполномоченное лицо покупателя с доверенностью прибывает в место хранения товара на транспорте покупателя (личном или арендованном — не важно) и получает товар.

Такое построение отношений означает, что транспортная накладная не потребуется. Упомянутая накладная согласно недавно вышедшим Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272) — это подтверждение договора перевозки. В рассматриваемом случае подобный договор не заключают, значит, не нужно оформлять и транспортную накладную.

Не требуется при классическом самовывозе и товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (утверждена приказом Минторга СССР от 29.12.85 № 316). Такой вывод следует из письма Минфина России от 31.01.11 № 03-03-06/1/42, а также постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10. В этих документах указывается, что в тех случаях, когда покупатель вывозит товар собственными силами, нет необходимости оформлять форму № 1-Т. Для учета доходов и расходов, а также для вычета НДС в данной ситуации достаточно иметь товарную накладную по форме № ТОРГ-12.

Таким образом, при настоящем самовывозе весь документо­оборот сводится к оформлению доверенности на лицо, которое уполномочено забрать груз и накладной по форме № ТОРГ-12, которую составит поставщик при передаче товара. Больше никаких документов не потребуется.

Перевозку выполняет профессионал

Иначе обстоит дело в том случае, когда вывоз товара поручают транспортной или экспедиционной компании. Здесь будет присутствовать дополнительный договор (перевозки или экспедиции), а значит, появятся и дополнительные документы.

Так, если доставка груза поручается перевозчику, надо учитывать, что договор перевозки покупатель товара заключает с транспортной компанией (а не транспортная компания — с поставщиком). Поэтому документы оформляются следующим образом.

Поставщик, как и в случае с классическим самовывозом, обязан составить только товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Ведь, как мы уже выяснили, он никаких дополнительных договоров не заключает. Так что в его обязанности входит лишь подготовка товара к отгрузке и извещение об этом покупателя. Грузоотправителем поставщик де-юре не является. Роль грузоотправителя в данной схеме правоотношений берет на себя покупатель — именно он заказывает перевозку. Да и товар принадлежит ему с момента, когда поставщик предоставил груз к вывозу и уведомил об этом покупателя (п. 1 ст. 223 и п. 2 ст. 458 ГК РФ). Одновременно покупатель выступает и в роли грузополучателя.

Таким образом, покупатель, поручивший вывоз своего товара со склада поставщика грузоперевозчику, обязан оформить транспортную накладную, которая будет подтверждать заключение договора перевозки груза. Два экземпляра этой накладной останутся у покупателя, поскольку он является одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем. А третью надо передать перевозчику. Такая вот нетривиальная схема оформления документов получается.

Еще запутаннее ситуация с документами будет в том случае, когда для перевозки привлечен экспедитор, который в свою очередь привлечет для перевозки стороннюю транспортную компанию — перевозчика. В этой ситуации грузоотправителем будет именно экспедитор. И он будет составлять транспортную накладную, указывая в качестве грузоотправителя себя самого. Один экземпляр накладной останется у экспедитора, второй надо будет передать перевозчику, а третий — покупателю, который в данном случае выступает грузополучателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *